10.10.2019

Три богатыря - потомки великанов. Три богатыря и шамаханская царица герои


Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.



Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» - её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках, но и, в советские времена, украшала многие жилища, и, как поговаривают, висела в каждой сельской чайной.
Но вот если многие деяния богатырей (замечу: далеко не все) есть плод фантазии составителей былин, а многие из них составлялись даже через четыреста лет после смерти персонажей, то сами герои существовали в действительности, и внесли свой вклад в историю Руси.
Так кто же они, былинные богатыри?
Самым известным и почитаемым богатырём на Руси, конечно же является Илья Муромец сын Иванович. В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря. А вот погиб ли Илья Муромец в бою, или был коварно убит врагами, история точных сведений не даёт, в былинах же говорится, что Илье «не суждена смерть в битвах».
Академик Михаил Герасимов восстановил по сохранившимся мощам образ Ильи Муромца в последние годы жизни. Это оказался крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт. Некоторое время считалось, что у Ильи Муромца черты лица монголоидные, но, на самом деле, у него была вполне славянская внешность, что достоверно подтвердила реконструкция по методу академика Герасимова.
Мало кому известно, что Илья Муромец герой не только русских былин, но и германского эпоса, где описываются подвиги Ильи Руссича (исследователи уверены, что это один и тот же человек), правда, там он почему-то княжеского рода. Думаю, это случилось потому, что в Европе рыцари были людьми знатными, а подвиги Ильи были под стать только славному витязю. То, что наш богатырь прославился в Германии, говорит о том, что Илья путешествовал по чужих землях и там прославился своей силой и смелостью!
Огромную роль в истории Киевской Руси сыграл другой богатырь – Добрыня Никитич. Известно, что он приходился родным братом Малуше - матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.
За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.
О происхождении Добрыни упоминает Нестор в «Повести временных лет» - Малуша, а, следовательно, и Добрыня были детьми Малка Любечского – так в то время называли пленённого древлянского князя Мала, которого княгиня Ольга удерживала в городе Любече. Не понятно, правда, почему же тогда он Никитич, некоторые историки объясняют, что отчество богатыря происходит от слова «никто» (потому как упоминание имени древлянского князя в то время в Киеве не приветствовалось). В любом случае, других сведений о происхождении Добрыни нет, а то, что он был, как и его сестра, княжеского рода, сомнению не подлежит, ведь тогда бы его сестра, по тогдашним обычаям, не могла быть женой князя, а её сын не мог называться княжичем, следовательно, стать князем.
Таким образом, место рождения Добрыни считается столица древлян - город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении: не раз доводилось Добрыни отвечать на обиды и заступаться за сестру, можно говорить, что именно в княжеском тереме он выработал характер воина и дипломата.
Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве. А приёмы владения мечом он перенимал у варяжских наёмников, смотреть учения которых он бегал как только выпадет свободное время. Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!
После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.
Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру. И делал это, из песни, как говорится, слов не выкинешь, не только словом Божьим, но и мечом острым.
Не раз Добрыня, и это тоже отражено в былинах, возглавлял войско Владимира, добывая для князя победы как в войнах с внешними врагами (упоминается о боях русского войска с греками-византийцами), так и с внутренними – сторонниками князя Ярополка и воеводы Свенельда.
Как и упоминается в былине, Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.
Меньше всего известно нам о третьем богатыре – Алёше (Александре) сыне поповском. Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

В. Васнецов. «Богатыри». 1898 год

А БЫЛ ЛИ МУРОМЕЦ?

Все мы знаем, что в Киевской Руси жил Илья Муромец, который защищал соотечественников от разбойников и боролся с внешними врагами.
Церковная традиция называет Илью святым; более того, в Киеве покоятся его останки Но существовал ли такой человек в действительности?
А если да, то его ли останки находятся в Киеве? А может, это очередной способ церковников привлечь к себе внимание за счет канонизации самого популярного древнего русича? Журнал "Фома" обратился к историкам и медикам, принимавшим участие в уникальном научном исследовании мощей в Ккево-Печерской лавре.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

КОД ВАСНЕЦОВА.

История мировой живописи знает не так уж много картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни.
И к числу таких картин принадлежат «Богатыри» («Три богатыря») Виктора Михайловича Васнецова. Мало кто знает, что богатыри, изображённые на картине, являются не только героями русского народного фольклора, но и реально жившими людьми! А если к этому прибавить множество загадок и странностей, на первый взгляд не бросающихся в глаза, то получается, что шедевр Васнецова мало чем уступает по загадочности «Моне Лизе» Леонардо да Винчи...

С сайта: http://tainy.info/history/tri-bogatyrya-%e2%80%93-potomki-velikanov/

Три богатыря – потомки великанов.

Чем отличается былина от сказки? Тем, что она имеет реальную историческую основу, а сказка – просто вымысел. Но раз так, выходит, описанные в былинах персонажи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – когда-то действительно существовали? Так давайте попробуем разыскать их следы в истории.

Илья Муромец

Ученые доказали, что эти мощи – останки богатыряОстанки прототипа самого знаменитого из былинных героев – Ильи Муромца – и сейчас можно увидеть в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. По преданию, при жизни это был могучий воин по прозвищу Чоботок, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя – Илья. В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илия Муромец.
Чтобы проверить, действительно ли в лавре покоится именно этот богатырь, в 1988 году мощи исследовала Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Специалисты определили, что преподобный на самом деле был довольно высокого для Средневековья роста – 177 сантиметров. У человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходится с былинными описаниями, ведь, как известно, Илья Муромец до 33 лет неподвижно просидел на печи, пока его не вылечили калики перехожие. Подтвердили ученые и то, что прах принадлежит воину. Обнаруженные рентгенологами костные мозоли на ребрах свидетельствуют о том, что они были сломаны, возможно в бою, но впоследствии зажили.
Участник научного исследования мощей профессор Борис Михайличенко считает, что человек, чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре, погиб во время битвы:
– У него была рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, от нее он и умер. Кроме того, переломана правая ключица, хорошо видно повреждение кисти, судя по всему, тоже каким-то холодным оружием – плоско-колющим предметом.
По мнению специалистов, смерть преподобного Ильи наступила приблизительно в возрасте 40-55 лет. Возможно, в 1204 году, во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем. Правда, в таком случае год рождения Ильи Муромца должен быть где-то между 1150 и 1165 годами.
Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец.
Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Моровийск Черниговского княжества. В Черниговской области и поныне существует село Моровск.
В доказательство ученый приводит слова былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров, тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище «Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно ассимилированного восточными славянами.

Добрыня Никитич

На знаменитой картине Виктора Васнецова «Богатыри» (более известной в народе как «Три богатыря») этот персонаж изображен суровым бородатым дядькой. Есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого себя, причем в весьма зрелом возрасте. Это вполне вероятно – уж больно похож богатырь на художника. В былинах же Добрыня Никитич предстает добрым молодцем. Он борется со Змеем Горынычем, выручает из плена знатных красоток, а порой сражается с другими богатырями, например с Ильей Муромцем. Чаще всего этот воитель действует по указаниям Владимира Красное Солнышко, у которого состоит на службе.
Если обратиться к летописям, в дружине князя Владимира Святославича действительно был ратник по имени Добрыня. Более того, он приходился князю родным дядей (брат матери Малуши). Большинство исследователей считают, что именно этот Добрыня и стал историческим прототипом былинного богатыря. Воевода Добрыня сыграл огромную роль как в жизни князя Владимира, так и в истории Руси. Когда великий князь Святослав делил между сыновьями Киевскую Русь, Добрыня посоветовал новгородским послам выпросить себе на престол именно его племянника. Так те и поступили – в 970 году юный Владимир вместе с дядей отправился княжить в Новгород.
В 978 году, опять же поддерживаемый дядей, молодой князь отправился в поход на Киев и, после убийства своего брата Ярополка, стал правителем всей Киевской Руси. Добрыня при этом был назначен новгородским посадником. В 985 году войска Владимира – при участии дяди, конечно – совершили набег на земли булгар, а после победы по совету вездесущего родственника князь заключил с ними мир. Как гласит «Повесть временных лет», Добрыня сказал племяннику, что булгары все в сапогах – такой богатый народ дань платить не будет, а потому лучше поискать лапотников. После крещения Киева в 988 году верный соратник Владимира отправился обращать в христианство Новгород. «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», – такой поговоркой еще долго вспоминали новгородцы эти события. Согласно Иоакимовской летописи, не желая принимать крещение, язычники подняли в городе бунт. Добрыня же перебил бунтовщиков, а их дома сжег. Этот факт подтвердили произведенные на территории Новгорода раскопки – археологи определили, что в 989 году в городе полыхал пожар, и на месте сожженных домов были выстроены новые. О том, где и как умер прототип былинного Добрыни Никитича, никаких сведений не сохранилось.
Известно лишь, что его сын Константин в 1017 году был объявлен новгородским посадником.

Алеша Попович

Алеша Попович весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином АлександромВ былинах сей богатырь выделяется не столько силой, сколько смекалкой и натиском, а также остротой языка, хвастливостью и изворотливостью. В этом Алеша весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином Александром (Олешей) Поповичем. Подвиги воина Александра во многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину Всеволодовичу. В 1216 году принял участие в одном из самых кровавых междоусобных сражений средневековой Руси – Липецкой битве, где решалась судьба наследства Всеволода Большое Гнездо. Причем в пылу сражения боярин Александр Попович едва не зарубил по ошибке своего командира – князя Мстислава Удатного.
При этом Олеша не просто не признал свою ошибку, а еще и отчитал князя, чтобы тот не лез под горячую руку. Константин Всеволодович выиграл битву, но прожил после победы всего два года. После смерти князя Александр Попович отправился в Киев, на службу к Мстиславу Старому. В 1223 году, когда на Русь вторглись монголо-татары, состоялась битва на реке Калке. Именно там и сложил голову исторический прототип былинного богатыря Алеши Поповича.

Горыня, Дубыня и Усыня

Все описанные воины вполне подходят на роль воспетых народом богатырей. Но есть одна нестыковка: в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович состоят на службе князя Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом, тогда как их прототипы жили в разное время. Воевода Добрыня – при Владимире, преподобный Илия погиб в 1204-м, а Александр Попович почти 20 годами позже. Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.
Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица – Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями: сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки.
Подобные качества отчасти присущи и богатырям. К тому же сказки о трех великанах во многом перекликаются с былинами. При этом исследователи считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня еще древней, и их происхождение восходит к хтонической традиции, когда стихийная мощь природы отождествлялась с различными волшебными существами. Когда-то люди представляли великанов в образе змеев – Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (похожие существа встречаются во многих мифологиях).
С приходом же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей – защитников православной веры. И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча). То есть, фактически они сражались сами с собой – со своими более ранними воплощениями.

Олег ГОРОСОВ
Неизвестное об известном

В начало

Три богатыря - российская гепталогия полнометражных мультипликационных фильмов, повествующих о приключениях трёх самых известных богатырей - Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Мультфильмы были созданы кинокомпаниями «Мельница » и СТВ . Осенью 2008 года, был выпущен сборник всех трёх частей от концерна «Союз ». С 2010 по 2015 год сборники мультфильмов про богатырей и других сказочных героев также продавались на пиратских дисках.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Три богатыря и принцесса Египта (мультфильм)

    ✪ Три Богатыря и Шамаханская Царица (мультфильм)

    ✪ Три богатыря и морской царь (мультфильм)

    ✪ Илья Муромец и Соловей Разбойник (мультфильм)

    ✪ Три богатыря: Ход конем. Мультфильмы

    Субтитры

Мультфильмы цикла

Действие происходит в средние века на русских землях условно в X-XIII веке. Каждый из мультфильмов имеет отдельный сюжет, но связан основными героями. Единственным сквозным героем всех мультфильмов является Князь Киевский, которого озвучил Сергей Маковецкий .

Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)

Мультфильм создавался с 11 июня 2004 года режиссёром Константином Бронзитом . Первая в России экранизация былины об Алёше Поповиче и Тугарине Змее. Съёмки окончены 22 июля 2004 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $6 720 288

Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)

Премьеру мультфильма огласили в 2005 году, а сняли через год. Съёмки шли с 13 декабря 2005 года по 4 февраля 2006 года.

Бюджет: $4 500 000. Кассовые сборы: $6 864 576

Илья Муромец и Соловей-Разбойник (2008)

Премьера состоялась 27 декабря 2008 года. Мультфильм должен был стать завершением трилогии о трёх богатырях, но было решено продолжать серию - кассовые сборы как окупили мультфильм, так и с лихвой покрыли убытки от двух предыдущих частей. Также 4 ноября 2008 года шла на Первом канале . Съёмки шли с 15 августа по 13 сентября 2007 года.

Бюджет: $2 000 000. Кассовые сборы: $12 432 144

Три богатыря и Шамаханская царица (2010)

Бюджет: $3 000 000. Кассовые сборы: $24 288 720

Три богатыря на дальних берегах (2012)

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $32 000 000

Три богатыря. Ход конём (2015)

Съёмки шли с 24 августа по 4 октября 2014 года, а премьера состоялась 1 января следующего года.

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $24 576 288

Три богатыря и морской царь (2016)

Съёмки шли с 25 января по 27 февраля 2016 года [ ] . Премьера в России и мире состоялась 1 января 2017 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $14 134 274

Три богатыря и принцесса Египта (2017)

Фильм анонсирован с началом показа мультфильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Анонсированная дата выхода - 28 декабря 2017 года. Съёмки пойдут в мае.

Съёмочная группа

В скобках указан номер фильма

  • Авторы сценария - Константин Бронзит (1), Максим Свешников (1-3), Александр Боярский (1-7), Илья Максимов (1-2), Ольга Никифорова (4), Светлана Саченко (6-7), Алена Табунова (7)
  • Режиссёры - Константин Бронзит (1), Илья Максимов (2), Владимир Торопчин (3), Сергей Глезин (4), Константин Феоктистов (5-7)
  • Художники-постановщики - Ольга Овинникова (1-5), Олег Маркелов (3-4), Елена Лаврентьева (4), Лидия Савина (5), Светлана Дегтярёва (6)
  • Художники по персонажам:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Варфоломеева (2-5)
    • Людмила Стеблянко, Илья Максимов (1-2)
    • Екатерина Смирнова (4-5)
    • Олег Маркелов (2-3)
    • Анна Попко, Ольга Лызо, Майя Нинбург, Елена Кокоулина (4)
  • Художники лэй-аутов:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Мардаголимова, Олег Пожидаев (1-3)
    • Екатерина Салабай (3), Артём Мясников (3)
    • Юлия Байгулова (3-5)
    • Елена Терлецкая, Екатерина Смирнова, Екатерина Комелина, Наталья Ковалевская (4-5)
    • Альбина Кунцевич, Евгения Банди, Алевтина Шабунина (5)
  • Руководители отдела лэй-аутов - Марина Михеева (1-4), Елена Терлецкая (5)
  • Ведущие аниматоры:
    • Ольга Образцова, Екатерина Шрага (1-2)
    • Елена Кокоулина (2-3)
    • Александра Шоха (2-4)
    • Антон Рудин (2)
    • Ольга Кажанова, Екатерина Салабай (3)
    • Екатерина Рябкова (4)
    • Наталья Ковалевская, Евгения Тройнятникова, Татьяна Румянцева, Ольга Пермякова, Вера Шиганова (5)

Развитие характеров героев, художественные особенности и отсылки к другим фильмам

Сначала идёт фильм «Алёша Попович и Тугарин Змей», потому что здесь Князь более молодой, а на престол встал недавно. Опыта особо не замечено. Возможно, что это отсылка к князю Владимиру Святому, который принял христианство на Руси. Следующим идёт «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Строго говоря, хронологически эта история началась чуть-чуть позже, чем история Алёши Поповича. К тому времени Князь занимался государственными делами, невзирая на Алёшу. В шатре хана Бекета можно увидеть изображение Тугарина Змея. Также можно заметить разваленные ворота Киева и полуразломанную дверь во дворце, что осталось после прихода Алёши с Тугарином.

В мультфильме «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Князь уже старше и умнее. На носу корабля можно увидеть изображение Алёши Поповича. Уже в начале этого фильма Князь радостно пересчитывает всю свою казну, тогда как в предыдущем на нём висел гигантский долг в 40 тысяч монет. Кроме того, именно с этой серии он обретает зачатки храбрости, не имевшиеся в первых двух (авантюрная погоня за Соловьём и финальная битва) и проявившиеся далее - в пятой части.

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Князь обретает новую черту характера - влюблённость. Хотя она была наваждением, зато изменила героя. Причиной всего этого была фотография царицы, которую Князь нашёл в книге «Поколение Х», и можно заметить, что она издаёт звук щёлканья камеры. В шестом фильме она появилась на несколько секунд.

В последующих мультфильмах характер Князя сформирован окончательно: это меркантильный, хитрый, жадный и трусоватый человек, который всё же способен на подвиг и беспредельно любим своим народом, поскольку радеет о благе Киева. Князь вечно влипает в передряги вместе с Юлием, относясь к нему, как к брату. Богатырей и их жён он стал считать за свою родню.

Богатыри практически не изменяются в своём поведении и характере на протяжении фильмов. Сквозной темой для них становятся отношения с жёнами. Хотя богатыри не чураются простой крестьянской работы, обыденная жизнь без врагов для них скучна и приводит к расслаблению, но отъезды не нравятся их жёнам, особенно Настасье Филипповне - жене Добрыни Никитича. В походах богатыри переосмысляют отношение к семейной жизни. После завершения походов обычно все семейные проблемы улаживаются.

Заметно иррациональное содержание богатырской силы - она появляется не от тренировок, а от обладания артефактами: родной землёй, зубом дракона и т. п. Исчезновение же силы может быть связано с падением боевого настроя богатырей - от осознания своей бесполезности, от отсутствия врагов, от утраты важных атрибутов.

Несмотря на былинную основу и «военность» богатырей, фильмы из цикла не содержат никаких сцен жестокости или насилия. Ни один из злодеев не был убит (в лучшем случае антагониста пленят, а чаще всего он убегает или исправляется и мирится с протагонистами), а все битвы сводились к раскидыванию врагов по сторонам.

Персонажи

После успехов трёх мультфильмов о богатырях было решено снять ещё несколько мультфильмов, со спин оффом , где все три богатыря и другие персонажи (известны с этих фильмов): конь Юлий, Князь Киевский, жёны богатырей (Любава, Настасья Филипповна и Алёнушка), бабуля, Тихон, Змей Горыныч и кони богатырей (Бурушка, Моисей и Вася) объединятся. Новые мультфильмы стали показывать события, которые не были в былинах. Первым из них был мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица», режиссёром которого стал Сергей Глезин.

Через 2 года, богатырей стал снимать Константин Феоктистов.

Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край - место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Страсть к былинно-сказочному жанру сделала Виктора Васнецова настоящей звездой русской живописи. Его картины - это не просто изображение русской старины, но воспроизведение могучего национального духа и смысла русской истории.

Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

Широко раскинулась холмистая, поросшая ковылем да кое-где молоденькими елочками степь. Она и сама, как действующие персонажи, говорит о силе и мужестве русских героев. Заметим это, предваряя описание картины. Три богатыря Васнецова полны готовности встать на защиту родной земли и своего народа.

Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Художник понимал свою работу над картиной как «творческий долг, обязательство перед родным народом». Он замечал, что даже в моменты, когда оставлял работу над произведением, к нему всегда «влеклось сердце и тянулась рука». Что же можно разглядеть, пытаясь сделать достаточно глубокое описание картины?

Три богатыря

Васнецова захватывали героические характеры. Создавая эти монументальные образы на холсте, художник стремился наделить их впечатляющей внешностью, запоминающимися чертами. Илья Муромец в центре композиции - неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий - он весь дышит умиротворенной добротой.

Слева от Ильи - Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. В Алеше Поповиче играет молодой задор, и чувствуется, что паренек с азартом бросится в минуту опасности на защиту своих друзей и земли.

Без характеристики коней будет не полным описание картины. Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя. Под Ильей - основательный, упрямый и верный вороной. Горд и полон достоинства белый конь Добрыни. Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.

Композиция и пейзаж

Каждая деталь полна значения, и об этом важно сказать, делая подробное описание картины. Три богатыря Васнецова словно сроднились с пейзажем, тонко передающим героическое настроение картины. Фигуры расположены в центре границы между землей и небом, дует мятежный вольный ветер, над холмами в глубине полотна парит сильная птица. В воздухе есть напряжение и тревога. Но источает уверенность и надежность облик богатырей - ратников и богоугодных людей земли русской.