10.06.2024

Ставропигиальный значение слова. Что означает слово «ставропигиальный»? Какие обители называют ставропигиальными


Слово «cтавропигиальный» относится не ко всем православным монастырям, но его присутствие в названии нередко вызывает массу вопросов у прихожан. Термин происходит от греческих слов и относится к определению власти над обителью. Что такое ставропигиальный женский или мужской монастырь? Какие московские обители носят этот статус?

Слово «ставропигия» произошло от слов «крест» и «водружать», буквальный перевод звучит как «водружение креста». Это означает, ставропигиальный монастырь подчиняется непосредственно патриарху или синоду - органу управления РПЦ между Архиерейскими соборами. Ставропигиальный титул монастыря считается самым высоким, поскольку не подчиняется местной епархиальной власти, управление осуществляет наместник патриарха в чине игумена или архимандрита.

Ставропигиями могут быть:

  • Монастыри, лавры и братства.
  • Соборы и церкви.
  • Духовные школы.

История появления в России

Ставропигии существовали в России практически всегда, менялись только их «владельцы»:

Современный период ставропигий начался в 1984 году, когда Патриарх Пимен предоставил этот статус женскому Корецкому монастырю (Ровенская область УССР). Это произошло из-за конфликта настоятельницы с украинским митрополитом Филаретом. Подчиняясь непосредственно Московскому и Российскому патриарху, монастырь освобождался от давления со стороны митрополита.

В 1990-х годах началась массовая передача монастырей Московскому патриархату, наиболее значимые из них были объявлены ставропигиями. Это привело к размытию самого понятия, поскольку правящим архиереем Московской епархии является сам Российский патриарх.

Сегодня ставропигиальными монастырями являются 14 мужских и 14 женских российских монастырей, из них 6 мужских и 5 женских являются московскими. На территориях Украины и Беларуси также имеются несколько ставропигий, но они управляются митрополитами Украины и Беларуси соответственно.

Несколько ставропигий расположены вне территории России, но они продолжают находиться непосредственно в подчинении Патриарха Московского и всея Руси. В 2009 году для управления ими был создан Секретариат по зарубежным учреждениям, который в 2010 году преобразовали в Управление по зарубежным делам. Его возглавил один из викариев патриарха.

Вне территории России ставропигии расположены в:

Мужские обители Москвы

Ниже указаны действующие ставропигиальные мужские монастыри, расположенные в пределах города.

Андреевский

Считается, что монастырь был основан в XIII веке как мужская обитель «у Воробьевых круч», но в письменных свидетельствах он упоминается только в середине XVII века. В разное время в нем по очереди создавались приют, тюрьма, больница для душевнобольных, кладбище и богадельня с жилыми зданиями. При Советской власти храм был закрыт, а в других зданиях разместили коммуну 1-й московской фабрики Гознак. В 1991 году на территории монастыря было открыто патриаршее подворье, через 5 лет монастырь был полностью передан патриаршеству. С 2013 года обитель является ставропигиальной.

Адрес: Андреевская набережная, д. 2.

Высоко-Петровский

Считается, что на месте монастыря в начале XIV века при Иване Калите была основана деревянная церковь, которая после выросла до монастыря. Ставропигия пережила много на своем веку: будучи еще деревянным, монастырь несколько раз горел, его опустошали поляки в 1611 году и французы в 1812 году, был закрыт при СССР. После изгнания польских интервентов обитель получила статус ставропигиального. Монашеская жизнь возобновилась в нем в 2009 году.

Адрес: ул. Петровка, 28с2.

Донской

Был основан в конце XVI века царем Федором Михайловичем после победы над крымским ханом Казы-Гирея: тот отступил с огромными потерями, что было расценено как чудо. Первое время там стоял небольшой одноглавый собор Донской Богоматери, названный так в честь одноименной иконы. По легенде, эта икона принесла князю Дмитрию Донскому победу при Куликовом поле и была перенесена в походную церковь на время боев с крымскими татарами.

При СССР все храмы были закрыты, в них устраивали антирелигиозные выставки и некоторое время действовал аналогичный музей, затем здание отдали музею архитектуры при одноименной Академии. Монастырь передали патриаршеству в 1991 году.

Адрес: Донская площадь, 1с3.

Заиконоспасский

Название означает «Спасский за иконным рядом». Считается, что он был основан царем Борисом Годуновым в 1600 году на месте монастыря Николы Старого. Первые письменные упоминания относятся к 1635 году. В первую очередь, обитель известна своей просветительской школой, которая «выросла» в Славяно-греко-латинскую академию. При Советском Союзе он был закрыт, работа возобновилась только в 1992 году. При этом процесс передачи имущества сопровождался конфликтом с РГГУ (Российским государственным гуманитарным университетом). Сегодня многие помещения обители арендуют нецерковные организации: почта, ресторан, Историко-архивный институт РГГУ.

Адрес: Никольская улица, дом 7−9, стр. 3 .

Новоспасский

Был основан при Иване III, который переселил сюда монахов из кремлевской обители Спаса на Бору. Популярность к монастырю пришла после прихода к власти Романовых. При СССР обитель закрыли, на ее территории был открыт концентрационный лагерь, затем - хозяйственное управление НКВД. Некоторые памятники переданы музею при Симоновском монастыре. В 1960 году обитель начали реставрировать, чтобы сделать музей реставрационного дела. В 1991 году территорию вернули РПЦ.

Адрес: Крестьянская площадь, 10с12.

Сретенский

Был основан в конце XIV века князем Василием I на Кучковом поле после чудесной победы над Тамерланом. В XVII столетии обитель переместили на современное место. Первоначально обитель являлась заштатной (содержала сама себя), сегодня же она ставропигиальная.

Адрес: улица Большая Лубянка, 19с1 .

Ставропигии в Московской области

Некоторые обители расположены неподалеку от столицы. Это старопигии:

Московские женские монастыри

Богородице-Рождественский

Один из древнейших монастырей Москвы , основанный в конце XIV века супругой князя Андрея Серпуховского. Он пережил несколько пожаров и перестроек, был закрыт в 1922 году. При СССР тут разместили конторы и учебные заведения, кельи перестроили под коммуналки. Серебро и ризы забрали в казну, часть икон перевезли в храм Николы в Звонарях. В 1974 году было решено устроить тут музей-заповедник древнерусского искусства, после чего началась реставрация.

В 1992 году главный собор возвратили РПЦ, на следующий год возродился сам монастырь. Ему присвоен статус ставропигии.

Адрес: улица Рождественская, дом 20/8, стр. 1.

Зачатьевский

Обитель была основана в 60-х годах XIV столетия. Она носила сразу 2 имени: Зачатьевская (по имени церкви Зачатия святой Анны) и Алексеевская (по имени престола церкви). После пожара в середине XVI века Алексеевская обитель была уничтожена и перенесена ближе к центру Москвы, затем перенесена еще раз на место современного Ново-Алексеевского монастыря. Оставшаяся община вновь стала монастырем в 1584 году при царе Федоре Иоанновиче. Она стойко пережила все напасти, но при СССР была закрыта: на этой территории разместили тюрьму и детскую колонию. Многие строения были снесены, на их месте возвели школу.

Обитель вернула свой статус только в 1995 году, хотя здание было передано РПЦ четырьмя годами ранее.

Адрес: 2-й Зачатьевский переулок, 2с8.

Иоанно-Предтеченский

Его история началась с XV столетия и постройки великокняжеской усадьбы с собственной Владимирской церковью. К концу века усадьба опустела, а к югу от церкви появился женский монастырь. Последний полностью выгорел при пожаре 1812 года и был отстроен заново только во второй половине того же столетия. В 1918 году обитель закрыли: на этой земле устроили концентрационный лагерь, который в итоге вошел в состав трудовой колонии при ГУМЗ.

Статус ставропигиального монастыря получил в 2002 году, но часть строений все еще принадлежит МВД.

Адрес: Малый Ивановский переулок, дом 2А, стр. 1.

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Ее основательницей является великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича (брата императора Александра III). Обитель была основана в 1909 году, вскоре после гибели Сергея Александровича. Стройка началась на деньги от продажи собственных украшений княгини. Обитель была не просто монастырем: в ней оказывали духовную и медицинскую помощь нуждающимся, проводили просветительские мероприятия, бесплатно давали лекарства и еду.

С приходом Советского Союза монастырь закрыли, монахинь выслали. РПЦ его вернули в 1992 году. Сегодня тут расположены приют для девочек, благотворительная столовая, патронажная служба. Позднее были открыты медцентр для реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП и выездная служба обучения родителей с неизлечимо больными детьми. Статус ставропигии был получен только в 2014 году.

Адрес: улица Большая Ордынка, 34с3.

Ново-Алексеевский

Он появился после разделения Зачатьевской обители после пожара. В нем располагалось большое количество мастерских и женское училище для выходцев из южнославянских стран. Но в 1926 году обитель уничтожили, проложив на ее месте автодорогу. Возрождение началось в 1991 году: при сохранившемся храме Всех Святых был учрежден приход. В 2010 году появилось сестричество во имя Алексия, человека Божия, через 2 года оно стало монашеской общиной.

Адрес: 2-й Красносельский переулок, 7с8.

Покровский

Изначально это была мужская обитель, основанная царем Михаилом Федоровичем в память о своем отце в середине XVII столетия. Монастырь легко пережил многие нашествия и беды, но в 1929 году был закрыт. На его территории разместили парк культуры и отдыха. РПЦ получила землю обратно в 1994 году, в том же году было принято решение возродить обитель в виде женского монастыря. Сегодня обитель известна благодаря перенесенным в конце ХХ столетия мощам святой Матроны Московской.

Адрес: улица Таганская, д. 58.

Женские обители Московской области

В Московской области тоже сохранились женские обители. К ним относятся следующие ставропигии:

Итак, ставропигиальный монастырь - это обитель, которая подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси. Это позволяет ей избежать вмешательства в дела местной епархиальной власти. Статус ставропигии является самым высоким.

Существенным достоянием славянской культуры являются православные храмы и монастыри. Они привлекают к себе не только паломников, которые истинно веруют, но и туристов. Последним интересна архитектура, внутреннее убранство храмов, история их существования.

Общее понятие и значение

Понятие «монастырь» пришло вместе с христианством в Киевскую Русь из Византии. Это государство возникло на основе греческой культуры. С греческого «монастырь» - это «уединенное жилище».

В нем монахи соблюдают единый устав. Однако не каждый, кто пришел в Для начала он проходит испытание. Если оно закончилось успешно, человек удостаивается пострига. По правилам, установленным на независимо от прежнего морального образа жизни, человек может вступить в монашество для исправления (спасения) души.

Значение слова "монастырь" для многих сегодня означает непосредственно общину монашествующих.

Первые христианские монастыри

Монастырь - это определенное место со своим укладом. Первые монастыри возникли в Египте и Палестине (4-5 века нашей эры). Со временем монашеские жилища начали появляться и в Константинополе (столица Византии), который в русских летописях упоминается как Царьград.

Первыми основателями монашества на Руси считаются Антоний и Феодосий, создавшие Киево-Печерский монастырь.

Типы христианских монастырей

В христианстве идет разделение на женский и Что это означает - понять несложно. Название зависит от того, женская или мужская община живет и осуществляет деятельность при церковном храме. Смешанных монастырей в христианстве не существует.

Различные типы монашеских жилищ:

Аббатство. Встречается в католическом (западном) направлении. Управляется аббатом в мужской общине и аббатисой в женской. Подчиняется епископу, а иногда Папе римскому лично.

Лавра. Это крупнейшее монашеское жилище православного (восточного) направления. Такая разновидность монашеского жилища подходит исключительно для мужских общин.

Киновия. Общежительный монастырь. Это значит, что организация имеет общежитский устав, которому подчиняются все ее члены.

Подворье. Это удаленное от монастыря жилище, которое располагается в городе или деревне. Его используют для сбора пожертвований, приема паломников, ведения хозяйства.

Пустынь. Жилище, созданное в традициях русского православия, его сооружают в уединенном месте в удалении от самого монастыря.

По всеобщему уставу монахи принимают от киновии все необходимое для их существования. Например, пищу, одежду, обувь. Трудятся они безвозмездно, а все результаты их работы принадлежат киновии. Монах, в том числе, и настоятель, не имеют права на наличие личного имущества, они не могут совершить акты дарения или унаследовать что-либо. У них нет права собственности.

Правила поведения в монастыре для мирянина

Монастырь - это особый мир. Чтобы понять все тонкости монашеского общежития, необходимо время. К проступкам паломников, как правило, относятся с терпением, однако некоторые правила лучше знать при посещении монашеского жилища.

На что обратить внимание в поведении:

  • придя паломником, нужно на все просить благословения;
  • без благословения нельзя покидать монастырь;
  • все мирские греховные пристрастия нужно оставлять за стенами монастыря (спиртное, табак, сквернословие);
  • разговоры необходимо вести только о духовном, а главными в общении являются слова «прости», «благослови»;
  • употреблять пищу можно только на общей трапезе;
  • садясь за стол для трапезы, необходимо соблюдать порядок старшинства, сидеть молча и внимать чтению.

Чтобы окунуться в мир успокоения и гармонии, который есть в монастыре, не обязательно знать все правила монашеского уклада. Достаточно придерживаться обычных норм поведения, в соблюдение которых входит сдержанность.

Всякая лавра – это монастырь. Но далеко не всякий монастырь – лавра. Скажем, в России монастырей порядка восьми сотен. А лавры всего-то две. Их и назвать совсем не трудно – Троице-Сергиева (в Сергиевом Посаде) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге).

Лавра – это непременно большой, мужской, выдающийся монастырь. Выдающийся, прежде всего, своим значением в истории и духовной жизни страны. Лавра – это огромная ответственность, твердыня, Благодать Господня.

И чтобы монастырь перерос в лавру необходима, прежде всего, воля Божья. Тогда наступит понимание и у церковных иерархов, и у мирян, и у светских властей, мол, вот же, не просто один из монастырей, тут нечто большее… Лавра!

Скажем, Свято-Троицкая Сергиева лавра существует века. Сколько там духовных подвигов совершенно, сколько спасено душ, одни только деяния преподобного Сергия Радонежского чего стоят. А статус лавры пришел к монастырю только в 1742 году. Императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ. Но лишь через два года последовало одобрение Святейшего синода.

Или взять Александро-Невскую лавру. Как монастырь она возникла в начале XVIII века. Петр Первый страстно почитал благоверного святого князя Александра Невского, велел организовать в честь того обитель. Сюда же были перевезены мощи святого из Владимира. А лаврой монастырь стал только в 1797 году, по указу Павла Первого. Зачастую Господь избирает неожиданные инструменты, для проведения своей воли.

Но это все, если говорить о России в нынешних ее границах. Есть же еще три лавры на территории современной Украины.

Старейшая из лавр русской православной церкви, разумеется, Киево-Печерская. Монастырь на склонах Днепра возник в далеком XI веке. Но статус лавры получен им в 1688 году.

Почаевская лавра (с 1833 года носит это звание) – четвертая в Российской империи. Она расположена в современной Тернопольской области. Оплот православия в землях, на которые постоянно посягают католики, униаты, разнообразные секты.

Самая же молода из лавр – Свято-Успенская Святогорская, расположенная на живописнейшем берегу Северского Донца. Лавра относится к Донецкой епархии, свой статус она получила в 2004 году с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Все упомянутые монастыри, как уже было сказано, мужские. Так уж исторически сложилось. Есть один женский монастырь, который, по пророчеству святого Серафима Саровского, станет первой женской лаврой – Серафимо-Дивеевский. Правда, произойдет это только перед самым концом света.

Практически во всех религиях существуют как миряне (простые люди), так и духовенство, представители которого посвящали всю жизнь служению Богу. Одним из представителей духовенства является монашество: монахи и монахини ведут аскетичный образ жизни в соответствии с данной клятвой. Они могут жить в полном одиночестве (быть отшельниками) или в обителях вместе с братией.

Вконтакте

Одноклассники

Монастыри

Монастырь – это община монахов, который имеет единый устав и комплекс построек, в которых живут монахи, проводятся богослужения и хранятся припасы. С греческого слово переводится как «одинокий». Эта община практически оторвана от мирской жизни: ее обитатели полностью обеспечивают себя: ведут хозяйство, имеют огород и домашний скот, занимаются рукоделием, продажа которого позволяет получать некоторую прибыль. Также на территории прихода нередко находятся чудотворные иконы, к которым приезжают паломники.

делятся на несколько типов:

  1. Аббатство – это католический монастырь, управляемый аббатом и подчиняющийся епископу или Папе Римскому;
  2. Лавра – крупнейшие православные мужские обители;
  3. Подворье – удаленное представительство обители. Например, в Москве были представительства Коломенстких, Новгородских, Рязанских и других монастырей: проживающие тут монахи представляли интересы своей обители и собирали деньги для них;
  4. Пустынь – поселение, отдаленное от города или села. Обычно это были небольшие общины, которые позволяли вести уединенный образ жизни и после могли вырасти в большие монастыри. В этом случае в названии сохранялось слово «пустынь», например, Вознесенская Давидова пустынь;
  5. Скит – уединенное жилище для одного отшельника.

Также приходы бывают:

  1. Киновиями или общежитными. В них монахам не позволяется иметь личное имущество: они несут трудовую повинность в общую пользу («послушания»), получая все необходимое от обители. Настоятели избираются самими монахами;
  2. Идиоритмами или необщежитными. Отличаются наличием личного имущества у монахов – фактически общим является только место и богослужения. Монахи могут трудиться и накапливать деньги, настоятели назначаются епархиальным архиереем.

Еще одно разделение касается получения содержания:

  1. Штатные получают деньги на содержание «сверху» и могут содержать только определенное количество монахов. При этом размер содержания строго ограничен. Штатные монастыри также делятся на 3 класса в зависимости от выдаваемых сумм и предоставляемых им возможностей. В первый, привилегированный класс, помимо прочих, входят лавры и ставропигиальные приходы;
  2. Заштатные: они полностью обеспечивают себя сами и могут принимать любое число монахов – сколько смогут поддержать.

Ставропигиальные монастыри

Ставропигиальный монастырь — что это значит ? Значение греческого слова «ставропигия» означает «устанавливать крест». Буквально перевод означает, что первый и главный крест был установлен патриархом. Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы были независимы от местной религиозной власти и подчинялись напрямую патриарху или синоду. Управление непосредственно обителью осуществлялось наместником в чине игумена или архимандрита.

Первый монастырь такого типа – Симонова обитель в Москве – подчинялся Константинопольскому Патриарху. Тот останавливался в нем во время приездов, тут же останавливались паломники. В России до середины XV века ставропигиальные монастыри подчинялись Константинополю, который был предстоятелем Русской Церкви. С конца XVI века по 20-е годы XVIII века во время становления Российского патриаршества статус получили 55 монастырей – они подчинялись Патриарху. В 1700-1917 годах эти обители подчинялись Святейшему синоду — на конец XIX века было всего 6 мужских монастырей такого типа.

В 1984 году статус ставропигиального был предоставлен Корецкому монастырю (город Корец Украины) из-за конфликта между настоятелем и митрополитом Филаретом.

В 90-х годах ХХ века, когда началась массовая передача церквей и обителей духовенству, наиболее значимые были введены в данный статус – управление осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. Управление может быть осуществлено синодальными учреждениями, которые были благословлены Патриархом.

На территориях Украины и Беларуси также есть несколько приходов и церквей, подчиняющихся местным Патриаршим Эрзархом. Решение было принято Священным Синодом государств. Некоторые соборы расположены в других странах (Англии, Германии, Италии, США, Франции и Эстонии). С 2009 года эти обители непосредственно подчиняются российскому Патриарху.

Первый ставропигиальный монастырь на Руси появился еще до обретения автокефалии - в 1383 году им стал московский Симонов монастырь, подчиненный непосредственно Константинопольскому Патриарху, который останавливался в нем во время посещений Москвы. Институт ставропигии внутри Русской Православной Церкви впервые ввел Патриарх Никон, основавший и принявший управление над Ново-Иерусалимским, Валдайским Иверским и Кийским Крестным монастырями.

Традиция эта продолжалась как при последующих патриархах, так и в синодальную эпоху. В результате к концу XIX века, помимо четырех лавр, ставропигиальными были следующие семь монастырей: Симонов, Донской, Новоспасский и Заиконоспасский (все в Москве), Ново-Иерусалимский (подмосковный), Спасо-Яковлевский (Ростов Великий) и Соловецкий. Эти монастыри находились в непосредственном заведовании московской Синодальной конторы (московские ставропигиальные монастыри) или Святейшего Синода и были изъяты из подсудности епархиальных архиереев.

Сейчас в Русской Православной Церкви 27 ставропигиальных монастырей - 14 мужских и 13 женских. Десять из них находятся в Москве (Даниловский, Покровский, Богородице-Рождественский, Донской, Зачатьевский, Новоспасский,Сретенский, Иоанно-Предтеченский (бывш. Ивановский), Высоко-Петровский и Заиконоспасский монастыри), восемь - в Подмосковье (Покровский Хотьков, Борисоглебский Аносин, Саввино-Сторожевский, Воскресенский Ново-Иерусалимский, Иосифо-Волоцкий, Николо-Угрешский, Крестовоздвиженский, а также Троице-Сергиева Лавра); четыре обители находятся на севере России (Спасо-Преображенские Соловецкий и Валаамский, Никольский Вяжищский в Новгороде и Иоанновский в Санкт-Петербурге), две в Калужской епархии (пустыни Свято-Введенская Оптина и Казанская Амвросиевская), одна во Владимирской (Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь) и две в Ближнем Зарубежье (Корецкий Свято-Троицкий монастырь на Украине и Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии).

Иоанновский монастырь получил статус ставропигиального в 1992 году.