23.05.2024

Занятие по экологии в подготовительной группе. Конспект по познавательному развитию "Свойства воздуха и воды"(подготовительная группа) Беседа о воздухе в подготовительной группе


Конспект занятия в подготовительной группе

«Воздух и его свойства»

Образовательная задача:

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам.

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нового узнать!

(Звучит музыка, просмотр слайдов под чтение стихотворения)

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Как же называется этот дом? (природа)

Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)

Какая бывает природа? (живая, неживая)

А что же такое живая природа? (То, что питается, размножается, дышит)

Что относится к живой природе? (слайд живая природа)

А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.) (слайд неживая природа)

Почему мы относим их к неживой природе?

Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух)

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

(слайды)

Как мы в играх используем воздух?

(слайды)

Как воздух помогает растениям и животным?

(слайды)

Кто-нибудь сейчас видит воздух?

А может, его вовсе и нет?

Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.

(Дети подходят к столу)

1 опыт с полиэтиленовым пакетом.

Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

Почему? (в нем нет воздуха)

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

2 опыт со стаканом

Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.

Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой.

Что вы заметили?(вода не заполняет стакан, а только часть)

Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду)

3 опыт

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что мы видим в воде? (пузырьки)

Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)

Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный)

Именно поэтому воздух называют невидимкой.

4 опыт с кусочком мела, камня.

Бросим в стакан с водой кусочек мела и камень.

Что происходит? (из мела выходят пузыри0

К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде)

5 опыт с водой и трубочкой.

- Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки)

Как они появились?

Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)

Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.

Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.

Воды обыкновенной стаканчик набери,

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,

Но и одной минуты на свете не живет.

Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.

Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».

Предлагаю продолжить наши исследования.

6 опыт: имеет ли воздух вес

Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика и кладем их на весы.

Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны)

Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Чаша весов перевесила с каким шариком? Почему?

Делаем вывод: воздух имеет вес.

7 опыт: легче воздух или вода?

Как вы думаете, что легче воздух или вода? После опыта мы сможем ответить на этот вопрос. Наливаем в чашку газированную воду и опустим в нее кусочки пластилина.

Что мы видим? (пузырьки воздуха прилипли к пластилину и он всплывает)

Делаем вывод: пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает, значит, воздух легче, чем вода.

8опыт: можно ли услышать воздух?

Ребята, а воздух можно услышать? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).

Что мы слышим? (звуки)

Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

9 опыт имеет ли воздух запах

Продолжим исследования.

Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)

Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.

Из исследования воздуха мы пришли к выводу:

Слайд

Воздух невидимый;

Бесцветный;

Безвкусный;

Без запаха;

Он есть везде;

И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

Слайд

Без воздуха ничто живое не может жить.

Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

Что же приводит к загрязнению воздуха?

Слайд

В каком городе хотели бы вы жить?

Слайд

Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?

Слайд

  • Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
  • Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
  • Не бросать мусор;
  • Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти
  • На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.


Конспект НОД в подготовительной группе «Этот волшебный воздух».

Задачи:

Образовательные:
учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
способствовать формированию у детей познавательного интереса;
обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие: Развивать у детей способность устанавливать причинно - следственные связи, на основе элементарного эксперимента. Способствовать проявлению у детей познавательной активности развитию собственного практического опыта. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь. Формировать способность анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей самостоятельность; аккуратность в работе. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников. Вызвать желание у детей участвовать в посильной практической деятельности.

Предварительная работа: Беседа о воздухе.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, с элементами игровой.

Оборудование: (атрибуты, материал) музыкальные фонограммы, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка; одноразовый стаканчик с водой, трубочка на каждого ребенка; веер из бумаги на каждого ребенка, различные ароматизаторы (чеснок,ванилин, апельсин)

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).
Давайте её откроем, что нам прислали?
Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)

Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

Воспитатель. Правильно, а почему как вы думаете нам прислали из страны Почемучек такую интересную посылку с воздухом? Они наверно хотят все узнать о воздухе и мы с вами им поможем. А для этого нам придется отправится в путешествие. На каком воздушном транспорте можно путешествовать? (ответы детей)

А мы совершим путешествие на ковре – самолете.

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

Мы совершили полет и очутились на остановке «Экспериментальная»

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. А что такое лаборатория и чем в лабораториях занимаются?

Проходите, в научную лабораторию и располагайтесь. Сейчас я вам раздам билетики и вы занимайте свои места в лаборатории согласно вашим билетикам. (вос-ль раздает билетики с геометрическими фигурами, а на столах напротив каждого стульчика лежат такие же билетики).Сейчас я сначала проверю, правильно вы заняли свои места. Молодцы, все правильно.

Нам с вами предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает, а для этого мы с вами будем проводить опыты. Вы готовы?

Возьмем в руки камешек и сожмем его. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО. Давайте обозначим это схематично.

Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, какая она?(Дети: прозрачная, бесцветная, без запаха) .Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите мне другие жидкости. (Дети: сок, кефир, молоко, кисель и т. д.) . Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОСТЬ (выкладывание схемы)

Воспитатель. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость. Можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО И НЕ ЖИДКОСТЬ. А, что же тогда такое воздух? ВОЗДУХ – ЭТО ГАЗ.

Чтобы определить свойства воздуха нам с вами нужно продолжить исследования.

Ребята, посмотрите, кто из вас видит воздух? Мы можем с вами увидеть воздух? Воздух невидим. А как же нам его обнаружить? Давайте проведем с вами еще опыт.

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте сделаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим. А, почему мы не видим воздух? (ответы детей) .

Воспитатель. Правильно, ребята, воздух прозрачный - значит через него все видно. Посмотрите вокруг, что еще здесь прозрачное? (окна, стаканы) .

Ребята, а как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нем что – нибудь? (ответы детей) . А мы сейчас проверим!

Вос-ль берет прозрачный стакан на дне которого при помощи пластилина прикреплена салфетка. Переворачивает стакан вверх дном и опускает в сосуд с водой.

Посмотрите, что происходит – попала вода в стакан или нет, салфетка намокла? Как вы думаете почему? Что помешало намочить салфетку? (предположения детей)). Можно сделать вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Значит хоть и воздух и невидимый, но его можем обнаружить.

Ребята, посмотрите опять опустить стакан в воду, но держать его нужно не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей). Правильно, в воде появляются пузырьки воздуха. А, откуда они взялись? (ответы детей). Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Сделаем вывод: ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ И НЕВИДИМЫЙ.

Воспитатель А теперь, давайте с вами немного отдохнем. Давайте выйдем на свежий воздух и немного разомнемся (физминутка)

Круг мы делаем большой.
Встанем в круг мы все гурьбой.
Мы покружимся немножко
И похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко
И похлопаем в ладошки.
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кругу.
А теперь - наклон вперед.
Получился самолет.
Крыльями легко помашем.
«Прилетели! »- дружно скажем.

Отдохнули, садитесь на места и продолжим свои опыты.

Попробуйте воздух на вкус? Какой у него вкус? (мнения детей). Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет? (мнения детей). В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках? (дети определяют и называют). Мы можем сказать, что воздух доносит до нас различные запахи! Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества.

Вос-ль Скажите мне, мы с вами без воздуха можем прожить. Давайте с вами проверим это. Глубоко вздохните и попробуйте не дышать……

Воздух нам необходим, чтобы дышать, значить мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте это проверим.

Возьмите на столе стаканчики с водой и трубочки. Опустите трубочку в воду и подуйте.что вы видите? В стакане появились пузырьки воздуха, который мы выдохнули.Ой ребята, что это за шум? (запись шума ветра)

Вос-ль Ребята, мне что-то стало жарко, а вам?Как мы можем помочь себе? Давайте с вами сделаем веера (ребята делают веера)и помашем ими на себя. Что вы чувствуете? (ветерок). Вот посмотрите, я положу на ладошку листок и помашу около ладошки веером. Что случилось? Листок сдуло? А почему как вы думаете? Воздух постоянно перемещается и заставляет двигаться листок. А движение воздуха –это ветер.

Ребята, а как вы думаете как человек придумал использовать в своих целях ветер?(пылесос, вентилятор, фен). Это приборы, которые используют дома, а как можно использовать в хозяйственных целях? (мельницы,ветреные электростанции, парусники)

А как вы думаете, ветер это хорошо или плохо?

Сегодня с вами хорошо поработали в лабораторий, много провели опытов и определили свойства воздуха. Мы с помощью опытов установили, что воздух - ……(ответы детей).

Вос-ль. Мы узнали, что воздух везде и без воздуха нет жизни. Давайте с вами сейчас разберём кому и чему нужен воздух. У меня лежат разные иллюстрации нужно выбрать из них те иллюстрации на которых изображены те предметы, которым необходим воздух.

Молодцы. Вы правильно нашли все иллюстрации. Но здоровье человека и всех живых существ зависит не только от того, как они дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом.

А теперь ребята, определите и разложите рисунки на две стороны. В одну сторону выложите иллюстрации на которых изображены рисунки, где дышится легко и хорошо, а в другую сторону выложите иллюстрации все то, что загрязняет воздух.

Правильно, молодцы. Воздух, которым мы дышим в городе и в лесу отличаются.В лесу нам дышится легко и хорошо. Деревья работают как пылесосы. Они очищают наш воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Я думаю, что когда вы вырастите, получите образование, кто-то из вас обязательно будет заниматься вопросами экологии и сможет сделать так, чтобы меньше дымили заводские трубы, не было огромных свалок, чтобы машины меньше загрязняли воздух и мы с вами дышали чистым и свежим воздухом. И обязательно мы все с вами будем сажать деревья и цветы. А теперь давайте соберем наши схемы, положим в посылку и отправим в страну Почемучек.

Воспитатель. Итак, с вами закончили свои исследования. Спасибо вам за свою работу нам пора возвращаться из нашей лаборатории в детский сад. Давайте скажем раз, два, три самолет нас в сад отвези.

Анна Алексеенко
Конспект НОД «Воздух и его свойства» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

Детский сад «Земляничка»

Непосредственно образовательная деятельность.

Познавательное развитие. Подготовительная группа

Тема : «Воздух и его свойства » .

Выполнила : Алексеенко Анна Петровна

воспитатель I квалификационной категории

Цель : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи :

Формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Методы :

Словесные (загадывание загадки, беседа, вопросы к детям, ответы детей, похвала)

Наглядные (показ слайдов)

Игровые («У кого быстрее» )

Практический (проведение опыта)

Оборудование : мультимедийное оборудование; картонные листы, бумажные листы, пластмассовая бутылка, таз с водой, апельсин, флакончик духов, мыльные пузыри, кружочки красные и зелёные.

Ход занятия.

Организационный момент (воспитатель предлагает детям образовать круг)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, что это.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух )

Первый слайд.

Правильно, это воздух . Для чего нужен воздух ? (ответы детей : чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух )

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (нет некомфортно, плохо)

Какой вывод можно сделать? (ответы детей : Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может ).

А кто еще дышит воздухом ? (птицы, звери, растения) .

Второй слайд.

Что было бы, если на земле исчез воздух ? (не было бы жизни на земле)

Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух ? (ответы детей : воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары , передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

Третий слайд.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы : «Есть ли воздух ? Где и как его обнаружить?» . А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу лабораторию.

А что такое лаборатория и для чего она нужна? (ответы детей)

Как нужно себя вести в лаборатории? (ответы детей)

Да правильно, здесь нужно соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

(воспитатель предлагает детям пройти к первому столу)

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух » .

Есть ли воздух вокруг нас ? (ответы детей)

Скажите, а как мы его должны почувствовать? (ответы детей)

Давайте мы это узнаем. Возьмите лист картона и помашите им на себя (дети выполняют задание) .

Что вы чувствуете? (Ответы детей : дует ветер) .

Четвёртый слайд.

Какой вывод можно сделать? (Ответы детей : воздух есть , и мы его чувствуем.)

(воспитатель предлагает детям пройти ко второму столу)

Эксперимент №2. «Бумажные гонки» .

- Воздухом можно двигать предметы. Как вы думаете, как и чем? (Ответы детей) - Давайте возьмём лист бумаги и картона. Согните лист бумаги пополам, положите его на стол и помашите на него картоном. Запомните : лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем (дети выполняют задание) .

Что происходит? (ответы детей)

Давайте поиграем в игру «У кого быстрее» . По команде 1-2-3 машите картонками на бумажный лист. Чей лист дальше «убежит» тот и выиграл.

Ребята, что вы увидели? (Ответы детей) . Да воздухом можно двигать предметы.

Дыхательная гимнастика :

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

(воспитатель предлагает детям пройти к третьему столу)

Эксперимент №3. «Есть ли воздух » .

(Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку) .

Что вы можете сказать о предмете? Опишите его? (дети отвечают : бутылка пластмассовая, прозрачная, пустая)

Посмотрите внимательно, что в ней вы видите? (Ответы детей)

А сейчас мы это проверим. Возьмём пустые бутылочки и таз с водой. Опустите бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться (дети выполняют задание) . - Что вы видите? (дети отвечают : наполняется водой и выходят пузыри) .

Да, из горлышка выходят пузырьки.

А почему это происходит? (ответы детей : это вода вытесняет воздух из бутылки .

Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (дети отвечают : воздух невидим , он прозрачный)

Правильно, воздух прозрачный , поэтому воздух называют невидимкой . И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом .

Пятый слад :

Физкультминутка

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовут»

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду ! потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду ! руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду ! «фонарики»

(воспитатель предлагает детям пройти к четвёртому столу)

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах » .

Ребята, как вы думаете, воздух пахнет ? (Ответы детей)

(воспитатель предлагает закрыть глаза, очищает мандарин)

Вдохните воздух . Что почувствовали? (запах мандарина) .

(Воспитатель предлагает детям сделать вывод)

Вы правы, собственного запаха воздух не имеет , абсолютно чистый воздух ничем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Шестой слайд :

Седьмой слайд :

Рефлексия. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе . Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха . Нет, красный.

Воздух - это вещество , не имеющее цвета. Да.

Воздух можно почувствовать . Да.

Воздух можно услышать . Да.

Воздух имеет свою форму . Нет.

Молодцы! Вам понравились опыты? (Ответы детей)

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. И я дарю вам мыльные пузыри, с которыми вы можете поиграть в свободное время.

Задачи:

  • Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  • Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  • Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.

Оборудование: емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг, стаканы с водой, соломинки, пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри, чеснок, пустая, пластиковая бутылка.

Воспитатель: Дети послушайте и отгадайте загадку:

Всю жизнь с ним живем,

А ни разу не видели.

Воспитатель: что это?

Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

Я предлагаю посмотреть видео ролик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)

Воспитатель: понравился вам фильм? О чем говорится в этом фильме?

Дети: О воздухе.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)

Воспитатель: Дети воздух можно потрогать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, воздух состоит из смеси газов: кислорода, углекислого газа, азота, из частичек воды, пыли…

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомую косынкой

Он окутывает нас.

Воспитатель: У воздуха есть цвет, мы можем увидеть его? Давайте проверим это, наберем воздух в пакетики. (Дети выполняют здание.)

Воспитатель: Что у вас в пакетиках?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Какого цвета воздух, мы его видим? Почему?

Дети: Нет, потому что воздух бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Через воздух мы видим все предметы, которые нас окружают.

Воспитатель: Воздух имеет запах? Давайте сделаем вдох носом.

Дети: Воздух ничем не пахнет.

Воспитатель: Правильно, сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Запах распространился в воздухе, мы его вдохнули и почувствовали. Давайте проверим.

Игра «Узнай по запаху»

Воспитатель: Дети закройте глаза и зажмите нос.

Я пронесу мимо вас продукт (лук, чеснок, лимон и т.д.) а вы попробуйте узнать по запаху.

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь откройте нос, что чувствуете?

Дети: Запах чеснока.

Воспитатель: А вкус есть у воздуха? Давайте сделаем вдох ртом, а теперь лизнем воздух.

Дети: У воздуха нет вкуса.

Воспитатель: А у воздуха есть форма?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воздух принимает форму тела в котором он находится. Давайте попробуем надуть шарики. (Дети надувают.) Потрогайте шарики, что внутри?

Дети: Воздух, шарики приобрели форму.

Воспитатель: Да, воздухом можно заполнять любые бесформенные предметы.

А еще какие предметы можно заполнить воздухом?

Дети: Мячи, шины, надувные игрушки, матрасы, спасательные круги….

Воспитатель: Воздух можно почувствовать? Давайте проверим.

Если создать движение воздуха, то его легко обнаружить. Давайте подуем на ладошку, а теперь помашем веером, ладошками на лицо. Чувствуете что - то легкое?

Дети: Легкий, прохладный ветерок.

Воспитатель: Да, мы чувствуем кожей ветерок.

Воспитатель: Воздух может быть сильным? Давайте проверим. Возьмите в руки вертушки, и подуйте на них (тихо, сильно). Что происходит?

Дети: Они крутятся.

Воспитатель: Что заставляет их крутиться?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Значит у воздуха есть сила, а что такое ветер?

Дети: Ветер - это движение воздуха.

Воспитатель: Мы видим ветер? Где можно наблюдать ветер?

Дети: Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный,

но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листья на деревьях, качаются ветки, идет дым из трубы, ветер приводит движение ветряную мельницу, надувает паруса…

Воспитатель: Человек давно научился использовать свойства воздуха. Где работает воздух?

(Показ иллюстраций: пылесос, вентилятор…)

Воспитатель: Как мы обычно надуваем шарик? (Ответы детей). Сейчас посмотрим, как шарик можно надуть по другому. А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? Давайте посмотрим.

Беру пустую бутылку на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Почему так происходит?

Дети: Теплый воздух поднимается вверх.

Воспитатель: Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.

Воспитатель: давайте превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (дети двигаются). Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички замерзли, стали прижиматься друг к другу. (Сколько заняли места? Мало.) Снова стало тепло, частичкам жарко, и они располагаются по всему пространству. Сколько занимают места? Много.

Воспитатель: Давайте посмотрим, еще в каких предметах есть воздух.

У меня есть банка с водой. Я сейчас буду опускать в воду разные предметы (зернышки, камушки, пуговицы и др.) Опускаю, предметы падают на дно, при этом образуются пузырьки. Есть ли воздух в этих предметах?

Дети: Да есть, пузырьки - это воздух.

Воспитатель: Пузырьки воздуха поднимаются вверх, это значит воздух легче воды.

Воспитатель: А еще воздух можно увидеть, если подуть через соломинку в стакан с водой.

Давайте подуем. Что выходит из воды с пузырьками?

Дети: Воздух, он находится внутри пузырьков.

Воспитатель: Это значит, что воздух есть внутри нас, мы дуем в трубочку и он выходит.

А, еще какие вы знаете пузыри?

Дети: Мыльные (шоу мыльных пузырей).

Воспитатель: Давайте еще поищем воздух. (Показать пустой стакан.) Есть ли в стакане воздух, как узнать? Опускаю медленно стакан в воду вверх дном (стакан надо держать прямо). Вошла вода в стакан, почему?

Дети: Нет, потому что в стакане находится воздух, он не дает воде войти в стакан.

Воспитатель: Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан.

Воспитатель: А сейчас я опускаю в воду пустой стакан на дне которого закреплен кружок бумаги.

Бумага намокнет, как вы думаете? (Стакан держать прямо).

Дети: Нет, воздух не даст намочить бумагу.

Воспитатель: Правильно, сейчас я опущу стакан с кружочком бумаги в воду под наклоном. Что появилось в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что произошло с бумагой?

Дети: Она стала мокрой.

Воспитатель: Да, воздух вышел из стакана, и его место заняла вода.

Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Дети: Нет, как мы дышим, можно увидеть зимой, изо рта выходит пар.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду.

Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)

5. Что бы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать. (Вдох через нос, втягивая живот, сделать глотательное движение, пауза 2-3 сек., выдох.)

Воспитатель: для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи.

Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Показ картинок пожар, машины…)

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы узнали о воздухе?

Дети:В – особый, невидимый газ, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель: Все правильно, молодцы. А теперь давайте нарисуем воздух.

Дети рисуют «пузырьки» воздуха.

Литература:

1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов

Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.

2. Воздух невидимка. И. А. Рыжова.

3. Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.

4. Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.

5. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.

6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха «Автор: Макарова Ирина Вячеславовна, воспитатель МКДОУ №23 «Золотой петушок » г. Железногорска Красноярского края.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательная «, «Социально-коммуникативная «, «Речевая »

Цель : Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи :

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения.

2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Активизировать речевую деятельность детей.

Методы и приемы :

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание картин)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Материал : Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.

Демонстрационный:карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».

Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.

Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка

Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету.

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

СОЛНЦЕ — НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»

ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»

ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

— Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».

— Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

— А где есть воздух? (везде)

— А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

— А можно жить без воздуха? (ответы детей)

— Почему? (ответы детей)

— Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Приклеиваем значки исследователей.

1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

— Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

— Что же помешало воде её намочить? (ответы детей — воздух в стакане)

— А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей — пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«Насос» (глубокий вдох — руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

— Как можно его обнаружить? (ответы)

— А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?

Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).

А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;

Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)

Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?

— А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

— Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

— Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)

Физкультминутка

Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж спины: Льется с неба синий свет, и конца у неба нет… (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга)

Отчего оно такое? Кто нам сможет дать ответ? (Постукивают пальчиками)

Торопливый дождь косой скачет по полю босой. (Поколачивают кулачками.)

Солнце небо разделило разноцветной полосой. (Растирают ребрами ладоней)

Где ложится ветер спать? Можно ль молнию поймать? (Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.)

До чего же интересно все на свете узнавать! (Поглаживание ладонями).

5. Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.

Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.

— Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

— При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

6. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

— Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?

Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

— Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

— Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).

— Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны — поднимите зеленый кружок, если не согласны — красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух — это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет.