03.03.2024

Философия познания и канта кратко. Философия канта. Учение о целесообразности. Эстетика


ФИЛОСОФИЯ КАНТА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
Философия Канта: Иммануил Кант (годы жизни 1724- 1804) основоположник классической немецкой философии. Именно Кант совершил так называемый «коперникианский переворот»
Всё творчество философа можно разделить на два периода; докритический и критический период.
Докритический период - это как бы подготовительный этап предшествующий критическому периоду. В этот период Кант занимается естественными науками; физика, астрономия, математика. Со временем Кант сделает вывод и скажет что современная наука грешит узостью и однобокостью мышления.

Критический период - Именно в этот период Кант раскрывается как философ. Кант задаётся такими философскими вопросами; Что я могу знать? Что может познать мой разум и каковы его источники? Что есть человек? Кант напишет три работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

«Критика чистого разума» именно эта работа лучше всего отражает философию Канта.
Возможности границы и пределы в нашем познании - это ключевая задача работы «Критика чистого разума» Кант хочет показать на что больше может претендовать человек в познании. Чистый разум по Канту- это свободный разум, свободный от любого эмпирического опыта, автономный разум, не зависимый от материальных условий в которых живёт человек.
Всё наше познание начинается с опыта. Если лишить человека любой связи с внешним миром то познание станет не возможным. Вне чувств и эмоций, существование человека не возможно. Кант спрашивает « Как возможно чистое внеопытное знание?»

Философия канта: «Теория суждения»
По Канту люди обладают двумя видами суждений;
Апостериорные суждения – это суждения опытные, суждения которые возможны только в рамках конкретного наблюдаемого опыта.

Априорные суждения – до опытные суждения - то есть суждения, которые являются залогом любой познавательной способности человека.

Пояснение:
Всё содержание наших суждений полностью поступает только из нашего опыта и это не врождённые суждения как у Декарта. Каждый человек начинает познавать этот мир с помощью уже сложившихся форм познания, с уже сформировавшимися видами наших суждений выработанных с помощью опыта предшествующих поколений.
Человеческий опыт беспредельный, он постоянно расширяется поэтому каждый из нас приступая к познанию этого мира, имеет огромную базу данных.

В свою очередь априорные знания, Кант тоже разделяет на:
Априорные аналитические суждения – это поясняющие суждения. У данных суждений свойства (качества) уже содержатся в субъекте.

Априорные синтетические суждения - качество данного суждения не содержатся прямо в субъекте, но связаны с ним косвенно.
Это суждения, которые способны расширить наши знания не прибегая к опыту. К примеру Кант считал все математические суждения априорно синтетическими потому что их не возможно наблюдать в окружающем нас мире, (не возможно наблюдать цифру 5), но их можно представить.

Философия Канта: «Теория познания» гносеология:
Кант говорит что наш опыт не даёт нам точного знания об окружающем нас мире. Невозможно познать предмет таким как он есть на самом деле. Кант вводит термины такие как:

Ноумен (вещь в себе) – предмет который навсегда останется недоступен нашему познанию таким как он есть.
Феномен (явление) – способ каким этот предмет является нам каким мы можем его себе представить.

Человек есть одновременно и феномен и ноумен, сам для себя я являюсь феноменом, то есть могу познать сам себя, но для другого человека, я ноумен вещь в себе.

Для того, что бы мы начали познавать предмет изначально он должен быть нам дан (явиться нам) чтобы познавать нам необходимо совершать хоть какую - то деятельность, движение. Познавая предмет он явится но каждому по-разному потому что мы видим этот мир совершенно по-разному, воспринимаем предметы тоже по-разному.

Философия Канта. Пространство и время:
Кант спрашивает; Есть ли что-то в нашем познании, что бы было совершенно единообразным для всех людей, вне зависимости от настроения, уровня знания, особенностей восприятия? Существуют ли неизменные константы в нашем познании?

На данный вопрос Кант ответит так; Если мы последовательно отбросим от эмпирического предмета, все те качества и свойства, которые человек наблюдает и видит, то есть; цвет, запах, вкус, то останется, пространство которое этот предмет занимает. Пространство является одной из чистых форм в нашем чувственном познании. Мы можем по разному видеть окружающий нас мир, по разному к нему относиться. Но мы всегда действуем в пространстве. Ещё одна чистая форма нашего чувственного познания по Канту – это время (здесь Кант, имеет введу, пространственно-временной континуум). Пространство и время – есть необходимые формы, чистые трансцендентальные условия, для формирования опыта.

Философия Канта: Трансцендентальная эстетика. Определения по Канту:
Понятие трансцендентное – по Канту, это принципиально не познаваемое, то, что познать не возможно. Предметы и понятия, которые навсегда останутся за гранью нашего понимания (Идея бога, феномен бессмертия души), это скрытое знание от наших познавательных способностей.
Понятие трансцендентальное – конструирование нашей познавательной способностью, условий опыта. Творческая активность и поиск человека, способность конструировать условия опыта, до появления самого опыта (к примеру; гипотезы, идеи, теории).

Философия Канта: Трансцендентальное единство апперцепции
Что значит, такое сложное понятие, как Трансцендентальное единство апперцепции.
перцепция - неосознаваемое ощущение. (Человек постоянно ощущает одновременно множество раздражителей, но не осознает их).
Соответственно апперцепция – это осознаваемые ощущения.
Единство апперцепции – это совокупность, все осознаваемые ощущения, понимание того, что я есть я.
Трансцендентальное единство апперцепции – это, когда я осознаю представления о чём то, одновременно осознавая себя самим собой. Осознание себя в этом мире. Другими словами это единство сознания, которое синтезирует многообразное содержание всех понятий.

Философия Канта: Этика
Человек – это самая непознаваемая загадка и тайна, которую Кант пытался разгадать. Этика Канта - это наука, которая рассматривает взаимоотношения между людьми, а самого человека, как высочайшую ценность.
Кант задаётся вопросом, Что есть мораль, нравственность?
Мораль - это внутреннее, необходимое свойство человека. Единственный, источник формирующий мораль человека – это нравственный закон, существующий внутри самого человека.
Кант считает, что в человеке заложено природой стремление к счастью, и именно это стремление объединяет всех, ведь все хотят быть счастливыми. Но возможно ли, для человека, быть одновременно, счастливым и моральным? Здесь Кант приходит к заключению, что это невозможно. Счастье и мораль это взаимоисключающие понятия.
Когда мы стремимся к счастью, мы забываем о морали. Порой, мы добиваемся поставленных целей на пути к счастью, аморальным путем. «Цель оправдывает средства», даже если они безнравственны.

1)Иммануил Кант. Основные этапы творчества---стр.3-4

2)Этика И.Канта---стр.4-5

3)Эстетика И.Канта-стр.6-8

4)Мораль.Понятие морали у И.Канта---стр.8-10

5)Заключение-стр.10

6)Сочинение И.Канта---стр.11

7)Список литературы---стр.11

ИММАНУИЛ КАНТ.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА.

Иммануи́л Кант(1724 -1804)

Иммануил Кант - (нем. Immanuel Kant [ɪˈmanuɛl kant] родился 22 апреля 1724 в городе Кёнигсберг, в Пруссии.Иммануил Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». До поступления в университет активно изучал естествознание. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Был сначала доцентом, затем профессором, и, наконец, ректором. Получил известность благодаря своим трудам в области философии, а также математики, естествознания, права и др. В 1781 г. выходит в свет главный труд Канта «Критика чистого разума».

Главная идея критической философии Канта следующая: прежде чем с помощью мышления исследовать какой-либо предмет, следует сначала изучить само «орудие» познания. Или, по терминологии того времени, дать критику способности познания. Этого не осуществила предшествующая философия, с чем в первую очередь и был связан общий кризис наук в XVIII столетии, который Кант стремился осмыслить и преодолеть.

«Критика чистого разума» имеет принципиально важное значение для науки, поскольку Кант обращается здесь к новым, неизвестным ранее проблемам: к проблеме априорных форм познания, к вопросу об источнике активности и свободы сознания, к проблеме субъекта, которую он ставит иначе, чем метафизика Нового времени. В учении об антиномиях Кант закладывает основы возрождения диалектического способа мышления. В то же время решение этих проблем в кантовской философии не может быть признано удовлетворительным: противопоставив субъективное объективному, мышление бытию, Кант считает их единство всего лишь идеалом, суть которого непостижима для человека. Стремясь преодолеть противоречие между бытием и мышлением, Кант подходит к нему иначе, чем в исследовании теоретической способности человека. А именно: в «Критике практического разума», составляющей основу его учения о морали, праве и государстве, философ осуществляет исследование воли как практической способности человека к действию.

Этапы творчества Иммануила Канта:

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

I этап (1747-1755 годы) - Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)

выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) - занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетик.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Бог - «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога - значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

Мнимая мораль - та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу - требованиям совести.

Этика И.Канта: Этика Канта - это оригинальная, терминологически разработанная теория, имеющая глубокие корни в западной философской традиции. Центральная проблема этики Канта, как и Сократа, а также стоиков - проблема свободы.

Хотя корни его этики лежат еще глубже - в золотом правиле нравственности.

Главное открытие Канта - что в морали человек выступает собственным (и одновременно всеобщим) законодателем.

«Основы метафизики нравственности» (1785) имели цель разработать чистую моральную философию, основанную на априорных идеях - идее долга, нравственного закона, идее человеческого достоинства. Представление о долге, по мнению Канта, не выводится из опыта, который фиксирует испорченность человеческой природы. «Не нужно быть врагом добродетели, чтобы сомневаться есть ли в мире добродетель». Моральные законы берут свое начало в чистом разуме, на этом основывается их всеобщность и необходимость. Чистый разум - это очищенное от всего эмпирического мышление, исходящее из логических идей.

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума» . Этика Канта основана на принципе «как если бы» Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум - это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда - как к средству».

«Критика практического разума» (1788) - еще одна попытка доказать, что чистый практический разум существует. Чистый разум дает людям моральный закон, который имеет форму императива, то есть чистый разум принуждает человека к поступкам. Автономия чистого разума и есть свобода. Нравственный закон, выведенный из чистого разума, является безусловным, автономным, всеобщим и священным.

Важнейшее понятие этики Канта - идея человеческого достоинства. «Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?.. Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство»… «Оно - результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения».

Эстетика И.Канта:

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей - прекрасное и возвышенное . Эстетическое - это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное - это совершенство, связанное с формой. Возвышенное - это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного - шторм. Пример математически возвышенного - горы. Гений - это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Эстетические взгляды

“Критика способности суждения”

Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между

природой свободой своеобразный “третий мир” - мир красоты. Когда он создавал

“Критику чистого разума”, он считал, что эстетические проблемы невозможно

осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический

хзаконов. Термином “Эстетика” Кант обозначал учение о чувственности, об

идеальном пространстве и времени. Однако, в 1787 году Кант сообщает

Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а

именно “чувства удовольствия и неудовольствия”. Теперь философская система

мыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее состоящей из трех частей

в соответствии с тремя способностями человеческой психики: познавательной,

оценочной (“чувство удовольствия”) и волевой (“способность желания”). В

“Критике чистого разума” и “Критике практического разума” изложены первая и

третья составные части философской системы - теоретическая и практическая.

Вторую, центральную, Кант пока называет теологией - учением о

целесообразности. Затем термин “теология” уступит свое место эстетике -

учению о красоте. Задуманное произведение философ намеревался окончить к

весне 1788 года. Но работа затянулась. Трактат получил название “Критика

способности суждения”. В работе “Критика чистого разума” термином

“способность суждения” обозначалась одна из интуитивных познавательных

способностей. Если рассудок устанавливает правила, то способность суждения

дает возможность пользоваться этими правилами в каждом конкретном случае.

Теперь Кант размышляет над другим видом интуиции, который называет

“рефлективной способностью суждения”. Речь идет об отыскании по данному

частному некоего формального общего, но не об абстрагировании общих

признаков, - это дело рассудка). Применяя рифлективную способность суждения,

человек задумывается над целевым назначением данного частного. Учение о целях

Телеология; поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной

способности суждения телеологической. Телеология для него - принцип

рассмотрения предмета, в первую очередь живого организма, где все

целесообразно, то есть каждая часть необходимым образом связана с другой.

Рядом он располагает эстетическую способность суждения, исходя из того, что

художественное переживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и

обнаружение целесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности

человека сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое.

Это искусство. Телеология Канта - это не теология, но и не естествознание: с

ее помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов,

ею управляющих, в центре его рассмотрения по - прежнему человек. Только

человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате достижения

которых возникает мир культуры. Так телеология Канта перерастает в теорию

культуры. В ходе работы над “Критикой способности суждения” Кант все более

сужал сферу телеологии, лишая ее самостоятельной роли, ее функции как

центрального звена системы переходили к эстетике. Телеология у философа

фиксирует специфику предмета и границы его познания: объективная

целесообразность налицо, но суть ее непостижима. Телеология в этом плане

аналогична теоретическому разуму, который с неизбежностью наталкивается на

противоречия, пытаясь проникнуть в сущность вещей самих по себе. И телеология

и теоретический разум выполняют регулятивную функцию. Конститутивную (т.е.

конструктивную) роль разум играет в области поведения человека,

нравственности. В области познания конститутивную функцию осуществляет

рассудок. В сфере “способности суждения” конститутивна эстетическая оценка,

родственная телеологической и в тоже время противоположная ей. Единый подход

к живой природе и художественному творчеству на основе принципа

целесообразности - одна из основных идей “Критики способности суждения”.

Предшественники философа - англичане Шефтсбери и Хатчесон подчеркнули

специфичность эстетического, его несводимость ни к знанию, ни к морали. Кант

отстаивает этот тезис. Но рядом выдвигает антитезис: именно эстетическое есть

средний челн между истиной и добром, именно здесь сливаются воедино теория и

практика. Поэтому у эстетического две ипостаси: с одной стороны оно обращено

преимущественно к знанию (это прекрасное), с другой - преимущественно к

морали (это - возвышенное). Кантовский анализ основных этических категорий

ограничивается рассмотрением указанных двух категорий, т.к. философа

интересует не эстетика как таковая, а ее опосредующая роль, и категорий

прекрасного и возвышенного ему вполне достаточно для решения поставленной

задачи. Одна из важнейших заслуг Канта - эстетика в том, что он открыл

опосредованный характер восприятия прекрасного. До него считалось, что

красота дается человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть

чутким к красоте и обладать эстетическим чувством. Между тем, само

“эстетическое чувство” - сложная интеллектуальная способность. Чтобы

насладиться красотой предмета, надо уметь оценить его достоинства, и чем

сложнее предмет, тем специфичнее его эстетическая оценка. Сопоставляя

возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с

четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном

предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер; прекрасное

привлекает, а возвышенное и привлекает и отталкивает. Основание для

прекрасного “мы должны искать вне нас, для возвышенного - только в нас и в

образе мыслей”. Таким образом, Кант расчленил эстетическое на две части -

прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из этих частей с

сопредельными способностями психики. В заключение он снова говорит об

эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что эстетическая

способность суждения вы целом связана с разумом - законодателем

нравственности. Что касается связи эстетической способности с разумом -

законодателем знания, то, отвергая ее в непосредственном виде, философ

утверждает ее косвенным путем. С его точки зрения, эстетическая идея

“оживляет” познавательные способности. Кант находит следующую формулу

синтеза: “В применении к познанию воображение подчинено рассудку и ограничено

необходимостью соответствовать понятиям, а в эстетическом отношении,

наоборот, оно свободно давать помимо указанной согласованности с понятием...

сфера духовной деятельности человека обрисована, ограждена в своей

специфичности. Истина, добро и красота поняты в их своеобразии и сведены

воедино. Единство истины, добра и красоты находит дополнительное обоснование

в учении об искусстве. В эстетике Канта, развернутой в сторону

общефилософских проблем, искусству отведено сравнительно небольшое, хотя и

достаточно важное место. Все отмеченные выше особенности эстетического

проявляют себя здесь в полной мере. Искусство, по Канту, - это не природа, не

наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим.

Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства

предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные

искусства содействуют “культуре способности души”, они дают особое

“удовольствие рефлексии”, приближая сферу эстетического сфере познания.

Однако, кантовская дихотомия искусства на этом не ограничивается. Философ

одним из первых в истории эстетики дает классификацию изящных искусств.

Основанием деления служит способ выражения эстетических идей, то есть

красоты. Различные виды искусства - различные виды красоты. Может быть

красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника

служит либо созерцание, либо форма. В результате Кант обнаруживает три вида

изящных искусств - словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В

свою очередь, словесные искусства - это красноречие и поэзия. Изобразительные

искусства включают в себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство

чувственной видимости (живопись). К пластике философ относит ваяние и

зодчество (в том числе прикладное искусство). Третья часть - искусство игры

ощущений опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок. Поэзию

Кант считает высшей формой художественного творчества. Значение поэзии, в

том, что она совершенствует интеллектуальные и моральные потенции человека;

играя мыслями, она выходит за пределы понятийных средств выражения и

тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек не только часть

природы, но созидатель мира свободы.

Об абсолютной морали и доброй воле

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, основывается на доброй воле.

Добрая воля - чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.

Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Мораль. Понятие морали у И.Канта

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную.

Иммануил Кант, полагал , что у человека имеются врождённые представления о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному - наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

Кант понимает под моралью закон, обладающий абсолютной необходимостью. Таковым является только чистая (добрая) воля, которая дана в форме безусловного долга, категорического императива. Моральное пространство индивидуально-ответственного поведения совпадаете автономией воли - со всеобщим общезначимым законом, который разумная воля задает самой себе.

Есть только один моральный закон. Все прочие правила приобретают моральное качество только в той мере, в какой не противоречат ему, за этими пределами они существуют только в силу целесообразности. Соответственно есть только один моральный мотив - долг как уважение к моральному закону. Он не только отличается от других мотивов (склонностей), но и обнаруживает себя в акцентированном противостоянии им. Это значит, что не существует поступков, которые совершались бы только по мотиву долга, т.е. собственно моральных поступков. Если для Аристотеля добродетельные поступки есть единственная форма бытия морали, которая тем самым выступает как конкретные обязанности перед конкретными индивидами в конкретных обстоятельствах, то для Канта мораль никогда не может воплотиться в материи живых поступков и представляет собой долг перед человечеством (долг человечности).

Кантовская этическая теория обобщает моральную ситуацию общества, в котором отношения людей приобрели «вещный характер» (К. Маркс). В социологических теориях эти общества именуются индустриальными, капиталистическими, экономическими. В них общественные отношения выступают как отношения столь больших масс людей, что они неизбежно оказываются а) безлично-анонимными и б) акцентировано функциональными. Социум организуется таким образом, что его жизнеспособность не зависит от собственно моральных качеств и решений составляющих его индивидов, общественно релевантное поведение которых гарантируется институциональными нормами. Здесь этика дополняется по преимуществу правом.

И Аристотель, и Кант исходят из единства человека и общества. Различие между ними в том, что первый рассматривает общество как развернутую, вынесенную вовне сущность человека, а второй видит в человеке чистое воплощение закономерной сущности общества. Соответственно аристотелевская этика есть этика поступка, а кантовская этика есть этика закона. Если исходить из того, что моральная практика как практика разумно (сознательно) деятельных существ складывается из поступков (действий) и правил (основоположений), по которым они совершаются, то Аристотель и Кант рассматривают ее в двух крайних точках, разрывая целое на части. Можно сказать так: в силлогизме поступка Аристотель акцентирует внимание исключительно на частном утверждении, в результате чего вывод оказывается безосновным (не обоснованным). Кант - на обшей посылке, из-за чего отсутствует сам вывод (поступок). И в том и в другом случае силлогизм поступка оказывается урезанным, неполным.

Волю Кант подразделяет на высшую и низшую способность желания. Низшую способность составляют влечения и склонности, направленные на чувственные, земные, конечные цели. Подчиненный низшей способности желания человек влечется к личному счастью, к благополучию. Высшая же способность направлена на достижение всеобщих целей. Предмет влечения определенной ею воли – абсолютное, божественное благо. Лишь на этом пути действия человека имеют моральный образ. Действия морального человека, стремящегося к абсолютному благу, определены практическим разумом. Хотя законы, по которым он действует, носят всеобщий и обязательный характер, их источник все же заключен в самом разуме, поэтому высшим принципом разумной воли

является ее свобода и автономия. Содержание основного нравственного закона Кант раскрывает, форматируя свой категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Необходимость следовать нравственным законам выступает для человека как долг.

Взаимоотношение морали и права определяется тем, что они оба представляют правило должного, продиктованное идеей разума. Понятие долга занимает очень важное место в практической философии Канта. В отношении к нему определяются понятия легальности и моральности. Если идея долга уже сама по себе является для человека значимым мотивом следования закону, то тогда поступки его будут моральными. Соответствие же поступка закону безотносительно к его мотиву Кант называет легальностью. Различие между легальностью и моральностью важно для понимания его учения о праве, поскольку идею права Кант определяет, ограничивая ее исключительно областью легального. Согласно Канту, право формально, в конечном счете оно должно лишь обеспечить сохранение всеобщей свободы в качестве главного требования морального сознания, когда между собой сталкиваются волевые устремления изначально свободных и равных друг другу индивидов.

Для определения и разграничения понятий морали и права Кант использует понятие свободы. Свободу он понимает как независимость человека от принуждающего произвола кого бы то ни было. Поскольку свобода может быть совместима со свободой каждого другого человека, соответствующей всеобщему нравственному закону, она должна рассматриваться как единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду «Если предполагают свободу воли, – писал философ, – то достаточно расчленить понятие свободы, чтобы отсюда следовала нравственность вместе с ее принципом». И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе. Лишь в ней человек находит свое абсолютное самосознание.

Исходя из понятия свободы, Кант определяет, что, во-первых, понятие права относится только к внешним отношениям между людьми, ибо их поступки как действия могут иметь влияние друг на друга. Во-вторых, понятие права означает не отношение произвола к желанию другого лица, а лишь отношение к его произволу. В-третьих, в этом взаимном отношении произвола не принимается во внимание содержание этого произвола, т.е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта.

Таким образом, право, согласно Канту, – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы.

Кант различает: 1) естественное право, имеющее своим источником самоочевидные априорные принципы, т.е. предшествующие опыту и независимые от него, 2) положительное право, источником которого является воля законодателя; 3) справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому необеспеченное принуждением.

Естественное право, в свою очередь, разделяется на частное право и публичное право. Первое регулирует отношения индивидов как собственников, второе – определяет отношения между людьми, объединенными в государство, как членами единого целого.

Важнейшие обязанности права, которые вытекают, по Канту, из анализа понятия свободы личности, определяются необходимостью обеспечить для гражданского общества реализацию следующих принципов:

1) свободу каждого члена как человека;

2) равенство его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

весь город…

Кант стал наиболее яркой фигурой в немецкой философии. В докритический период Кант занимался проблемами физики и математики. Кант впервые поставил вопрос о том что же изучает наука.

Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно. Пожалуй можно

сказать, что Кант впервые в истории немецкого идеализма восстановил

диалектику. Маркс и Энгельс высоко оценили социально-классовые основы

философской системы Канта. Практически вся концепция Канта направлена на

человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей.

Сочинения Иммнуила Канта:

Русские издания:

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1. - М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2. - М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3. - М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. - М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. - М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. - М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6. - М., 1966, 743

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

И. Кант. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали, М., 1985

Примечания

(*)Стендовый доклад, подготовленный для секции Философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН обобщает исследования последних лет, более развернуто представленные в статьях: «Сослагательное наклонение морали»; «Об идее абсолютного в морали» (Вопросы философии. 2002. № 5; № 3 за 2003); «Этика и мораль в современном мире»; «Закон и поступок (Аристотель, Кант, М.М.Бахтин)»; «Цели и ценности: как возможен моральный поступок?» (Этическая мысль. Вып. 1-й. 2-й и 3-й. М.: ИФ РАН, 2000, 2001, 2002 гг.).

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Наверняка эту цитату знают даже те, кто с философией-то и вовсе не знаком. Ведь это не просто красивые слова, а выражение философской системы, которая коренным образом повлияла на мировую мысль.

Предлагаем вашему вниманию Иммануила Канта и этого великого человека.

Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани и эпохи романтизма.

Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

Студенческие годы

Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».

После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

Российский Кёнигсберг

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.


Портрет Иммануила Канта

В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по и физической географии.

Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

Расцвет творчества

В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, и физику.

Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.

Критика чистого разума

Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) - этика
  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.

Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы.

Личная жизнь Канта

Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.

Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой».

Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.

Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, — он был любимцем высшего светского общества.

Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог - тогда не хотел.

Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом (о котором Кант мечтал давно) он купил только к 60 годам.


Дом Канта в Кёнигсберге

Ел Иммануил Кант только один раз в день – в обед. Причем это был настоящий ритуал. Он никогда не обедал в одиночестве. Как правило, с ним разделяли трапезу от 5 до 9 человек.


Обед Иммануила Канта

Вообще вся жизнь философа была подчинена строгим правилам и огромному количеству привычек (или странностей), которые он сам называл «максимы».

Кант считал, что именно такой образ жизни позволяет максимально плодотворно трудиться. Как видно из биографии, он был не далек от истины: практически до самой старости он не имел никаких серьезных болезней (при своей-то врожденной хилости).

Последние дни Канта

Умер философ в 1804 году в возрасте 79 лет. Не все поклонники выдающегося мыслителя хотят признавать этот факт, но существуют неоспоримые свидетельства того, что под конец жизни у Канта проявлялось старческое слабоумие.

Несмотря на это, к нему до самой смерти с огромным почтением относились как представители университетских кругов, так и простые горожане.

Интересные факты из жизни Иммануила Канта

  1. По масштабам своих философских работ Кант стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем.
  2. Иммануил Кант опроверг , написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, . Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой.
  3. Как мы уже сказали, Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или . Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
  4. Вряд ли этот факт можно подтвердить, но существует история о том, как однажды студенты пригласили целомудренного преподавателя в бордель. После этого, когда у него спрашивали о впечатлениях, он отвечал: «Множество суетных мелких движений».
  5. Неприятный факт. Несмотря на высоконравственный образ мышления и стремление к идеалам во всех сферах бытия, Кант проявлял антисемитизм.
  6. Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом – таков девиз Просвещения».
  7. Кант был достаточно низкого роста – всего 157 см. (для сравнения, который тоже считался низкорослым, имел 166 см. роста).
  8. Когда к власти в Германии пришел , фашисты очень гордились Кантом, называя его истинным арийцем.
  9. Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде».
  10. Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними. В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
  11. Кант был четвертым ребенком в семье, состоящей из 11 детей. Шестеро из них умерли еще в детстве.
  12. Студенты говорили, что во время чтения лекций Иммануил Кант имел привычку фиксировать взгляд на каком-то одном слушателе. Однажды он остановил свой взгляд на юноше, у которого на сюртуке не хватало пуговицы. Это сразу же бросалось в глаза, отчего Кант стал рассеянным и сбивчивым. В конечном счете, он прочитал очень неудачную лекцию.
  13. Недалеко от дома Канта располагалась городская тюрьма. В качестве исправления нравов, заключенных заставляли по несколько часов в день петь духовные песнопения. Это пение так надоело философу, что он написал письмо бургомистру, прося его принять меры «для прекращения скандала» против «громогласного благочестия этих ханжей».
  14. На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
  • Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде (дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца).
  • Меньше спать (постель – гнездо заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).
  • Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.

Теперь вы знаете об Имманиле Канте все, что должен знать любой образованный человек, и даже больше.

Если вам нравятся биографии великих людей и интересные факты из их жизни, — подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

    Естественно-научная философия Канта докритического периода.

    Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, " "вещь в себе". I

    Стадии познавательного процесса.

    Структура сознания (разума).

7. «Критика практического разума " Канта. Моральный закон (категорический императив).

    "Критика способности суждения». Всеобщая целесообразность.

    Социально-политические взгляды И. Канта.

10.Историческое значение философии Канта.

1 . Основоположником немецкого классического идеализма считается Им­мануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г,).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на воп­росы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения".

2 . Важнейшими проблемами философских исследований Канта докрити-ческосо периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Нова­торство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая дан­ные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

    Солнечная система возникла из большого первоначального облака раз­реженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодей­ствию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

    природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

    природа находится в постоянном изменении и развитии;

    движение и покой относительны;.

    все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

    механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

    данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.

Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (осо­бенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволю­ции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Копер­ника (вращение Земли вокруг Солнца).

3 .В основе философских исследований Канта критического периода (на­чало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агности­цизма - невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности -бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество нераз­гаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипоте­зу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной дея­тельности - человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограни­чены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со сво­им арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени Мир не имеет начала во времени

и ограничен в пространстве. и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы В мире нет ничего простого.

и то, что состоит из простых.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность Свободы не существует. Все в мире

по законам природы, но и свобода. совершается в силу строгой

причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое Бога нет. Нет никакого абсолютно

существо, причина всего сущего. необходимого существа - причины

всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба про­тивоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познаватель­ных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; "вещь в себе".

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в резуль­тате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавят­ся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подвержен­ные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апос­териорное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например "Все тела протяженные", «Человеческая жизнь протекает во времени», "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь жи­вого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопыт­ное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истин­ном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако откры­тая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

    внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

    органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

    человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человечес­ком разуме возникает целостная картина окружающего мира;

    целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами об­раз внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

    реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, являет­ся "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

    человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия - антиномии; внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы

образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности про странство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

6 . Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях-(в переводе с греческого - высказываниях) -предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характери­зуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет две­надцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются: количество, качество, отношение, модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

    количества - единство, множество, цельность;

    качества - реальность, отрицание, ограничение;

    отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (са­мостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

    модальность - возможность и невозможность, существование и несу­ществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характе­ристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними про­тивоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрица­ние (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характери­стик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

    Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслитель­ную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума": Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

    чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

    между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, по­буждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

    мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кото­рый имеет высший и безусловный характер, и назвал его категоричес­ким императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сфор­мулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

8 . В своей третьей книге критического периода - "Критика способности суждения" - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, кото­рые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в орга­низации живой природы, организации неживой природы, строении орга­низмов, размножении, развитии); целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взгляды И. Канта: философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следова­нии моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление че­ловечества; считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

    Историческое значение философии Канта в том, что им было: дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникно­вения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов); выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе"); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив - моральный закон;

выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдель­ном обществе, так и в международных отношениях; осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Каковы основные идеи И. Канта, родоначальника немецкой классической философии, Вы узнаете из этой статьи.

Иммануил Кант основные идеи

Считал, что человек может решать свои проблемы, опираясь не только на разум. В целом, творчество философа, выражающие его идеи делится на 2 периода – докритический и критический.

  • Докритический период, до 1770 года

В это время Кант развивал идеи о гравитационном взаимодействии Луны и Земли. Он выдвинул гипотезу, что Солнечная система возникла из газовой туманности естественным путем. Ему удалось создать динамичную картину мира, не соответствующая господствующей метафизико-механистической модели мира. Эти идеи позволили Канту сформулировать новое учение диалектики о внутренних источниках развития.

Особое внимание уделял творческому познанию человека, обозначив его условия и границы. Немецкий философ совершил «коперниканский переворот в философии»: мир не ограничивается только формами и бытием, а тесно связан с организацией нашего мышления, что превращает его в творческий, активный процесс. Это получило название агностицизм.

  • Критический период, с 1770 года

Выделил основные познавательные способности:

  • Чувственность. Хаос ощущений можно упорядочить временем и пространством.
  • Рассудок. Он обладает априорной способностью к продуцированию категорий и понятий, формированию суждений. Также рассудок наделен продуктивным воображением, благодаря которому осуществляется синтез рационального и чувственного.
  • Разум. Способен формировать предельные цели познания в виде идей души, Бога и природы (в сфере внутреннего опыта, общего опыта и сфере внешнего соответственно).

Ему принадлежит разделение моральных законов на 2 класса:

  1. Гипотетические, которые оцениваются последствиями и они диктуют поступки.
  2. Категорические, которые побуждают к самоценным поступкам.

И человек должен в своих поступках ориентироваться только на моральные нормы, независящие от природных законов и субъективных представлений.

Познающее сознание, за Кантом, являет собой некую машину, обрабатывающую чувственный материал и придающую ему форму суждений и представлений. Деятельность познающего сознания ограничивается сферой опыта.

Хотя Кант в сфере разума не нашел доказательств существования Бога, но его существования философ не отрицает. В точности так же, как и возможности свободы, бессмертие души.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие идеи развивал Иммануил Кант.