29.09.2019

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак). «Никого не будет в доме…» Б. Пастернак


Борис Леонидович Пастернак, без сомнения, один из величайших деятелей русской литературы 20-го века. Начав свой творческий путь как поэт-футурист, со временем Борис Пастернак отошел от этого жанра, не разделяя лозунгов об оторванности от творчества деятелей 19-го века, что позволило автору раскрыться в своем самобытном стиле. Его лирика полна проникновенности, образности, и примером этого может послужить стихотворение «Никого не будет в доме», написанное в 1931 году.

Стихотворение было издано в 1932 году в составе сборника «Второе рождение». Оно посвящено периоду жизни Пастернака, который можно охарактеризовать яркими и долгосрочными любовными отношениями с Зинаидой Нейгауз, ставшей его женой в год издания книги. На момент зарождения чувств возлюбленные уже состояли в собственных браках, причем муж Зинаиды – пианист Генрих Нейгауз – был близким другом Бориса Леонидовича. Разрыв с прежними семьями стал причиной тяжелых переживаний поэта, что и отразилось в данном стихотворении.

Отношения с Зинаидой Нейгауз были самыми длительными в жизни Пастернака. Даже после отдаления супругов друг от друга (после начала романа поэта с Ольгой Ивинской) Пастернак не решился разорвать отношения с женой, и она осталась с ним до его смерти в 1960-м году.

Направление, жанр, размер

На момент написания стихотворения Пастернак уже позиционировал себя как поэта, находящегося «вне групп», что чувствуется в теме и построении произведения, крайне далекого от идей футуризма и модернизма. Стихотворение является ярким примером любовной лирики, вдохновленной творчеством классиков Серебряного века. Однако оно лишено сентиментализма и легкомысленной романтики, которые свойственны литературе того времени.

«Никого не будет в доме» написано шестистопным хореем, для его структуры характерно использование автором перекрестной рифмы. Использование данного размера позволяет достигнуть необходимой ритмичности, имитирующей сердцебиение взволнованного героя.

Образы и символы

Образ лирического героя стихотворения – человек, находящийся в смятении, глубоко погруженный в свои мысли и переживания. Главное состояние, которое переживает персонаж – одиночество. Оно питается чувством вины мужчины (расставанием Пастернака со своей первой женой), неуверенность в будущем постепенно перерастает в душевное оцепенение. Героя окружают лишь тишина и темнота, в доме, помимо него, нет ничего и никого, «кроме сумерек».

Первая половина стихотворения лишена какого-либо действия, она предназначена для создания образа одинокого, потерянного человека, глубоко погрузившегося в себя. Однако во второй его части, после момента, когда персонаж задумывается о причинах своих переживаний, автор вводит символ надежды героя – его возлюбленную. Не описывая ее в деталях, Пастернак создает лишь образ, который должен создавать резонанс со всем, что питало неуютную атмосферу, погружающую героя в его мрачные мысли. Появление возлюбленной символизирует веру мужчины в светлое будущее. Концовка стихотворения является открытой, поэтому надежды героя остаются его надеждами, что добавляет произведению чувственности.

Темы и настроения

Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.

Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.

Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.

Идея

Основная мысль стихотворения – духовное возрождение лирического героя. Пастернак говорит о том, что в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, всегда существует надежда на светлое будущее. Описывая свою глубокую потерянность и одиночество, он показывает, что погружение в себя может оторвать человека от жизни, посадить его под замок, и надежда – это то, что позволяет ему выйти из своей внутренней клетки.

Смысл произведения в триумфе любви над сомнениями, одиночеством и душевными метаниями человека. Приходит ОНА, и все вокруг, даже зима, приобретает нежные, легкие и приятные очертания, волшебные краски. Все, что было до этого прихода, — сон, последняя дымка которого растаяла в ночи.

Средства художественной выразительности

Передать настроение стихотворения помогает большое количество эпитетов, описывающих окружающую героя обстановку – он один в доме, все вокруг создает неуютную, беспокойную атмосферу, в которой личность переживает целый спектр эмоций – от отчаяния, питающейся его одиночеством, до ощущения надежды, возникающего у персонажа при мыслях о появлении его возлюбленной.

Пастернак использует детали, характерные для зимнего времени года, такие как снег, холод, иней, с их помощью достигая эффекта опустошенности, внутреннего оцепенения, подчеркивая изолированность, затерянность главного героя.

Большое количество белого цвета в данном описании придает ему значение «холодного» оттенка. Также автор активно использует анафору, такую, как «и опять завертит иней, и опять завертит мной..», «и опять кольнут..» для создания ощущения безысходности и последующего контраста со второй частью стихотворения.

Также, для подчеркивания образности стихотворения, Пастернак использует метафоры, такие как «вторженья дрожь», «промельк маховой», что позволяет читателю глубже окунуться в атмосферу произведения.

Однако в момент появления возлюбленной героя автор придает белому цвету другой характер – теперь он символизирует свет, простоту, еще раз подчеркивая ассоциацию героини с надеждой главного героя, его верой в будущее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема любви часто встречается в творчестве русских поэтов. Борис Пастернак не стал исключением. В 1931 году он написал своё знаменитое стихотворение "Никого не будет в доме". А широко известным оно стало после того, как на него наложили музыку.

В тот период, когда создавалось данное стихотворение, Пастернак познакомился с Зинаидой Нейгауз, которая впоследствии стала его женой.

Я думаю, что стихотворение посвящено именно ей. Его можно разделить на две части: в первой поэт описывает своё состояние, а во второй появляется лирическая героиня. Итак, в первых четырех строфах автор изливает душу, описывая картину зимнего дня. Читатель явственно представляет перед собой незанавешенное окно, через которое ничего, кроме крыш и снега, не видно. Все предметы, описанные в стихотворении, отражают эмоциональное состояние автора. И судя по всему, он чувствует одиночество, отчаяние и даже вину перед кем-то, о чем свидетельствуют строки "И опять кольнут доныне Неотпущенной виной". Быть может, эта вина перед его первой женой или сыном от первого брака.

Для того, чтобы чётче передать своё настроение, писатель использует метафоры, такие как: "иней зачертит унынье", "кольнут виной", " окно сдавит голод", "пробежит сомненья дрожь". Со слова "но" всё в один миг меняется. Приходит "она" и разом стирает из памяти писателя прежнее уныние. Для него она - утешение и отрада, символ умиротворения, и даже входит она "тишину шагами меря". Автор представляет ее "в чём-то белом", сравнивает со снежными хлопьями, вероятно, потому, что она, как ясный день, навеивает только светлые и воздушные мысли, а чувства её чистые и настоящие. Пастернак сравнивает любимую с будущностью, так как отчётливо видит с ней свою дальнейшую жизнь.

Урок «Анализ стихотворения Б. Пастернака « Никого не будет в доме»

« Цель : Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока: « Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака « Июль»

Быков Дмитрий Львович. ЖЗЛ. « Имя Пастернака- мгновенный укол счастья».

IV. Исследовательская работа в группах.

Никого не будет в доме» (1931г.) Найдите его в ваших учебниках.

Какое настроение вызвало это стихотворение? О чем оно? (Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не создает настроения печального, в нем нет безысходности).Мы проанализируем стихотворение и ответим на вопрос: Почему?

Начинается 1 строфа и заканчивается 2 словом « никого». Если было бы только это слово, оно создавало бы настроение? А П. нарисовал картину и прислушался к ней как музыкант. Что же мы видим? Дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Что слышим? Ничего. Тишина. Какое слово особенно ярко подчеркивает мрачное настроение? Сумерки, мрак. После паузы развертывается картина зимнего дня, в которой сочетается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых мокрых комьев быстрый промельк маховой».Почему называет хлопья комьями? – Неприятно, некрасиво. Еще интересно, что в стихотворении предлог кроме ударный. В целом же первая часть (это две строфы) создает унылое, грустное настроение.

Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка ) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

О чем вторая смысловая часть?В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства неотпущенной вины, тоски.

Что интересного заметили в 3, 4 строфах? изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

Метафоры: завертит мной, кольнут виной

А еще? -И опять …-3 раза- (анафора, фигура речи)

Зачем такие повторы, какова их роль?- Они показывают однообразие его жизни, добавляют музыкальность стихотворению.

А как вы понимаете слова «И окно по крестовине/сдавит голод дровяной»?

В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Об этом П. коротко рассказывает при помощи емкой и необычной метафоры.

Вы обратили внимание, что я не напечатала продолжения стихотворения. Почему? Эта фотография по настроению не соответствует тому, о чем рассказывают следующие строчки. О чем же? Появляется Она. Посмотрите на строки.

Но нежданно по портьере/ Пробежит вторженья дрожь

Чем насыщена эта поистине колдовская метафора? А что еще вы заметили? А если так:

Но неЖданно По ПоРтьеРе

ПРобеЖитвтоРЖеньядРоЖь Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это идет, но понимаем, что это дорогой автору человек-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

ТиШину Шагами меря, Ты, как будуЩность, войдеШь.

И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам. Показано, какая она? Ее одежда? Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Одежду автор не называет платьем. Какой вопрос у вас возникает?Почему? А вы как думаете?. Да ему неважно, как она одета. В чем- то белом . Она просто дорога ему. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

Заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

С противительного союза но. Уже этим подчеркивается

противопоставленность двум предыдущим частям.

В чем суть этого противопоставления?Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом. Тишина- шаги.-А чем первые и последние строчки как- то связаны? Что общего есть и вначале и в конце? Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

из снегового платья, любимой и недосягаемой.Она меняет настроение поэта. Уныние, вызванное сумерками, одиночеством сменяется ощущением чуда, надеждой на счастье.

Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки

    не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?- Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем времени «Ты как будущность войдешь». Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлечённые понятия. В этом секрет её трудности для понимания » Д.С.Лихачёв

Не написано, состоялась ли встреча, какой она была. Это для нас загадка . Кому же посвящены эти строчки? Какая она, эта прекрасная незнакомка? Минутку подумайте. Наверное,очень красивая. Это обязательно, чтобы полюбить? Закройте глаза и попробуйте ее представить. А хотите узнать, какая она была?

Вот ее портрет. Это З. Н. Нейгауз (Стихотворение «Никого не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью в его жизни...)

5. Оформление записи в тетрадях.

Особенности лирики Пастернака:

А) Метафоричность поэзии

Б) Аллитерации (сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)

В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой. Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью.

6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме». Музыка М.Таривердиева Стихи Б.Пастернака

Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни

оно стихотворению?

Слово учителя. - На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича: « Смерти не будет

И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:

Так уже полвека – начинаю про себя бормотать/ Стихи Пастернака.

Из мира его не выгонишь. Они живут! Записать в презентацию

Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова-записать

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем, кто заблудился в темноте.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

».Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир- на конец урока.

Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.

Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться, восторгаться, наслаждаться

VI. Итоги урока. Домашнее задание. Записать, что отличает рассмотренные стихотворения о природе. Проанализировать стихотворение « Июль», выучить наизусть понравившееся стихотворение.

Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение». Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака. Для соединения в браке, которое произошло в 1932 г., Пастернаку и Зинаиде Нейгауз пришлось пережить тяжёлый развод с прежними мужем и женой. Пастернак оставил сына, а дети пианиста Нейгауза жили в семье Зинаиды и Бориса. Младший, Станислав, тоже стал знаменитым пианистом.

Зинаида Нейгауз-Пастернак была женой писателя до самой его смерти в 1960 г., но фактически после 1945 г. супруги стали отдаляться друг от друга. Последней любовью Пастернака стала Ольга Ивинская, ради которой поэт так и не решился бросить вторую жену, как когда-то ради неё самой оставил первую.

Литературное направление и жанр

Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак – яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви - возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддаётся мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной. В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.

У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня – его будущность.

Тропы и образы

Основное состояние и настроение лирического героя – одиночество. Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то – определённой личностью, навевающей тоску. Другая личность – одушевлённый зимний день – стоит за окнами, виден через незадёрнутые гардины. Сами незадёрнутые гардины – знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.

Вторая строфа контрастна по цветам. Чёрные крыши и белый снег, быстрое движение (неологизм промельк ) белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства (прошлогоднее унынье), продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.

Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.

Дела зимы иной – очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее. Четвёртая строфа – это сложное предложение, первая часть которого – односоставное неопределённо-личное, то есть личность тех, кто кольнёт виной, которую не простили , не важна и не интересна лирическому герою. Глагол кольнуть относится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» (метафора). Глагол сдавит относится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.

Четвёртая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намёка на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.

Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья (метафора). Портьера – антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задёрнута, но она колеблется от шагов. Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой всё это время находился лирический герой. Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.

Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершённая концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя

Размер и рифмовка

Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака

Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является «Никого не будет в доме». Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, ознакомившись с кратким анализом «Никого не будет дома» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о встречи с возлюбленной.

Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.

Жанр любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь» .

Эпитеты «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина» .

Сравнение - «ты, как будущность, войдешь».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.

Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятении, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине» . Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.

Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.

Тема

В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.

В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение мужчины рисует один из дней, который должен настать в будущем. Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе рассказчика.

Лирический герой знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние» . Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.

Вдруг взор мужчины переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Ее он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.

Композиция

Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр

Жанр произведения - любовная лирика. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства. В стихотворении преобладает грустное настроение, что характерно для элегии. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.

Практически в каждую строфу поэт вплетает метафору : «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь» . Атмосфера зимнего дня и смятение лирического героя передаются посредством эпитетов : «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина» . Сравнение в тексте всего одно «ты, как будущность, войдешь» .

Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию , например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».