22.09.2019

Формы герба. Составные части герба - The parts of an achievement of arms


Геральдический щит (гербовый щит ) - условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.

Точки щита

Чтобы точно определить, в какой части щита расположена та или иная геральдическая фигура, следует различать следующие точки или области щита .

Формы геральдических щитов

Формы геральдических щитов внешне отличают одну национальную традицию гербоведения от другой.

Формы геральдических щитов получили условные названия по национальной принадлежности рыцарства, предпочитавшего определённую конфигурацию щитов. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая наравне с формой «французский щит » стала одной из основных в геральдике. В русской геральдике самой употребительной также является французская форма щита .

Щит Форма Традиционное название Период наибольшего распространения Ссылки Пример
Треугольный с сужением в главе Варяжский (норманский), раннеготский XIII -XIV Герб Словакии
Треугольный Варяжский (норманский), старофранцузский XIII -XIV Герб Норвегии
Четырёхугольный с заострённым основанием Французский XVIII -XXI Герб России
Четырёхугольный с заострённым основанием и верхними углами Французский XVIII - Герб Ватикана
Четырехугольный с круглым основанием Испанский XIV - Герб Вильнюса
Четырёхугольный с округлым основанием Испанский XIX - Герб Испании
Фигурный Немецкий (германский), «тарч» -XVI
Герб рода Девонширов
Растянутая шкура Немецкий (германский), «картуш», барочный XVI -XVII Герб РСФСР
Растянутая шкура Польский, барочный XVI -XVIII Герб Эстонии
Растянутая шкура Польский, барочный XVII -XVIII
Герб рода Сапегов
Треугольный с двумя опрокинутыми дугами в главе Английский XVIII - Герб Панамы

Треугольный Герб Никарагуа
Четырёхугольный с острым основанием и верхними углами Английский XVIII - Герб Молдавии
Четырёхугольный с острым основанием Английский XVIII - Герб Украины
Овальный Итальянский, дамский XVI -XVIII Герб Эквадора
Ромбический (косоугольный) Дамский -XVIII Герб принцессы Анны
Круглый Византийский (восточный) XII -XVI Герб Китая
Каплевидный (миндалевидный) Варяжский, русский, древнерусский XXI Герб Новой Земли
Гуситская павеза Герб ЧССР

Между тем, «национальность» названий форм щита является лишь данью традиции. Согласно правилам геральдики, при описании герба (блазонировании) форма щита не называется .

Напишите отзыв о статье "Геральдический щит"

Примечания

  1. «С XII до XVI столетия формы геральдических щитов следовали моделям настоящих своих аналогов, использовавшихся в битвах, но после эпохи Возрождения художественные вольности нашли своё место буквально во всех способах украшения чего бы то ни было, включая геральдику.»
  2. Геральдически правой, то есть левой по отношению к зрителю.
  3. «Расцвет геральдических изображений приходится на фантастический период рококо, когда сами гербы стали просто неким „извинением“ для вычурной рамки.»
  4. «Если варяжский щит более вытянут книзу, а вверху его острые края слегка закруглены, то он носит название раннеготского». Похлёбкин В.
  5. «Самой Древней формой щита является треугольная, суживающаяся книзу. Это - норманнский, или варяжский щит, как его называют в русской геральдике.» Похлёбкин В.
  6. «Варяжский щит - традиционное наименование треугольного щита.»
  7. «Остроконечный треугольный щит, встречающийся в большинстве старых гербовников, называют норманским (за сходство с реальным боевым норманским щитом), или старофранцузским (по времени и месту нахождения в гербовниках)». Ивлев С. А.
  8. «К концу XIII столетия размеры щита уменьшились, приняв форму, похожую на основание утюга (в России она именуется „варяжской“). Такая форма щита стала весьма популярной, и именно она доминирует и в основном служит геральдике с XIV столетия.»
  9. «Квадрат или прямоугольник, близкий к квадрату и лишь слегка вытянутый в высоту, с сердцевидным заострением книзу, называется французским щитом». Похлёбкин В.
  10. «В позднее же время наибольшее распространение получил французский новый щит - почти прямоугольный, со скругленными нижними углами и остроконечным завершением в центре нижней стороны щита». Ивлев С. А.
  11. «Испанский щит - условное название щита, имеющего округлый нижний край.»
  12. «Щит, представляющий собой квадрат, нижняя сторона которого слегка выгнута, округлена, называется испанским». Похлёбкин В.
  13. «Прямоугольный равномерно закругленный внизу щит называют испанским, так как он действительно часто встречается в странах Пиренейского полуострова». Ивлев С. А.
  14. «Тарч - малый турнирный щит. В гербах обычно изображается круглым, хотя могут использоваться и другие формы.»
  15. «Щит фигурный, вычурный, образующий выемки и завитки и получивший распространение в позднем Ренессансе в странах, входивших в Священную Римскую империю как чисто декоративная, геральдическая, а не боевая форма щита, называется немецким, особенно в геральдике тех стран, куда эта форма проникла из Германии. В России он был особенно популярен в конце XIX - начале XX века у художников-графиков книги, именовавших его на своем профессиональном жаргоне „картушем“». Похлёбкин В.
  16. «В голубом поле „барочного“, или „германского“, щита серебряный натянутый лук со стрелой наконечником вверх».
  17. «Немецкий щит - условное название фигурного щита, в блазоне, как правило, не упоминается.»
  18. «Своеобразные волнообразные верхние завершения щита и небольшие выступы характерны для английских гербов». Ивлев С. А.
  19. «Щит овальной, яйцевидной формы называется итальянским и употребляется чаще всего для женских гербов». Похлёбкин В.
  20. «Итальянский щит - традиционное наименование овального щита.»
  21. «Так ромбический щит - принадлежность только дамского герба, хотя в нем могли быть, например, и овальные щиты». Ивлев С. А.
  22. «Круглый щит считается восточным. Он существовал с древнейших времён во всех странах Востока - Малой Азии, Среднего Востока, в Центральной Азии и на Дальнем Востоке - и характерен также и для России, особенно с конца XIII века». Похлёбкин В.
  23. «В последнее время получил распространение русский щит для личных и корпоративных гербов.»
  24. «В начале геральдической истории, во второй половине XII столетия, щит был таким длинным, что закрывал почти половину туловища несущего его воина. Обычно он был выгнут для того, чтобы идеально подходить к фигуре. Отметим, что и в Древней Руси такая форма щита была весьма популярна, почему её часто называют „древнерусской“».
  25. «Достойная быть принятой великорусским гербоведением в качестве системообразующей оригинальная форма гербового щита, являющаяся национальной особенностью русского защитного вооружения. Верхний край (венец) великорусского щита образует правильную полуокружность, а выпуклые дугообразные боковые края сходятся внизу под острым углом.»

Литература

  • Винклер. П. П. Гербы городов Российской империи. С-Пб., 1900.
  • Дворянские роды Российской империи. Том 1. Князья / Авторы-составители П. Гребельский, С. Думин, А. Мирвис, А. Шумков , М. Катин-Ярцев. - СПб. : ИПК «Вести», 1993. - 344 с. - 25 260 экз. - ISBN 5-86153-004-1 .
  • Карамышев О. М.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Геральдический щит

Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…

Цель:

  • Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, гербами городов Краснодарского края, историей герба Белореченска.
  • Сформировать представление о гербе, как отличительном знаке любого человеческого сообщества. Воспитать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
  • Развить творческий интерес, познавательную активность, владение композицией, ассоциативно-образное мышление.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок.

Оборудование:

  • Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.
  • Плакаты с изображением символики России, Краснодарского края.
  • Музыкальный ряд: гимн России, гимн Кубани.
  • Художественные материалы: альбом, цветные карандаши, краски.

План урока:

  1. Беседа о государственной символике, символике Краснодарского края, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов, анализ и защита работ.

Ход урока

  1. Организация класса.

Звучит Гимн России (ученики встают).

Учитель: Ребята, что за музыка сейчас звучит.

Ученики: Это Гимн России.

Учитель: А что такое Гимн?

Ученики: Это символ нашей страны.

Учитель: А какие ещё государственные символы вы знаете?

Ученики: Герб, флаг.

Учитель: Сегодня наш урок посвящён гербам.

Рассказ учителя: “История геральдики”.

Символические изображения были в употреблении человека с давних времён и изображались на перстнях, щитах, знамёнах. Менялись эти знаки по желанию человека, который их применял.

Лица, выдающиеся своей доблестью и храбростью, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения. Это было необходимо, потому что закованные в железо доспехи рыцари мало отличались один от другого.

А самые древние гербы были на печатях, монетах, медалях древних государств. В III тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византии – двухглавый орёл. Гербы составляли и описывали глашатаи (распорядители) на рыцарских турнирах – этих людей называли герольдами. Так и возникло искусство составления гербов – геральдика.

Гербом называется символическое изображение, составленное на основании определённых знаков и утверждённое верховной властью. В композиции герба всё имело значение и несло информацию о владельце. Форма герба может быть разнообразной, но в основном это форма щита древних рыцарей. Известно пять форм западноевропейских щитов.

Поверхность герба была или одного цвета или делилась на несколько полей определённого цвета. Эти поля назывались геральдическими фигурами. Выбираемый имел символическое значение.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что могут означать цвета – золотой, серебряный, красный, зелёный, чёрный.

Ученики: Красный – кровь, храбрость, чёрный – траур, зелёный – спокойствие, золотой – богатство, серебряный – чистота.

Учитель: В основном вы правильно определили значение цветов. Золото – богатство, верность, постоянство. Серебро – невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зелёный – свобода, изобилие. Чёрный – скромность, учёность, печаль.

Герб делится на несколько частей. Эти основные деления (их три) – рассечение, пересечение, скошение.

На поле герба могут быть изображены животные, растения, мифологические существа, оружие и т.д.

Символика цвета

  • Золото – знатность, благородство
  • Серебро – невинность, доброта, откровенность
  • Красный – храбрость, мужество, великодушие, любовь
  • Зеленый – надежда
  • Черный – мудрость, печаль
  • Синий – верность, честность.

Алфафит эмблем

Рукопжатие – эмблема дружбы

Герб также может иметь краткое изречение, отражающее идею герба – это девиз герба.

Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображается на главных зданиях. Составляют его исходя из особенностей города, его истории, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города.

Учитель: А вы знаете историю возникновения герба города Белореченска.

Герб города Белореченска

Герб города имеет традиционную форму для гербов городов России – форму щита. В верхней её части, на фоне флага России, надпись “Белореченск”. В центральной части герба на зелёном фоне изображена реторта, обрамленная с левой стороны золотыми колосьями, а с правой – дубовыми листьями. В нижней части обрамления присутствуют символы промышленности и железной дороги. Ниже обрамления герб горизонтально пересекают две волнистые линии, символизирующие реку Белую, на правом берегу которой расположен город Белореченск. В самом низу герба изображены две казачьи сабли накрест, папаха и надпись “1862” - это год основания города.

А теперь посмотрите, какие имеют гербы города нашего Краснодарского края.

Герб города Лабинска Герб города Новороссийска Герб города Тихорецк Герб города Туапсе

Щит - основной элемент любого герба, но при этом щиты могут быть самой различной формы. Самым первым получил применение щит треугольной формы (близкий к варяжскому щиту), но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое количество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами.

Наиболее часто встречающиеся формы щитов:

Французский щит

Испанский щит

Варяжский щит

Польский щит

Немецкие щиты

Английские щиты

Овальный (итальянский) и круглый (восточный) щиты

По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается, что за основу гербу может быть взят щит любой формы. По правилам геральдики всегда первичен блазон (т.е. описание герба), по которому воспроизводится сам рисунок. Поэтому возможно существование несколько художественно разных прорисовок одного и того же герба, каждая из которых равноправна с другими, если все они точно следуют словесному геральдическому описанию. Принятие какого-либо изображения за эталон по канонам классической геральдики считается недопустимым.

К тому же щит всегда изображается как бы смотрящим на наблюдателя - поэтому правая сторона щита будет левой от наблюдателя (и соответственно наоборот). Именно поэтому геральдические "лево/право" зеркальны обычной практике.

Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Основных способа деления щита три - пересечение, рассечение и скошение, они могут комбинироваться.

Пересечение

Рассечение

Скошение слева и справа

Часто щит имеет неправильную, закругленную, а не четырехугольную форму, однако верхний угол даже в сложной форме щита определить можно, даже если он лежит за пределами контура щита. Из этой точки и следует проводить линию. Иногда щиты изображаются не только сложными по форме, но и немного вогнутыми, вследствие чего и разделительные линии приобретают изогнутую форму. Но в любом случае линия скошения должна проходить через центр щита.

Эти четыре главных деления называются простыми делениями щита. Однако существует множество других способов делить щит, используя несколько разделительных линий сразу и комбинируя линии разных направлений. Такие деления называются составными. Два самых распространённых из них - четверочастные разделения щита.

Четверочастный щит

Деления могут осуществляться не только прямыми линиями, но и зубцами, остриями, волнами и пр. линиями - такие деления считаются второстепенными.

Трёхчастное деление щита

При блазонировании трёхчастного щита важное значение имеет порядок упоминания направления деления. В соответствии с принятой иерархией сначала называется то, что справа или (если ничего нет справа) сверху. При воссоздании герба по описанию первым проводится то разделение, которое упомянуто первым. Такой порядок позволяет избежать перегрузки текста блазона указаниями справа, слева, сверху, снизу. При блазонировании трёхчастных щитов, разделённых скошениями и полускошениями (кроме двух типов, относящихся к этому же роду - прямого и опрокинутого вилообразного), важно обратить внимание на следующее обстоятельство: полускошения, оказавшиеся в нижней части щита, называются не по исходной точке (справа или слева), т.е. сверху вниз, а по направлению снизу вверх: вправо и влево. Принцип очерёдности упоминания в блазоне цветов полей трёхчастного щита объясняется далее.

Щит вилообразно разделён на червлень, золото и серебро Щит опрокинуто-вилообразно разделён на лазурь, червлень и серебро Щит полупересечён и рассечён на чернь, червлень и золото Щит рассечён и полупересечён на червлень, чернь и золото Щит пересечён и полурассечён на червлень, чернь и золото
Щит полурассечён и пересечён на чернь, золото и червлень Щит скошен справа и полускошен слева на чернь, червлень и золото Щит скошен справа и полускошен влево на червлень, чернь и золото Щит скошен слева и полускошен вправо на червлень, чернь и золото Щит полускошен справа и скошен слева на чернь, золото и червлень

БЛАЗОНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛЁННОГО ЩИТА

Общий взгляд

Блазонирование всегда должно быть составлено максимально кратко но и как можно более точно, чтобы по одному только словесному описанию можно было сделать рисунок описываемого герба или представить его себе мысленно.

В Средние века словесное описание (устное или записанное в книге без иллюстраций) было единственным способом зафиксировать герб в памяти или документе, так как далеко не всегда была возможность присовокупить к словесному описанию рисунок. Для этого в Западной Европе герольдами был выработан специальный геральдический язык – блазон, призванный с помощью особых терминов описать любой герб максимально точно и притом коротко. Сейчас, благодаря достижениям полиграфии, почти всегда можно сопроводить рассказ о гербе цветным рисунком, поэтому важность описания отошла на второй план.

Английский, французский и немецкий блазоны выверены временем, отточены и лаконичны. Эти специальные языки позволят описывать любой герб гораздо короче, чем это может русский язык, хотя бы и с использованием особой терминологии. Вместе с тем забота о краткости блазона никогда не должна превозмогать заботу о его точности. Точность – главное в описании герба, и во имя точности иногда необходимо жертвовать краткостью.

Особенности блазонирования разделённого щита.

В отличие от английского блазона, российский геральдический язык подсчитывает не число полос, образованных разделительными линиями, а число самих разделительных линий. Поэтому, если щит разделён, например, на четыре части, указывается, что это щит, трижды рассечённый, трижды пересечённый или трижды скошенный (слева или справа). Затем следует упоминание цветов, в которые окрашены получившиеся части. Не надо отдельно описывать каждую такую часть - достаточно просто назвать сначала один, а потом другой цвет (если разделённый щит окрашен двумя тинктурами, как это чаще всего бывает). Например: щит, трижды рассечённый на лазурь и серебро. При этом важно следовать следующему принципу:

если щит рассечён, то первым называется цвет правого поля Щит рассечён на червлень и серебро если щит пересечён, то первым называется цвет верхнего поля Щит пересечён на червлень и серебро
если щит скошен слева, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла Щит трижды скошен слева на червлень и серебро если щит скошен справа, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла; когда угол при этом разделён на две части, главной считается верхняя половина, то есть граничащая с верхним краем щита Щит трижды скошен справа на серебро и зелень
если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита. Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро

Здесь можно видеть, что наибольшую сложность для блазонирования представляют собою сложно разделённые щиты. Какой цвет называть первым в таких случаях, с какого участка щита начинать отсчёт? Начинать опять нужно с правого верхнего угла щита. Но часто бывает (например, в случае ромбовидно разделённых щитов), что этот угол разделён диагонально на две части. Из этих двух половин главная та, что находится сверху, или прилегает к верхнему краю щита. Когда нужно блазонировать такой сложный щит (или когда нужно раскрасить новый), мы сначала делим щит на четверти. Потом мы выбираем первую четверть щита, и мысленно скашиваем её справа, не взирая на то, как она разделена в действительности. После этого мы получаем точное указание на участок, с которого надо начинать отсчёт – то есть, как и в случае с простым скошением справа, первым называется тот цвет, что сверху. Этот принцип можно проиллюстрировать следующей схемой:

Ещё большую трудность могут доставить нестандартные щиты, окрашенные в несколько цветов, например, шит, трижды скошенный справа, но окрашенный не двумя, а четырьмя тинктурами. Такой щит приходится – вопреки очевидной логике – описывать с середины, а потом возвращаться к этому месту через верх. Но у геральдики своя логика:

Соответственно иерархии направлений деления щита и частей щита описываются и щиты, разделённые на три части. В первых двух приведённых примерах вертикальная линия, доходящая только до центра щита, описывается как полурассечение. В первом случае полурассечение упоминается сначала, так как находится в первоочерёдной верхней части щита, а во втором случае - после пересечения, так разделяет нижнюю, вторую по важности часть щита. В третьем и четвёртом примерах для простоты целесообразно использовать термин вилообразное деление (прямое и опрокинутое), хотя это деление представляет собою сочетание полускошений справа и слева сполурассечением (рис. 3) и полурассечения с полускошениями вправо и влево (рис. 4).

Вообще же всегда отдаётся предпочтение правому над левым и верхнему над нижним. При этом рассечение главнее пересечения, рассечение и пересечение главнее обоих скошений, а правое скошение главнее левого.

Всё это, разумеется, относится именно к делениям щита, то есть к областям, полученным в результате рассечения, пересечения, скошения щита или комбинацией этих делений. Деления не следует путать с главными гербовыми фигурами, при блазонировании которых действуют свои правила. Строго говоря, нет никакой разницы между, например, серебряным столбом в червлёном поле и дважды рассечённым на червлень и серебро щитом. Или между серебряным поясом в червлёном поле и дважды пересечённом на червлень и серебро щитом. То же - в случаях с перевязью и двойным скошением. Однако простые деления щита отличаются от главных геральдических фигур тем, что первые всегда образуют равное число вертикальных, горизонтальных и диагональных полос каждого цвета. Щит, рассечённый, пересечённый или скошенный дважды, в действительности всегда является щитом, несущим, соответственно, столб, пояс или перевязь. То же относится и ко всем щитам, разделённым чётное количество раз. Любое чётное число рассечений, пересечений или скошений всегда образует не полосы, а столбы, пояса и перевязи в соответствующем количестве. Полосы, не являющиеся геральдическими фигурами, образуются только при нечётном числе рассечений, пересечений или скошений. Например, щит, "четырежды рассечённый на золото и чернь", в действительности должен читаться как "два чёрных столба в золотом поле".

Составные истинные деления (примеры)

Деления, разделяющие щит на равное количество полей каждого цвета, называются истинными. Вот, как выглядят основные типы таких делений щита:

Щит пятикратно рассечён на червлень и золото Щит семикратно рассечён на лазурь и серебро Щит трижды скошен справа на серебро и зелень Щит трижды скошен слева на червлень и серебро
Щит пятикратно скошен справа на чернь и золото Щит пятикратно скошен слева на лазурь и золото Щит семикратно скошен справа на серебро и червлень Щит семикратно скошен слева на зелень и серебро
Щит трижды рассечён и трижды пересечён на лазурь и серебро Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти рассечены и пересечены на чернь и серебро, а вторая и третья - на червлень и золото Щит пересечён, верхняя и нижняя части скошены слева и справа на серебро и чернь Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти скошены справа и слева на червлень и серебро, а вторая и третья - на серебро и чернь
Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро Щит дважды скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро Щит пятикратно скошен справа и дважды слева на переменные золото и лазурь
Щит трижды скошен слева и справа на червлень и серебро Щит пересечён и скошен слева и справа на зелень и золото В щите, скошенном справа на лазурь и золото, переменно окрашенный столб В щите, скошенном слева на лазурь и золото, переменно окрашенный столб
Щит трижды пересечён и скошен справа и слева на переменные лазурь и золото Щит дважды рассечён и пятикратно скошен слева на переменные серебро и чернь Щит дважды рассечён и пятикратно скошен справа на переменные червлень и золото Щит разделён ромбовидно на червлень и серебро
Щит дважды рассечён и пересечён и пятикратно скошен слева на переменные лазурь и серебро Щит дважды рассечён и пересечён и пятикратно скошен справа на переменные лазурь и серебро Щит рассечён, правая и левая части скошены справа и слева на червлень и чернь
Деления могут быть произведены не прямыми, а дугообразными линиями:
Щит шестикратно разделён дугообразно на серебро и чернь Щит восьмикратно разделён дугообразно на лазурь и золото Щит двенадцатикратно разделён дугообразно червлень и серебро Щит шестнадцатикратно разделён дугообразно на зелень и золото
К более редким, но весьма оригинальным, характерным для немецкой геральдики являются следующие деления:
Улиткообразное правое Щит улиткообразно скошен справа на чернь и золото Улиткообразное левое Щит улиткообразно скошен слева на золото и чернь Улиткообразное нижнее Щит пересечён улиткообразно на золото и чернь Улиткообразное верхнее Щит пересечён улиткообразно на чернь и золото
Листовидное Щит скошен справа двумя листами на серебро и червлень Клеверовидное (трилистное) Щит скошен справа двумя трилистниками на золото и зелень Лилиевидное Щит скошен справа двумя лилиями на лазурь и золото

Неистинные деления

Неистинными делениями называются такие, которые делят щит на неравные по площади части:

Ярмообразное Щит пересечён ярмом на лазурь и серебро (это деление существует только в горизонтальной версии) Ярмообразное опрокинутое Щит пересечён опрокинутым ярмом на серебро и червлень (это деление существует только в горизонтальной версии) Серповидное правое Щит рассечён серповидно вправо на лазурь и золото (это деление существует только в вертикальной версии) Серповидное левое Щит рассечён серповидно влево на золото и лазурь (это деление существует только в вертикальной версии)
Дугообразное левое Щит рассечён левой дугой на золото и лазурь
Ступенчатое восходящее Щит пересечён двумя восходящими ступенями на червлень и серебро
Деление вогнутым остриём
Существует также ещё один способ сложного разделения щита: с помощью вогнутого острия – простого, опрокинутого и прижатого. Основное деление получается проведением из центра верхнего края щита к обоим нижним углам двух вогнутых линий. Образовавшаяся в результате треугольная область может, с одной стороны, считаться выделенной цветом частью поля щита, а с другой стороны – второстепенной геральдической фигурой (вогнутым остриём). Французская геральдика придерживается первой точки зрения, немецкая – второй. В любом случае получается разновидность трёхчастного деления, позволяющая заполнить каждую из трёх частей собственным, независимым от остальных двух, содержанием. Поле щита, в котором находится вогнутое остриё, не всегда бывает одного цвета: часто оно разделяется на две или четыре части рассечением и пересечением. В этих случаях вогнутое остриё оказывается наложенным на многочастное поле, причём иногда цвет треугольной области совпадает по роду с цветом одной из двух других частей. Однако геральдическое правило цветов при этом не нарушается. Описание герба составляется в зависимости от точки зрения, ибо нет никакой фактической разницы между щитом с вогнутым остриём и щитом, разделённом на части по линии того же острия – независимо от способа блазонирования, поле размечается одним и тем же способом. Тем не менее русская геральдика определяет эту треугольную область особой формы как фигуру <вогнутое остриё>, поэтому во всех случаях, в какой бы композиции и в каком бы виде ни применялось вогнутое остриё, оно должно блазонироваться как фигура, причём сначала (но после описания основного разделения самого щита) упоминается остриё, а потом уже содержимое частей многочастного поля, на которое наложено это остриё (см. ниже рис. 7). В рассечённом и пересечённом щите с червлёным прижатым вогнутым остриём, обременённым серебряной лилией, в черни два золотых ключа, а в серебре две червлёные рыбы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Тема

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

План

    Общее строение герба.

    Исторические формы щита.

    Цветовое и графическое деление щита.

    Геральдические и негеральдические фигуры в гербе.

    Внешние составные части герба.

    Материалы и цвета в гербе и их символическое значение.

    Происхождение и развитие гербов в России.

1. Общее строение герба

Теоретическая геральдика – это специальный раздел геральдики, изучающий правила составления и прочтения гербов.

Теоретическая геральдика выделяет в строении герба 10 составных частей – одной внутренней, главной и обязательной, а также 9 внешних, необязательных.

Составные части герба

1. Щит.

2. Шлем.

3. Нашлемник.

4. Корона.

5. Мантия.

6. Намет.

7. Щитодержатели.

8. Девиз.

9. Клейноды.

10. Бурелет.

Щит – внутренняя, главная и единственная обязательная часть герба. Щит – это основное гербовое поле, на которое наносятся все символы, эмблемы, фигуры, характеризующие гербовладельца. Щит является центром любого герба, контуром, в пределах которого, а также вокруг него, наносятся разнообразные гербовые знаки и фигуры.

Внешняя часть герба состоит из шлема, нашлемника, короны, намёта, клейнодов, мантии, щитодержателей и девиза. Присутствие всех составля­ющих внешней части не обязательно. Внешняя часть, в отличие от внутренней, более подвержена изменениям, связанным с переменами в должностном положении владельца герба. Так например, в гербе А.А. Арак­чеева до 1816 г. щитодержателями были рыцарь и конь, а затем – два солдата-артиллериста подшефного полка.

2. Исторические формы щита

Геральдические щиты произошли от реальных щитов, и потому они вводились в геральдику постепенно, так как форма щита развивалась в зависимости от времени и страны. Именно поэтому геральдические щиты носят исторически и национально обусловленную форму и соответствующие им национальные наименования. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб. Всего существует 8 основных форм щита: французский испанский, варяжский, английский, византийский, итальянский, германский, польский. Самой древней формой щита является треугольная, суживающаяся книзу. Это норманнский, или варяжский щит.

3. Цветовое и графическое деление щита

Деление щита. Иногда щит на гербе был одноцветным, иногда он по своей окраске делился на части. Поле щита делится на части при помощи 4 основных делений: рассе­чение (вертикально), пересечение (го­ризонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и изви­листыми линиями. Скошение ступенча­той линией справа называется нисходя­щими степенями, слева – восходящи­ми. Существует иерархия частей щита – наиболее почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и т.д. Часто встречаются такие деления, как ступенчатое, вогнутое или выгнутое, зубчатое, остриевидное, пилообразное, чешуйчатое, облаковидное, пламевидное, улиткообразное. Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А.В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Таким образом, геральдический щит являлся основной несущей конструкцией всего герба и, в свою очередь, представлял собой сложное строение, в котором было заложено основное смысловое значение геральдического знака.

4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе

Геральдические и негеральдические фигуры. В теоретической геральдике фигуры, которые помещались на щите, делились на два основных вида: геральдические и негеральдические. Различают шесть главных геральдических фигур:

1. Глава щита. Щит имел главу в том случае, когда 2/7 его длины вверху давалось другим цветом, если длина ее меньше указанной величины, то фигура называлась вершиной. Глава щита может быть скошенной или треугольной.

2. Подножие или оконечность щита. Если 2/7 длины внизу щита давалось другим цветом, то геральдическая фигура называлась оконечностью; если эти размеры меньше, фигура называется подножием. Оконечность также может быть скошенной или треугольной.

3. Столб . Такая геральдическая фигура получалась, когда другим цветом давалась 1/3 ширины щита. Столб может быть как правым или левым, так и сдвинутым вправо или влево. Если столб нормальной ширины и находится в щите один, то означается как узкий.

4. Пояс . Выделение другим цветом 1/3 длины щита составляло пояс, который может быть повышен или понижен, может также быть узким, но в щите может быть и несколько поясов.

5. Перевязь – это выделение другим цветом 1/3 щита по диагонали. Перевязь может быть справа и слева, она может быть узкой, повышенной или пониженной или повторяться в щите несколько раз.

6. Стропило – две встречные перевязи, не доходящие до вершины щита. Если его вершина касается нижней части щита, оно называется опрокинутым. Оно может быть сужено или повторено несколько раз, повышено или понижено.

7. Простой геральдический крест.

8. Андреевский крест.

Негеральдические фигуры делились на естественные, искусственные и легендарные.

Естественными фигурами назывались изображения живых существ (людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся), растений, небесных светил и стихий (солнце, полумесяц, звезды; реки, холмы, облака) К естественным фигурам принадлежат фигуры людей : изображения святых, изображения человека или частей тела человека (рука, голова, ноги, сердце, иногда охваченное пламенем). Из животных можно встретить изображения льва, леопарда; коня, оленя, пса, волка, вепря, медведя, быка, барсука, козла, агнца и др. Из птиц изображается орел, журавль, лебедь, петух, павлин, сова, голубь. Встречаются изображения змей, дельфинов, рыб, раков, жуков, пчел, муравьев, улиток, раковин, а из растений – лилий, роз, венков, деревьев, ветвей.

Известно около 40 вариан­тов изображений льва и леопарда, а также их симбиозов (львиный леопард и леопардный лев), раз­личающихся по его позе или по харак­теру исполнения отдельных деталей (особенно хвоста, который может быть двойным и тройным и изгибаться в разных направ­лениях).

Символический смысл изображений животных: лев и леопард – власть, могущество, сила, храбрость. Конь – сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы). Собака – символ пре­данности и повиновения. Кошка – неза­висимость. Волк – злость, жадность. Медведь – предусмотрительность. Кабан или вепрь – бесстрашие, неукро­тимость. Бык – плодородие земли. Овца – кротость. Лань – робость. Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются: орёл (власть, великоду­шие), ворон (долголетие), петух (символ боя, борьбы), цапля (пугливость), пав­лин (тщеславие), пеликан (чадолюбие), журавль (с камнем в одной лапе – сим­вол бдительности) и др. Из морских живот­ных: дельфин (символ силы); из насеко­мых: пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодар­ности), свернувшейся в кольцо с хвос­том во рту (символ вечности), обвивша­яся вокруг чаши (символ медицины).

Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролю­бие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами; плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человечес­ким лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звезд различно: в немецкой гераль­дике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры – это изображения предметов, сделанных человеческими руками: мечи, копья, стрелы, кольчуги, пистолеты, подковы, шпоры, кольца, знамена, башни, крепости, пушки, колеса, корабли, якоря. Среди фигур мирного обихода – чаша, лира, рог изобилия и др.

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе, например, изображения кентавра, сирен, грифов, единорогов, пегасов, драконов, фениксов, козерогов и многих других, в том числе и двуглавого орла.

Изображённая на щите фигура может содержать намёк на фамилию владельца или название его владения, такой герб называется глас­ным. В России такие гербы были характерны для нового, служилого дворянства. Глас­ность может быть выражена помеще­нием на щите отдельных инициалов, а иногда и полных названий (в земельных гер­бах). Помещённая на щите фигура может быть частью герба сюзерена и тем свидетельствовать о пожаловании герба за особые заслуги. Таким свидетель­ством в российской геральдике является помещение на щите двуглавого орла. В России пожало­вание графским достоинством введено Петром I, графы получали сначала титул графа "Священной Римской импе­рии", а потом возводились в графское достоинство Российской империи, поэтому в их гербах помещены два двуглавых орла: российский (с коронами) и имперский (с ореолами над головами).

В Пскове прошла церемония торжественного вручения свидетельства о регистрации герба и флага региона | 01.03.2019
1 марта 2019 года на торжественной церемонии, которая прошла утром в Псковском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина, губернатору региона Михаилу Ведерникову вручили свидетельства о государственной регистрации официальных символов Псковской области - флага и герба.

На церемонию были приглашены члены Геральдического совета при Президенте России, руководители подразделений администрации региона, участники конкурсов проекта официальных символов, депутаты Псковского областного Собрания, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители политических партий и религиозных организаций, научной и творческой общественности, руководители ветеранских организации и представители средств массовой информации.

Торжественность момента при вручении свидетельств о государственной регистрации официальных символов региона – флага и герба – была должным образом подчеркнута: мероприятие открыли статные знаменоносцы, внесшие официальные символы региона в зал, прозвучал гимн Российской Федерации, а затем собравшиеся увидели впечатляющий видеоролик о символах Псковской области.

Председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации - государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов, выступая перед собравшимися на торжественной церемонии, особо подчеркнул, что сегодняшнее событие имеет и историческое, и личное значение для него значение, поскольку его дедушка и бабушка до Великой Отечественной войны жили на Псковщине. «Для меня большая честь быть в Пскове и участвовать в этой церемонии. Псковская земля является важнейшей частью России и истории. Через 3 года можно отмечать юбилей - исполнится 350 лет с момента изображения псковского герба в титулярнике. Изображение, которое дошло до нас, связано с великой историей Пскова», - сказал Георгий Вилинбахов. По мнению герольдмейстера, в этом есть «глубокая истина и связь времен».

Фото: Псковское агентство информации (ПАИ)

Губернатор Михаил Ведерников, в свою очередь, заявил, что итоговый результат в разработке символов соответствует истории и традициям Псковской области. Также он объявил об объявлении 20 февраля Днем герба и флага Псковской области (дата выбрана в связи с тем, что 20 февраля 2019 года символы региона были внесены в Государственный геральдический регистр РФ).

Полпред президента РФ в СЗФО Александр Гуцан акцентировал внимание на том, что жители Псковской области ждали этого события 25 лет и этот день навсегда будет вписан в историю Псковской области.

По материалам Администрации Псковской области, Псковского агенства информации, Комсомольской правды и сетевого издания "Геральдика.ру"


Анастасия Крыжановская // [ 19.04.2018 ] [размер: 14782 знаков]

Герб семьи или города не обязательно делать серьезным и пафосным. Иногда можно и похулиганить, считают создатели нового герба Петрозаводска Илья Емелин и Алексей Максимов. У главного символа столицы Карелии 19 апреля день рождения. С авторами герба Петрозаодска беседовала журналист ИА "Республика" Анастасия Крыжановская.