03.06.2024

Генералы. Хранители славных традиций Генерал логинов михаил александрович


Визитная карточка
Михаил Александрович Логинов родился 21 ноября 1953 года в Тюмени. Окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Прошел должности от командира взвода до командира бригады. Выполнял интернациональный долг в Афганистане. С 1992 года - заместитель начальника Калининградского высшего военно-инженерного училища, с 1996 года - начальник Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища. В феврале 2002 года назначен на должность начальника Тюменского высшего военно-инженерного командного училища. Генерал-майор, доцент. Награжден орденами Почета, Красной Звезды, «За личное мужество», «За военные заслуги», медалью «За отвагу».

– Михаил Александрович, совсем недавно училище отпраздновало 50-летний юбилей. Как бы вы охарактеризовали это событие в жизни училища?
– 50 лет - это возраст зрелости для человека, но возраст молодости для вуза. В юбилейный год хотел бы напомнить, что выпускники училища являются носителями славных традиций инженерных войск, имеющих более чем 300-летнюю историю. Одновременно 50-летие - это хорошая возможность проанализировать сделанное и наметить новые цели по подготовке будущих офицеров инженерных войск. Вышло так, что праздник юбилея совпал с выпуском из училища и вручением училищу Боевого Знамени. Мы готовились ко всем этим важным событиям, пригласили на наш праздник много гостей, провели все мероприятия достойно, реализовав их военно-патриотический потенциал.
Нашими гостями в эти дни были многие люди: конечно же, руководство инженерных войск во главе с генерал-полковником Н. Сердцевым (кстати, выпускником нашего училища 1970 года), руководители города и области, четыре бывших начальника училища, наши выпускники - генералы, Герои Российской Федерации, ветераны вуза, родители курсантов, жители Тюмени и Тюменской области, военные делегации и представители инженерных войск нескольких государств. В частности, военную делегацию ФРГ возглавлял полковник В. Криппель – командир инженерного училища и училища техники строения, делегацию Республики Казахстан - генерал-майор М. Даиров. Примечательно, что все делегации из стран СНГ возглавляли наши выпускники разных лет.
- Вы сами в 1975 году окончили Тюменское училище с дипломом с отличием. Как изменился уровень подготовки офицеров того времени и нынешних выпускников?
- Сравнения тут весьма условны, ведь прошло более 20 лет. Усложнились инженерная техника и инженерное вооружение, выросли требования к подготовке выпускников в области информатики и вычислительной техники, гуманитарных дисциплин, к общеинженерной подготовке, к проведению воспитательной работы, возрос с 4 до 5 лет срок обучения. Я лично считаю, что по некоторым позициям нынешние выпускники подготовлены лучше выпускников 70-х годов. Но и наше поколение достойно выполняло любые задачи, проявляло лучшие профессиональные навыки и в Афганистане, и в других «горячих точках». Я видел выпускников ТВВИКУ в самых сложных боевых ситуациях, и они нигде и никогда не пасовали, проявляли себя как настоящие мастера военного дела.
- А каким, на ваш взгляд, должен быть сегодняшний выпускник - офицер инженерных войск?
- Он должен быть в первую очередь подготовлен как профессионал своего дела, способен успешно выполнять любую задачу инженерного обеспечения боя в любых условиях обстановки, на любом театре военных действий. Во-вторых, он должен уметь управлять воинскими подразделениями, уметь обучать и воспитывать своих подчиненных. В-третьих, он должен быть интеллектуальным, грамотным, культурным человеком, обладать нравственными качествами лучших представителей русского офицерства.
Среди наших выпускников 2007 года 7 человек окончили училище с золотой медалью, а 23 - с дипломом с отличием, что говорит о достаточно высоком уровне подготовки. Но я не устаю повторять курсантам: учиться необходимо всю жизнь, кто остановился, тот отстал навсегда.
И еще один момент. В Тюменской области пять Героев Российской Федерации. Четверо из них - генерал-майор Красников (выпускник 1972 года), подполковник Жуйков (1975 г.), майор милиции Васянин (1974 г.), полковник Ростовщиков (1979 г.) вышли из стен нашего училища. А это говорит о многом!
- Вы упомянули о традициях инженерных войск. Что из них можно и нужно помнить сегодняшнему выпускнику?
- Уже хотя бы то, что наш род войск был создан по личному указу Петра Великого. Более того, мы единственный род войск, который берет начало с военно-учебного заведения - Московской инженерной школы. Именно эту школу окончил великий русский полководец М.И. Кутузов, он же и преподавал в ней. Высокие темпы маневра суворовских войск успешно обеспечивались в инженерном отношении.
Славой России являются выпускники инженерного училища писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, композитор Ц.А. Кюи, изобретатель электрической лампочки П.Н. Яблочков, создатель первого русского самолета А.Ф. Можайский, изобретатель радио А.С. Попов. Мы гордимся мужеством и стойкостью генерала инженерных войск Д.М. Карбышева, других фронтовиков...
Отмечу, что в 1957 году в Тюмень сразу на три курса обучения прибыли офицеры и курсанты из Московского и Ленинградского военно-инженерных училищ. Они принесли с собой дух и традиции инженерных войск. Взять из них можно и нужно все - мужество, патриотизм, интеллект, профессионализм.
- Михаил Александрович, как бы вы охарактеризовали сегодняшний профессорско-преподавательский состав училища?
- Сегодняшний профессорско-преподавательский состав – это в основном выпускники нашего же училища разных лет. Более 60 процентов из них имеют ученые звания и степени, многие имеют боевой опыт, награждены государственными наградами. Именно боевой опыт они активно используют в ходе проводимых занятий. На всех кафедрах есть классы или городки, где воспроизведены эпизоды боевых действий в локальных войнах и в миротворческих операциях.
Среди преподавателей, да и, пожалуй, всех офицеров училища, нет случайных людей. Это преданные своей профессии, добросовестные и трудолюбивые люди. Они многое делают для внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, новых методик обучения и воспитания курсантов. Они развивают у курсанта стремление заниматься наукой, развивают элементы творчества и самосовершенствования личности. В свою очередь наши курсанты постоянно участвуют в олимпиадах среди высших учебных заведений Тюменской области, занимают в них призовые места, становятся победителями даже по тем учебным дисциплинам, которые не являются для нашего вуза профильными.
Активно ведется и работа по подготовке молодых ученых через адъюнктуру, аспирантуру и соискательство.
- А как обстоит дело с совершенствованием учебно-материальной базы?
- У нас в училище прекрасная база: отличные, капитально реконструированные учебные корпуса, приказарменная и полевая база для отработки практических вопросов, пожалуй, лучшая в Сухопутных войсках спортивная база. Абсолютное большинство объектов учебно-материальной базы оформлены эстетично и одновременно практично. Здесь удобно заниматься и курсантам, и преподавателям. Так как наши выпускники служат во всех видах и родах войск, во Внутренних, Пограничных войсках, подразделениях МЧС, ФСБ и других силовых ведомствах, мы наращиваем нашу базу с учетом специфики службы в этих ведомствах.
- Михаил Александрович, как складываются отношения командования училища с руководителями города и области?
- Когда в 2002 году я был назначен начальником училища, губернатором области был Сергей Семенович Собянин - ныне глава Администрации Президента России. Он еще в первой беседе со мной уделил большое внимание проблемам, существовавшим в училище. Более того, с его помощью и при солидной финансовой поддержке региональных властей в училище было создано много нового. Продолжателем традиций взаимодействия и прочных шефских связей является нынешний губернатор Владимир Владимирович Якушев. Ни одно ходатайство командования не остается без внимания в правительстве Тюменской области. С другой стороны, без участия курсантов и офицеров ТВВИКУ не проходит ни одно масштабное мероприятие патриотической направленности. Жители города и области уважают и любят ставшее для них родным военное училище и с большим уважением относятся к офицерам и курсантам.
- Нет сомнений в том, что ваши питомцы профессионально подготовлены. А вот как развиваются у них эстетические взгляды, культурный кругозор?
- Конечно, Тюмень - это не Москва и не Санкт-Петербург. Но это динамично развивающийся красивый город, имеющий свою уникальную более чем 400-летнюю историю. Кстати, первый военный гарнизон России за Уралом располагался именно в Тюмени. Здесь имеются прекрасные дворцы культуры, театры, музеи и другие учреждения культуры. Курсанты и офицеры - частые посетители концертов, выставок. Да и у нас в училище хорошие клуб, библиотека. Мы поощряем участие курсантов в смотрах художественной самодеятельности, различных творческих конкурсах, которые организуются в городе и области.
Отмечу и тот факт, что в училище функционирует домовая церковь, освященная архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием. Для ознакомления курсантов с нашими духовными истоками созданы и функционируют два специализированных класса: «Зал православной культуры» и «Класс культуры ислама».
- Не остаются ли в стороне от этих и других дел ветераны училища?
- Мы считаем, что ветераны училища - это наш бесценный потенциал, который оказывает нам помощь и поддержку во всех делах. Очень эффективно работает совет ветеранов училища во главе с полковником в отставке А. Чайкой, который организует регулярные встречи с нашими выпускниками прошлых лет. Более того, мы считаем своими ветеранами и ветеранов Тюменского военно-пехотного училища, которое располагалось в городе в годы Великой Отечественной войны.
Многие наши выпускники прошлых лет занимают в Тюмени высокие государственные должности, являются успешными предпринимателями. Полковники запаса В. Крамской, Г. Мундуть, И. Либерман, В. Конышев, М. Топорков безотказно откликаются на все наши просьбы и предложения. Впрочем, этот список можно продолжать до бесконечности...
- Едва ли не в любом военном вузе остро стоит проблема жилья для офицеров и преподавателей. А как у вас решается этот вопрос?
- Всем понятно, что офицер (особенно молодой), не имеющий жилья, служить не будет или будет служить плохо, потому что на него давят бытовые проблемы. Мы это понимаем, а потому стараемся, чтобы офицеров нашего училища квартирный вопрос «не испортил». За последние годы из различных источников мы получили более двухсот квартир, причем это современные комфортабельные квартиры большой площади в центре города. Военнослужащие видят реальные перспективы получения жилья и добросовестно служат.
- Любой человек, побывавший на территории училища, сразу замечает ухоженность – от ворот КПП до кабинета начальника училища, современную наглядную агитацию, Аллею Славы инженерных войск, памятник генералу Д.М. Карбышеву, мемориальную доску в честь первого начальника училища, прекрасный музей. Кому принадлежит заслуга в замысле и реализации всего этого?
- Заслуга принадлежит многим людям – от начальника инженерных войск генерал-полковника Н. Сердцева до рядового курсанта. Я всем им искренне благодарен и признателен.

Завтра состоится посвящение в кадеты

Досье «ТП»: Михаил Александрович Логинов – генерал-майор. Родился 21 ноября 1953 года в городе Тюмени. После окончания Тюменской средней школы №38 поступил в ТВВИКУ. Получив диплом военного инженера, служил в группе советских войск в Германии, затем в Одесском военном округе. Был командиром роты разминирования в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Далее – Молдавия, Приднестровье, Нижегородская область. С февраля 2002 года – начальник Тюменского филиала военно-инженерного университета (ТВВИКУ, ТВИИВ, с июня 2013 года – ТВВИКУ) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. С августа 2013 года – начальник Тюменского президентского кадетского училища. Награжден орденами Почёта, Красной Звезды, «За личное мужество», «За военные заслуги», четырнадцатью медалями, в числе которых – боевая медаль «За отвагу». В 1993 г. окончил военно-инженерную академию им. Куйбышева.

– Михаил Александрович! Открытие в Тюмени президентского кадетского училища – событие государственной важности и, несомненно, большая честь для нашего региона. Но давайте начнем наш разговор с предыстории кадетских училищ.

– Система кадетских училищ имеет давнюю богатую историю. В 1653 году в Пруссии была открыта первая кадетская школа для дворянских детей, чтобы они с юных лет готовились к военной службе. Вскоре этому примеру последовала Франция. Воспитанников учебных заведений называли кадетами от французского cadet, что означает «младший». У нас первый кадетский корпус был основан в Санкт-Петербурге по инициативе генерал-фельдмаршала Бурхарда Кристофа Миниха в 1732 году. Так что в 2012 году кадетскому образованию России исполнилось 280 лет.

Историки небезосновательно полагают, что система кадетских корпусов посодействовала созданию в России сильной государственной и военной элиты, которая весьма способствовала как усилению российской мощи, так и укреплению ее авторитета на международной арене.

Переход государства к системе воспитания своей элиты в кадетских корпусах породил целую плеяду выдающихся государственных деятелей, полководцев, представителей науки и искусства. Среди них Пётр Румянцев, Иван Дорохов, Федор Ушаков, Павел Нахимов, Михаил Лазарев, Иван Крузенштерн, Фаддей Беллинсгаузен, Степан Макаров, Николай Римский-Корсаков, Александр Куприн, Александр Скрябин, Алексей Брусилов, Василий Верещагин. И это лишь небольшой список тех людей, кто начинал свой жизненный путь с кадетского воспитания и образования и чьи имена вписаны золотыми буквами в историю государства Российского.

– А с какой целью они созданы в наше время?

– Актуальность возрождения кадетской системы воспитания и образования востребована самой жизнью. Спросите родителей, имеющих ребенка-подростка, чего они больше всего боятся и чего больше всего желают своему чаду..? Правильно! Оградить от влияния улицы, ее сегодняшних пороков: детской наркомании, проституции, криминалитета. Поэтому родители спокойны, когда их сыновья находятся под присмотром воспитателей и заняты делом. Но это – лишь одна из причин роста популярности кадетских училищ в сегодняшней России.

Некоторые считают, ссылаясь на дореволюционный опыт, когда в подобных заведениях учились дети дворян, что образование должно быть элитарным: «Растим элиту России!». Вряд ли в современной России это установка верная. Кадетские училища, по моему мнению, должны быть элитарными не по социальному статусу родителей и толщине их кошелька, а по качеству воспитания и образования.

Наша цель – в каждом кадете развивать духовные и физические способности, правильно формировать характер воспитанников, глубоко укоренить понятия благочестия и долга, возродить в молодежной среде дух патриотизма, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание служить Родине, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина России.

– Намерены ли вы использовать опыт действующих в стране кадетских училищ?

– Несомненно, нам интересны передовые достижения коллег Оренбургского, Ставропольского, Краснодарского училищ. И вместе с тем, мы сами совершенствуем методики воспитания и обучения.

– Что представляет собой материальная база училища, на чьи средства она создаётся?

– Училище располагает современной материальной базой, полностью обеспечивающей безопасные и качественные условия жизни и быта воспитанников, процессов обучения и воспитания, организации отдыха и досуга. Мы имеем пять комфортабельных спальных корпусов; учебный – со спортивным и тренажёрным залами, библиотекой, в том числе и электронной; полностью оснащёны кабинеты химии, физики, биологии и т.д. Есть 25-метровый бассейн, крытые ледовый корт и спортивный комплекс для круглогодичных факультативных занятий; футбольное поле с искусственным покрытием и беговыми дорожками, открытые спортплощадки, медицинский пункт. При этом следует отметить, что оснащение всего этого современным оборудованием позволяет использовать самые передовые технологии обучения и воспитания, развития и совершенствования спортивных и творческих способностей воспитанников.

Училище построено и содержится за счёт федерального бюджета, точнее, за счёт бюджета Министерства обороны. При этом следует отметить, что губернатор и правительство Тюменской области уделяют постоянное внимание нашей деятельности, качеству жизни и быта воспитанников. В настоящее время мы работаем над созданием Попечительского совета, в который намерены пригласить выдающихся людей с активной жизненной позицией и не равнодушных к судьбе нашего Отечества.

– А условия приема? На сколько человек рассчитано училище? Какова география поступающих?

– Условия приёма подробно изложены на нашем интернет-сайте по адресу http://tpku.edumil.ru/. Там, кстати, имеется и другая информация, которая может быть интересна нашим будущим воспитанникам и, конечно же, их родителям.

Училище рассчитано на 840 воспитанников, с 5 по 11 классы. В настоящее время у нас обучается 360 человек с 5 по 7 классы. Ребята приехали практически со всех регионов России, но большая часть – из Уральского федерального округа.

– Не могу не спросить и об организации учебной деятельности, в частности, о том, как в ваших планах и программах отражается военная специфика, ведь училище принадлежит Министерству обороны РФ.

– Училище осуществляет образовательную деятельность по двум направлениям: расширенные общеобразовательные программы и программы дополнительного образования, включающие музыкально-эстетические, лингвистическо-языковые, спортивные и военно-прикладные занятия с учетом индивидуальных наклонностей и способностей воспитанников.

Такой предмет, как «ОБЖ и основы военной службы», формирует современный уровень культуры безопасности и основ начальной военной подготовки – строевой и огневой, военной тактики, радиационной, химической, бактериологической защиты и т.д.

Теоретические знания закрепляются в полевых условиях и при проведении спортивно-массовых мероприятий. Элементы военной специфики включаются и в рабочие программы учебных предметов.

– Родителей наверняка интересует вопросы питания и распорядка дня.

– Хочу успокоить: их дети будут сыты. Регламент столовой училища включает в себя завтрак, обед, полдник, ужин, чаепитие. Еще одна особенность – меню, составленное из диеты, разработанной Министерством обороны для президентских кадетских училищ. В нём – все необходимое для развития и укрепления растущего организма, ведь у ребят достаточно сложный распорядок дня. Встают они в 7.00 утра, принимают утренние процедуры, делают физзарядку, завтракают и в 8.30 идут на первый урок. Последний, шестой, закачивается в 14.40, далее наступает время для факультативных и индивидуальных занятий, а также посещения спортивных секций. В столь плотном графике определено и личное время, и время для самоподготовки. За каждым классом закреплён штат воспитателей, которые прививают ребятам основы самодисциплины и этикета, чувство ответственности за свои поступки. Каждый вечер в корпусах проходят мероприятия активных и интеллектуальных игр. А в выходные воспитанники училища принимают участие в культурно-массовых или спортивно-досуговых мероприятиях, посещают музеи и театры, а также бывают на экскурсиях по историческим местам города.

– Каков кадровый состав училища?

– Оно располагает высококвалифицированными специалистами. При формировании коллектива в конкурсе участвовали даже педагоги и воспитатели из других регионов России. Но в основном у нас работают тюменцы. Это ещё раз говорит о качестве нашей школы педагогов.

– Ваше училище расположено рядом с ТВВИКУ, думаю, что такое соседство сыграет положительную роль в установлении контактов.

– Первая экскурсия кадетов была по музейному комплексу ТВВИКУ, где они ознакомились с его историей, с историей инженерных войск. Но больше всего ребятам, естественно, понравились техника и вооружение. Запомнилась также присяга курсантов первого курса военного училища (у нас это посвящение в кадеты). К слову, многие из кадетов думают связать свою судьбу с военной службой и, поскольку мы являемся учреждением Министерства обороны, то и ориентируем их в основном на продолжение именно военной карьеры. ТВВИКУ приоткрывает завесу жизни кадетов после окончания учёбы, это особенно важно. Курсанты и офицеры Тюменского высшего военно-инженерного командного училища являются наглядным примером дисциплины, долга и верности своей Родине. Вместе с тем, какой бы жизненный путь ни выбрал для себя выпускник, главное – чтобы он был высоконравственной личностью. И кто, как не офицеры запаса, люди с многолетним опытом, которые достойно несли военную службу, а сейчас работают у нас, смогут объяснить одиннадцатилетнему ребенку, что такое Отечество и каким должен быть его гражданин?

– Какие традиции предполагается в дальнейшем установить в училище?

– А их и не надо устанавливать. «Жизнь – Родине, Честь – никому» – вот девиз системы кадетского воспитания. Мы будем поддерживать и приумножать традиции более чем двухвековой истории кадетских училищ, которые и ныне соответствуют целям, поставленным перед нами государством и Президентом.

– Михаил Александрович, а как осуществляется связь с родителями, ведь без контактов с ними невозможен полноценный процесс обучения и воспитания?

– Безусловно, каждый воспитанник – это личность. Ребята жили и воспитывались в разных семьях, со своими укладами и традициями. Поэтому к каждому из них нужен индивидуальный подход, и без помощи родителей тут не обойтись. Именно на теснейшее взаимодействие с ними мы и настраиваем коллектив воспитателей и педагогов. Большую роль сыграют и родительские комитеты, над формированием которых сейчас работаем. Комитеты создаются как в каждом классе, так и на курсах. Будет работать и родительский комитет училища. Это только одна из форм связей педагогов и воспитателей с родителями, но мы используем все возможности – и, поверьте, их немало. Воспитанники имеют практически непрерывную связь с домом, близкими и друзьями благодаря выданным им ноутбукам – активно используют Skype, да и мобильники у них всегда при себе.

На нашем сайте имеются номера телефонов должностных лиц училища, которые всегда доступны родителям, интересующимся бытом и учёбой детей. Кстати, что касается учёбы, то в индивидуальном доступе в сети «Школа LMS» каждый родитель может ознакомиться с записями в электронном дневнике своего ребёнка, а также с расписанием занятий и мероприятиями, проводимыми в училище.

– А есть ли проблемные вопросы?

– Не могу сказать, что проблем нет. Они есть в любом коллективе, особенно находящемся на этапе формирования. Я уже говорил, что сейчас идет становление училища. Воспитанники адаптируются к новым условиям, притираются друг к другу, учатся жить в коллективе двадцать четыре часа в сутки.

Помочь кадетам преодолеть физические и психологические нагрузки на данном этапе – вот задача всего педагогического состава. Что касается материального обеспечения, то эти вопросы решаются в обычном режиме.

Спасибо, Михаил Александрович, за беседу. Пользуясь случаем, скажу, что многие тюменцы весьма положительно отнеслись к назначению Вас начальником президентского кадетского училища. Они знают, что Вы прошли путь от курсанта ТВВИКУ до боевого генерала. Высшие военные училища, которыми руководили, входили в число лучших в России. И немаловажно то, что Вы – наш земляк, чьё детство и юность прошли в Тюмени. Есть уверенность, что возглавляемое Вами кадетское училище окажется в ранге лучших в стране. Успехов Вам и Вашему коллективу!

Логинов Анатолий Фёдорович – механик-водитель танка 15-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва (8-й гвардейский танковый корпус, 40-я армия, Воронежский фронт), гвардии техник-лейтенант.

Родился 29 апреля 1923 года в деревне Селихово Пречисто-Каменской волости Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне Торжокского района Тверской области). Русский. В 1941 году окончил 10 классов школы в селе Красное (ныне Торжокского района).

В армии с июля 1941 года. В июле-августе 1941 – курсант 15-го учебно-танкового полка (город Наро-Фоминск Московской области). В августе-октябре 1941 года обучался в Челябинской военной авиационной школе авиамехаников. В 1941-1942 – курсант 30-го учебного танкового полка (город Копейск Челябинской области).

В апреле 1943 года окончил Челябинское танковое училище. В апреле-июле 1943 – старший механик-водитель 6-го запасного танкового полка (город Горький, ныне Нижний Новгород). В июле-августе 1943 – старший механик-водитель 59-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва, проходившего формирование в Тамбовском танковом лагере.

Участник Великой Отечественной войны: в августе 1943 – феврале 1944 – старший механик-водитель танка 15-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва. Воевал на Воронежском (август-октябрь 1943) и 1-м Украинском (октябрь 1943 – февраль 1944) фронтах. Участвовал в Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, битве за Днепр, Киевских наступательной и оборонительной операциях.

Особо отличился в ходе Сумско-Прилукской операции и при форсировании Днепра. 10 сентября 1943 года его танк первым ворвался на переправу через реку Хорол в посёлке Липовая Долина (Сумская область, Украина) и удерживал её около 2 часов, уничтожив 2 танка противника. 13 сентября 1943 года в районе сёл Краснознаменка, Петровка-Роменская и Венеславовка (Гадячский район Полтавской области, Украина) уничтожил 3 танка противника и много живой силы врага. 22 сентября 1943 года в числе первых в полку форсировал реку, его танк первым ворвался в село Великий Букрин (Мироновский район Киевской области, Украина) и уничтожил танк, 3 противотанковых орудия, 3 автомашины и до 30 гитлеровцев.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года гвардии старшему технику-лейтенанту Логинову Анатолию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1948 году окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск. До 1950 года служил офицером разведки и начальником разведки тяжёлого танко-самоходного полка (в Одесском военном округе). В 1951 году окончил Высшие академические курсы офицеров разведки. В 1951-1952 – офицер разведки механизированной дивизии (в Ленинградском военном округе).

В 1956 году окончил Военно-дипломатическую академию. В феврале 1957 – марте 1958 – помощник военного атташе при Посольстве СССР в Великобритании, в октябре 1959 – декабре 1961 – помощник военного атташе при Посольстве СССР в Канаде. В 1958-1959 и 1962-1966 – старший офицер в Главном разведывательном управлении Генерального штаба ВС СССР. В январе 1967 – апреле 1972 – военный атташе при Посольстве СССР в Непале. В 1972-1980 – преподаватель кафедры вооружённых сил и новой военной техники Военно-дипломатической академии. В октябре 1980 – ноябре 1985 – военный и военно-воздушный атташе при Посольстве СССР в Монголии. С июня 1986 года генерал-майор А.Ф.Логинов – в запасе.

Генерал-майор (1982). Награждён орденами Ленина (3.06.1944), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (5.10.1943) степеней, Красной Звезды (30.12.1956), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (13.06.1952), другими медалями, монгольским орденом «За боевые заслуги» (Монголия, 25.10.1983), другими иностранными наградами.

В городе Торжок на мемориале «Аллея Памяти» ему установлена мемориальная доска.

Воинские звания:
Техник-лейтенант (1.04.1943)
Старший техник-лейтенант (24.04.1944)
Капитан (17.06.1947)
Майор (28.04.1951)
Подполковник (21.02.1957)
Полковник (29.06.1963)
Генерал-майор (16.12.1982)

Источники
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Днепр - река героев. Киев, 1983.
Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 1. - М.: Московский рабочий, 1983
Личное дело
Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
Портянкин И.А., и др. Во славу Советской Родины. М., 1954.
Учётно-послужная карта

Герой Советского Союза, генерал-майор

Родился 29 апреля 1923 года в деревне Селихово Торжокского района Тверской области, в крестьянской семье. Отец – Логинов Фёдор Петрович (1881–1948). Мать – Логинова Анна Ивановна (1881–1962). Супруга – Логинова Раиса Александровна. Сын – Владимир Анатольевич Логинов. Дочь – Марина Анатольевна.

Анатолий Федорович Логинов считал, что в детстве ему здорово повезло: после семилетки он смог пойти в среднюю школу, где было все необходимое для занятий спортом.

Анатолий окончил десятилетку 21 июня 1941 года и подал заявление в райвоенкомат с просьбой отправить на фронт. Его отправили не на фронт, а под Осташково – копать противотанковые рвы. После этого призвали в армию и направили в военное авиационное училище в городе Миасс, которое готовило летчиков-бомбардировщиков. Через несколько месяцев училище расформировали, и Анатолию предложили учиться в Челябинском танковом училище.

Окончив училище, в мае 1943 года, в звании техника-лейтенанта Логинов прибыл в Горький, где формировался 15-й отдельный танковый полк. Вооружили его тяжелым английским танком «Черчилль». По тем временам это была мощная машина. Толщина лобовой брони – 152 миллиметра. Анатолия назначили старшим механиком-водителем, а командиром – лейтенанта Смирнова. В полку было 4 роты, по 5 танков в каждой. Вот в таком составе часть под руководством подполковника Кутина в начале июля 1943 года бросили под Курск, где развернулась небывалая битва.

Враг неистово рвался к Курску, пытаясь замкнуть кольцо окружения вокруг наших войск. Его попытки прорваться через Обоянь не увенчались успехом. Тогда фашисты решили нанести удар основными силами на Прохоровку, обойти Обоянь с востока и выйти к Курску. Для этого они сосредоточили почти 1000 танков и штурмовых орудий. Советское командование приняло решение нанести утром 12 июля мощный контрудар пятью армиями.

В этом ударе в составе своего полка участвовал молодой офицер Логинов. Во встречном сражении сошлись 1500 танков и САУ противоборствующих сторон. Рев моторов, лязг гусениц, грохот выстрелов, скрежет металла – все слилось в страшный, несмолкаемый гул. Тучи пыли, смешанные с дымом, заволокли небо.

Анатолий вел машину, создавая наводчику выгодные условия для ведения огня. Едва тот производил выстрел, как Логинов тут же менял позицию и уводил танк из-под огня фашистов. Анатолий Фёдорович при жизни не мог сказать, сколько гитлеровских машин подбил их экипаж – стреляло сразу множество наших танков, поди разбери, чей снаряд попал в цель.

Но навсегда в память врезался таран, который он совершил. Тогда на какое-то мгновение дым ослепил механика-водителя, он ничего не видел впереди себя. А когда вырвался из тьмы, то прямо замер: метрах в десяти от него наискосок двигался «тигр». Времени на раздумье нет, в огневой бой вступать поздно. Анатолий нажимает на газ и всей мощью бьет немецкий танк в правый передний угол. «Тигр» валится набок.

За день сражения в районе Прохоровки противник потерял свыше 350 танков. Это была огромная победа советских танкистов, в том числе и экипажа лейтенанта Смирнова, в котором механиком-водителем был техник-лейтенант Логинов.

15 июля фашисты начали отходить, не добившись поставленной цели. Советские войска перешли в контрнаступление. С ними двинулся и 15-й тяжелый танковый полк. Увлекшись преследованием, гвардейцы далеко вырвались вперед и оказались отрезанными от своих войск. Командир полка Кутин понял, что теперь придется самим сражаться с превосходящими силами противника до подхода наших частей.

Едва гвардейцы отрыли окопы, как гитлеровцы пошли в атаку. Гвардейцы подпускали врага поближе. Когда до него осталось 500–600 метров, танкисты дружно открыли прицельный огонь. Сразу запылало несколько фашистских машин. Противник заметался, ища слабое место для прорыва, но повсюду натыкался на плотный огонь. Воспользовавшись замешательством врага, полк ринулся в контратаку и отбросил его на исходные позиции. В этой короткой схватке танк Логинова уничтожил три машины и десятки солдат противника.

Несколько суток гвардейцы сражались в тылу противника, пока не подошли наши части. Вместе с наступающими войсками полк двинулся к Днепру. 22 сентября 1943 года они достигли реки и на следующий день форсировали ее. Вначале на правый берег переправилась группа пехоты. Обнаружив ее, фашисты попытались сбросить храбрецов в воду. Но советские воины отбили атаку и удержали захваченный плацдарм. Им на помощь с левого берега поспешили артиллеристы и танкисты. Среди них была машина Анатолия Логинова. К тому времени он стал командиром экипажа, заменив выбывшего из строя лейтенанта Смирнова. Наши воины крепко зацепились за правый берег.

До 7 ноября 1943 года лейтенант Логинов дрался на Букринском плацдарме. Советские воины не только удержали, но и расширили его. Отсюда наносился главный удар на Киев, в результате которого была освобождена столица Украины.

В середине ноября гитлеровское командование, сосредоточив значительные силы, развернуло из района Житомира контрнаступление на Киев. 15-й тяжелый танковый полк был брошен навстречу прорвавшейся группировке противника. Вместе с другими частями он занял оборону юго-западнее Киева. В течение суток гвардейцы оборудовали позиции, зарывались как можно глубже в землю, организовали взаимодействие с артиллеристами.

Немцев долго ждать не пришлось – они появились через день. Фашисты двигались в предбоевых порядках, не предполагая, что впереди хорошо оборудованная оборона. Внезапный огонь наших танкистов и артиллеристов ошарашил их. Пока они разворачивались для атаки, потеряли несколько танков.

Враг отхлынул назад. Однако через некоторое время гитлеровцы опять ринулись в атаку, стремясь любой ценой прорвать оборону. Но не тут-то было: советские воины сражались мужественно и умело. Четко и слаженно действовал экипаж Логинова, посылая на врага снаряд за снарядом. Вдруг прямо на его танк двинулся «тигр». Лейтенант хладнокровно подпустил его метров на 300 и отдал команду «огонь». Наводчик уточнил прицел и нажал на спуск. Снаряд угодил под башню «тигра». Тот запылал.

В ходе третьей атаки фашисты двумя снарядами подбили танк Логинова. Два члена экипажа были убиты, а Анатолий сильно контужен. Противник не прошел на этом участке – подоспели наши Т-34 и отбросили его. Советские войска двинулись дальше на запад, а 15-й танковый полк отвели на переформирование под Тулу, в Тесницкие лагеря.

Для А.Ф. Логинова наступил звездный час: за мужество, отвагу и высокое боевое мастерство, проявленные при форсировании Днепра и в других боях, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как перспективного офицера старшего лейтенанта Логинова в начале 1944 года направили учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск на командный факультет. Учебу он закончил в 1948 году. В течение последующих четырех лет занимал должности заместителя начальника штаба танкового полка и заместителя начальника разведки механизированной дивизии в Одесском и Ленинградском военных округах.

В 1952 году произошел крутой поворот в его службе: Анатолий Фёдорович стал слушателем Военной дипломатической академии. Окончил он ее через три года и поступил в распоряжение Главного разведывательного управления Генерального штаба.

Вскоре начались командировки за рубеж: помощником военного атташе в Канаду, военным атташе в Непал и Монголию. Перед последней загранкомандировкой он три года преподавал в Дипломатической академии. В 1986 году Анатолий Фёдорович уволился в отставку, отдав службе в Вооруженных Силах 45 лет своей жизни.

Генерал-майор Анатолий.Фёдорович Логинов награжден орденами Ленина, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Красного Знамени МНР. Среди его наград – более 20 медалей.

Тюменский военный институт инженерных войск – высшее учебное заведение Министерства обороны. Первоначально это было военно-инженерное училище, которое сформировалось в 1957 году на базе Тюменского пехотного училища.
У основания военно-инженерного учебного заведения стояли начальник училища полковник Б.В. Затылкин, заместитель начальника училища по учебной части – начальник учебного отдела полковник С.С. Мороз, заместитель начальника училища по политчасти – начальник политотдела А.И. Тимошенко и заместитель начальника училища по технической части подполковник А.Д. Семёнов.
Важным событием и торжественным днём в истории тюменского учебного заведения было 25 марта 1959 года. В этот день от имени Президиума Верховного Совета СССР училищу было вручено Красное Знамя.
Тюменское военно-инженерное училище в 1968 году было преобразовано в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, а через шесть лет ему было присвоено имя маршала инженерных войск А.И. Прошлякова.
В конце ХХ века это учебное заведение вновь сменило название – на Филиал Военно-инженерного университета – после присоединения к Военно-инженерному университету в качестве филиала. Позднее, в 2004 году, на его базе было создано Тюменское высшее военно-инженерное командное училище.
Годовой праздник вуза установлен 22 июня – день подписания директивы ГКСВ от 22 июня 1957 года о формировании Тюменского военно-инженерного училища.
Вуз традиционно проводит торжественные мероприятия, посвященные таким событиям: выпуск молодых офицеров, принятие военной присяги первокурсниками, празднование Дня инженерных войск, Дня образования училища, Дня защитников Отечества и другие. Кроме того, по установленной годами традиции он принимает участие во всех торжественных мероприятиях городского и областного масштаба, проводимых в Тюмени.
Курсанты вуза встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами Вооруженных Сил, а также ветеранами училища.

Логинов Михаил Александрович

Начальник

Генерал-майор


Правила приёма


В качестве кандидатов для зачисления в институте курсантами могут быть рассмотрены граждане Российской Федерации, из числа:

граждан, не проходивших военную службу, – в возрасте от 16 до 22 лет;

граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, до достижения ими возраста 24 лет;

военнослужащих, проходящих военную службу, по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 24 лет.


Вступительные испытания включают:

2. Оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам сдачи вступительных экзаменов по трем дисциплинам:

математика –письменно;

физика – письменно;

русский язык – письменно (диктант).


С 2006 года поступление в институт, наряду со сдачей экзаменов в традиционной форме, осуществляется по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) Для этого кандидат по прибытию в институт должен представить в приемную комиссию документы установленного образца с результатами ЕГЭ по указанным дисциплинам.
3. Оценка уровня физической подготовленности кандидатов.
Проверка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов производится в объеме программ для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации.
Для определения уровня физической подготовленности кандидаты подвергаются практической проверке по следующим упражнениям:

подтягивание на перекладине на количество раз;

бег на дистанцию 100 метров;

бег на дистанцию 3000 метров.


Профессиональный отбор кандидатов для поступления на учебу в институт для всех категорий граждан проводится с 1 по 30 июля.

Знаменитые выпускники


Четыре выпускника Тюменского высшего военно-инженерного командного училища удостоены звания Героя Российской Федерации:
Герой Российской Федерации генерал-майор Красников Александр Алексеевич.
Родился в 1950 г. в ст. Егорлыкской Ростовской области. В 1972 г. окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Участник боевых действий в Афганистане и боевых действий по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. Имеет государственные награды. За мужество и героизм, проявленные в чрезвычайных обстоятельствах, за смелые и решительные действия, сопряженные с риском для жизни, за умелое руководство инженерными войсками округа в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.
Герой Российской Федерации подполковник Жуйков Сергей Васильевич.
Родился 26 января 1954 г. в пос. Буланаш Свердловской области. В 1975 г. окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. 17 июня 1998 года на складе инженерных боеприпасов УрВО в пос. Лосином Свердловской области в результате электрического разряда шаровой молнии одновременно в нескольких местах возник пожар на технической территории склада, вследствие чего загорелись штабеля с инженерными боеприпасами, хранившимися на открытой площадке. Возникла угроза взрыва.
Подполковник Жуйков С.В. запретил солдатам приближаться к штабелю с боеприпасами, рассредоточил их вокруг обволовки со средствами пожаротушения с целью не допустить распространения пожара к соседним площадкам, а сам бросился к штабелю, рискуя жизнью, чтобы попытаться сбить пламя. В это время раздался взрыв, в результате которого погиб. За проявленное мужество и героизм присвоено звание Героя России (посмертно).
Герой Российской Федерации майор милиции Васянин Михаил Иванович.
Васянин Михаил Иванович родился 12 ноября 1952 г. в городе Кустанай Казахской ССР. В 1974 г. окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. Выполнял специальные задания, дважды выезжал на территорию Афганистана. С апреля 1995 года М.И. Васянин – старший инженер-сапер отряда милиции особого назначения при УВД г. Комсомольска-на-Амуре.
С 22 сентября по 28 декабря 1995 г. в составе ОМОНа выезжал в служебную командировку на территорию Чеченской Республики для выполнения задач по восстановлению законности и правопорядка в данной республике. Майором милиции М.И. Васяниным лично было обнаружено и обезврежено 261 единица взрывоопасных устройств. За добросовестное выполнение служебного долга неоднократно поощрялся командованием МВД РФ на территории Чеченской Республики, награжден медалью «За отвагу».
С 26 июня 1996 г. М.И. Васянин вновь убыл в служебную командировку на территорию Чеченской Республики. 9 июля 1996 г. принимал участие в специальной операции по проверке паспортного режима в селе Гехи Урус-Мартановского района Чеченской Республики. Майор милиции М.И. Васянин возглавил группу бойцов ОМОН из 10 человек. При приближении к одному из домов села, группа внезапно подверглась нападению крупного бандформирования, имеющего, явное преимущество в вооружении и численности, и была обстреляна из автоматического оружия и гранатометов. Руководя боем около 3 часов, действовал смело и решительно, проявляя мужество, самоотверженность и героизм. Уничтожая огнем противника, действуя профессионально и грамотно, сумел организовать прорыв и вывел вверенных ему бойцов на безопасный рубеж, тем самым спас им жизнь. При этом был тяжело ранен в грудь, однако продолжал руководить боем до последнего момента. Выведя бойцов из окружения, умер от полученной раны.
За безупречное выполнение служебного долга по обеспечению безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, проявленное при этом мужество, самоотверженность и высокое профессиональное мастерство 18 ноября 1996 г. присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Герой Российской Федерации полковник Ростовщиков Валерий Александрович (ныне полковник запаса).
Родился 1 декабря 1956 г. в Ярковском районе Тюменской области. После окончания в 1979 г. Тюменского высшего военно-инженерного командного училища проходил службу в ГСВГ и Северо-Кавказском военном округе в должностях от командира взвода до командира отдельной инженерно-саперной части.
8 октября 1999 г. инженерно-саперному подразделению была поставлена задача обеспечить выдвижение и переправу частей Федеральных сил через водную преграду. Инженерно-разведовательная группа, возглавляемая подполковником В.А. Ростовщиковым, выйдя к мосту, обнаружила, что боевики, оставив охранение около моста, занимаются фортификационным оборудованием местности. Скрытно подойдя к мосту, группа уничтожила боевое охранение. Подполковник Ростовщиков лично начал проверку моста на наличие взрывоопасных предметов. Под огнем противника, рискуя в любой момент быть взорванным, им был обезврежен фугас, управление которым находилось в руках боевиков. Первым переправился на противоположный берег, где заняв оборону, оказался отрезанным от своего подразделения. В течение 2 часов удерживал захваченную позицию, ведя бой с превосходящими силами противника, не давая ему уничтожить мост и тем самым сорвать наступление наших войск.
За мужество и героизм, проявленные в чрезвычайных обстоятельствах, за смелые и решительные действия в условиях сопряженных с риском для жизни, 30 декабря 1999 года присвоено звание Героя Российской Федерации.

Факультеты


Тюменский военный институт инженерных войск готовит офицеров инженерных войск, специалистов с высшим военно-специальным образованием.
Военная специальность: «Применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения» и специализация «Применение инженерных подразделений воздушно-десантных войск и эксплуатация средств инженерного вооружения».
Предназначение выпускника по военной специальности – прохождение службы в подразделениях инженерных войск на первичных офицерских должностях. В дальнейшем без дополнительного образования офицер-выпускник может исполнять должности: заместителя командира роты, командира роты, инженера отдела хранения вооружения и техники, начальника штаба, заместителя командира батальона, начальника инженерной службы полка, командира батальона.
Гражданское направление подготовки: «653200 – Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы».
Гражданская специальность: «150300 – Многоцелевые гусеничные и колёсные машины».
Выпускник по гражданскому направлению подготовки может быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

ремонт и технологическое обслуживание.


Срок обучения – 5 лет.
Окончившим училище присваивается воинское звание ЛЕЙТЕНАНТ и выдается государственный диплом с квалификацией – ИНЖЕНЕР.