26.09.2019

Новости разработки перспективных десантных кораблей. Большие десантные корабли российского флота


События, связанные с «заморозкой» выполнения контракта по универсальным десантным вертолётоносцам «Мистраль» французской стороной приобрели в последний год совершенно глупый и неблагополучный вид. Уже осенью-зимой прошлого года было примерно ясно, что на этом проекте можно ставить точку, но французы продолжали придумывать различные «мифы» и оттягивать время, чем сбивали столку наши военные ведомства и переговорщиков.

Долго такое продолжаться не могло, тем более, что в переговорном процессе участвует мощная и статусная сверхдержава, которая зарекомендовала себя благонадёжной и стабильной стороной как на рынке вооружений, так в любых других сферах, таких как экономика и энергетика. Зачем России, которая спустила на воду такие корабли как тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов», нужен пустой французский корпус-док, который ещё нужно долго переоборудовать и дорабатывать до должного состояния, удовлетворяющего потребностям ВМФ России? Вот командование ВМФ и начало искать пути к разрешению поставленной задачи.

Рассматривалась масса всевозможных вариантов перспективного десантно-вертолётоносного корабля, который должен стать достойной альтернативой для флота и ещё больше соответствовать нашим условиям применения и нуждам. Одним из таких вариантов стала возможная модернизация БДК пр. 1174 «Иван Рогов», но конструктивно данный корабль более предназначен для внутренней транспортировки лёгкой и тяжёлой бронетехники и десанта, палуба не способна в полной мере обеспечить применение вертолётной авиации. Передняя и задняя части палубы разделены крупной надстройкой по всей ширине корабля, которая в сложных метеорологических условиях будет представлять определённую опасность для садящихся и взлетающих вертолётов.

Требовалось решение, которое наиболее подходит для применения именно вертолётной авиации в различных условиях, т.е. – компактная надстройка у борта и максимально просторная палуба. Результаты проектных работ по созданию первого наглядного пособия перспективного корабля, которым стал макет, представленный 16 июня на выставке форума «Армия-2015», не заставили себя долго ждать.

УДК-вертолётоносец пр. «Прибой» будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ

Универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разрабатываемый Невским ПКБ, является изделием с исключительно российской элементной базой, которая сочетает все черты советско-российского кораблестроения, а также наиболее современные веяния, которые появились в конце ХХ – начале XXI века и предусматривают уменьшение радиолокационной заметности за счёт оригинальной конструкции надстройки.

Сама надстройка имеет ширину не более 8 метров и длину порядка 30 метров, все углы надстройки предусматривают минимальное количество прямых углов, благодаря чему её ЭПР должна иметь очень небольшие значения, сопоставимые с показателями ЭПР небольших патрульных катеров. В последнее время именно уменьшению радиолокационной сигнатуры архитектуры на палубе корабля уделяется особое внимание кораблестроителями.
Корабль будет иметь гораздо меньшие размеры, чем французский «Мистраль», его длина составляет примерно 165 метров, ширина 25 метров. Российскому флоту абсолютно не требуются огромные десантные корабли-вертолётоносцы, поскольку нынешние возможности ударных вертолётов Ка-52 и Ка-52К шагнули далеко вперёд, и для обеспечения боевой устойчивости на морском ТВД достаточно не более, чем десяти таких боевых вертолётов.
Так, современный Ка-52К будет способен выполнять сложный список противокорабельных задач за счёт применения ПКР Х-31А и Х-35У, кроме того, для вертолётов разрабатывается более лёгкая модификация БРЛС с АФАР «Жук-АЭ», которая способна будет работать также по воздушным целям в радиусе до 80 км; вероятно, что с Ка-52К в будущем унифицируют ракету «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ) и вертолёты смогут освоить все типы операций в море и прибрежной зоне.

Такое радикальное усовершенствование концепции применения вертолётов сможет стать важной частью в обеспечении «закрытого воздушного пространства» над береговой территорией, где УДК прибой будут проводить задачи по высадке бронетехники и десанта на территорию противника. Сейчас проект «Прибой» предусматривает транспортировку и использование 8 ударных вертолётов с палубы корабля, но после полного завершения проектных работ эти цифры могут измениться. Также на палубе прибоя могут размещаться многоцелевые вертолёты Ка-27. Стоит учесть, что подобные морские ударные системы на базе вертолётов не разрабатываются ни в странах Западной Европы, ни в США.
Компактность корабля водоизмещением 14000 тонн не ограничивается небольшими длиной и шириной. Осадка корабля будет составлять всего 5 метров, у «Мистраля» -6,3 м, у «Ивана Рогова» - 7 м. Такая осадка придаёт УДК дальней морской зоны множество преимуществ маневрирования в водах, заливах и проливах, где часто наблюдается мелководье (корабль сможет почти без ограничений заходить в такие моря как Азовское). Показатели осадки наиболее важны именно для кораблей-вертолётоносцев и УДК с тактической точки зрения, поскольку иногда, в момент проведения операции, необходимо как можно ближе подходить к противнику, а мелководье может помешать это сделать кораблю с большой осадкой; ударные вертолёты же зачастую имеют боевой радиус действия не более 400 км, из-за чего противник на суше может остаться вне пределов досягаемости ударных вертолётов.
УДК пр. «Прибой» будут иметь дальность плавания около 11500 км, крейсерскую скорость 15-16 узлов, а максимальную – 20 узлов, что не отличается от «Мистраля». Только лишь на экономном ходу «Мистраль» имеет почти 2-кратное преимущество по дальности до 20000 км. Автономность «Прибоя» будет 2-хкратно превышать показатели «Мистралей» (длительность автономного похода – более 2-х месяцев).
Достаточно важным критерием можно считать десантные способности док-камер и бронетанковых трюмов по транспортировке тяжёлой и лёгкой бронетехники, десантных катеров, а также полностью экипированной морской пехоты или десанта. Здесь «Прибой» также ничем не отличается от зарубежных изделий типа «Хьюга» и «Мистраль». Корабль способен взять во внутренние отсеки 60 единиц лёгкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков, в качестве средств оперативного десантирования, в условиях невозможности подхода к береговой зоне УДК, на корабле предусмотрено 4 десантных катера пр. 11770М или 2 пр. 12061М.

Одним из важнейших показателей универсальности данного корабля перед западными является оснащение носовым высадочным устройством и 25-35 метровой прочной сходней, которая перед десантированием выдвигается из под верхней палубы гидравлическими приводами, всё в традициях старой, доброй и надёжной советской школы кораблестроения!
Небольшие размеры УДК «Прибой», а также уменьшение радиолокационной заметности предусмотрены также для возможности применения данного корабля в роли командно-штабного корабля КУГ/АУГ ВМФ России. Известно, что в момент «звёздного налёта» противокорабельных ракет противника, активная радиолокационная головка самонаведения захватывает более радиоконтрастную цель, т.е. более крупный и видимый корабль, а радиолокационная сигнатура данного корабля не будет большей, чем у фрегата ЭМ пр. 956. Но существует и более умное ВТО с ТВ и ИК-ГСН, к примеру, AGM-84E или такие изделия как тактическая ракета «NLOS», в таком случае отбиваться явно потребуется. С этой целью «Прибой» оснащается, как минимум, 3 боевыми модулями многоканального корабельного ЗРАК «Панцирь-М».
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М»/«Палица» является морской модификацией сухопутного ЗРАК «Панцирь-С1» и унаследовал его аналогичные огневые характеристики. ЗУР 57Э6Е имеет радиокомандную систему управления по координатам, которые передаются в БЦВМ ракеты с оптико-электронных и радиолокационных средств обнаружения и целеуказания на боевом модуле. Для наведения ракеты используются радиолокационный и оптический ответчики в хвосте ракеты, которые позволяют системе управления огнём на боевом модуле наиболее точно соотнести координаты ЗУР-перехватчика и цели для сведение ЗУР с целью.
Скорость полёта ЗУР составляет 1300 м/с, дальность и потолок перехвата – 15 и 20 км соответственно. Максимальная скорость поражаемой цели составляет около 3650 км/ч. Скорость наведения составляет 100 град/с, благодаря чему могут быть перехвачены даже ПРЛР, летящие в соседний корабль обеспечения, прорвавшиеся в ближний рубеж обороны.
Радиолокационный канал «Палицы» представлен «фазатроновским» многофункциональным радиолокатором с ФАР 1РС2 и РЛО 1РС1-1Е, в котором установлен радиозапрсчик «свой-чужой». Автономный оптический пеленгатор – двухканальным ТВ/ИК-визиром, способным захватывать ПРЛР типа «HARM» с дистанции 14 км, крылатой ракеты AGM-86C – 13 км, и ПКР «Гарпун» - около 9-11 км. Многофункциональный радиолокатор и оптический пеленгатор способны захватывать по 2 воздушные цели, реализуя одновременный обстрел 4 воздушных целей, при этом за минуту могут быть обстреляны до 10 целей. Производительность КЗРАК «Панцирь-М» вместе с 2х6 30-мм АП превышает показатели КЗРАК кортик почти в 2 раза.

БМ КЗРАК «Панцирь-М»/»Палица» будет установлен на «Прибой» в количестве не менее 3-х БМ, чем обеспечится всеракурсная ПВО/ПРО от ракет противника

На проекте УДК «Прибой» 2 модуля «Панцирь-М» установлены в нишах по края правого борта, корабля, а также в передней части на краю левого борта, существует возможность установки ещё одного модуля в задней нише борта. Таким, образом, система ПВО «Прибоя» может вести огонь одновременно по 12 атакующим ракетам, за минуту может быть обстреляно до 30 опасных объектов. По сути, данный УДК может быть и командно-штабным кораблём и кораблём ближней ПВО небольшого корабельного соединения.

Аналогичными параметрами ПВО сегодня обладает только один вертолётоносец – японский «Хьюга», на котором установлена японско-голландская МРЛС FCS-3A и последний экспортный вариант КЗРК RIM-162 “ESSM”.

Командование ВМФ России выражает надежды, что в ближайшие годы будет заложено не менее 4-х кораблей проекта «Удалой», которые смогут частично восполнить недостаток современных десантных, ударных и противокорабельных морских систем в российском флоте.

Крыловский государственный научный центр разработал проект универсального десантного корабля «Лавина» на замену вертолетоносцам типа «Мистраль». Об этом РИА Новости сообщил высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса. «В ЦНИИ имени Крылова разработан альтернативный “Мистралям” проект вертолетоносца “Лавина” водоизмещением 24 тысячи тонн, еще большим, чем французский корабль », — сказал собеседник агентства. Корабль по типу архитектуры будет полутримараном (??? вот названьице-то... почти что "недоперепил":)) ...

Его дальность плавания составит 5 тысяч миль на скорости 18 узлов, максимальная скорость — 22 узла, экипаж достигнет 320 человек. Корабль сможет перевозить до 500 морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники. По словам источника, проект предусматривает базирование 16 вертолетов, в их числе противолодочные и поисково-спасательные Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. Предполагается также иметь на борту шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шесть десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Корабль будет вооружен артустановками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-М».


Ранее отмечалось, что Невское проектно-конструкторское бюро также разработало проект десантного корабля «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн, который может стать альтернативой французским «Мистралям». Корабль несет восемь вертолетов на борту и может перевозить до 500 морских пехотинцев или 40-60 единиц бронетехники. В декабре 2014 года источники «Ленты.ру» в оборонной промышленности заявляли, что новый десантный корабль для ВМФ должен приблизительно соответствовать основным параметрам голландских универсальных десантных кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», выбранных в качестве образца. Те имеют водоизмещение 14-16 тысяч тонн, перевозят до 500-600 морских пехотинцев и несут на борту шесть вертолетов и набор плавучих десантно-высадочных средств.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ «ЛАВИНА». В рамках проходящего в Подмосковье военно-технического форума «Армия-2015″ 19 июня 2015 года был презентован проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина». Крыловский государственный научный центр создал проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн в качестве альтернативы французскому Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс. миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек, десантовместимостью 500 человек или 50 бронетранспортеров, отметил он.


Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К, а также шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Согласно проекту, корабль будет вооружен артустановками АК-176М и типа «Пальма» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-МЕ». Одновременно на форуме «Армия-2015″ была представлена информация по УДК «Прибой». Проект «Прибой» универсального десантного корабля разработан ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Универсальный десантный корабль «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Кроме того известно, что для ВМФ России разрабатывается и другой проект перспективного большого десантного корабля «Кашалот». Руководство ВМФ рассчитывает, что для нужд флота будет построено не менее четырех кораблей данного класса. Эти УДК могут стать альтернативой французским вертолетоносцам. При этом, технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле, применяться не будут. Решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки проекта.

В последнее время история с "Мистралями" тихо сошла с новостных полос. В целом, оно понятно. Читать подробности судебных тяжб скучно и малоинтересно. Но чем больше проходит времени тем чаще всплывают разные детали, как фрагменты пазла, складывающиеся в чрезвычайно любопытную картину.

Вот и сейчас появился еще один новый фрагмент. Помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин заявил об успехе в переговорах с Францией. Обещает завершить подготовку соглашения к подписанию в течение месяца. Точная сумма компенсации не озвучена, но судя по всему она составит около миллиарда евро. Французы пытаются сбить ее ниже миллиарда. Мол, такой цифрой будет "легче оперировать". Видимо это как цифра на ценнике, девяносто девять копеек выглядит как-то комфортнее, чем один рубль. Впрочем, вряд ли Россия согласится на что-либо меньшее, чем девятьсот миллионов. Это уже понесенных нами расходов, также подлежащих возврату. Так что деньги на ветер мы не выкинули. И это хорошо.

А еще лучше, что наконец стали появляться подтверждения тому, что история с "Мистралями" была начата вовсе не по пустому капризу. Даже если оставить в стороне все, что Россия этим контрактом выиграла геополитически (а там и само по себе не мало), мы сумели получить доступ к остро необходимым нам современным технологиям кораблестроения. В том числе - военного. Только очень наивные и технически безграмотные люди могут считать, что построить большой корабль есть дело плевое, которое одной левой кто угодно сможет. Что-то типа, прочитал книжку "Программирование для чайников" и на утро написал собственную операционную систему, круче, чем "винда". В действительности все обстоит сильно иначе. Мало купить лицензионный ACAD, требуется еще научиться им полноценно пользоваться. Лучше всего это делать у признанного мастера. Оно не дешево, за учебу мастер берет дорого. Но в целом на круг результат того стоит, ибо обходится в разы дешевле, чем самостоятельный путь проб и ошибок. Слишком велика потом цена ошибки. Так что заказ двух ДВК как раз является той самой платой за право поучиться.

УДК типа "Мистраль" в порту Сент-Назар

Судя по всему учеба России явно пошла впрок. Во-первых, свой проект универсального десантного корабля разработало Невское проектно-конструкторское бюро. УДК "Прибой" имеет водоизмещение 14 тыс. т., длину - 165 м, ширину - 25 м., скорость хода - до 20 узлов, дальность плавания - до 6 тыс. морских миль, автономность - до 60 суток. Способен нести на борту до 500 десантников и 40 - 60 единиц боевой техники, а также 8 вертолетов Ка-52 и Ка-27. Хотя по водоизмещению "Прибой" меньше "Мистраля" (14 тыс. т. против 21,3 тыс. т.), он не уступает ему ни по дальности хода, ни по десантовместимости, а по автономности даже превосходит.

В общем, нормальная такая площадка для экспедиционной роты морской пехоты. Никакой ошибки, именно роты. Так как при действии в отрыве от тыловой базы, мало иметь только солдата с автоматом. Кто-то должен чинить его оружие, подвозить патроны, обеспечивать связь и разведку. Потому на одного непосредственно солдата обычно приходится не менее двух "вспомогательных" человек. А их тоже необходимо где-то размещать. Потому и выходит, что 500 десантников не означает пять сотен именно пехоты.

Макет УДК "Прибой", Невское проектно-конструкторское бюро

Но это еще не все. Во-вторых, кроме "Прибоя", французский ветер пустыни вызвал к жизни еще и "Лавину". На военно-техническом форуме "Армия-2015" в Кубинке ЦНИИ им. академика Крылова представили свой проект универсального десантного корабля. Водоизмещение 24 тыс. т., на 3 тысячи т. больше, чем у "Мистраля". Подробностей о УДК "Лавина" пока известно меньше. Вооружение: морские зенитные комплексы "Панцирь-МЕ" и артустановки АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт". 16 вертолетов: боевые Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. 6 десантно-штурмовых катеров типа 03160 "Раптор". Десантовместимость до 500 человек или 50 единиц бронетехники. В сущности, это практически полный аналог "Мистраля" с поправками на различия в подходах к составу десантной группы.

Так что, судя по всему, вопрос освоения опыта можно с повестки дня снимать, и у французов, что называется, "забирать деньгами". Если у "Мистралей" Россия на своих верфях строила только кормовые секции, то тут мы все сделаем полностью сами. Остается только найти ответ - зачем российскому флоту вообще нужны корабли такого класса. И вот тут есть о чем подумать.

Макет УДК "Лавина", ЦНИИ им. академика Крылова

Если исходить из текущего положения вещей российские ВМФ не имеют сейчас и не будут иметь в ближайшем будущем задач, решение которых требует универсальных десантных кораблей. УДК вообще представляют собой нечто вроде большой плавучей казармы, способной привезти автономное десантной подразделение хоть к черту на кулички и обеспечить там его высадку и ведение им полномасштабных боевых действий. Десантные силы России создавались и затачивались на задачи куда меньшего размера. Потому и десантный флот строился по совершенно другими принципам. Главный из которых - схема десанта "с берега на берег". Т.е. десантники грузятся на корабль, которые привозит их к месту высадки и доставляет прямо к берегу. В то время как схема УДК подразумевает, что с борта корабля до берега десант доставляется промежуточным звеном - десантными катерами, вмещающими обычно до взвода пехоты. Или пару БТР. Или один танк. Различие в схемах ведут к принципиально разной тактике самой высадки и совершенно разной организации всей операции в целом. Потому просто так взять и встроить в нашу привычную систему корабль иного класса нельзя.

Высадка на берег бронетранспортера морской пехоты с борта десантного корабля ВМФ РФ

Однако тот факт, что за освоение технологий крупного кораблестроения "заплачены" такие суммы, и на стендах появились полностью отечественные проекты на первый взгляд нам вообще совсем не нужных кораблей, заставляет задуматься. Работы подобного рода не проводятся с бухты-барахты. Это частные компании, которые могут позволить себе любые эксперименты по собственной прихоти. Стало быть руководство страны уже сейчас задумывается над созданием полноценного океанского флота. Надо полагать, тот факт, что мы сейчас не видим для него никакой необходимости, вовсе не означает, что она не появится в среднесрочной перспективе. А что должно произойти, чтобы России потребовались десанты на очень-очень дальних берегах?

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", ВМФ РФ

На мой взгляд, такое возможно лишь в одном случае, когда из Океана исчезает его нынешний гегемон - флот США. Конечно, свой как бы флот как бы есть еще у стран НАТО, но они даже в самом лучшем случае способны выставить лишь вспомогательную группировку с ограниченными возможностями. Так что "держат море" только ВМС США. В смысле - контролируют в настоящее время. Но если допустить на минуту, предположим, разорение Америки, или какой-нибудь другой серьезный кризис, чреватый ее ослаблением (хотя бы в виде выхода отдельных штатов из общей федерации), то картинка складывается... Американский флот неизбежно уйдет из Океана, а природа не терпит пустоты...

На выставке «Армия-2015» в Алабино специалисты Невского проектно-конструкторского бюро продемонстрировали макет корабля, который, судя по сообщениям источников в ОПК, заменит вертолетоносцы типа «Мистраль». Представленный проект оказался достаточно неожиданным. Прогнозировалось сходство с голландскими десантными кораблями типа «Роттердам». Но если российский корабль и схож с ними, то лишь своими техническими характеристиками. Архитектура совершенно другая.

Упомянутые характеристики нового вертолетоносца пока не позволяют сделать окончательные выводы относительно его возможностей и места в составе флота. Сообщалось, что проект «Прибой» предполагает постройку корабля длиной 165 метров, шириной (по полетной палубе) 25 метров, способного перевозить до 600 человек десанта и до 40-60 единиц автомобильной и бронетанковой техники.

Авиагруппа - восемь вертолетов, причем на представленном макете размещены не только боевые Ка-52 и транспортно-десантные Ка-29, но и вертолеты Ка-27 непонятной модификации (поисково-спасательной либо противолодочной). Говорит ли это о возможной дополнительной специализации «Прибоя» как корабля противолодочной обороны, неясно: требуется дополнительная информация о предполагаемых ходовых качествах и оборудовании.

Непонятны пока и перспективы «Прибоя» как корабля управления, что было одной из самых интересных флоту особенностей «Мистраля». Чтобы прояснить этот вопрос, нужно знать возможности боевой информационно-управляющей системы, которую предполагается установить на «Прибой».

Еще в период обсуждения закупки «Мистралей» сообщалось об интересе, проявленном ВМФ России к голландским десантным вертолетоносцам типа «Роттердам» и «Йохан де Витт». Об этом, в частности, в интервью радиостанции «Голос России» упоминал начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов.

Впоследствии высказывались и представители ВМФ, прямо не называвшие прототип, однако озвучивавшие предполагаемые характеристики, удивительно схожие с голландским проектом. И все же продемонстрированный на «Армии-2015» макет оказался не слишком похож на творение верфи Damen Shelde Naval Shipbuilding.

Судя по макету, вертолетоносец проекта «Прибой», как и «Мистраль», получит классическую авианосную архитектуру со сквозной полетной палубой и сдвинутой к правому борту надстройкой-«островом». У «Роттердама» и «Йохана де Витта» кормовая полетная палуба и сдвинутая в нос надстройка с размещенным в ней ангаром для вертолетной техники.

Голландский вариант архитектуры позволяет удешевить корабль в постройке, уменьшив его водоизмещение за счет сокращения объема и веса конструкций, приходящихся на ангарную палубу в кораблях типа «Мистраль» и других схожих с ним. Кроме того, исчезает необходимость в массивных и дорогостоящих подъемниках: вертолеты просто выкатываются из ангара в надстройке на полетную палубу, расположенную на том же уровне.

Вместе с тем такое решение имеет и недостатки. В первую очередь это сокращение численности авиагруппы в силу ограниченности объема ангара в надстройке (по сравнению с подпалубным) и уменьшения площади собственно полетной палубы, не позволяющей принимать более 3-4 вертолетов одновременно.

Судя по облику «Прибоя», российские проектировщики попытались найти компромисс между стоимостью корабля и его возможностями. Они прибегли к решению, схожему с тем, что применили в Японии при создании вертолетоносцев типа «Осуми».

Расположение ворот док-камеры на «Прибое» говорит о сравнительно небольшом пространстве между полетной палубой и док-камерой, в котором, судя по всему, невозможно уместить ангар (так же, как и на «Осуми»). Однако, японский вертолетоносец оснащен подъемниками, позволяющими размещать ограниченное число вертолетов (2-3 машины) на грузовой палубе в носовой части корабля, там же, где размещается автотранспорт и бронетехника перед погрузкой на десантные катера в док-камере в корме. На УДК же классической архитектуры ангарная и грузовая палубы разделены.

Это решение, хотя и ограничивает численность авиагруппы (корабль может нести не более 6-8 вертолетов, при этом большая часть из них постоянно находится на палубе, периодически перемещаясь вниз на обслуживание и мелкий ремонт), позволяет одновременно поднять в воздух те же 6 машин, что и на более крупном «Мистрале». При этом «Прибой» должен обладать не меньшими возможностями по доставке техники и людей на берег с помощью катеров.

Таким образом, предложенный вариант вертолетоносца представляет собой некий синтез решений из изученных российскими специалистами проектов. Действительно, он соответствует по характеристикам голландским ДВКД, но превосходит их по возможностям ведения летных операций.

С учетом того, что, скорее всего, как и большинство современных десантных кораблей, «Прибой» будет строиться по нормам живучести коммерческого судостроения, проект можно реализовать относительно быстро и сравнительно недорого. Названные представителями ВМФ сроки (закладка в 2016 году и ввод в строй головного до 2020 года) представляются вполне реалистичными. Последний неясный вопрос - количество этих кораблей в госпрограмме вооружения.

Анатолий Шлемов озвучил шесть-восемь единиц, и если это так, то в сочетании с аналогичным числом БДК типа «Иван Грен» «Прибои» позволят, во-первых, полностью обновить десантные силы ВМФ, во-вторых, резко повысить их экспедиционные возможности и, в-третьих, расширить опыт эксплуатации палубной авиации и управления ее действиями. Последнее жизненно необходимо в том случае, если ВМФ всерьез намерен строить новый авианосец.

Прозвучавшие недавно в российских СМИ заявления представителей Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации о том, что наш флот заказал проектирование и постройку 2 универсальных десантных кораблей (УДК) нового проекта «Прибой» говорят о том, что Россия начала самостоятельное создание авианесущих кораблей.

Изначально, в период довольно непродуманного расходования бюджетных средств и их обилия из-за нефтяных сверхдоходов, ВМФ России заказал два универсальных десантных корабля во Франции (проект «Мистраль»). В 2015 году поставка уже готового первого «Мистраля» была сорвана в связи с проблемами внешней политики французской стороны - европейские судостроители вернули уплаченные деньги, а российские специалисты демонтировали установленные приборы и системы отечественного производства. Также под новый тип УДК был разработан палубный вариант боевого вертолета Ка-52К «Катран» - сейчас машина проходит испытания и будет серийно строиться с 2019 года. Только базироваться в итоге новый вертолет будет на новых авианесущих кораблях уже российского проекта - «Прибой». Плюс на их палубе появится еще одна перспективная машина, которая заменит семейство Ка-27/29/31 (одно из ранее фигурировавших названий Ка-65) - ее проектирование также уже ведется.

Что будет из себя представлять новый авианесущий корабль водоизмещением около 24000 тонн? Согласно имеющимся открытым данным, проект «Прибой» - разработка Невского проектно-конструкторского бюро. 180-метровый корабль с летной палубой шириной до 30 метров оснастят новой российской газотурбинной силовой установкой. Он будет способен перебрасывать до 500 десантников (до 50 единиц боевой техники) на расстояние до 5000 морских миль (более 9200 км). Максимальная проектная скорость «прибоев» - 22 узла. Кроме авиагруппы корабля из 16 боевых, противолодочных и десантных вертолетов корабль сможет высаживать морской десант при помощи 6 катеров проекта проекта 11770 и/или проекта 02510. Собственное вооружение нового российского УДК составит 1 универсальная 100-мм артиллерийская установка А-190, 3 зенитно-ракетных комплекса «Палаш», 2 зенитно-ракетных комплекса «Панцирь-М».

Показанный впервые публично в 2015 году макет УДК (НА ФОТО) выглядит в целом стандартно для кораблей данного типа. Военные рассчитывают получить первый «Прибой» в 2024 году, второй - в 2025 или 2026 году. Реализация данного проекта полностью укладывается в уже ранее пройденную в советское время логику создания собственного авианосного флота: вначале строились вертолетоносцы, затем уже авианосцы (правда с крейсерским вооружением - авиация «дополняла» главный калибр кораблей проекта 1143/11435 - противокорабельные ракеты). Как видно из многочисленных публикаций в специализированных СМИ, в России сейчас осуществляется «заход» на строительство авианосцев через создание десантных вертолетоносцев. Строительство полноценных авианосцев прогнозируется именно на период после 2025 года (когда оба «Прибоя» будут уже в составе флота, и будет получен реальный опыт разработки и постройки новых отечественных больших авианесущих кораблей).

В любом случае, после разрушения СССР в нашей стране наконец-то (без ирреальных заявлений на публику) разумно подошли к развитию такого компонента ВМФ как авианесущие корабли. Сроки озвучены реальные, и главное - обеспечить их выполнение. Тем более, что проект «Прибой» серьезно подтянет в плане технологий и качества нынешнее оживающее после многолетнего кризиса и застоя российское судостроение.