13.10.2019

Детям о планетах солнечной системы. Познавательный материал о космосе для детей старшего


Наши полеты в космос не прекращаются, кажется что фантазия моего ребенка (3 года 11 месяцев) уже улетела в другие галактики . Даже два восковых карандашика в его руках превращаются в космические корабли . Сегодня я вас не отвлеку надолго, постараюсь описать только самое интересное из последних занятий о космосе и поделюсь своими книжками.

Итак 10, 9, 8 ,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! Полетели!

Макет планеты Юпитер

Чтобы отойти от темы планет нашей солнечной системы, я хотела наглядно объяснить ребенку почему на Юпитере не бывает кратеров. Также, из наших книг, Александр четко уяснил, что этот газовый гигант является “пылесосом” солнечной системы. Т.е. он втягивает в себя всё что к нему приближается. На сегодняшний день мой ребенок уверен, что на Землю не падают метеориты и другие космические ужасы по двум причинам:

1. Юпитер засасывает в себя весь этот мусор, который может причинить вред нашей планете.
2. Те космические тела, которым всё же удалось долететь до Земли, сгорают в мезосфере

Я не буду переубеждать ребенка не полных 4-ех лет и показывать ему видео с катастрофами, которыми пестрит Ютуб. Пусть мой мальчик спит спокойно . А пока разберемся с Юпитером, идея посетила меня во время нашего последнего отдыха на море. Видимо маминым мозгам для генерации идей нужна была настоящая разгрузка .

Нам понадобилось:

  • Большой магнит
  • 1/3 ст. воды
  • 1/3 ст. геля для мытья посуды
  • 1 ст.л. крахмала (для стабилизации пены)

Всё это вливаем в миксер и на высокой скорости смешиваем 2 минуты (Помните я делала ? Это тот же рецепт)
А затем я нанесла поверх пены краску (покупала в Икеа), чтобы имитировать полосы на планете Юпитер.

Весь процесс мы делали вместе с Александром, он сам положил магнит в середину миски, я дала ему перенести пену туда же и покрыть магнит. А затем сама уже нанесла полосы и даже пятно с великим ураганом не забыли .

Здесь даже объяснять ничего не пришлось, ребенок наглядно увидел, что на такой планете кратеров быть не может. На мой взгляд сравнение получилось хорошим и понятным. Я выдала Александру мисочку с плашками, которые притягиваются магнитом. И магнит и плашки входят в наш замечательный набор магнитов, покупала я его на Амазон.

Александр клал на поверхность “планеты” плашки и их затягивало. При этом обратите внимание на фото, пена настолько густая, а плашка настолько легкая, что если бы не магнит, они бы все остались на поверхности.

Естественно Александр разгулялся и стал бросать плашки по несколько штук. Это произвело на него настоящее впечатление, насколько быстро их затягивает вовнутрь!

Макет планеты Уран

Тоже газовый гигант, который находится так далеко от Солнца, что замерзает. Я показала Александру как набирать воду из крана в воздушный шар. Предварительно в пустой шарик я капнула несколько капель пищевого красителя. Данный шар с водой мы вместе поставили в морозилку и подождали 24 часа. Александру очень не терпелось посмотреть что же получилось. Вообще я заметила, что всё что мы подготавливаем вместе у ребенка вызывает очень сильный интерес. Ему не терпится увидеть, почувствовать результат. А в данном случае он даже проснулся днем раньше на час и сразу попросил достать наш Уран.

– Мама, я сам, я сам, дай мне ножницы!

Затем он выложил кольца изо льда и камней и наш Уран стал как настоящий

А это мама баловалась с фотоаппаратом .

Я вам открою маленький секрет, иногда мой ребенок ощущает на себе все мои положительные эмоции. Я его обнимаю, целую, поздравляю. Сама же в это время нахожусь на седьмом небе от счастья. Так было и в этот раз, когда я занималась перестановкой детских книг, а Александр играл в зале.

Мама, иди посмотри что я сделал.

Я подошла и увидела вот это:

Смотри, это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Церера (карликовая планета),пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида (последние 4 это карликовые планеты).

При этом он так всё спокойно мне рассказал, что у меня просто отвисла челюсть. После чего я опомнилась и вот тут то мой ребенок познал все прелести маминой радости .

Солнечная система из шариков

И напоследок, перед выходом из темы планет солнечной системы, я сделала сюрприз. Так как близится День рождения, Александр отсчитывает дни до праздника и все вокруг спрашивают его что именно он хочет получить в подарок. А он отвечает- 100 шариков, много мыльных пузырей. Ну не много детям нужно для счастья . Вот я и решила сделать ему предпраздничный подарок. Пока он был в лицее, у нас появилась своя солнечная система. Конечно старалась соблюдать пропорции, но шарики не безразмерны и имеют привычку лопаться .

Приехали мы домой, Александр с порога увидел мой сюрприз и закричал на всю квартиру:

Папа, спасибо тебе за шарики!!!

Представили моё выражение лица? Полтора часа я готовила сюрприз, лазила под потолком, 3 шара лопнули во время раскрашивания….папа, спасибо?!
Муж конечно сказал, что это мама всё подготовила и мой мальчик бросился ко мне в объятья, обнял меня за ноги и повторял:

– Спасибо, спасибо, спасибо. Мама, а можно я на стол залезу?


Ну в общем, когда угодишь ребенку, это сразу видно .

А это наша книга First Big Book of Space. Если вы будете когда нибудь делать заказ в Amazon обязательно приобретите ее. Чем больше мы занимаемся по теме, тем больше я в нее влюбляюсь.

Посмотрели видео о космосе

Вот ещё одно очень красивое видео с одной из моих любимых песен. Александра очень впечатлил запуск ракеты.

Комета своими руками

Из прочитанного и увиденного мы поняли, что кометы состоят изо льда, космической пыли и камней. Ещё этих красавиц называют грязным снежком, ну нет душа в космическом пространстве . Из чего же нам сделать комету?

Нам понадобилось:

  • Песок
  • Камушки
  • Вода (совсем чуть-чуть)

Александр всё смешал и, чтобы ядро кометы стало действительно грязным льдом, мы вернули всё в морозилку. У меня не оказалось мешка для мусора белого цвета, а красавица с черным цветом у меня как-то не ассоциируется, поэтому в дело пошел просто большой пакет. Я разрезала его в длину, обозначила круг в центре, куда мы вложили грязный лёд. Разрезала на полоски весь пакет вокруг круга, чтобы “хвост” развивался, а затем Александр помогал держать, а я обвязывала цветными лентами. Ну вот всё готово.

Можно запускать нашу комету в полет!

Ну вот мы и долетели до звезд. Совершенно шикарным плакатом-постером поделилась на своем сайте Татьяна Пироженко. Я воспользовалась ее щедростью, пошла в принтерию и мне распечатали его на самоклеящейся бумаге. Сравнение планет и звезд по размерам завораживали Александра долгое время. Думаю, что звезды впечатлили его больше, так как до этого он считал, что Солнце самое огромное что есть у нас в солнечной системе.

На сегодняшний день мы только начали тему звезд. Я сделала 2 книжицы для самостоятельного чтения. Но хочу сказать, что информация в них подойдет даже для школьников 7-9 лет, которые раньше не увлекались астрономией. Сегодня ребенок мне высказал, что со вчерашнего дня я так и не сделала книжку про еще одну звезду. В общем он ждет продолжения, а это хороший знак, значит мама движется в правильном направлении .

Скачать мои книги вы можете подписавшись на мой сайт. Заполните форму внизу и на ваш электронный адрес автоматически будет отправлено письмо. Если через десять минут вы не получите письма, просмотрите файл спам.

Солнечная система - это центральная звезда Солнце и все космические тела, которые вращаются вокруг нее.


В солнечной системе 8 наиболее крупных небесных тел, или планет. Наша Земля тоже планета. Кроме нее, вокруг Солнца совершают свое путешествие в космосе еще 7 планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Две последние с Земли можно наблюдать только в телескоп. Остальные видны невооруженным глазом.

Еще совсем недавно к числу планет причисляли еще одно небесное тело - Плутон. Он находится очень далеко от Солнца, за орбитой Нептуна, и был открыт лишь в 1930 году. Однако в 2006 году астрономы ввели новое определение классической планеты, и Плутон под него не попал.



Планеты известны людям с древних времен. Ближайшие соседи Земли - Венера и Марс, самые дальние от нее - Уран и Нептун.

Большие планеты принято делить на две группы. В первую группу входят планеты, находящиеся наиболее близко к Солнцу: это планеты земной группы , или внутренние планеты , - Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все эти планеты имеют высокую плотность и твёрдую поверхность (хотя под ней и находится жидкое ядро). Самая большая в этой группе планета - Земля. Однако дальние от Солнца планеты - Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун значительно превосходят Землю по размеру. Поэтому они получили название планеты-гиганты . Их также называют внешними планетами . Так, масса Юпитера превышает массу Земли более чем в 300 раз. Планеты-гиганты значительно отличаются от планет земной группы по своему строению: они состоят не из тяжёлых элементов, а из газа, в основном из водорода и гелия, подобно Солнцу и другим звёздам. Планеты-гиганты не имеют твёрдой поверхности - это просто газовые шары. Поэтому их еще называют газовыми планетами .

Между Марсом и Юпитером находится пояс астероидов , или малых планет . Астероид – это небольшое планетоподобное тело Солнечной системы, размером от нескольких метров до тысячи километров. Крупнейшие астероиды этого пояса - Церера, Паллада и Юнона.

За орбитой Нептуна находится еще один пояс малых небесных тел, который называют поясом Койпера. Он в 20 раз шире пояса астероидов. Плутон, который потерял статус планеты и был отнесен к карликовым планетам , как раз находится в этом поясе. В поясе Койпера есть и другие карликовые планеты, похожие на Плутон, в 2008 году их так и назвали - плутоиды . Это Макемаке и Хаумеа. Кстати, Цереру из пояса астероидов тоже относят к классу карликовых планет (но не плутоидов!).

Еще один плутоид - Эрида - по размерам сравним с Плутоном, но находится гораздо дальше от Солнца - за поясом Койпера. Интересно, что Эрида одно время даже была кандидатом на роль 10-ой планеты в Солнечной системе. Но в результате именно открытие Эриды стало причиной пересмотра статуса Плутона в 2006 году, когда Международный астрономический союз (МАС) ввел новую классификацию небесных тел Солнечной системы. По этой классификации Эрида и Плутон не попали под понятие классической планеты, а "заслужили" лишь звание карликовых планет - небесных тел, которые вращаются вокруг Солнца, не являются спутниками планет и имеют достаточно большую массу для того, чтобы поддерживать почти округлую форму, но, в отличие от планет, не способны расчистить свою орбиту от других космических объектов.

В состав Солнечной системы, помимо планет, входят их спутники, которые вращаются вокруг них. Всего спутников сейчас насчитывают 415. Неизменная спутница Земли - Луна. У Марса 2 спутника - Фобос и Деймос. У Юпитера 67 спутников, а у Сатурна - 62. 27 спутников имеет Уран. И только у Венеры и Меркурия спутников нет. А вот у "карликов" Плутона и Эриды спутники есть: у Плутона это Харон, а у Эриды - Дисномия. Впрочем, астрономы еще не пришли к окончательному выводу, является ли Харон спутником Плутона или система Плутон-Харон - это так называемая двойная планета. Даже у некоторых астероидов есть спутники. Чемпион по размерам среди спутников - Ганимед, спутник Юпитера, ненамного отстает от него спутник Сатурна Титан. И Ганимед, и Титан превосходят размерами Меркурий.

Кроме планет и спутников, Солнечную систему бороздят десятки, а то и сотни тысяч различных малых тел : хвостатые небесные тела - кометы, огромное количество метеоритов, частиц газопылевой материи, рассеянных атомов различных химических элементов, потоков атомных частиц и другие.

Все объекты Солнечной системы удерживаются в ней засчет силы притяжения Солнца, и все они вращаются вокруг него, причем в одном направлении с вращением самого Солнца и практически в одной плоскости, которая называется плоскостью эклиптики . Исключение - некоторые кометы и объекты пояса Койпера. Кроме этого, практически все объекты Солнечной системы вращаются и вокруг своей оси, причем в ту же сторону, что и вокруг Солнца (исключение - Венера и Уран; последний и вовсе вращается "лежа на боку").



Планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца в одной плоскости - плоскости эклиптики



Орбита Плутона сильно наклонена относительно эклиптики (на 17°) и сильно вытянута

В Солнце сосредоточена практически вся масса Солнечной системы – 99,8%. Четыре крупнейших объекта - газовые гиганты - составляют 99% оставшейся массы (при этом большая часть - около 90% - приходится на Юпитер и Сатурн). Что касается размеров Солнечной системы, астрономы пока не пришли к единому мнению по этому вопросу. По современным оценкам, размер Солнечной системы составляет не менее 60 млрд. километров. Чтобы хотя бы приблизительно представить себе масштабы Солнечной системы, приведем более наглядный пример. В пределах Солнечной системы за единицу расстояний принимают астрономическую единицу (а. е.) - среднее расстояние от Земли до Солнца. Оно равно приблизительно 150 млн. км (свет проходит это расстояние за 8 мин 19 с). Внешняя граница пояса Койпера находится на расстоянии 55 а. е. от Солнца.

Еще один способ представить себе реальные размеры Солнечной системы - это вообразить модель, в которой все размеры и расстояния сокращены в миллиард раз . В этом случае Земля будет около 1,3 см в диаметре (размером с виноградину). Луна будет вращаться на расстоянии около 30 см от нее. Солнце будет 1,5 метров в диаметре (примерно рост человека) и находиться на расстоянии 150 метров от Земли (примерно городской квартал). Юпитер - 15 см в диаметре (размер большого грейпфрута) и на расстоянии 5 городских кварталов от Солнца. Сатурн (размером с апельсин) - на расстоянии 10 кварталов. Уран и Нептун (лимоны) - 20 и 30 кварталов. Человек на этой шкале будет размером с атом; а ближайшая звезда - на расстоянии 40 000 км.

Наблюдая за звездным небом, люди обратили внимание, что некоторые из небесных тел движутся по небосводу относительно звезд. Впоследствии они выяснили, что часть из этих небесных тел – планеты, которые, так же, как и Земля, вращаются вокруг Солнца. Одна из этих планет имеет красноватый оттенок и люди назвали ее Марс, в честь бога войны.

Наблюдения за Марсом вели еще древние египтяне. Тогда не было телескопов, и древние ученые не могли в подробностях рассмотреть Красную планету.

С появлением первых телескопов появилась возможность рассмотреть Марс более детально. Уже тогда ученые знали, что планета Марс – наша соседка, четвертая от Солнца планета. Они вычислили, что полный оборот вокруг Солнца эта планета совершает почти за два земных года. Поэтому наша планета Земля раз в два года догоняет Марс на орбите. В такие моменты, которые называют «противостоянием», Марс находится близко к Земле и ученые в состоянии увидеть больше деталей на его поверхности. Раз в 15-17 лет случаются еще «великие противостояния», когда Земля особенно близко подходит к Марсу при своем движении по орбите.

Даже несовершенные телескопы средневековых ученых позволили увидеть на полюсах Марса белые области — полярные шапки. Поскольку на Земле полярные шапки состоят из водяного льда, люди решили, что на Марсе тоже есть вода. Тогда же некоторые астрономы обратили внимание, что поверхность Марса периодически меняет свой цвет, а полярные шапки становятся то больше, то меньше. Эти наблюдения привели ученых того времени к выводу, что на Марсе происходит смена времен года, а цвет поверхности меняется из-за бурного роста растений. Выяснилось также, что у Марса есть два спутника – Фобос и Деймос, которые имеют настолько маленькие размеры, что их открыли, только когда телескопы стали иметь достаточно большое увеличение, в конце девятнадцатого века.

Марс – планета, во многом похожая на Землю, но только меньше размером. Наблюдения в телескопы зафиксировали, что на этой планете есть атмосфера. И появилась теория, что на Марсе есть жизнь. Эта теория стала настолько популярной в обществе, что в конце девятнадцатого века английский писатель Герберт Уэллс написал фантастический роман «Война миров», в котором марсиане были описаны, как злобные завоеватели Земли, погибшие, в итоге, от земных болезней. Эстафету Уэллса подхватил русский писатель Алексей Николаевич Толстой, написавший в начале двадцатого века роман «Аэлита» о приключениях инженера Лосева и его спутников на Марсе.

Тема жизни на Марсе оставалась популярной до шестидесятых годов двадцатого века, пока не началось исследование Красной планеты межпланетными аппаратами. На фотографиях, сделанных космическими зондами с близкого расстояния, Марс предстал безжизненной каменистой планетой, по которой гуляют песчаные бури. В атмосфере его было много углекислого газа и совсем мало кислорода. Температура на полюсах достигает минус 100 градусов по Цельсию, и полярные шапки там состоят не из воды, а из замерзшего углекислого газа! И только в экваториальном поясе в определенные периоды бывают плюсовые температуры.

На Марсе оказались очень высокие горы, бывшие вулканы. Некоторые из них имеют высоту более десяти километров. Также на планете много гигантских ущелий и каньонов, которые на фотографиях выглядят, как русла гигантских рек.

Изучая информацию, полученную от космических аппаратов, ученые сделали предположение, что когда-то Марс был более привлекательной для жизни планетой. По его поверхности текли реки, и его атмосфера была более плотной. Но по прошествии миллионов лет Марс потерял свою атмосферу, реки пересохли и теперь мы наблюдаем безжизненную планету.

Люди продолжают изучать Марс и отправляют к нему не только летательные аппараты, но и специальные марсоходы для изучения поверхности Красной планеты. Один из них, под названием «Curiosity» («Кьюриосити»), прилетел на Марс в августе 2012 года. Вот уже несколько лет умная машина колесит по марсианским пустыням, неутомимо делает снимки, бурит скважины, анализирует состав атмосферы, помогая ученым раскрывать загадки далекой Красной планеты. А название этому марсоходу, что примечательно, придумали американские школьники.

В этой небольшой заметке представлен материал на тему: солнечная система для детей. Простым и понятным языком мы описали о солнечной системе, планетах, которые в ней находятся и многих других интересных вещах.

Во Вселенной существует множество объектов, в числе которых планеты и спутники, звезды и систем, а также галактики. Солнечная система, в которых находится и наша планета Земля также полна как планетами, спутниками, так и астероидами, кометами, и многих других интересных объектов. На сегодняшний день ученые предполагают, что наша Солнечная система была образована из гигантского облака газа и пыли. В ней 8 планет, которые делятся на 2-е группы – внутренние планеты (они же планеты земной группы) . В эту группу входит Меркурий, Венера, Земля (третья планета от Солнца) и Марс. И внешние планеты или газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Между этими двумя группами находится пояс астероидов. А за газовыми гигантами располагаются транснептуновые объекты. Самый крупный из которых Плутон. Раньше Плутон считался обычной планетой, но сейчас он причисляется к карликовым планетам и в то же время самым крупным объектом в поясе Койпера.

Пояс Койпера – похож на пояс астероидов, но отличается тем, что он в 20 раз шире его, а также своим составам.

Солнечная система

Как запомнить планеты и их порядок?

Короткие мнемонические фразы они же мнемоники облегчают запоминание разной информации путем образования искусственных ассоциаций.

На этой страничке мы собрали запоминалки планет Солнечной системы для детей, которые облегчат эту, порой, не простую задачу. Единственный нюанс, что когда они придумывались Плутон – относили к планетам, и, поэтому он присутствует почти во всех запоминалках. А как мы знаем — с 2006 года Плутон стал считаться карликовой планетой, и сейчас при заучивании – его можно опускать.

Запоминалки планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов М-Меркурий В-Венера З-Земля М-Марс Ю-Юпитер С-Сатурн У-Уран Н-Нептун П-Плутон во фразах:

  • Мы Ведь Знаем — Мама Юли Села Утром На Пилюли!
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт.
  • Мама Всегда Запрещала Мне Юному Следопыту Узнать Названия Планет.
  • Морской Волк Замучил Молодуго Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Парня.
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией.
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет.
  • Можно Вылететь За Марс, Ювелирно Свернув У Нашей Планеты.
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет.
  • Мерял Веня Землю Марусиной Юбкой, Сатиновой да Урановой, Непутёвый он Плут.
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку.
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже.
  • Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами (мнемоника планет Алексея Головнина).
  • Мечтая Выйти Замуж, Мало Юбку Снять - Улыбнуться Надо и Поцеловать.

Запоминание порядка планет с поясом астероидов

Маша Веником Землю Мела, А Юра Сидел У Норы Паука.
То есть в этой фразе добавилось буква «А» — пояс Астероидов.

Запоминалка планет от самой дальней планеты (Плутона) до самой ближней (Меркурия) до Солнца

Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий.

Стихи для запоминания планет

Между волками зайчишка метался,
юркнул, споткнулся, упал —
не поднялся.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
и совсем уже потом
и девятая планета под названием Плутон

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!

Стих для запоминания 8 планет без Плутона

Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун

Белый стих для запоминания порядка планет

Мерить век земной мало
юность сада убога
нет плодов

Другие способы запоминания порядка планет солнечной системы для детей и взрослых

Еще один способ запоминания порядка планет – это сравнение с другими, но похожими словами и составление предложения с их использованием.
К примеру: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля). Потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран). И не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).

Между двумя богами на букву М: Меркурием и Марсом стоят 2 женщины: Венера и Земля. За богом Марсом стоит его папа — Юпитер. За верховным богом Юпитером — уникальная своими кольцами планета — Сатурн. В названии Сатурн зашифрован как Сатурн (САТ), так и последующие планеты: Уран (УР) и Нептун (Н). Следующий за ними Плутон планетой не является, но выглядит как пёсик Плуто с недоумением смотрящий на пантеон греческих богов перед ним.

Акронимы для запоминания планет

Еще один способ выучить порядок планет – использования акронима – то есть аббревиатуры, которая образуется первыми звуками слов во фразе. То есть это слово, которое можно произнести слитно, при этом оно является сокращением. Для заучивания планет можно запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП.

Вы тоже знаете какие-нибудь интересные запоминалки или оригинальные способы заучивания планет Солнечной системы? Пишите их в комментариях.