10.10.2019

Равнодушие к миру аргументы. Проблема равнодушного отношения к жизни


Сочинение по тексту

«Равнодушие – это паралич души», – писал известный русский писатель А.П. Чехов. Действительно, душевная чёрствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

Передо мной фрагмент из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», в котором, на мой взгляд, автор тоже поднимает проблему равнодушия людей друг к другу.

Автор раскрывает её на примере взаимоотношений Насти и её матери – Катерины Ивановны. Писатель обращает внимание читателя на то, что старая мать любит дочь и мечтает в последний раз приласкать её. Но автор с горечью отмечает, что Настя бросила самого близкого ей человека («Как Катерина Ивановна жила … никому не известно»). К.Г. Паустовский, осуждает поведение Насти, поэтому не указывает причин, по которым она не навещает мать. А пейзажное описание осеннего сада создаёт символический образ холодного и тёмного мира, в котором угас свет человеческой любви. Горечь и сожаление звучат в словах рассказчика: «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Изображая тёплое отношение героя-повествователя к Катерине Ивановне, автор подчёркивает в конце текста, что живые, любящие родители – это счастье!

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Какими бы ни были родители, дети не должны оставлять их беде. Русская литература не раз обращалась к этой проблеме.

Княжна Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нём, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности её проявления, которые она готова простить.

А вот другой дочери – героине повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина – выпало счастье иметь мягкосердечного и нежного отца. Однако её роковая страсть к гусару заставляет совершить жестокость – она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.

Читая печальные строки рассказа К.Г. Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны, о том, что нужно всегда, несмотря ни на что, находить время для своих родителей, дарить им свою любовь и внимание, а также о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Внимание, сочувствие, сострадание – вот что может спасти нас, людей, от душевного холода.

Текст К.Г. Паустовского:

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
  5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
  6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
  8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Равнодушие и безразличие – страшнейшие пороки сегодняшней жизни. В последнее время мы настолько часто с этим сталкиваемся, что для нас такое поведение людей, к сожалению, становится нормой. Практически каждый день можно увидеть равнодушие людей. Задумывались ли вы когда – нибудь о том, откуда оно появляется?

Причины равнодушия

Зачастую равнодушие – это способ защиты человека, попытка закрыться от жестокой реальности. Например, если человека часто унижали или задевали обидными фразами, он будет стараться избежать и не пойдет на контакт с окружающими. Именно поэтому человек будет неосознанно стараться показать безразличный вид, чтобы его не трогали.

Но со временем может развиться следующая тенденция: у человека появится проблема человеческого равнодушия, потому что безразличие станет его внутренним состоянием, не только по отношению к себе, но и к окружающим.

Нас убивает не ненависть, а человеческое равнодушие.

Почему равнодушие убивает?

Равнодушие убивает в человеке все живое, это черствость сердца и отсутствие душевности. При этом за такое поведение человек ответственности не несет, и это, пожалуй, самое страшное.

Равнодушие опасно тем, что постепенно оно может перерасти даже в психическое заболевание. Причинами безразличного поведения может быть длительный прием психотропных препаратов, заболевания психики, употребление наркотиков и алкоголя. Также чувство равнодушия может возникнуть после сильного стресса или шока – например, потеря близкого человека. У подростков жестокость и равнодушие могут развиться из-за отсутствия внимания родителей, от нехватки любви, из – за насилия со стороны семьи.

В психологии используется термин – навязчивого поведения человека. Такие люди не могут разобраться в своих эмоциях, и им безразличны ощущения и переживания других людей. Они не знают, что такое жалость и сострадания. Алекситимия может быть как врожденным диагнозом, так и последствием психологической травмы. Ученые утверждают, что равнодушие не лечится.

Примеров равнодушия можно привести великое множество. Из разговора с ветераном Великой Отечественной Войны, Куклиным Иннокентием Ивановичем: «Я как-то раз шел по центру Иркутска. Вдруг мне внезапно стало плохо, и я упал прямо посреди улицы.. Меня долго все обходили стороной, бросая фразы «вот дед, нажрался посреди дня..». А ведь я воевал за этих людей. Страшное время».

О равнодушии можно говорить бесконечно, и это особенно сильно задевает нас, когда вопросы касаются наших близких. Тогда боль становится невероятно острой.

Равнодушие приводит к разрушению личности, мешает гармоничному существованию человека. Поэтому так важно правильно воспитывать своих детей, своих младших братьев и сестер. Нужно с самого детства учить малышей отзывчивости и доброте, чтобы они могли сопереживать и поддерживать окружающих.

Всегда важно помнить о том, что иногда от вашего поведения может зависеть жизнь другого человека, и не важно, кто вы - доктор, водитель или просто человек, проходящий мимо.

(по Л.И. Лиходееву)

сочинение-рассуждение

К чему приводит равнодушное отношение к жизни? Именно этим вопросом задаётся автор текста Л.И. Лиходеев.

Так, автор утверждает, что для человека очень важно умение удивляться, умение обращать внимание на окружающий мир. С одной стороны, Л.И. Лиходеев приводит в пример Архимеда и Ньютона, объясняя их великие достижения не только огромным трудом, но и способностью быть неравнодушным к жизни:

то есть рассматривают жизнь через призму удовлетворения своих потребностей. Лиходеев говорит о них:

Мнение Л.И. Лиходеева по проблеме вполне понятно: жизнь – удивительная вещь, и люди тоже удивительны, но не все это замечают. Надо лишь научиться видеть, хотя бы чуть дальше своего носа, и тогда можно обрести счастье.

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, равнодушие людей к окружающему миру - актуальная проблема. Люди слишком увлечены собой и мирскими делами, забывая о самом главном – жизнь прекрасна и необыкновенна.

Жизнелюбием, умением удивляться отличается

Её способность восхищаться самыми простыми вещами, восторг просто от того, что существуешь, оказали огромное влияние на князя Андрея, заставили его по-новому взглянуть на жизнь, переосмыслить своё существование и принять истину, что жить надо не для одного себя, а для людей, так, чтобы все вокруг тебя знали.

напротив, показано равнодушное отношение к жизни. Так, главный герой, Дмитрий Ионович Старцев, врач, которого в городе прозвали Ионычем, с годами становится абсолютно безразличным человеком. Он потерял интерес к окружающему миру, ко всему, кроме кредитных билетов, которых у него в банке накопилось уже приличное количество. Он равнодушен к Котику, которой был увлечён, его жизнь скучна и однообразна, её скорее можно назвать существованием. Но такую жизнь ведёт не только Старцев – такова она и у семьи Туркиных, самой «образованной и интересной» семьи в городе, и у всех остальных. Кто в этом виноват? Ответ напрашивается только один: конечно, сами люди. Чехов убедительно доказывает нам, что жизнь, лишённая смысла – искреннего служения людям, заполненная лишь эгоистическими заботами, теряет своё значение. Только жизнь, озарённая высокой целью, может приносить радость и удовлетворение.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В данной статье мы предлагаем сочинение на тему “” Будут использованы следующие аргументы:

– А. С. Пушкин, “Евгений Онегин”
– Д. Лондон, “Мартин Иден”

Когда нам нужна помощь, совет, либо же мы просто рассказываем о чем-то другому человеку, мы ищем участия и внимания с его стороны. Равнодушие отталкивает и отдаляет: равнодушные люди часто одиноки. Им сложно излечить душу от этого чувства, даже если понимают его пагубное воздействие. Всякому равнодушному отношению есть причина. У кого-то это скука, у других разочарование, иногда долгая душевная боль. Последствия такого отношения человека к окружающим и к самой жизни могут быть губительными.

В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” мы видим пример равнодушного отношения со стороны главного героя Евгения Онегина. Евгений – молодой дворянин, наследник крупного состояния. Он проводит большое количество времени в обществе: ездит в театр, на балы, светские вечера. Евгений привык к роскоши, умеет поддержать любую беседу, хотя его знания порой поверхностны. Он пользуется вниманием у женщин, много развлекается, но при этом испытывает чувство скуки где бы не находился.

Онегин безучастно и равнодушно относится к окружающему миру из-за этого чувства. Ему надоели женщины, друзья, книги. Когда герою признается в любви Татьяна Ларина, он так же равнодушно отвергает девушку, не придавая значения тому, как она к нему может относиться. Евгений охладел к жизни и утратил способность испытывать глубокие чувства. Понадобилось много времени чтобы восстановить эту способность, но оказалось слишком поздно. Татьяна отвергла признание Онегина, и он прожил свою жизнь без цели и смысла.

В романе Джека Лондона “Мартин Иден” главный герой, познакомившись с девушкой из высшего общества по имени Руфь, влюбляется в неё с первого взгляда. Узнав девушку и её семью, Мартин понимает, что между ним и этими людьми большая интеллектуальная пропасть, не говоря уже о классовом неравенстве. Но это не становится причиной отказаться от желания покорить девушку. Напротив, главный герой полностью погружается в мир книг, наук, просвещения и достигает очень высокого уровня. Он обучается манерам, принятым в светском обществе, изучает различные науки, углубляется в философию.

После помолвки с Руфью, Мартин обещает ей стать известным писателем и повысить уровень своего дохода. Однако ни любимая героя, ни его семья не верят в успех писательского дела. Работая по девятнадцать часов каждые сутки, Мартин пишет множество рассказов, стихов и повестей. Но долгое время ни один редактор не принимает работы Мартина, из-за чего ему приходится голодать. После неожиданного успеха все повести писателя начинают пользоваться спросом и приносят Мартину небывалый доход. К сожалению, герой этому уже не рад.

Во время неудач Мартина девушка разрывает с ним помолвку. Главный герой разочаровывается в буржуазной среде и теряет все стремление продолжать писательскую деятельность. Понимание того, что успех пришел к нему не из-за признания таланта, а лишь по везению случая, огорчает Мартина. Он тяжело переживает лицемерное отношение людей, которые отворачивались от него ранее, но охотно ищут общения после обретения им славы.

Показное раскаяние Руфь, которая захотела вернуться к нему из-за социального успеха, добивает героя окончательно. Мартин полностью разочаровывается в людях, теряет интерес к жизни, не может ничем заниматься и избегает общения с окружающими. Равнодушие овладевает героем. Он решает уплыть на остров, но, находясь на корабле понимает, что его тяготит только своё разочарование. Мартин не может выносить всей лжи в людях, он все больше спит и проводит время в одиночестве. Не испытывая более желания жить и творить, узнавать новое, Мартин погружается в состояние полной апатии. Главный герой решает забыться вечным сном в родных для него водах Южных морей.

Равнодушие тушит искру в душе человека, теряется интерес к жизни, стремление идти вперед, пропадает умение находить радость в мелочах. Мы не должны разочаровываться и охладевать, ведь равнодушие может привести не только к эгоизму и жестокости, но и к полному отчаянию, от которого практически невозможно избавиться.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема равнодушия: аргументы из литературы “. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.