01.03.2024

Фз об автогражданской ответственности. Закон рф об осаго — условия и порядок. Нюансы назначения компенсационных выплат


Закон об ОСАГО предназначен для того, чтобы максимально обезопасить пострадавших во время аварий или транспортных происшествий и гарантировать им выплаты ущерба. В нашей стране страхование автогражданской ответственности является обязательным явлением для лиц, которые владеют и пользуются автомобилем.

Главный закон об ОСАГО

Главный закон, который регулирует взаимоотношения сторон, а также весь процесс автострахования и его последствия, – это №40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В общих положениях данного закона, за номером 40, указано, что такое транспортное средство и кто является ответственным заавто. Это не только непосредственно собственник, но и человек, управляющий ТС на основе договора аренды или доверенности. Также в законе обговорено, кто при аварии считается потерпевшим, а кто виновником. Кроме того, дано понятие отправки ТС на ремонт и прямое возмещение ущерба. Все это обговаривается в ст.1 ФЗ 40, кроме того, в общих понятиях уточняется, кто является страховщиком и кто страхователем.

Помимо ФЗ об ОСАГО, автогражданскую ответственность регулируют Гражданский кодекс РФ, а также прочие нормативные акты, которые выпускают в соответствии с законом органами местной и федеральной власти.

Согласно ФЗ-40, основными принципами ОСАГО является именно гарантия возмещения ущерба всем потерпевшим, а также создание при помощи материального мотива заинтересованности в соблюдении ПДД у участников движения. По ст. 3 ФЗ-40, на территории нашей страны не могут передвигаться и использоваться автомобили, владельцы которых не имеют полиса ОСАГО.

Изменения 2018-2019 года к №40-ФЗ

С 28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в ОСАГО. ФЗ ОСАГО 2019 года постановил, что полис можно оформлять на срок менее одного года. Претензии к страховым компаниям можно предъявлять в течение 10 дней, а независимые экспертизы теперь под запретом, поскольку их выводы, зачастую, не объективны.

Еще одним важным изменением стало введение так называемого натурального возмещения, когда деньги перечисляются не владельцу, а на счет СТО, которое проводит ремонт. При этом каждая страховая компания работает с определенными СТО, список которых находится в доступе. Что касается максимальных выплат по Европротоколу, то здесь также произошли положительные изменения. Теперь они составляют 100 000 рублей. Если же ремонт стоит больше 400 тысяч рублей, то владелец автомобиля имеет право на денежную компенсацию.

С начала 2017 года введено такое понятие, как , который можно купить в сети Интернет. Вводится материальное наказание за ложные сведения, которые указал владелец при покупке электронного документа.

Это основные изменения ФЗ-40 об ОСАГО, но детальная разработка большого количества нюансов, которые продолжают волновать автовладельцев, продолжаются.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Условия и порядок осуществления обязательного автострахования оговорены во 2 главе ФЗ 40 ОСАГО. Для начала необходимо уточнить, что данный закон не распространяется на средства, которые двигаются со скоростью меньше 20 км\час, а также ТС, которые принадлежат Вооруженным Силам РФ.

Если гражданин не застрахован, то при возникновении ДТП он обязан оплатить всем участникам ущерб по гражданскому закону, кроме того, данные лица несут ответственность, согласно действующему закону.

Правила обязательного страхования включают в себя порядок заключения и расторжения договора страховки, а также порядок, по которому выплачиваются компенсации. В правилах оговариваются методы решения споров по страхованию.

В качестве объекта страхования в ФЗ указываются имущественные интересы, в виде не только автомобиля, но и любого вида ценностей, которые могли пострадать во время транспортного происшествия.

Страховые тарифы устанавливаются Центральным Банком. Базовые ставки и коэффициенты к ним зависят от технических характеристик ТС, а также от назначения автомобиля и от оценок рисков. Если ТС используется в рискованных условиях или малоопытным водителем, то стоимость ОСАГО для него поднимается.

Водитель обязан поставить страховщика в известность о происшествии, а также представить документы, заполненные в присутствии работников ГИБДД. В законе предусмотрены случаи, когда можно обойтись без вызова сотрудников ГИБДД.

Обязательно автострахование регулируется ФЗ 40, который рекомендуется к тщательному изучению, вместе со всеми поправками, тем, кто является владельцем транспортного средства. Тогда и споров со страховыми компаниями будет на порядок меньше. Кроме того, владелец будет точно знать, на какую сумму он может рассчитывать, а также, что делать, если авто не подлежит ремонту.

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО), N 40-ФЗ | ст. 15

Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

1. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

2. Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

3.1. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

6. Владельцы транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязаны информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.

7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

7.1. Страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "п" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.

В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.

7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

8. В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

9. При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

10. При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

10.1. При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

11. Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования, форма документа, содержащего сведения о страховании, форма заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и форма бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются Банком России с соблюдением требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Скопировать ]

Такая сфера, как дорожное движение, сопряжена с большой ответственностью и рисками. Поэтому договор ОСАГО по закону подлежит оформлению всеми автовладельцами на территории Российской Федерации.

Общие положения

Страховой полис ОСАГО — документ, подтверждающий договоренность между автовладельцем и страховой компанией. Суть его состоит в соглашении об обязательстве страховой компании возместить предусмотренную часть ущерба, нанесенного автовладельцем в результате ДТП, при условии, что тот будет признан виновником аварии.

Читайте подробности ФЗ о страховании в РФ

Контроль за исполнением положений ФЗ 40 об ОСАГО, т.е. проверка наличия соответствующих страховых полисов у автовладельцев, входит в обязанности сотрудников дорожной полиции.

На настоящий момент такое нарушение, как отсутствие при себе полиса ОСАГО повлечет ответственность автовладельца, которая равняется сумме в 500 руб. Просроченная страховка, как и невыполнение требования закона по страхованию автогражданской ответственности, выльется в штраф величиной 800 руб. Если лицо, оказавшееся за рулем автомобиля, не вписано в полис обязательного страхования, штраф составит 500 руб.

ФЗ 40 об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств был принят в 2002 году. Данный нормативный акт прописывает следующие основные аспекты:

  • Общие положения : основные понятия и основания для принятия закона;
  • Условия и порядок осуществления страхования :
    • Обязанности автовладельцев;
    • Правила страхования;
    • Объекты процедуры;
    • Страховые суммы и тарифы;
    • Срок действия договора;
    • Порядок возмещения ущерба;
  • Компенсационные выплаты;
  • Страховщики: требования, особенности проводимых операций;
  • Профессиональное объединение (союзы, ассоциации и другие организации);
  • Заключительные аспекты: информационное сотрудничество, международная страховая практика.

Действующая редакция ФЗ 40

Разговоры о необходимости внесения изменений в действующий закон об ОСАГО для повышения его эффективности ведутся на протяжении всего срока его существования, поскольку проблема ответственности участников дорожного движения актуальна в России.

В текущем году в ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств было внесено множество поправок. Некоторые из них коснулись смены формулировок, что значительно не отражается на жизни обывателя. В частности, словосочетание «страховая выплата» в некоторых пунктах закона было заменено на «страховое возмещение».

Поправки, внесенные в ФЗ 40, коснулись также более значимых моментов. С сентября текущего года минимальный срок, на который может быть оформлен полис ОСАГО, составляет один год. Были установлены максимальные сроки осмотра поврежденного автомобиля представителями страховых компаний. Прежде на проведение экспертизы повреждений отводилось пять дней с момента предоставления непосредственно транспортного средства к осмотру. Согласно новому положению, страховая организация обязана провести оценку ущерба в течение этого же срока с даты подачи заявления о произошедшем ДТП страховщику.
Наряду с этим, в ФЗ 40 было введено положение о запрете независимой экспертизы, поскольку данная процедура нередко проводилась в пользу одной из сторон. Оценка ущерба, проведенная самостоятельно организованной экспертизой, больше не будет иметь юридической силы.

В то же время срок, отведенный по закону на рассмотрение претензий, предъявляемых владельцами транспортных средств страховой компании, увеличился с пяти до десяти дней.

В мае 2017 года вступило в силу положение, кардинально меняющее ситуацию на рынке страхования автогражданской ответственности — натуральное возмещение по ОСАГО. Суть данной поправки состоит в замене прямых денежных компенсаций, выплачивавшихся ранее пострадавшей стороне, на направление на ремонт и перечисление средств соответствующей станции технического обслуживания, занимающейся ремонтом автомобиля.

Страховая компания обязана заключить соглашение с ремонтными мастерскими, которые будут обслуживать ее клиентов. По условиям ФЗ 40, список сервисов должен находиться в открытом доступе на официальном сайте организации. Однако страхователь вправе сменить СТО путем подачи аргументированного заявления.

С этого года страховые выплаты по ОСАГО увеличены, а максимум составит сто тысяч рублей. В случае, если счет, выставленный СТО, превысит лимит в 400 тысяч рублей, может быть выплачена дополнительно денежная компенсация. Также согласно изменениям в законе, возмещение возможно в случае нарушения сроков ремонта автомобиля (составляет 30 дней) или невозможности восстановления транспортного средства, находящегося в аварийном состоянии (иные условия могут быть установлены в дополнительных соглашениях между страховщиком и страхователем).

Изменения в законе коснутся только полисов осаго, оформленных после внесения поправок.

Рассмотрим внесенные в закон изменения на примере нескольких статей ФЗ 40 об обязательном страховании:

Статья 1 ФЗ 40.

  • В пункт «б» настоящей статьи 40-го ФЗ была внесена поправка о том, что пострадавшая сторона вправе обратиться с заявлением к страховщику виновника, если в ДТП приняло участие два и более транспортных средства;
  • В шестнадцатом абзаце изменения коснулись возможности потерпевшего согласовать детали со страховщиком СТО, в которое будет отправлено транспортное средство. Согласно поправке, сервис технического обслуживания определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • В абзаце восьмом словосочетание «осуществить страховую выплату» было заменено на «страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации или оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС».
  • Статья была также дополнена абзацем, содержащим определение понятия «договор на организацию восстановительного ремонта».

Статья 5 ФЗ 40.

  • Пункт второй был дополнен подпунктом «е» о требованиях к организации восстановительного ремонта транспортного средства, и порядок действий сторон в случае его некачественного проведения.

Статья 12 ФЗ 40 (о порядке осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда по полису ОСАГО).

  • Было обозначено введение практики возмещения причиненного вреда в натуре;
  • Прописана невозможность использования в ремонтных работах бывших в употреблении комплектующих деталей;
  • Установлен минимальный срок гарантии на проведенные работы, который составил 6 месяцев. Если ремонт связан с кузовными работами или использованием лакокрасочных материалов, срок, согласно закону, увеличивается до 12 месяцев.

Напомним, что по закону с 2017 года стало возможным оформление полиса ОСАГО через интернет. На случай внесения заведомо неверных данных при покупке электронного документа предусмотрена материальная ответственность. В перспективе станет возможным полный отказ от бумажной формы страховки.

Скачать закон об ОСАГО с последними изменениями

ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями приобрел определенную долю потенциальных рисков, таких как:

  • Недостаточная степень ответственности страховщиков за выполнение обязательств;
  • Двоякость в толковании некоторых положений закона об ОСАГО, связанный с этим риск возникновения казусов при разрешении споров в судебных инстанциях;
  • Согласно изменениям в ФЗ, в случае нанесения значительного ущерба транспортному средству, превышающего лимит страховой выплаты, владелец автомобиля вынужден доплачивать за ремонт из собственных средств;
  • Также существует риск увеличения количества фальшивых полисов ОСАГО (по причине введения в закон возможности оформления электронного документа).

Каждому автовладельцу необходимо прослеживать изменения в сфере страхования автогражданской ответственности, и правками, вносимыми в текст ФЗ об ОСАГО, чтобы знать положенные ему по закону права, возложенные обязанности и грозящую ответственность. Ознакомьтесь с .

Можно сделать вывод, что на этом этапе доработка федерального закона об ОСАГО не будет прекращена и в будущем вероятны корректировки и изменения.

Цель федерального закона № 40 обеспечить надлежащими правами граждан, являющимися участниками дорожного транспортного движения. С помощью данного законодательства разрешаются вопросы при ситуации, когда такие лица попадаю транспортные происшествия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Закон выступает регулятором в этой сфере и контролирует появляющиеся при аварии правоотношения каждого из участников.

Основные понятия и краткое содержание

Цель Закона №40 Федерального Законодательства обеспечивать исполнение установленных при возникновении дорожных транспортных происшествий. Закон об ОСАГО является обязательным для исполнения всеми лицам, которые владеют транспортными средствами.

При покупке автомобиля, каждый гражданин должен оформить следующие бумаги:

  1. Документы, дающие право управлять транспортным средством в общем потоке;
  2. Заключение медицинской комиссии о физическом здоровье водителя;
  3. Страховые документы на случай возникновения ДТП. Этот пункт как раз и является полисом ОСАГО, который контролируется данным законодательством.
  4. Технический паспорт автомобиля.

ФЗ №40 направлен на урегулирования вопроса о возникновении ответственности при авариях. Так, согласно этому документу, виновник такого происшествия должен нести материальную ответственность перед пострадавшим лицом.

Положения, прописанные в законе, дают чёткие указание на то, как должны себя вести стороны при такой ситуации. Ответственность ограничивается нормами правового акта, который регистрирует случаи и в все возникающие риски по ним.

Условие оформления полиса на территории страны при приобретении транспортного средства является обязательным.

Согласно действующем нормам, водителям запрещается передвигаться в общем потоке без соответствующих документов. При выявлении подобных случаев они караются административными мерами в виде штрафа.

Закон содержит в себе 6 глав:

  1. Трактуются основные понятия и принципы исполнения и действия данного нормативного правового акта;
  2. Эта глава включает в себя определения условий, по которым необходимо оформлять страховые документы. Также прописываются стороны участники и объекты подлежащие оформлению. В главе также рассматриваются вопросы по исчислению страховых выплат и действующих ставок по оценке возникших повреждений. В пункте указываются сроки по возмещению причинённых ущербов и особенности рассмотрения дел по возникающим спорным ситуациям;
  3. Раздел рассматривает права на получения выплат. Определяет механизм проведения платежей и рассматривает случаи по взысканию необходимых средств с виновника происшествий;
  4. Даёт определения страхующих лиц и их особенности деятельности. Также рассматриваются основания по замене страховщиков;
  5. Полномочия лиц ведущих страховую и оценочную деятельность, направленную на расчёт ущерба при авариях. Расписывает полномочия и объединения союзов, а также определяет установленные законом суммы платежей и взносов;
  6. Указываются типы по информационным соглашениям и международному сотрудничеству в сфере обязательного государственного страхования автовладельцев. Определяет контроль над ведением деятельности страховщиков и отсылочные нормы к данному законодательству.

Последняя редакция федерального закона также указывает на порядок внесения соответствующих изменений по проведенной недавно страховой реформе.

Что регулирует и когда применяется

Федеральный закон о страховании регулирует возникающие правоотношения в результате совершенной аварии между лицами. Он выделяет ситуации, по которым данная норма начинает применяться и ряд оснований по возмещению ущербу пострадавшему лицу.

Транспортное происшествие подразумевает под собой:

  • Действия лица в отношении другого, в момент управления автомобилем, которые в свою очередь повлекли к столкновению;
  • Именно в момент возникновения подобных обстоятельств регулятивные нормы данного законодательства начинают действовать между участниками это ситуации;
  • Положения определяют виновника произошедшего и производят компенсационные расчёты пострадавшим лицам;
  • В зависимости от ситуации и типа повреждений проводится соответствующая экспертиза на выявление общего ущерба при столкновении;
  • Он рассчитывается согласно действующим коэффициентам;
  • Далее ущерб конвертируется в сумму, которая необходима на восстановление повреждённого транспортного средства.

Возмещение ущерба может быть проведено как по испорченному имуществу владельца, так и по полученным в результате ДТП физическим травмам. Суммы имеют прямое установленное в правовом акте ограничение.

Для получения выплат лицо должно обратиться к своему страхователю с заявлением на причитающиеся выплаты по возникшим обстоятельствам.

Так, страховщик обязан произвести выплаты пострадавшим в следующем объёме:

  • 400 000 рублей за поврежденное транспортное средство в результате аварии;
  • 500 000 рублей за нанесение вреда здоровью потерпевших лиц.

Если необходимо получит выплаты за причинённый вред здоровью, то гражданин подать следующие бумаги:

  • Документы, полученные от уполномоченных органов, которые зарегистрировали факт транспортного происшествия и получения вреда здоровью;
  • Заключения из медицинских учреждений о полученных травмах.

Если в результате полученных травм была утеряна работоспособность на определённых срок, тогда также можно обратиться за возмещение упущенных доходов из-за нахождения на больничном пострадавшим лицом.

Основные положения

Основные положения заключены в условиях действия и исполнения данного законодательного акта. Все возникающие обстоятельства и действия по ним строго регламентированы. Для оформления причитающихся потерпевшему выплат необходимо соблюсти все правила и подать, соответствующие для этого документы.

Все основные положения, прописанные в норме можно поделить на следующие группы:

  • Обязательность страхования и подлежащие этому действию объекты. Здесь прописываются основные понятия лиц участников гражданской ответственности, а также средства, которые подлежат оформлению. Также рассматриваются условия возникновения обстоятельств, по которым лица имеют право истребовать после оценочных действия суммы на восстановления повреждённых автомобилей или полученного вреда здоровью;
  • Счисление ущерба и порядок начисления сумм. Одна из важных групп в данном законодательстве. Она позволяет произвести все требуемые расчёты по полученному имущественному вреду. Определяется максимальное пороговое значение по выплатам. Прописываются требования по тарифам страхования и процентным соотношениям при расчёте фактически полученного вреда. Устанавливаются основания и правила по определению коэффициентов расчётов.
  • Порядок получения выплат и решение возникающих спорных ситуаций. Определяются права, на основании которых граждане могут требовать получения компенсационных выплат. Устанавливается механизм произведения отчислений и сроки получения рассчитанных при экспертизе повреждений сумм. Рассматриваются основания и порядки, по которым потерпевшие могут обратиться с исковым заявлением к страховщику в случае возникающих разногласий;
  • Определение лиц занимающихся страхование и контроль над их деятельностью. Закон описывает такого субъекта как страховщик и указывает его должностные действия, которые он должен совершать при взаимодействии с лицами обращающихся для оформления автомобиля или за получением причитающихся в результате аварии выплат. Также прописывается по имуществу страховых союзов и порядок проведения обязательных союзных взносов.

По каждой из представленных групп действуют свои положения. Закон охватывает широкий круг лиц. От виновников происшествия и потерпевших, до лиц, которые на основании свое профессиональной деятельности должны осуществлять оформление плисов и произведение расчётов возникающего вреда по установленным в законе страховым случаям.

40 ФЗ плотно пересекается с административным законодательством, в плане обеспечительных мер по соблюдению действующих положений.

Контроль над надлежащим исполнением установленных правовых норм ведут сотрудники полиции, которые проверяют наличие полисов у водителей транспортных средств.

При отсутствии документа или если он является просроченным, на лицо может быть наложена санкция в виде штрафа размером от 500 до 1 000 рублей.

Видео: Комментарии специалиста

Последняя редакция Федерального Закона №40 «Об ОСАГО»

Ежегодно в законодательство вносятся поправки . Это связанно со многими спорными ситуациями, которые возникают как между участниками происшествия, так и между ними и страховщиками.

В этом году правовой акт получил следующие изменения:

Это основные изменения редакции Федерального Закона №40 «Об ОСАГО», вступающие в силу в 2019 году.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года
Последнее изменение: 26 августа 2017


Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

  • Глава 1. Общие положения
    • . Основные понятия
    • . Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • . Основные принципы обязательного страхования
  • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • . Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • . Правила обязательного страхования
    • . Объект обязательного страхования и страховой риск
    • . Страховая сумма
    • . Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • . Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • . Срок действия договора обязательного страхования
    • . Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • . Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • . Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • . Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу с 1 сентября 2014 года.
    • . Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
      • . Прямое возмещение убытков
    • . Порядок осуществления обязательного страхования
    • . Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • . Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • . Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава 3. Компенсационные выплаты
    • . Право на получение компенсационных выплат
    • . Осуществление компенсационных выплат
    • . Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава 4. Страховщики
    • . Страховщики
    • . Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
  • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
    • . Профессиональное объединение страховщиков
    • . Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • . Правила профессиональной деятельности
      • . Соглашение о прямом возмещении убытков
    • . Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • . Имущество профессионального объединения страховщиков
    • . Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава 6. Заключительные положения
    • . Информационное взаимодействие
    • . Международные системы страхования
    • . Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • . О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • . Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

    Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

    Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

    Основные положения по ОСАГО

    Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

    Основные правовые установки закона об ОСАГО :

    1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
    2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
    3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.

    Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

    Контроль за выполнением закона

    Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

    Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет :

    • при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
    • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
    • управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.

    Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
    2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон. Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.
    3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
    4. Полисы, оформленные с 1.09.2017 г., имеют длительность 1 год, не менее.
    5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев. Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.
    6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.

    Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи :

    • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
    • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
    • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
    • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.

    Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

    Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО :

    • двоякое толкование многих установок и правил;
    • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
    • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
    • широкое распространение фальшивых полисов;
    • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.

    Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность. Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

    Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

    Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.