21.10.2019

За что сожгли Джордано Бруно? Джордано Бруно — биография


Имя: Джордано Бруно (при рождении - Филиппо Бруно)

Государство: Италия

Сфера деятельности: Философия, астрономия

Величайшее достижение: Выдающийся мыслителем эпохи Возрождения. Был сожжен на костре великой инквизицией за свои взгляды.

Позднее средневековье и подарили миру многих талантливых ученых, писателей, философов, мыслителей, архитекторов и других деятелей культуры и искусства. К сожалению, нужно признать, что в те времена наука не имела такого широкого признания – римско-католическая церковь делала все для того, чтобы верные представления и мире не дошли до широких масс.

Наверно, с их точки зрения, неграмотными людьми было проще управлять. Однако, во все века находились те, кто не побоялся противостоять гнету церкви и продолжал отстаивать свою точку зрения. Для большинства смельчаков такая смелость заканчивалась печально – смертью. Причем не просто в своей постели, а на костре – как вероотступников и еретиков. Те, кто был слабее духом, признавались в своих ошибках, и церковь их милостиво отпускала. Некоторые оставались верны своим взглядам до конца. Один из таких героев – итальянский ученый Джордано Бруно. О нем пойдет речь ниже.

Ранние годы

Будущий философ и ученый родился в семье военного и крестьянки в городке Нола около Неаполя в 1548 году.

Точная дата рождения мальчика неизвестна. При крещении ребенок получил имя Филиппо. О ранних годах Бруно практически ничего неизвестно. В 11 лет его отправили в Неаполь для обучения. В те времена как таковых школ в нашем современном понимании еще не существовало, детей отдавали для учебы в монастыри. Там, помимо обычных предметов – литературы, латыни, этики – преподавали и церковные (возможно, таким образом, церковь пыталась привлечь на свою сторону как можно больше людей, не только прихожан, но и будущих служителей).

Известно, что в 15 лет Филиппо перешел для продолжения обучения в монастырь святого Доминика. Учеба здесь настолько завлекла молодого юнца, что спустя 2 года он решил распрощаться с мирской жизнью и постричься в монахи. Именно тогда Филиппо Бруно перестал существовать для мира – на свет появился монах-доминиканец Джордано Бруно. Это случилось в 1565 году.

Постепенно Джордано начинает свой путь, как католический священник. В 1572 году в городе Кампанья (из одноименной коммуны) он проводит свою первую мессу. Но если бы все было настолько гладко! В те времена между священнослужителями существовала жесткая конкуренция за власть, влияние на кардиналов и приближение к Папе Римскому.

Прошел слух, что новоиспеченный монах по ночам у себя в келье монастыря читает запрещенную литературу (к ней тогда относили практически все книги, противоречащие представлениям церкви о развитии человека как умственно, так и физически). А прошел слух оттого, что проповеди молодого священника были полны вольных и смелых высказываний в адрес папского престола. Конечно, продолжать работу в Италии Джордано не мог (тем более в такой обстановке).

Сначала он отправился в Рим, затем перебрался на север страны, и потом вовсе покинул территорию Родины – переехал в Швейцарию. Забегая вперед, отметим, что с 1574 года в течение 17 лет он не возвращался в Италию – его принимали в европейских странах – Франции, Англии, Германии.

Джордано Бруно и работы Николая Коперника

В Женеве Джордано становится студентом университета, однако и здесь его начинают подозревать в ереси – уже местные христиане – кальвинисты. Поэтому в Швейцарии Бруно надолго не задержался – переехал во Францию, где его приняли дважды. В 1580 году монах перебирается в Тулузу на юге Франции, где становится преподавателем философии и читает курс лекций. Этой деятельностью Джордано занимался почти два года.

Затем его путь лежал в Париж, где Бруно стал преподавать в Сорбонне – одном из старейших и элитных учебных заведений. Король покровительствовал беглому итальянцу, но сам Джордано не хотел спокойной жизни. Снова начались споры с местными священниками, вынудившими Бруно покинуть и столицу Франции. На прощание король Генрих III дал ему рекомендательные письма, чтобы талантливый философ смог устроиться на другое место. Вскоре Джордано переплыл Ла-Манш и оказался в Англии.

Надо отметить, что в те времена идея астронома о центральном месте солнца в нашей системе подвергалась нападкам и недоверию. Джордано всеми силами пытался доказать, что Коперник был прав. В течение двух лет, что он прожил в Англии – Лондоне и Оксфорде – с 1583 по 1585 годы – ему так и не удалось убедить ни ученых, ни священников в своей правоте.

Начинаются споры с преподавателями университетов – никому не нравились вольные философские идеи, написанные трактаты монаха, обличающие католическую (и не только) церковь, мешающую человеческому разуму развиваться. Бруно вынужден покинуть и английский берег.

В 1585 году Джордано возвращается во Францию, однако найти работу в преподавательской сфере не может – видимо, сказались слишком фривольные взгляды доминиканца. Через год Джордано перебирается в Германию, где также получает отказы в работе. Некоторое время спустя университет городка Марбург, предлагает Бруно место преподавателя, но и тут удача отвернулась от монаха – вскоре его отстраняют.

В 1586 году доминиканец путешествует по Германии с лекциями, затем переезжает в Прагу, где также читает курс лекций и публикует свои трактаты. Рим тем временем пристально следит за непокорным монахом, ожидая совершения какой-нибудь ошибки. И она не замедлила случиться. В 1591 году венецианский аристократ Джованни Монечиго предлагает Бруно место частного учителя по мнемонике – искусству памяти. Джордано едет в Италию, не подозревая, что ступил на опасный путь. Ведь от своих взглядов он не отказался. Вскоре на столе у правителя Венеции – дожа – оказались первые доносы на Бруно. Вскоре его арестовали и перевезли в Рим.

За что сожгли Джордано Бруно

В 1593 году Джордано Бруно посадили в римскую тюрьму, где он провел 6 лет. Все эти годы церковь безуспешно пыталась заставить монаха отказаться от своих еретических взглядов и прекратить . В конце концов, поняв, что это абсолютно бесполезно, Папа Климент VIII передал дело в руки инквизиции – самого страшного орудия средневековья. В феврале 1600 года инквизиторы вынесли обвинительный приговор в ереси и вероотступничестве. Джордано лишили сана священника и приговорили к «бескровной смерти» – то есть сожжению на костре. 17 февраля в Риме на площади Кампо деи Фьори ученый был казнен.

Трудно сказать сейчас, по прошествии стольких веков, действительно ли Джордано погиб за свои убеждения, или же за смертью монаха стояли какие-то другие мотивы церкви? Этого мы так и не узнаем. Зато его труды продолжают жить, доказав, что Бруно был прав – не солнце вращается вокруг земли, а совсем наоборот. Как и говорил Коперник.

Бруно Джордано (1548- 1600), итальянский философ.

Родился в посёлке у города Нола недалеко от Неаполя. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 г. принял монашество и вступил в доминиканский орден. В 1572 г. стал священником. Много занимался самообразованием и вскоре проникся атеистическими взглядами.

В 1576 г. Бруно был обвинён в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии. Переезжая из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов.

С 1579 г. жил во Франции, читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах.

В 1583 г. переехал в Англию, в 1585 г. переселился в Германию, где странствовал по разным городам, пропагандируя своё мировоззрение. В 1592 г. по доносу венецианского патриция Дж. Мочениго, пригласившего его в Венецию, Бруно был предан суду инквизиции.

Философа арестовали, против него началось следствие - сначала в Венеции, а с 1593 г. в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий. Он был приговорён к смертной казни и сожжён на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600 г.

Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами философа, теолога и церковно-политического деятеля Н. Кузанского и Б. Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм.

В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Н. Копернику, однако делает из системы последнего гораздо более радикальные выводы, чем сам её автор. Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает, чтобы назвать его предшественником, если не основателем, современной материалистической науки и философии.

    спасибо, опечатка, исправил

Итальянский философ, родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден; в 1572 стал священником.


Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден; в 1572 стал священником. Обвиненный в ереси в 1576, бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600.

Среди ранних сочинений Бруно – комедия на итальянском языке Подсвечник (Il Candelaio , 1582) и несколько трактатов, посвященных теориям Раймунда Луллия об искусстве механического мышления и памяти («великом искусстве»). Важнейшими произведениями этого периода являются диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином (De la causa, principio e uno , 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах (De l"infinito , universo e mondi , 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной.

Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор. Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Его идеи и произведения свидетельствуют скорее о смелости и богатом воображении, чем о точности и осторожности в выводах, однако совпадение его идей с позднейшими научными и философскими теориями поразительно. Трагическая смерть Джордано Бруно сделала его мучеником за свободу мышления.

Среди других важнейших трудов Бруно – Пир на пепле (Cena de le leneri , 1584); Изгнание торжествующего зверя (Spaccio de la bestia trionfante , 1584); Тайна Пегаса (Cabala del cavallo Pegaseo , 1585); О трагическом энтузиазме (Degli eroici furori , 1585); 120 статей о природе и Вселенной против перипатетиков (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos , 1586); 160 статей (Articuli centum et sexaginta , 1588) ; О тройственном минимуме и измерении (De triplici minimo et mensuro , 1589); О монаде, числе и фигуре (De monade, numero et figura , 1589); О безмерном и бесчисленном (De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus , 1589).

Джордано Бруно — это философ, поэт, рожденный и проживший какое-то время в Италии. Имел неприязнь со стороны представителей католической церкви из-за того, что у него были особые взгляды на жизнь и некоторые ситуации.

Юношеские годы и учеба.

Джордано, так же известный как Филиппо Бруно (имя изменил в семнадцатилетнем возрасте после причисления к монахам) был рожден в 1548 году. Данные о полной дате рождения были утеряны. До 11 лет прожил в провинциальном городе Нола. После его отправили в Неаполь, расположенный вблизи его родного, изучать научные, литературные и диалектические дисциплины. После того, как ему исполнилось пятнадцать лет, Бруно поступил в монастырь Святого Доминика, а через два года решил стать монахом и получил имя Джордано.

Спустя девять лет после причисления к монахам, Джордано стал священником. После проведения службы его заподозрили в греховных делах и тогда он сбежал из страны в Европу. Перед этим он вынужденно путешествовал по родной стране из-за постоянных подозрений и обвинений в его сторону. Во всех итальянских городах, в которых побывал Джордано, он учился и даже поступил в Женевский университет, но вскоре покинул и его.

Этапы развития жизни Бруно.

Известно, что будущий известный философ очень много учился и самообразовывался. Во время пребывания в монастыре его обвинили в чтении запретных книг, а также в воровстве икон. Из-за этого он и ушел. Поскитавшись по стране, он стал кальвинистом уже 1578 году, и спустя год был принят в Женевский университет, который так же покинул из-за обвинений.

Тем не менее благодаря своим знаниям он стал преподавать в Сорбонском университете в 1871 году в Париже. Пробыв по Франции 12 лет, он был вынужден покинуть страну и переехать в Лондон после споров со сторонниками Аристотеля.

Пожив немного в Лондоне, он переехал в Оксфорд, в котором как ни странно произошли разногласий с местными профессорами он вернулся в столицу. В период лондонской жизни он издал несколько своих писаний.

Будучи жителем Англии, он придерживался мнения Николая Коперника о том, что центром среди всех планет является не Земля, а Солнце. Эти мысли он хотел внушить окружающим значимым лицам, однако принял это за правду лишь Уильям Гилберт. Позже Джордано решает вернуться в Париж, где в 1585 году выпускает собственный курс лекций по физике.

Спустя год он перебирается в Германию, где после долгих поисков рабочего места, он зачисляется в штат Марбургского университета, но через какое-то время получает запрет на проведение лекций. После получения запрета, Джордано Бруно уезжает в Виттенберг, где читает лекции в течение двух лет.

В возрасте сорока лет он прибывает в Прагу и начинает писать сочинения на новую для себя тему магии. В одном из своих рассказов он описывает виды магии:

  • Магия мудрых предшественников.
  • Магия для медицины и алхимии.
  • Волшебная магия.
  • Естественная магия.
  • Теургическая магия.
  • Некромантическая магия.
  • Порча.
  • Пророческая магия.

Через год он покидает Чехию и отправляется снова в Германию. Во Франкфурте-на-Майне он зарабатывает на своих сочинениях, но через некоторое время он снова вынужден покинуть город.

Семья Джордано.

Всю свою жизнь философ отдал философии и космологии, что вызвало отсутствие личной жизни. Некоторые подозревают, что он являлся гомосексуалистом, так как у него не было ни жены, ни детей. Его семьей был отец Джованни Бруно — наемный солдат Джовани и мать Фраулиса Саволина — простая крестьянка.

Смерть .

Приехав в Венецию, он был арестован из-за жалоб. Его отослали в тюрьму, а вскоре его депортировали в родную страну по просьбе правительства. В Риме его отправляли из одной тюрьмы в другую, но он не признавал свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибочными. После этого во время суда у него забрали титул священника и отлучили от церкви. Его приговорили к смертной казни, но даже после приговора он продолжал настаивать на своем.

17 февраля 1600 года его вывели на площадь, привязали к столбу цепью и влажными тканями, для усиления мучений во время сжигания. Спустя 3 года после смерти Джордано, его творения внесли в список запрещенных книг.

Интересные факты о жизни Джордано Бруно

  • В младенческом возрасте в колыбель к маленькому Филиппо заползла ядовитая змея, которая могла укусить его. Но так как ребенок не спал, он впервые смог позвать отца, который пришел к нему на помощь и спас от змеи.
  • Он пошел в монастырь только лишь для того, чтобы закончить учится в этой сфере и приступить к изучению наук, но в его жизни всё повернулось иначе, и он стал священником.
  • Известно об убийстве, которое совершил Джордано, убегая из Рима. Он встретился со своим старым знакомым, который хотел его остановить и отправить в тюрьму, но Бруно смог защититься и скинуть оппонента в реку, после чего тот не смог спастись.

Имя: Джордано Бруно (Giordano Bruno)

Дата рождения: 1548 г.

Возраст: 52 года

Деятельность: монах-доминиканец, философ, поэт, космолог

Семейное положение: не был женат

Джордано Бруно: биография

В феврале 1600 года, на площади Цветов города Рима был приговорен к смерти инквизицией через сожжение итальянский мыслитель Джордано Бруно. Личность Бруно настолько неоднозначна, что о его роли в мировой науке и философии спорят до сих пор. Джордано развил теорию о строении Вселенной, уверяя, что звезды представляют собой движущиеся небесные тела, а Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Но даже с его гелиоцентрической картиной мира инквизиция наказала лишь арестом. За что же сожгли Бруно?


Ситуация интересна еще и тем, что за последние несколько десятков лет католическая церковь пересмотрела ряд решений инквизиции касательно ученых и философов, но Джордано Бруно в их число не вошел. Более того, церковь поддерживает решение инквизиции. Так за что же так невзлюбили Джордано служители церкви? Было ли дело в его научных взглядах или причина кроется гораздо глубже?

Детство и юность

Филипп Бруно родился в 1548 году, в городке Нола неподалеку от Неаполя, в семье наемного солдата Джованни и бедной крестьянки. В 1559 году мальчик отправился в Неаполь с целью учиться наукам, в том числе диалектике, литературе и логике. Спустя четыре года Филиппа отправили в монастырь, где он провел 10 лет. Там мальчик получил второе имя, под которым стал известен миру – Джордано.

При монастыре Филипп детально изучил книгу Коперника «О вращении небесных сфер» и выступил против традиционных убеждений и , указывая на их несоответствие данным практических наблюдений. В 24 года Джордано стал священником и провел первую службу. Основываясь на смелых высказываниях юного брата Джордано, священнослужители заподозрили его в ереси.


Это заставило молодого монаха пуститься в бега. Он покинул территорию Италии в 1574 году и 17 лет блуждал по территории Европы. За эти годы Бруно посетил Швейцарию, Англию, Францию, Германию. В 1577 году, приехав в Тулузу (Франция), Бруно читал лекции о науке и философии Аристотеля. Еще через два года Джордано, уже в Париже, рассказывал публике о работах философа, теолога Луллия, мировоззрение которого разделял и он сам.

Но спустя пять лет у бывшего служителя церкви возник конфликт со сторонниками учения Аристотеля и он вынужден покинуть Париж, отправившись в Лондон. В Англии Джордано плодотворно работал и написал ряд философских трактатов. В 1586 году мыслитель уехал в Германию, однако читать лекции в Марбурге ему запретили. Тогда Бруно занялся преподаванием в Виттенберге.

Наука

Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.

Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».


Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.

В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.

Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде и . Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.

В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.


Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.

Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.

Личная жизнь

О личной жизни Бруно практически ничего не известно. Джордано не был женат, не имел детей, и даже учеников и последователей у мыслителя не было. Некоторые биографы допускают предположение о гомосексуальных наклонностях философа. Впрочем, это не удивительно для нравов средневековья и, в частности, для служителей церкви.


Самое известное изображение Джордано Бруно

На фото сохранившихся портретов Джордано предстает хрупким молодым человеком с задумчивым выражением лица. Эта задумчивость, увлеченность науками и мистикой заменила мужчине прелести светской жизни и плотских утех в объятиях женщин.

Смерть

Вернувшись из странствий по Европе обратно в Италию, Джордано Бруно тут же попал в руки инквизиции. По мнению ряда биографов, философ мог бы избежать смертного приговора, если бы не его выступления против монастырских прибылей и имений и не требования об их конфискации. Другие исследователи считают, что высказывания мыслителя о множественности миров и бесконечности Вселенной стали основной причиной, вызвавшей гнев инквизиции.


Но ведь и теории Галилея явно противоречили церковным доктринам, почему же к нему инквизиция отнеслась гораздо мягче и терпимей? По мнению исследователей, ответ на этот вопрос кроется в методах, которыми пользовались мыслители. Галилео был классическим ученым, использовавшим математический инструментарий в разработке теорий. А Джордано, скорее, мистик, мыслитель, применявший вместо научных методов магию там, где не хватало аргументов.

Ряд биографов говорит о том, что казнь Джордано Бруно стала результатом не столько борьбы с наукой и просвещением, сколько борьбы за власть. Бруно был невероятно убедителен в своих учениях, а основные идеи его заключались в отвержении религии как таковой, что было довольно опасным вольнодумием в эпоху средневековья. Арестовали Бруно после доноса некоего Мочениго, обвинившего философа в ереси. Судебный процесс длился шесть лет, которые философ провел в заточении в римской тюрьме.


Ряд исследователей считает, что инквизиция дала возможность бывшему священнику отречься от ереси и остаться в живых, но тот отказался. Текст приговора, который вынесла инквизиция в отношении еретика Джордано, был утерян, известно лишь, что вина заключалась вовсе не в научных теориях, а в богохульстве бывшего служителя церкви. Именно угроза церковной власти стала основной причиной казни непокорного и упрямого философа.

Личность Джордано Бруно настолько неординарна, что мифов о нем ходит больше, чем фактов реальной биографии. Связано это с неоднозначным отношением исследователей к его теориям и учениям. И действительно, ряд интересных фактов имел место в жизни мыслителя. Так, еще в период жизни при монастыре брат Джордано высказывал сомнения в непорочности зачатия Девой Марией, приводя в ужас святых отцов. Этот факт потом часто припоминала инквизиция во время судебного процесса.

Длительная работа во Франции, несмотря на неприятие местными служителями церкви идей философа, объясняется феноменальной памятью. На нее обратил внимание Генрих III и просил научить его мнемонике. С той же просьбой позднее обратился к Бруно аристократ из Венеции, однако позднее именно Мочениго написал донос на своего учителя, обвиняя его в еретических высказываниях.

По словам вельможи, Джордано считал Иисуса магом и утверждал, что смерть его была случайной, а вовсе не искупала грехи человечества, а человеческие души не бессмертны в том смысле, которое вкладывают в это понятие христиане, а подвергаются реинкарнации после смерти физического тела.


Приговор, вынесенный в итоге философу, звучал как «казнь без пролития крови», что означало смерть на костре. А труды Джордано Бруно значились в списке литературы, запрещенной католической церковью, вплоть до середины ХХ столетия.

Сейчас же на площади Цветов в Риме стоит памятник мыслителю, считавшему себя мучеником. Но даже открытие памятника прошло со скандалом и антикатолической демонстрацией. Еще один интересный факт заключается в том, что, вопреки желанию церкви, спустя столетия светское общество реабилитировало философа: в 1973 году в Италии даже вышел фильм с одноименным названием, и даже кратер на Луне носит имя Джордано Бруно.

Библиография

  • 1582 – «О тенях идей»
  • 1582 – «Искусство памяти»
  • 1582 – «Песнь Цирцеи»
  • 1582 – «О сокращенном построении и дополнении искусства Луллия»
  • 1583 – «Искусство запоминания», или «Искусство вспоминания»
  • 1583 – «Печать печатей»
  • 1584 – «Пир на пепле»
  • 1584 – «О причине, начале и едином»
  • 1584 – «О бесконечности, вселенной и мирах»
  • 1585 – «Килленский осёл»
  • 1586 – «О толковании снов»
  • 1588 – «Тезисы против математиков»
  • 1595 – «Свод метафизических терминов»