14.10.2019

Деепричастный оборот в начале предложения примеры. Что такое деепричастный оборот: конкретные примеры


Деепричастный оборот образуется от деепричастия с зависимыми словами. Он выступает в предложении в роли обстоятельства и отвечает на вопросы: «Почему? Как? Когда? С какой целью? Каким образом?» К такой конструкции можно поставить вопросы: «Что делая? Что сделав?» На письме деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. Он означает добавочное, уточняющее действие. Если в одном предложении два деепричастных оборота, объединённых союзом «и», то запятая между ними не ставится. Деепричастный оборот - это форма, свойственная письменной речи. Поэтому она чаще встречается в деловых письмах, научных трудах, литературных произведениях. В устной речи такой оборот не употребляется, так как в ней он неудобен и неуместен.

Примеры

  • «Муж, не отрывая взгляда от монитора, щёлкал семечки».
  • «Кот, блаженно потягиваясь и довольно урча, расположился на компьютерном столе».
  • «Не показывая своего смущения, она продолжала говорить».

Возможные ошибки

  • Деепричастный оборот должен относиться к тому же существительному, что и глагол. Иначе, появляются ошибки, противоречащие нормам русского языка. Пример неправильного употребления оборота: «Возвращаясь на родину, у меня началась депрессия». Чтобы предложение получилось согласованным, нужно его перестроить. Например, так: «Возвращаясь на родину, я загрустила».
  • Если в предложении отсутствует глагол, деепричастный оборот становится неуместным. Пример: « Я - молодец, сдавая экзамен, поэтому получила высший бал». Правильно будет так: «Я сосредоточилась и вспомнила всё что знаю, сдавая экзамен, поэтому получила высший бал».
  • В безличных предложениях часто допускают ошибки вроде: «Даже усевшись возле камина, мне холодно». Лучше в этом случае сказать: «Даже усевшись возле камина, я не согрелась».
  • В неопределённо-личных предложениях необходимо деепричастие относить к подразумеваемому лицу. Иначе оно будет ошибочно: «Закончив учёбу, выпускников направили на практику». Правильнее будет так: «Закончив учёбу, выпускники отправились на практику».

Исключения

Если деепричастный оборот находится в составе фразеологизма, то он запятыми не выделяется: «Она его слушала затаив дыхание». Если деепричастие теряет своё глагольное значение и выступает в роли сложного предлога (обычно, в таких случаях используются слова: начиная, смотря, с такого-то времени, в соответствии, на основании), оборот не обособляется. Например: «Можете приступить к делу начиная с понедельника». «Будем действовать смотря по ситуации». Здесь слова «начиная» и «смотря» можно легко убрать, без потери смысла высказывания. Если же слово из предложения выбросить нельзя, то есть оно уточняет действие, тогда оборот обособляется.

Не путать

Причастный и деепричастный обороты отличаются друг от друга тем, что первый выделяется запятыми, только если стоит после главного слова, а второй - всегда, кроме исключительных случаев. Также причастный оборот проверяется тем, что его можно начать со слов «какой, который». Например: «Книга, лежавшая на столе, давно была прочитана мною от корки до корки». Здесь можно было бы выразиться так: «Книга, которая лежит на столе…»

В аналитическом отчёте ФИПИ об итогах ЕГЭ по русскому языку сказано: "Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова, не различаются причастия и деепричастия, прилагательные и наречия, причастия и прилагательные".

Хотим еще раз напомнить отличия отглагольных прилагательных и причастий.

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий , так и отглагольные прилагательные . Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ - образуется причастие горящий , а с помощью суффикса -юч - - прилагательное горючий . Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн - или -им -), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Пр ичастия обозначают временный признак предмета , связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), например:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) - причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом - н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным , если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов , и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами - им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

? непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),

? непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Остановимся подробнее на образовании форм некоторых причастий и деепричастий.

Формы причастий

1. Из вариантов забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной речи, второй – в разговорной.

2. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, мокнуть, сохнуть сохраняют этот суффикс в причастиях, например: глохнувший, липнувший, мокнувший, слепнувший .

Приставочные глаголы этого типа, как правило, теряют суффикс в форме причастия, например: замёрзший, оглохший, прилипший, прокисший, промокший, ослепший . В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший ) или параллельные формы: с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший, постигнувший – постигший, увязнувший – увязший, увянувший – увядший и некоторые другие).

3. При использовании возвратных причастий с суффиксом -ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породить двузначность, например: сочетание «звери, отправляющиеся в зоопарк» (вместо: звери, отправляемые в зоопарк ).

Формы деепричастий

1. Из вариантов взяв – взявши, встретив – встретивши, купив – купивши и т. п. первый (с суффиксом ) является нормативным для литературного языка, второй (с суффиксом -вши ) имеет разговорный характер. Формы на -вши сохраняются в пословицах и поговорках, например: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут .

2. Возможны варианты замерев – замерши, заперев – заперши, затерев – затёрши, простерев – простёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). Но только выведя (не «выведши»), выметя (не «выметши»), обретя (не «обретши»), отвезя (не «отвезши»), ошибясь (не «ошибившись»), пронеся (не «пронесши») и т. д.

В парах высунув – высуня (ср. бежать высуня язык ), положив – положа (ср. положа руку на сердце ), разинув – разиня (ср. слушать разиня рот ), скрепив – скрепя (ср. согласиться скрепя сердце ), сломив – сломя (ср. броситься сломя голову ), спустив – спустя (ср. работать спустя рукава ) и т. п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в устойчивых фразеологических выражениях. Ср. также устарелый оттенок в формах вспомня, встретя, заметя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша и т. п.

3. Стилистически окрашенными (под народную старинную речь) являются деепричастные формы на -учи(-ючи) : глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи и т. п. В значении наречий употребляются формы играючи (ср. делать играючи ), крадучись (ср. идти крадучись ), припеваючи (ср. жить припеваючи ), умеючи (ср. пользоваться умеючи ) и некоторые другие.

Причастный оборот

Большое количество ошибок допускается в употреблении причастных оборотов. Разберем это на конкретном примере. Возьмём предложение:

Лежащая книга на столе прочитана.

Недостаток его заключается в неправильном порядке слов: определяемое существительное книга оказалось в середине причастного оборота. По правилам же определяемое существительное должно находиться или перед всем оборотом, или после него. Ср.: 1) Книга, лежащая на столе, прочитана; 2) Лежащая на столе книга прочитана. Другой пример: « Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку ». Можно ли так сказать? Правильны ли будут созданные по этому образцу сочетания: « спортсмен, сумеющий пробежать стометровку за десять секунд », « пленник, попытающийся убежать »? Нет, потому что причастия имеют только две формы времени - настоящего и прошедшего, будущего же времени у них нет. Поэтому от глаголов совершенного вида (написать, суметь, попытаться) причастия на -щий не образуются. В этих случаях причастный оборот заменяется придаточным определительным предложением: ученик, который напишет; спортсмен, который сумеет пробежать; пленник, который попытается убежать. А можно ли так сказать: « Каждый, пожелавший бы выступить на собрании, получит слово »? Нет, потому что от глаголов в форме условного наклонения (с частицей бы) причастия не образуются. В этих случаях причастный оборот тоже заменяется придаточным определительным предложением: Каждый, кто пожелает...

« Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны ». Возможно, читая вслух это предложение, вы почувствуете некоторую неловкость. И действительно: не получается ли, что фрукты «сами себя отправляют» на север? Дело в том, что суффикс -ся в глагольных формах имеет не только возвратное значение (ср.: Ученики отправляются в турпоход), но и страдательное значение, когда предмет испытывает чье-либо воздействие (ср.: Ответы на письма отправляются секретарем без задержки). Чтобы избежать возможной неясности, мы в подобных случаях употребляем вместо причастия на -ся причастие на -мый (страдательное причастие настоящего времени), т. е. вместо конструкции «Фрукты, отправляющиеся...» пишем: Фрукты, отправляемые... Вместо «Девочка, воспиты вающаяся бабушкой...» - Девочка, воспитываемая бабушкой...

Использование причастного оборота помогает устранить неясность в предложении. Например: Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован (был реорганизован один из цехов или завод в целом?).

Необходимую ясность вносит причастный оборот: 1) ...в одном из цехов завода, недавно реорганизованном; 2) ...в одном из цехов завода, недавно реорганизованного.

Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер. А. С. Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет...» Приведенное рассуждение Пушкина, отмечавшего «выразительную краткость причастий», имеет такое продолжение: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».

Деепричастный оборот

Всем известна хрестоматийная фраза из рассказа А.П.Чехова: "Подъезжая к сей станции, у меня слетела шляпа ".

Смысл её понятен, но предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота.

Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения: он может стоять в его начале, в середине и в конце.

Например: 1) Войдя в класс, учитель поздоровался с учениками; 2) Учитель, войдя в класс, поздоровался с учениками; 3) Учитель поздоровался с учениками, войдя в класс. Как показывают примеры, действие, выраженное деепричастием (войдя), относится к подлежащему.

Это положение не соблюдено в эпиграфе: в нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова - о пассажире (он подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему. В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот: «Шляпа, подъезжая к станции, слетела у пассажира».

Сравните в ученическом сочинении: «Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу привычки и взгляды » (получилось, что в аристократическом обществе «жили и вращались привычки и взгляды»).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта . В подобных предложениях нет ни грамматического, ни логического субъекта (т. е. предмета речи, выраженного в безличном предложении косвенным падежом существительного). Но неудачным было бы предложение типа: «Подходя к лесу, мне стало холодно »: в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот.

Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство - краткость, лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. - Выполнив домашнее задание, я пошел гулять . Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

Подобно причастным оборотам, деепричастные обороты яв­ляются достоянием книжной речи. Несомненное их преимущест­во по сравнению с синонимичными им обстоятельственными придаточными частями сложноподчиненного предложения – краткость и динамичность. Ср.: Когда собака почуяла зверя, она бросилась бежать по его следу. – Почуяв зверя, собака бросилась бежать по его следу.

В то же время следует иметь в виду, что, используя дееприча­стную конструкцию вместо обстоятельственной придаточной части, мы вносим в предложение некоторые смысловые измене­ния, в частности теряем оттенки значения, присущие подчини­тельным союзам. Так, придаточные временные когда он прочи­тал письмо после того как он прочитал письмо как толь­ко он прочитал письмо едва лишь он прочитал письмо имеют различные оттенки, но заменяются одной и той же параллельной синтаксической конструкцией - прочитав письмо. В этих слу­чаях потерю союза следует восполнять лексическими средства­ми: прочитав письмо, он тотчас же (сразу же, немедленно)...

Еще более ощутима потеря союза при замене деепричастным оборотом придаточных причины, условия, уступки: Пробыв в са натории лишний месяц , он заметно укрепил своё здоровье (после того как пробыл или потому что пробыл?); Чувствуя себя плохо , он никуда больше не обращался (так как чувствовал плохо или хотя чувствовал себя плохо?). И в этом случае при использовании деепричастного оборота следует уточнить высказывание с помощью лексических средств: Чувствуя себя плохо, он потому (всё же и т. п.) никуда больше не обращался.

2. Синонимичными для деепричастных конструкций могут быть также некоторые сочетания. Например, сидел, скрестил на груди руки может иметь своим эквивалентом конструкцию со страдательным причастием и существительным в форме твори­тельного падежа с предлогом: сидел со окрещёнными на груди руками. Вместо лежал, укутавшись в тёплое одеяло можно сказать: лежал укутанный в тёплое одеяло (с заменой деепри­частия причастием). Ср.: По ночам лежал в подводе, укрыв­шись шинелью, закинув над головой руки (Ш.). – По ночам лежал в подводе, укрытый шинелью , с закинутыми над головой руками (замена обоих деепричастных оборотов синонимичными конструкциями).

Учитывая, что деепричастия часто выступают также в функ­ции второстепенного сказуемого, можно говорить о параллелизме следующих конструкций:

    деепричастие = спрягаемая форма глагола: войдя в комнату, остановился = вошёл в комнату и остановился;

    деепричастный оборот = обстоятельственная придаточная часть сложноподчиненного предложения: читая книгу, делаю выписки = когда читаю книгу, делаю выписки; торопился, боясь опоздать = торопился, так как боялся опоздать; имея свобод­ное время, можно многое сделать = если иметь свободное время, можно многое сделать ; видя опасность, всё же смело шли вперёд = хотя видели опасность, всё же смело шли вперёд;

    деепричастие = предложно-именное сочетание: надеясь на успех = в надежде на успех; предчувствуя что-то недоброе = в предчувствии чего-то недоброго; летят, распластав крылья = летят с распластанными крыльями;

    деепричастный оборот = причастный оборот: приехал, хорошо подготовившись к экзаменам = приехал хорошо подготовленный к экзаменам.

3. При использовании деепричастного оборота необходимо помнить, что, как правило, обозначаемое им действие указывает на действие подлежащего. Поэтому неправильно построено предложение: Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела калоша – здесь речь идет о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова – обо мне (я спрыгнул) и о калоше (она слетела). В неправильности конструкции легко убедиться, переставив деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся в предложении (Калоша, спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела).

Встречающиеся у писателей-классиков отступления от этой нормы представляют собой либо галлицизмы, либо результат влияния народного языка: ...Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (П.); Проезжая на возвратном пути в первый раз весною знакомую берёзовую рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (Т.).

Не нарушает правила употребление оборота со словами исходя из , не относящегося к подлежащему, так как он может не образовать деепричастной конструкции: Расчёт составля­ется исходя из средних норм выработки .

Архаичным является возникшее под влиянием народного языка непосредственное сочетание деепричастного оборота с подлежащим (включение подлежащего в состав оборота): На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась (Кр.); Приехав он прямым поэтом, пошёл бродить с своим лорнетом один над морем (П.); Но рабскую верность Шибанов храня, свовó отдаёт воеводе коня (А. К. Т.).

В ряде случаев деепричастный оборот не выражает действие подлежащего и при этом стилистические нормы не нарушаются. Так, деепричастный оборот может относиться к инфинитиву, обозначающему действие другого лица: Дом его всегда был по­лон гостями, готовыми тешить его барскую праздность , разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (П.).

Деепричастный оборот встречается при причастных или дее­причастных формах, обозначающих действие, субъект которого совпадает или не совпадает с субъектом действия, выраженного сказуемым: Она не ответила ему, задумчиво следя за игрой волн, взбегавших на берег , колыхая тяжёлый баркас (М. Г.); Но Клим видел, что Лида, слушая рассказы отца поджав губы, не верит им (М. Г.).

В безличном предложении возможно употребление деепричастного оборота при инфинитиве: Редактируя рукопись, нужно учитывать не только содержание произведения, но и его общую стилистическую направленность ; Подводя итоги работы за год , можно отметить несомненный прогресс в решении ряда сложных проблем ; Хорошо было бы теперь л е жать раздетым , укрывшись с головой шинелью , и думать про деревню и про своих (Купр.). В этих случаях в предложении нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Если же логическое подлежащее представлено формой косвенного падежа, но нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот (Возвращаясь домой, мне стало грустно ), то предложение построено неверно. В современном русском литературном языке уже не встречаются предложения, подобные следующим: ...Убедившись, что понять этого он не может. ему стало скучно (Л. Т.); Прочитав внимательно рассказ , мне думается , что редакторских поправок в нём нет (М. Г.).

Допускается употребление деепричастного оборота при краткой форме прилагательного: Варвара Васильевна была права , оскорбившись его долгим молчанием по приезде в Пе тербург (Черн).

Но не следует относить деепричастный оборот к страдательному причастию, т. е. употреблять его в пассивной конструкции (Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями ), так как в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают. Встречающиеся в художественной литературе предложения с деепричастным оборотом при страдательном причастии обычно характеризуются тем, что в них подлежащее не является объектом действия, обозначенного причастием: На другой день , ранним утром, глуповцы были изумлены , услыхав мерный звон колокола, призывавший жителей к заутрене (С.-Щ.). Ср., однако: Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом, дрожащим и бледным , как полотно (Л.).

Нежелательно употребление деепричастного оборота и в тех случаях, когда сказуемое в пассивной конструкции выражено возвратным глаголом со страдательным значением: Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем обсуждалась специалистами с 1880 года, долго не приводя, однако, к конкретным решениям.

    Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное, но в зависимости от своей синтаксической функции и смыслового значения оборот или предшествует сказуемому (препозиция), или следует за ним (постпозиция).

Препозитивен обычно деепричастный оборот, обозначающий действие, предшествующее действию, выраженному сказуемым: Тог да Кузьма Кузьмич, достав из кармана свежий огарок , з а ж ё г его и сел рядом с Дашей (А. Т.).

Такое же положение обычно занимает деепричастный оборот со значением причины или условия, что отвечает реальному положению вещей, так как причина и условие всегда предшествуют следствию: Испугавшись неведомого шума , стая тяжело п однялась над водой (Перв.); Однако, болтая с тобой , гриб ов не наберёшь (П.). Деепричастный оборот со значением уступки также всегда предшествует сказуемому: Берестов, пр изнавая в своём соседе некоторое сумасбродство , однако н е отрицал в нём и многих отличных достоинств (П.).

Однако в условиях конкретного текста допускаются отступления от этого правила: Василий Андреич тоже несколько раз прогонял его, но потом опять брал , дорожа его честностью, любовью к животным и, главное, дешевизной (Л.Т.); Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи (М.).

Деепричастный оборот со значением обстоятельства образа действия обычно следует за сказуемым: Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли (Л.); Трезор бежал впереди, помахивая хвостом (Н. О.).

Постпозитивен также деепричастный оборот со значением последующего действия: Чичиков согласился с этим совер­шенно, прибавивши, что ничего не может быть приятнее, как жить в уединения (Г.); Под Игнатовым упала лошадь, придавив ему ногу (Л. Т.); Где-то близко ударил гром, напугав все х (М. Г.); Дверь хибарки неожиданно открылась, и вошёл большой человек, на миг заслонив собой звёзды (Кат).

5. Деепричастия (чаще совершенного вида со значением со­стояния как результата предшествующего действия) в функции обстоятельства образа действия могут сочетаться в качестве од­нородных членов предложения с другими обстоятельствами, вы­полняющими ту же функцию: Гусь сидел в прежней позе, с ра­зинутым ртом и растопырив крылья (Ч); Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А. Т.).

В функции определения деепричастный оборот может вместе с определением, выраженным прилагательным или причастием, образовать ряд однородных членов предложения: ...По стене коридора подвинулся, как тень, повар, держа в руке колпак и белый весь , точно покойник (М. Г.); Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (Л.); Степан Аркадьевич, вымытый , расчёсанный и сияя улыбкой, выходил из своей двери (Л. Т.). Однако устарелый характер имеет сочетание в качестве однородных членов предложения деепричастия и глагола-сказуемого: Кавалергарды скакали , но ещё удерживая лошадей (Л. Т.).

Упражнение 17. Укажите особенности использования деепричастных конструкций. Выясните возможность синонимичных замен.

1. В тени фиалка притаясь, зовёт к себе талант безвестный. (Вяз.) 2. Кучер, спавший, опершись на локоть, начал пятить ло­шадей. (Гонч.) 3. «Боже мой, - сказал лекарь, - знаете ли вы, кого я видел, ехавши сюда?» (Герц.) 4. ...Возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (Л.) 5. Прочтя это письмо, помещик был в глубоком изумлении. (Дост.) 6 . Под де­ревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина. (С.-Щ.) 7. Вдруг, пресерьёзнейше пишучи, вижу я, что мой платок как бы движется и внезапно падает на пол. (Леек.) 8. Поселившись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы воскресить ту форму жизни, которая была при деде. (Л. Т.) 9. Принимаючи от нас просьбу, хоть бы вспыхнул.... аспид этакий. (Пис.) 10. Подъезжая к сей станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. (Ч.) 11. Но он как будто не замечал меня, неподвижный, скрестив руки на груди, окружённый незримым облаком скуки. (М. Г.) 12. В полдень, переходя на станции через рельсы, он был оглушён неожиданным свистком паровоза. (Купр.) 13. Кавалеристам приходилось, поспевая за ним, шпорить коней. (А. Т.) 14. Тяжёлая весть облетела полки, нагнав на всех уныние. (Фурм.)

Упражнение 18. Исправьте предложения. Укажите характер стилистической ошибки.

1. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 2. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду. 3. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один приём на ходу станка. 4. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 5. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьёзной доработке. 7. Следовало бы конкретно указать, кто именно неправильно организовал строительные работы, где и когда принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 8. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 9. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача.

Упражнение 19. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в обществе. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 4.В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами всего коллектива театра. 5. Наша регулярно выпускающаяся газета сообщает интересные сведения о жизни города. 6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью. 7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. 8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного общества, должен подать заявление в деканат. 9. Прочитанная лекция для учащихся об использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 10. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Упражнение 20. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если это невозможно сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти.

Деепричастия – одна из сложнейших тем в русском языке. Многие даже не могут увидеть ошибку в построении предложения с деепричастным оборотом и деепричастием.

Скажу по секрету, даже великие писатели допускали эти ошибки в деепричастиях; вернее, ошибки употребления деепричастия в предложении. Хотите писать грамотнее, чем некоторые известные писатели? Тогда читайте эту статью.

Для начала немного определений

Это не официальные определения, они даются лишь для того, чтобы вы понимали, что я имею в виду под тем или иным словом. Что есть член предложения, что – часть речи, а что – ни то, ни другое, сейчас неважно.

  • Глагол (сказуемое) – выражает основное действие. Отвечает на вопрос: Что делает? (делал, будет делать и т.д.).
  • Субъект (подлежащее) – совершает это основное действие. Отвечает на вопрос: Кто? Или Что?
  • Деепричастие – обозначает добавочное действие, которое совершает (внимание!) ТОТ ЖЕ САМЫЙ СУБЪЕКТ. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Деепричастие образуется от глаголов, поэтому мы всегда легко можем превратить его обратно в глагол. Например, шагая – шагает, улыбаясь – улыбается.

Обратите внимание! Это крайне важно: один и тот же субъект совершает и основное (глагол) и добавочное (деепричастие) действие в рамках одного простого предложения.

И правило, которое поможет вам увидеть нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом и деепричастием:

Другими словами,

Глагол и деепричастие в одном предложении должны относится к одному субъекту.

Понимаете? Если уж сидит лягушка, то она же и подмигивает:

Хитро подмигивая, на тропинке сидела лягушка.

Это всё. Если вы это понимаете, урок окончен. Но, всё-таки, проверьте себя предложениями ниже.

Тем, кто не понимает, хочу помочь услышать музыку предложений, в которых используется деепричастие. Тогда вы увидите. Тогда вас начнет коробить от неправильно составленных фраз, как от фальшивых нот.

Чаще всего ошибки совершаются, когда автор сам нечетко понимает, что или кто является субъектом действий. Поэтому начнем тренировать это понимание. Предлагаю потренироваться так: ниже я дам предложения с деепричастными оборотами и попрошу разобрать их по следующей схеме:

Еще примеры разбора:
ВООБРАЗИВ СЕБЯ ПОЭТОМ, Я ПЕЛА ПЕСНИ НЕСКЛАДНЫЕ (Tasha Sun).

1. Основное действие: пела.

2. Кто пел? – Я.
3. Добавочное действие: вообразив. Что еще я сделала? – вообразила.

4. 1) Я пела и 2) я вообразила

5. Вроде, все логично.

«ПОДЪЕЗЖАЯ К СИЕЙ СТАНЦИИ И ГЛЯДЯ НА ПРИРОДУ В ОКНО, У МЕНЯ СЛЕТЕЛА ШЛЯПА. И. Ярмонкин» (А.П.Чехов)

1. Основное действие: слетела.

2. Что слетела? – Шляпа.

3. Добавочное действие: Подъезжая и глядя. Что еще делала шляпа? – подъезжала и глядела.

4. Два простых предложения с одним субъектом : 1) Шляпа слетела. 2) Шляпа подъезжала и глядела.

5. Что с ней не так? 🙂

Надеюсь, это повеселит вас.

А вот и примеры предложений с деепричастным оборотом и деепричастием:

1. Сказав это, он вышел.
2. Машина, промчавшись, оставила много дыма.
3. Войдя в комнату, мы можем увидеть роскошный кабинет.
4. Читая много текстов, стала замечать…
5. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу…
6. Преодолев сопротивление, вас ждёт невероятный прорыв во всех областях.
7. Купив билет, у вас есть шанс выиграть путевку на море!
8. (Никак не могла записаться на прием.) А наконец-то записавшись, мне перезвонили.
9. Желая увеличения притока денег, это делается в ущерб другим составляющим этой энергии, как-то: везение, удача и здоровье.
10. Надев платье, оно село, словно сшитое по лекалам.
11. Нарушая инструкции, эффективность вашей работы падает в разы.