23.09.2019

Кто такой сенат в древнем риме. Сенат римской республики


Власть сановников уменьшилась с принятием законов Лициния : когда все граждане получили доступ к сану консулов, консулы конечно утратили значительную часть того величия, какое прежде имели во мнении массы; притом власть, сосредоточивавшаяся прежде в руках консулов , раздробилась между разными сановниками; было постановлено, что один человек не может одновременно занимать два сана; и было принято за правило, что человек, занимавший какой-нибудь сан, не может получить его вновь ранее как через десять лет; в случаях надобности, правда, делались отступления от этого правила, и такие случаи представлялись часто; но вообще было оно соблюдаемо. Та власть, которая была утрачена сановниками, перешла к сенату. Его могущество очень много увеличилось, по принятии законов Лициния. Списки сенаторов, составляемые цензорами , заключали в себе всех тех граждан, которых общественное мнение признавало достойными этой чести, всех тех, которые были избраны в курульные магистратуры, или отличились важными заслугами. Комиции курий постепенно утрачивали значение и, когда они обратились в пустую формальность, высшая правительственная власть сосредоточилась в сенате. Римским государством правил, собственно говоря, сенат. Правда, все важные вопросы решались комициями центурий : эти комиции объявляли войну, заключали мир и всякие другие трактаты; но фактически эти решения были в руках сената, потому что предложения, вносимые в комиции центурий, проходили наперед через сенат и нуждались в предварительном одобрении его; притом ему принадлежало право оставлять за консулами и преторами управление порученными им вне города делами по истечении года их службы: сенат назначал их проконсулами и пропреторами. Аристократия усердно поддерживала сенат и вообще доставляла его мнениям большинство голосов в комициях центурий. Когда народные трибуны получили право присутствовать в сенате наравне с курульными сановниками, то интерес их также стал требовать, чтобы они поддерживали авторитет сената. Он пользовался своею властью вообще с таким благоразумием, что оправдывал доверие народа к нему и выказывал себя достойным своего высокого положения в государстве. «Сенаторы», говорит Моммзен, «получали свой сан не по праву рождения, а в сущности по свободному выбору народа; каждые пять лет их права сохранить этот сан были подвергаемы строгому нравственному суду цензоров, вообще людей высокого нравственного достоинства; сан сенатора был пожизненный, не зависел от колеблющихся мнений массы; они составляли единодушную плотную корпорацию; со времени получения политической равноправности плебеями, в состав этой корпорации входили все люди замечательных политических талантов и практической опытности; сенат с неограниченной властью управлял финансами и внешними делами; сановники были совершенно подчинены ему, потому что их власть была кратковременная; притом, по устранении сословной вражды, интерцессия народных трибунов, которая могла остановить всякое распоряжение сановника, действовала в интересах сената; таким образом, римский сенат был собранием благороднейших представителей нации; по своей последовательности, политической мудрости, по своему единодушию и патриотизму, по своему могуществу и своей мужественной твердости он был такою политическою корпорацией, какой другой нет во всей истории человечества; он был истинным «собранием царей», умевшим соединять с республиканской преданностью родине деспотическую энергию. Никогда никакое государство не имело правительства, которое вело бы дела иностранной политики с такою твердостью, с таким достоинством, как римский сенат в хорошие времена Рима. Посредством сената римский народ разрешил величайшую из всех общественных задач – установил у себя мудрое и счастливое самоуправление». В сенате выработалась политическая мудрость, передававшаяся по наследству от одного поколения членов его другому, подчинявшая личность целому, отрекавшаяся от всякой тенденции к личным прихотям, ставившая целью всех действий величие римского государства; с основными правилами этой рассудительной политики свыкались сыновья сенаторов с детства: отцы брали их с собою в зал собраний сената, и они слушали там речи людей, занять места которых были предназначены.

Римский сенат

Центральным учреждением Римской республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший, еще дореспубликанского происхождения, из политических институтов, и потому традиция и конституционные принципы Рима придавали ему особую роль – опекуна римского народа. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.

Это был один из высших государственных органов в Древнем Риме. Сенат возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи около VI века до н. э. и являлся государственным советом при императоре.

Значение, состав и полномочия Сената как государственного органа менялись в зависимости от внутреннего устройства римского государства. Наибольший расцвет Сената приходится на времена республики – исторической эпохи Древнего Рима, длившейся с 509 до 27 года до н. э. Ослабление роли Сената происходило в эпоху Римской империи – постреспубликанской фазы в развитии древней римской государственности, приходившейся на период с 27 года до нашей эры по 476 год нашей эры.

Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов – принцепс. Членов Сената – сенаторов (которые были почти особым сословием в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями) – назначали: вначале цари, после их свержения – консулы. С конца IV века до н. э. установился иной порядок назначения – цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу.

Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи – даже знатные провинциалы. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи – по-видимому, как занимавшие одну из магистратских должностей. С конца IV века вообще все бывшие магистраты включались в состав Сената как особые члены. В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V–III века до н. э.) власть Сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).

С установлением республики Сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав Сената пожизненно входили бывшие магистраты – таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима. В то время Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным, отчасти даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.

Сенат ведал общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. Ему принадлежало общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в том числе с граждан.

Сенат обеспечивал соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. Сенат был главным органом военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям.

Сенат вел дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II века до н. э. Сенату принадлежало право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. Помимо текущего управления, Сенату надлежало рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.

Постановления сената имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев – плебисцита. До второй половины IV века до н. э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании – и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. По запросу магистрата Сенат мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, – сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. Это право-традиция, установившаяся со II века до н. э., также существенно расширила законодательные права Сената.

В III–I веках до н. э. Сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов.

Таким образом, Сенат фактически осуществлял руководство государством. В исключительных случаях Сенат имел возможность объявить чрезвычайное положение в Риме на основе специальной резолюции. Эта функция позволяла указывать органам власти и консулам, какие стоило принять меры для восстановления порядка в городе. Этот механизм был использован Сенатом неоднократно во время кризиса в первом веке до нашей эры.

В период империи власть Сената все более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально Сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле Сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления Сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» – то есть «первый из сенаторов».

При императоре Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе – «втором Риме», уравненный в правах с Римским сенатом.


| |

Сенатом называют один из нескольких высших органов управления в стране, который занимается решением вопросов кадровых назначений, политических расследований, определением внутренней и внешней политики. В государственные аппараты современности заложены свои варианты этого учреждения в России, в США, Италии, а также Франции, Испании, Бельгии, Казахстане, Чехии, Польше, Австралии, Колумбии и многих других. Зачастую этот орган именуют по-другому - (законодательного собрания).

Определение

Сенаторы - это чиновники на избираемых должностях в одноименном учреждении. Однако в некоторых странах современного демократического устройства этим термином принято называть отделения, входящие в состав высших судебных инстанций.

Чтобы определить, что означает слово "сенатор", необходимо обратиться к латинским истокам этого выражения. В древнем языке, ныне не употребляемом в разговорной речи, есть слово «senatus». Оно даёт определение группе, собранию пожилых людей, и, в свою очередь, происходит от «senex», что означает «старик». Само происхождение термина тесно связано с одной из форм социального устройства, где власть принадлежала тем племенным старейшинам, что позже именовались как сенаторы. Это продолжалось около тысячи лет во время существования Древнего Рима. Впервые появившись в ту давнюю эпоху, идея сената как политического института поднималась многими странами на протяжении значительного исторического отрезка вплоть до наших дней.

Первый сенат

Однако и сейчас, и в древности сенаторы - это разные чиновники. Тогда они считались представителями высшего сословия. Данное им звание было пожизненным. Император имел власть назначать людей на эти должности, а они передавали своё положение по наследству. С установлением республики около 6-го века до н. э. сенат возник из совета старейшин, представлявших патрицианский род. В одном ряду с прочими государственными образованиями он становился весомой частью общественной жизни. В его состав пожизненно причислялись бывшие магистраты, что означало концентрацию политических сил и опыта Рима.

Сенаторы осуществляли предварительное рассмотрение законопроектов, руководили военными делами, определяли внешнюю политику, финансы, заботились о государственном имуществе, вели надзор за религиозными культами, объявляли чрезвычайное положение. Практически они руководили государством.
Их постановления имели силу закона. В древнеримский период власть сенаторов постепенно ограничивалась, неумолимо сосредоточиваясь на императоре. Поскольку орган управления превратился в собрание представителей знатных богатых семейств, каждый сенатор, должность которого наследовалась, перестал иметь большое политическое влияние.

Русский путь

На Руси первый сенат заложен царём в 1711 году как наивысший орган государственной власти и законотворческой деятельности. С начала 19-го века учреждение стало осуществлять надзорные функции за работой общественных образований. И, согласно высокому указу, начиная с 1864 года, на него возлагалось ещё одно важное дело - выполнять функцию высшей кассационной инстанции. Однако, просуществовав до 1917 года, сенат и его члены были распущены в результате событий Октябрьской революции по требованию «Декрета о суде».

Царь Пётр Великий часто отлучался из страны, что мешало ему целиком посвящать себя управлению государством. С целью делегирования власти он неоднократно поручал дела избранным особам. Первое время эти полномочия выглядели как временное личное поручение. Но с 1711 года подобные обязанности были возложены на новое учреждение, именуемое Он не походил на иностранные институты того времени (Польша, Швеция), а был призван отвечать своеобразным условиям русской жизни. Величина предоставленной чиновникам власти определялась указом царя, где уточнялось о влиянии на равных с персоной его величества. Это в определённой степени повлияло на значение слова «сенатор» в российском толковании.

Петровские реформы

Когда регулярные отлучки Петра прекратились, вопрос о роспуске сенаторов не возникал. Учреждение становится организацией, где происходят важнейшие дела управления, судопроизводства и наработки текущего законодательства. В последние годы правления Петра чрезвычайные полномочия сенаторов потеряли свой смысл, главным образом в законодательном деле. Основанный в 1726 году стал фактически осуществлять власть, в результате чего положение сената коренным образом изменилось, а множество его членов перешло на должности в Совет.

В следующие почти двести лет учреждённая Петром Первым организация претерпела множество изменений: её разделяли на департаменты, переделывали в кабинет, комитет министров, делили полномочия, обязанности и права как внутри, так и вкупе с другими государственными институтами. Приход революции и народной власти в начале 20-го века сделал невозможным его дальнейшее существование. Учреждение и его члены были освобождены от обязанностей.

Новейший период

Впервые прообраз сената в России советской эпохи был реализован на примере Совета Федерации (неофициальное сокращение - СовФед) в июле 1990 года в качестве консультативного органа при Президенте СССР в период 1990-1991 годов. Он возглавлялся непосредственно руководителем страны и включал в состав аппарата высших должностных лиц. В него вошел 31 член из числа председателей Советов автономных республик, областей и округов, а также 31 председатель некоторых краевых и городских органов. Проведя аналогию с рядом зарубежных учреждений, люди стали именовать СовФед сенатом, а его членов - сенаторами.

В наши дни в России учреждена Верхняя палата Она создана на основе органа советского периода и работает по принципу классического сената. Совет Федерации не может быть распущен Президентом. Заседания в нем проходят раздельно от заседаний депутатов в Государственной Думе. Работает как постоянно действующий орган, члены Совета выполняют свои обязанности на постоянной основе.

Верхняя палата

Этот государственный орган формируется и составляется по непартийному принципу. Данное определение означает, что его члены не создают фракций и партий. Представители Верхней палаты наделены неприкосновенностью на весь срок их полномочий. Законотворческая работа учреждения занимает относительно Государственной Думы подчинённую роль. Таким образом, акты предварительно обсуждаются в Думе и только после положительной оценки поступают на рассмотрение СовФеда.

За последние прошедшие 20 лет русский «сенат» прошёл четыре этапа реформирования. На каждом из них проводилась смена региональных руководителей, уточнялись механизмы кадровых назначений, определялся проходной ценз. Например, в числе общих требований к выборным кандидатам присутствует возрастное ограничение от 30 лет, необходимость от 5-ти лет осёдлости, а также безупречная репутация. Каждый сенатор в России - это представитель законодательного или исполнительного органа субъекта Федерации.

Как это делается в Америке

Сенаторы - это вторые по политическому влиянию люди в штате после губернатора. Общая их численность в США - 100 членов, по 2 представителя от штата. Быть выбранным на пост сенатора США, как правило, гораздо сложнее, нежели конгрессмена:

  • проходят только по два человека от штата и не более;
  • американские сенаторы избираются на шестилетний срок, т. е. каждые 2 года проводят кампанию для одной трети от общего числа членов;
  • процедура выборов способна отнимать большое количество финансовых и психологических ресурсов.

Чтобы иметь реальные шансы официальному кандидату в сенаторы, закон требует:

  • достаточное время быть известной личностью, желательно как в штате, так и на уровне федеральной политической атмосферы;
  • иметь хороший общественный статус: губернатор, конгрессмен со стажем, мэр из большого города, иные достоинства и достижения;
  • сосредотачивать вокруг себя большое влияние и финансовые возможности;
  • каждый кандидат должен быть выдвинут партийной организацией штата, беспартийному борцу выиграть выборы в штатах очень сложно.

Выборная кампания в сенат проходит в такой же ожесточённой манере, как и выборы президента. В течение года растрачиваются миллионы, в СМИ то и дело всплывают скандалы. Соревнуются в борьбе по одному кандидату от республиканской и демократической партий. Если новый избранник показал хороший результат работы за первый срок, то на следующих выборах он становится почти непобедимым. Сенатор в США - это государственный служащий, занимающий свою должность иногда до 30-ти лет.

Обязанности сенатора

Член сената любого государства наделён рядом полномочий и которых требуют его избиратели. Поскольку основная работа учреждения состоит из заседаний и обсуждений документов, то чиновник непременно должен принимать личное активное участие в совещаниях тех образований, членами которых он является. Сенаторы рассматривают законопроекты, определяют внутреннюю и внешнюю политику общества, принимают участие в руководстве финансами, государственным имуществом, делами культуры, промышленности, образования. Член учреждения своей должностью обеспечивает равное представительство каждого из субъектов федерации в верховных органах власти. Он избирается на более длительный срок, чем парламентарии, а общее их число обновляется чаще. Сенаторы обладают теми же обязанностями, что и депутаты нижних палат. При взаимодействии сената с парламентом это позволяет отфильтровывать решения с популистским уклоном.

Сенат (лат. senatus, от senex – старец) – в Древнем Риме один из главных органов государственного управления. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (20-е годы II века до нашей эры) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).

В период республики изменились функции сената. По мере роста государства сенат был увеличен до 300 человек, а к I веку до нашей эры даже до 600 человек. В сенате стали выделяться две категории сенаторов – консуляры, то есть бывшие консулы, и претории, то есть бывшие преторы. Стать сенатором считалось вершиной политической карьеры. Сенат принимал постановления (senatusconsultum), которые нуждались в утверждении народным собранием, вплоть до II столетия нашей эры не имели силы закона и не участвовали в формировании гражданского права. Сенат Римской республики мог вводить чрезвычайное положение и устанавливать диктатуру. Диктаторские полномочия передавались одному из действующих консулов; второй консул, как и все остальные магистраты, должен был сложить с себя полномочия. Диктатор наделялся полной военной, гражданской и сакральной властью (imperium summum). Однако законная диктатура не могла превышать полугода, по прошествии которых диктаторские полномочия автоматически прекращались.

Сенат выступал высшей судебной инстанцией; он мог объявлять отдельных римских граждан и даже целые группы римлян «врагами народа», внося их в «проскрипционные списки». «Враги народа» лишались личной и имущественной защиты республики, и долгом каждого гражданина было убить их в любом месте, где они могли быть встречены. Сенат рассматривал дела о преступлениях магистратов, спорные дела о наследствах консулов.

Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV веку до нашей эры. Уже по закону Канулея 445 года до нашей эры были разрешены браки между патрициями и плебеями. В 367 году до нашей эры, согласно закону Секстия-Лициния, плебеи получили право избираться на должность консула, и было установлено, что один консул избирается из патрициев, а другой – из плебеев. Позднее патриции получили право занимать должность трибуна, наделенную особыми полномочиями и считавшуюся прежде исключительным правом плебеев. Наконец, в 287 году до нашей эры по закону Гортензия постановления плебейских собраний – плебисциты – были приравнены к lex и стали обязательными для всех граждан Рима.

Кроме этого, в Римской республике существовали две партии – оптиматов и популяров, значение которых возрастало по мере нивелирования различий между патрициями и плебеями. Оптиматы объединяли наиболее состоятельных римских граждан – сенаторов, всадников, представителей I класса и связанных с ними какими-либо интересами. Оппозицию им составляли популяры, объединявшие всех остальных граждан.
Однако при всех родовых и партийных различиях граждане Римской республики составляли единое войско, вооруженный народ, находившийся в состоянии непрерывной войны. Само слово «populus» – народ – производно от глагола «popolare» – опустошать, завоевывать, покорять. В первых рядах войска шли тяжеловооруженные пехотинцы, представители I класса. За ними следовали воины II, III, IV классов, вооружение которых легчало соответственно доходу. Представители V класса шли в аръегарде; они были одеты в короткие холщовые рубахи и вооружены легкими дротиками, которые они должны были метать из-за голов впереди идущих. Пролетарии составляли вспомогательные отряды, не участвовавшие в сражениях.

Официальное наименование сенаторов – «отцы записанные» (в список). В царскую эпоху сенат состоял только из знати – патрициев; в первый год Республики, когда в него были допущены плебеи, потерял значение аристократической корпорации (престиж республиканского сенатора определялся понятием «почтенный», а не «знатный»). Долгое время сенаторы считались членами всаднического сословия и голосовали в народном собрании вместе со всадниками. Около 129 года до нашей эры, когда был принят закон о сдаче сенаторами коней, образовалось высшее сенаторское сословие. Сыновья сенаторов числились всадниками. Звание сенатора, в принципе, было пожизненным. Цензор мог вычеркнуть то или иное имя из сенатского списка только за уголовное преступление или безнравственный поступок, осужденный обоими цензорами.

Сена́т (лат. senatus , от senex - старик, совет старейшин) - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме.

Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);

С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты - таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.

Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов - принцепс (princeps senatus).

В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V-III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).

Постановления сената (s. c., senatus consulta ) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев - плебисцита.

По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме - лучшими людьми, то есть Сенатом. И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия.

В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» - то есть «первый из сенаторов».

Число сенаторов неоднократно менялось:

· первоначально - 100

· во времена ранней республики (до 88 до н. э.) - 300

· со времён Суллы - 600

· при Цезаре - 900

· со времён Августа - опять 600

· в период поздней античности (домината) - 2000.

Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи - даже знатные провинциалы.

С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор - он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) - 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.

При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе - «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.

Список литературы:

1. С. И. Ковалев «История Рима»