21.09.2019

Моисей Святогорец: Христианин не может быть угрюмым и несчастным. Монах Моисей Святогорец. Неизвестный Христос


Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш.

Насущным вопросом наших дней является серьёзный экономический кризис, который переживает наша страна. Он вызывает большую неопределённость, беспокойство, гнев, замешательство, страх и тревогу. Времена поистине трудные. И в этих условиях христиане призваны засвидетельствовать своё исповедание. Крепости рушатся, как замки на песке.

Богатые попадают в ловушку, появляется множество проблем, нарушается равновесие, рождаются злые желания и угнетение. Растут безработица, неуверенность, преступность, беззаконие и нищета. Всё это ясно показывает духовную лень и бедность многих. О, если бы это мощное цунами вызвало пробуждение от летаргического сна, а трещины от землетрясения привели к бодрствованию, осознанию и ответственности за решения! Необходимо, чтобы вновь вернулись забытый оптимизм, тайная надежда, утерянная радость и желанный мир.

За человеческой болью, горьким испытанием, изнурительной тоской скрывается любящее око Бога. Пробуждение от жизни ради материальных благ, полной наслаждения, благополучия и эгоизма, приведёт человека к духовному наблюдению, правильному видению, тщательному исследованию, избавлению от мутной тревоги. У человека есть скрытый запас внутренних сил, позволяющий ему не согнуться, не оступиться, не опуститься, не поддаться отчаянию. Особенно христианин не мыслится разочарованным, беспокойным, отчаявшимся, несчастным, угрюмым и неблагодарным. Люди создают общество потребления, изобилия и пресыщенности. Это общество опускается до излишнего поклонения плоти. К сожалению, мы видим невероятную блокаду, изготовление ловушки, усыпление в болоте земных благ. Нет здесь ничего от сопротивления, противоборства, изменения и покаяния. Поэтому экономический кризис и причиняет такое беспокойство. Его не рассматривают как возможность для кардинального изменения.

Сейчас пришло время явить веру, пройти через испытания, показывающие истинность веры каждого. Да не будет веры лишь на словах! Искушениями, испытаниями, бурями выявляется подлинность нашего «верую». Боль выдаёт болезнь. Боль может стать врачом. Чувствовать боль, чтобы научиться сопереживать. Боль, воистину, может смягчить человека и стать благословением, а может его ожесточить и стать мучением, пыткой или проклятием. Как говорят, от жара солнечных лучей тает воск и твердеет грязь. Исключительное значение имеет свободная воля каждого человека.

Есть много причин, по которым человек должен неотступно и непрестанно бороться. Отчаяние неприемлемо. Терпение необходимо всегда. Мы не одни боремся в жизни. Хороший капитан корабля виден во время шторма, как верно говорит наш народ. Шторм, тучи и гроза пройдут. Мы необдуманно ушли в сторону – и теперь время более благоразумно обратиться к прямому пути, к умеренности, к скромной жизни. Кризис – это возможность. Важная возможность.

Информация об авторе: Монах Моисей Святогорец (Μωυσής Αγιορείτης) родился в Афинах в 1952 году. На Святой горе монашествовал около тридцати пяти лет. Иконописец, поэт, критик и писатель. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены на многие языки и награждены. По просьбам митрополий, университетов и обществ имел ряд выступлений как в Греции, так и за рубежом. В качестве докладчика принял участие в 80 конференциях. Занимал должность архиграмматея (старшего секретаря) в Священном Киноте Святой Горы. Двадцать лет являлся главным редактором святогорского журнала «Протат» и членом известных обществ. Около двадцати пяти лет являлся Старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш, где ранее занимал должность Управляющего. Считается самым плодотворным современным святогорским писателем.

Монах Моисей Святогорец.

Христос пришел в мир как Искупитель и Спаситель. Сегодня, две тысячи лет после Его прихода, Он остается практически неизвестным в мире, поддельным, реформированным, измененным, фальшивым благодаря некоторым или многим людям, которые находятся рядом с нами. Бог – не тиран, не начальник, не жестокий, не страшный, не является недоступным, непримиримым и неизвестным христианской религии, разным конфессиям и многочисленным сектам. Он не блаженно отдыхающий на седьмом небе, не далекий, не трудный, не безразличный, не чужой. Христос не бог гуманизма, рационализма, схоластики, западной философии.

Он – Бог любви. Он верховный и первый Основатель любви к врагам, чужим, рабам, одиноким, заключенным, бедным, бездомным, нагим, голодным. Он первый Основатель любви к больным, престарелым, безработным, малоценным, разным, – всем людям. Он благовестил – не просто на словах – единство всем и миру, превосходящее ум каждого человека. Он воплощает великое жертвенное самоприношение. Он принимает человека безусловно, полностью, свободно, представляет его боголюбимым и хочет, чтобы он стал святым. Он дает ему смысл и священную цель – божественную жизнь (то есть обожение). Призывает всех через самопознание и братопознание к богопознанию и богопринятию. Он совсем не любит мнимое смирение, лицемерие, самодостаточность, благочестивую маску и лжесвятость. Он особенно любит чистое смирение, невинность, естественность, чистоту, аутентичность и достоверность. Он постоянно увещевает изобличать, критиковать, укорять себя. Он призывает к постоянному размышлению, к молитве, к покаянию, к умилению, к благоговению и постоянной памяти о смерти. Он хочет нашей приверженности и преданности, всей нашей любви, чтобы наше сердце было пустым от любви к чуждым вещам, и чтобы мы имели добрые, чистые, прямые и неподозрительные помыслы. Он не хочет быть случайными и периферийным богом нужды, а Богом нашего бытия, средоточием нашей жизни, – Тем, Кто везде находится и все исполняет, Сокровищем благ и Подателем жизни. Ему никогда не нравились склонность к самооправданию, властолюбию, славолюбию, плотолюбию, корыстолюбию, нечеловеколюбию, небратолюбию и нечадолюбию. А еще Ему никогда не нравились ни лукавые, ни утилитарные, ни индивидуалистические, ни эгоистические условности, с притуплением совести, что человек ничего не может сделать с существующим злом. Он произнес строгие слова о создающих и ищущих скандалов, о легко раздражающихся людях, о лицемерах, моралистах, почитающих Бога единственно в бесплодных внешних формах. Он Бог, Который нежно целует и искренно обнимает врагов, Который ест вместе с грешными мытарями и разговаривает с блудницами. Несмотря на то, что является Учителем, Он наклоняется и омывает ноги Своим ученикам, говорит не столько о вчерашнем дне, сколько о завтрашнем, не позволяет, чтобы доставали нож из ножен для отмщения и надеется на покаяние блудницы. Он никогда не делает разницы между людьми. Говорит одинаково о грабителях, о несправедливо обвиненных, о богатых, о сребролюбивых, о скупых, об алчных и о немилосердных людях. Также и о бедных, которые ропщут и имеют огромное желание богатства. Он хочет, чтобы люди были совершенно свободными. Решительно порицает людей, которые злоупотребляют властью. Уважает уникальность и сакральность неповторимости человеческой личности и не обращается к безличной массе. Предпочитает проживание отвлеченным идеям, опыт теоретическим знаниям, живой пример молчания всяким высокопарным и красивым словам.

Вифлеемские пастухи были простыми, небогатыми и нестяжательными людьми, ночью они стерегли свое стадо и первые узнали о Его Воплощении. Волхвы с Востока, которые действительно были опытными мудрецами и были изумлены знамениями неба и величием Бога, стали первыми истинными Его поклонниками. Простодушные, скромные и презренные иудейские женщины стали первыми свидетелями Его трехдневного Воскресения. Известная своей бурной жизнью самарянка становится первой потрясенной и тронутой слушательницей, не столько тайнами своей личной жизни, сколько тайнами Бога. Этой самарянкой была равноапостольная мученица Фотина.

Христос продолжает обличать книжников и фарисеев, Он осуждает их, разоблачает. Отказывает им в их желании, чтобы Иисус был таким, каким они хотят Его видеть: чтобы Он не исцелял в субботу, чтобы вообще не исцелял, чтобы был человеком, злоупотребляющим властью, чтобы был истребителем врагов, ценил фарисеев, а не укорял, чтобы Он был ответственным, а они безответственными людьми, которые ищут только знамения без усердной личной борьбы, без поиска и самопожертвования, без веры в то, что для достижения святости нужно потрудиться, и она не является данностью…

Христос искажен – особенно на Западе, но и не только там – в улыбчивом начальнике на кассе Фонда для бедных или в злом обществе. О Принесении Себя в жертву Господь говорит как о бескровной, таинственной, духовной и живой Жертве ради жизни мира, но не такого мира, который определяется финансовым, социальным и психологическим благополучием. Всемогущий стал немощным, согласно словам св. Ефрема Сирина. Тайну Богочеловека Иисуса можно ощутить только в богослужении и в пламенной молитве. Он стал таким, как мы, чтобы спасти нас, исцелить нас, подружить нас с Богом. Богатый стал бедным, чтобы обогатить нас Своей бедностью, как прекрасно пишет великий Павел к Коринфянам. Он стал человеком для того, чтобы мы стали богами, подчеркивает св. Афанасий Александрийский.

Несмотря на то, что вероисповедание человека теперь не фиксируется в документе, удостоверяющем личность, а теперь хотят исключить и вероучение из школьной программы. Остается только вера во Христа. Одна вера, но относительная и часто неопределенная, абстрактная, выбранная с корыстной целью в случае необходимости.

«Нам многого не нужно! Мы же не богословы», – такие слова можно услышать от людей, которые участвовали в сборе подписей о сохранении фиксации вероисповедания в греческих документах, удостоверяющих личность, и от людей, которые завтра будут собирать подписи о сохранении вероучения в школах. Многие специалисты, такие как учителя, врачи, считают христианство полезным, безопасным, помогающим удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Другие, вспоминая свою строгую мать или бабушку, когда вырастут, отвергнут Христа как ненужного, отягчающего и скучного, или сохранят память о Нем ради своего «здоровья», или будут вспоминать во время праздников Рождества Христова и Пасхи. (Естественно, некоторым строгая мать или верующая хорошая бабушка могли, наоборот, помочь вернуться ко Христу). Теперь начнут снимать иконы с изображением Христа со стен в школах, судах и больницах как ненужные в свободном, веротерпимом, нерелигиозном, атеистическом обществе, – обществе без Христа. (Разумеется, наихудшим является удаление образа Христа из сердца, это начало нового большого иконоборчества).

Большое количество хороших христиан выбирают определенные, удобные для себя отрывки из Евангелия и исключительно по-своему их толкуют, в соответствии со своей личной потребностью, выгодой, со своим мнением и своей эпохой. Искатели пользы – лжеучители, это не только известные еретики, которые узурпировали Божью истину, запятнали образ Его Божественного Лица и опасно Его затуманили. Христос стал раздражителем в обществе потребления. Это становится очевидно, когда начинают говорить об аскезе, воздержании, благодаянии и смирении. За искажение образа Христа несут ответственность многое люди, но и мы несем за это ответственность. Христос говорит о любви, свободе и смирении. Мир постоянно поступает деспотично, алчно, надменно, корыстно и без внутреннего спокойствия. Христос принимает как христиан Своих настоящих учеников, Его детьми являются те, кто действительно может любить. Любовь является главной особенностью, эмблемой, знаком верующих, лучшим свидетельством их идентичности. Христос мешает людям, поэтому они находят предлоги ограничить Его, изолировать, использовать в исключительных случаях, не желают, чтобы Он был Главой их жизни. Безвкусная жизнь христиан является «наилучшей» проповедью перед безразличными людьми. Когда и христиане усиленно борются за лучшее место под солнцем, за почести, славу, богатство, власть и признание, они не подают пример духовного возрастания, единства и зрелости Христа.

Подмененный Христос, понятый в соответствии с нашими представлениями о Нем, а не Тот, Кто действительно является Прообразом нашей собственной природы, подменяет и жизнь. Мы думаем, что Христос таков, каким мы его себе вообразили, и в случае чего Он может разозлиться, разгневаться, отвернуться от нас и наказать нас. Поэтому мы по-разному пытаемся подкупить, умилостивить Его. Понимаете ли вы масштаб ошибки? Какая ужасная подмена, что наши отношения с Богом сводятся к дешевой сделке! А иногда такому пониманию способствуют ошибочные традиции и богословски неверные проповеди.

Евангелие, вольно или невольно искажено, неправильно интерпретировано и объяснено многими, – эти люди создали такой образ Христа, Который не отражает реального Богочеловека. Реальный Христос – непостижимый. Евреи ждали Его как правителя, мессию и разрушителя. Он показал себя иным, не соответствовавшим их представлениям о Нем, поэтому Его отправили на Голгофу.

«Как поклоняться бессильному, распятому, побежденному, умершему?» – некоторые задаются таким вопросом.

И до сего дня Христос является «соблазном и безумием». Он нас удивляет, ужасает, потрясает. Мы можем сказать, что Его молчание, отсутствие, бездействие, бессилие вселяет в нас ужас, но мы не видим, что Его молчание является говорящим, что Его кажущееся отсутствие является динамичным присутствием, Его бездействие является самым большим самопожертвованием, а Его бессилие является силой Победителя.

Еще во время Своей жизни на земле Христос был неправильно понят. Его называли едящим и пьющим, одержимым демоном, особенно книжники и фарисеи, и вообще правящий класс, власть. Простые люди были увлечены Учителем, Который первым воплощал в жизнь то, чему учил. Его учение сопровождалось чудесами, и Учитель впервые не говорил начальническим, авторитарным тоном, но спокойно беседовал со всеми. Вышеуказанные господа не позволяли себе так общаться с людьми. Они считали особенно предосудительным беседовать с мытарями и блудницами. Отзывчивость, доступность, терпеливость нового Учителя очень их раздражала и поспешным судом, который был организован с привлечением лжесвидетелей, был приведен к Кресту Господь. Христоненавистники, как они думали, избавились от своего раздражителя, Того, Кто подрывал их авторитет, ставил под сомнение их власть, осуждал высокомерие, наглость, уловки, угрожал их земному благоденствию. Они не могли стерпеть, чтобы кто-то осуждал их лицемерие и смело обличал их жажду власти. Они осудили, обвинили и умертвили своего Разоблачителя и продолжили спокойно жить своей беспокойной жизнью.

Христос категорично говорит, что нельзя изменить людей, если сначала не изменишь себя. «Очисться сам, а затем очищай»,– говорит св. Григорий Богослов. Как красиво говорит св. Серафим Саровский: «Найди мир в своем сердце и тысячи людей будут спасены!» Св. Исаак Сирин говорит: «Помирись с собой, и небо и земля помирятся!» Речь не идет о психологическом росте или философских идеях, направленных на самопознание и самоочищение, а о богоугодном образе и жизни в неразрывных отношениях с живым Христом, в Его освобождающей Истине и Его спасительной Любви.

Монах Моисей Святогорец, старец каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш

Когда современный христианин говорит о Боге, зачастую он имеет в виду нечто, что находится где-то далеко в небе, неизвестное, непонятное, непостижимое, недосягаемое, то, что он одобряет, полезное в момент необходимости; иногда он приписывает ему магические свойства и часто повторяет неправославное «Веруй и не рассуждай».

Но эта вера в Бога не приводит к существенным изменениям в жизни христианина. Он может иногда ходить в церковь по воскресеньям, держать в своей библиотеке современные духовные книги, в гостиной – старые иконы, в руках – чётки, может подавать небольшую милостыню. Однако он злится из-за несоответствия других людей его ожиданиям, жаден до денег, погружён в эгоизм, жажду комфорта, беспокойство, конкуренцию. И это не является жизнь во Христе. Здесь пахнет смертью. Чем сегодня отличается христианин от остальных людей? Если у него нет долготерпения, кротости, радости, простоты и особенно смирения, это означает, что он ничего не понял о жизни во Христе. О жизни, которая обновляет, преображает и облагораживает человека даже под гнётом ежедневных трудностей.

Жизнь таких христиан скатывается до бессмысленного и глупого выживания, ведь человек не может жить только ради пенсии, ради второй квартиры или ради новой машины. Мы не ждём кардинальных изменений, действуем без надежды. И мы постоянно торопимся, тем самым вышивая себе саван. Жизнь, говорим мы, черна и безрадостна, это тусклая и мутная рутина.

Христианин призван прежде всего прислушиваться к голосу Евангелия, зовущему его к постоянному риску комфортом, который обладает им и лукаво сподвигает говорить: слава Богу, мы не делаем ничего ужасного и постыдного из того, что видим каждый день по телевизору. Эта мысль, скорее всего, от демонов, и успокоение, которое она даёт, вовсе не благое. Отвечать перед Богом мы будем не только за то, что не делали плохого, но и за то, что не делали хорошего, не возлюбили добродетель.

У христиан сегодня двойная жизнь, не всегда они обладают чистотой и цельностью личности. Это раздвоение – большое страдание. Христианин не должен казаться одним, а быть другим, говорить одно, а делать другое. Это притворство, хорошее или плохое, не может быть чертой христианина. Истинные отношения человека с Богом характеризуют и его отношения с людьми. Христианин в повседневной жизни и христианин по воскресеньям – не разные люди. Как я уже сказал, существует такое благочестивое лицемерие. Аллегория одержимого стремления человека к совершенному внешнему виду – листья смоковницы, скрывающие его внутреннюю пустоту и наготу. Дорогой и красивой одежде не соответствует красота и совершенство внутреннего мира.

Христианин с головой погружается в насущные заботы, хлопочет о многом, отвлекается на мелочи, раздувает из мухи слона, стремится к удовольствию и запретным плодам, которые представляются ему красивыми, сладкими и приятными, не хочет отличаться от других, не хочет бороться, не хочет уменьшать и ограничивать свою свободу. Возвращается демон Эдема и предлагает блестящее, а не драгоценное, легко получаемое, дешёвое, разрекламированное, пользующееся спросом, массовое, ненастоящее. Приобретение этого не является успехом, в нём нет подлинности, борьбы, труда терпения и любви. И в этом заключается ложь, дезориентация, заблуждение в принятии демонской морали, сомнительной, коварной, нацеленной на сближение с миром. Таким способом человеку даются ложные приоритеты, обманчивые, вымышленные, отрывочные истины, восхваление порока, опасный изоляционизм, нездоровый нарциссизм, отодвигание проблем, яркие краски пустой оболочки. Я преувеличиваю?

Сегодня у нас, христиан, магическое представление о Церкви. Мы говорим: «Если ты придёшь в Церковь, то твои дела пойдут хорошо». Но среди верующих христиан есть и безработные, и молодые учёные, не получившие места, и разорившиеся коммерсанты. Мы говорим: «Если ты не придёшь в Церковь, у тебя всё пойдёт прахом». Но пришедший Христос не давил ни на чьё сознание. У нас нет права грозить, пугать мир, и тем более петь песни о несуществующем Боге, то есть о Боге карающем, мстительном, жестоком, завистливом, враждебном. О Боге, который раздаёт хорошие рабочие места, солидные заработки, высокие пенсии и пособия, благополучие, долголетие и прочее. Мы похожи на популяризаторов новой продукции красоты или на адвокатов несправедливо пострадавшего Бога. Мы, христиане строптивого двадцатого века, ещё не поняли, что Церковь – это Христос, Который спасает, но не спасается никем из нас. Христос сказал: если мы от всего сердца хотим совершенства, да последуем за Ним. Сегодняшние христиане становятся прокурорами, царственнее царя, с безотчётным рвением, с усердием не по разуму, с фальшивым миссионерством.

Но, дорогие мои, все святые нашей Церкви в большинстве своём были больными и бедными людьми, часто преследуемыми, немощными, презираемыми, они бы не притягивали ваши взгляды. Христос прославился на Голгофе. Страдание – спутник нашей жизни. Символом христианства является крест. Непозволительно искажать истину. В Церкви продолжает существовать страдание, но у него есть смысл, есть выход, оно ведёт к воскресению. У нас нет права, как это делают некоторые политики перед выборами, обманывать народ, обещая земной рай. Христос сказал, что в мире мы будем иметь скорбь. Он не называет блаженными тех, кто теряет время в развлечениях. А мы создаём неохристианство по нашим меркам, для собственных нужд, неутомительное, безмятежное, удобное, лёгкое, без всякой ценности, антиаскетическое, в конце концов, антиевангельское. С такой точки зрения Божественная Литургия в храме – простое прослушивание слов и созерцание обрядов, это можно спокойно смотреть по телевизору, сидя в кресле, или слушать по радио в машине. Здесь нет жертвы, соучастия, бодрствования, собрания верующих в Таинстве.

В христианских общинах бесприютный, неласковый, недружелюбный, одинокий и несчастный человек должен быть согрет любовью и истиной. Если приходящий к нам сталкивается с нашей нерадивостью, негостеприимностью, равнодушием, утомлённостью и нерешительностью, это трагично и для нас, и для него. Если у нас нет света и радости, духовного опыта и жизни, что мы можем предложить? Он найдёт всё это в другом месте и, возможно, в лучшем виде. Если у нас, христиан, нет радости личной встречи со Христом, тогда каков смысл нашей христианской идентичности и формального посещения церкви? Св. Григорий Синаит говорит: если не узнаем, какими нас создал Бог, то не познаем и того, какими нас сделал грех. Если мы не познаем свет благодати, то скажем, что нам хорошо и в полумраке. В свете открывается наша действительность. В свете будет открыта истина Церкви. Церковь – это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям. Церковь – это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Обратите на это внимание, пожалуйста.

Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, выдерживать противодействие, сотрудничать с Богом. Мы дадим ему наш добровольный труд, Он – благодать и милость Свою, так как всегда спасение человека – это слияние божественной благодати и человеческого усилия. Человек был создан по образу Божию, и цель его создания – обожение. Миссия Церкви – спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения. Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.

В воскресение 1 июня после продолжительной болезни отошел ко Господу один из самых известных современных афонских монахов и писателей старец Моисей Святогорец.
Монах Моисей Святогорец родился в Афинах в 1952 году. Он был иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Отец Моисей принял участие более чем в 80 научных конференциях. Был основателем и главным редактором святогорского журнала "Протат".
Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш.


«Зачем нужен пост?»

Пост – древняя добродетель. Вместе с молитвой он готовит христианина распятию и воскресению. Пост это пища для души.

Пост учит нас воздержанию, которое необходимо любому человеку. Учит отказу от излишеств, роскоши и изобилия. Пожалуй, пост едва ли не единственное, что человек способен преподнести «в дар» Богу.

Конечно, Господь ни в чём не нуждается, и пост, прежде всего, необходим нам самим. Польза воздержания многообразна: постясь, мы пребываем в трезвении и сосредоточенности, а наша молитва становится более внимательной, сердечной и глубокой. Пост – это наш призыв к Богу, свидетельство того, что мы желаем, чтобы Он вошёл в нашу жизнь.

Пост неразрывно связан с покаянием. Это данный нам Богом шанс, который не следует упускать.

Поститься следует охотно, любочестно и радостно, а не формально, скрепя сердце, воспринимая воздержание как повинность. Пост мы должны принести Богу от всего сердца.

Адам и Ева потеряли Рай из-за своей невоздержанности. Пост открывает нам Райские врата вновь.

Пост не должен остаться лишь на уровне отказа от некоторых видов пищи, мы должны сделать следующий шаг – воздерживаться от своих греховных страстей и зла. Тогда период поста станет для нас существенным и поворотным моментом на нашем пути к Богу.

Пост дарит нам нравственную чистоту, рождает покаяние и презрение ко греху. Пост – это не самоцель, а средство в достижении цели – встречи с Богом. Согласно святителю Василию Великому, пост – это отчуждение от зла, обуздание языка, уход от гнева и отказ от злых привычек.

У того, кто серьёзно болен, нет необходимости в посте. Ведь воздержание от пищи необходимо для того, чтобы смирить тело. Когда тело болеет, оно и так смиряется и нет необходимости его истязать. В любом случае, это вопрос, который необходимо решать, посоветовавшись со своим духовником.

Некоторые люди живут для того, чтобы есть. Они «путешествуют» от стола к столу, ходят по банкетам и ресторанам. В конце концов заболевают от многоядения. Неумеренность в еде становится причиной лишнего веса и многих заболеваний.

Но постимся мы не ради телесного здоровья (хотя пост и помогает нам в этом), а ради здоровья духовного. Пост не имеет ничего общего с диетой, на которую люди «садятся» ради красоты и стройности фигуры. Пост – это брат добродетели воздержания. Не будем забывать слова Иоанна Златоуста, который призывал сэкономленные на еде в период поста деньги использовать для того, чтобы накормить голодных и нуждающихся.

Пусть пост сопровождается молитвой и любовью. Тогда он обретёт ценность, смысл и значение.

«Христианин не может быть угрюмым и несчастным»

Насущным вопросом наших дней является серьёзный экономический кризис, который переживает наша страна. Он вызывает большую неопределённость, беспокойство, гнев, замешательство, страх и тревогу. Времена поистине трудные. И в этих условиях христиане призваны засвидетельствовать своё исповедание. Крепости рушатся, как замки на песке.

Богатые попадают в ловушку, появляется множество проблем, нарушается равновесие, рождаются злые желания и угнетение. Растут безработица, неуверенность, преступность, беззаконие и нищета. Всё это ясно показывает духовную лень и бедность многих. О, если бы это мощное цунами вызвало пробуждение от летаргического сна, а трещины от землетрясения привели к бодрствованию, осознанию и ответственности за решения! Необходимо, чтобы вновь вернулись забытый оптимизм, тайная надежда, утерянная радость и желанный мир.

За человеческой болью, горьким испытанием, изнурительной тоской скрывается любящее око Бога. Пробуждение от жизни ради материальных благ, полной наслаждения, благополучия и эгоизма, приведёт человека к духовному наблюдению, правильному видению, тщательному исследованию, избавлению от мутной тревоги. У человека есть скрытый запас внутренних сил, позволяющий ему не согнуться, не оступиться, не опуститься, не поддаться отчаянию. Особенно христианин не мыслится разочарованным, беспокойным, отчаявшимся, несчастным, угрюмым и неблагодарным. Люди создают общество потребления, изобилия и пресыщенности. Это общество опускается до излишнего поклонения плоти. К сожалению, мы видим невероятную блокаду, изготовление ловушки, усыпление в болоте земных благ. Нет здесь ничего от сопротивления, противоборства, изменения и покаяния. Поэтому экономический кризис и причиняет такое беспокойство. Его не рассматривают как возможность для кардинального изменения.

Сейчас пришло время явить веру, пройти через испытания, показывающие истинность веры каждого. Да не будет веры лишь на словах! Искушениями, испытаниями, бурями выявляется подлинность нашего «верую». Боль выдаёт болезнь. Боль может стать врачом. Нам необходимо почувствовать боль, чтобы научиться сопереживать. Боль, воистину, может смягчить человека и стать благословением, а может его ожесточить и стать мучением, пыткой или проклятием. Как говорят, от жара солнечных лучей тает воск и твердеет грязь. Исключительное значение имеет свободная воля каждого человека.

Есть много причин, по которым человек должен неотступно и непрестанно бороться. Отчаяние неприемлемо. Терпение необходимо всегда. Мы не одни боремся в жизни. Хороший капитан корабля виден во время шторма, как верно говорит наш народ. Шторм, тучи и гроза пройдут. Мы необдуманно ушли в сторону – и теперь время более благоразумно обратиться к прямому пути, к умеренности, к скромной жизни. Кризис - это возможность. Важная возможность.

«Европа совершает самоубийство»

Греция уже давно в реанимации. Ежедневно убивают греческий язык. Вокруг царит дезинтегрирующая тьма и насильственный и мрачный национальный нигилизм.

Спешное желание легко обогатиться привело многих к трагическим ошибкам. За нетерпеливость и легкомыслие приходится дорого платить. Жажда богатства довела европейцев до крайностей. Современная Европа полностью дехристианизирована.

Ватикан пожинает плоды искажения церковного учения. Имеют место вопиющие случаи изнасилования детей. От «мертвого бога» западные люди бегут к восточным гуру в стремлении найти хоть какую-то духовную жизнь. Около двух тысяч ответвлений протестантизма сражаются за паству. Дехристианизация Европы приобрела большие масштабы и приведет к еще более катастрофическим последствиям.

Европа забыла Христа и открывает объятия исламизму. Похоже, она хочет совершить самоубийство. На месте храмов вырастают мечети.

Мы не против других религий, но хотим защитить православие. Или у нас хотят отнять уже и это последнее право? (…)

Мы надеемся на сопротивление неподкупных людей. Их немало. Пора перестать молчать. Наша страна нуждается в духовном возрождении».

(1952–2014) более 35 лет подвизался на Афоне. Иконописец и песнотворец, духовный писатель и проповедник, он был наделен от Бога многими дарованиями. Книги старца, а их более 52, и статьи (их более тысячи) переведены на многие языки мира.

Опытный духовник, он более 25 лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита великомученика Пантелеимона монастыря Кутлумуш. Страсти и их преодоление – один из главных вопросов, с которым приходят к духовникам как иноки, так и миряне. Этому посвящена книга старца Моисея Святогорца «Как убить страсти» – недавно в русском перевода она вышла в Издательстве Сретенского монастыря. Предлагаем читателям фрагмент из нее.

Страсть приводит к разрушению: страдает тело, с ним болит и душа. Это бессмысленное и противоестественное стремление души – лишнее и бесполезное действие, приводящее к печали, страху, похоти и наслаждению, от которого появляется сребролюбие, пьянство, распущенность, сопровождаемые завистью и недоброжелательством, которые, в свою очередь, преподносят смятение и беспокойство. Все это побуждает человека возомнить себя бессмертным уже на этой земле, омрачает его и терзает.

Обладаемый страстями человек мучается, страдает, беспокоится и мечется. Еврипид говорит, что страсти мерзки и отвратительны, а Платон отмечал, что страсть есть подчинение удовольствию. В итоге получается, что управляемый страстью человек несвободен, он порабощен своими же собственными желаниями. Современные словари объясняют «страсть» как неосознанное напряжение ощущений, ненасытимую жажду, пламенное желание, воодушевленное рвение, инстинктивные порывы, гневную ненависть, ничем не ограниченную и неутолимую. Все это говорит нам о многом и многое напоминает.

Страсти просто кишат в нас, они свили уже себе гнездышко, поскольку мы их давно-давно пригрели, мы их обсуждаем, о них заботимся, даже любим, постоянно оправдываем, поскольку мы считаем их небольшими по сравнению с тем, что творится в душе окружающих, и поэтому мы постоянно и систематично медлим с их искоренением. Давайте быть честными и искренними с собой: разве не так обстоят дела? Наши страсти являются весьма значительными внутренними движущими силами. И нужно с самого начала сказать, что культивирование страстей в нашей душе является формой отречения от Бога в нашей жизни, поскольку страсти, как мы уже сказали, являются вещами богоборческими и управляются демонами. Культивирование страстей также означает, что в нас есть опасное самодовольство, навязчивый нарциссизм, самообожествление, и все это лишает силы нашей души чувствительности, как бы удаляет «нервные окончания» души, которая больше не является живительной силой, а истлевает и умирает. В таком состоянии человек занимается самолюбованием и в итоге – самообманом. Он оправдывает и доходит даже до открытой поддержки своего греха, а потом замыкается и становится бесконечно одиноким, доходит и до того, что жизнь становится безрадостной и невыносимой… Заканчивается все поклонением идолу самого себя, получением удовольствия от ощущения своего греха, и это состояние нераскаянности в глубине души удовлетворяет человека. И отсутствие Бога скорее становится выгодно. Грешник думает, что живет свободно и не подчиняется никакому контролю, не слушает ничьих замечаний.

Страсти – это с самого начала объявление человеком своей автономности от Бога. Бунтарь Эдема отступник Адам, совершая свое первое восстание, глупо ошибся, послушавшись коварного и лицемерного демона, обещавшего быстрое и легкое обожение и блаженство, и не послушавшись своего Создателя, Господа и Бога, ясно говорившего о связи между терпением и любовью. Но Адам очень спешил и оказался слишком легкомысленным и невнимательным, полагая, что, пожалуй, он смог бы прожить замечательно и со своими планами на жизнь, а также со своими собственными целями.

В своей свободе Адам был очень неустойчивым и подверженным разным влияниям. Но он мог им сопротивляться! А его слабая воля – это уже его личное дело и его собственная вина. Но, несмотря на все это, любящий Отец, Бог, приходит еще раз, тактично и аккуратно предлагая решения сложившейся ситуации, давая возможность покаяния и возвращения, чем, однако же, Адам не захотел воспользоваться, чтобы продолжить свою уникальную жизнь в раю. Он остался при своих пустых и эгоистичных оправданиях, которые ясно показывали его нераскаянность и укорененность во грехе, они же и привели к изгнанию из райского сада, от жизни рядом с Богом и от общения с Ним. Почему? Как говорит святитель Григорий Палама, у Бога есть одна «немощь»: Он не может находиться и обитать в нечистоте, а грех – это душевная нечистота.

Слезы Адама при входе в рай были началом трезвения, очищения, покаяния и вели его к просвещению и бесстрастию. В этом заключается первая нужда: в сердце человека должно родиться реальное желание отказа от страсти, он должен, как говорит нам Священное Предание, терпеливо, настойчиво, продуманно, искренне и смиренно сражаться на войне со страстями. Человек должен приобрести мир, собрать свой ум, собрать все свои силы, понять свои возможности, изучить их, помолиться, пролить слезы, смириться и, конечно же, участвовать в таинственной жизни Церкви. Нашим предводителем в этом прекрасном и священном подвиге за очищение от страстей является Сам Христос, призывающий нас следовать за Ним с доверием, любовью, свободой, радостью и готовностью жертвовать всем, что у нас есть.

Плен страстей полон боли. Человек, забывая Бога, обожествляет материю и самого себя. В этом случае нужно вспомнить о невыразимом несчастии жизни во грехе. Удаление от Бога создает глубочайшее одиночество, страшную отрешенность от всего вокруг и невыразимое опустошение. Человек не радуется, ничем не удовлетворяется, не чувствует себя единым целым и никак не может успокоиться. Без Бога все безрадостно, бессмысленно и затемнено. Отношения становятся враждебными и безнравственными. Господствует какое-то безумие. Царствует разврат. А человека влечет делать то, чего он на самом деле совсем и не хочет, то, для чего он не был создан и предназначен. Итак, вместо того, чтобы избавиться от этого болезнетворного состояния, обычно человек начинает заниматься самооправданием и, по сути, издевательством над самим собой. И доходит до того, что начинает конфликтовать с Самим Богом, как будто Он является виновником такого вот его положения.

Страсти препятствуют легкому общению человека с Богом, словно кандалы на ногах преступника в тюремной камере, где и жизнь уже не радует. И при этом сам человек не может или даже и не хочет ничего делать для своего освобождения. Ленится душа, медлит мужество, запаздывает решительность. Мы не хотим заниматься тяжелым трудом и решать какие-то проблемы, мы уже приучились жить вот так. Потому и продолжаем замечательно оправдывать это свое состояние, пусть и не совсем хорошо себя при этом чувствуем. Решение в таком вопросе принадлежит только нам. Данная Богом свобода не может быть попрана самим Подателем, Который поразительным образом уважает свободное человеческое волеизъявление.

Можно даже сказать, что страсть – это настоящее болото, наркотик, тюрьма. Человек ослабевает творить угодное Богу и не может избавиться от оков пагубных и растлевающих страстей. У всех нас маленькие или большие страсти, явные или тайные, известные и не очень, вошедшие в привычку и возникающие неожиданно, те самые страсти, от которых на словах мы хотим избавиться, но при этом не переходим к мужественным поступкам. Нужно признаться, что победа над этими врагами только своими силами весьма труднодостижима. Но при содействии бесстрастного Христа, перенесшего страдания и крестную смерть ради нас, одержимых страстями, можно освободиться от их безраздельного правления.


Христос пострадал добровольно, призваны и мы также добровольно последовать Ему и распять наши страсти, сораспявшись нашему Спасителю. Необходимо взойти на эту первую ступеньку своим собственным волевым усилием, искренним желанием и всецелым расположением. Иначе ничего не бывает. Эта добровольность – основное условие, вся наша воля должна быть направлена на прохождение этого подвига. Господь – не хозяин и не господин безвольных, несвободных, нецелеустремленных людей, но Отец любимых Им сыновей, непрестанно желающий им спасения. Всех Он хочет спасти и привести к познанию истины, но и сами они должны желать истины и трудиться для нее.

Итак, человек призывается искать и найти скрытые в нем силы, а также немедленно их активизировать. Этот труд не очень-то легок и приятен. Пригревшиеся в нас в течение долгого времени страсти уже нашли там себе уголок, пустили корни и… полюбились нам. Поэтому их выкорчевывание довольно неприятно: царапает, саднит и болит. Мы приучились жить со страстями, командовать, продвигаться по службе, добиваться признания и даже почтения. В этом имеем какое-то удовлетворение, наслаждение и даже безопасность. Старец Эмилиан из Симонопетры говорит: «Когда я гневлив, а хочу стать спокойным, мне кажется, что тогда я все потеряю и не смогу больше управлять. Когда я гордый, но хочу быть смиренным – у меня складывается впечатление, что тогда остальные об меня вытрут ноги. Сейчас же со своей гордостью я считаю, что нечто значу. Вот и необходимо очиститься от этого “нечто”, нужно изгнать это из себя – тогда и покинет меня страсть».

Избавление от страсти начинается с упорного желания такого освобождения. Страсть – она как колючая проволока, стена, перегородка, отделяющая меня от Бога. По слову апостола Павла, это вражда к Богу. Но, конечно, одного желания не хватит. Нужно, чтобы это желание стало еще и реальностью, чтобы эта враждебная Богу страсть преобразилась в угодную Богу добродетель. Именно это и означает – преобразиться и измениться: то есть оставить зло и возлюбить благо, воспламенить священную жажду, божественную любовь, влечение к Богу и радость бесстрастия. Эта живая жажда принесет борцу за свободу внутреннюю гармонию, поскольку ему непозволительно быть хмурым, нервным, пугливым, ворчливым, унылым, подавленным и расстроенным. Если в духовной жизни не хватает оптимизма, надежды и настоящей радости, тогда можно уверенно сказать: что-то идет не так.

Наш подвиг всегда связан с чем-то и грустным, и радостным. Радость – потому что мы дерзновенно надеемся на Христа Распятого и победившего царство смерти, греха и диавола. Грусть – потому что своими страстями огорчаем Бога и безо всякой причины держимся подальше от Его объятий. Подвизающиеся христиане не просто глупо радуются, получая при этом подзатыльники, они не просто беззаботные, поверхностные, серые, наивные, странные и витающие в облаках. Если это так, то это не настоящие христиане. Подвизающийся христианин всегда радостен, искренен, исполнен надежды, уважителен и смиренен.

И начало исправления меня самого – вовсе не эгоизм. Ощущение моей грешности вызывает во мне умиление, а не ужас и страх. Вера в то, что «я хочу и могу измениться», должна быть не только благим пожеланием и смиренной отговоркой, но и реальным поступком, решительным и непреклонным. Подтверждение безграничной любви Всеблагого Бога – это и то, что в моем бунте, отступлении и отчужении Он дал мне теплые слезы искреннего покаяния. Любовь Бога пусть тронет мое сердце, умилит, поразит и исправит мою пошатнувшуюся природу. Таким образом, начало – это отвержение моего греха, а это достойное всякого внимания отвержение привлечет мне от Бога и покаяние, которое заставит мою душу возненавидеть все то зло, которое я полюбил, и полюбить все то благо, о котором я забыл.

Как-то спросили одного афонского старца, что такое Святая Гора. Тот ответил: «Здесь у нас много кающихся. Даже, наверное, все!» Другой старец сказал: «Монах облачается в покаяние. Он весь горит любовью к Богу и живет в покаянии». Это последнее изречение очень важно. Покаяние – это не какая-то пассивная позиция, когда мы оплакиваем свою участь и проклинаем свою судьбу, но горение сердца, согласно авве Исааку Сирину, ради Бога, людей и всего мироздания. Кающийся любит, его сердце горит этой любовью, и он старается восполнить время, потерянное во грехе. Он сожалеет о своих падениях. Но не паникует, не нервирует самого себя тем, как это он, «такой молодец», мог согрешить, поскольку в этом скрывается серьезный эгоизм. Кроме того, любовь к Богу никогда не бывает без любви к другому человеку. И эта любовь делает меня терпеливым, снисходительным, сострадательным, участливым, остроумным и светящимся для братьев моих, а не жестким, упрекающим, осуждающим, строгим, критичным, хмурым и бескомпромиссным.

Если мы не будем следить за всем этим, тогда придем, долго ли, коротко ли, к собственническому благочестию, морализаторству, пуританству и сами будем страдать от одиночества, внутреннего противления и чудачества. Наша настоящая любовь не может быть поверхностной, надуманной, лицемерной, внешней и временной. Она не исчерпывается словами и чувствительными и сладостными фразами, а выражается в том, что мы полностью принимаем своего ближнего, без всяких условий, корысти и ожидания чего-то взамен. И вот такая позиция, когда оставляешь место другому, внимаешь ему, позволяешь ему продвигаться, делаешь приятное, и есть свойство неподдельной любви к Господу, истинной, жертвенной, христианской любви, что и является неотъемлемой чертой покаяния человека.