17.06.2024

Описание буквы г. Конспект занятия по исправлению нарушений письменной речи: «Парные звонкие-глухие согласные. Звуки и буквы Г-К. после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель :

  • Учить детей различать звуки [к]-[г], [к’]-[г’] в словах и предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Задачи: Развивать фонематическое восприятие.
  • Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме, записывать их буквенное обозначение тремя цветами. Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
    • а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
    • б) анализа и синтеза предложения из 7 слов.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, на каждого ребенка по два синих и зеленых больших кружка, с условными обозначениями звонких и глухих согласных, по одному синему и зелёному маленькому кружку, по звуковой линейке, карточки со словами, в которых пропущены буквы К - Г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент . (слайд 1)

Какая тема была на прошлом занятии? (звуки [к] - [г], буквы К – Г). Чем отличается звук [к] от звука [г]? (звук [к] - глухой согласный, а звук [г] – звонкий согласный). А почему звук [к] глухой? (звук [к] глухой, потому что голосовые связки не работают). А почему звук [г] звонкий? (звук [г] звонкий, потому что голосовые связки работают). Буква К сколько обозначает звуков? (два). Какие? ([к]-[к’]). А буква Г сколько обозначает звуков? (два). Какие? ([г]-[г’]). Кто догадался, какая тема будет на сегодняшнем занятии? (звуки [к] - [г], [к’] - [г’] и буквы К - Г).

2. Объяснение новой темы.

Правильно, (слайд 2) запишите дату (уточняется число и месяц) и тему зелёной ручкой: Звуки [к] - [г], [к’] - [г’]. Буквы К - Г. Ребята, пока вы писали тему занятия, мне пришло сообщение. А от кого, вы сейчас сами угадаете:

На гармошке он играет,
С днём рожденья поздравляет.
Он зубаст, но всё же мил.
Это (Гена крокодил). (слайд 3 Гена с гармошкой)

Правильно! Гена вместе с Чебурашкой направляются к нам в школу! Как вы думаете, для чего? Поскольку Чебурашка только недавно научился читать и писать, ему оказалось трудно различать буквы К –Г и звуки, которые они обозначают. Поможем Чебурашке разобраться? А вот и они! (слайд 4 Гена и Чебурашка идут в школу)

3. Характеристика звуков (слайд 5 Гена с Чебурашкой)

Даша, идёт к доске и записывает характеристику звука [к] с объяснением, а вы, записываете в тетради. (слайд 6 Гена с Чебурашкой в левом верхнем углу) Даша, каким цветом ты будешь писать? Правильно, синим. ([к] – согласный, т. к. выдох встречает преграду - язык, твёрдый, т.к. произносится грубо, глухой, т. к. голосовые связки не работают)

Никита, запиши на доске характеристику звука [г] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, синим. ([г] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - язык, твёрдый, т.к. произносится грубо, звонкий, т. к. голосовые связки работают)

Маша, иди к доске и обозначь различие между звуком [к] и звуком [г]. ([к] – глухой, а [г] – звонкий, и обводит красным цветом). Маша, эти звуки парные? (да).

Настя, иди к доске и запиши характеристику звука [к’] с объяснением. Каким цветом ты будешь писать? Правильно, зелёным. ([к’] – согласный, т. к. выдох встречает преграду - язык, мягкий, т.к. произносится ласково, глухой, т. к. голосовые связки не работают).

Алёша, запиши на доске характеристику звука [г’] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, зелёным. ([г’] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - язык, мягкий, т.к. произносится ласково, звонкий, т. к. голосовые связки работают).

Максим, иди к доске и обозначь различие между звуком [к’] и звуком [г’]. ([к’] – глухой, а [г’] – звонкий, и обводит красным цветом). Максим, эти звуки парные? (да).

Работа в тетради идёт одновременно с доской.

4. Работа с кружками.

Ребята, кто закончил писать характеристику звуков, положите на тетрадь большие кружки, которые соответствуют характеристике наших звуков. (Дети выкладывают четыре кружка, а логопед уточняет, что с правой стороны тетради должны лежать кружки, обозначающие твёрдые согласные, а с левой – кружки обозначающие мягкие согласные). Объясните, Чебурашке, для чего вы положили кружки? (Чтобы определять звуки, которые мы сегодня различаем, и закрывать ладошкой нужный кружок, давая характеристику звукам).

Слова: гусь, гитара, пакет, рукава, серьги, гагара, катушки, галка, аквалангисты.

5. Работа со звуковой линейкой. (слайд 7 Чебурашка)

Ребята, вы молодцы, но Чебурашке ещё очень сложно разобраться в наших звуках, поэтому давай те покажем, как мы работаем со звуковой линейкой. Никита, какие маленькие кружки нам сегодня понадобятся? (синие и зелёные). Возьмите звуковые линейки в руки, и начинаем с Даши. Определяем общее количество звуков в слове и ставим кружки на ту цифру, где услышим нужные звуки в слове.

Слова: магнитофон, универмаги, физкультура, светильники, программисты, астрология, мандаринка, холодильники, подосиновик.

Молодцы, замечательно справились с заданием.

6. Физическая минутка (слайд 8 Гена и Чебурашка на весь экран)

А сейчас, покажем нашим друзьям, какие вы внимательные. Я буду показывать различные движения, а вы - их выполнять наоборот, а Гену попросим спеть (под весёлую музыку из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка”).

7. Работа по карточкам, и на доске (вставить в слова пропущенные буквы К –Г двумя цветами).

Ребята, мы совсем забыли про Шапокляк и её крысу Лариску. (слайд 9 Шапокляк и Лариска на весь экран под песню Шапокляк). Пока мы выполняли упражнения, они утащили из слов буквы К и Г. (слайд 10 Шапокляк и Лариска в верхнем левом углу, Чебурашка в правом верхнем углу, а посередине карточка со словами, в которых пропущены буквы К – Г). Чебурашка очень расстроился. Давайте, скорее поможем ему написать эти буквы. И, непросто, а двумя цветами! Работаем в карточках, которые у вас на столах. Карточка: _армош_а, _ирлянда, _ро_одил, помощни_и.

Ро_ат_а, и_руш_и, _аля, ля_уш_и, _ена.

8. Запись предложений четырьмя цветами (на доске и в тетради).

Нам удалось вернуть буквы К и Г. Проказы Шапокляк и Лариски не прошли, им стало стыдно. И они тоже захотели понять, какие же звуки обозначают буквы К и Г.

Для этого давайте составим из данных слов предложение (слайд 11 Гена и Чебурашка помогают мастерить скворечники в левом верхнем углу и посередине напечатано деформированное предложение). Предложение: ребятам изготавливать Гена помогают скворечники. и Чебурашка

Ваня расставь слова по своим местам, чтобы получилось предложение. (Гена и Чебурашка помогают ребятам изготавливать скворечники.)

Запомнили? А теперь запишите это предложение четырьмя цветами. Даша на доске, а остальные в тетради. (слайд 12 эта же картинка на весь экран).

9. Итог занятия.

Молодцы! Давайте подведём итог. Какие звуки обозначает буква К? ([к] – [к’]). Они оба какие? (глухие). Какие звуки обозначает буква Г? ([г] – [г’]). Они оба какие? (звонкие).

Ребята, по моему, вы не только помогли Чебурашке разобраться в звуках и буквах, но и подружили Шапокляк с Геной и Чебурашкой. (слайд 13 Гена, Чебурашка и Шапокляк вместе у вагона под песню Чебурашки “Лучшему другу”). Они вам говорят большое спасибо и дарят сладкие апельсины.

Б уква «Ё, ё» является 7-ой буквой русского и белорусского алфавитов и 9-ой - русинского. Употребляется также в ряде неславянских алфавитов, основанных на гражданской кириллице (напр., монгольском, киргизском, удмуртском и чувашском).

Если это возможно, означает мягкость согласных, находясь после них, и звук [o]; во всех иных случаях - звучит как .
В исконно русских словах (помимо слов, имеющих приставки трёх- и четырёх-) находится всегда под ударением. Случаи безударного употребления редки, в основном, это заимствованные слова - напр., кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты, сложные слова - лёссови́дный или слова с приставками трёх- и четырёх- - напр., четырёхча́стный. Здесь буква фонетически эквивалентна безударным «е», «и», «я» либо обладает побочным ударением, но может также отражать характерные особенности написания в языке-первоисточнике.

В русском языке (т. е., в русской письменности) буква «ё» стоит, прежде всего, там, где звучание [(j)o] произошло от [(j)e], этим и объясняется происходящая от «е» форма буквы (заимствована из западных письменностей). В русской письменности, в отличие от белорусской, согласно правилам употребления буквы, простановка точек вверху над «ё» является факультативной.

В прочих славянских кириллицах буквы «ё» нет. Для обозначения на письме соответствующих звуков в украинском и болгарском языках после согласных пишут «ьо» и в прочих - случаях «йо». Сербская письменность (и базирующаяся на её основе македонская) вообще не имеют особых букв для йотированных гласных и/или смягчающих предшествующую согласную, поскольку для различения слогов с твёрдой и мягкой согласной в них используются разные согласные, а не разные гласные буквы, а йот пишется всегда отдельной буквой.

В церковно- и старославянской азбуках нет буквы, эквивалентной «ё», так как отсутствуют такие сочетания звуков; русское «ёканье» - распространённая ошибка во время чтения церковнославянских текстов.

Надстрочный элемент и его название

Общепринятого официального термина для имеющегося в букве «ё» выносного элемента нет. В традиционном языкознании и педагогике использовалось слово «двоеточие», но чаще всего в сто последних лет употребляли менее формальное выражение - «две точки», либо вообще старались избегать отдельно упоминать этот элемент.

Применять иноязычные термины (диалитика, диерезис, трема или умляут) в данной ситуации считают некорректным, поскольку они относятся к диакритическим знакам и обозначают, прежде всего, конкретную фонетическую функцию.

Исторические аспекты

Введение Ё в употребление

Долгое время звуковое сочетание (а после согласных мягких - [o]), появившееся в русском произношении, никак не выражалось на письме. С середины XVIII в. для них ввели обозначение посредством букв IO, находящихся под общей крышечкой. Но, такое обозначение было громоздким и его применяли редко. Употребляли варианты: знаки о, iô, ьо, ио, ió.

В 1783 г. вместо имеющихся вариантов предложили литеру «ё», заимствовав из французского, где у неё другое значение. Однако, впервые в печати она была использована только через 12 лет (в 1795 г.). Предполагалось также влияние шведской азбуки.

В 1783 г. 29 ноября (по ст. стилю - 18 ноября) дома у руководителя Петербургской академии наук, княгини Дашковой Е. Р. - прошло одно из 1-х заседаний недавно образовавшейся Российской академии, где присутствовали Фонвизин Д. И. , Княжнин Я. Б. , Державин Г. Р. , Лепёхин И. И. , митрополит Гавриил и др. Обсуждали проект полного варианта толкового словаря (славяно-российского), впоследствии - знаменитого 6-томника «Словаря Академии Российской».

Уж было академики собрались разойтись по домам, как Е.Р. Дашкова спросила, может кто-либо из них написать слово «ёлка». Ученые мужи подумали, что княгиня пошутила, но та написала слово «іолка», произнесённое ею, и задала вопрос: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Заметила ещё: «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит». Екатерина Дашкова «новорожденную» букву «ё» предложила употреблять «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож, іол».

Она в своих доводах оказалась убедительной, и оценить рациональность введения новой литеры предложили Гавриилу, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому, являющемуся членом Академии наук. Так, в 1784 году 18 ноября и состоялось официальное признание буквы «ё».

Новаторская идея княгини была поддержана рядом передовых деятелей культуры того периода, в т.ч. и Державиным, который начал первым применять «ё» для личной переписки. А 1-м печатным изданием, где замечено появление буквы «ё», в 1795 г. стала книга «И мои безделки» И. Дмитриева, выпущенная Московской университетской типографией Х. А. Клаудия и Х. Ридигера (в этой типографии с 1788 года печатали газету «Московские ведомости», а располагалась она на месте теперешнего здания Центрального телеграфа).

Первое слово, отпечатанное с буквой «ё», стало - «всё», потом - «василёчикъ», «пенёкъ», «огонёкъ», «безсмёртна». Впервые фамилия с данной буквой («Потёмкинъ») была напечатана у Державина Г. Р. в 1798 году.

Известность получила буква «ё» благодаря Карамзину Н. М., поэтому он до последнего времени считался автором её, пока не получила широкую огласку история, изложенная выше. В 1796 г., в 1-ой книжке альманаха стихотворений «Аониды», издаваемого Карамзиным, который выходил из всё той же типографии университета, с буквой «ё» печатались слова: «зарёю», «мотылёкъ», «орёлъ», «слёзы», и 1-й глагол - «потёкъ».

Только не понятно, это была личная идея Карамзина или инициатива какого-то сотрудника издательства. Нужно заметить, что Карамзин в научных работах (к примеру, в известной «Истории государства Российского» (1816 - 1829 гг)) не использовал букву «ё».

Проблемы распространения

Хотя литеру «ё» предложили ввести в 1783 г., а употребили в печати в 1795 г., долгое время её не считали отдельной буквой и в азбуку она официально не была введена. Это очень характерно для вновь вводимых литер: таким же был статус и символа «й», он (по сравнению с «ё») стал обязателен к применению ещё в 1735 г. В своём «Русском правописании» академик Я. К. Грот отметил, что эти буквы обе «должны бы также занимать место в азбуке», но это ещё длительное время оставалось только благим пожеланием.

В XVIII-XIX вв. помехой распространению буквы «ё» было и тогдашнее отношение к подобному «ёкающему» произношению, как к мещанской речи, говору «подлой черни», в то время как «е́кающий» «церковный» выговор считали более благородным, интеллигентным и культурным (с «ёканьем» боролись, например, В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков).

23.12.1917г. (5.01.1918) был опубликован (без даты) декрет, подписанный советским Наркомом просвещения А. В. Луначарским, который вводил в качестве обязательной реформированную орфографию, в нём, среди прочего, сказано: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы „ё“».

Таким образом, буквы «ё» и «й» формально вошли в алфавит (получив при этом порядковые номера) лишь в советские времена (если не принимать во внимание «Новую азбуку» (1875) Льва Толстого, где была буква «ё» между «э» и ятем, на 31-ом месте).

24.12.1942 применение буквы «ё» по приказу наркома просвещения РСФСР было введено в обязательную школьную практику, и с этих пор (порой, правда, вспоминают 1943 и даже 1956 год, когда впервые опубликовали орфографические нормативные правила) её считают вошедшей официально в русский алфавит.

Следующие 10 лет научная и художественная литература выпускалась с почти сплошным употреблением буквы «ё», а потом издатели возвратились к старой практике: употреблять букву только при крайней необходимости.

Имеется легенда, что Иосиф Сталин оказал влияние на популяризацию буквы «ё». Она гласит, что в 1942 году 6 декабря И.В. Сталину принесли на подпись приказ, где фамилии ряда генералов напечатали не с буквой«ё», а с «е». Сталин разгневался, и на следующий день все статьи газеты «Правда» вышли, вдруг, с буквой «ё».

9.07.2007 г. министр культуры России А. С. Соколов, давая интервью радиостанции «Маяк», высказал мнение о необходимости в письменной речи применять букву «ё».

Основные правила применения буквы «ё» /Законодательные акты

24.12.1942 нарком просвещения РСФСР В. П. Потёмкин приказом № 1825 ввел букву «Ё,ё» в обязательную практику употребления. Незадолго до издания приказа произошел инцидент, когда Сталин обошёлся грубо с управделами Совнаркома Я.Чадаевым за то, что он 6 (или 5) декабря 1942 г. принёс на подпись ему постановление, где фамилии ряда генералов оказались напечатанными без буквы «ё».

Чадаев известил редактора «Правды» о том, что вождь желает видеть «ё» и в печати. Таким образом, уже в 7.12.1942 номер газеты, вдруг, вышел с этой буквой во всех статьях.

Федеральный закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. в части 3 ст. 1 гласит, что при использовании русского современного литературного языка как государственного, Правительство РФ определяет порядок утверждения правил и норм русской пунктуации и орфографии.

Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации» от 23.11.2006 г. № 714 устанавливается, что на основе рекомендаций, даваемых Межведомственной комиссией по русскому языку, перечень справочников, грамматик и словарей, в которых содержатся нормы русского современного литературного языка, при его употреблении в РФ в качестве языка государственного, а также правила русской пунктуации и орфографии утверждается Министерством образования и науки РФ.

Письмо № АФ-159/03 от 03.05.2007 г. «О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку» Министерства образования и науки РФ предписывает писать букву «ё» обязательно при вероятности неправильно прочесть слова, напр., в именах собственных, так как в этом случае игнорирование буквы «ё» нарушает требования ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

По действующим сейчас правилам русской пунктуации и орфографии, в текстах при обычной печати букву ё употребляют выборочно. Но, по желанию редактора или автора, любую книгу можно напечатать с применением последовательно буквы ё.

Звучание «Ё»

Букву «ё» употребляют:

Чтобы передать ударный гласный [o] и одновременно указать на мягкость предыдущего согласного: молодёжь, гребёнка, ползём, овёс, лёжа, днём, мёд, пёс, всё, брёл, Фёдор, тётя (после г, к, х это применяется только для заимствований: Хёглунд, Гёте, ликёр, Кёльн, исключение - единственное собственно русское слово ткёшь, ткём, ткёт, ткёте с производными, и образованное в русском языке от заимствованного слова паникёр);

Чтобы передать ударное [o] после шипящих: шёлк, жжём, щёлкать, чёрт (в данной позиции условия выбора между написанием через «о» или через «ё» задаёт достаточно сложная система списков слов-исключений и правил);

Чтобы передать сочетание [j] и ударного звука [o]:

В начале слов: ёмкость, ёж, ёлка;

После согласных (применяется разделительный знак): объём, вьёт, бельё.

После букв гласных: её, заём, боёк, остриё, плюём, куёт;

В исконно русских словах возможен только ударный звук «ё» (пусть ударение и побочное: лёссовидный, четырёхэтажный, трёхместный,); в случае же, если во время словообразования или словоизменения ударение переходит на иной слог, то «ё» будет заменяться на «е» (берёт - вы́берет, мёд - медо́вый - на меду́ , о чём - не́ о чем (но: ни о чём)).

Наряду с буквой «ё» в заимствованиях то же звуковое значение могут передавать после согласных - сочетания ьо и в прочих случаях - йо. Также в заимствованиях «ё» может быть безударной гласной.

Ё и Е

В § 10 действующих официально с 1956 г. «Правил русской орфографии и пунктуации» определяются случаи, когда применяется «ё» на письме:

«1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное) и т. п.

2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.

3. В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения
Примечание. В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например; йод, район, майор.».

Более подробно регламентирует эти вопросы § 5 новой редакции данных правил (опубликованной в 2006 г. и одобренной Орфографической комиссией РАН):

«Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:

а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения;

б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;

в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.

Примечание 1. Последовательное употребление ё принято для иллюстративной части настоящих правил.

Примечание 3. В словарях слова с буквой ё размещаются в общем алфавите с буквой е, напр.: еле, елейный, ёлка, еловый, елозить, ёлочка, ёлочный, ель; веселеть, веселить(ся), весёлость, весёлый, веселье.

В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять её в следующих случаях.

1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем).

2. Для указания правильного произношения слова - либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространённое неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр.

3. В собственных именах - фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма».

«Ё», «ьо» и «йо» в заимствованных словах и передаче иностранных имён собственных

Букву „ё“ часто используют для передачи звуков [ø] и [œ] (напр., обозначаемых при помощи буквы „ö“) в иноязычных именах и словах.

В словах-заимствованиях для записи сочетания таких фонем, как /jo/ обычно применяют буквосочетания „ьо“ или „йо“:

После согласных, одновременно их смягчая („бульон“, „батальон“, „миньон“, „гильотина“, „сеньор“, „шампиньон“, „павильон“, „фьорд”, „компаньон“ и др.) - в романских языках обычно на местах после палатализованных [n] и [l] пишется „ьо“.

В начале слов („йота“, „йод“, „йогурт“, „йога“, „Йорк“ и др.) либо после гласных („район“, „койот“, „мейоз“, „майор“ и др.) пишется „йо“;

Однако в последние десятилетия все шире употребляется в этих случаях «ё». Оно стало уже нормативным элементом в системах передачи названий и имён (транслитерационного толка) с ряда азиатских языков (напр., система Концевича для языка корейского и система Поливанова для языка японского): Ёсихито, Сёгун, Ким Ённам.

В европейских заимствованиях звук передается буквой «ё» очень редко; она чаще всего встречается в словах из языков Скандинавии (Ёрмунганд, ётун), но, как правило, существует наряду с привычной передачей через «йо» (напр., Йормунганд) и зачастую её считают ненормативной.

«Ё» в заимствованных словах часто бывает безударным и в данной позиции её произношение неотличимо от букв «я», «и» либо «е» (Э́рдёш, сёгуна́т и т. д.), т. о., теряется её первоначальная ясность и она превращается, порой, всего лишь в указание на определенное произношение в исходном языке.

Последствия необязательности использования буквы «ё»

Медленность вхождения буквы «ё» в практику письма (которое, кстати, так до конца и не состоялось) объясняется её неудобной формой для скорописи, которая противоречит основному её принципу - слитности (без отрывания пера от листа бумаги) начертания, а также техническими сложностями технологий издательства докомпьютерных времен.

Помимо этого, у людей с фамилиями, имеющими букву «ё», зачастую появляются трудности, иногда непреодолимые, во время оформления разных документов, так как некоторые работники безответственно относятся к написанию этой буквы. Особенно заострилась эта проблема после введения системы ЕГЭ, когда существует опасность различия в написании имени в паспорте и в Сертификате о результатах сдачи ЕГЭ.

Привычная необязательность использования привела к ошибочному прочтению ряда слов, которое постепенно становилось общепринятым. Этот процесс затронул всё: и огромное число имён личных, и многочисленные имёна нарицательные.

Стабильную неоднозначность вызывают написанные без буквы ё такие слова, как: желёзка, всё, лён, передохнём, минёт (пролетит, не задев, мимо), совершённый, посажённый, лётом, узнаём, нёбо, солитёр, признаётся и др. всё более широко применяется ошибочное произношение (без ё) и смещение ударений в словах свёкла, новорождённый и др.

«е» превращается в «ё»

Неоднозначность способствовала тому, что порой букву «ё» стали употреблять на письме (и, естественно, читать [`о]) в тех словах, где её быть не должно. Напр., вместо слова «гренадер» - «гренадёр», а вместо слова «афера» -«афёра», также вместо слова«опека» - «опёка» , а вместо слова «бытие» - «бытиё» и т.п. Иногда подобное неверное произношение и написание делается общеупотребимым.

Так, известный шахматист Александр Алёхин, чемпион мира, был, в действительности, Алехиным и сильно возмущался, если его фамилию произносили и писали неверно. Фамилия его относится к дворянскому роду Алехиных и не является производной от фамильярного вариативна «Алёха» от имени Алексей.

В тех позициях, где необходимо быть не ё, а е, рекомендуют проставлять ударение, чтобы предупреждать неправильное опознавание слов (все́, бере́т) либо ошибочное произношение (гренаде́р, афе́ра, Кре́з, дебе́лый, Оле́ша).

Из-за написания слов без ё в 20-30-е гг. XX в. возникло множество ошибок произношения тех слов, которые людьми усваивались из газет и книг, а не из разговорной речи: мушкетёр, молодёжь, шофёр (в этих словах говорилось «е» вместо «ё»).


Орфоэпия: возникновение новых вариантов

По причине необязательности использования буквы «ё» появились слова в русском языке, допускающие возможность написания и с буквой «е», и с «ё», и соответствующего произношения. Напр., блеклый и блёклый, маневр и манёвр, белесый и белёсый, желчь и жёлчь и пр.

Постоянно подобные варианты появляются в языке из-за действия противоречивых аналогий. К примеру, слово надсекший имеет варианты произношения с ё/е благодаря двойной мотивации: надсёк/надсечь. Применение или неприменение буквы «ё» здесь не играет роли. Но, развиваясь естественно, литературный язык, как правило, стремится изживать варианты: либо один из них станет нелитературным, неверным (голо[л`о]дица, из[д`э]вка), либо различные значения приобретут варианты произношения (ис[т`о]кший - ис[т`э]кший) .

Преимущественно произносится не «планёр», а «планер» (ударный 1-й слог), поскольку следующие тенденции имеются в русском языке: в названиях механизмов, машин, разных устройств предпочтительнее ударение на 1-ом слоге, а если точнее, то на предпоследнем, т. е., глиссер, триер, планер, танкер, и на последнем - при указании действующего лица: комбайнёр, шофёр, вахтёр.

Непоследовательность в употреблении буквы «ё» - быстрее искусственный, чем естественный фактор. И он способствует замедлению естественного развития языка, рождая и поддерживая не обусловленные внутриязыковыми причинами варианты произношения.

Светлана Шкурко
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

Тема : Дифференциация звуков [Г] и [К] . Буквы Г и К .

Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах , словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки ;

учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко- буквенном анализе слов ; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.

Оборудование : звуковая линейка , мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв , цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка » , игрушка кот.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро мне!

Доброе утро тебе!

Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!

Доброе утро, Сашенька.

Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.

II. 1. «Приметы весны» - повторение изученного материала.

Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.

Какое у нас время года?

Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.

Дети- называют приметы весны по цепочке : Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.

Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.

Скажите, сколько в нем слов?

Дети- В этом предложении три слова.

2. «Весенняя песенка» - развитие чувства ритма.

Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.

Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.

3. Игровое упражнение «Подари звук »

Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками .

Подумайте и назовите тихий звук , который издают предметы или явления природы?

Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.

4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук

Текст Движения или статичная поза рук Движения языка

Однажды пальчики пошли в парк : топ -топ, топ - топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме, темпе : указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к полянке - ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На полянке - большое дерево.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу

5. Листья весело играют с ветерком

Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями) .

6. У дерева длинные крепкие корни

Руки «сплетены» в предплечье

Язык напряженно тянется вниз

7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой» . Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» .

Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

5. Дыхательная гимнастика

Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.

Вдох через нос выдох через рот -1раз.

Вдох через нос выдох через рот (трубочку) - 3 раза.

6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка » -фонопедическое упражнение.

Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…

Приготовили правую руку.

Набрали носом воздух.

Приготовили левую руку.

Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.

7. «Назови слово»

Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо

Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука .

А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука .

8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича» .

Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.

Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки» .

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

Назовите первый звук в слове ГРИБ .

Назовите первый звук в слове КОТ .

9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики .

- Звуки [Г] и [К] какие ?

- Звуки [Г-К] согласные , парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит» .

10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.

Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.

ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ

кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ

11. «Закончи слово» .

Дети добавляют слог ка или га и называют слово : игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]

При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].

Ка-ка-ка- белая мука,

Га-га-га- зеленые луга,

Ко-ко-ко- не ходите далеко,

Ку-ку-ку- белка на суку.

Гу-гу-гу- гуси на лугу.

13. «Слова наоборот»

Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот» .

Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный. Длинный- короткий.

Редкий- густой.

Мелко- глубоко.

Шершавый- гладкий.

Начало- конец. Умный- глупый.

Звонкий- глухой.

Прямая- кривая.

Продать- купить.

Страшный- красивый.

14. Игровое упражнение «Где находится звук

Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

Где ещё может находиться звук ?

Логопед размещает на доске звуковую линейку .

Рассмотрите картинки.

Определите, где находится звук [Г] или [К] .

15. Физминутка «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики :

прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут : топ, топ, топ!

Весело хохочут : ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные) .

16. «Буквы спрятались » - профилактика дисграфии.

Очень нравится Котофеичу с вами играть.

Вы такие умные, смышлёные.

Посмотрите внимательно на этот рисунок.

Назовите буквы , спрятанные на этом рисунке.

А- О- К- Ш- Л.

Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово , но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.

Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?

17. «Составить слово» , звуковой анализ слова .

Из этих букв выложите слово .

Дети- ШКОЛА.

Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова .

Катя, какое слово у тебя получилось?

Паша, а ты какое слово выложил?

18. «Составить и «записать» предложение».

Рассмотрите картинку.

Кто на ней нарисован?

Что на ней нарисовано?

Придумайте предложение к этой картине.

КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.

Сколько слов в этом предложении?

- «Запишите» это предложение.

Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.

Назвать первое/ второе/ третье слово.

Обозначьте первое слово в предложении.

Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы .

Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.

Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.

Назовите самое короткое слово. С.

19. Знакомство с буквой .

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г . ***

К одною лапкой пляшет,

А другою лапкой машет,

И при этом буква К

Будто усики жука.

Из скольких элементов состоит буква Г ?

Какие это элементы?

Из скольких элементов состоит буква К ?

Какие это элементы?

Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.

20. «Ребус»

ГРОЗА КРОТ

21. Развитие графических навыков.

Пропишите букву Г и К .

22. Подведение итогов.

Г, г является 4-й буквой во всех славянских алфавитах и в многих других кириллических (называется: гэ). В церковнославянской азбуке именуется «глаголь», в старославянской — «глаголи», что значит «говори». В кириллице пишется и по числовому значению соответствует трем, в глаголице пишется как и соответствует числу 4.

Кириллическая форма произошла от гамма (Γ) — заглавной буквы греческого алфавита, глаголическая же берет начало либо от греческого скорописного начертания строчной гаммы, либо от подобной буквы семитской письменности.

Курсивное и рукописное начертание строчной Г очень отличны от печатного. Также они отличны в русском письме (как отражённая зеркально s) и в сербском (как надчёркнутая i без точки).
Заглавная Г, повернутая на 180º, не отличается от латинской L.

Произношение и применение в русском языке

Как звонкий звук [г] (произносится с голосовым тоном, которому требуется дрожание в голосовых связках, передаваемое воздушным столбом, заключённым в надставной трубе и в гортани); звук заднеязычный, мгновенный (так. наз. — «гортанный»), взрывной (от шума прорывающегося мгновенно воздуха, идущего сквозь плотный створ, который создают задняя часть языка и мягкое небо), так, как в слове горн, например (подобно лат. или нем. g).

Как мягкий, взрывной звук [г`] перед гласными и и е (крайне редко сочетается с иными смягчающими гласными, а также с ь и встречается лишь в заимствованных словах: Алигьери, Гюльчатай, Гёдель, Гянджа).

Как звонкий заднеязычный длительный спирант (создается шумом воздуха, который трется о стенки очень узкого сужения в виде щели между мягким небом и задней частью языка), например: Господь, Бóга, благо, иногда, тогда, где он соответствует звонкому фрикативному [ɦ], сходному с немецким или латинским [h]. Указанные выше слова можно и как обычно произносить — [g].

Тот же самый звук в мягкой альтернативе: о Боге, благие (допустимы, как и выше, произношения [ɦ] и [g]).
Норма литературного произношения — [g].

В таких окончаниях, как -его, -ого в местоимениях и прилагательных всегда г произносится как [в].
«Г» перед глухой согласной и на конце слова означает глухие заднеязычные звуки (произносящиеся без голосового тона, т. е. без применения голосовых связок):

. [к] взрывной (Буг на слух абсолютно идентично с бук) и

. [х] спирант (Бог выговаривается: [Бох]).
(На практике возможное теоретически оглушенное мягкое произношение буквы г, очевидно, не имеет места; напр., нет слов с окончанием -гь.)

Из-за такого многообразного значения знак г в графике русских природных слов применяется в транскрипции слов иностранных и для обозначения латинско-французско-немецкого g (gu), наподобие Гёте = Göthe, и для латинско-немецкого h, наподобие Гейне = Heine, и для густого придыхания в греческом (spiritus asper), наподобие Гелиос (ήλιος) и т. п.

Надо сказать, что при письме г почти не комбинируется с ы (кроме нескольких заимствований, таких как Кыргызстан, звукоподражаний, таких как гыкать, и просторечной формы, наподобие Олегыч), а также с э — тоже только в звукоподражаниях (гэкать), заимствованиях (гэг, гэльский, Гэндальф) и аббревиатурах (гэкачепист, Днепрогэс). При этом часто написание и произношение колеблется: гебист /гэбист, Гери/Гэри.

Применение

Строчной г сокращённо обозначают грамм — единицу измерения массы.

В указании дат: г. — сокр. от «год».
В украинском алфавите является 4-й буквой и обозначает гортанный звук "Г".

Доброго времени суток, дорогие мои читатели! Рада вновь видеть вас на моем блоге. Сегодня продолжаем рубрику Учим буквы . И следующая буква в алфавите буква «Г».

Для занятия подберите несколько картинок, с предметами, начинающимися с буквы «Г», можно картинки заменить предметами и игрушками. Для примера я подобрала для вас несколько картинок.

Ваш ребенок, уже научился определять какой это звук гласный или согласный? Не забывайте это проделывать изучая каждую букву. И напоминайте отличие буквы от звука. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

И как всегда для изучения буквы размещаю художественное слово и игры , чтобы ваши занятия стали интересны детям используйте их.

Буква «Г»

Выгибает шею гусь:

Никого я не боюсь.

Веселые стихи

Г – крючок обыкновенный,Но в труде помощник первый.

В. Степанов

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

С. Маршак

Г – громадный кран подъемный,

Помогает строить нам.

Без труда он блок бетонный

Поднимает к облакам.

В. Степанов

Не г усь, не г алка буква Г ,

А цапля на одной ноге.

И подобно кочерге,Горбит спину буква Г .

А. Шибаев

Г схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Я. Козловский

Букву на плече носил.

На лугу траву косил.

Е. Тарлапан

Г риб растет среди дорожки –

Г олова на тонкой ножке.

Г де коса гуляла,

Г олым поле стало.

Галка села на забор,Грач завел с ней разговор.* * *Грач качался в гамаке,Гуси – в волнах на реке.Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Галка, сидя на плетне,Головой кивает мне.* * *Гусь купил себе гармошку,Но дырявую немножко.Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

* * *По узкой тропинкеГусиным шажкомГусиное войскоШагает гуськом.* * *

Глядит не наглядится

Гусыня на гусят.

* * *Гром, гром, гром, гром…Где-то рядом, за холмом.Гневно молния сверкает,Гром грохочет, громыхает.Голубь сжался под кустом,

Гусаки бегут гуськом.

Наборщик

Скороговорки

Перевертыши

ГОРИ, ПИРОГ.

ШАРАДЫ

С буквой Л – в игре в футбол

Часто слышим слово… (гол).

С Д уж в слове смысл не тот –

Мерой стало – просто… (год).

Игры

Игра «Кто внимательный?».

Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли.

Игра «Доскажи словечко».

Ежедневно, встав с постели,Поднимаю я… (гантели). * * *Михаил играл в футболИ забил в ворота… (гол). * * *

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый… (гусь).

Говорю я брату: – Ох,

С неба сыплется горох!

– Вот чудак, – смеется брат, –

Твой горох – ведь это… (град).

На жарком солнышке подсохИ рвется из стручков… (горох). * * *Лодки по реке плывут,Люди веслами… (гребут). * * *

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех… (грач).

Игра «Доскажи предложения».

Вместо точек придумайте слова на букву «г».

1. Машина стоит в… (гараже).

2. Гость проживает в… (гостинице).

3. Брат хорошо играет на… (гитаре).

4. Виноград рос на… (горе).

5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).

6. Под березой нашли крепкий… (гриб).

8. На дереве сидел черный… (грач).

9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).

Игра «Занимательные модели».

Образуйте не менее пяти слов по этой модели: г – – .

О т в е т: год, гол, газ, гам, гул.

Игра «Найди лишнее слово».

1. Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.

2. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

О т в е т: 1. Волк . 2. Клад , так как в них нет буквы «г».

Игра «Лесенка» .

Игра «Наборщик» .