29.09.2019

Чехов “Крыжовник”. «В чём заключается конфликт рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»


Творчество Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение - это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году.

Вместе с рассказом «О любви» он продолжил «маленькую трилогию» , куда входит и рассказ "Человек в футляре".

Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике , поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века. Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность.

Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле . Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе », который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро» . Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

Ответственность героя за выбор жизненной философии
Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие - уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени.

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни.

Кризис личности и общества в рассказе
Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум.

И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю - молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни - это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни.

Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни - нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос - каждому для самого себя.

Пересказ

Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя . Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам: «И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека. С девятнадцати лет Николай Иванович Чимша-Гималайский работал маленьким чиновником, переписывал бумаги. Оба брата выросли на воле, в деревне. Младший из них отличался «кротким, добрым» нравом. Может, именно поэтому он так тосковал по просторам. Постепенно его тоска выросла в манию покупки небольшого имения на берегу реки или озера. Он мечтал, что будет есть щи на свежем воздухе, целыми часами сидеть у забора и глядеть на поле. Лишь в этих мещанских, ничтожных мечтах он находил единственное утешение.

В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги. Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом.

Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком»,- говорит Иван Иванович. В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались. Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей.

Эти отдельные случаи свидетельствуют о потере человеком собственного достоинства. Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень. Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду. Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.

Свое приобретение герой торжественно назвал в свою честь - «Гималайское тож». На рассказчика эта усадьба произвела неприятное впечатление. Везде канавы, заборы. Невозможно было проехать.
Чехов использует точные бытовые и психологические детали. Ивана Ивановича встретила «рыжая собака, похожая на свинью». Ей было лень даже залаять. Из кухни вышла голоногая «толстая, голоногая кухарка, тоже похожая на свинью». Наконец, сам барин «располнел, обрюзг, - того и гляди хрюкнет в одеяло».

Главный герой обрисован гротескно . Он уже мало напоминает человека. Брат рассказывает о своей жизни. В день именин он служил в деревне молебен, потом ставил мужикам полведра водки. На этом его благодеяния заканчивались. «Ах, эти ужасные полведра!- восклицает рассказчик Иван Иванович. - Сегодня толстый помещик тащит мужиков на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги».
Если раньше его брат и не смел выразить свое мнение, то теперь он бросается словами направо и налево, рассуждает о телесных наказаниях, образовании. Автор прав: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Чимша-Гималайский стал считать себя коренным дворянином, хвастался этим. В довершение всего этого величия-ничтожества он дает попробовать выращенный им крыжовник. С «торжеством ребенка» герой с жадностью ел ягоды и повторял: «Как вкусно!». А на самом деле этот крыжовник был вязким, кислым. Оказывается, А.С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». К этому выводу приходит рассказчик. Но этот случай важен для него не просто как момент жизни, занятная история. Это мера понимания героем действительности.

Иван Иванович меняет после встречи с братом свое отношение к жизни, делает глубокие обобщения: «Как, в сущности, много счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Страшно не желание приобрести свое имение, а самодовольство, замкнутость в этой усадьбе. Пока его брат наслаждается своим безмерным счастьем, кругом «бедность невозможная, темнота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем, во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился».

Люди привыкли к полному бесправию и равнодушию: «Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами». По мысли Чехова, один человек не может быть счастлив один среди общих бед и страданий, на трех аршинах земли: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
«Так жить нельзя!» - к такому важному итогу приходит Иван Иванович. Эту мысль поддерживает автор. Он рассказывает случай с братом, надеясь убедить слушателей в том, что «тишина» опасна. Мыслящего человека недостойна успокоенность, удовлетворенность эгоистическим счастьем, невмешательство в ход общественной жизни. Иван Иванович стремится вызвать у своих слушателей беспокойство, жажду справедливости. «Сколько можно смотреть на огромный ров?» - спрашивает слушателей Иван Иванович. Пора менять жизнь, думать не только о насущном, но и о будущем.

Автор окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина. От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!.. Делайте добро». Эти слова можно было бы сделать главным девизом любого достойного человека.

Рассказ «Крыжовник» Чехова был создан в июле 1898 года в Мелихове и опубликован в этом же году в печатном издательстве «Русская мысль». Это произведение входит в трилогию, состоящую из небольших рассказов: «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник». В сочинении на тему «"Крыжовник" (Чехов): краткое содержание» речь пойдет о человеке, который всего себя подчинил материальной составляющей жизни. Он мечтал обладать усадьбой, в которой он будет выращивать любимый крыжовник.

Трилогия Чехова. «Крыжовник»

Сюжет истории начинается с того, что два друга идут по полю, вдали от которого виднеется село Мироносицкое. Вдруг небо нахмурилось, и неожиданно пошел дождь. Тогда они решили зайти в гости к своему знакомому небогатому барину Алехину Павлу Константинычу, дом которого располагался совсем недалеко, в селе Софьино. Алехин оказался мужчиной на вид лет сорока, высоким, упитанным и с длинными волосами. На помещика он не был похож, а больше на деятеля искусства. Он рад был видеть гостей, предложил им умыться и переодеться. После этого хозяин с гостями пошел пить чай с вареньем. За столом Иван Иваныч начал рассказывать историю о своем брате Николае Ивановиче.

Мечта всей жизни

И тут очень заманчиво раскрывает сюжет произведения «Крыжовник» Чехов. Краткое содержание дальше повествует о том, что, будучи детьми, они жили в имении отца-кантиста, получившего офицерский чин и оставившего детям титул потомственного дворянства. Когда их отец умер, именье было отдано за долги. С девятнадцати лет Николай, работая в казенной палате, только и мечтал о собственной небольшой усадебке, где непременно должны были расти кусты крыжовника. О другом он и думать не мог.

Николай стал судорожно копить деньги, недоедал и ничего лишнего себе не позволял. Женился на некрасивой богатой вдове, деньги которой положил в банк, а ее саму держал впроголодь. Жизни такой она, конечно же, выдержать не смогла и вскоре умерла. А Николай, ничуть не сомневаясь и не раскаиваясь, купил себе вскоре желанное именье и развел крыжовник. Да так и зажил помещиком.

Приезд брата

Но на этом не закончил сюжет произведения «Крыжовник» Чехов. Краткое содержание продолжается тем, что однажды к нему приехал его брат Иван Иваныч, который увидел, что Николай Иваныч постарел и стал брюзглив. Он постоянно судился и говорил фразами министра что-то наподобие того, что образование необходимо для народа, но только оно преждевременно. Брат Николай угощал Ивана крыжовником, и по нему было видно, что он доволен жизнью. Самого же Ивана Ивановича охватило недовольство и даже отчаяние. В эту ночь он не спал и все думал о том, как много несчастливых людей, которые спиваются, сходят с ума, их дети умирают от недоедания. И сколько других, которые живут «счастливо»: спят, едят, говорят всякие пустые речи, женятся, старятся и благодушно хоронят своих покойников. Он пришел к мысли, что за дверью каждого такого «счастливого человека» должен стоять человечек с молоточком, который своим стуком будет напоминать им, что есть люди несчастные, и что и с теми, кому сейчас хорошо, рано или поздно случится беда, и тогда их точно никто не услышит и не увидит.

Вот так подытоживает свое произведение «Крыжовник» Чехов. Краткое содержание сюжета заканчивается, как и сам рассказ, тем, что Иван Иваныч, подытоживая свое повествование, говорит о том, что жизнь не может быть счастливой без добрых дел. Но ни Алехин, ни Буркин не вникали в саму суть рассказа, потому что не были особо в нем заинтересованы, ведь речь в нем не шла о чем-то насущном. Да и к их жизни все это, как они считали, не имело никакого отношения. Однако Алехин все равно был рад общению с гостями. Но время было уже позднее, и всем нужно было отправляться спать.

Чехов, «Крыжовник»: анализ творческих идей

Надо отметить, что получилось очень самобытное и умное произведение с очень хорошими мыслями, которое достойно оценил критик Немирович-Данченко.

Долго писал Чехов «Крыжовник». Анализ сюжета занял у него много времени. Идей для написания у него было много, и все они были разные по сюжету, но по смыслу одинаковые. Сначала он хотел написать про человека, у которого была мечта накопить на дом, но он скуп и даже не женится, но потом к 60 годам все же приобретает желанное имение и садит крыжовник, однако потом, как только крыжовник созрел, у него обнаруживают рак желудка.

Вторая история, им задуманная: один чиновник хотел купить новый парадный мундир с золотыми вышивками, и тоже на всем экономил, в итоге он его пошил, но надеть на прием или на бал ему все как-то и не удавалось. В итоге мундир убрали в шкаф, а на осень оказалось, что нафталин сделал золото тусклым и неприглядным. В итоге через полгода чиновник умер, его хоронили как раз в этом мундире.

На этом можно закончить сочинение по теме «Крыжовник». Чехов (идея этого рассказа придумана просто замечательно) заставляет задуматься об очень важных вещах, которые весьма полезны для воспитания нравственности любого человека.

Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.

Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.

За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».

Большой замысел «Маленькой трилогии»

В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».

Произведения воспринимались целостно даже без глубокого погружения в смысл хотя бы потому, что у них были смежные герои. Это три приятеля – врач-ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель Буркин и помещик Алехин. От истории к истории каждый из персонажей выступает в роли повествователя. Так, Буркин рассказывает об удивительной судьбе учителя Беликова из его родного городка («Человек в футляре»), Чимша-Гималайский повествует о брате-помещике («Крыжовник»), Алехин ностальгирует о романтической истории, произошедшей с ним самим («О любви»).

На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.

Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».

От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».

История чиновника, который мечтал стать барином

Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.

Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.

Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.

В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.

Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.

Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.

Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».

Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.

Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.

Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.

«Футлярная» жизнь Николая Ивановича

История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.

У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.

По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.

Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.

Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.

Самое страшное – «футлярные люди» настолько плотно закрылись в своих убежищах, что не могут объективно оценить действительность. И Николай Иванович счастлив, всецело и слепо.

В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова «Смерть чиновника» . Это короткий, но очень глубокий рассказ.

Предлагаем вам ознакомиться с коротким юмористическим рассказом Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.

Слово автора

Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.

В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.

Себялюбивость как порок
Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.

Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».

Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.

Чехов “Крыжовник”

4.4 (88%) 5 votes

Он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века . Небольшой объем произведения - вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту - купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела - помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

», «Крыжовник», «О любви» . В рассказе говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее - желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Крыжовник. Антон Чехов

    ✪ 2001110 02 Аудиокнига. Чехов А. П. "Крыжовник"

    ✪ А. П. Чехов - "Крыжовник" (аудиокнига)

    Субтитры

    Друзья, если у вас нет возможности читать рассказ Антона Чехова «Крыжовник», смотрите это видео. Это история об одном мужике, который хотел иметь усадьбу с кустами крыжовника. Написал рассказ Чехов в 1898 году. События происходят в тот же период. Итак… С самого утра небо было в дождевых тучах. Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю. Буркин говорит, что Иван Иваныч хотел ему рассказать какую-то историю. - Точно. О своём младшем брате. И только он хотел начать свой рассказ, как пошёл дождь. Решили пойти к знакомому помещику Алёхину, который жил рядом. Когда пришли в его имение, то уже были промокшими и грязными. В одном из амбаров работал сам Алёхин, мужчина лет сорока. - А, пацаны! Заходите в дом. Я сейчас, - пригласил он их. Когда хозяин зашёл в дом, то предложил парням сначала сходить помыться в купальню. Когда помылись, сели пить чай. И вот тогда Иван Иваныч начал свой рассказ. (Дальше от первого лица). - Нас было два брата: я и Николай. Он на два года младше. Я пошёл по учёной части – стал ветеринаром, а Николай с 19-ти лет работал в государственных органах. После смерти отца наше имение забрали за долги. Но всё равно мы помнили наше детство. Оно прошло на воле – в деревне: в полях, лесах. Потому мой брат и тосковал на своей сидячей должности. Годы проходили, а он занимался одним и тем же – писал бумаги. И всё время думал о деревне. Он начал мечтать о маленькой усадебке на берегу озера или реки. В общем, захотел купить. Я его не понимал. Считал, что не стоит запирать себя в усадьбе. Брат мечтал есть на природе, спать на солнышке, смотреть на поле и лес. Он постоянно просматривал газеты с объявлениями о продаже усадеб. И обязательно он хотел, чтобы у него рос крыжовник. Николай копил деньги. Сам недоедал, ходил в обносках, но деньги нёс в банк. Годы шли. Брата перевели в другую губернию. Ему уже и 40 лет стукнуло. А он всё читал объявления и деньги копил. А потом вдруг женился. На старой некрасивой вдове. Из-за большой любви к её деньгам. Он и жену держал впроголодь, а её деньги положил в банк на своё имя. Жена стала чахнуть от такой жизни и года через три умерла на радость Николаю. После её смерти брат стал смотреть имения. И наконец-то купил. У реки, как и хотел. Купил 20 кустов крыжовника и посадил его. Зажил помещиком. В прошлом году я поехал его проведать. А он постарел, стал жирным. Показал мне своё имение. Он уже был не мелким робким чиновником, а настоящим помещиком, барином. Уже называл себя дворянином. Забыл наверное, что наш дед мужиком был, а отец солдатом. Ну и конечно к чаю нам подали крыжовник. Я видел, что брат был счастлив, когда его ел. Он добился того, к чему стремился всю жизнь. А ночью я лежал в постели и думал, сколько на земле живёт несчастных людей. И ведь никогда не знаешь, когда несчастье вдруг может к тебе постучаться. Иван Иваныч подошёл к Алёхину и попросил его продолжать делать людям добро. - Смысл жизни в том, чтобы делать добро, - сказал он. Этот рассказ не удовлетворил ни Буркина, ни Алёхина. Хозяин хотел спать, ведь за день очень устал. Но продолжал сидеть с пацанами. Наконец и Буркин захотел спать. Парни разошлись по своим комнатам. За окном продолжал идти дождь. Вот такая история, друзья!

История создания

Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.

«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли .

Персонажи

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский - главный герой произведения, рассказчик
  • Николай Иванович - младший брат Ивана Ивановича. Николай работал в казённой палате.
  • Алёхин - небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иванович
  • Буркин - друг и собеседник Ивана Ивановича.

Сюжет

Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алёхин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать .