23.05.2024

Краткосрочный проект в детском саду для детей подготовительной группы «Журнал нашей группы. Проект в подготовительной группе детского сада «Я живу в Лянгасово». Киров Какой можно сделать проект в подготовительной группе


Паспорт проекта в подготовительной группе «Новый год у ворот».

Антонова Татьяна Геннадьевна

Описание материала: Уважаемы коллеги, предлагаю вашему вниманию публикацию паспорта проекта для подготовительной группы "Новый год у ворот". Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам начальной школы и дополнительного образования.
В декабре 2016 подготовительная группа МАДОУ ДС "Дарование" под руководством Антоновой Т.Г и Амировой Г.Р., работала над реализацией проекта "Новый год у ворот". Если вас заинтересует проект "Новый Год у ворот",в одноименной рубрике моего блога вы сможете найти весь наработанный нами материал по данному проекту, а также ознакомиться с продуктами проекта. От себя могу сказать, что сам процесс реализации проекта и его результат, превзошли все наши ожидания. Цель проекта достигнута. Наши воспитанники нашли ответы, на все интересующие их вопросы. Благодаря творческому сотрудничеству коллектива детей, родителей и педагогов в нашей группе воцарилась атмосфера новогоднего волшебства. В коллективе детей налажены теплые, дружеские взаимоотношения. Новогодний праздник, по словам Администрации МАДОУ ДС "Дарование" и отзывам родителей прошел на высоком уровне. Выражаю слова благодарности педагогам - участникам проекта, за творческий подход к своей работе и профессиональную компетентность.Отдельное спасибо родителям подготовительной группы, воспитателю МАДОУ ДС "Дарование" Ежелевой Г.А., за помощь в реализации проекта.

Цель публикации: Распространение опыта педагогической деятельности среди сообщества коллег.

Проект в подготовительной группе МАДОУ ДС "Дарование" «Новый год у ворот».

Воспитатели Антонова Т.Г., Амирова Г.Р.

Характеристика проекта

Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Продолжительность проекта: краткосрочный, декабрь.

Актуальность:
Мы часто вспоминаем, как хорошо было в нашем детстве, какие замечательные были праздники в то время. Так, что же мешает нам – взрослым, сделать незабываемым, праздник для сегодняшних детей? Чтобы повзрослев, они вспоминали свое детство, как самое счастливое время в жизни. Какой праздник способен объединить взрослых и детей, белых и черных, мужчин и женщин, тех, кто верит в чудеса и тех, кто сомневается? Единственный праздник, объединяющий всех людей на планете – это праздник Новый год.
Дети ждут с нетерпением новогодних чудес, пишут письма Деду Морозу, готовятся, как могут. Родители тоже, по своему, готовятся к этому празднику. Задача педагогов объединить детей и родителей, в едином творческом процессе, с целью создания в группе атмосферы новогоднего праздничного волшебства. Увлечение совместным творчеством обеспечит комфортную, эмоционально – благополучную обстановку в группе, будет способствовать развитию навыков коммуникативного общения, сотрудничества.
У маленьких почемучек возникает масса вопросов: «Где живет Дед Мороз?», «Почему мы наряжаем именно елку?», «Зачем на макушке елки звезда?» и т.п. Реализация данного проекта предусматривает изучение, сохранение и воплощение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику, и их потребность к творческой деятельности. В ходе работы над проектом, дошколята найдут ответ на все интересующие их вопросы, научатся мастерить новогодние украшения, получат возможность для успешной самореализации, смогут прочувствовать ситуацию успеха.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
В ходе проведения беседы с детьми «Что за праздник Новый Год? И как мы будем готовиться к этому празднику?» выяснилось, что вопросов у дошкольников больше чем ответов. Дети знают, что нужно наряжать елку, но не знают, почему именно елку. Все дошкольники знают, что надо украшать свой дом, группу, можно сделать украшения и подарки своими руками, но как это воплотить в реальность, ответить затрудняются. В результате беседы дошкольники пришли к выводу – Чтобы хорошо подготовиться к Новогоднему празднику, сначала мы должны найти ответы на все интересующие нас вопросы, научиться делать новогодние украшения и подарки своими руками и украсить свою группу, подготовить интересное Новогоднее представление и пригласить своих родителей, чтобы порадовать их. Проблему проекта мы обозначили так: Мы хотим новогоднего волшебства и праздника? Значит, нам всем нужно потрудиться.

Цель проекта: вовлечение и объединение коллектива детей, родителей и педагогов в совместную творческую деятельность. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.

Задачи проекта:
Для детей:
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны, доброго отношения к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым;
2. Способствовать сплочению детского коллектива развитию дружеских взаимоотношений, навыков общения и взаимодействия в детском коллективе;
3. Развитие самооценки ребенка, и умения оценивать и ценить достижения сверстников.

Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников;
2. Расширить и систематизировать знания дошкольников об истории и традициях новогоднего праздника в России и в других странах;
3. Познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения) ;
4. Познакомить с музыкальными произведениями новогодней тематики (песни, пляски, пьесы) ;
5. Обогащать и развивать активный словарь детей.

Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки детей;
2. Создать в детском коллективе атмосферу совместного творчества;
3. Продолжать развивать творческое способности детей, воображение, мышление и память;
4. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов;
2. Обеспечить качество педагогического процесса путем применения современных методик и технологий;
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:
1. Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ;
2. Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:
1. Расширение кругозора детей;
2. Сплочение детского коллектива;
3. Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности;

4. Самореализация дошкольников.

Для педагогов:
1. Повышение компетентности в области использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;
2. Реализация творческого потенциала;
3. Самообразование.

Для родителей:
1. Оптимизация детско-родительских отношений;
2. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.

Продукты проекта
1. Организация и создание предметно – игровой праздничной среды, оформление группы;
2. Участие в конкурсе новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
3. Проведение новогоднего праздника.

Роль родителей в реализации проекта:
1. Творческое взаимодействие с детьми и воспитателями в тематическом оформлении группы;
2. Участие в конкурсе по изготовлению новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
3. Пошив и приобретение новогодних костюмов детям к празднику.

Участие специалистов:
Музыкальный руководитель Аникина Л.М. – музыкальное сопровождение проекта, подготовка музыкальных номеров к празднику.
Воспитатель Чапурина Н.А. – постановка танцевальных номеров.
Логопед Дегтярева А.Ш. артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика, автоматизация постановки звуков в стихах, чистоговорках и скороговорках.

Формы реализации проекта:
1. Игры;
2. Занятия;
3. Чтение художественной литературы;;
4. Обсуждение;
5. Беседы;
6. Отгадывание загадок;
7. Рассматривание сюжетных картин
8. Театрализация;
9. Продуктивная деятельность детей;
10. Рассматривание иллюстраций;
11. Заучивание стихов;
12. Разучивание песен, танцев;
13. Составление рассказов;
14. Экскурсия;
15. Наблюдение;
16. Решение проблемных ситуаций;
17. Слушание музыкальных произведений;
18. Просмотр мультфильмов.

Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
1. Сбор информации по теме;
2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
3. Подбор материала для продуктивной деятельности;
4. Подбор аудио – и видеоматериала;
5. Подбор художественной литературы по теме;
6. Подбор дидактического материала;
7. Подбор загадок по теме;
8. Оформление картотеки подвижных игр;
9. Разработка мероприятий;
10. Оформление папок – передвижек для родителей;
11. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.

II этап – Реализация проекта
Познавательное развитие
Непосредственная образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим «Откуда Ёлка к нам пришла», «Здравствуй зимушка – зима», «Зимние забавы».
Беседы:
«Как отмечали новый год в старину?», «Почему люди наряжают елку?», «Сколько лет Деду Морозу?», «Новый Год в разных странах», «Безопасный Новый Год» . (Приложение №1)
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», разрезные картинки «Зимушка- зима», «Опасно – не опасно».
Показ презентаций:
«Обрядовая символика и персонажи». (Почему праздник проходит вокруг елки? Об истории Новогодней игрушки), «Где живёт Дед Мороз?», «Как встречают Новый год в разных странах?»

Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Х. Андерсен «Снежная королева», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Гайдар «Чук и Гек», В. Сутеев «Елка», р.н.с. «Морозко», «Снегурочка», В. Зощенко «Елка», сборник стихов «В лесу родилась ёлочка», сборник стихов «Когда наступит Новый год», Усачев А. «Здравствуй, Дедушка Мороз!», Москвина М. «Как Дед Мороз на свет появился».
Загадывание загадок о зимних явлениях природы, о новогоднем празднике (Приложение № 2);
Чтение и заучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», З. Александрова «Дед Мороз», по содержанию сценария новогоднего утренника (Приложение №3) ;
Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним;

Художесвено-эстетическое развитие
Музыкальная деятельность:
Разучивание песен о зиме, о новогоднем празднике, новогодних хороводов, танцев по содержанию сценария;
Прослушивание аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Зима», «Щелкунчик»;
Слушание в аудиозаписи новогодних песен.

Продуктивная деятельность:
Рисование :
«Зимний пейзаж», «Наша нарядная елка», «Новогодняя ночь» .
Аппликация:
«Красный Петушок -символ 2017 года», «Наш веселый снеговик».
Лепка:
«Дед Мороз и Снегурочка» , «Новогодняя игрушка».
Художественный труд:
«Мастерская Деда Мороза» изготовление елочных украшений;
Разноцветные гирлянды из креповой и цветной бумаги;
Елочные украшения из цветной бумаги «Фонарик», «Елочный шар из разноцветных полосок», «Улыбчивая снежинка», «Дед Мороз» ;
Елочные украшения из фольги «Серебристые цветы»;
Елочная игрушка из пряжи «Цветные шапочки»;
Гирлянда из еловых шишек;
Участие детей в коллективном творчестве по украшению окон (вырезывание ладошек из бумаги) и групповой комнаты.
Тематические раскраски.

Социально-коммуникативное развитие
Беседы «Чтобы не испортить праздник», «Как правильно дарить и получать подарки».
Сюжетно ролевые игры «Новый Год в кругу семьи», «Магазин новогодних подарков».
Просмотр тематических мультфильмов .
Экскурсия «Главная ёлка Ташлы».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Снежная баба», «Мороз красный нос», «Два мороза», «Снег, метель, вьюга»
«Зимние забавы»: Эстафеты и состязания на участке по выбору детей, катание на горке, на санках
Развлекательные новогодние игры (Приложение №4)

Работа с родителями:
1. Инструктаж по технике безопасности «Правила пожарной безопасности при проведении новогодних мероприятий»;
2. Оформление папки-передвижки: «Зачем детям верить в Деда Мороза» (Приложение №5);
3. Обновление и пополнение информации в родительском уголке;
4. Изготовление родителями новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
5. Помощь родителей в оформлении новогоднего убранства группы;
6. Советы родителям по изготовлению карнавальных костюмов для детей;
7. Оформление новогодних подарков детям.

III этап - Заключительный
1. Участие подготовительной группы в конкурсе новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
2. Участие подготовительной группы в конкурсе «Лучшее новогоднее оформление группы»
3. Новогодний праздник.
4. Обсуждение с детьми результатов коллективной работы, релаксация.
5. Подведение итогов проекта. Презентация проекта.
Распространение опыта работы в среде коллег и в интернет ресурсах.

Приложения к проекту можно посмотреть здесь

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области»

ПРОЕКТ

(познавательно – творческий)

«Здравствуй, школа!»

Подготовительная группа

Воспитатель I квалификационной категории: Кулишова Екатерина Сергеевна

2016 год

Актуальность проекта

Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.

Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.

Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.

В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе. Для начала проверить, какие представления у него уже сформированы, задать простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое. Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры, необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.

Основной целью преемственностью в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей. В связи с этим, появилась необходимость создания авторского познавательного проекта «Здравствуй, школа! »

Цель:

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Задачи:

· формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

· снятие чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.

· повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Вид проекта:

Познавательно – творческий

Продолжительность проекта:

Краткосрочный 2 недели.

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, муз. руководитель, учитель первого класса, школьники первого класса, родители.

Описание проекта:

Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

В своем проекте я использовала просмотр мультфильмов на школьную тематику. С помощью них, дети лучше представляли школьную жизнь, для чего нужно учиться. Знакомила с литературными произведениями о школьной жизни и учебе в школе. Для родителей подготовила очень много информации о том, как помочь ребенку без волнения и тревоги переступить порог школы.

Я считаю, что проект «Здравствуй школа» помог детям и родителям лучше понять школьную жизнь, оценить свои знания и умения перед школой. Сформировал внутреннюю позицию школьника с помощью единства требований родителей и воспитателя.

Ожидаемые результаты:

· формирование у детей мотивационной готовности к школе;

· повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

· благоприятное течение адаптационного школьного периода.

· снять чувство тревоги и сомнения перед школой.

1. Организационный

2. Практический

3. Обобщающий

План реализации проекта

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка бесед, консультаций для родителей,). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.

Подготовить задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.

Второй этап – практический

Понедельник

Выставка иллюстрированных книг школьной тематики и чтение произведений А. Барто « В школу », С. Маршак «Первое сентября», рассказ М. Панфиловой из цикла «Лесная школа»

Работа с детьми:

Рассматривание иллюстрированных книг о школе. Просмотр мультфильма: «Как верблюжонок и ослик в школу ходили».

Беседа на тему: «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника). Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Дидактическая игра «У кого лента длиннее», цель: развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения

Работа с родителями: помощь родителей в подборе настольных игр о школе. Цель: привлечь родителей в подготовку будущих школьников.

Вторник

Оформление фотовыставки « Школа. Школьные принадлежности». Оформление папки – передвижки для родителей: « Готовность к школе»

Работа с детьми:

Рассматривание школьных принадлежностей, беседа о их назначении и применении.

Беседа на тему: «Как вы думаете чем школа отличается от детского сада?» «Что мы знаем о школе». Цель: создать положительную установку на школу. Дидактическая игра «Найди свой домик», цель: закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения.

Работа с родителями : посоветовать родителям совместное прочтение дома книг о школе. Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу. Цель: подготовить родителей к возможным трудностям, при поступлении детей в школу.

Среда

Оформить уголок развивающих математических игр: математические лабиринты, развивающее лото, допиши недостающую цыфру.

Работа с детьми:

Беседа о школе, режиме, и правилах поведения в школе, об отношении к учебе и оценках. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад». Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Загадывание загадок и чтение пословиц о школе.

Работа с родителями: памятка на тему « 12 советов родителям будущих первоклассников»

Четверг:

Оформить уголок настольно – печатных игр школьной тематики: « У кого лента длиннее», «Разложи полотенца в разные стопки», «Найди свой домик», «Автомобили».

Работа с детьми:

Просмотр мультфильма «Лесная школа». Цель: формировать представление детей о школе.

Конструктивная деятельность на тему: « Школа моей мечты». Цель: формировать умение детей конструировать задуманное. Развивать воображение, конструктивные способности. Дидактическая игра: « Огород для Машеньки», цель: развивать представления детей о ширине предметов.

Работа с родителями: папка передвижка на тему: «Через год я первоклашка»

Пятница

Оформить выставку иллюстраций о школе.

Работа с детьми:

Рассматривание картины «Шкала». Цель: продолжать расширять представления о школе. Составление рассказов на тему « Что такое школа». Цель: формировать умение делиться впечатлениями. Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки», цель: Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине.

Работа с родителями: оформить памятку родителям будущего первоклассника.

Третий этап – обобщающий

Фотовыставка на тему: «Как мы готовимся в школу»

Выставка рисунков: « Скоро в школу»

Лепка на тему: «Школьник»

Совместное мероприятие 1 класса и детей подготовительной группы.

Оформление фото- альбома о проделанной работе по проекту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области»

ПРОЕКТ

(познавательно – творческий)

«Здравствуй, школа!»

Подготовительная группа

Воспитатель I квалификационной категории: Кулишова Екатерина Сергеевна

2016 год

Актуальность проекта

«Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться». (Л.Н.Венгер)

Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.

Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.

Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.

В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе. Для начала проверить, какие представления у него уже сформированы, задать простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое. Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры, необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.

Основной целью преемственностью в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей. В связи с этим, появилась необходимость создания авторского познавательного проекта «Здравствуй, школа! »

Цель:

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Задачи:

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  • снятие чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.
  • повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
  • о храна и укрепление физического и психического здоровья детей.

Вид проекта:

Познавательно – творческий

Продолжительность проекта:

Краткосрочный 2 недели.

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, муз. руководитель, учитель первого класса, школьники первого класса, родители.

Описание проекта:

Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

В своем проекте я использовала просмотр мультфильмов на школьную тематику. С помощью них, дети лучше представляли школьную жизнь, для чего нужно учиться. Знакомила с литературными произведениями о школьной жизни и учебе в школе. Для родителей подготовила очень много информации о том, как помочь ребенку без волнения и тревоги переступить порог школы.

Я считаю, что проект «Здравствуй школа» помог детям и родителям лучше понять школьную жизнь, оценить свои знания и умения перед школой. Сформировал внутреннюю позицию школьника с помощью единства требований родителей и воспитателя.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей мотивационной готовности к школе;
  • повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
  • благоприятное течение адаптационного школьного периода.
  • снять чувство тревоги и сомнения перед школой.

Проект состоит из трех этапов:

  1. Организационный
  2. Практический
  3. Обобщающий

План реализации проекта

Первый этап – организационный.

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка бесед, консультаций для родителей,). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.

Подготовить задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.

Второй этап – практический

Понедельник

Выставка иллюстрированных книг школьной тематики и чтение произведений А. Барто « В школу », С. Маршак «Первое сентября», рассказ М. Панфиловой из цикла «Лесная школа»

Работа с детьми:

Рассматривание иллюстрированных книг о школе. Просмотр мультфильма: «Как верблюжонок и ослик в школу ходили».

Беседа на тему: «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника). Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Дидактическая игра «У кого лента длиннее», цель: развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения

Работа с родителями: помощь родителей в подборе настольных игр о школе. Цель: привлечь родителей в подготовку будущих школьников.

Вторник

Оформление фотовыставки « Школа. Школьные принадлежности». Оформление папки – передвижки для родителей: « Готовность к школе»

Работа с детьми:

Рассматривание школьных принадлежностей, беседа о их назначении и применении.

Беседа на тему: «Как вы думаете чем школа отличается от детского сада?» «Что мы знаем о школе». Цель: создать положительную установку на школу. Дидактическая игра «Найди свой домик», цель: закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения.

Работа с родителями : посоветовать родителям совместное прочтение дома книг о школе. Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу. Цель: подготовить родителей к возможным трудностям, при поступлении детей в школу.

Среда

Оформить уголок развивающих математических игр: математические лабиринты, развивающее лото, допиши недостающую цыфру.

Работа с детьми:

Беседа о школе, режиме, и правилах поведения в школе, об отношении к учебе и оценках. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад». Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Загадывание загадок и чтение пословиц о школе.

Работа с родителями: памятка на тему « 12 советов родителям будущих первоклассников»

Четверг:

Оформить уголок настольно – печатных игр школьной тематики: « У кого лента длиннее», «Разложи полотенца в разные стопки», «Найди свой домик», «Автомобили».

Работа с детьми:

Просмотр мультфильма «Лесная школа». Цель: формировать представление детей о школе.

Конструктивная деятельность на тему: « Школа моей мечты». Цель: формировать умение детей конструировать задуманное. Развивать воображение, конструктивные способности. Дидактическая игра: « Огород для Машеньки», цель: развивать представления детей о ширине предметов.

Работа с родителями: папка передвижка на тему: «Через год я первоклашка»

Пятница

Оформить выставку иллюстраций о школе.

Работа с детьми:

Рассматривание картины «Шкала». Цель: продолжать расширять представления о школе. Составление рассказов на тему « Что такое школа». Цель: формировать умение делиться впечатлениями. Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки», цель: Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине.

Работа с родителями: оформить памятку родителям будущего первоклассника.

Третий этап – обобщающий

Фотовыставка на тему: «Как мы готовимся в школу»

Выставка рисунков: « Скоро в школу»

Лепка на тему: «Школьник»

Совместное мероприятие 1 класса и детей подготовительной группы.

Оформление фото- альбома о проделанной работе по проекту.


Проект ко Дню космонавтики для дошкольников подготовительной группы ДОУ

Тема проекта : Загадочный космос
Участники проекта: дети подготовительной группы детского сада №79 , воспитатели группы «Виноградинка», инициативная группа родителей воспитанников, специалисты детского сада.
Вид проекта: творческий информационно-исследовательский.
Длительность : малая продолжительность –2 недели (7 апреля-21 апреля).
Теоретический компонент
Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, сменившее традиционное представленное в программах ознакомления детей с природой,
Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей представлений об объектах и явлениях природы. Проблема экологического воспитания возникла в связи с исследованиями учёных взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. В последнее время усилилось влияние на живые организмы деятельности человека. Это может быть непосредственное влияние, когда человек охотится на тех, или иных животных. Или косвенное, когда при распашке степей, вырубке лесов, осушении болот изменяются условия, в которых жили организмы, и создаются новые, в которых они существовать не могут. Большой вред приносит всему живому и загрязнение окружающей среды сточными водами, ядохимикатами, отходами производства. Всё это часто ведёт к гибели животных и растений, а в конечном счёте - к сокращению многообразия их видов. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей. Учёные пришли к выводу, что в современных условиях, связь человека и природы должна быть научно обоснован на, человечество должно заботиться о сохранении природной среды, формироваться новое, гуманное отношение к природе.

Цель проекта: Способствовать развитию поисковой деятельности, развивать познавательную активность. Учить детей способам самостоятельно находить необходимую информацию по данной теме. Расширить кругозор, словарный запас, творческий потенциал.

Личностно-ориентированные задачи:
развивать умения и навыки исследовательской деятельности: задавать вопросы, собирать совместно с взрослыми необходимую информацию из различных источников (художественная литература, рассматривание звёздного неба в телескоп, беседы с воспитателями и родителями, просмотр тематических видеофильмов);
учить правильно, формулировать выводы и умозаключения;
представить свои изыскания в форме продукта познания (рисунки, аппликации, составление ЛЭП бука, коллаж, оформление стенгазеты, фото отчёт, презентация и т.д.).
Образовательные задачи:
помогать детям, познавать окружающий их мир;
научить добывать информацию из разных источников;
развивать умение прогнозировать те или иные действия;
поощрять стремление познавать новое и неизведанное.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброжелательность и активность в процессе познания;
способствовать созданию активной исследовательской позиции, как детей, так и их родителей.
Формирование у детей элементов экологического сознания. Это быть знания Экологического содержания, отражающие взаимосвязи природных явлений
Ожидаемые результаты:
приобретение навыков исследовательской деятельности;
собранная необходимая информация по изучаемой теме;
сформированные знания детей о космосе.
Полученные интеллектуальные продукты:
консультация для родителей «Космос и экология »;
разработка дидактических игр: «Помоги космонавту найти свою ракету», «Найди лишний предмет».
выставка рисунков и аппликаций о космосе;
фото отчёт и презентация.
Используемые медиа-объекты:
Стихотворения-описания планет,
Я. Аким «Есть одна планета»,
Загадки.
Е. Крылатов «Музей Института Времени (Космическая Музыка)».
Космическая музыка.

Этапы проекта

I. Подготовительный этап. Содержание работы:
выбор темы, обозначение проблемы;
определение цели и задач проекта.
обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации;
составление плана работы над проектом;
разработка домашних заданий для всех участников проекта.
Предполагаемый результат:
приобретение знаний по изучаемой теме;
накопление информационной базы (источники получаемой информации);
наличие четкого плана работы у всех исследователей;
наличие результатов изыскания.
II. Практический этап. Содержание работы:
изучение источников по вопросам исследования;
сбор и систематизация материала;
проведение различных познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта;
взаимодействие между всеми участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд);
консультации и оказание практической помощи в изготовлении творческих продуктов проекта;
составление и оформление, творческих отчётов.
Предполагаемый результат:
слаженная работа всех участников проекта;
выставка детских творческих работ;
организованная познавательная, игровая, исследовательская и творческая деятельность детей в группе, на улице и дома;
создание дидактических игр, ЛЭП бука, фото отчёт, подбор картинок по теме, подготовка презентации.
III. Завершающий этап. Содержание работы:
рефлексия-анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;
подготовка к защите проекта (трансляция);
мультимедийная презентация проекта.
Предполагаемый результат:
наличие методических материалов и продуктов проекта;
высокий уровень знаний и умений детей.
Ход реализации проекта
I. Подготовительный этап.
1. Постановка целей и задач перед участниками проекта.
2. Подбор информации и рекомендаций для родительского уголка, по исследовательской теме:

O консультации «Надо ли говорить с ребёнком о космосе?»
o рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком о космосе;
o распределение заданий между участниками проекта.

3. Подбор материалов, для ознакомления с космосом: фото, видео презентации; стихи, песни, загадки, мультики, художественные произведения, иллюстрации, и т.д. 4. Разработка дидактических игр «Помоги ракете вернуться на землю», «Помоги космонавту найти свою ракету», «Найди лишний предмет». 5. Проведение занятий с детьми по изготовлению рисунков, аппликаций.

II. Практический этап. Формы работы:

1. НОД. Комплексное тематическое занятие: «Просторы космоса»
Цель: Познакомить детей с новыми понятиями, такими как: космос, космическая станция, скафандр, спутник, космодром, космический мусор и т.д. Поощрять стремление детей узнавать новую информацию о космосе. Формировать положительные эмоции. Развивать творческий потенциал. Учить детей самостоятельно конструировать из бумаги ракету, и располагать её на бумаге создавая композицию звёздного неба. Вызывать положительные эмоции в процессе прослушивания музыкального произведения в исполнении ансамбля «Непоседы» (песня «Мы дети галактики»)
2. Тематические беседы по вопросу исследования: «Из чего состоит космос», «Космический мусор»,»Космонавты-экологи», «Озоновый слой», «Что едят космонавты?». Составление «Космического словаря». В ходе бесед, вызывать стойкий познавательный интерес к исследовательской деятельности. Расширять кругозор, поощрять любознательность и пытливость. Расширять словарный запас – учить правильно, задавать вопросы и давать полные ответы на них. Поощрять инициативность.
3. Дидактические игры: «Найди лишний предмет», «Помоги космонавту найти свою ракету».
4. Сюжетно-ролевая игра «Полёт на луну».
5. Рассматривание фотографий и иллюстраций, о космосе и космонавтах.
6. Прослушивание музыкальных произведений о космосе, загадывание и отгадывание загадок на космическую тематику.
7. Чтение художественной литературы (стихи А. Хайта «Планеты по порядку», и В. Степанова «Юрий Гагарин»).
8. Совместное детско-родительское творчество. Исследование:
«Мы и космос». Задача: сформировать представление о местонахождении людей в космическом пространстве.
«Исследователи космических просторов». Задача: Познакомить детей с историей освоения и изучения космоса.
Работа с родителями: Совместная работа родителей и ребёнка в домашних условиях (по выбору самих участников). Ребёнок самостоятельно проводит отчёт о проделанной работе.
- «Космические фантазии» (сочинение истории о покорении космических глубин, героями мультипликационного фильма, Белка и Стрелка). Цель: Учить детей фантазировать, самостоятельно сочиняя смешные и поучительные истории с последующим оформлением и составлением книжки-малышки.
- «Космические игры». Цель: Привлечь внимание родителей к совместной деятельности родителей с детьми в процессе домашнего образования. Приобщать родителей к созданию игровой базы, дополнить уголок дидактических игр.
III. Заключительный этап.
1. Оформление детских творческих работ «12 апреля. День космонавтики».
2. Тематическое развлечение «Путешествие в космос» приуроченное к празднованию «Дня космонавтики».
(совместная работа с физкультурным работником)
3. Награждение участников проекта грамотами и медалями.
4. Оценка результатов работы всех участников проекта.
5. Представление фото отчёта «Удивительный космос».

Краткосрочные проекты в подготовительной группе предполагают применение разнообразных методических приемов, которые позволяют малышам понять рассматриваемую тему.

Особенности дошкольного возраста

Именно данный период является самым благодатным временем для обучения и воспитания. Дошкольники впитывают информацию об обществе, окружающей природе, взаимоотношениях между взрослыми как губка. В данном возрасте развито активное познание мира. Краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на обогащение личного опыта ребенка, формирование у него самостоятельности,

Цель проектов в ДОУ

Основной целью любого проекта является расширение знаний дошкольников по конкретной тематике. Краткосрочные проекты в подготовительной группе детского сада направлены на формирование у маленьких граждан патриотических качеств. Ребенок с самого рождения становится исследователем мира, который его окружает. Он впервые видит снег, дождь, радугу, сталкивается с радостью и горем. В пятилетнем возрасте маленькие «почемучки» пытаются отыскать ответы на многочисленные вопросы, интересующие их. Помочь им в этом должны воспитатели и родители.

Методы проектов в детском саду

Краткосрочный проект в подготовительной группе по ФГОС может иметь разнообразную тематику, учитывая предрасположенность детей. Воспитатели стараются пользоваться проблемным обучением для развития логического мышления в своих воспитанниках. Краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на моделирование нестандартных ситуаций, разгадывание головоломок, проведение опытно-исследовательской деятельности.

Тематика проектов

Интегрированное обучение для дошкольных учреждений является инновационным. Направлено оно на развитие личностных качеств ребенка, творческих и познавательных способностей. Темы краткосрочных проектов в подготовительной группе могут быть связаны с домашними животными. К примеру, воспитатель знакомит детей с образом собаки в произведениях русских писателей и поэтов, художников и кинематографистов. После того как теоретическая часть проекта будет представлена, дошкольники получают задание по группам. Одной команде предлагается изобразить домашнего питомца, второй - написать сказку, третьей - придумать загадки, связанные с собакой. На завершающем каждая группа представляет результат своей деятельности, конечным итогом занятия становится создание полной картины о лучшем друге человека.

Такие краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения.

Вариативность использования методов проектов

В чем основные преимущества данной методики? Она одинаково хороша как для физического развития, так и для формирования интеллектуальных способностей дошкольников. Среди распространённых видов проектов, применяемых лидируют групповые виды.

в ДОУ

Переход детского сада на проектную технологию выполняется по определенному алгоритму. Он подразумевает несколько этапов:

  • проведение занятий с использованием проблемных ситуаций, небольшого эксперимента;
  • проведение комплексных блочно-тематических занятий;
  • интеграция теоретических и практических знаний по определенной тематике.

Краткосрочный проект в подготовительной группе по экологии, к примеру, предполагает знакомство с природными явлениями, их объяснение, изучение.

Алгоритм детского проекта

Что представляют собой детские краткосрочные проекты? Подготовительная группа в ДОУ предполагает использование подобной методики. Воспитатель определяет форму организации образовательного пространства, подбирает способы для развития в воспитанниках творческого познавательного интереса к рассматриваемой проблеме.

План деятельности воспитателя при подготовке краткосрочного проекта

Для того чтобы подобная деятельность была результативной, педагог должен выстроить четкую последовательность действий.

  • 1-й этап . Продумывается проблема, которой будут заниматься под руководством воспитателя юные исследователи. Для того чтобы дошкольники заинтересовались темой проекта, она должна быть им понятна. Не стоит придумывать сложные научные исследования для 5-6-летних детей.
  • 2-й этап . Планирование действий, благодаря которым будет достигнута поставленная цель. Воспитатель вместе с ребятами для каждого этапа определяет примерные сроки.
  • 3-й этап . Поиск информации, связанной с темой проекта. На данном этапе вместе с родителями, педагогом, представителями других организаций, ребята получают теоретические знания по своему проекту.
  • 4-й этап . Составление схемы проекта, накопление материала. Полученные знания постепенно систематизируются, и на их основе составляется схема. Именно она станет основой всей последующей работы маленьких исследователей.
  • 5-й этап . Практическая деятельность. Ребятам предлагаются эксперименты, сделать которые они могут и в детском саду, и дома.
  • 6-й этап . На данном этапе основная нагрузка ложится на плечи родителей и воспитателя. Вместе с детьми взрослые готовят презентацию в виде представления, компьютерной презентации. Все результаты, которых удалось добиться по мере выполнения проекта, представляют на открытом мероприятии.

в ДОУ

Как подразделяют краткосрочные проекты в ДОУ? Подготовительная группа работает по новым федеральным стандартам. Они предполагают классификацию проектов по количеству участников, целевой установке, длительности.

В основном в детских дошкольных учреждениях применяют следующие варианты:

  • Творческие и исследовательские формы. Дети проводят интересные эксперименты, результаты представляют в виде газет, театральных постановок, ролевых игр.
  • Ролевые и игровые проекты. Они содержат отдельные элементы игр, в которых главные роли исполняют малыши.
  • Практико-ориентированные информационные работы. Малыши собирают материал, затем его оформляют.
  • Творческие проекты предполагают проведение детских праздников, экскурсий.

Примеры проектов в ДОУ

Предлагаем рассмотреть краткосрочный проект «Зима» в подготовительной группе. Основной целью его проведения является знакомство малышей с временами года. Сначала воспитатель рассказывает ребятам о том, что характерно для такого времени года, как зима. Особое внимание педагог уделяет не климатическим особенностям данного периода, а тем традициям, которыми так богат данный период. В качестве домашнего задания малышам предлагается вместе с родителями вспомнить новогодние традиции, придумать загадки про Новый год. На втором занятии ребята делятся той информацией, которую им удалось найти. Педагог знакомит ребят с «разными» Дедами Морозами. Сделать это можно с помощью компьютерной презентации. Кроме того, дошкольники узнают и о тех новогодних традициях, которые существуют в разных странах.

Данный проект лучше всего проводить в ноябре-декабре. Вторым домашним заданием будет изготовление новогодних игрушек. Но сначала педагог знакомит детей с видами елочных украшений, способами их изготовления.

В качестве завершающего занятия по проекту «Зима» будет презентация новогодних украшений, их развешивание на елке. После того как елка будет украшена игрушками, сделанными своими руками (с помощью родителей), малыши попадут в сказочный лес, где их ждут угощения и веселые игры.

«Мир воды»

При реализации этого краткосрочного проекта дети не просто приобщаются к самому важному на Земле веществу, но и учатся бережному отношению к водным ресурсам.

Воспитатель рассказывает своим малышам о том, что они на 90 процентов состоят из воды. Чтобы привлечь внимание дошкольников к теме проекта, он может рассказать им сказку о капельке, которая во время своего путешествия превращалась то в пар, то в лед, то снова в капельку. Так ребята познакомятся с агрегатными состояниями воды, круговоротом ее в природе. Есть в данном проекте и практическая часть. Малыши учатся «превращать» воду в лед, воспользовавшись холодильниками. Эстетические навыки также предполагаются в данной деятельности. Вооружившись обычными листами белой бумаги и ножницами, юные дизайнеры создают необычные по форме и размерам снежинки. К готовым изделиям вместе с воспитателем ребята прикрепляют нитки, и такие самодельные украшения используются для новогодних елок.

Проект «Мир воды» предполагает привлечение музыкального работника ДОУ. Он знакомит ребят с песнями, в которых упоминается вода, снег, лед. Результатом такого сотрудничества станет разучивание песни о воде, снеге, дожде. Выбирают песенку все вместе: воспитатель, музыкальный работник, дети.

Заключение

Проектная деятельность в детском дошкольном учреждении направлена на формирование творческой свободной личности ребенка. Данная технология обеспечивает психологическое благополучие, физическое здоровье дошкольников. При вовлечении ребят в совместный проект, развиваются познавательные способности каждого малыша, развивается творческое мышление, формируются коммуникативные навыки. Для младшего дошкольного возраста результат можно получить при вовлечении детей в игровой процесс, в котором ведущая роль будет принадлежать педагогу. В старших группах ДОУ ребята работают над поставленной задачей в группах, развивают самостоятельность и любознательность. Данные качества помогут ребятам легко и быстро адаптироваться в начальной школе. Малыши, посещающие детский сад, получившие здесь навыки проектной деятельности, обязательно будут успешными учениками в общеобразовательной школе.

Марина Козарез

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица

Пояснительная записка. Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.

Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н. Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие :

* -детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

* -в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования) ;

* -в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;

* -детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

* -в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

* -детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.

К подготовительной группе экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности у дошкольника как, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Тема : «Экспериментирование с магнитом. Свойства магнита»

Направленность : познавательно-исследовательский проект

Место проведения : МБДОУ №14 «Светлячок»

Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы (6-7 лет, воспитатель, родители.

Продолжительность : краткосрочный проект (01.04.2017 – 15. 04.17)

Актуальность темы. Актуальность данной темы заключается в том, что дошкольный возраст является синцетивным периодом в жизни детей подготовительной группы . Именно на 6 – 7 году жизни дети чаще всего задаются вопросом «Как?» , «Почему , «Откуда?» , «Зачем?» . Работая с детьми на протяжении полугода, я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционным методам, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности использования такого подхода в развитии дошкольников описаны такими авторами как Н. Е. Веракса, Е. В. Марудова, О. В. Дыбина, А. И. Иванова и др. Экспериментальная деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию каждого ребенка, раскрывая его потенциал. В экспериментальной деятельности дошкольник находит ответы в окружающей действительности, познает мир начиная с ближайшего окружения.

Цель проекта : развивать познавательную активность, интеллектуально – творческий потенциал личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта :

1. Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;

2. Организовать предметно-развивающую среду.

3. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

4. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Формы реализации проекта :

Наблюдения

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный .

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

Определить эффективность проведенной работы

Провести анализ полученных результатов.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Планирования опытно-экспериментальной деятельности

1-2 неделя

Беседы 1. «Магнит и его свойства» . Цель

2. «Тайны магнита» . Цель

Дидактические игры 1. «Магнитная азбука» ,

2. «Рыболов» ;

3. «Геометрическая мозаика» и т. п

Эксперименты 1.«Волшебный магнит» .

2. «Бумажные гонки» .

Чтение художественной литературы 1. Чтение отрывка из сказки А. Волкова ,

2. П. Бажов «Серебряное копытце» .

Продуктивная деятельность 1. Самостоятельная игровая деятельность конструктор «Наука магнитов» , «Конструктор металлический» ,

2. Досуговая деятельность «День изобретений» . Программные задачи «человек-изобретатель»

Работа с родителями Совместно с родителями была организованна тематическая зона «Экспериментирование» подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни» .

Итоговое открытое занятие «Приключения Незнайки» . Цель

Задачи : - совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы; -совершенствовать умение давать развернутое определение материала; - закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться; - закрепить слова «примагничиваться» , «магнетический» ; - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, - развивать мелкую моторику рук; - закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы с магнитом; - воспитывать самостоятельность, желание приходить на помощь другим; - Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать.

2 этап – основной.

«Магнит и его свойства»

Цель : учить детей отличать магнит от других камней, исследовать его свойства, развивать мышление память, внимание, воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

1 часть : Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования. Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами. Ребята, а кто-нибудь знает, что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения) .

Воспитатель : Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь. Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга

Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины (дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать) .

2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель : А теперь я приглашаю вас в лабораторию . Воспитатель : в нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.

Воспитатель : А для начала, я расскажу вам почему магнит так назвали .

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель : ребята, а вы любите опыты? Да.

Опыт. Что притягивается к магниту?

На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки .

Вывод : Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки - притягиваются к магниту.

Опыт. Может ли магнит действовать через препятствие?

Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. (дети проводят эксперименты и делают вывод) .

Вывод : Магнит может действовать через препятствие.

«Тайны магнита» .

Цель : систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; стимулировать самостоятельность и активность детей; способствовать обогащению словаря.

Словарная работа : магнетизм, полюса, магнетит, искусственный магнит, постоянный магнит, лаборатория , профессор, ученые, глобус, компас, магнитное поле.

Ход беседы: Сказка «Приключения с Магнитом»

Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему. А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил. (можно с мамой-рассказчиком, на ушко)

Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.

Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг - то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.

После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.

Также Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.

Но, как мы найдем, где Север? - спросил младший капитан. - Наш компас неисправен и находится в ремонте.

Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень.

Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко - о другую. Воткните ее в ткань и положите в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.

Капитаны так и сделали. Иголка указала им правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.

На берегу острова среди камней и мусора, братья-капитаны нашли мешок с чем-то тяжелым.

В нем оказалось письмо. Только оно было какое-то странное. Все очертания перемешивались и скорее напоминали кучку каких-то мелких частиц.

Поднесите меня под листок, - хрипло сказал магнит.

Мальчики поднесли его под лист и, о, чудо! крошки стали двигаться и вскоре превратились в стрелку. Братья пошли в том направлении, куда она указывала.

Вскоре капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.

Как же нам клад-то достать? - думали братья. - Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?

Тогда, ты нам и поможешь!

Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ :

Вскоре им попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись монеты. И снова Магнит помог достать их со дна.

Довольные друзья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл (проводим магнитом под «морем» . бумажный кораблик со скрепками послушно «плывет» за ним по картонному морю). А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.

Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения. С тех пор Магнит в благодарность, стал верой и правдой служить людям.

Конечно, это не все свойства магнита. Но мы теперь знаем, что магнит притягивает железные предметы, что он действует сквозь воду, через картон и через стекло, и даже на расстоянии.

Что-то говорит мне, что на этом знакомство с магнитом у нас не окончены. Так что ждите продолжениеКстати, а какие у вас любимые опыты с магнитом?

Желаю вам здоровья и побольше приятных эмоций!

Дидактические игры. «Магнитная азбука» , «Рыболов» ; «Геометрическая мозаика» и т. п

Эксперименты.

1. «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана : магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

2. «Бумажные гонки» .

В : Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?

Д : Ответ детей.

В : Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.

Приступаем к гонкам.

В : Какой можно сделать вывод?

Вывод : Магнитная сила проходит через картон.

Чтение художественной литературы. Чтение отрывка из сказки (про Элю и Железного Дровосека) А. Волкова «Волшебник изумрудного города» , П. Бажов «Серебряное копытце» .

Продуктивная деятельность.

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «День изобретений»

Виды деятельности : Познавательная, речевая, продуктивная.

Программные задачи : Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Уточнять понятие «человек-изобретатель» ; обогатить знание о мире открытий и изобретений. Отрабатывать умение совместно выполнять задания, действия; закреплять умения слушать товарища, вести диалог, договариваться в игре.

Словарь новых слов : «человек-изобретатель» , наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность;

Древность, старина, современность.

Предварительная работа : Рассматривание книги «Изобретения человека» Ю. Амченков. Чтение Р. Киплин «Кот, который гулял где ему вздумается» . Е. ЕфимивскиЙ «Как птицы и растения, С тобою там и тут … Живут изобретения, открытия живут» Рассматривание парных картинок «От природы к человеку»

Оборудование и материалы : Портрет И. П. Кулибину, картинки иллюстрированных его изобретений. Дидактическая игра «Изобретения человека» . Аудио запись колокольного перезвона. Карта-панно «река времени» , символизирующая линейное движение исторического времени : намечаются несколько «остановок» : «древность» - «старина» - «современность»

Ход непосредственной образовательной деятельности

Беседа - рассуждение : Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же : он изобрел … (нож.) Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем! Как про него можно сказать, какой он?

Работа с родителями. Совместно с родителями была организованна тематическая зона «Экспериментирование» : приобретены наборы различных конструкторов, подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни» .

Итоговое открытое занятие.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Приключения Незнайки»

Цель : расширить знания детей в области познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи :

Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;

Совершенствовать умение давать развернутое определение материала;

Закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться;

Закрепить слова «примагничиваться» , «магнетический» ;

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,

Развивать мелкую моторику рук;

Закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы с магнитом;

Воспитывать самостоятельность, желание приходить на помощь другим;

Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать.

Оборудование и материалы :

Технические средства – компьютер, проектор , экран, видеозапись, Магниты (каждому ребенку, различные металлические предметы (скрепки, гайки, и др., предметы из пластмассы, дерева, бумаги, картон (на каждого ребенка) . Набор «Металлического конструктора машины»

Словарная работа : Магнитические и немагнитические предметы, магнитная сила, притяжение, примагничивание.

Ход образовательной деятельности :

1. Организационный момент

Собрались мы вместе в круг

Ты мой друг и я – твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель : Ребята сегодня я получила необычное видеописьмо. Но не стала его смотреть без вас. Воспитатель включает проектор «Незнайку» .

Незнайка. «Привет ребята! Вы узнали меня? Это я Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел помочь им ее отремонтировать. Я пошел в автомастерскую, го так и не смог подобрать нужнее детали. Может у вас это получиться. Я вам высылаю в спосылке все инструменты и запчасти. А ваша задача отыскать подходящие детали и отремонтировать машину. Помогите мне пожалуйста».

Воспитатель : Ребята как мы можем помочь незнайке? Какой предмет нам поможет найти металлические детали от машины?

Дети : ответы детей.

Ход образовательной деятельности :

1. Организационный момент

дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.

Собрались мы вместе в круг

Ты мой друг и я – твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель : Ребята сегодня я получила посылку. В ней было видеописьмо и сундучок. Давайте посмотрим это письмо. Воспитатель включает проектор , вместе с детьми смотрит видеосюжет про «Незнайку» .

Незнайка. «Привет ребята! Вы узнали меня? Это я Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я решил помочь ее отремонтировать. Я пошел в автомастерскую, но так и не смог подобрать нужные детали. Может у вас это получиться. Я вам высылаю в посылке все инструменты и запчасти. А ваша задача отыскать подходящие детали и отремонтировать машину.

Воспитатель : Ребята как мы можем помочь незнайке? Давайте вспомним какой предмет поможет нам найти металлически детали от машины.

Дети : ответы детей.

2. Основная часть.

Воспитатель : Вы говорите, что это магнит. Много секретов в себе он хранит! Ребят давайте вспомним, что такое магнит и как им пользоваться. Где и для чего его применяют? В каких профессиях он служит помощником? (Картинки магнит и профессии на фланелеграф) .

Коробку с магнитами и лоток с бросовым материалом поставить на стол.

Ребята у меня тоже магниты и сейчас я вам раздам по 1 магниту. Попробуйте примагнитить 1 предмет и скажите где и для чего его используют. Вопросы детям? Какие именно предметы примагничивает магнит? Почему только металлические, железные? (Так как магнит это кусок камня к котором есть миллион маленьких частичек железа, в этом его способность примагничивать металлические предметы).

Воспитатель : Ребята, но не забываем о просьбе нашего друга Незнайки, давайте отыщем металлические детали от машины, которая сломалась у Винтика и Шпунтика. Я достаю все детали из посылки внимательно посмотрите и при помощи магнита найдите нужные детали. НО СНАЧАЛА ПОСМОТРИТЕ НА МАШИНУ КАКИХ ДЕТАЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ. Здесь рассыпаны все детали которые смогли найти наши друзья, нам нужно отыскать только металлические и только те которые помогут отремонтировать машину. Задание понятно?

Дети : При помощи магнита находят детали от железного конструктора машины, и сразу по одной детали прикручивают. Идет ремонт машины. Воспитатель помогает детям прикрутить детали машины.

Воспитатель : Вот и отремонтировали мы с вами машину. Теперь Незнайка и его друзья будут очень рады и благодарны Вам за такую помощь.

Ребята а теперь давайте проверим правильно мы отремонтировали машину или нет! Скажите мне где должна ездить машина? Правильно по дороге. Выставить дорогу. Ребята у меня как рах подходящая дорога для таких маленьких машин.

Леня подойди ко мне и попробуй приложить магнит под стеклом, но поближе к машине и потихоньку двигай магнитом. Что происходит? Машина двигается вслед за магнитом. Магнит имеет свойство притягивать через предметы, но только в том случае если сила магнит больше предмета который нужно притянуть.

3. Физминутка.

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку

Бензовоз, мусоровоз,

с молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

4. Эксперимент.

Воспитатель : Поставить скрепки Ребята, мы не можем закончить свое занятия без нового фокуса с магнитом. Сейчас я его вам покажу. Смотрите, я беру магнит, подношу к нему скрепку, она притянулась. К этой скрепке подношу вторую, и она притянулась. Беру третью… Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит, цепочка не разваливается, почему ?

Дети : (предположения) Потому что их магнит намагнитил.

Воспитатель : Скрепки притягиваются друг к другу потому, что магнит может дарить часть своей магнитной силы железным предметам - «намагничивать» .

Дети проводят эксперимент. А теперь вы попробуйте провести точно такой же эксперимент. Проходите за столы возьмите свои магниты и попробуйте. Ребята, а у кого из Вас получилась самая длинная цепочка?

5. Итог занятия. Ребята нам пора заканчивать наше занятие и попрощаться с гостями. Какое доброе дело мы сегодня сделали. Кто нас попросил отремонтировать машину? Для кого? А теперь нужно отправить ее обратно. Пройдите к любовь Александровне она вам поможет все упаковать а я поговорю с гостями.

Ожидаемый результы :

1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

2. Воспитанники имеют представления детей в рамках определенной проектом темы «Магнит. Магнетизм» .

3. У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Список литературы :

1. Волкова Е. В, Микерин С. Л., Играем в ученых, Сибирское университетское издательство, 2008 г.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера» , 2010г.

3. Дыбина О. В. «Их чего сделаны предметы» , М., ТЦ «Сфера» . 2005г.