21.09.2019

Библия онлайн. О возрасте смоковницы закхея в иерихоне



https://ru.pinterest.com/pin/390194755207821766/

Закхе́й (греч. Ζακχαῖος, ивр. ‏זכי‏‎ — достойный, чистый) — начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек, удостоившийся особого внимания от Иисуса Христа (Лук. XIX, 1—10. Православная церковь почитает Закхея в лике святых, память совершается 20 апреля (по юлианскому календарю).

История, связанная с Закхеем упоминается только в Евангелии от Луки. Согласно Библии, Закхей — богатый человек, начальник мытарей, обладал небольшим ростом, жил в Иерихоне. Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу. Там его заметил Христос, и сказал:
- Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. (Лк. 19:5)
Закхей поспешно сошел и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый Закхей дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос ввиду народного ропота сказал знаменательные слова:
- Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Лк. 19:9-10)

Аллегорическое толкование истории о Закхее — своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например:


  • Закхей был богат — также как и все люди богаты грехами;

  • толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки;

  • Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами;

  • подняться на дерево — значит начать молиться;

  • после слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние;

  • дом — это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния.

Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона. «Смоковница Закхея» представляет собой сикомору, имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%85%D0%B5%D0%B9

История Закхея в изображениях:

За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, - ища Бога и учась у Него милосердию, потом — внутренне, восходя к таинственной перемене ума. Отцы-пустынники видели в образе Закхея пример нашей духовной жизни: от внешнего молитвенного делания к умному.

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лк. 19:1-10)

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), координатор сектора миссионерских станов Синодального миссионерского отдела:
— Хотя мы и знаем, что в Евангелии, вроде как, не может быть второстепенных деталей, но маленький рост подпрыгивающего за спинами народа старейшины мытарей Закхея, и то, как он, должно быть, довольно комично взбирается на дерево, рисуют нам картину, далекую от возвышенных чувств, подобающих при чтении Писания. Слово Божие пахнет жарким восточным днем, — там благовонный Иерихон и бальзамический цаккум (дерево такое), как говорят, названный так, когда-то, в память Закхея. Попробуешь его на вкус, — в нем пыль палестинских долин и молодое вино. Соленый пот и пшеничный хлеб, душистый ладан и кровь.

Наверняка уже в годах, все же он был подвижен, - этакий шустряк, живчик (иначе, как бы он смог влезть на смоковницу), горбоносый, с ветхозаветными влажными черными глазами. Закхей был человек богатый, как это и подобает начальнику налоговой полиции большого города, в котором, к тому же, были резиденция царя и римская таможня. Иерихон, всего в двадцати километрах от Иерусалима.

Однако богатство не сделало его жизнь счастливой. Проклятие народа израильского тяготело над каждым, поступившим на службу ненавистным римским оккупантам. Да будет тебе яко язычнику и мытарю! Слуга язычников сам становился хуже язычника. Сборщики податей обирали своих соплеменников и единоверцев, передавая деньги римскому императору, «живому богу» и, притом, не забывали и себя, всегда пользуясь возможностью обсчитать, взять лишку и скрыться за мечами легионеров. А Закхей особо преуспел в этом так, что стал старшим над прочими. Томило ли это его душу, переживал ли он свое предательство?

Христос и шел туда, где надлежало Ему быть предану и распяту. Вот в эти последние дни земной жизни Своей, перед исходом на вольную смерть Он гостит у мытаря, потом идет к прокаженному Симону, блудница омывает ему ноги. Христос идет к людям, как бы сказали сейчас, «низшего сорта», к отверженным. Потому что они более прочих требовали исцеления. Народ же ропщет, как и подобает роптать не ведающим милости Божией людям. Озлобленный и грешный везде ищет зло и грех, даже если он богословски образованный книжник или очень религиозный фарисей.

Закхей же искал видеть Иисуса. Зачем? Праздное любопытство или тоска по чистоте, по правде жизни вели его к толпе, окружавшей Спасителя? Мы не знаем. Возможно, он жил неподалеку и вышел на шум, а, может быть, бежал через весь город, как к последней надежде, забыв приличия, возраст и положение, как и всем нам в детстве свойственно бежать к отцу, не разбирая луж.

Мы знаем дальнейшее: Христос взглянув, увидел смешного, маленького человечка, вскарабкавшегося зачем-то на ветки смоковницы и позвал его по имени: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И тот, забыв все сомнения, побежал готовить встречу Нечаянному Гостю. И настал конец мучительной Закхеевой тоске по истине и чистоте в его радостном и решительном освобождении от разъедающего душу греха. Маленький человек растет, сначала внешне, — влезая на дерево, потом — внутренне, восходя к таинственной перемене ума. Бог входит под кров человека и тот принимает Его с радостью. Отцы-пустынники видели в этом еще и пример нашей духовной жизни: от внешнего молитвенного делания к умному.

Возместить всем, кого чем обидел — в четыре раза больше, это точное исполнение Моисеева закона, который предписывал так платить пойманному на воровстве. Но Закхей становится выше ветхозаветного закона. Он отдает еще и половину всего, чем владел. Бывший грешник не тратит время на многословное покаяние. Он делает. Он охотно готов лишиться своего добра, потому что обрел большее, — радость о Господе, взыскавшем погибающую душу. И Господь, в ответ на деятельное раскаяние (а настоящее раскаяние и может быть только таким) возвращает его в избранный народ, от которого отпал когда-то грешный мытарь, погнавшись за призрачным богатством временной жизни и говорит: И он - сын Авраама. И ему сегодня пришло спасение.

Что было дальше с Закхеем? Предание доносит до нас отрывочные сведения о том, что позже Закхей стал епископом Кесарии Палестинской. Больше мы ничего о нем не знаем. Мы оставляем его стоящим у порога иерихонского дома на закате одного из дней цветущего месяца нисан. Христос идет в Вифанию и далее в Иерусалим, навстречу Пасхе. Говорят, что имя Закхей означает «чистый, справедливый». Но есть еще одно значение, - Заккай, так произносилось когда-то это имя, - краткая форма от Захарии, что значит: «Бог вспомнил, подумал (о ком-то)».

Мы учимся у Закхея непостыдному стремлению ко Христу и тому, что вера - не абстрактное знание, но действие. Он был осуждаем людьми и оправдан Богом. Вменял ни во что насмешки народа и не боялся показаться смешным в глазах толпы. Радостно готовил дом свой к встрече Спасителя. И Бог подумал о нем и сказал: «Днесь, в дому твоем подобает Ми бытии». Ибо в злохудожную душу не внидет Премудрость, а Бог пребывает там, где любовь, там, где раскаяние, там, где чистота и благоговение.

-… И именно здесь Закхей услышал от Господа те слова, услышать которые было бы великой честью и радостью для каждого из нас: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», – заканчивает матушка Анисия рассказ о месте, на котором теперь трудится - об участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне на месте дома мытаря .

Вход в трапезную на подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне

Обитатель русского участка в Иерихоне

Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя. Поэтому здесь установлена часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников.

На участке

Впервые мы встречаемся с Иерихоном (древний город находился в полутора километрах от нынешнего) на страницах Ветхого Завета, в начале книги Иисуса Навина. Именно этот город был первым на пути следующих в обещанную Богом землю Ханаанскую древних израильтян. Все коренное языческое население было уничтожено в ходе войны, в живых осталась только укрывшая израильских разведчиков блудница Раав и ее семья.

Ветхий Завет - отражение Нового. Далекое эхо истории Раав слышится в Евангелии: как грешница-язычница вдруг каким-то чудом поняла, что чужеземцы - не просто захватчики, а народ Божий, и фактически отреклась от своего народа, так и грешник-мытарь вдруг встречает в странствующем Учителе своего Спасителя и отрекается от своего прошлого…

Иерихон сегодня - по-восточному шумный и грязный город, наполненный запахами пряностей и фруктов. Он находится на территории Палестинской автономии, большая часть населения - арабы-мусульмане, есть еще небольшое количество арабов-христиан (в основном являющихся прихожанами греческой церкви рядом со смоковницей, на которой Закхей ожидал Христа).

Совсем рядом с русским участком возвышается красивая мечеть с желтым куполом. Как раз сейчас слышно, как протяжно голосит мулла. Наслышанная об ужасах религиозных конфликтов на Святой Земле, спрашиваю у матушки:

– А с мусульманами не бывает проблем?

– Да нет, – улыбается она. – Здесь народ спокойный.

Мечеть за подворьем

Здесь народ, действительно, спокойный и мирный. Кажется, Иерихон существует для того, чтобы разрушать мифы о , как про-, так и антиизраильские. Первый гласит: «Есть бескультурные агрессивные палестинцы, умеющие только взрывать и грабить, и есть высококультурный Израиль, который пытается этому безобразию противостоять». Другой вторит: «Есть несчастные палестинцы, у которых ничего нет, а есть жадный и злой Израиль, который и то, что было, готов отнять».

Современное население Иерихона нельзя назвать ни несчастным, ни агрессивным.

В Иерихоне выращивают самые вкусные и дешевые фрукты, которыми питается весь Израиль, поэтому вопиющей нищеты тут не встретишь.

Знаменитые иерихонские фрукты

Лачуги, поначалу наводящие ужас на туристов, свидетельствуют не столько о бедности, сколько о традиционности: из-за облупившегося строения может как выйти ослик с поклажей, так и выехать очень недешевый автомобиль.

Рядом с выглядящими древними хижинами - современные автомобили

В Иерихоне никто не кинет в вас камнем из-за отсутствия хиджаба или выпущенного наружу креста. В Иерихоне не пишут на стенах «Free Palestine!» и не рисуют карикатур на евреев. В Иерихоне мирно сосуществуют восточная и западная цивилизация, и совершенно невозможно поверить, что десять или чуть меньше лет назад сюда с огромным трудом, если вообще пускали туристов, а израильский и палестинский солдаты на границе придирчиво разглядывали каждого въезжающего и выезжающего, сверяясь с паспортами.

Находиться здесь было опасно. Например, если паломников пропускали на гору Искушений, то с балкончика греческого монастыря Сарантариу высовываться запрещали - обстрелять могли с любой стороны…

Сегодня Иерихон - гостеприимен и дружелюбен, ему не до политики и не до цивилизационных конфликтов.

Сад на подворье

Прогуливаясь по аккуратным дорожкам русского участка, греясь на выглянувшем из-за зимних облаков солнышке, хорошо понимаешь местных жителей. Какие конфликты, какие войны? Все уже отгромыхало задолго до Рождества Христова, когда стены Иерихона чудесным образом сокрушались перед древними евреями, и все позднейшие войны кажутся неумным подражанием, если не кровавой пародией на Священную Историю.

Над участком Русской Духовной Миссии в Иерихоне развевается российский флаг

То ли промыслом Божьим, то ли по какому-то заранее продуманному плану архимандрит Антонин (Капустин) выкупил несколько участков, связанных с гостеприимством. Горненский монастырь находится на месте дома родителей Иоанна Предтечи, где праведная Елисавета с радостью приняла в дом Пречистую Деву Марию. Возле храма святой Троицы в Хевроне находится дуб Мамврийский - под ним произошла встреча Авраама с Пресвятой Троицей, чему посвящен известный иконописный сюжет «Гостеприимство Авраама» (в т.ч. и «Троица» прп. Андрея Рублева). Здесь, в Иерихоне, как уже было сказано, находился дом мытаря Закхея. Тут останавливаются передохнуть уставшие паломники, и нехитрая трапеза из чая, конфет и фруктов, выращенных на этом же участке, кажется уместнее богато накрытого стола.

Матушка Анисия

– Подлить еще чаю? – заботливо спрашивают матушка Анисия и трудницы, обходя трапезную. Конечно, подлить! И не потому даже, что хочется пить, а просто отсюда совсем не хочется уходить. Здесь как будто вечно продолжается этот радостный прием («и принял Его с радостью» (Лк.19:6) - наверное, вместе с учениками принял? По крайней мере, предыдущая глава повествует о том, что Господь двигается в Иерусалим с учениками - и дорога лежит через Иерихон).

И в этой живой иллюстрации к Евангелию открывается очевидный и вечно новый смысл - только с нетерпением дожидаясь, прыгнув выше головы в самом буквальном смысле («взобраться на смоковницу») и с радостью встретив Христа в своем сердце, можно услышать Его голос: «Ныне пришло спасение дому сему…».

«Воскресное чтение», 1824

Ст. 1–2. Вшед (Иисус) прохождаше Иерихон. И се муж порицаемый Закхей, и сый бе старей мытарем, и той бе богат .

Иисус Навин опустошил некогда Иерихон войною и побиением, а теперь истинный Иисус (то есть Спаситель) пришествием Своим приносит ему исцеление. Здесь просвещен слепой, уверовал народ, всякий язык прославил Иисуса и всякое око узрело Наставника истины и спасения. Что за должность мытаря? Это – род хищения, которое не подлежит наказанию; это – бесстыдный вид корыстолюбия, торговля, которой нет определенного предмета и названия, это – крайнее нечестие. Посему-то Христос везде приводить любодейц и мытарей как примеры величайших грешников. Таков недуг, которым страдал Закхей, когда еще не приступал к Иисусу, недуг худший слепоты иерихонского слепца; ибо этот недуговал телом, а тот душою (Астерий).

Ст. 3. И искаше видети Иисуса, кто есть: и не можаше от народа, яко возрастом мал бе .

Кто смотрит на Иисуса, не может закосневать во грехах. Закхей сильно желал насладиться сладким и спасительным лицезрением Господа; но были два препятствия к тому; ибо замедляла его толпа и людей, а более грехов. Он был мал возрастом не только телесным, но и духовным (Тит).

Ст. 4–6. И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея ищи И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его и рече к нему: Закхее, потщався слези: Днесь бо в дому твоем подобает Ми биты. И потщався слезе, и прият Его радуяся .

Христос воззрел на Закхея очами Божества, и как Спаситель всех людей являет ему Свое благоволение и человеколюбие, возбуждаете нем доверенность к Себе и говорит: Потщався слези (Кирилл Александрийский).

Закхей желал только видеть Его, а Христос заходит к нему и, видя сердце его, ускоряет Свой приход. Как наилучший ловец, Господь тростию слова низводит душу с дерева, привлекает Закхея, как птенца, взяв его за крыла ума его, и начальник мытарей прилепляется ко Христу.

Так уловлен был и знаменитый оный Давид, который говорит: Прильпе душа моя по Тебе (); о том и апостол пишет: Прилепляйся Господеви един дух есть с Господам (). Уловляя таким образом Закхея, Господь, низводя его с дерева, говорит: Днесь в дому твоем подобает Ми быти , то есть не столько во внешнем, сколько во внутреннем или душевном его жилище (св. Иоанн Златоуст).

Ст. 7–8. И видевше вси роптаху, глаголюще: яко ко грешну мужу вниде витати. Став же Закхей, рече ко Господу: се пол-имения моего, Господи, дам нищим: и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею .

Смотри на чудо. Еще не учился – и повинуется, еще не слышал наставления – и исполняет; ибо Спаситель ничего еще не заповедал о милостыне и о любви к бедным, но молча просвещал. Как солнце, вливаясь лучами в дом, вносит свет, так Спаситель лучами правды прогнал тьму нечестия. Свет во тме светится . Посему-то Закхей, стоя при дверях, сказал: се пол-имения моего даю нищим . Прекрасные слова! Они побеждают природу, или лучше, навык, который есть другая природа.

Приметь здесь, что богатство Закхея собрано не от одной неправды, а и от имений наследственных. Ибо если бы оно было от одной неправды, то как мог бы он возвратить (похищенное) вчетверо? (св. Иоанн Златоуст).

Вот как для пришествия Христова Закхей украсил дом свой. Не побежал к соседям просить столов и седалищ из слоновой кости, не вынес из сокровенных покоев лакоонские покровы для столов, но украсил дом тем, что всего приятнее Христу. Что же это? Пол-имения моего дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . Украсим так и мы наши дома, чтобы удостоиться нам принять Христа. Господь для добродетели обитателя не гнушается входить в самые худшие хижины. Но в дома нечестивых никогда не войдет, хотя бы они устланы были золотыми коврами (св. Иоанн Златоуст).

Совлечемся и мы грехов, подобно Закхею. Ибо как в болезнях и ранах, если прежде не остановить истечения, напрасно будешь прикладывать врачебные средства, так и мы, если не удержимся от корыстолюбия, хотя бы и милостыню подавали, ничего не сделаем доброго. Корыстолюбие все портит и обращает в худшее. Престанем же похищать, и тогда будем раздавать милостыни. Ибо если бы падающего один возвышал, как милостыня, а другой тянул бы его на землю, как корыстолюбие, то такое сражение противных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами сего не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие, и да не оставляет милостыня: так соделаемся мы легкими и возлетим (св. Иоанн Златоуст).

Ст. 9–10. Рече же к нему Иисус: яко Днесь спасение дому сему быть, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго .

Смотри: вот прежде, нежели творил Закхей дела Авраамова, называл его (Христос) не сыном Авраамовым, а Закхеем; когда же совершил дела патриарха, являя отложение неправды и любовь к нищим, тогда сказал: Яко и сей сын Авраамль есть (св. Иоанн Златоуст).

Как он от Авраама, когда происходил из Иерихона, города хананейского? Верно то, что если бы он и не был по плоти сын Авраама, но теперь, когда обратился ко Христу, по нравам и делам, соделался и познан был с большим правом сын Авраамов, нежели кто другой, происшедший от чресл Авраама (Астерий).

Ягодичина (смоковница) означает покаяние, толпа народа – страсти. Итак, тот, кто возвысится над страстями посредством покаяния, тот в себе самом узрит Иисуса и будет познан Иисусом, приимет Его как гостя у себя, получит спасение и соделается сыном Авраама (Anonymus).

И он (Закхей) вышел (подобно Аврааму) от земли своей, и из сродства своего, и из дому отца своего. Ибо самое лучшее исхождение – это возвышение над всеми плотскими удовольствиями, которые можно назвать землею , это удаление от услаждения предметами чувственными, которые означаются именем сродства ; это изменение жизни развращенной, беззаконной в жизнь добродетельную, что и есть как бы исхождение из дому отеческого (Василий Великий).

Закхей-мытарь

Свящ. М. Предтеченский. «Духовная беседа», 1871

Господь всем хочет спасения, но спасаются только те, которые сами ищут спасения и, подобно Закхею, стараются препобеждать все трудности, какие бы ни предстояли на пути к нему. Иначе за что Господь будет спасать нас? Если и простые житейские блага не без трудов нами приобретаются, то справедливо ли даровать нам вечные блага без всяких усилий с нашей стороны? Просите, и дано будет вам: ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворяют ().

Господь всем хочет спасения, но спасаются только те, которые, веруя в Него, смиряясь пред Ним, веру свою оправдывают от дел, которые сами милостивы к другим людям, сами, подобно Закхею, готовы благотворить и благотворят ближним своим. Иначе как мы будем свидетельствовать веру свою в Господа и чем возблагодарим Его за свое спасение? Бога никто никогда не видел . Посему кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (). Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. И бесы веруют, и трепещут ().

Какие же нравственные уроки преподает нам евангельское повествование о Закхее? Нужно смиряться пред Господом – и Он вознесет нас в свое время. Нужно искать Его – и Он Сам воззовет нас, и к нам приидет, и обитель сотворит в нас самих (). Нужно, наконец, стараться спасать других, чем и как кто может, – и Господь спасет нас, как бы ни близка была к нам погибель, потому что Он пришел взыскать и спасти погибше .

Закхей-мытарь

Прот. А. Лебедев. Из статьи о евангельских мытарях. «Странник», 1865

Закхей был старейшиною мытарей и человек богатый. И се муж нарицаемый Закхей: и сей бе старей мытарем, и той бе богат (). Как мытарь Закхей, конечно, не отличался от других ни мягкостью сердца, ни снисходительностью к нуждам и бедности, ни справедливостью и честностью в своих требованиях. Напротив, в самом старейшинстве его над мытарями можно усматривать еще то, что он, держась на месте исправным взносом сбираемых податей, превосходил других особенным искусством вымогательства и неснисходительностью, отчего не только не имел каких-нибудь недоимок за собою, но и приобрел состояние. И той бе богат . Богатство обольщало его и грозило ему гибелью. И недаром евангелист в этом повествовании о Закхее напоминает как о старейшинстве его, так и о богатстве!

К обыденному сознанию человека ближе всего материальная его природа со своими требованиями и удовлетворениями, со своими неприятностями и радостями, – ближе, чем природа духовная, по своей ощутительности и по тому самому, что еще до раскрытия полного сознания он привыкает чувствовать сперва законные требования своей телесной природы и удовольствие от удовлетворения им, а потом потребности искусственные и незаконные, которые с их удовлетворением принимают силу привычки. Гораздо скорее и сильнее человек почувствует голод тела, чем алчбу духовную; тревожнее для него расстройство какого-нибудь телесного органа, например, руки, ноги или желудка, чем расстройство духа, например, преобладание в душе какой-нибудь отдельной силы, воображения, сердца, рассудка; ближе и обольстительнее услаждение греховное, чем борьба и победа над собою, которая требует иногда очень долгого и утомительного труда. Оттого, обладая всеми средствами к удовлетворению нужд и к доставлению радостей телесной природы, особенно с ранних лет, большинство людей скорее всего может остановить и действительно останавливает свое внимание на материальной стороне своей жизни и забыть или, по крайней мере, оставить неразвитыми духовные свои влечения, возбуждение которых требует труда, обещающего награду, может быть, еще в отдаленном будущем. Естественно, богатство для такого человека делается необходимым. Он привязывается к нему всей душой, так ли, как к средству своей спокойной и самодовольной жизни, или как к предмету своего тщеславия и самонадеянности. В этом смысле мы принимаем слова Спасителя: Удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Божие внити (). Оттого-то и богатый юноша, бывший уже на пути ко спасению и приблизившийся ко Христу, отошел от Него – источника радости – со скорбью: жалко было ему расстаться с своим богатством.

Легко могло случиться и с богатым Закхеем, что, привязавшись всею душою к богатству, он если еще не усыпил, то впоследствии усыпил бы все чистые духовные движения; тем более что душе его уже сродна была неправда; следовательно, увлечение непосредственностью, чувственностью жизни уже началось – самослужение и самодовольство овладевало им. Поэтому странно, непонятно, как могло пробудиться в его душе спасительное желание видеть Иисуса? Но нужно знать его природу, душевные его свойства, чтобы ответить прямо и удовлетворительно на этот вопрос. Из всего повествования о нем, из его старания проникнуть сквозь толпу к Иисусу, из его забегания и из влезания на дерево видно, что он имел детски простую и живую натуру. Он мог делать зло по увлечению, по примеру, по обыкновению, или, лучше всего, безотчетно. Так действуют подобные личности, потому что жизнь поставила их на этот путь, и они, утвердившись на нем, без всякой мысли, стали действовать так же, как действовали предшественники их, как поступают и все их окружающие: «Не мы первые, не мы последние», «не нами началось, не нами и кончится», – обыкновенно говорят такие люди. В них никогда нет и не может быть упорного оправдания, основываемого на лживых соображениях ума, или явного противления истине. В них есть, напротив, даже семена добра, нравственные понятия о долге и об обязанностях, бывают и чистые движения к добру; только эти семена не приносят плода, эти понятия без спасительных последствий, эти движения без силы, подобно движениям молодых, еще не оперившихся птенцов, которые, несмотря на свои усилия, не могут подняться над землею и совершить легкий и быстрый полет. Потому эти простые, непосредственные натуры увлекаются и неправдой, пока не проник в них свет разумения, освещающий путь их жизни, пока не получили они такого возбуждения, которое заставило бы их вдруг очнуться и стряхнуть с себя эту беспечность и невнимательность к себе. Таков именно и был Закхей. Он не имел привязанности к богатству с упорною силою, подавляющею в душе всякое живое движение. В сердце его был уголок, в котором тлела и готова была вспыхнуть искра спасения, в котором хранилась вера в Мессию и надежда на Его скорое и спасительное пришествие. Правда, эта вера по своему бессилию, а отчасти и по плотскому своему характеру, не могла возбуждать его к исправлению своей жизни, и от ожидания Мессии он не делался честнее; однако эта детски простая душа по самой природе своей не могла не чувствовать неловкости своего положения и несоответствия его с всеобщими ожиданиями Мессии. Не мог он, конечно, сам собою выйти из своего положения, загладить свои неправды делами любви и милосердия; но довольно с него было и того, если он хотел сделать это, довольно, если с боязливым опасением ждал Мессию. В этой-то готовности и нашел его Господь.

Уже неоднократно слышал Закхей о явлении дивного Пророка во Израиле, но, не имея сил отрешиться от обыденной жизни, он все оставался в своем городе и наконец подвигнул самую спасающую любовь Единородного приблизиться к нему. Узнав о приходе Иисуса в Иерихон, Закхей идет в Нему навстречу, подходит к толпе, окружавшей Иисуса, старается проникнуть чрез нее, но, не могши видеть Его по причине своей малорослости, забегает вперед и, истинно как дитя, несмотря на свое старейшинство, взлезает на дерево. Такое и так просто и детски выразившееся желание, очевидно, было движением не любопытства, а именно веры, ибо направлялось к тому, чтобы узнать Иисуса, сблизиться с Ним. И той искаше видети Иисуса, кто есть? – он думал, то есть, не этот ли пророк, не этот ли учитель есть Мессия. И с таким нетерпеливым желанием посмотреть на великого Чудотворца сидел на ягодичине и ожидал, пока будет Он проходить мимо него. Ищущий взыскати погибшаго Спаситель, зная готовность Закхея к принятию Его благодати и спасения, идет мимо смоковницы и, обратив к нему Свой животворный взор, проливающий свет в его душу, говорит – и воззрев Иисус, виде его и рече к нему , и проч. Какое кроткое Божественное лицо! Какие любвеобильные, говорящие прямо душе, взоры! Какая тихая, но проникающая в сердце речь! И какое притом вышеестественное знамение! Ему уже известно и имя, и дом, и все. Закхее, потщався слези, Днесь бо в дому твоем подобает Ми быти .

Нельзя вполне постигнуть всего, что должно было произойти в душе Закхея от животворных слов Господа. Вспомним еще гораздо прежде бывшее подобное обстоятельство. Вера Нафанаила во Иисуса, закрываемая предрассудком: от Назарета может ли что добро быти? – раскрылась во всей силе от слов Господа, в которых выразилось такое же всеведение, именно, что Он видел Нафанаила под смоковницею и узрел готовность его вступить в число учеников Своих. И глагола ему Иисус: зане Рех ти, яко под смоковницею видех тя, веруеши, больша сих узриши (). Несомненно и здесь то обстоятельство, что желание Закхея узреть Господа и милосердое воззрение Господа на Закхея, снисхождение к нему и Божеское всеведение оправдали ожидания и надежды, с которыми мытарь шел видеть Иисуса, – не этот ли, то есть Пророк и есть Христос, а потому он с радостью принимает узнанного Мессию. И потшався слезе, и прият Его радуяся . Вот и первый духовный плод веры – радость! Так оправдалась вера.

Затем должно было разрешиться в богатом мытаре и внутреннее недовольство самим собою. Евангелист не показывает, о чем Господь беседовал и что делал в доме мытаря, не вводит нас туда Своим описанием, но говорит, и конечно, не без цели, о том впечатлении, какое произведено было на народ вступлением Иисуса под кров грешного мужа, каким считали мытаря: и видевше вси роптаху на Иисуса, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати , – а вслед затем изображает полную решимость Закхея исправиться и загладить прежние преступления. Надобно согласиться, что этот народный ропот и эта решимость были в причинной между собою связи. Ропотом пробужден был голос совести грешника. Чувствуя его справедливость, мытарь не мог не обвинять себя в оскорблении и немилосердном обхождении с этим самым народом и, таким образом, в чувстве раскаяния отчасти как бы опасался, как бы Господь не внял этому ропоту и не осудил его, а потому поспешил принести умилостивительную жертву за прежние беззакония. Став же Закхей рече ко Господу: се пол-имения моего, Господи, дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . То есть как бы так говорил Закхей: «Вот, Господи, народ ропщет на Тебя, что Ты благоволил войти в дом мужа грешного. Правда, я великий грешник и достоин всеобщего отвращения. Но вижу, что Ты, милосердый Сердцеведче, не на лице зришь, но прозираешь в сердца; так прости же меня и сделай достойным Твоего снисхождения, сними с меня бремя неправедного стяжания и народной укоризны и приими от меня жертву любви – благослови меня половину имения отдать нищим и обиженных вознаградить вчетверо». Замечательно здесь выражение евангелиста став же рече . Это как бы намек на некоторого рода сдержанность; то есть Закхей как бы давно уже хотел сказать Господу об этой своей решимости – раскаяние как бы с самой минуты вступления Господа в дом готово было изникнуть из уст его; решимость исправления от радости такого посещения и от живого слова Божия, изливающегося в беседе из уст Спасителя, как бы мало-помалу возрастала, крепилась и, наконец, объяла все его существо, так что он не мог больше сдерживать их, встал пред Господом и начал говорить: Се пол-имения моею. Господи, дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . Замечательно здесь и то, что удостоенный милостивого призрения и снисхождения Господня Закхей не отказывается от проходимого им звания, может быть, и потому, что оно-то и привлекло к нему Господа. Далее он обещается отдать нищим только половину своего имения, а не все. Этим, конечно, он показал не привязанность к богатству, а напротив, свободное свое отношение к нему. Богатство не мешало и не мешает ему в деле спасения; половина ли имения сохранится у него или все, это для него было безразлично, лишь бы заглаждены были его неправды. И Господь одобряет сию жертву богатого мытаря. Днесь спасение дому сему бысть , говорит Господь, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человеческий взысками и спасти погибшаго . Так взыскан и спасен погибавший сын Авраама!

Притча о господине, отправившемся в путь для приятия царства, и о розданных им минах

Толкование св. Василия Великого на 23 стих 19 гл. Евангелия от Луки

Что значит этот торжнический стол, на который тебе, как говорит Господь, надлежало отдать серебро ()?

Притчи не останавливают своих рассуждений на одном взятом в них образе, но пролагают уму путь к предмету рассуждения. Посему, как в обычае отдавать торжникам серебро для приращения (ибо, как узнал я в Александрии, есть люди, которые берут серебро и делают с ним это), так и приявший какую бы то ни было благодать необходимо должен передать ее имеющему в ней потребность, или сделать с нею то же, что у апостола сказано об учении: Сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити (). Ибо сие может быть не с одним учением только, но и со всяким делом; потому что одни имеют только к нему способность, а другие приобрели уже опытность распоряжаться сим делом.

Мысли свт. Феофана

«Мысли на каждый день года по церковным чтениям»

Притча о десяти мнасах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет чрез страдания, и воскресение, к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все есть Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу чрез послушание вере, и на не хотящих иметь Его Царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в святых таинствах: это мнас, – и каждый верующий получает его на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Богу, покорятся Ему – тогда Он снова придет как приявший царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатию, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его Царем, то есть или не веровали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания; ибо тогда будет решение, которому уже не жди перемены. Бегай неверия, но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале Господь и над многими тебя поставит .

Одной из христианских святынь является знаменитая Смоковница Закхея, произрастающей к северо-западу от исторического центра города Иерихон в Палестине. Именно эту смоковницу чаще всего соотносят с эпизодом из жизни Иисуса Христа, о котором нам поведал апостол Лука в 19 главе своего Евангелия.


1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него.
2. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3. Искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом;
4. И забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку.
8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама …


Рисунок 1. Двухтысячелетняя Сикомора Закхея в Иерихоне,
октябрь 2008 г.


Дерево растет на территории участка, принадлежащего правительству России, в его северо-западной части, у самой ограды. В настоящее время здесь сооружен своеобразный Музейно-парковый комплекс, поскольку, помимо Смоковницы Закхея, здесь обнаружены остатки византийского храма. Сам участок находится в развилке двух дорог, одна их которых ведет к горе Искушения, где Христос постился в течение сорока дней и где его искушал дьявол. Иерихон лежал на пути Христа по дороге в Иерусалим, он должен был пройти через этот город, и здесь произошла его встреча с мытарем (сборщиком налогов) Закхеем. Как явствует из евангельского текста, Закхей был небольшого роста и воспользовался естественной развилкой в верхней части ствола придорожной сикоморы, чтобы увидеть Христа. Следовательно, это была молодая сикомора, с уже сформировавшимся, но еще не очень высоким и толстым стволом-ксилем, на который можно было влезть без лестницы. Обычно такое состояние ствола-ксиля сикоморы в засушливых условиях долины реки Иордан отмечается к двадцатилетнему возрасту. Было это в 33 году от рождества Христова и самым поздним временем появления, или посадки этой сикоморы следует считать 10–15 год нашей эры, или несколько раньше. Не смотря на то, что долина реки Иордан является северным анклавом естественного ареала сикоморы, эта сикомора, скорее всего, была посажена у какого-то дома на городской окраине Иерихона для получения жердей, этого своеобразного строительного материала. Именно с этой целью чаще всего сикоморы культивировались в античной Палестине, хотя их также использовали для получения ароматичной камеди, а плоды-фиги шли на корм скоту.


Таким образом, если Смоковница Закхея именно то дерево, которое упоминается в Евангелие от Луки, то ей сейчас немногим более двух тысяч лет. Но то ли это дерево? Следует заметить, что в исторических хрониках упоминание о Смоковнице Закхея в Иерихоне встречается, начиная со времени появления в Святой Земле византийцев в четвертом веке нашей эры. Следовательно, какая-то старая сикомора-смоковница (или даже несколько деревьев) в Иерихоне произрастала постоянно. Дело в том, что на обладание святыней претендует находящийся неподалеку греческий монастырь, где сохраняется комель старой смоковницы, хотя рыхлая древесина сикоморы недолговечна и тем более не склонна к окаменению. Да и находится этот монастырь несколько в стороне от дороги, по которой шел Христос, и значительно дальше от границ Иерихона того времени. Тогда как правительство Российской Империи купило данный участок земли в конце девятнадцатого века именно потому, что на нем росла священная Смоковница. (участок был куплен не правительством Российской империи, а на частные пожертвования и частным лицом - монахом Иоасафом, который затем подарил его Палестинскому Обществу . Прим.IPPO.Ru )


Следует отметить, что культ священных деревьев восходит к истокам религиозных верований многих народов. Такие деревья были основным предметом поклонения у древних кельтов-друидов (друиды – поклоняющиеся деревьям); играли значительную роль в религиозных представлениях славян и родственных им варягов. Священные деревья упоминаются в Ведах, почитаются индуистами и буддистами, чтятся синтоистами.

В современных мировых религиях священные деревья отошли на второй план и почитаются лишь в качестве фоновых свидетельств тех или иных событий из жизни пророков и святых.

В буддизме, христианстве и исламе в качестве священных деревьев часто выступают представители рода Фикус (Ficus L.), так называемые смоковницы. Плоды, точнее специфические соплодия-сиконии, всех фикусов называют фигами или смоквами. Слово фига произошло от латинского фикус (ficus – фиговое дерево, плод-фига, нарост, по аналогии с внешним видом плодов на дереве). Тогда как слово смоква славянского корня от глагола смоктать (обсасывать) – по завозимым из южных стран приторно-сладким вяленым плодам-смоквам инжира (фикус карийский – Ficus carica L.). В буддизме жизнь Будды связывается с местным видом смоковницы – фикусом религиозным (Ficus religiosa L.). Тогда как в христианстве и исламе в качестве «священного» вида фикуса-смоковницы фигурирует сикомора (Ficus sycomorus L.), распространенная в северо-восточной части Африки и заходящая в сопредельные районы западной Азии.

Фикус сикомора, или просто сикомора, крупное, вечнозеленое, многоствольное дерево с относительно небольшими, овальными, сероватыми листьями, шершавыми на ощупь. Это типичный представитель тропической флоры, свидетельством чему не только вечнозеленость, но и каулифлория, а также зеленая, фотосинтезирующая кора стволов.

Небольшие, суховатые соплодия образуются в течение всего года на разветвленных, шнуровидных веточках-плодушках, растущих на крупных ветвях. Соплодия малосъедобны, в основном поедаются домашними животными (их старинное название «ослиные фиги»). Так называемые «семена» (на самом деле это плоды-орешки) в норме имеют плохую всхожесть, что объясняется очень сложным способом опыления редуцированных цветков сикоморы, находящихся внутри соплодия-сикония.



Рисунок 2. Соплодия-сиконии на ветвях Смоковницы Закхея,
октябрь 2008 г.


Наружные слои коры сикоморы, до самого основания ствола, имеют в своих клетках живые хлоропласты и активно фотосинтезируют. Отмирающие слои коры постоянно сбрасывается, как у платана, небольшими угловатыми пластинками, обнажая свежие участки зеленой коры. Сохранность коры сикоморы и ее чистота имеют большое значение для нормального роста и развития, в том числе обеспечивая ее долголетие.

Еще одним характерным признаком этого своеобразного растения является его естественное многостволие. Многостволие большинства деревьев носит посттравматический характер, а в условиях культуры даже вызывается искусственно. Однако в данном случае причина многостволия иная. Сикомора, как и некоторые другие представители этого рода, в плане жизненной формы является примером своеобразного перехода от жизненной формы «кустарник» к жизненной форме «дерево».

Кустарниками считаются растительные организмы, имеющие укороченную ортотропную осевую основу (ксиль) со сменяемыми в процессе онтогенеза ветвями первого порядка. К деревьям относят растения с удлиненной ортотропной осевой основой (стволом) и несменяемыми в онтогенезе ветвями первого порядка. У сикомор осевая основа (ствол-ксиль) удлинена, как у деревьев, но ее ветви первого порядка сменяемы, как у кустарников. Причем эти ветви достаточно долгоживущие и крупные – такие сменяемые ветви первого порядка носят название стволо-ветки. Таким образом, сикоморы, имея внешний вид деревьев, являются своеобразными кустарниками с удлиненной ортотропной осевой основой, у которых побеги замещения образуются в самой верхней части стволовидного ксиля. Сам ксиль, как и у многих кустарников, долговечен, а крона, не смотря на ее огромные размеры, сменяема. Отсюда специфика биологии сикоморы и характерные особенности онтогенеза этого дерева.



Рисунок 3. «Древесные желуди» на ветвях Смоковницы Закхея,
февраль 2010 г.


Особо следует отметить природу происхождения если не всех, то некоторых замещающих стволо-веток. В зоне активного побегообразования ствола-ксиля и в нижней части старых стволо-веток во множестве имеются, так называемые, «древесные ж?луди». Это специфические образования, обычно в коре стволов сколь-нибудь долговечных деревьев, представляющие собой желвак древесины в толще коры. Такие желваки чаще всего каплеобразны, с утонченным основанием, доходящим до камбия и обычно внедренным в камбиальный слой несколькими коническими выростами. Верхняя часть, утолщеная и округленная, обычно скрыта в слое коры. Иногда на них появляются слаборазвитые олиственные веточки. Однако на Смоковнице Закхея «древесные ж?луди» не только многочисленны и большинство из них имеет небольшие, иногда разветвленные веточки, но некоторые из них развиваются в полноценные замещающие стволо-ветки.

По нашим многолетним наблюдениям, «древесные желуди» представляют собой автономное формирование древесины по ту сторону камбия, медленно разрастающееся в толще коры и не соединенное с основным массивом древесины. «Древесные желуди» развиваются из клеток-трансплантантов, являющихся достаточно специализированными клетками внутренних слоев камбия, случайно перенесенными в наружный слой камбия хоботками сосущих насекомых, обычно цикадками. Для деревьев большинства пород такое возможно только в молодом возрасте, но в отношении деревьев с нежной фотосинтезирующей корой, к каковым относятся и сикомора, такая возможность существует на протяжении всей жизни.

Как и типичные кустарники, сикомора отличается быстрыми темпами роста в молодом возрасте – ее ствол-ксиль достигает почти предельных размеров по высоте к 20–30 годам жизни. В течение остальной жизни, а все растения этого вида в нормальных условиях достигают завидного долголетия, у сикоморы происходит лишь разрастание ствола-ксиля. С возрастом вновь образующиеся стволо-ветки становятся более крупными, а крона более мощной. При этом отмечается варьирование размеров кроны в онтогенезе в зависимости от складывающихся условий окружающей среды.



Рисунок 4. Замещающая стволо-ветка, выросшая из «древесного ж?лудя»,
февраль 2010 г.


У большинства представителей рода Фикус, в том числе и у фикуса сикомора, древесина относительно рыхлая (маноксильная). Одной из особенностей таких растений является отсутствие центральной уплотненной части древесины ствола (ядра) и рассасывание внутренних, утративших проводящую функцию, слоев древесины, как у баобабов, например. Хрестоматийный метод определения возраста старых деревьев путем подсчета годичных колец, или радиоактивный метод, для которого также нужна самая старая часть древесины, в отношении сикомор неприемлим. Таким образом, вопрос о возрасте старых деревьев сикоморы может решаться преимущественно по косвенным признакам, среди которых не последнее место занимают исторические перипетии дерева. Из естественных признаков, подтверждающих возраст сикоморы, помимо размеров ствола-ксиля, нужно учитывать развитие выступов-контрфорсов на комле, характерное оплывание ствола-ксиля в его нижней части и его разделение на части, чему предшествует формирование сквозного приземного дупла с живыми внутренними стенками.


Рисунок 5. Основание ствола-ксиля до санации,
октябрь 2008 г.


Рисунок 6. Санация ствола-ксиля,
февраль 2010 г.

Рисунок 7. Ствол-ксиль после санации,
февраль 2010 г.


Основываясь на вышеизложенном, можно предпринять попытку определить возраст Смоковницы Закхея, Что касается естественных косвенных признаков, то они, на наш взгляд, достаточно убедительно свидетельствуют о реальности приписываемого этому дереву-патриарху возраста в две тысячи лет. Общая высота смоковницы 25 метров, диаметр кроны от 20 до 26 метров. Ствол-ксиль достигает высоты около трех метров при среднем диаметре 260 см. В нижней части ствола-ксиля имеются несколько мощных контрфорсов, отчетливо видны характерные бугристые оплывания, в стадии формирования находится приземное сквозное дупло и наметились границы разделения единого ствола-ксиля на будущие отдельные стволы.


Следует отметить, что нынешнее состояние Смоковницы Закхея не вполне удовлетворительное, что, в известной мере, согласуется с биологическими особенностями этого вида фикуса. В первую очередь это касается состояния кроны, где в настоящее время наблюдается массовое отмирание старых стволо-веток, что придает дереву непривлекательный вид и внушает опасения за его судьбу. Следует напомнить, что периодическое отмирание какой-то части имеющихся стволо-веток является нормой для старых сикомор, а массовое отмирание, в данном случае, вызвано резко изменившейся экологической ситуацией. Древняя дорога превращена в современную автомагистраль, ее уровень был значительно поднят, движение автотранспорта весьма оживленное, возрос выброс выхлопных газов автомобилей плюс постоянно подъезжающие экскурсионные автобусы – все это ускорило естественное отмирание стволо-веток. В то же время, в кроне имеется достаточное количество замещающих стволо-веток, которые со временем сформируют обновленную крону.


В целом Смоковница Закхея в настоящее время вполне жизнеспособна, но перспективы ее дальнейшего существования в непривычной урбанизированной среде не внушают оптимизма. Рано или поздно дерево буквально «задохнется» в атмосфере быстро развивающегося современного города, если, конечно, не будут приняты радикальные меры на уровне изменения транспортной системы Иерихона. Проведенная нами весной 2010 года основательная санация священной Смоковницы несомненно улучшит ее состояние и внешний вид, позволит достаточно нормально развиваться в ближайшие годы.


Рисунок 8. Сикомора Закхея в Иерихоне,
февраль 2010 г.

Рисунок 9. Пятисотлетняя дочерняя Смоковница библейской Смоковницы Закхея,
февраль 2010 г.


Одновременно, с продолжением планомерных работ по уходу за Смоковницей Закхея, целесообразно подумать о ее приемнице, каковой может стать пятисотлетняя сикомора, растущая в сотне метров отсюда и являющаяся, несомненно, семенным потомством Смоковницы Закхея. Расположенная почти в центре участка, на котором сооружен упомянутый Музейно-парковый комплекс, и находящаяся в более благоприятных экологических условиях, она, со временем, может превратиться в новый объект поклонения, как дочерняя Смоковница библейской Смоковницы Закхея, которая когда-то «видела» Спасителя.


Литература

1. Карпун Ю. Н. Священные смоковницы. // В кн.: Декоративное садоводство России. Т. 1. – Сочи. ВНИИЦиСК. 2009. С. 66–71.
2. Карпун Ю. Н. Субтропическая декоративная дендрология. – СПб. Изд-во ВВМ. 2010. 582 с.
3. Куликов И. М., Карпун Ю. Н. Смоковница Закхея в Иерихоне. Прошлое, настоящее и будущее. // Садоводство и виноградарство, Москва, 2010, № 2, с. 45–48.
4. Новый завет. – М. Изд-во «Книга». 1990. 367 с.
5. Musselman L. J. Plants of the Bible and the Quran. – Portland. Timber Press. 2007. 336 p.