24.09.2019

Уча других, мы учимся сами. «Уча других, мы учимся сами…


Номинация «О педагогике - с любовью»

Многому я научился у своих наставников,
Ещё более - у своих товарищей,
Но более всего - у своих учеников.

Талмуд

Прошло больше 20 лет с тех пор, как неслышащие дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днём, лето сменяет осень, зиму - весна. Всякий раз, встречая новый день, думаю: что интересного он принесет мне? Подарит ли счастливые мгновения общения с моими учениками? О чём они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы?

Ребёнок - высшая ценность. И задача педагога - помочь ему стать таким, каким он может стать в соответствии со своими природными задатками и способностями, не в ущерб другим.

Я твёрдо верю, что все до единого дети необычайно талантливы, индивидуальны и неповторимы, они все - звёзды.

Какой радостью переполняется моё сердце, когда я вижу, смело взметнувшуюся вверх руку вчерашнего не уверенного в себе ученика, когда блестят глаза тех, кто недавно был грустным и замкнутым, когда, не дождавшись урока в коридоре, дети спешат удивить своими домашними работами! Именно в такие мгновения ты понимаешь, что жизнь прекрасна и удивительна, что есть радость творчества, свобода, вдохновение и любовь.

Слишком велика ответственность учителя, ведь в руках у него - будущее конкретного человека, а это значит, что педагог отвечает за каждого своего ученика, и главное здесь - не ошибиться. Нужно пройти долгий путь вместе, понимая мир ребёнка, его ценности, его желания, не загонять его в жёсткие рамки, но показать, как много зависит в этой жизни от самого ребёнка.

Об учительской жизни судят по-разному. Можно сказать, что это непрерывная цепь поступков, переживаний и дел. Я за то, чтобы переживания были глубокими, а дела - большими.

При таком подходе жизнь всегда содержательнее, интереснее, веселее. Школа даёт мне глубокие, сильные переживания. Эту ценность не купишь, и никто не сможет её отнять. Это всегда будет со мной, что бы ни случилось. Вот почему и у меня всегда есть потребность достигнуть что-то значительного в обучении и воспитании детей.

Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном. Чтобы, выйдя на улицу, воскликнуть восхищенно: «И почему раньше я не замечал, какие красивые ветки у берёзы, как хлопочут пчёлы в саду!»

Я хочу, чтобы эту радость узнавания приносил моим ученикам каждый новый день. Мне очень хочется, чтобы они умели сострадать больным и немощным. Знали, какую палитру чувств могут вызвать незатейливые на первый взгляд картины русской природы. Пусть через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта.

Учение мыслится и переживается как счастье, благо, привлекательная деятельность тогда, когда мы воспитываем прежде мыслителя.

Каждый из нас, живущий на Земле, в ответе за всё, что происходит вокруг нас. Каждый педагог в ответе вдвойне, потому что в его руках и сегодняшняя судьба маленького человека, и завтрашняя - большого человека и человечества в целом.

Найти своё призвание, утвердиться в нём - источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

Уча других, мы учимся сами.

Сенека


Сколько себя помню, с самых малых лет, всегда рядом два человека- дедушка и мама. Оба- учителя. Он. Подколзин Тимофей Прокофьевич, учитель биологии. Она, Шилова Раиса Тимофеевна, учитель русского языка и литературы. Они были для меня примером, образцом- такими людьми- какой я хотела быть сама: мудрой, справедливой, доброй, отзывчивой и в тоже время строгой, требовательной.

Они всегда говорили со мной всерьёз, как с равною себе, а не как с малым ребёнком. Я это очень тонко чувствовала, и это вызывало во мне гордость и особенную любовь- «любовь-преклонение».

И ещё я помню книги- на столе, в книжных шкафах, на полках. И здесь была особая любовь- «любовь-преклонение» перед книгой- источником знаний.

Я – тоже учитель, воспитатель детских душ. И у меня есть своя особая любовь- любовь к детям, профессии, к творчеству и труду, к добру, честности, порядочности. Именно эти черты я воспитываю в детях.

Встречая вновь с языческой беспечностью

Ещё одну зарю

Любовь, за власть её над вечностью,

Боготворю.

Приветствую с языческой отрадою

Весеннюю зарю

Лик солнца, на колени падая

Боготворю.

Незыблемая в жизни истина

Лишь только в нём,

Даруя жизнь, дарую смерть

Таинственным горит огнём

Читая эти строки, понимаешь: человек должен любить, должен гореть и кто как ни учитель может, как горьковский Данко, сгорая сам, освещать путь другим.

Настоящее счастье- служить людям. Найти призвание, утвердиться в нём- это источник счастья. «Призвание- это что-то приходящее к человеку извне. Это маленький росток таланта, превращающийся в крепкое могучее дерево на благодатной почве трудолюбия», - сказал В. А. Сухомлинский.

Учителю дано великое предназначение- воспитывать в ученике Человека. Инженером можно стать за 5 лет. Учиться же на Человека надо всю жизнь. Учитель творит Человека. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью- человечность.

Каждая крупинка человеческой красоты учеников- это бессонные ночи учителя, седины, безвозвратно ушедшие мгновения его личного счастья. Но ведь в чём парадокс? Забывая о себе, думая о других, невольно приобретаешь подлинное счастье личной жизни. Обычно говорят, что дерево сильно своими корнями, а учитель своими учениками. Работа педагога- это прежде всего напряжённый труд сердца и разума. Как часто, идя в класс, мы заставляем себя оторвать глаза от бед и ран собственного сердца, сжать свою душу, направить свои мысли в то русло, по которому им нужно идти. Наш труд- это стремление перенести себя в другого человека, умение критически относиться к другому, как бы примеряя его себе.

В облике своего воспитателя дети должны видеть безграничную преданность науке. Детей покоряет влюбленность учителя в знания. Я люблю свой предмет и стараюсь привить своим питомцам любовь к мелодичной французской речи, уважение и большой интерес к родине Шиллера, Гете, Гейне. Я стараюсь развивать у своих учеников их творческие способности, пытливость ума, желание самосовершенствоваться и совершенствовать обучение иностранным языкам, сделать процесс обучения посильным и радостным.

Помочь учащимся познать мир через языки- мой педагогический долг как учителя иностранного языка. Я стараюсь идти в ногу со временем. Формируя гуманную всесторонне развитую личность, стремлюсь не только научить детей свободно владеть языком, но и увидеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом пространстве.

Коммуникативный метод, метод проектов и сотрудничества, традиционные и активные формы проведения уроков, развитие интереса к языку через театрализованные уроки, развитие кругозора учащихся через страноведческий материал и расширение словарного запаса- это то разнообразие, за что я бесконечно люблю свой предмет. Мои уроки дают детям радость общения с миром.

Завтра- новые уроки, новые встречи, новые радости и огорчения, минуты сомнения и удивления. Завтра я вновь сделаю еще один шаг в будущее и поведу за собой своих питомцев, освещая дорогу светом знаний своих учеников. Хотя нет. Мы будем идти рядом, учиться друг у друга открывать тайны, путешествовать за трудноуловимой истиной, порой прикасаться к неприкосновенному, творить, побеждать и любить.

Все начинается с любви…

Твердят «Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с Любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Педагог - это благороднейшая и отнюдь не лёгкая, а скорее труднейшая профессия, которая требует от нас, посвятивших ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В то же время учитель - простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Учитель многогранен и по - своему интересен, учитель добр и строг, учитель справедлив и не подкупен.

В моей родной, сельской школе работают разные учителя. Кому-то вовсе и не обязательно зажигать «ребячьи сердца», у них получается всё само собой. Уроки, домашние задания, внеклассные мероприятия, контрольные – всё как у всех. Есть у нас педагоги, превращающие свой повседневный труд в постоянный праздник, постоянный поиск путей к сердцам детей, закладывающие в души детей те истины, которые возможно, как и для меня в своё время, станут путеводной звездой. Я думаю, что именно такие учителя – учителя будущего.

Я никогда не мечтал быть учителем, ещё обучаясь в школе, я планировал стать археологом или работником музея. Поэтому и поступил на исторический факультет педагогического института. Но судьба распорядилась так, что свою трудовую деятельность я начал именно в школе. Не просто в школе, а в родной, в которой учился целых десять лет. Работать учителем я начал в лихие девяностые годы. Это были трудные времена, когда заработную плату задерживали месяцами, когда отключали свет, когда закрывались предприятия и родители детей теряли работу.

Сейчас, несмотря ни на что, вспоминая те годы, я повторю строчку из песни Владимира Преснякова - «Я люблю это время, безнадёжно люблю». Я вспоминаю то время с какой-то ностальгией. Потому, что я окунулся в непревзойдённый, романтический мир школьной жизни, который окончательно сформировал из меня педагога. Очень хорошо вспоминаю свой первый урок, который закончился провалом. Ученики не слушались меня. Каждый из них занимался чем угодно, только не учёбным процессом. Урок был сорван, но я не опустил руки, не паниковал. Ведь не даром есть такие поговорки, как «на ошибках учатся» и «первый блин всегда выходит комом». Уже от следующего урока, проведённого в этом же классе я получил полное удовлетворение.

Вот уже 17-ый год я переступаю порог родной школы, размышляю о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались полезными и востребованными.

Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для меня как педагога? И больше всего убеждаюсь в том, что главное – это увидеть неповторимую индивидуальность каждого ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, способности, в свою волю. Поэтому перед собой я поставил задачу так организовать и управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся полностью проявить себя.

Кто-то из педагогов учит читать и писать, кто-то погружает учеников в мир истории или географии, биологии или физики, но каждый, без исключения, учит быть человеком. Педагоги - первые оппоненты молодых умов, первые врачеватели душ. В мире много профессий, но профессия педагога главная. Строитель строит дом, космонавт бороздит просторы космоса, президент руководит государством, а педагог воспитывает и будущих строителей, и будущих космонавтов, и будущих президентов! Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что он делает. Нужно уважать детское желание быть хорошим, беречь его как самое хрупкое движение человеческой души, не злоупотреблять своей властью и своим положением.

По моему мнению, главное в работе педагога - не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Все трудности, неприятности, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостные приветствия, улыбки и смех заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а становились всё сильнее и ярче. И тогда я готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученикам радость познания и помочь им поверить в себя.

Для меня школа - это постоянно работающая творческая мастерская, весь социально - психологический микроклимат, который создает условия для самореализации личности. И это зависит от нас, учителей - полюбит ребёнок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать её через много лет или возненавидит навсегда.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учить учиться, в том числе и у своих учеников. Я счастлив, потому что у меня есть интересная профессия. Я счастлив, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моего любимого предмета - истории. Я счастлив, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным историком, кто-то юристом, кто-то инженером, кто-то будет хорошим отцом или матерью, кто-то станет просто хорошим, добрым человеком, а кто-то учителем. И не просто учителем, а учителем творческим, который будет любить своих учеников и ежедневный кропотливый, часто рутинный, но очень благородный труд!

Эссе «Учить учиться»

« Уча других, мы учимся сами »

Луций Анней Сенека Младший

«Я с детства мечтала стать учителем». Такую фразу я слышу от большинства учителей, с которыми работаю или общаюсь. «А как же иначе?» - скажите вы. Ведь принято считать, что учитель - это не только профессия, но и призвание.

Все годы учебы в школе меня привлекали точные науки, любимым предметом оставалась физика. Она научила меня познавать неведомое, объяснять законы и явления окружающего мира: почему сверкает молния, выпадает роса, летают птицы. Благодаря полученным знаниям, мир стал казаться гармоничным, простым и понятным.

Со студенческой скамьи я решила, что должна дать детям не только теоретические знания, но и научить ребенка быть Человеком, «научить его жить», а это значит не только познавать действительность, но и совершенствовать, преобразовывать ее, решать любые проблемы, уметь превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

И вот уже полтора десятка лет я переступаю порог школы, медленно поднимаюсь по лестнице, попутно успевая поздороваться со своими учениками, а с некоторыми и поговорить на разные темы, и не всегда об учебе. И вот дверь кабинета, за которой так много воспоминаний! Очень хорошо помню свой первый урок, который закончился не так как хотелось. Да это и понятно. Молодая девушка, чуть старше сидевших за партами учеников. Какая уж тут физика! Каждый из них старался привлечь мое внимание. Конечно, полноценного урока не получилось, но я нисколько не жалею. Я теперь точно знаю, свое призвание можно найти и через тяжелый труд, и этот труд далеко не физический, это, прежде всего, нелегкая работа над собой.

Сегодня, имея уже опыт педагогической деятельности, я часто задаюсь вопросом, что же все-таки держит меня в школе.

Мне хочется не просто делиться своими знаниями с учениками, но и делиться частичкой своей души. Учить мыслить, постигать тайны жизни, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать, сочувствовать и сопереживать.

Человек так уж устроен, что ему всегда надо двигаться вперед, и это не только банальное преодоление расстояний, но и движение мысли и ума. А где, как не в школе вечное движение, хотя порой и похожее на хаос. Но это только первое, обманчивое впечатление. Школа – это хорошо отлаженный механизм, где вся жизнь подчинена определенным законам. И один из них – это закон «делай как я».

Что сегодня главное для меня в моей работе? Кто-то из моих многочисленных коллег учит навыкам чтения и письма, кто-то погружает учеников в мир математики или биологии, физики или истории, но каждый, без исключения, учит быть человеком. В мире огромное количество профессий, но профессия учителя главная. Врач лечит людей, строитель строит дома, военный стоит на защите наших рубежей, президент руководит государством, а учитель воспитывает и будущих врачей, и будущих строителей, и будущих военных, и будущих президентов. Учитель – это главный человек, после родителей конечно, в жизни ребенка на протяжении долгих 11 лет, это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики. Поэтому учителю нужно научиться не злоупотреблять своей властью и своим положением, хотя это иногда и непросто сделать.

Безусловно, учитель должен безукоризненно знать свой предмет, уметь доступно рассказывать о сложных явлениях и процессах, поддерживать свой профессиональный уровень. Но очень важно рассмотреть в каждом ребенке индивидуальность, помочь ему освоить нелегкую науку общения, жизни в обществе. Мне кажется, не стоит стремиться стать каждому ребенку близким другом, но уметь вовремя поверить в каждого из них, помочь преодолеть трудности, неприятности, разочарования очень важно.

Я верю - каждый ученик талантлив, просто не всегда можно разглядеть внутренний мир ребенка и раскрыть его. И я, как учитель, всегда ставлю перед собой цель: пройти с детьми долгий и трудный путь в «завтра», помочь им найти свою, пусть даже узенькую и трудно проходимую тропу .

Главное - не остаться равнодушной к маленьким победам и поражениям учащихся. Терпеливо, ежедневно, подбирать ключик к каждому ученику, чтобы в каждом зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Когда-то у нас в классе висел стенд со странной, как мне, тогда казалось надписью «Учись учиться». Сейчас я понимаю, что учеба это тяжелый, каждодневный труд, которому нужно еще и научиться. И не важно, что у тебя за плечами институт, бесчисленное количество курсов повышения квалификации, тренингов. Ты - вечный ученик! И учителями могут быть самые разные люди, даже, как это ни странно звучит, твои ученики. Самое главное идти в ногу со временем, .находиться в постоянном творческом поиске, никогда не останавливаться на достигнутом, искать свою формулу успеха

Сегодня я счастливый человек, у меня есть семья, прекрасная дочь, есть моя работа, мои ученики. Я счастлива, что у меня есть возможность ежедневно, вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моего предмета - физики. Я счастлива, потому что могу видеть результаты своего труда, пусть не сразу, пусть через несколько лет, но все же… Жизнь не стоит на месте.

Марина Татаурова
Эссе «Учить и учиться»

«…чтобы стать настоящим

воспитателем детей надо

отдавать им своё сердце»

В. А. Сухомлинский

Эссе «Учить и учиться »

Я Педагог - это благороднейшая и отнюдь не лёгкая, а скорее труднейшая профессия, которая требует от нас постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В то же время воспитатель - простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями.

С детства я мечтала работать с детьми. Среди сверстников всегда была заводилой, придумывала игры, среди которых непременно главной была игра в «школу» . Неудивительно, что после окончания девятого класса сомнений и терзаний в выборе профессии у меня не было.

Я закончила университет по специальности учитель начальных классов . Но так сложилась моя жизнь, что учителем поработать мне пришлось всего 1 год. В 2013году стала я воспитателем в детском саду.

Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для меня как педагога? И больше всего убеждаюсь в том, что главное – это увидеть неповторимую индивидуальность каждого ребенка и сохранить её, помочь детям поверить в свои силы, способности, в свою волю. Поэтому перед собой я поставила задачу так организовать и управлять учебной деятельностью, чтобы помочь ребятам полностью проявить себя.

Педагоги - первые оппоненты молодых умов, первые врачеватели душ. В мире много профессий, но профессия педагога главная. Строитель строит дом, космонавт бороздит просторы космоса, президент руководит государством, а педагог воспитывает и будущих строителей, и будущих космонавтов, и будущих президентов! Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что он делает. Нужно уважать детское желание быть хорошим, беречь его как самое хрупкое движение человеческой души, не злоупотреблять своей властью и своим положением.

На мой взгляд, педагогическая деятельность относится к тому виду деятельности, когда занятый в ней человек находится в постоянном поиске. И в первую очередь в поиске новых, современных и актуальных знаний, навыков и умений. Поэтому каждый педагог является вечным учеником по жизни.

Древнеримский философ Сенека утверждал : «Уча других, мы учимся сами» . Да, педагог должен сегодня не только учить , но и учить учиться , в том числе и у своих учеников. Для того чтобы уметь отличить полезную информацию от бесполезной, воспитатель в первую очередь должен сам учиться этому . Кроме всего в свете информатизации образовательного процесса педагог должен активно осваивать современные технические средства обучения, различные компьютерные программы. Опираясь на собственный опыт и наблюдения, могу утвердительно сказать, что многие педагоги, в том числе и я, систематически пополняют собственную компьютерную грамотность. В рамках модернизации образования многие детские сады были оснащены и продолжают оснащаться компьютерами, интерактивными досками. Для эффективного использования этого средства обучения нам необходимы определенные знания, которые мы пополняет систематически.

Современный мир – мир скоростей. Известно, что сейчас идет интенсивное приращение новых знаний, появляются новые научные дисциплины. На современного человека, в том числе и ребенка, ежедневно, если не ежечасно, обрушивается колоссальный объем различной информации. В этих условиях на современного педагога ложится тяжелый груз ответственности - научить своих учеников в этом объеме новых знаний найти те, которые ему будут необходимы и полезны в его будущей взрослой жизни. Ну и, конечно же, мы воспитатели должны не только предавать некую сумму знаний, а учить своих детей учиться , познавать новое.

Я счастлива, потому что у меня есть интересная профессия. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.

В заключение хочется сказать, для педагога фраза «Учить и учиться » не пустые слова, а ежедневный кропотливый, часто рутинный, но очень благородный труд. Мы постоянно учимся, для того чтобы бескорыстно передать свои знания и приобщать своих учеников к умению учиться .