Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.
Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.
В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.
Наиболее крупные работы Андрея Рублева - иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».
Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.
Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля н.ст.).
Творчество Андрея Рублева
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.
В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр - икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами - Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1425 - 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV - н. XV в.), иконы - “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” - все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.
С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.
Искусствовед М.В. Алпатов писал: "Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания", "Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".
Андрей Рублев (1370-1428 гг.) - самый известный и почитаемый художник-иконописец земли русской. Канонизирован православной церковью в лике преподобных.
Монашество
Живописец принял постриг в Андрониковой монастырской обители под именем Андрей. Творчество Рублева исходило из древних традиций княжества Московского, а художественный опыт он приобрел, следуя славянским религиозным канонам.
Нельзя назвать живописью в обычном понимании, его творчество с самого начала отражало сакральную тему. Первые работы художника, которые он написал, предназначались для "Евангелие Хитрово". Это были миниатюры, совпадающие по смыслу с содержанием книги.
Первые шедевры
В 1405 году Рублев участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком, опытным иконописцем, на счету которого в то время уже были такие шедевры, как и "Ветхозаветная Троица". Монах Андрей Рублев был допущен к столь ответственной работе, да еще с таким знаменитым художником, как благодаря его ярко выраженному таланту. В первые же месяцы работы иконописцев высшее духовенство Москвы убедилось в правильном выборе - картины Андрея Рублева полностью соответствовали высоким церковным стандартам того времени. После завершения работы над фресками Благовещенского собора Рублев стал признанным мастером русской иконописи.
Второй раз картины Андрея Рублева упоминаются в летописи 1408 года, это были росписи во владимирском соборе Успения. На этот раз художник работал вместе с известным иконописцем Даниилом Черным. К тому времени у Рублева уже сформировался свой стиль, подлинно русский. Следующей совместной работой иконописца с стал собор Троицко-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.
"Святая Троица"
В самом начале 15 века Андрей Рублев создал одну из главных работ всей своей жизни - икону которая в настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Традиционный сюжет из Библии художник наделил особым смыслом, придал изображению едва заметное сюжетное содержание. В центре иконописец расположил чашу, а вокруг - трех ангелов, сидящих отрешенно. Святые духи, служители Божии одеты по-разному. Ангел посредине облачен в красный хитон с нашитым желтым клавом и покрыт синим гиматием, за ним - раскидистое дерево, символ принадлежности к Высшему Создателю. Святой дух справа, в одеждах дымчато-зеленых тонов, находится в своей ипостаси, за ним возвышается скала. Ангел слева, в светло-лиловых накидках, расположился на фоне дома, он творец, начальник домостроительства. Во взгляде, обращенном к двум другим ангелам, читается отеческое превосходство. Святой дух посредине и ангел, сидящий справа, склонили головы в его сторону.
Непревзойденный шедевр мирового уровня, который создал русский иконописец Андрей Рублев, - "Троица". Описание картины, ее история, информация о том, где она находилась на протяжении шестисот лет, - все это отражено в специальных изданиях, посвященных великому художнику. С наиболее достоверными сведениями можно ознакомиться в Третьяковской галерее, которая находится по адресу: город Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.
Список работ
Известныекартины Андрея Рублева - это около тридцати икон, написанных художником в разное время, которые находятся в Благовещенском соборе Московского Кремля, соборе Успения во Владимире, Русском музее Петербурга, Третьяковской галерее. В свое время были найдены иконописные изображения, соответствующие манере письма известного иконописца, однако полную идентичность определить не удалось.
Перечислим картины Андрея Рублева с названиями и указанием местонахождения:
- "Преображение Господне" (81х61 см). Праздничный чин в иконостасе Благовещенского собора.
- "Благовещение" (81х61 см). Праздничный чин в иконостасе кремлевского Благовещенского собора.
- "Спас Вседержитель" (158х106 см). Третьяковская галерея.
- (142х114 см). Третьяковская галерея.
- "Сретение господне" (81х61 см). Благовещенский собор, праздничный чин.
- (189х89 см). Троицкий собор Загорского монастыря.
- "Дмитрий Солунский" (189х80 см). Троицкий собор Сергиево-Посадской лавры.
- "Рождество Христово" (81х62 см). Собор Благовещения Московского Кремля.
- "Спас в силах" (18х16 см). Третьяковская галерея.
- "Вход в Иерусалим" (80х62 см). Праздничный чин в иконостасе Благовещенского собора.
- "Вознесение Господне" (125х92 см). Третьяковская галерея.
- "Святой Иоанн Предтеча" (315х105 см). Третьяковская галерея.
- "Григорий Богослов Святитель" (314х106 см). Собор Успения во Владимире.
- "Сошествие в Ад" (124х94 см). Третьяковская галерея.
Картины Андрея Рублева в Русском музее
В Санкт-Петербурге находятся следующие иконы:
- "Архангел Гавриил" (317 х 128 см);
- "Апостол Андрей Первозванный" (313х105 см);
- "Благовещение" (125х94 см);
- Святитель" (313х105 см);
- "Архангел Михаил" (314х128 см).
Годы жизни: примерно 1360- 1370 г. до 1428
Из биографии.
- Андрей Рублёв, иконописец. Был учеником Феофана Грека.
- Рублёв – современник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского.
- Сведений о происхождении Рублёва практически нет. Да и имени его, данного при рождении, мы не знаем. Андрей — имя, данное ему при пострижении в монахи. Можно лишь догадываться, что он из семьи ремесленников, та как «рубель» — это нож для работы с кожей. Возможно, отсюда его прозвище- Рублёв.
- Впервые в летописи Андрей Рублёв упоминался, когда речь шла о росписи Благовещенского собора в Москве в 1405 г. Феофаном Греком, старцем Прохором и Рублёвым.
- Конец 14- начало 15 века в истории Руси характеризуется национальным подъёмом, вызванном победами Дмитрия Донского над Золотой Ордой. Эти идеи нашли отражение и в творчестве А.Рублёва. Его интересовали нравственные, духовные проблемы, и он отражал величие, силу и красоту человека в своих произведениях.
Исторический портрет Андрея Рублёва
Направления деятельности
Особенности творчества Андрея Рублёва
- Творчество А.Рублёва принадлежит к Московской школы иконописи. Для неё характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ему были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения.
- Произведения отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг.
- Совершенство формы произведений
- Отражение в зримых образах небесной чистоты, благоговение перед Божественным. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Произведения Андрея Рублёва- иконы, росписи- являются величайшим культурным наследием России. Иконы бережно хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее в Москве, они и росписи охраняются государством.
- Андрей Рублёв оказал огромное влияние на современников и потомков, изменив зрительный образ Царства Небесного.
- Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва в 1988г.
Данный материал можно использовать, готовясь
Искусство иконописи анонимно. Принято считать, что рукой мастера, создающего священный образ, управляют небесные силы, и результат работы зависит не столько от опыта, знания колористики и теории композиции, сколько от искренности, благочестия и духовного просветления. В наши дни такое отношение к иконописи не популярно, однако в Древней Руси оно было принято повсеместно. Тщеславие и профессиональная гордость были здесь неуместны, и художники никогда не подписывались под своими произведениями. В результате, имена многих талантливых мастеров прошлого канули в небытие, и сегодня мы помним лишь тех, кто оставил особенный след в истории и культуре. Среди них Алипий Печерский, Феофан Грек и, конечно, Андрей Рублев.
Мастер выразительной композиции, живого, одухотворенного образа, преподобный Андрей Рублев стоял у истоков национальной иконописной школы Руси. Гений художника был признан уже при его жизни, о чем свидетельствуют древние летописи, а в 1551 году патриархи Стоглавого Собора повелели «писать с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал Андрей Рублев», что означало признание творчества мастера эталоном. На протяжении последующих веков его произведения оставались образцом для многих поколений русских иконописцев и сегодня они входят в золотой фонд мирового художественного наследия.
О жизни Андрея Рублева известно гораздо меньше, чем о его творчестве. Считается, что художник родился между 1340-1360 годами в Московском княжестве, в семье потомственных иконописцев. В период между 1357 и 1373 годами он стал послушником при Спасо-Андрониковом монастыре, где принял постриг и получил монашеское имя Андрей. Мирское имя его неизвестно, можно предположить только то, что оно также начиналось с «А». Не сохранилось упоминаний и о семье мастера. Подпись «Андрей Иванов сын Рублев» на одном из дошедших до наших дней образов прямо указывает на имя отца художника. Однако, по мнению экспертов, данная икона является поздней и явно поддельной, что дает основание усомниться в правдивости этой информации.
Первое письменное упоминание об Андрее Рублеве относится к «Троицкой летописи» 1405 года, где сообщается о росписях домовой церкви князя Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского. Согласно летописи, над созданием иконостаса работали Феофан Грек, Прохор-старец (Прохор из Городца), а также «чернец Андрей Рублев». Упоминание имени Рублева последним означает, что он был младшим в артели, однако, сам факт привлечения художника к совместным работам с виднейшими мастерами того времени говорит о том, что на момент создания росписей он уже имел и признание, и известность. В 1408 году Рублев снова попал на страницы «Троицкой летописи», которая сообщала о начале восстановления Успенского Собора во Владимире, разрушенного и сожженного ордынскими завоевателями. Согласно летописи, росписи храма произвели «мастеры Данило Иконник да Андрей Рублев». Упомянутый здесь Данило Иконник, также известный как Даниил Черный, снова значится первым, что может свидетельствовать о его большей опытности и мастерстве. Интересно, что он был соавтором Андрея Рублева и во многих последующих работах. В 1427-1428 годах они, совместно с другими художниками артели, участвовали в росписях Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря.
Как складывалась творческая судьба Андрея Рублева, и с какого момента он решил посвятить себя иконописи, доподлинно не известно. Сведения о жизни художника очень скудны, а датировка (равно как и атрибуция) многих его произведений сопряжена со значительными сложностями. Участие Рублева в реставрации домовой церкви Василия Дмитриевича в 1405 году явно указывает на то, что к этому времени он уже был сложившимся мастером. При этом, самые ранние из известных сегодня икон были написаны им в течение 1410 годов, когда художнику было уже за пятьдесят. Среди них наиболее известны «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» (все – из коллекции Государственной Третьяковской галереи). Возможно, что к этому десятилетию относится и всемирно известный шедевр «Троица», которая, по одной из версий, была создана в 1411 году. Ранние же работы художника, датированные 1390-1410 годами, практически неизвестны, а их атрибуция спорна.
Искусство Андрея Рублева складывалось под влиянием иконописной традиции Московского княжества, в атмосфере широкого национального подъема второй половины XIV – начала XV веков, что оказало большое влияние на его мировосприятие. Очевидно, что он был знаком с художественным наследием Византии и, по всей видимости, учился у Феофана Грека. Уникальность творчества мастера заключается в том, что он, фактически первым, сумел отойти от догмата греческой иконописи, оставаясь, тем не менее, в рамках классической иконографии. Обладая тонкой художественной интуицией, он привнес в иконопись живописное начало, возродил античные принципы композиции, ритма, пропорции и гармонии. По эмоциональному наполнению его произведения представляют новое понимание духовной силы и нравственной красоты. Место величественных и статичных образов, свойственных византийской традиции, заняли новые, одухотворенные и живые. Они обладают глубоким духовным содержанием и, вместе с тем, вполне человеческими чертами: характером, чувствами, настроением. Таковы три иконы из деисусного чина, найденные в 1918 году в Звенигороде: «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и «Спас». Все работы были выполнены в 1410 годах, и входят в число немногих известных произведений Рублева, авторство которых не ставится под сомнение. Наиболее примечателен «Спас». Образ Христа динамичен и преисполнен внутренней жизни, черты его лица выразительны, взгляд прям и задумчиво-проницателен. Язык этой работы лаконичен и монументален. Здесь нет ничего лишнего. Формы трактованы обобщенно, силуэт ясно подчеркнут, а цветовая гамма, построенная на выразительных контрастах, сдержанна и, в то же время, сложна. Это произведение является прекрасным примером того творческого живописного начала в иконописи, которое принесло Рублеву славу при жизни и почитание среди потомков.
Подобный подход характерен и для монументального творчества автора. Знаковым произведением здесь является фресковая композиция Страшного суда, занимавшая западную сцену Успенского собора во Владимире, расписанного Рублевым в соавторстве с Даниилом Черным в 1408 году. Сохранившиеся фрагменты позволяют представить, сколь необычным было это произведение в глазах современников иконописца. Вместо исполненной напряжения сцены Божьего суда, ощущения ужаса перед страшными карами, свойственных данному сюжету, Рублев передал настроение просветления и всепрощения. Композиция лишена напряженности, вместо этого она преисполнена грациозного артистизма. Гамма произведения легка, линии музыкальны, а фигуры выразительны и полны внутренней жизни. При этом фреска гармонично связана с интерьером храма: подчеркивая плоскости стен, она усиливает впечатление легкости архитектуры.
Творческая карьера Андрея Рублева, подтвержденная известными сегодня работами, насчитывает едва ли больше 20 лет. В 1427 году (по другой версии – в 1430) художник скончался во время эпидемии чумы в Спасо-Андрониковом монастыре, где выполнил свои последние фрески – росписи Спасского собора. К сожалению, эта работа, как и многие другие, не сохранилась до наших дней. На склоне жизни Рублев был почитаемым мастером и, судя по всему, имел множество учеников. В последующие годы его наследие стало образцом для художников московской школы и, в конечном итоге, легло в основу национального направления православной иконописи. С годами имя Андрея Рублева, в отличие от многих его современников, не было забыто. С XVI века иконописец почитался как местночтимый святой, а в 1988 году он был официально канонизирован Православной церковью в лике преподобного.
Рублев Андрей - (ок. 1360 — 1428-1430), преподобный, наиболее известный из художников русского Средневековья, чье имя стало олицетворением древнерусского искусства.
О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Неизвестно, где и когда он родился. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405; сообщается, что в это время он «подписывает» (т.е. украшает иконами и фресками) Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца.
А разве вера не одна у нас, не одна земля?
Рублев Андрей
Имя Андрея стоит на последнем месте в списке мастеров, как имя самого младшего и по иноческому чину (просто чернец), и по возрасту. Летописные источники свидетельствуют, что в 1408 он расписал (вместе с Даниилом Черным) Успенский собор во Владимире (наиболее ценные иконы, восходящие к этому времени, - три иконы из деисуса и одна из праздничного ряда, - хранятся ныне в Третьяковской галерее), а в 1425-1427 - храм Святой Троицы в Троицком монастыре. После смерти Даниила Андрей прибыл в московский Андроников монастырь, где ок. 1428 исполнил свою последнюю работу - росписи церкви Спаса (от них сохранились лишь малые фрагменты орнамента).
Большинство из этих документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло. Исключения составляют две иконы из деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора (в том числе композиция с шествием праведников в рай); знаменитая икона Троица из Троицкого храма одноименного монастыря (которая могла быть создана либо в 1425-1427, либо значительно раньше, в 1411, для первоначальной деревянной церкви; ныне - в Третьяковской галерее); изначально стоявшая над гробницей Сергия Радонежского, она явилась лучшим памятником великому святителю, с традициями которого искусство Рублева органически связано.
Рублеву приписываются также (на основании уже не исторических свидетельств, а стилистического анализа) миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409, ныне во владимирском Музее-заповеднике); т.н. Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы (с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом; ок. 1410-1420, Третьяковская галерея); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Большое число икон принято относить к «кругу Рублева», поскольку нет возможности подтвердить их авторство.
В искусстве Рублева органически соединились две традиции - возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи 14 в. Именно мягкая, отнюдь не суровая внутренняя сосредоточенность, определенного рода благородное радушие, - эти черты выделяют его произведения на фоне современных им византийских, обычно гораздо более «аристократически»-строгих.
Персонажи Рублева (за исключением патетических фигур во фресках Успенского собора, посвященных Страшному суду) всегда пребывают в состоянии умиленного покоя или молитвенного созерцания; зрителя покоряют не перипетии действия и сюжета, но атмосфера тихой благости. Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов (типологически русских, а не греческих), и скругленность фигурных форм, лишенных резкой анатомической четкости, и гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии, и, наконец, нежная, чуждая резким диссонансам колористическая стихия, пронизанная светом.