03.05.2024

Что такое духовный мир человека коротко. Духовная жизнь и потребности человека. Духовный мир человека и религия


Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но несмотря на это духовный мир человека был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, обращая прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 29. Там же, с. 10. Там же, с. 10. их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения психологии.

Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъективность - это внутреннее начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность - это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром - это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Исходными формами духовной жизни личности являются культурные и духовные потребности. По ним прежде всего судят о духовном уровне развития личности. Духовно развитый человек - это культурный и образованный человек. Культурные потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.

Культурные и духовные потребности взаимно связаны между собой. Различение культурных и духовных потребностей является условным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребления предметов культуры. Это могут быть художественные и музыкальные произведения, книги, газеты, журналы, кино, театр, предметы быта, отдыха, развлечений, предметы гигиены и т. д. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные -в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.

К культурным потребностям относят: потребность в культурном обществе, потребность в культурном отдыхе и развлечении, потребность в культурном быте, гигиенические потребности и др.

К духовным потребностям относят: познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в общении, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в свободе, потребность в самоактуализации и творчестве, потребность в образовании и пр.

Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к предметам и явлениям как материального, так и духовного мира. Интересы могут быть личными, общественными, познавательными, эстетическими и пр.

Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды - это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.

Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение - это система взглядов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. Мировоззрение может быть научным и религиозным, философским и обыденным, политическим и эстетическим. В мировоззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.

В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.

Верования - это взгляды догматического характера, безоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вызывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.

Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта - то созданный воображением образ желаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспективу в жизни.

Очень важное место в духовном мире человека имеют идеалы. Идеал - это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества личности, которые являются для человека самыми совершенными, а потому и наиболее ценными. Идеалом может быть образ конкретного человека или образ литературного героя, а может быть и обобщенный образ, созданный воображением.

Большую роль в духовной жизни личности играют моральные и эстетические чувства, на основе которых у человека возникают переживания чести и совести, любви и дружбы, привязанности и благодарности, долга и ответственности, восхищения прекрасным и возвышенным, отвращения к низменному и безобразному.

Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.

Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению.

Цельность личности предполагает гармоническое сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, интересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность личности также проявляется в самобытности, создаваемых ею продуктов, в неординарном поведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.

Такое понятие, как духовный мир личности, постоянно на слуху. И вроде бы все интуитивно понимают, что эта составляющая нашей жизни очень важна и ее следует развивать. Но мало кто может дать четкое определение данному понятию. Нет такого человека, который однажды не задумывался о своей духовности, о своем развитии и смысле своего бытия. Именно духовная составляющая отличает нас от животных.

Разбираемся в понятии

По сути, духовный мир личности может быть определен как ядро всей психики человека. Что формирует этот аспект нашей личности? Несомненно, это неразрывная связь человека с обществом, культурой. В становления индивидуума как части социума субъект приобретает определенные убеждения, идеалы, На вопрос, что такое философия дает вполне определенный ответ. Это микрокосм личности, ее Особенный мир человека отражает, с одной стороны, его неповторимые, уникальные черты, а с другой стороны - некие моменты, объединяющие личность и общество.

Душа и дух

Когда философами изучается духовный мир личности, в первую очередь имеют в виду понятие души. В античной философии она рассматривалась как основа для возникновения воли, мыслей, чувств, поскольку физическое тело не могло быть их причиной. Позднее душа стала центром сознания человека, превратилась в его внутренний мир. Понятие "дух" рассматривалось как разум субъекта, а "духовный мир людей" - как усвоение старых и созидание новых творческих идеалов человека. Духовность обязательно предполагает наличие нравственности, причем воля и разум индивидуума сами являются нравственно направленными.

Мировоззрение как основа духовной жизни человека

Вера, знания, мировоззрение, чувства, способности, потребности, направленность и стремления в совокупности представляют духовный мир личности. Мировоззрение здесь занимает особое положение, поскольку включает в себя сложную систему взглядов индивида на мир. Оно в первую очередь закладывается в процессе социального и включает в себя взгляды, разделяемые страной, поколением, религиозной общиной, социальным классом субъекта. Мировоззрение -

это не только усвоенные ценности и нормы, не только заложенные эталоны поведения. Это еще и оценка окружающей действительности. Человек смотрит на мир через призму своих убеждений, составляет свое мнение и строит поведение в соответствии с этими ценностями и нормами. Таким образом, мировоззрение составляет основу духовного мира человека.

Заключение

Итак, духовный мир личности представляется нам в виде неразрывной взаимосвязи индивидуального и коллективного, общественного и личного в человеке. Его основу составляет мировоззрение как сложная совокупность усвоенных в процессе социализации убеждений, идеалов и норм поведения. Мировоззрение включает индивидуальные предпочтения и Духовный мир человека определяется нравственной направленностью чувств, мыслей и воли субъекта.

К духовному миру человека относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации). Духовный мир человека – это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Основой духовного мира человека является мировоззрение.

Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов на мир – на явления природы, общества, на феномен человека. Существуют разные виды мировоззрения:

обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Ядром мировоззрения человека являются ценности.

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
представления;
убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
способности к тем или иным формам социальной деятельности;
чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир – это внутренний стержень человека, основа его мировоззрения. В этот термин входит полная структура взглядов человека на мир, которые, как правило, свойственны тому социальному классу, в который он оказывается включен. Речь идет не только о ступеньке социальной лестницы, но и о поколении, религиозных взглядах, стране, окружении и т.д. Духовный мир личности, ее мировоззрение позволяют выбрать вектор продвижения в жизни.

Формирование духовного мира личности

Мировоззрение человека складывается под влиянием многих факторов, одним из наиболее значимых является социальная жизнь. Именно общество предлагает человеку принять социальные нормы, рамки и ценности, которые в последствии становятся призмой, сквозь которую человек смотрит на мир и оценивает окружающую действительность.

Индивидуальная система ценностей каждого члена общества непременно имеет общие черты с системами ценностей остальных его членов. Это позволяет говорить об общности членов конкретного социума, о примерно одинаковых оценках реальности. Впрочем, личный опыт человека способен вносить существенные коррективы в это общее для всех , ведь мировоззрение – это стержень духовного мира личности, и у каждого он свой.

Структура духовного мира личности

В настоящее время принято говорить о четырех видах мировоззрения. Каждый из видов характеризует конкретную сферу жизни.