03.05.2024

Акафист сладчайшему господу нашему иисусу христу. Сила и значение акафиста господу нашему иисусу христу Как правильно читать акафист иисусу сладчайшему


Право решать, когда именно обратиться с мольбой к святому защитнику, дано каждому человеку. По мнению священнослужителей, делать это необходимо по зову сердца. Многие верующие интересуются , как правильно читать акафисты дома, есть ли запреты делать это во время поста. На этот счет имеются строго определенные рекомендации. По благословению священника вполне допустимо обращаться к святым не только в стенах храма, но и дома.

Акафисты в православии

Прежде всего необходимо понять, что такое акафист и когда его читают. В традиции православного христианского богослужения имеется несколько разновидностей молитвенных последований. Наиболее древними и традиционными из них считаются каноны. В 19 - 20 веках большое распространение получили и другие виды прославляющих песнопений - акафисты.

Акафистом принято называть особую поэтическую форму, хвалебное песнопение в честь Иисуса, Матери Божией или святых. По своей форме и сути эти песнопения весьма близки к более древним кондакам.

Каждый акафист включает в себя 25 песен: основной кондак, за которым последовательно расположены 12 кондаков (хвалебных песен), чередующихся с 12 икосами (пространными песнями). Все песни расположены по порядку букв в греческом алфавите. Первый кондак и все икосы заканчиваются припевом «Радуйся!», а все кондаки - припевом «Аллилуия». Традиционно последний кондак обращен к тому, кому посвящен весь гимн, и читается трижды подряд.

Слово «акафист» в переводе с древнегреческого означает «неседальное пение». Это торжественное песнопение допустимо исполнять только стоя.

Когда следует читать

Эти торжественные гимны не относятся к категории обязательных богослужебных чинов. Исключением является лишь Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…»

Обращаться к Божией Матери и святым угодникам Божиим можно, призывая помощь в следующих ситуациях:

  1. Произносить хвалебную оду следует в те моменты, когда очень тяжело на душе. Эта священная песнь поможет наполнить душу радостью и гармонией.
  2. Можно молиться , уповая на помощь святых в мирских делах.
  3. Если в душу закрадываются сомнения, а посоветоваться с клириком нет возможности, можно прочесть самостоятельно хвалебную песнь. Это поможет отбросить сомнения и приобрести уверенность в себе и в Божией помощи.
  4. С помощью чтения акафиста можно исцелять физические и душевные недуги. Очень важно при этом твердо верить в помощь Небес.

Чтение в домашних условиях

Часто женщины задают вопросы, возможно ли чтение акафистов во время критических дней. Никаких запретов на эту тему не существует и можно без сомнений обращаться к Небесам, если возникла душевная потребность.

Порядок чтения

Во время домашнего чтения начало и окончание молитв бывает обычным. Можно читать акафист или канон после утренних или вечерних правил или перед молитвой «Достойно есть…».

При чтении отдельно от утреннего или вечернего моления вначале произносится определенная последовательность молитв, затем читается Псалом 50 и Символ Веры.

Чтение же самого акафиста происходит в определенной последовательности . Кондак 13 повторяется три раза подряд, сразу же после него произносится икос 1, за ним следует 1 кондак.

По завершении чтения возносятся определенные молитвы. Найти их тексты и последовательность можно в любом молитвослове.

При чтении можно столкнуться с некоторыми общепринятыми в православной литературе сокращениями:

  1. Если написано «Слава:» или «Троичен:», следует произносить «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху».
  2. Вместо слов «И ныне» или «Богородичен» произносятся слова «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
  3. Сокращение «Сла́ва, и ны́не:» принято понимать как последовательное сочетание этих двух возгласов.

Какие песнопения выбрать в житейских нуждах

В каждой житейской нужде (на всякую потребу) можно прибегать к помощи определенных Святых или Иконы Божией Матери.

Обращения к Пресвятой Богородице

Акафисты разным святым

Существует перечень молитвенных прославляющих песнопений, позволяющих обратиться к святым во всякой нужде и житейской скорби:

В православной традиции принято Акафист Ангелу-хранителю читать по понедельникам. Почему выбран именно этот день, известно далеко не всем. В Церкви первый день недели считается днем Ангела. Обращение к своему ангелу-хранителю именно в этот день поможет благополучно прожить всю неделю.

Это далеко не полный перечень торжественных церковных песнопений. Если в праздничный день читается канон и акафист одному и тому же празднику или иконе, начинать чтение акафиста следует после шестой песни канона вместо приведенных там кондака и икоса.

Когда читается акафист Иисусу Христу и Пресвятой Богородице?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Акафист - особое песнопение в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Название его (греч. акафистос ; где а - отриц. частица, kathizein - сидеть) указывает на то, что во время чтения или пения акафиста не принято сидеть. Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков, 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом радуйся, а 12 кондаков восклицанием аллилуия. Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, во время осады Константинополя персами во главе с полководцем шаха Хозроя Сарваром и аварами в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен.

В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей - Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие.

Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов.

К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.

Акафист Сладчайшему Господу Нашему Иисусу Христу

Кондак 1

Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие неизречённое, от всяких напастей освободи меня, взывающего: «Иисусе, Сын Божий, помилуй меня!»

Икос 1

Ангелов Творец и Господь небесных Сил! Ум мой немощный открой и развяжи язык на хвалу пречистого Твоего имени, как некогда глухому и косноязычному Ты слух открыл и язык развязал, и говорил он, так возглашая:

Иисусе пречудный, Ангелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление.

Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление.

Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепость.

Иисусе претихий, монахов радость; Иисусе премилостивый, пресвитеров услада.

Иисусе премилосердный, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных веселие.

Иисусе пречестной, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение.

Кондак 2

Видя некогда вдовицу, горько плакавшую, Господи, Ты, умилосердившись, сына её, для погребения несомого, воскресил; так и над мною умилосердись, Человеколюбец, и грехами умерщвлённую душу мою воскреси, взывающую: Аллилуйя!

Икос 2

Познать недоступное познанию ища, «Господи, покажи нам Отца», – говорил Филипп. Ты же ему: «Столько времени со Мною пребывая, неужели не познал ты, что Отец во Мне и Я во Отце?» Потому, Непостижимый, я со страхом взываю Тебе:

Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царь пресильный.

Иисусе, Владыка долготерпеливый; Иисусе, Спаситель премилостивый.

Иисусе, Хранитель мой преблагой; Иисусе, очисти грехи мои.

Иисусе, изгладь беззакония мои; Иисусе, отпусти неправды мои.

Иисусе, надежда моя, не оставь меня; Иисусе, Помощник мой, не отринь меня.

Иисусе, Создатель мой, не забудь меня; Иисусе, Пастырь мой, не погуби меня.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 3

Силою свыше облёкший Апостолов, Иисусе, в Иерусалиме пребывавших, облеки и меня, не имеющего никакого дела доброго, теплотой Духа Твоего Святого и дай мне с любовью петь Тебе: Аллилуйя!

Икос 3

Имея обилие милосердия, мытарей, и грешников, и неверных призвал Ты, Иисусе; не презри ныне и меня, подобного им, но, как многоценное мvро, прими эту песнь:

Иисусе, Сила непобедимая; Иисусе, Милость бесконечная.

Иисусе, Красота пресветлая; Иисусе, Любовь неизречённая.

Иисусе, Сын Бога живого; Иисусе, помилуй меня, грешного.

Иисусе, услышь меня, в беззакониях зачатого; Иисусе, очисти меня, во грехах рождённого.

Иисусе, научи меня, беспутного; Иисусе, освети меня, тёмного.

Иисусе, очисти меня, скверного; Иисусе, возврати меня, заблудшего.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 4

Бурю имея в себе мыслей сомнительных, Пётр утопал; но увидев Тебя, Иисусе, во плоть облечённым и по водам ходящим, познал в Тебе Бога истинного и, руку спасения получив, воскликнул: Аллилуйя!

Икос 4

Услышав слепой, что Ты Господи, мимо по дороге проходишь, взывал: «Иисусе, сын Давидов, помилуй меня!» И призвав его , Ты открыл очи ему. Просвети же милостью Твоею духовные очи сердца и мне, взывающему к Тебе и говорящему:

Иисусе, горних Сил Создатель; Иисусе, земных Искупитель.

Иисусе, преисподней Разрушитель; Иисусе, всего творения Устроитель.

Иисусе, души моей Утешитель; Иисусе, ума моего Просветитель.

Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие.

Иисусе, Спаситель мой, спаси меня; Иисусе, свет мой, просвети меня.

Иисусе, от муки всякой избавь меня; Иисусе, спаси меня, недостойного.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 5

Как некогда пролитою божественною кровью искупил Ты нас от проклятия закона, Иисусе, так и ныне освободи нас из сети, в которой змий запутал нас страстями плотскими, и блудным соблазном и пагубным унынием, возглашающих Тебе: Аллилуйя!

Икос 5

Дети еврейские, увидев в образе человеческом Создавшего Своей рукою человека, и Владыку в Нём уразумев, поспешили с ветвями приветствовать Его, «Осанна!» возглашая. Мы же песнь приносим Тебе, говоря:

Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сын Давидов.

Иисусе, Царь преславный; Иисусе, Агнец непорочный.

Иисусе, Пастырь предивный; Иисусе, Хранитель в детстве моём.

Иисусе, Руководитель в юности моей; Иисусе, слава в старости моей.

Иисусе, надежда при кончине моей; Иисусе, жизнь после смерти моей.

Иисусе, утешение моё на суде Твоём; Иисусе, желание моё, не посрами меня тогда.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 6

Проповедников Боговдохновенных проповедь и изречения исполняя, Иисусе, Ты, не вмещаемый всем мiром , на земле явился и жил с людьми, и страдания наши взял на Себя. Потому, ранами Твоими исцелившись, мы научились петь: Аллилуйя!

Икос 6

Воссияло вселенной просвещение истины Твоей, и рассеялось обольщение бесовское; ибо идолы, Спаситель наш, не вынеся силы Твоей, пали. Мы же, спасение получив, возглашаем Тебе:

Иисусе, Истина, обман отгоняющая; Иисусе, Свет, высший всякой светлости.

Иисусе, Царь, превозмогающий всех крепостью; Иисусе, Боже, исполненный милости.

Иисусе, Хлеб жизни, насыть меня, алчущего; Иисусе, Источник разума, напой меня, жаждущего.

Иисусе, Одежда веселия, одень меня, тленного; Иисусе, Покров радости, покрой меня, недостойного.

Иисусе, Податель просящим, дай мне плач о грехах моих; Иисусе, Обретение ищущих, обрети душу мою.

Иисусе, отворяющий стучащимся, открой сердце моё несчастное; Иисусе, Искупитель грешных, очисти беззакония мои.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 7

Желая сокрытую от века тайну открыть, Ты как овца на заклание ведён был, Иисусе и, как агнец, пред стригущим его, был безгласен, и как Бог, из мёртвых воскрес, и со славою на небеса вознёсся, и нас воздвиг с Собою, восклицающих: Аллилуйя!

Икос 7

Небывалое действие показал Творец, явившийся нам: Он без семени от Девы воплотился, из гроба, печати не нарушив, воскрес, и к Апостолам, при запертых дверях, вошёл во плоти. Потому в изумлении воспоём:

Иисусе, Слово беспредельное; Иисусе, Слово взорам недоступное.

Иисусе, Сила непостижимая; Иисусе, Мудрость непознаваемая.

Иисусе, Божество неизобразимое; Иисусе, Господство неисчислимое.

Иисусе, Царство непобедимое; Иисусе, Владычество бесконечное.

Иисусе, Могущество высочайшее; Иисусе, Власть вечная.

Иисусе, Творец мой, сжалься надо мной; Иисусе, Спаситель мой, спаси меня.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 8

Дивно сделавшегося человеком Бога видя, отойдём от суетного мiра и ум к божественному направим. Ибо для того Бог и сошёл на землю, чтобы нас на небеса возвести, восклицающих Ему: Аллилуйя!

Икос 8

Весь был в странах дольних, и нисколько горних не оставил, числом Неизмеримый, когда добровольно за нас пострадал, и смертью Своею нашу смерть умертвил, и воскресением жизнь даровал поющим:

Иисусе, сладость сердечная; Иисусе, крепость телесная.

Иисусе, светлость душевная; Иисусе, острота разума.

Иисусе, радость совести; Иисусе, надежда верная.

Иисусе, память предвечная; Иисусе, похвала высокая.

Иисусе, слава моя превознесённая; Иисусе, желание моё, не отринь меня.

Иисусе, Пастырь мой, взыщи меня; Иисусе, Спаситель мой, спаси меня.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 9

Весь мiр Ангельский непрестанно славит пресвятое имя Твоё, Иисусе, на небесах «Свят, Свят, Свят!» восклицая; Мы же, грешные, на земле бренными устами восклицаем: Аллилуйя!

Икос 9

Витий громогласных как рыбы безгласными мы видим пред Тобою, Иисусе, Спаситель наш; ибо они не в силах объяснить, как Ты Богом неизменяемым и человеком совершенным пребываешь. Мы же, дивясь этой тайне, с верою восклицаем:

Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царь царствующих.

Иисусе, Владыка властвующих; Иисусе, Судия живых и мёртвых.

Иисусе, надежда безнадёжных; Иисусе, утешение плачущих.

Иисусе, слава нищих; Иисусе, не осуди меня по делам моим.

Иисусе, очисти меня по милости Твоей; Иисусе, отгони от меня уныние.

Иисусе, просвети мои очи сердечные; Иисусе, дай мне память о смерти.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 10

Желая спасти мiр, Ты, блистающее при восходе Солнце, к тёмному западу природы нашей снизойдя, смирил Себя до принятия смерти. Потому превознеслось имя Твоё выше всякого имени, и от всех родов небесных и земных Ты слышишь: Аллилуйя!

Икос 10

Царь предвечный, Утешитель, Христе истинный, очисти нас от всякой скверны, как очистил десять прокажённых, и исцели нас, как исцелил сребролюбивую душу Закхея мытаря, дабы мы возглашали Тебе, во умилении взывая:

Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое.

Иисусе, пища укрепляющая; Иисусе, питие неисчерпаемое.

Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление.

Иисусе, сирот защитник; Иисусе, трудящимся помощь.

Иисусе, странников путеводитель; Иисусе, плавающих кормчий.

Иисусе, терпящим бурю тихое пристанище; Иисусе Боже, воздвигни меня, падшего.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 11

Пение с полным сокрушением приношу Тебе я, недостойный, взываю Тебе, как хананеянка: «Иисусе помилуй меня!» Ибо не дочь имею я, но плоть, страстями тяжко одержимую и гневом разжигаемую, и исцеление подай возглашающему Тебе: Аллилуйя!

Икос 11

Тебя, Светильник, подающий свет пребывающим во тьме неведения, прежде гнавший Павел, силе голоса Божественной Мудрости внял и быстро душою прозрел. Так просвети омрачённые очи и моей души, восклицающей:

Иисусе, Царь мой крепчайший; Иисусе, Боже мой всесильный.

Иисусе, Господь мой пребессмертный; Иисусе, Создатель мой преславный.

Иисусе, Наставник мой предобрый; Иисусе, Пастырь мой прещедрый.

Иисусе, Владыка мой премилостивый; Иисусе, Спаситель мой премилосердный.

Иисусе, просвети мои чувства, помрачённые страстями; Иисусе, исцели моё тело, покрытое язвами грехов.

Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце моё от вожделений порочных.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 12

Благодать прощения мне даруй, все долги прощающий Иисусе, и прими меня, кающегося, как принял Ты Петра отрёкшегося от Тебя, и призови меня, беспечного, как некогда Павла, гнавшего Тебя, и услышь меня, восклицающего Тебе: Аллилуйя!

Икос 12

Воспевая Твоё вочеловечение, восхваляем Тебя все и веруем с Фомою, что Ты Господь и Бог, сидящий со Отцом и грядущий судить живых и мёртвых. Удостой же тогда стать справа от Тебя меня, взывающего:

Иисусе, Царь предвечный, помилуй меня; Иисусе, Цвет благовонный, благоухания исполни меня.

Иисусе, Теплота любимая, согрей меня; Иисусе, Храм предвечный, покрой меня.

Иисусе, Одежда светлая, укрась меня; Иисусе, Жемчуг многоценный, осияй меня.

Иисусе, Камень дорогой, просвети меня; Иисусе, Солнце правды, освети меня.

Иисусе, Свет святой, озари меня; Иисусе, от болезней душевных и телесных избавь меня.

Иисусе, из руки вражеской исторгни меня; Иисусе, от огня неугасимого и прочих вечных мук освободи меня.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 13

О пресладкий и всемилостивый Иисусе! Прими ныне это малое моление наше, как принял Ты две лепты вдовицы, и сохрани наследие Твоё от врагов видимых и невидимых, от нашествия иноплеменников, от недуга и голода, от всякой скорби и смертоносной язвы, и от грядущей муки избавь всех, возглашающих Тебе: Аллилуйя!

(Трижды )

Затем читается 1?й Икос и Кондак 1?й

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора

О последовании Господу нашему Иисусу Христу Аще кто Мне служит, Мне да последствует , сказал Господь. Каждый христианин обетами, произнесенными при Святом Крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу

Из книги Избранные творения в двух томах. Том 1 автора Брянчанинов Святитель Игнатий

О последовании Господу нашему Иисусу Христу Аще кто Мне служит, Мне да последствует 1, сказал Господь. Каждый христианин обетами, произнесенными при Святом Крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу

Из книги Молитвослов автора Автор неизвестен

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу Глас 6-й, Песнь 1Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.Помилуй мя, Боже, помилуй мя.Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе,

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

Канон умилительный ко Господу нашему Иисусу Христу Песнь 1, глас 2Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.Иисусе сладчайший, спаси

Из книги "Поёт душа моя, тобой вознесенная!" [Молитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении] автора Дмитровский Священномученик Серафим (Звездинский), епископ

Акафист Иисусу Сладчайшему Кондак 1Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.Икос 1Ангелов

Из книги Русский Православный Молитвослов автора

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу Глас 6Песнь 1Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.Помилуй мя, Боже, помилуй мя.Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и

Из книги Молитвослов на русском языке автора

АКАФИСТ Господу Иисусу Христу; Терноносному и Крестоносному Кондак 1Возбранный Воеводо и Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, мене, грехом умерщвленнаго, мене, тьмою страстей помраченнаго, просветити и оживити хотя, приклонив небеса, снизшел еси ко мне даже до смерти,

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

АКАФИСТ Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешных, Сладчайшему, в нашествии горчайших искушений и страстей* У сего Акафиста в кондаках и икосах краестрочие: «Весь от страстей безмерных, яко во огне, сгораю аз, помилуй мя!» Акафист сей поется на 6-й глас, и в

Из книги автора

АКАФИСТ Господу Иисусу Христу благодарственный, по причащении Святых Христовых Тайн Кондак 1Возбранный Воеводо и Господи, Святыми Тайнами Твоими Ты ад в душе моей победил еси ныне. Святыми Тайнами Твоими Ты тяготу греховную с совести моея непостижиме ныне снял еси. Се аз,

Из книги автора

Канон Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу Песнь 1Ирмос: Во глубине потопила некогда фараоново войско превосходящая сила, зловредный грех же истребило воплотившееся Слово - препрославленный Господь; ибо славно Он прославился.Припев: Иисус сладчайший, спаси меня.

Из книги автора

Канон Покаянный ко Господу Нашему Иисусу Христу Песнь 1Ирмос: Морскую бездну точно сушу стопами Израиль попирал, гонителя фараона видел потопляемого и восклицал: «Богу победную песнь воспеваем».Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!Ныне приступил я, грешный и

Из книги автора

Канон ко Господу Нашему Иисусу Христу Глас 2Песнь 1Ирмос: Некогда погубила во глубине всё войско фараоново превосходящая сила, воплотившееся же Слово истребило зловредный грех, – препрославленный Господь; ибо Он славно прославился.Припев: Иисусе сладчайший, спаси

Из книги автора

Молитва Господу нашему Иисусу Христу Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, по неизречённому Твоему человеколюбию в конце веков облёкшийся в плоть от Приснодевы Марии! Славим Твоё спасительное о нас промышление, мы, рабы Твои, Владыка; воспеваем Тебя, ибо чрез Тебя мы

Из книги автора

Канон Молебный Господу нашему Иисусу Христу, читаемый в общих напастях, и в бездождии, в голоде и мятеж и в сопротивление ветром, и в нашествие иноплеменных, и о всяком прошении Тропари, гл. 6Помилуй нас, Господи, помилуй нас; ибо, не находя себе никакого оправдания, сию

Из книги автора

Акафист Сладчайшему Господу Нашему Иисусу Христу Кондак 1Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие неизречённое, от всяких напастей освободи меня,

Из книги автора

Молитва покаянная (из канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу) Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; страствори моему телу от обоняния

Кондак 1

Возбранный воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой: но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Икос 1

Ангелов Творче и Господи сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имени, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и глаголаше зовый таковая:
Иисусе пречудный, Ангелов удивление:
Иисусе пресильный, прародителей избавление.
Иисусе пресладкий, патриархов величание:
Иисусе преславный, царей укрепление.
Иисусе прелюбимый, пророков исполнение:
Иисусе предивный, мучеников крепосте.
Иисусе претихий, монахов радосте: Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание: Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие: Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 2

Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси, сице и о мне умилосердися, человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменный разумети Филипп ищя, Господи, покажи нам Отца, глаголаше. Ты же к нему: толикое время сый со Мною, не познал ли еси, яко Отец во Мне, и Аз во Отце есмь? Темже Неизследованне, со страхом зову Ти: Иисусе, Боже предвечный: Иисусе, Царю пресильный.
Иисусе, Владыко долготерпеливый: Иисусе, Спасе премилостивый. Иисусе, хранителю мой преблагий: Иисусе, очисти грехи моя. Иисусе, отъими беззакония моя: Иисусе, отпусти неправды моя. Иисусе, надеж до моя, не остави мене: Иисусе, помощниче мой, не отрини мене. Иисусе, Создателю мой, не забуди мене: Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 3

Силою свыше, Апостолы облекий, Иисусе, во Иерусалиме седящия, облецы и мене, обнаженнаго от всякаго благотворения теплотою Духа Святаго Твоего, и даждь ми с любовию пети Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй богатство милосердия, мытари и грешники и неверныя призвал еси, Иисусе: не презри и мене ныне, подобнаго им, но, яко многоценное миро, приими песнь сию: Иисусе, сило непобедимая: Иисусе, милосте безконечная. Иисусе, красото пресветлая: Иисусе, любве неизреченная. Иисусе, Сыне Бога живаго: Иисусе, помилуй мя грешнаго. Иисусе, услыши мя в беззакониих зачатаго: Иисусе, очисти мя во гресех рожденнаго. Иисусе, научи мя непотребнаго: Иисусе, освети мя темнаго. Иисусе, очисти мя сквернаго: Иисусе, возведи мя блуднаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, Петр утопаше: узрев же во плоти Тя суща, Иисусе, и по водам ходяща, позна Тя Бога истиннаго, и руку спасения получив рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем, вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя: и призвав отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти, и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю: Иисусе, нижних Искупителю. Иисусе, преисподних потребителю: Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея Утешителю: Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие: Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя: Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя: Иисусе, спаси мя недостойнаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 5

Боготочною кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе: сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа.
Видевше отроцы еврейстии во образе человечестем создавшаго рукою человека, и владыку разумеете Его, потщашася ветвьми угодити Ему, осанна вопиюще. Мы же песнь приносим Ти глаголюще:
Иисусе, Боже истинный:
Иисусе, Сыне Давидов.
Иисусе, Царю преславный:
Иисусе, агнче непорочный.
Иисусе, пастырю предивный:
Иисусе, хранителю во младости моей.
Иисусе, кормителю во юности моей:
Иисусе, похвало в старости Моей.
Иисусе, надеждо в смерти моей:
Иисусе, животе по смерти моей.
Иисусе, утешение мое на суде Твоем:
Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда.

Кондак 6

Проповедник богоносных вещание и глаголы исполняя, Иисусе, на земли явлься, и с человеки невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси: отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бесовская: идоли бо, Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша: мы же спасение получивше, вопием Ти: Иисусе, истино, лесть отгонящая: Иисусе, свете, превышший всех светлостей. Иисусе, Царю, премогаяй всех крепости: Иисусе, Боже, пребываяй в милости. Иисусе, хлебе животный, насыти мя алчущаго: Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго.
Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго: Иисусе, покрове радости, покрый мя недостойнаго.
Иисусе, подателю просящим, даждь ми плач за грехи моя:
Иисусе, обретение ищущих, обрящи душу мою. Иисусе, отверзителю толкущим, отверзи сердце мое окаянное:
Иисусе, Искупителю грешных, очисти беззакония моя.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 7

Хотя сокровенную тайну от века открыти, яко овча на заколение веден был еси, Иисусе, и яко агнец прямо стригущаго его безгласен, и яко Бог из мертвых воскресл еси, и со славою на небеса вознеслся еси, и нас совоздвигл еси, зовущих: Аллилуиа.

Икос 7

Дивную показа тварь явлейся Творец нам: без Семене от Деве воплотися, из гроба, печати не рушив, воскресе, и ко Апостолом дверем затворенным с плотию вниде, темже чудящеся, воспоим: Иисусе, Слове необыменный: Иисусе, Слове несоглядаемый. Иисусе, сило непостижимая: Иисусе, мудросте недомыслимая. Иисусе, Божество неописанное: Иисусе, господство неисчетное.
Иисусе, царство непобедимое: Иисусе, Владычество безконечное.
Иисусе, крепосте высочайшая:
Иисусе, власте вечная.
Иисусе, Творче мой, ущедри мя:
Иисусе, Спасе мой, спаси мя.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 8

Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира, и ум на божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи неизчетный: егда волею нас ради пострада, и смертию Своею нашу смерть умертви: и воскресением живот дарова, поющим: Иисусе, сладосте сердечная: Иисусе, крепосте телесная. Иисусе, светлосте душевная: Иисусе, быстрото умная.
Иисусе, радосте совестная:
Иисусе, надеж до известная.
Иисусе, памяте предвечная:
Иисусе, похвало высокая.
Иисусе, славо моя превознесенная:
Иисусе, желание мое, не отрини мене.
Иисусе, Пастырю мой, взыщи мене:
Иисусе, Спасе мой, спаси мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 9

Все естество Ангельское безпрестани славит пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси, свят, свят, свят вопиюще: мы же грешнии, на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, якоже рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш: недоумеют бо глаголати, како Бог непреложный, и человек совершенный пребывавши; мы же таинству дивящеся, вопием верно: Иисусе, Боже, предвечный:
Иисусе, Царю царствующих. Иисусе, Владыко владеющих: Иисусе, Судие живых и мертвых. Иисусе, надеж до ненадежных: Иисусе, утешение плачущих. Иисусе, славо нищих: Иисусе, не осуди мя по делом моим. Иисусе, очисти мя по милости Твоей: Иисусе, отжени от мене уныние. Иисусе, просвети моя мысли сердечныя: Иисусе, даждь ми память смертную. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 10

Спасти хотя мир, восточе востоком, к темно-. му западу, естеству нашему пришед, смирился еси до смерти: темже превознесеся имя Твое, паче всякаго имени, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа.

Икос 10

Царю превечный, Утешителю, Христе истинный, очисти ны от всякия скверны, якоже очистил еси
десять прокаженных, и исцели ны, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да вопием Ти во умилении, зовуще: Иисусе, сокровище нетленное: Иисусе, богатство неистощимое. Иисусе, пище крепкая: Иисусе, питие неисчерпаемое. Иисусе, нищих одеяние: Иисусе, вдов заступление. Иисусе, сирых защитниче: Иисусе, труждающихся помоще. Иисусе, странных наставниче: Иисусе, плавающих кормчий. Иисусе, бурных отишие: Иисусе, Боже, воздвигни мя падшаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя..

Кондак 11

Пение всеу ми ленное приношу Ти недостойный, вопию Ти яко Хананеа: Иисусе, помилуй мя: не дшерь бо, но плоть имам страстьми люте бесящуюся, и яростию палимую, и исцеление даждь вопиющу ти: Аллилуиа.
Светоподательна светильника, сущым во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумнаго гласа силу внуши, и душевную быстроту уясни: сице и моя темныя зеницы душевныя просвети, зовуща:
Иисусе, Царю мой прекрепкий: Иисусе, Боже мой пресильный. Иисусе, Господи мой пребезсмертный: Иисусе, Создателю мой преславный. Иисусе, наставниче мой предобрый: Иисусе, пастырю мой прещедрый. Иисусе, Владыко мой премилостивый: Иисусе, Спасе мой премилосердый. Иисусе, просвети моя чувствия потемненная страстьми:
Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми. Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных: Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Благодать подаждь ми, всех долгов решителю, Иисусе, и приими мя кающася, якоже приял еси Петра отвергшагося Тебе, и призови мя унывающаго, якоже древле Павла гоняща Тя, и услыши мя, вопиюща Ти: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое вочеловечение, восхваляем Тя вси, и веруем со Фомою, яко Господь и Бог еси, седяй со Отцем, и хотяй судити живым и мертвым. Тогда убо сподоби мя деснаго стояния, вопиющаго:
Иисусе, Царю предвечный, помилуй мя: Иисусе, цвете благовонный, облагоухай мя. Иисусе, теплото любимая, огрей мя: Иисусе, храме предвечный, покрый мя. Иисусе, одеждо светлая, украси мя: Иисусе, бисере честный, осияй мя. Иисусе, каменю драгий, просвети мя: Иисусе, солнце правды, освети мя. Иисусе, свете святый, облистай мя: Иисусе, болезни душевныя и телесныя избави мя.
Иисусе, из руки сопротивныя изми мя:
Иисусе, огня неугасимаго, и прочих вечных мук, свободи мя.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 13

О пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте: и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменник, от недуга, и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа.

(Сей кондак глаголи трижды. Таже икос 1: Ангелов Творче… и кондак 1: Возбранный Воеводо, Л).

МОЛИТВА КО ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия, на конец веков в плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление раб Твой, Владыко: песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах: благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде: покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери, таковей страшней тайне послужившей: восхваляю Твоя ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия: ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи: почитаю и провозвестившыя Тя пророки, прославляю Апостолы Твоя святыя: торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю: покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика божественнаго в молитву привожду Тебе всещедрому Богу раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.

Вступительное слово протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Приветствую вас, дорогие друзья! Мы с вами продолжаем наши беседы, наши духовные размышления. И если вы помните, совсем недавно мы завершили большой труд, размышляя над Акафистом Пресвятой Богородице. Из передачи в передачу мы брали по одному прошению, которое начинается словом «Радуйся» и размышляли о жизни духовной, жизни земной, пути спасения, начертанном для нас Божьим перстом, под Покровом Пресвятой Девы Марии. Но вот, увы, как все хорошее когда-то должно закончиться, так и мы исчерпали весь объем Акафиста. Однако впереди нас ждет не меньшая радость: мы с вами приступаем к иному Великому акафисту, посвященному Господу Иисусу Христу.

По существу эти два Акафиста: Богородичный и Акафист Спасителю стали, как вы, наверное, знаете, первоосновой для всего множества прочих произведений подобного жанра, посвященных той или иной Богородичной иконе или угоднику Божьему. Но все эти акафисты, написанные в последующих веках, вплоть до XX и XXI, ориентируются и восходят к одному из двух Великих акафистов: Спасителю или Богородице.

Замечательно, что церковные писатели не спешили оставлять свой автограф, точно так же, как и иконописцы, создавая шедевры, прославляющие Святую Троицу, Пресвятую Деву Марию, не ставили подписи на полях икон. И до сих пор ученые, историки, те, кто изучают древнюю литургическую литературу, не пришли к единому мнению, кому же принадлежит Акафист, написанный в честь Господа Иисуса Христа. Есть суждение, что это рука Исихия, пресвитера Иерусалимского, замечательного аскетического писателя раннего Средневековья, оставившего нам свои размышления о важности молитвы Иисусовой и о том, как со вниманием призываемое имя Господа Иисуса Христа благодатно и благотворно воздействует на внутренний мир христианина: просвещает его ум, умиротворяет сердце, избавляет от страстей и дурных привычек, напечатлевает в душе Христовы совершенства, или добродетели смирения, кротости, мира, чистоты, мужества, радости, рассудительности и любви.

Впрочем, не все убеждены, что авторство этого дивного по своим художественным особенностям, глубине смысла, выразительности языка, точности образов произведения принадлежит именно святому Исихию. Ясно одно: человек, который размышлял об имени Божьем, Христе Искупителе, именуя Его то жемчужиной, то драгоценным камнем, то молнией, то Добрым Пастырем, дверью, Хлебом, Светом, был прекрасно знаком со Священным Писанием Нового Завета. Ум автора Акафиста был буквально растворен в языке посланий апостола Павла или Евангелий от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Но мало этого, пред нами не просто книжник, который всю жизнь исследует духовную литературу, сопоставляет и сличает с помощью памяти, пользуясь способностью рационально взвешивать материал, то, что открывается его взору, перед нами и подлинный аскет, подвижник благочестия, человек, в котором благодать Святого Духа живет и являет себя, не насилуя мышления, и Дух Святый утраивает произволение Христова ученика и удесятеряет его творческие способности.

Нельзя не признать, что Акафист Господу Иисусу Христу есть произведение, помазанное благодатью Святого Духа, произведение, написанное вдохновенным гимнографом. Автора этого Акафиста можно, без всякого сомнения, назвать величайшим поэтом, учитывая, что греческое значение слова «поэзия» переводится как «действие», и в самом деле Святой Дух действовал в сердце автора Акафиста. Слова, сочиненные им и посвященные Богу, воздействуют на умы и сердца слушателей. Приступит к этому Акафисту человек, подавленный глубокой печалью, может быть, связанный по рукам и ногам духом уныния, принудит себя прочитать кондак и икос, первый, второй, третий, и если его внимание не будет скользить по тексту, если он не будет механически повторять эти слова, но будет доводить их до ума и сердца, поверьте (и это проверено опытом миллионов православных христиан), искорка бодрости, радости, жизненной энергии вдруг загорается в сердце, и Дух Святой по закону сообщающихся сосудов переливается от Акафиста или из сердца святого подвижника, его написавшего, в сердечную чашу немощного, слабого, склонного к унынию современного читателя. И он вдруг с удивлением подмечает, что на его душе стало светлее, на сердце - теплее, он чувствует в себе позыв продолжать чтение, уже не заставляя себя, но в охотку, с радостью, не в тягость, а в радость. И это несомненное свидетельство того, что акафистные чтения человек свершает не собственной только силой, но и с помощью невидимо присутствующего Ангела Хранителя. Как об этом прекрасно говорит в своих записях преподобный Серафим Саровский: «В час, когда каждое слово произносимой тобой молитвы ложится тебе на сердце и ты чувствуешь, что это слово срывается как стрела с тетивы и уходит в мир духовный, падая к Престолу Божьему, когда, читая молитвы, ты вдруг начинаешь понимать и осознавать, что Сам Отец Небесный взирает на тебя с высоты Своей славы, видит и слышит все твои потуги и принимает твои прошения и нужды, в такой час знай, что Ангел Божий молится с тобой».

Акафист Спасителю, как мы с вами выясняем, имеет некое чудесное, чудотворное свойство воздействовать на внутренний, нравственный мир человека и просвещать его благодатью Духа Святого. Вот почему жалко-жалко тех людей, которые иногда даже священникам признаются: «И что это, батюшка, мы всю жизнь читаем одни и те же молитвы: утром - утренние, вечером - вечерние? Вот и Акафисты Богородице, Спасителю - ду-ду-ду, ду-ду-ду, как об стенку горох». Печально, друзья, слушать эти слова, потому что Богу нужен не объем прочитанных нами страниц молитвослова, но внимательное, вдумчивое, разумное, я бы сказал, трепетное и благоговейное предстояние Ему Самому. А так как наши помыслы разбегаются, сердце, словно морская гладь, волнуется, мы приступаем к молитве, облепленные, словно мухами, какими-то мечтаниями, воспоминаниями, то у нас не получается установить золотую ниточку общения с Творцом - мысли путаются, слова застревают в гортани. Вот почему, взяв Акафист Спасителю, написанный святым человеком, сердце которого стало тростью книжника-скорописца, в сердце которого невидимо почивал Сам Господь Бог, мы, едва лишь прочитаем первый кондак и икос, ощущаем благодатное изменение внутри самих себя. Лишь следуя умом за каждым словом, доводя читаемое до ума и сердца, мы как будто обретаем крылья, с помощью которых нам дано восходить от земли до неба. Перед нами сам собой наводится некий благодатный мост, соединяющий время и вечность.

И в следующий раз, дорогие друзья, мы с вами, раскрыв молитвослов, приступим к изучению этого Акафиста, который покажет и докажет нам, что Господь Иисус Христос - это и Творец, и Спаситель, и Судья всех людей. Он истинный Бог и истинный Человек, Он самое родное и близкое нам существо, не случайно имя Ему - Любовь. И взирая на Христа, Который распростирает со Креста Свои объятия, взяв в руки Акафист, мы обратимся к Нему как малые дети, а Бог услышит нас и примет нашу молитву и даст нам несравненно более того, чем мы у Него просим.

Записала Аксиния Шмонденко