18.02.2024

Легенда про давида и голиафа. Голиаф и Давид. Как Давид победил Голиафа


Давид - одна из величайших личностей еврейской истории. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторической личности, за исключением Моисея. Давид объединил разрозненные израильские племена в единый народ и превратил царство Израиля в могущественное государство.

Давид был вторым царем Израиля. Он являлся младшим сыном Иессея — вифлеемлянина из колена Иуды. Давид царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи.

Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета — это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.

В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.

Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.

Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.

Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.

Царь Саул рассмеялся и ответил:

— Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.

Давид ответил:

— Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.

Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:

— Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.

Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:

— Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.

Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.

Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:

— Ты меня оскорбил! Разве я пес тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!

Давид ответил:

— Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера – а ее сила непобедима.

С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.

Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, но солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.

Вроде бы этот относительно небольшой эпизод был поднят атеистами и скептиками, как знамя для высмеивания Библии, в которой сообщалось о гиганте и победе над ним мальчишки, причём ещё и с помощью камня.

Долгое время учёные высмеивали и само имя Голиаф, утверждая, что подобного имени вообще никогда не существовало. Сегодня же даже самые скептически настроенные к этой истории учёные пишут, что “само имя филистимского великана, напоминающее некоторые балканские топонимы, создаёт впечатление подлинности” [Циркин. Указ. соч. С. 142]. Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий.

Когда в июле 1996 года в долине Эла, вблизи Иудейских гор, археологом, доктором Саймоном Дором был обнаружен скелет более трёхметровой длины, во лбу черепа которого находился камень, от удара которым и погиб этот великан. Удивлённые и пораженные археологи сразу же вспомнили библейский рассказ о Голиафе и поняли, что перед ними, видимо, лежит именно его скелет.

Ибо, во-первых, совпали огромные размеры найденного скелета с размерами, упомянутыми в Библии; во-вторых, место находки соответствует району битвы между Давидом и Голиафом; в-третьих, камень во лбу исполина полностью согласуется с библейским описанием причины гибели Голиафа; в-четвёртых, голова была отделена от туловища, что так же согласуется с библейским сообщением; и, наконец, в-пятых, после долгих лабораторных исследований было установлено, что возраст костей примерно составляет 2900-3000 лет, что также соответствует библейской хронологии данной битвы [Тайны XX века. №6(39). 2000. Март]. Дело в том, как это показано сегодня многими учеными на нашей земле, в древности обитали люди очень высокого роста, составлявшие целые племена

Историчность Голиафа - Скелет Голиафа

Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий. Вот что он пишет об этом: “И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырёх аршин с половиною и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам: так, например, на нем был панцирь весом в пять тысяч сиклов; шлем и медные поножи его также соответствовали размерам такого огромного человека; копьё его не представляло собой легкой игрушки в правой руке, но по тяжести своей всегда лежало у него на плече, один наконечник его был весом в шестьсот сиклов.

За Голиафом следовала толпа оруженосцев. Затем Голиаф, став между обоими лагерями и обратившись к Саулу и евреям, закричал громким голосом: „Я готов освободить вас от необходимости биться в бою и подвергать себя опасностям. К чему вашему войску сходиться с нашим и терпеть урон? Выставьте из среды себя человека, который бы взялся сразиться со мною, и пусть будет ускорен конец войны победою одного из нас: та сторона, на которой окажется победитель, пусть будет признана повелительницею противной стороны…“ Сказав это исполин вернулся назад в свой лагерь.

На следующий день он опять вышел из своего стана и вновь обратился к евреям с той же речью… Между тем обе стороны готовились к бою… ” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 1. С. 291]. “Однажды [Давиду] пришлось по поручению отца отправиться в еврейский лагерь, чтобы доставить братьям съестных припасов и узнать, что они поделывают. В то время Голиаф как раз опять вышел со своим вызовом на единоборство и стал поносить евреев, среди которых не находится храбреца, решившегося бы вступить с ним в бой.

Когда Давид, в то время разговаривавший с братьями и передававший им поручения отца, услышал, как филистимлянин поносит еврейское войско и укоряет его в трусости, он страшно рассердился и заявил своим братьям о своей готовности вступить с врагом в единоборство. На это старший из братьев, Елиав, закричал на него, что это, при его молодости, было бы безумною смелостью, и велел ему немедленно вернуться назад к стадам и отцу. Боясь брата, Давид собрался уходить к отцу, но при этом заявил нескольким воинам о своем желании принять вызов на бой. Когда последние тотчас донесли об этом желании юноши Саулу, царь немедленно послал за ним и на расспросы свои получил от Давида ответ: „Не падай, царь, духом и не сомневайся, мне удастся отнять у врага его самомнение, вступив с ним в бой и поразив огромного исполина.

Тогда он навлечет на себя насмешки, твое же войско покроет великая слава, когда Голиафу придется пасть от руки не человека, уже испытанного в бою и знакомого с военным делом, но от мальчика моего возраста, по которому я кажусь вам еще ребенком“. Хотя Саул и выразил удивление по поводу смелости и бесстрашия юноши, однако он не рассчитывал на него вследствие его молодости, считая его слишком слабым для такого боя. Когда он сказал Давиду об этих своих сомнениях, последний ответил: „Обещание свое я исполню, почерпая смелость в уповании на Господа Бога, который поддержит меня и помощь которого я уже раз испытал на себе. Дело в том, что когда однажды лев напал на мои стада и утащил у меня овцу, то я погнался за ним, настиг его, вырвал у него из пасти овцу и, когда он бросился на меня, схватил его за хвост, повалил на землю и умертвил зверя.


То же самое я сделал в другой раз и с напавшим на меня медведем. И так как этого врага, который теперь так поносит наше войско и глумится над Богом нашим, нельзя считать сильнее тех диких зверей, то я и теперь уповаю на Господа Бога, который даст мне возможность осилить его“. Ввиду такого мужества и бесстрашия юноши Саул призвал на него благословение Божие, пожелал ему удачи и отпустил со словами: „Ну, вступай в бой“ . Вместе с тем он сам облек его в свой панцирь, дал ему свой меч и надел на него свой собственный шлем.

Но так как Давид не занимался раньше военными упражнениями и не умел носить оружия, то его стесняла тяжесть вооружения, и он сказал: „Царь! Эти военные украшения принадлежат тебе, и ты один можешь носить их; позволь поэтому мне, рабу твоему, сразиться, как это мне будет удобно“. С этими словами он снял с себя все вооружение, схватил дубину, сунул в свою пастушескую суму пять подобранных в ближайшем ручье камней, взял в правую руку пращу свою и с этим вышел на бой с Голиафом. Последний же, увидев такого врага, стал глумиться над ним и говорить, что с таким оружием, как у Давида, бьются обыкновенно не с людьми, а отгоняют от себя собак. Не считает ли Давид поэтому и его за собаку? На это Давид отвечал, что считает его не собакою, но еще гораздо более низким существом.

Это привело Голиафа в ярость, он стал изрыгать против него целый поток проклятий и грозно призывать в свидетели своего бога, чтобы изрубить его в мелкие куски и бросить их на пищу зверям и птицам . На это Давид возразил: „Ты вот выходишь на меня, вооруженный мечом, копьем и панцирем, тогда как моим единственным оружием является Господь Бог, который нашими руками уничтожит как тебя самого, так и все ваше войско: я еще сегодня отрублю тебе голову и брошу твой труп на съедение родственникам твоим, псам, и тогда все узнают, что Предвечный наш оплот и наша сила и что всякая мощь и всякое оружие оказываются ничтожными, если нет поддержки со стороны Господа Бога“.

Тогда филистимлянин, не имевший, благодаря тяжести своего вооружения, возможности двигаться свободно и быстро наступать на врага, медленно двинулся на Давида, глумясь над ним и рассчитывая без труда уложить безоружного и в то же время столь юного противника. Давид же вышел ему навстречу под охраной невидимого для врага союзника, самого Господа Бога. Затем он вынул из своей сумки один из положенных туда речных валунов, метнул им из пращи в Голиафа и попал ему прямо в лоб, так что камень пробил череп и проник до самого мозга. Голиаф тотчас упал навзничь. Давид быстро приблизился к лежавшему на земле врагу и, за неимением собственного меча, отрубил голову мечом исполина.

Смерть Голиафа вызвала смятение среди филистимлян , и они бросились бежать, потому что, когда они увидели падение своего славнейшего воина, то потеряли всякую надежду на победу и в ужасе уже более не хотели выжидать нападения евреев, пытаясь избежать угрожающей опасности путем постыдного, беспорядочного бегства. Саул же и все еврейское войско с военным кликом ударили на врагов, перерезали множество их и преследовали остальных до пределов Гитты и ворот Аскалона. Таким образом из числа филистимлян пало до тридцати тысяч человек, а вдвое большее количество их было ранено. Саул вернулся затем к стану неприятелей, совершенно разграбил его и поджег, тогда как Давид отнес голову Голиафа в свой шатер, а меч его посвятил Господу Богу” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 3-5. С. 292-294].

Археологи и Историки полагают, что Давид либо войны через время отнесли голову обратно. Голова Голиафа было огромной и ходить с ней было-бы проблематично и тем более в таком жарком климате, где разлагающий процесс начинается довольно быстро.

По материалам сайта-

Обращение к теме этой ветхозаветной легенды вызвано двумя причинами. Рассказывая в постах рубрики «Легенды и мифы» о Вирсавии, помещая картины Давида с арфой в тему «Музыкальные инструменты», я был абсолютно уверен, что и о великане Голиафе шла речь. На днях я получил письмо от читателя под ником Cat с просьбой подсказать автора этой картины. (Если у кого-то есть информация, размышления и предположения по поводу этой картины, поделитесь ими в комментариях к посту!).

Ошибочно респондент посчитал, что на полотне голова Иоанна Крестителя, но общими усилиями знатоков сайта ARTinvestment.RU все же пришли к выводу, что на полотне изображен Давид и голова Голиафа. В результате этих «дебатов» я и обнаружил, что об этой легенде в моем Дневнике материала нет. А вот теперь есть!

Давид - царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором придало ему черты эпического героя, царя-воителя. Согласно ветхозаветному повествованию, Давид - выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды), пастух. Предание характеризует его как юношу, «умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою», пользующегося покровительством Яхве.

Голиаф - в ветхозаветном предании великан-филистимлянин из Гефа, побеждённый в единоборстве Давидом.

Рассказ о поединке Давида и Голиафа, отразивший борьбу израильских племён против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов.

Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперёд выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом «шести локтей и пяди») из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня (весом «пять тысяч сиклей меди»), медные наколенники и щит, копьё «в шестьсот сиклей железа».
Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним.
И только юноша-пастух Давид, оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником.

Борис Михайлов Юный Давид. 1999 г.

Анастасия Хохрякова Давид и Голиаф 2002 г.

Пьетро да Кортона Давид отнимает ягненка из пасти льва 17 в.

Пьетро да Кортона Давид убивает Голиафа 17 в.

Микеланджело Давид

Он отказывается от полного вооружения (т. к. к нему не привык), которое даёт ему Саул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами: «Ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя... бога воинств израильских», - Давид поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю.
Затем, наступив ногой на Голиафа, Давид отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам.

Беноццо Гоццоли. Давид и Голиаф

Микеланджело David and Goliath 1509 г.

Julius Schnorr von Carolsfeld Давид и Голиаф

Эдгар Дега David and Goliath 1863 г.

Джеймс Тиссо Давид и Голиаф

Филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство.
Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом, победу над великаном одержал воин по имени Элханан. Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Давид - его позднее прозвище.

Неизв. худ. Scenes from the Legend of David and Goliath 1450 г.
Pietro della Vecchia Saul and David with head of Goliath

Рембрандт David Presenting the Head of Goliath to King Saul 1627 г.

Никола Пуссен Триумф Давида

Никола Пуссен Триумф Давида 1627-30 г.г.

Илья Глазунов Гимн героям 1984 г.

Острицкий Аркадий Гершевич Давид и Голиаф 1994 г.

Давид с арфой

Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Давид стал вскоре любимцем народа.
Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. По одной версии Давид был призван к Саулу, как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух. По другой - Давид снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом.

Ян де Брай David Playing the Harp

Интересно, что де Брай изобразил Давида старцем, хотя по легенде он был юношей. Правдивей образ выглядит у Рембрандта.

Рембрандт Давид играющий на арфе перед Саулом 1629 г.

Рембрандт Давид играющий на арфе перед Саулом 1655-60 г.г.

Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

А на двух следующих картинах изображен Давид-арфист, увлекающийся игрой на инструменте, уже будучи царем.

Ivsha King David

Часто Давида предстаёт как музыкант с инструментом (обычно арфой) в руках (книжная миниатюра Псалтири - т. н. Хлудовской псалтири 9 в., хранящейся в Историческом музее в Москве, Парижской псалтири Ю в.- в Национальной библиотеке в Париже и др.; каменная резьба фасадов церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., витражи Шартрского собора, 13 в.).
Сюда же можно отнести картины «Давид играет на арфе перед Саулом» художников Пинтуриккьо. Луки Лейденского, Рембрандта, М. Прети и других.

Давид снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становится Давид для Саула (когда бы ни возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил: «Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч»).
Царь замышляет убить Давида. Давид бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Давид держит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Давиду удаётся расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни.
После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царём Иевосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Давид же провозглашён царём в Хевроне (т. е. над Иудеей).
Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Давид их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), затем Давид провозглашается царём и израильтянами, и иудеями.
«Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, царствовал он сорок лет» - пишет Ветхий завет.

Давид и Вирсавия

Давид изображается как патриарх, как отец множества детей, рождённых его многочисленными жёнами и наложницами.

Педро Берругете Царь Давид 15 в.

Известностью пользуются рассказы о любви Давида к умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жёны, а мужа её, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведомо на смерть.
Яхве наказывает Давида смертью младенца, рождённого Вирсавией, однако второй сын Вирсавии - Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, «возлюбленный богом»).

Лукас Кранах старш. Давид и Вирсавия 1526 г.

Ян Массейс Давид и Вирсавия 1562 г.

Артемизия Джентилески Давид и Вирсавия 1640е г.

Ангелика Кауфман Нафан обличает Давида 1797 г.

Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Давида, как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома) перерастает в открытый мятеж, в ходе которого Давид вынужден бежать из Иерусалима. Эта распря оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом).
Давид оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Давида - царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Давида назначить наследником Соломона.

Ветхозаветный образ Давида противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой - способствует развитию легенды путём усиления одних черт и сглаживания других.
Летописцы - современники Давида воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Давида.
В книге израильского пророка Амоса Давид упоминается как искусный музыкант. По более поздней традиции ему приписывается составление псалмов (объединённых в библейской книге Псалтирь).
В книгах Исаии и Иеремии - пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление «царства Давидова».
Образ Давида, потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 587/586 до н. э. вавилонским царём Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения черты бессмертного царя-спасителя.
Внешности Давида уделено внимание уже в ветхозаветных текстах: он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. В каббалистической книге «Зогар» говорится, что глаза Давида были цвета радуги и блестели, но после «греха» с Вирсавией стали тускнеть.

И напоследок современный взгляд на эту легенду в работах художника, живущего в Казахстане - Вячеслава Луйко.

Вячеслав Луйко Давид и Голиаф 2002 г.

Вячеслав Луйко Давид и Голиаф 2008 г.

Саул осмотрел Давида с ног до головы. Юноша стоял перед ним без доспехов и без всякого оружия. Тогда Саул возложил на голову Давиду свой медный шлем и дал ему свои тяжелые доспехи. Но когда Давид повесил себе на пояс еще и большой меч, он уже не в силах был и шага сделать, не то, что сражаться.

Это мне не подходит, - сказал он, едва переводя дыхание. - Я не воин, и не могу сражаться в воинском снаряжении. Мне нужно оружие, которое я знаю и которому доверяю.

Саулу стало не по себе, когда он увидел, что Давид побежал к ближайшему ручью и взял со дна пять гладких камней. Он положил их в свою пастушескую суму и приготовил кожаную пращу. Затем смело пошел навстречу филистимскому силачу.

Голиаф снова выступил из рядов филистимлян и в очередной раз бросил вызов израильтянам. Но вместо привычного замешательства в рядах израильтян он увидел юношу, смело выступившего ему навстречу. Когда же он рассмотрел, что юноша этот хрупок и безоружен, он преисполнился презрения и гнева.

Как ты осмелился выйти биться со мной? - проревел Голиаф. - Что ты идешь на меня с палкой? Разве я собака? Подойди ко мне, и я отдам твое тело на корм птицам.

И он принялся проклинать и поносить Давида.

Ты идешь против меня с мечом и копьем и со своей великой силой, - смело отвечал Давид, - а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога Израилева. Он сильнее любого воина. Ты поносил Его, но сейчас Он даст мне победу, чтобы все знали, что Он - истинный Бог.

И Давид смело пошел на Голиафа. Подойдя ближе, он остановился, достал из своей пастушеской сумки камень и вложил его в пращу. Затем ловко раскрутил пращу над головой и прицелился.

Камень со страшной силой вылетел из пращи и угодил Голиафу прямо в лоб. Великан рухнул и остался лежать. Давид подбежал к Голиафу, схватил его меч и отрубил голову поверженного врага.

Ветхий Завет

Победа Давида над Голиафом

Однажды, в царствование Саула, у евреев была война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф. Он кричал евреям: "зачем нам всем сражаться? пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами". Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не решался выступить против великана.

В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном, и просил царя, чтобы он разрешил ему.

Но Саул сказал ему: "ты еще молод, а он силен и с малолетства привык к войне".

Давид отвечал: "когда я пас овец у отца своего, то случалось, что приходил лев или медведь и уносил овцу из стада; я догонял его и вырывал из пасти овцу, а если он бросался на меня, то я умерщвлял его. Если Господь прежде спасал меня от льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина".

Саул согласился и сказал: "иди, и да будет Господь с тобою".

Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу, то есть палку, приспособленную для бросания камней, и пошел против Голиафа. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: "разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?".

Давид ответил: "ты идешь против меня с мечем, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем спасает Господь ".

И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему прямо в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид подбежал к Голиафу, вытащил у него меч и его же собственным оружием отсек ему голову. Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а израильтяне гнали их до самых городов их и многих убили.

Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь.

Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины выходили к ним навстречу с пением и плясками и восклицали: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Это царю Саулу было неприятно, он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился в пустыню и скрывался от Саула до самой его смерти.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, "1-я Книга Царств": гл. 16-31 и "2-я Книга Царств", гл. 1 .