29.11.2018

Кто такой иоахим из повести слепой музыкант. «Слепой музыкант


На юго-западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Для молодой актрисы, работающей рядом с такими мастерами, как Смоктуновский, оказалось неоценимым с точки зрения обучения, познакомив актрису со многими из того, что она назвала секретами этой волшебной кухни. Офелия впервые осознала, что актерское мастерство действительно было моей судьбой, в то время как в Театральном институте им.

Щукина Вертинская получила роль принцессы Болконской в ​​эпической адаптации Сергея Бондарчука «Война и мир Льва Толстого». Это было ее чувственное, трогательно наивное изображение, которое придало этому персонажу новое, по словам Вертинской, Сергей Бондарчук предложил новую трагическую интерпретацию этого персонажа. Наталья Гундарева - Наталья Георгиева Гундарева была советской российской актрисой кино и театра, одной из ведущих фигур в театре Маяковского, где она работала с тех пор, как Наталья Гундарева родилась в Москве и провела свои годы в общинной квартире, которую ее семья поделилась с несколькими другими.

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

Отец Георгий Матвеевич был инженером на автозаводе, оба любили театр, а Наталья часто посещала шоу и репетиции любительской труппы, с которой ее мать выступала. В возрасте пятнадцати лет Наталья присоединилась к юношескому театру пионеров-дворцов «Ленинские горы» и поступила в Театральный институт им. Бориса Щукина и присоединилась к группе «Катин-Ярцев», где ее одноклассники были Константин Райкин, Юрий Богатырев и Наталья Варли. В фильме Гундарева создал ряд персонажей, в частности Нину Бузыкина в Осеннем марафоне Георгия Данелияса.

Его отец был токарем, мать - портнихой. Сердечная проблема заставила Филиппова выпасть, хотя вскоре он сам в Санкт-Петербургском театре комедии во главе с Николаем Акимовым. Одной из его частей была роль кривого директора магазина Ползикова в «Ночном дозоре». По словам актрисы Любовны Тищенко, основная неудача Филиппова в последние годы никогда не получала той роли, к которой он жаждал. Ленфильм отказался даже от скудной похоронной службы, и именно Александр Демьяненко лично собрал необходимую сумму.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Сергей Филиппов был похоронен в Санкт-Петербурге на Северном кладбище, первой женой Сергея Филипповых была балерина Алевтина Горинович, с которой он родил сына Юрия Сергеевича Филиппова. Ольга Кабо - Ольга Игоревна Кабо - советская и российская актриса кино и театра. Ольга Кабо родилась в Москве, дочери инженеров Игоря Яковлевича, с раннего возраста ее родители привлекали ее во многих художественных мероприятиях, она изучала бальный танец, ритмическую гимнастику и даже вошла в студию космонавтов.

Ольга изучала английский язык в школе с передовыми курсами английского языка, посещала художественные и музыкальные курсы. В возрасте 15 лет она появилась в двух фильмах: молодежной драме «И все возвращается» и музыкальном фильме «Нет шутки», закончив среднюю школу, Ольга присоединилась к студии «Трейтер» в Театральном институте им. Бориса Щукина. Она продолжила свое образование в Институте кинематографии им. Герасимова, где она присоединилась к классу Сергея Бондарчука, первый успех Ольги Кабо в фильме пришел с участием Изабеллы в Сергея Тарасова «Приключения Квентина Дурварда».

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом. Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Однако только недавно его история и слава были воскрешены и более широко распространены. Том, точно как Лесли Лемке ровно через столетие, был слепым и умственно отсталым, но обладал невероятным музыкальным гением, который взорвался на сцене на ранней стадии жизни, а затем перерос в международное присутствие и репутацию. В возрасте 11 лет Том играл в Белом Доме и начал мировое турне по его лексике.

По словам доктора Филадельфии, группа из 16 выдающихся музыкантов того времени подписала это заявление о «Слепой Том»: В его импровизациях выступлений композиций Гоцшалка, Верди и других, фактически во всех формах музыкальной экспертизы - и экспериментов слишком много, чтобы упомянуть - он показал способность оценивать его среди самых замечательных явлений в музыкальной истории. Бетьюн, известный адвокат в Колумбусе, штат Джорджия. Его новый мастер назвал его Томас Грин Бетьюн. На плантации генерала Джорджа Тому разрешили бродить по комнатам в особняке.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

Он любил природу и был очарован звуками всех типов: дождь на крыше, решетка кукурузы в оружейнике, но больше всего музыка. Том внимательно слушал дочерей генерала, игравших сонаты и менуэты на фортепиано. «До 5 или 6 лет он не мог говорить, скудно ходить и не давал никаких других признаков интеллекта, чем эта вечная жажда музыки», - отметил Секвин, но уже через 4 года, если его вытащили из угла, где он лежал удрученный, и, сидя на рояле, он будет играть красивые мелодии; его маленькие руки уже овладели ключами и его замечательным ухом любой комбинации нот, которые они когда-то слышали.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Существует несколько версий внезапного открытия музыкального таланта Тома. Когда она закончила играть трудный выбор, обед был подан. После того, как группа села к столу, штаммы, которые дочь Бетьюна закончила на несколько минут раньше, пришли из предположительно пустой гостиной. Группа ворвалась, чтобы найти маленького слепого, Тома, играющего на пианино, повторяя сложную пьесу, которую он только что услышал.

Как и любой рабский ребенок, Том никогда не учился в школе и казался неспособным учиться в других областях. Он был беспокойным и взрывоопасным и требовал постоянного наблюдения. Он казался неотразимо привлеченным к пианино и без инструкций вообще мог слушать музыку и играть ее через заметку для заметки, акцент на акцент, без ошибок и без перерыва. В возрасте 5 лет Том сочинил песню, которую он назвал «Гроза дождя», основанный на испытании грозы в тот день. Поскольку Том смог повторить сложные пьесы после одного слушания, генерал Бетьюн нанял профессиональных музыкантов, чтобы играть за ребенка, и, таким образом, просто слушая и верно воспроизводя то, что только что было услышано, был создан мгновенный репертуар качества концерта.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Это была распродажа, и в газетах были энтузиасты, поэтому генерал и молодой Том отправились в тур на концертный тур, исполняя почти ежедневно. Каждая записка из каждой части, которую услышал Том, была неизгладимо запечатлена в его голове, и он смог воспроизвести любую пьесу от начала до конца, без колебаний. Его репертуар включал Бетховена, Мендельсона, Баха, Шопена, Верди, Россини, Доницетти, Мейербера и многих других. Песни тоже на французском или немецком языке, после одного слуха, он делает не только буквально на словах, но и в нотах, стилях и выражениях.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому милостыню. Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

В дополнение к этой феноменальной памяти, Том обычно представлял себя и свои фигуры в третьем лице, как частое сопровождение синдрома синдрома с аутизмом, так и аутизмом. Несколько музыкантов, которые чувствовали, что Том обманул публику и президента, проверил его в своем отеле на следующий день. Они сыграли две совершенно новые композиции. Первый, 13 страниц в длину, Том повторял от начала до конца без усилий или ошибок, а второй, 20 страниц в длину, он также играл до совершенства.

Его попросили сыграть на втором месте, в то время как композитор 14-страничного оригинального пьесы сыграл втройне. Это означало, что он должен был импровизировать всю вторую часть в шаге с исполнением первой части музыканта. Никогда еще не услышав эту пьесу, Том сидел рядом с композитором и играл первую ноту до последней части. После этого он «довольно вытолкнул мужчину со своего места и продолжил играть в высокие частоты с большей яркостью и силой, чем его композитор». В отчете о том, что событие завершается «играть второстепенно по музыке, которую никогда не слышали и не видели, понимает полное дрейф симфонии в ее нынешнем виде - способность создавать, короче».

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год. Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок несомненно зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких. Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

На одном концерте Том слушал два рояля, забитых носом и одновременно, в то время как на третьем фортепиано играли 20 нот. Способность Тома отличать и воспроизводить эти 20 нот безупречно, казалось, доказывала его абсолютную пропускную способность. На его концертах всегда присутствовали сложные концерты, на которых зрители играли пьесы, которые Том никогда не слышал, чтобы увидеть, сможет ли он воспроизвести их точно, и, конечно же, он всегда это делал. Она предположила, что Том, будучи слепым, подражал мне обеими руками в соответствии с «Том вместо этого» парализовал нас, сыграв его правой рукой позади него.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о. чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

По сей день мне интересно, почему слепой Том поместил правую руку за собой. Более подробное описание некоторых из этих концертов представлено во второй главе в «Чрезвычайных людях». В «Нью-Йорк таймс» подробно рассказывается о некоторых из более поздних лет жизни Тома и о серьезных потрясениях семьи Бетьюн, большая часть которых окунулась в довольно отапливаемые придворные битвы, после ухода Тома и концерта. После смерти генерала Бетьюна. После смерти генерала Бетьюна забота о Томе была передана сыну генерала Бетьюна Джону.

Джон Дэвис утверждает, что этот кусок «является одним из великих сражений любого периода». Это чудесная композиция. Марк Твен был заинтригован Слепым Томом и часто, когда бы он ни был, присутствовал на многих выступлениях Тома. Одна песня - «Битва за Манассас» - это классика «Слепой Том» с очень сложными и эффективными отрывками, изображающими эту битву.

Попельский Петр (Петя, Петрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком «этюд» автор, очевидно, хотел подчеркнуть экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».

Марк Твен описал Тома таким образом: Он подчинил его эмоциям своей аудитории, как автократу. Он охватил их, как буря, с его битвами; он убаюкал их, чтобы снова отдохнуть с такими мелодиями, как те, которые мы слышим во сне; он радовал их с другими, которые рифленый через очарованный воздух так же радостно и весело, как линии беспорядков в Калифорнийском лесу; и время от времени он бросал странные подражания настройке дискордантных арфов и скрипки, а также стоны и свистящие мешочные трубы, которые посылали восторженное молчание в бурю смеха.

И каждый раз, когда публика аплодировала, когда часть была закончена, этот счастливый, невинный присоединился и тоже хлопал в ладоши с энергичным акцентом. Твен назвал Тома «архангелом». После смерти Тома известный редактор газеты «Кентукки» написал трогательную дань: Что он? Откуда пришел он, и почему? Что там была душа, конечно, заключенная в тюрьму, закованная в эту маленькую черную грудь, наконец, освобожденную.

П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможности духовного прозрения. Оно и наступает в финальной сцене повести, когда П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».

Очень часто на летние каникулы задают прочитать необходимые произведения и список прочитанного иногда достигает небывалых размеров. Многие, да и в принципе все учащиеся не охотно хотят тратить свое летнее время на прочтение книг. Именно для вас мы добавили краткое содержание произведения Короленко - Слепой музыкант . Прочитав данный материал вы с легкостью сможете понять суть и смысл книги и вам даже не придется читать полный формат книги. На данной странице вы можете прочитать краткое содержание по произведению

Короленко - Слепой музыкант

совершенно бесплатно и без регистрации.

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра — человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребёнок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растёт дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течёт яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твёрдо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним — слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остаётся поговорить со звонарём. Оказывается, Егорий — тоже слепорождённый. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её... Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своём убеждении, что все слепорождённые злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалёку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идёт в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своём счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребёнок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживлённую мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.