10.10.2019

Этногенез восточных славян. Восточные славяне в древности. Территория, хозяйство, религия


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГОУ ВО "Нижегородская сельскохозяйственная академия"

Кафедра "Истории и культуры"

по дисциплине: "История"

на тему: "Этногенез восточных славян. Восточные славяне в древности. Территория, хозяйство, религия"

Выполнила: студент ветеринарного факультета 15Б группы

Романов Евгений Альбертович

Проверила: доцент кафедры истории и культуры

Кочнова Ксения Александровна

Нижний Новгород - 2016

Введение

1. Этногенез восточных славян

2. Восточные славяне в древности

2.1 Первые письменные свидетельства о славянах

2.2 Соседи восточных славян

2.3 Города

2.4 Общественные отношения

3. Территория, хозяйство, религия

3.1 Территория

3.2 Хозяйство

3.3 Религия

Заключение

Список литературы

Введение

Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племён в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально-географического порядка: где обитали "первославяне", с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племён. И здесь сразу встаёт важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде.

По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименования "прародины" славянских племён, определяются учёными до сих пор неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор "Повести временных лет". Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идёт об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной территории происхождения славян, известной как "дунайская" или "балканская". Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов XIII - XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую "прародину" славян признавали, в частности, такие историки, как С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и др.

К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение ещё одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование "скифо-сарматской". Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - XVIII вв. Согласно их представлениями предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами "скифы", "сарматы", "аланы" и "роксоланы". Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

Иной вариант миграционной теории дал другой крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулись на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой "прибалтийской" теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свой государства.

Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их "прародины".

Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определённой обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного "пранарода" с его "праязыком" путём последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра ("прародины"), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племён к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс - процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей. В ходе процесса формирования этноса славян племена постепенно и последовательно проходили определённые стадии своего культурного и языкового развития, определявшего их этнические особенности. Роль переселений (миграций) в этом развитии оказывается, по мнению отечественных историков, второстепенной.

1. Этногенез восточных славя н

На рубеже III - II тысячелетий до н.э. в период бронзового века, когда овладение металлическими орудиями труда и оружием обусловило быстрое развитие индоевропейских племён, они начали обособляться друг от друга и говорить на индоевропейских диалектах. Племена, пользовавшиеся славянским наречием индоевропейского языка, прекрасно понимали тогда своих соседей индоевропейцев - германские и балтийские племена. Близок был славянский диалект и иранским языкам, на которых говорили индоевропейцы, жившие к юго-востоку от будущих славян.

Но где же обитали эти предки славян, кто был их ближайшими соседями?

Установлено, что во II тысячелетии до н. э. предки славян, ещё не разделившихся на отдельные народы, обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами. Балты жили к северо-западу от славян, германцы и кельты - на западе от них, на юго-востоке обитали индоиранские племена, а на юге юго-западе - греки, италики.

В середине II тысячелетия до н. э. мы застаём предков славян, занимавшими огромную территорию Восточной Европы. Их центром по-прежнему остаются земли по реке Висле, но их миграция простирается уже до реки Одер на Западе и Днепра на Востоке. Южная граница этого расселения упирается в Карпатские горы, Дунай, северная часть доходит до реки Припяти. восточное славянство древность хозяйственная

К середине II тысячелетия обозначился процесс консолидации осевших на своих местах родственных племён в большие этнические группы.

Со второй половины II тысячелетия до н.э. единообразие праславянского мира нарушается. У европейских племён появляется бронзовое оружие, в их среде выделяются конные дружины. Всё это приводит к усилению их военной активности. Наступает эпоха войн, завоеваний, переселений. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. в Европе появляются новые общности, состоящие порой из разноязыких племён, идёт воздействие одних племён на другие. Новые группировки праславян в это время сосредоточиваются в двух местах.

Одна из них располагается в северной половине Центральной Европы и очерчивает западную часть праславянского мира и какую-то часть кельтских и иллирийских племён. Эта группировка на долгие годы получила название венедов.

В восточной части праславянского мира складывается группировка с центром в Среднем Поднепровье. Именно этот район нас интересует больше всего, так как именно здесь появились восточные славяне, и возникло государство Русь.

Здесь пашенное земледелие становиться основным занятием праславян; в начале I тысячелетия до н. э. они уже овладевают выплавкой железа из болотной и озёрной руды. Это обстоятельство резко меняет их быт, позволяет успешнее осваивать природу; вести оборонительные и наступательные войны.

С этого времени, с X - VII вв. до н. э., мы и начинаем говорить о той ветви славянского мира, которая после ряда изменений и исторических катаклизмов постепенно превращается в мир восточнославянских племён. В течение нескольких веков существовала балто-славянская общность. Балты занимали юго-восточное побережье Балтийского моря, доходили до верховьев Оки, а предки славян жили южнее - от Среднего Поднепровья и Припятского Полесья до бассейнов Вислы и Одера.

Балты и славяне говорили на одном языке, были близки по традициям быта, хозяйства, у них были общие боги. В дальнейшем, отсоединившись друг от друга, балты и славяне являлись народами - двоюродными братьями. Многое в их жизни и языке напоминало о древней общности.

Тесными были в это время контакты и взаимовлияния предков славян с североиранскими племенами, из которых позднее выделились постоянные соперники славян - скифы и сарматы. Не случайно в славянском языке появились такие заимствования из иранских языков, как "Бог", "топор", "кот" (небольшой загон, хлев) и др. Но пока это ещё единый мир. Он говорит на едином балто-славянском языке, пока ещё нет разделения на отдельные народы.

К этому времени относится первое известное нам нашествие степняков-кочевников на поднепровсие земли. Конные племена киммерийцев обрушились на земледельцев Поднепровья. Противоборство продолжалось долгие годы.

В VI - IV вв. до н. э. восточные земли славянской прародины подвергались новому нашествию и завоеванию со стороны скифов - иранских кочевых племён. Скифы передвигались большими конными массами, жили в кибитках.

Именно в ту пору зарождаются племенные образования восточного славянства. В районе расселения земледельцев скифского времени в дальнейшем появится племя полян, давших начало Киеву.

В период с 400 по 100 г. до н. э. на обширной территории между средним течением Одера и Припятским Полесьем и Поднепровьем население, говорившее уже по-славянски.

С конца II в. до н. э. и до V в. н. э. на этой же территории живут наследники ранних славян. Они ставят свои селения на прибрежных возвышениях или среди труднопроходимых для врага заболоченных низин. Их дома деревянные, рубленые; разделение на отдельные горницы еще отсутствует, помещение одно, общее. К дому примыкают небольшие хозяйственные пристройки, навес. В центре дома стоит каменный или глинобитный очаг. Кое-где появляются уже печки, сложенные из камней и глины. Среди деревянных домов встречаются и большие полуземлянки с очагами, где население, возможно, жило в холодное зимнее время.

Начиная со II в. до н. э. эти земли испытали новый натиск врагов. ИЗ низовьев Дона, из черноморских степей на север в Среднее Поднепровье продвинулись кочевые орды сарматов. И снова поднепровские жители частью ушли на север, разбрелись по лесам, а частью передвинулись к югу, где вместе со скифами противостояли нашествию.

Мир и покой в славянских землях во II - V вв. дали свои плоды. Начиная с V в. на землях, где ещё раньше хозяйничали скифы и сарматы, в бассейнах Днепра и Днестра, сложился мощный союз восточнославянских племён под названием анты.

Теперь к востоку от славян не было промежуточной прокладки со степью. Вплотную к ним подступали тюркоязычные племена, ставшие их извечным противником на долгие столетия.

С V в. подъём в восточнославянских землях привёл к резкому увеличению славянского населения в районах Прикарпатья, лесостепи и степи, развитию мощных социальных процессов. Усиливалась роль племенных вождей, старейшин, вокруг них складывались дружины, зарождалось имущественное расслоение в некогда единой среде. Население, укрывшееся в северо-восточных лесах, начинает обратное переселение на юг, на свой древние исконные земли, в районы Среднего Поднепровья, в бассейны Днестра и Буга.

Всё это и явилось основой для обозначившегося в V в. мощного движения восточнославянских племён в районы Подунавья, на Балканский полуостров, в пределы Византийской империи. Воинственные, хорошо вооруженные славянские дружины начинают предпринимать дальние рискованные военные предприятия. В ходе этого движения на юг славяне создают сильные военные союзы, объединяют свои дружины, формируют огромные речные и морские флотилии, на которых быстро передвигаются на дальние расстояния.

Первые десятилетия VI в. стали триумфом славянского давления на Византию. Византийские авторы сообщают о постоянных набегах задунайских славенов, а также антов на владения империи. Они постоянно переходят Дунай, появляются в византийских провинциях Фракии и Иллирике, овладевают греческими городами и сёлами, захватывают жителей в плен и берут за них огромные выкупы. Славянская дружинная стихия заливает Подунавье и Северные Балканы, отдельные струи этого потока доходят до территории древней Спарты и до средиземноморских берегов. По существу, славяне начинают колонизацию византийских владений, расселяются в пределах империи, начинают там своё хозяйствование.

Не имея сил сдержать этот неудержимый натиск силой, византийские власти откупаются от славянских нашествий территориями, богатыми дарами - золотом, дорогими ткаными, драгоценными сосудами, брали славянских вождей к себе на службу.

2. Восточные славяне в древности

2.1 Первые письменные свидетельства о славянах

К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. Древнейшим известным местом обитания славян в Европе было нижнее и среднее течение Дуная. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит - I в. н.э., географ Птолемей Клавдий - II в. н.э. Античные авторы называют славян "анты", "склавины", "венеды" и говорят о них как о "бесчисленных племенах".

· Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

· Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

· Третья часть славян, как считают ученые, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Следует отметить, что в эпоху великого переселения народов большинство племен стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары, впитав наследие античной римской культуры, создадут свою государственность. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. На северо-восток славяне ушли двумя потоками: одна часть славян - к озеру Ильмень (позже там встанет древнейший русский город Новгород), другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра (там станет другой древнейший город Киев).

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно-Европейской равнине.

2.2 Соседи восточных славян

На Восточно-Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.

На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Русской равнине примыкала степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники - тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа). В те времена народы, ведущие разный образ жизни - оседлый и кочевой, - постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи.

Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

· В середине VI в. в низовьях Волги существовало государство тюрков - Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать.

· В VII - VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков - Булгарское (Болгарское) царство . Затем Булгарское царство распалось. Часть булгар ушла на среднее течение Волги и образовала Волжскую Булгарию . Другая часть булгар откочевала на Дунай, где была образована Дунайская Булгария (позже пришлые тюрки были ассимилированы южными славянами. Возник новый этнос, но он взял себе имя пришельцев - "болгары").

· Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки - печенеги .

· На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат . Хазары установили свое господство над восточнославянскими племенами, многие из которых платили им дань до IX в.

На юге соседкой восточных славян была Византийская империя (395-1453 гг.) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград).

2.3 Города

У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных городов. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населенные ремесленниками одной специальности, назывались слободами.

2.4 Общественные отношения

Восточные славяне жили родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались полюдьем. У восточных славян с незапамятных времен имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.

3. Территория, хозяйство, религия

3.1 Территория

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва" - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.

3.2 Хозяйство

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трёхпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 3-4 года снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Основные орудия труда: топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, серп, каменные зернотёрки и ручные жернова. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овёс, горох, гречиху. Из огородных культур: репа, капуста, свёкла, морковь, редька, чеснок и т.п.). Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лён и конопля. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, лошадей, овец, домашнюю птицу.

Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством - сбором мёда диких пчёл. Из мёда приготовляли хмельные напитки.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы и косы.

Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов, в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпали курганы.

3.3 Религия

Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочёвывали и в славянский пантеон.

Так, в VIII - IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который явно пришёл из мира иранских племён. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.

Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян всё больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населён и другим сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существование загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами". В лесу обитали леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил "Чур, меня, чур, меня!".

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

Заключение

Существовал и существует ряд теорий миграционного характера происхождения славян и их "прародины".

Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определённой обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного "пранарода" с его "праязыком" путём последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра ("прародины"), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племён к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс - процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей.

Основной хозяйственной деятельностью восточных славян были: земледелие. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводства. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лён, конопля).

Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.

Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремёсла, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными.

Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством.

Список литературы

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. М.: Просвещение, 2000. - 336 с. ил. карт.

2. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. М.: Просвещение, 1995. - 304 с.

3. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России: учеб. - 2-е изд. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. -520 с.

4. В.В. Седов. Восточные славяне в VI - XIII вв. М. - 1992-214 с.

5. В.В. Седов. Происхождение и ранняя история славян. М. -1998-281 с.

6. В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. М.: Дрофа, 2000. - 512 с.: карт.

7. В.П. Кобычев. В поисках прародины славян. М. - 1989-256 с.

8. История России с древнейших времён до второй половины XIX века. Курс лекций/Под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: УГТУ. 1999-304 с.

9. Л. Кун. Всеобщая история. - М.: Радуга, 1992-564 с.

10. Л.Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь. М. - 1999-300 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Восточные славяне в VI-VIII вв. Первые свидетельства о славянах. Территория восточных славян. Общественный строй восточных славян, роль общины и городов. Культура восточных славян в VI-VIII вв. Различные сферы культуры восточных славян и язычество славян.

    реферат , добавлен 13.01.2009

    Исторические судьбы восточной Европы. Происхождение восточных славян. Восточные славяне и соседи: хазары, племена финнов и балтов, викинги. Общественный строй. Культура славянских племен. Религия. Восточнославянские союзы племен: поляне, радимичи.

    реферат , добавлен 21.01.2008

    Формирование единой древнерусской государственности. Происхождение древних славян. Миграционная теория происхождения славян. Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Ремёсла. Торговля. Путь "из варяг в греки". Религия восточных славян.

    реферат , добавлен 24.11.2008

    Влияние географического, геополитического, экономического, этнического факторов на Россию. Концепции происхождения славянства, процесс расселения. Хозяйство славянских племен, основные ремесла. Язычество древних славян. Образование племенных союзов.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2009

    Образование Древнерусского государства. Историческое значение образования государства восточных славян. Быт, хозяйственная жизнь, нравы и религия восточных славян. Критика норманской теории. Освоение лесных и лесостепных пространств Восточной Европы.

    презентация , добавлен 10.03.2011

    Происхождение и прародина славян. Процесс формирования древнеславянской этнической общности. Первые исторические сведения о славянах. Занятия и уклад славянских племен. Образование союзов славянских племен. Образование древнерусского государства.

    реферат , добавлен 11.01.2015

    Происхождение восточных славян. Первые упоминания о венедах. Основные занятия восточных славян в степной и лесостепной полосе. Языческая религия, отражающая отношение славян к стихийным силам природы. Образование государства у восточных славян.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2009

    Специфика передачи истории восточных славян в VIII - IX веках в летописи Нестора. Племенные союзы в борьбе с хазарскими племенами. Уровень развития земледелия, ремесел, городов и торговли. Религиозные воззрения и пантеон восточнославянских племен.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2012

    Две точки зрения на происхождение славян. Движение славянских племен на восток в рамках Великого переселения народов. Переход от родовой общины к соседской. Соседи восточных славян. Рост военной мощи. Образование Киевской Руси. Правление первых князей.

    презентация , добавлен 30.03.2016

    Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян. "Повесть временных лет" – первая русская летопись - наиболее серьезный письменный источник. Особенности материальной и духовной культуры, религия, общественный строй славян.

Этногенез восточных славян – это длительный процесс их появления и последующего развития, который привел к какому-то конечному состоянию (например, к образованию государства). Дословно слово «этногенез» переводится как «рождение народа». Однако в его рамках рассматривается и дальнейшая судьба вновь появившегося народа.

Этногенез восточных славян имеет очень богатую историю, которой не многие народы могут похвастаться. Поэтому мы только поверхностно коснемся и кратко рассмотрим этногенез восточных славян.

Как известно, из восточных славян вышли русские, украинцы и белорусы. Это самая многочисленная ветвь. Именно поэтому столько внимания сегодня уделяется проблеме этногенеза восточных славян. Тем более, что не сохранилось достоверных и полных источников по этому вопросу. Кстати, восточных славян (или их предков) называют антами.

Этногенез древних восточных славян берет свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. Если быть точнее, то окончательно восточная ветвь отделилась от общности славян в четвертом веке. Именно тогда стали самостоятельными и восточные, и западные славяне. Уже в начале новой эры восточнославянские племена начали распространяться на земли Дуная и Днепра, Балканы, вплоть до Малой Азии.

Этногенез у восточных славян происходил в тесных связях с другими народами. А это, в свою очередь, сильно повлияло на их культуру, быт и становление. Считается, что вся совокупность восточных славян – это смесь истинных потомков праславян с другими восточноевропейскими народами. Соседствовали со славянами готы (они были противниками), авары (также стремившиеся поработить славян), хазары (наложившие дань на славян), печенеги и половцы. Все эти народы лишь мешали укреплению положения восточных славян. Но, возможно, благодаря им закалился характер последних.

Восточные славяне в древности жили так называемыми общинами. А из них уже формировались племена. Но с течением времени эти родовые общины потеряли свою актуальность. Им на смену пришли соседские общины, а вместе с ними – частная собственность. Следующей ступенью стало объединение славянских племен под властью князя (пятый-шестой века). И это можно рассматривать неоднозначно. Казалось бы, это приводило к организации и укреплению племени. Но, с другой стороны, князья начинали нападать на другие племена. А это сеяло раздробленность в зачатках государства.

Этногенез и расселение восточных славян зафиксированы в знаменитой летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает несколько племен, заселявших разные территории (например, поляне – Киев, ильменские славяне – близ одноименного озера и так далее). Интересно, откуда пошли такие названия.

  • Во-первых, от места проживания.
  • Во-вторых, от имен предков (радимичи, кривичи).
  • В-третьих, от жизненного уклада этой группы славян.

Однако правильнее говорить не племена, а племенные союзы. Это такие объединения, которые подвели восточных славян к образованию государственности. То есть эти союзы были прикреплены к своей определенной территории и существовали в седьмом-восьмом веках новой эры. И это было принципиально новой ступенью в истории восточных славян. Всего существовало тринадцать племенных союзов.

Следующим этапом этногенеза восточных славян стало образование Древнерусского государства. Это произошло в девятом-десятом веке. Тогда же на Русь пришло христианство. Тогда же перестал существовать племенной строй. Тогда же сформировалась культура и идеология славянского государства.

Теории этногенеза восточных славян

Теории являются предположениями о том, как же происходило их становление и формирование. Вот основные из них:

  1. Аутохтонная. Подразумевает, что восточные славяне изначально появились близ Днепра, а не пришли сюда с других территорий.
  2. Миграционная. Гласит о том, что выделившаяся восточная ветвь мигрировала во время Великого переселения.
  3. Сочетание обеих теорий. То есть миграция имела место быть, но большинство славян все же оставались на месте.

К единому мнению ученые и историки так и не пришли.

В заключение

Таким образом, этногенез и этническая история восточных славян – важная часть истории славянских народов. Хоть мы и не имеем много источников на этот счет, но в целом представление о формировании восточнославянского направления и последующего образования государства у нас есть. Но, даже коротко рассмотрев проблемы этногенеза восточных славян, мы прикоснулись к зарождению и развитию их народов.

Почему мы подняли этот вопрос, эту проблему? Во-первых, восточные славяне – это наши непосредственные предки. А во-вторых, в последнее время в мире стали забывать о родстве народов и государств. А ведь несколько сотен лет назад и украинцы, и русские, и белорусы были сплоченным, единым и могучим народом. Народом, который сумел выстоять, который поднялся и создал государственность. И об этом, наверное, не стоит забывать.

Лекция №2 ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНО-ЛАВЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XI - XIII вв.

Понятие этнос в современной науке означает естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив. Этногенез - весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

По мнению некот. ученых, славяне принадлежали к индоевро­пейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI - V тысячелетиях до н.э. в условиях выделения скотоводческих племен из массы других примитивных, занимающихся охотой, рыболовством и собирательством. Большинство ис­ториков, археологов и лингвистов полагают, что славяне являлись автохто­нами 2 Восточной Европы.

В IV- II тысячелетиях до н.э. они населяли лесные области между Оде­ром и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главной отрас­лью их хозяйства являлось земледелие.

В науке есть мнение, что именно в этот период происходило формиро­вание славянской протоцивилизации, которую характеризовали определенные отличия в хозяйственном и бытовом укладах от сопредельных наро­дов. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации, по мнению ряда исследователей, является Трипольская археологическая куль­тура 1 . Ее ареал 2 - от Юго-восточной Трансильвании до Днепра. В середине I тысячелетия до н.э. у славян началось распространение железа и посте­пенное разложение родового строя. В этот период рельефно выделились хозяйственные, бытовые, религиозные, культурные и другие особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до нашей эры славянской працивилизации.

По мнению академика Б.А. Рыбакова, следы праславянской цивилизации могут быть во многом ассоциированы с Милоградской (побережье Черного моря от устья Дуная до Керченского пролива), Зарубинецкой (по селу Зарубинцы в излучине Днепра) археологическими культурами.

В это же время в середине I тысячелетия до н.э. единая славянская общ­ность разделилась на две ветви: восточную - будущие белорусский, рус­ский и украинский народы и западную - поляки, чехи, словаки, лужичане и др.

На протяжении I тысячелетия н.э. восточные славяне заселили берега Дуная, Балканский полуостров, земли по среднему течению Днепра; дохо­дили до Малой Азии и Южной Дании, заняв остров Рону (Рюген) в Балтий­ском море.

В этот же период выделилась третья, южная ветвь славян - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, обособившиеся на терри­тории Балканского полуострова.

К середине I тысячелетия н.э. территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере - р. Волхов, на юге - р. Днестр, на западе - р. Западный Буг, на востоке - р. Волга.


Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская ци­вилизация, имеющая ряд характерных признаков:

¨ общность хозяйственного уклада;

¨ социально-политическое устройство в форме военной демократии, подразумевающей такую организацию социума, где власть сосредоточена в руках военных вождей, вынужденных, однако, пока что считаться с пере­житками первобытной демократии в форме власти родовых старейшин;

¨ общие ментальные начала, выражающиеся в схожести мифов, ле­генд, повседневного поведения и.т. д.

Вместе с тем, наряду с этой наиболее общепринятой концепцией этноге­неза славян, многие исследователи предлагают свои гипотезы, хотя и совпадающие во многом с вышеизложенной, но и имеющие от нее существенные отличия.

Российские историки рубежа XIX и XX столетий М.П.Погодин, М.С.Грушевский, сторонники «автохтонной теории» сужают границы прародины славян на хронологическом срезе II тысячелетия до н.э. Утверждается, что колыбелью всех славянских народов, где они сформировались как автохтоны 1 , являлись территории современных Польши, Чехии, Словакии.

Ученые XIX в. И.Е.Забелин, Д.И.Иловайский пришли к заключе­нию, что предками славян могли являться скифы, сарматы, гунны, населявшие степи между Доном и Днепром.

Н.Я.Марр, советский историк-лингвист, создал «теорию стадиального развития языков», в основе которой лежал тезис о возможности приобре­тения языком на определенной стадии развития качественно нового состоя­ния, что вызывает изменение всей общественной системы, в рамках которой действует данный язык. Он считал, что славянским языкам группам, возникшим в I тысячелетии н.э. на территории, очерченной Оде­ром, Днепром, Дунаем, Доном, предшествовала скифская группа языков (I тысячелетие до н.э.).

Я. Н. Третьяков , пришел к выводу, что предками славян являлись северные лес­ные племена, населявшие в III - II тысячелетиях до н.э., пространства между средним течением Одера и средним течением Днепра. На их этнической основе во II тысячелетии до н.э. в междуречье Одера - Вислы - Южного Буга сформировался протославянский этнос - балто-славянские племена.

А.А.Шахматов признает, что первой славянской родиной был бассейн Западной Двины. Но второй родиной славянского этноса историк считает Повисленье, которое в III - II вв. до н.э. покинули бастарны и куда во II в. до н.э. пришли готы. Тогда же славяне были втянуты в "Великое переселе­ние народов", что заставило славян расколоться на западных - венедов - и южных - склавинов. Тогда же выделились анты (поляне), двинувшиеся на юго-восток.

Процесс этногенеза восточных славян протекал в условиях активных этнических контактов с другими этносами. Это оказало огромное влия­ние на формирование древнерусской народности.

Соседями славян были:

Древнейшим населением указанного региона являлись киммерийцы, чьи племена были вытеснены в Малую Азию пришедшими в X - VII вв. до н.э. из Заволжья скифами, вытесненные, в свою оч., в Крым в III в. н.э. сарматами.

Готы, с которыми славяне вели ожесточенную борьбу, создали в Север­ном Причерноморье сильный военно-племенной союз, получивший по име­ни его верховного вождя название "царство Германариха". В IV в. н.э. Германарих был разбит славянами. Тогдаже, в IV в. н.э. готы и сарматы были сметены полчищами гуннов.

(Славяне построили южнее современного Киева систему четырехряд­ных укреплений общей протяженностью более 700 км, названных "Змиевыми валами") .

Некоторые историки, впрочем, полагают, что славяне (или, по крайней мере, праславяне) появились на Балканах задолго до "Великого переселения народов" и даже до римского завоевания. Такой точки зрения придерживал­ся, например, В.О.Ключевский (1841-1911), считавший придунайские земли той местностью, откуда началось расселение славян по Европе. В этом случае речь идет, скорее всего, о вторичном заселении территории славянскими племенами, в ходе которого придунайские (южные) славяне переместились в район Карпатских гор.

В VII в. тюркоязычные авары подчинили себе ряд славянских племен, но затем под совместными ударами славян и Византии откочевали на терри­торию современной Венгрии.

Тюркоязычные болгары объединились в VII в. в азово-каспийских сте­пях в племенной союз "Великая Болгария", после распада которого ушли на Дунай, а также в междуречье Волги и Камы.

Пришедшие из Азии тюркоязычные хазары создали в VII в. между Кас­пийским и Черным морями свое государство Хазарский каганат. Он обло­жил данью многие славянские племена, но рухнул в X в. под ударами киев­ского князя Святослава Игоревича.

Венгры, появившиеся из Южного Приуралья, кочевали в южно-русских степях в VII - X вв., а затем ушли на Дунай.

Печенеги пришли в VII-Х вв. на русские земли из заволжских степей. Славяно-русы вели с ними ожесточенную борьбу и, в конце концов, побе­дили непрошенных гостей.

Половцы , пришедшие также из-за Волги, были бичом русского народа в IX-XIII вв. Позже они частично вошли в состав населения Золотой Орды, а основная масса их была разгромлена русскими и растворилась среди них.

На севере и северо-востоке наши предки имели самое тесное общение с племенами балтов , жившими от юго-западной Прибалтики до верховьев Днепра и Оки, а также с угро-финскими народами, обитавшими в бассей­нах рек Онега, Северная Двина, Ока, Волга.

Византийская империя (IV-XV вв.) и ее население являлись в VI-XIII вв. наиболее могущественным соседом славянских племен, а впоследствии и Руси.

Представляется целесообразным, освещая процесс генезиса восточных славян, констатировать, что относительно происхождения слова "славяне" существует несколько гипотез.

Одна из них утверждает, что жители этих племен, не зная других языков, в общении с иноземцами называли себя словенами, владеющими словом, а не понимающими их языка - немцами. По другой гипотезе представители этих племен, встречаясь с иностранцами, называли себя "человеками", а иностранцы слышали сочетание "словек". Существует также гипотеза о принадлежности понятия "славянин" к названию территории проживания этих людей. Русский историк Н.М.Карамзин, анализируя этимологию слова "славянин", делает обобщение, что "малейшее обстоятельство, совсем не­известное по летописям, рождает иногда народное имя, которого никак ис­торическая ученость изъяснить не может" 1 .

Не меньшие дискуссии, не утихающие с XVIII в., вызывает и происхож­дение термина "Русь".

Академик Б.А.Рыбаков полагает, что в VI в. в среднем Приднепровье на р. Рось образовался союз славянских племен с центром в г. Родень (Родня). Этот союз принял имя одного из объединившихся племен Рос или Рус.

Другие ученые считали и считают слово "Русь" скандинавским по про­исхождению и синонимом слова «варяги» в этническом смысле. Но С.М.Соловьев и Б.Д.Греков подчеркивали, что название Русь было известно на берегах Черного моря задолго до появления Рюрика в Новгороде.

В.О.Ключевский и многие современные историки полагают, что Русью на­зывался определенный социальный слой - дружина князя и его ближайшее окружение, первоначально выходцы из одного скандинавского племени.

Л.Н.Гумилев считает, что славяне не были абори­генами Восточной Европы, а проникли в нее в VIII в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию населяли руссы, или росы -"этнос отнюдь не славянский".

Причем историк ссылается на свидетельства Лкутпранда Кремонского, который еще в X в. писал: "Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos - по месту жительства, и помещал этот народ рядом с хазара­ми на юге Руси"3. Л.Н.Гумилев утверждает, что скудные остатки языка россов - имена и топонимы - указывают на их германоязычие. Названия днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены по-русски: Ессупы, Ульворен, Геландра, Варуфорос, Леанты, Струвун и по-славянски: Островунипрах, Неясить, Вулнипрах, Веруци, Напрези.

В подтверждение своей концепции Л.Н.Гумилев приводит тот факт, что бы­товые навыки у славян и русов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне - под струей. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени, славяне стригли волосы 44в кружок". Русы жили в военных поселках и «кормились» военной добычей, часть которой передавали хазарским иудеям, а славяне занимались земледели­ем и скотоводством. При этом Л.Н.Гумилев замечает, что авторы X века нико­гда не путали славян с русами. В то же время ученый заявляет, что "нельзя счи­тать русов скандинавскими варягами, так как последние начали свои походы в IX в., а русы как самостоятельный этнос известны авторам в VI в."5.

В процессе этногенеза восточных славян сложился целый комплекс факторов, оказавших долгосрочное влияние на формирование и развитие самобытной российской цивилизации, ментальность народов, ее населявших:

¨ Заселение восточными славянами территории, где цикл сельскохо­зяйственных работ составлял всего лишь 4-6 месяцев в отличие от 8-9 меся­цев в Западной Европе. Вследствие этого, если урожайность зерновых в Западной Европе увеличилась с X по XVII вв. в 3, 5 раза, то в России она выросла с X по XIX вв. лишь в 1, 4 раза.

¨ Сложность природно-климатических условий, побуждавшая славян к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства на целинных землях, порождавшая их настороженное отношение к различного рода нововведениям, изменениям проверенного временем ук­лада жизни.

¨ Отсутствие какого-либо влияния на древнеславянский этнос "римского права" с его приматом частной собственности, что способствова­ло преобладанию отношений общинной собственности.

¨ Устойчивая, постоянно усиливающаяся тенденция приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладания коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Здесь оказали свое влияние и активные контакты восточно-славянского эт­носа с кочевыми народами, у которых также преобладали отношения пря­мой общинной демократии.

¨ Отсутствие активных горизонтальных связей в славянском общест­ве.

Безусловно, на хронологическом срезе середины первого тысячелетия н.э. различия в жизни большинства индоевропейских народов не были яр­ко выражены. Но комплекс факторов, определивший последующие циви-лизационные изменения, начал формироваться именно в эжгг период.

"Откуда есть пошла русская земля" – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой "Повести временных лет" монах Нестор. Стремясь показать связь русской истории с историей других народов и всего человечества, древний летописец начал свое повествование с пересказов сюжетов Библии.

Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Лингвисты и этнографы полагают, что распад индоевропейской общности приходится на IV тыс. до н.э.

Процесс языкового и культурного обособления народов происходил в первобытную эпоху и занял многие тысячи лет. В глубокой древности существовал единый балто-славянский язык, на котором говорили предки, как славян, так и современных балтийских народов – латышей и литовцев. Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры. Но где же предки славян жили до этого? Где же находилась прародина славянских племен? Точного ответа на эти вопросы пока нет.

Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины, а некоторые считают их выходцами из других регионов (миграционная концепция) (схема 3). Так, родину славян они иногда искали в глубоких азиатских степях. В наши дни наука считает "азиатскую" теорию ошибочной. Письменные источники, данные археологии и лингвистики показывают, что славяне не пришельцы с далекого Востока, а исконные жители Европы.

Схема 3

Летописец Нестор писал, что предки славян жили на берегах Дуная: "И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами тех мест, на которых сели". Этнографы заметили, что в фольклоре славянских народов название этой европейской реки играет особую роль. Народные песни и былины русских, украинцев и белорусов изображают Дунай как живое существо и даже обожествляют его. Это, казалось бы, говорит о полной достоверности сообщения летописца. Но "дунайская" теория не подтверждается археологами. Согласно данным археологических раскопок на Дунае славянские племена появились не ранее VI в. М.В. Ломоносов выдвинул гипотезу о первоначальном расселении славян в Южной Прибалтике ("прибалтийская" теория). Действительно, римские историки начала нашей эры неоднократно упоминали о славянах, живших на балтийских берегах. Но, скорее всего, коренными жителями этого региона они не были. Данные лингвистики показывают, что в древнеславянском языке не было слов, относящихся к морю. Зато этот язык был богат словами, касающимися рек, болот, озер, лесов.

Известный историк XX в. Б.А. Рыбаков считал местом формирования славянского этноса Восточно-Европейскую равнину, где славянские народы живут и в наше время. Эта концепция называется автохтонной (схема 3).

Славяне вышли на историческую арену в V-VIII вв. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V-VI вв. славяне жили еще в условиях родового строя. "Эти племена... – писал византийский историк Прокопий Кесарийский, – не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому счастье и несчастье в жизни считают делом общим". Однако именно в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности.

Главную роль в экономической жизни восточных славян играло земледелие. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Основным земледельческим орудием была соха, в южных областях применялся и деревянный плуг. Занимались славяне и скотоводством. Уже в те далекие времена они разводили домашних животных практически всех видов: лошадей, коров, овец, коз и т.д. Большое значение имели также охота, рыболовство и бортничество. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло (схема 4).

В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Его ближайшими соседями – жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья – были древляне. К северу от древлян между Припятью и Березиной находились земли дреговичей, еще северней в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины – кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным – вятичи, жившие в бассейне верхней Оки (табл. 2). Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры – укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян – Новгород, на земле кривичей – Смоленск. Уже в IX-X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.


Схема 4

Таблица 2

Основные восточно-славянские племена и места их расселения на Восточно-Европейской равнине

Места расселения на Восточно-Европейской равнине

Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины

Бассейн р. Ока

Ильменские славяне

Вокруг оз. Ильмень и по р. Волхов

Радимичи

По р. Сожи

Древляне

По р. Припяти

Дреговичи

Между реками Припять и Березиной

По западному берегу р. Днепр

Уличи и тиверцы

Юго-Запад Восточно-Европейской равнины

Северяне

По среднему течению р. Днепр и по р. Десна

Этимология слова "Русь" до сих пор неясна ученым. В свое время споры норманистов и антинорманистов касались самого названия "Русь". По мнению сторонников "норманнской" теории, оно имело скандинавское происхождение. Одни из них выводили его из средневекового финского названия шведов "рутси", другие нашли на карте Скандинавии местность Рослаген, откуда якобы и происходил князь Рюрик. Есть и другие версии. А в исторических преданиях XVII в. название нашей страны связано с р. Росью, протекающей на территории современной Украины (схема 5). Не исключено, что эта очень маленькая река действительно дала имя великой стране и великому народу. К сожалению, подтвердить или опровергнуть какую-либо из версий о происхождении названия "Русь" невозможно.



При исследовании этногенеза славян ключевыми вопросами являются расположение их прародины и начало диалектного членения праславянского языка. До сих пор эти вопросы остаются нерешенными и во многом потому, что исследователи делают методологическую ошибку, изначально применяя индуктивный метод. Особенно этим грешат многочисленные лингвисты-любители, создавая популярные, но фальшивые теории о происхождении и былом величии своих собственных народов на основании нескольких бесспорных языковых явлений, могущих иметь различное толкование и причины. В то же время официальная лингвистика погрязла в изучении малозначимых вопросов типа поиска аналогый в парадигмах падежей локальных наречий. Если же кто-то из авторитетных специалистов возьмется за более серьезную тему, то для поддержки собственных умозаключений он пытается подобрать произвольную выборку фактов, как лингвистических, так и экстралингвистических, создавая новую теорию или модернизируя устаревшую.

В первой половине прошлого века существовало несколько теорий славянской прародины, которые можно обобщить в две основные – днепровскую и висло-одерскую, особенно популярную в послевоенные годы среди польских ученых (Филин Ф.П ., 1972, 10, Широкова Ф. Г., Гудков В. П. , 1977). Позднее авторитетные специалисты своими поисками прародины славян только запутывали ученых и усложняли проблему. Например, В. В. Седов разработал свою теорию этногенеза славян, с которыми он отождествляет в определенной мере носителей и лужицкой, и черняховской, и зарубинецкой культур (Седов В. В. , 1979). Совершенно фантастическую теорию построил О. М. Трубачев. Он старался убедить всех, что прародина славян находилась где-то в Паннонии (Трубачев О. Н. , 1984, 1985), имея для этого весьма скудные и сомнительные аргументы. В целом, и старые, и новые теории в различной степени противоречат друг другу, поэтому никого не убеждают, что и ведет ко все новым и новым попыткам найти окончательное решение (ср. Поповска-Таборска Ханна , 1990, Седов В.В ., Еременко В.Е. , 1997, Алексаха А.Г. , 2013 и т.д.).



Общеславянскими считались такие, которые имели соответствия в девяти из десяти славянских языков, окончательно оставленных для определения их родственных отношений графоаналитическим методом. Вместе с общими словами в большинстве случаев были изъяты также и производные от них, то есть целые гнезда слов, основное слово которых было признано общеславянским. Например, если слово *bělъ было признано общеславянским, то вместе с ним исключались из списка все однокоренные слова (*bělěti , *bělina , *bělašъ , *bělocha , *bělota и т. д.).

В принципе, было бы корректным взять к рассмотрению все слова, не являющиеся общими, однако для изъятия были важные причины. Во-первых, производные слова могли возникнуть в разных местах независимо одно от другого в разное время по общим законам словообразования, и это могло бы повредить установлению родственных связей языков на момент их вычленения из общего языка. Во-вторых, в использованных этимологических словарях праславянского языка имеется большая диспропорция в представленности лексического материала разных языков, связанная с отсутствием достаточно полных словарей некоторых из них. Довольно часто праславянские слова подаются в разных вариантах, которым приводятся соответствия из двух-трех языков, в то время как из других языков имеющиеся соответствия не приводятся даже тогда, когда их можно найти в словарях. Конечно, определенная разница в объемах праславянской лексики для разных языков должна быть – в периферийных языках он меньше, а в центральных больше. Однако эта разница не может быть многократной, поэтому для объективности исследования нужно было провести некоторую коррекцию взятого к анализу лексического материала – дополнить его по возможности для одних языков и изъять чрезмерные, повторные данные для других. Для такой коррекции использовались этимологические словари отдельных славянских языков, а также двуязычные словари (см. ). При коррекции было продолжено изъятие производные от общих слов, по причине указанной выше, хотя иногда делались исключения для слов, которые отражали смысл оригинального понятия. Если слово не было признано общеславянское, то производные от него брались к рассмотрению, если, конечно, они не были разными вариантами того же понятия. Например, были включены в список однокоренные слова, которые не являются общеславянскими *xaba , *xabina , *xaborъ , *xabъ, *xabъjь , *xabъje , в то время как были исключены похожие по смыслу производные от них глаголы *xabati , *xaběti , *xabiti .

Нужно также отметить, что часть однокоренных слов, близких по смыслу, ставились в соответствие одному с пометкой «как…». Например, в общем реестре имеется два праславянских слова *barъ и *bara . Хотя ни одно из них не является общеславянским, их одинаковый смысл позволяет рассматривать эти слова как варианты одного общеславянского слова, которое в том или другом варианте встречается во всех славянских языках. Другим примером общеславянского слова могут быть две формы *čmelь и *čmela , хотя такие варианты можно рассматривать отдельно, поскольку иногда даже небольшие различия в словах соответствуют разным группам языков. Однако, повторимся, такое лексического богатство не распределено неравномерно по языкам лишь по причине недостаточной изученности отдельных языков.

Несмотря на сделанные дополнения, в македонском и лужицком (объединенном верхне- и нижнелужицком) не набралось достаточного количества слов для включения их в общую систему отношений. При построении схемы ощущался также недостаток белорусских слов, что, очевидно, является следствием недостаточного изучения диалектной лексики.


Первым результатом анализа праславянской лексики была верификация тезиса о двойственном происхождении русского языка, который давно уже выдвигали некоторые языковеды. Например, А. А. Шахматов в одной из своих работ (Шахматов А. А. , 1916) не только говорил о большой разнице между северным и южным русскими диалектами (наречиями), но даже считал возможными тесные связи северного диалекта с польским языком. В том же духе высказывался В. В. Мавродин, который допускал возможность западного происхождения кривичей (Мавродин В. В., 1973, 82), а еще более определенно высказывался Л. Нидерле, когда писал:


Еще и поныне в великорусском языке просматриваются следы его двойственного происхождения, так как наречие к северу от Москвы сильно отличается от южнорусских наречий (Нидерле Любар , 1956, 165).


Разделение восточного славянства на четыре народности (русские южные и северные, украинцы, белорусы) подтверждается не только разницей в языке, но и разницей этнографической (Д. К. Зеленин, 1991, 29). Тезис о таком четырехчленном разделении поддерживал и Р. Траутман. Он также разделяет русских на два отдельных народа (носители северного и южного диалектов) и, ссылаясь на авторитетное свидетельство Зеленина, пишет, что этнографическая и диалектологическая разница между этими народами больше, чем между белорусами и русскими южного диалекта (Trautman Reinhold, 1948, 135). Вообще же разделение славянства на три или четыре группы во многом условно. Давно замечено, что определенные сепаратные признаки связывают пары славянских языков разных групп, в частности таких как словацкий и словенский, украинский и словацкий, словенский и украинский (Vanko J. 1984., Mečkovska Nina Borisovna . 1985 и др.).

При составлении таблицы-словаря славянских языков было замечено, что русский язык представлен в нем непропорционально большим количеством слов по отношению к другим языкам, и на построенной графической схеме взаимоотношений славянских языков область русского языка налагалась на области украинского и белорусского языков. В принципе это бы могло быть подтверждением тезиса о существовании общего для всех восточных славян древнерусского языка, но в таком случае мы должны были бы добавить к множеству русских слов еще и украинские и белорусские, в нем отсутствующие. При таких условиях построение схемы становилось вообще невозможным, ибо связи между одними языками противоречили их связям с другими. Только после разделения всего множества русских слов на два равноценных диалекта связи между всеми языками были упорядочены. Это разделение можно сделать довольно легко, поскольку в этимологических словарях подается распространение русских слов по областям. Для разделения областей по диалектам использовалось следующее указание:


На современной территории распространения русского языка выделяются северорусское и южнорусское наречия и большая полоса переходных диалектов между ними, которая проходит через Москву (Мельничук О.С. , 1966).


Таким образом, к южному диалекту были отнесены слова, распространенные в Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской и более южных областях. Соответственно, к северному диалекту были отнесены слова, зафиксированные в областях более северных. Слова, распространенные только в Сибири и Дальнем Востоке во внимание не принимались, но их не было много. Правда, взаимопроникновение лексики двух основных русских диалектов, связанное с общностью исторического развития их носителей не могло не иметь следствием размытость границ между ними, что и сказалось при построении схемы родственных отношений.

Подсчеты количества общих слов между отдельными языками дали результаты, показанные в таблице 13. Общее количество слов из отдельных языков, принятых к анализу, представлено в ячейках главной диагонали таблицы.

Если сравнить полученные данные с данными первых исследований ( , 1987), то можно увидеть между ними определенную разницу. В частности, в приведенных данных значительно слабее выражена связь между украинским, белорусским и польской языками, а связь между украинским и северным диалектом русского выражена сильнее. Это можно объяснить определенной субъективностью составителей словарей, связанную с их ошибочными представлениями о единстве великорусского, украинского и белорусского языков. Соответственно, в лексический фонд русского языка в свое время было привлечено много украинских и белорусских слов, считавшихся просто южно- или западнорусскими. С другой стороны, некоторые украинские и белорусские слова, отсутствующие в великорусском, ошибочно считались заимствованиями из польского даже тогда, когда они были исконно украинскими или белорусскими. Особенно негативную роль сыграл здесь словарь русского языка В. Даля (Даль Владимир , 1956). Отдавая ему должное за собранный богатый фактический материал, следует все же отметить, что он считал украинский, белорусский и оба диалекта русского языка единым языком и поэтому с одинаковой пометкой "южн." относил к русскому языку и слова южного диалекта, и слова украинского языка, а пометкой "зап." отмечал также и белорусские слова. Критическую оценку этих отметок В. Даля высказывали уже некоторые ученые, в частности И. Дзендзеливский (Дзендзелівський Й.О. , 1969).


Таблица 13. Количество общих слов в парах славянских языков


Язык пол. чеш. слвц. бело. укр. с.-рус. ю.-рус. с.-х. слвн болг.
польский 374
чешский 247 473
словацкий 229 364 458
белорус. 169 167 177 356
украинский 238 257 265 266 487
северорус. 165 198 192 240 271 484
южнорус. 189 205 217 253 304 330 480
серб.-хорв. 172 239 246 154 248 225 241 519
словенский 126 199 207 106 180 169 181 303 394
болгарский 104 148 148 83 160 162 156 265 193 360

Однако, несмотря на частичную некорректность исследуемого лексического материала, схема родственных отношений славянских языков, построенная на его основе (см. Рис. 41).


Рис. 41. Схема родственных отношений славянских языков .


Правда, как и ожидалось, при определении положения областей двух основных русских диалектов возникли определенные трудности. Благодаря тесному историческому развитию этих диалектов количества общих слов с некоторыми другими славянскими языками в каждом из них мало разнятся между собою. Кроме того не исключены ошибки автора при отнесении некоторых слов к тому или другому наречию. Полученные путем графического построения две области русских диалектов настолько близки одна к другой, что на схеме их можно было бы и поменять местами.



Тем не менее, своей конфигурацией схема почти не отличается от опубликованной в предыдущей работе ( , 1987), за исключением того, что на ней вместо одной области русского языка расположены две области его двух диалектов, а области некоторых других языков несколько передвинулись одна относительно другой. (ср. схему левее).


Графическая система взаимоотношений славянских языков
(Стецюк В.М ., 1987, стр. 38)

Бг – болгарский язык, Бр – белорусский язык, П – польский язык, Р – русский язык, Слн – словенский язык, Слц – словацкий язык, СХ – сербско-хорватский язык, У – украинский язык, Ч – чешский язык.


Безусловное наличие ошибок в лексическом материале выборок, на основании которых делались обе схемы, существенно не влияет на их конфигурацию, потому что ошибки носят несистемный характер, в то время как отношения между языками имеют определенную закономерность. В связи особой близостю диалектов русского языка при расположении их в общей схеме славянских отношений были приняты во внимание другие соображения. В частности, фонетические особенности северорусского диалекта (конкретнее новгородско-псковского) дают основания размещать его ближе к польскому языку, чем южнорусский, как это отмечал Шахматов. Кроме того, во внимание была взята указанная выше частичная некорректность лексического материала южного российского диалекта, в который внесены слова, свойственные более западным языкам. Однако, поскольку наново полученная схема родственных отношений славянских языков особенно не отличается от построенной ранее, она довольно хорошо накладывается на то же место на географической карте (см. Рис. 42). На карте показаны ареалы, на которых началось первичное вычленение отдельных славянских диалектов, из которых позднее развились современные славянские языки.


Рис. 42. Ареалы формирования отдельных славянских языков.


Болг – болгарский язык, Бр – белорусский язык, П – польский язык, Ю.-р – южный диалект русского языка, С.-р – северный диалект русского языка, Слв – словенский язык, Слц – словацкий язык, С/Х – сербско-хорватский язык, Укр – украинский язык, Ч – чешский язык.
(Карта всей первоначальной славянской территори подается в разделе ).


Размещение ареалов первоначального формирования отдельных славянских языков совпадает с территорией второй прародины индоевропейцев. Более того, как показали исследования, на тех же ареалах бассейна Среднего Днепра проходило также формирование германских и иранских языков, а также диалектов славянских. Исследование и объяснение причины этого явления может быть проведено усилиями ученых разных специальностей – этнологов, этносоциологов, географов и др., но пока что им было присвоено рабочее название " ". Существование этноформирующих ареалов подтверждает мнение некоторых славистов, которые считают, что еще в недрах праславянского сформировались определенные диалектные образования, из которых позже развились современные языки. Так же, справедливости ради, надо отметить, что за несколько лет до публикации первых результатов исследований географическим методом территорию поселений славян подобным образом определил Мачинский:


Сопоставление данных письменных источников и археологии убеждает в том, что с начала II в. до н.э. и до середины IV d. н.э. основная масса предков исторического славянства (именовавшихся у германцев Venethi ) обитала на территории, ограниченной с запада средним Неманом и средним и верхним Бугом, с юга – линией, идущей от верховьев Западного Буга на нижний Псел, с востока – линией, соединяющей верховья Псла и Оки, северная граница условно проводится на основании лингвистических данных по средней Западной Двине к истоку Днепра на верхнюю Оку (Мачинский Д. А. , 1981, 31-32).


Кухаренко в одной из своих ранних работ, исследовав памятники раннеславянских племен, так называемые "поля погребений", очерчивает юго-восточную границу расселения раннеславянских племен так, что она "проходила от верховьев Южного Буга на восток, вдоль реки Рось и далее вдоль Днепра приблизительно до впадения в Днепр реки Псел.., поворачивала на северный восток, шла Пслом, а далее переходила в верховья Сулы” (Кухаренко Ю. В., 1951, 15-16). Можно видеть на карте, что такое определение почти точно соответствует южной границе этноформирующих ареалов Среднего Днепра.

В пользу достоверности определенных нами ареалов формирования славянских языков говорят данные топонимики. Правда, пока убедительные данные имеются только для ареалов чешского и словацкого языков. Известно, что в Чехии есть своя Volyn (возле Страконице, Южно-чешская обл.), а также несколько населенных пунктов Duliby от племенного названия дулебы, которые когда-то населяли Волынь, прародину чехов. Сравнивая названия населенных пунктов чешской прародины и современной Чехии можно увидеть в них опредеденные параллели: Dubne – Дубна, Ostrov – Остров, Rudná – Рудня, Hradec – Городец. Однако подобные названия от распространенных апеллятивов типа дуб, береза, ольха, яблоня, черный, белый, город, поле, камень, песок, остров и т.д. могут быть образованы по общим законам словообразования независимо на разных местах славянских поселений. Во внимание следует принимать названия достаточно оригинальные, по крайней мере такие, которые не имеют нескольких двойников. И вот оказалось, что есть довольно много параллелей в названиях населенных пунктов Волыни и Чехии:

Duchcov (Северно-чешская обл.) – Духче (севернее от Рожища, Рожищевский р-н Волынской обл.),

Jaroměř (на север от Градец Кралове, Восточно-чешская обл.) – Яромель на северо-восток от Киверцев, Киверецкий р-н Волынской обл.),

Jičin (Восточно-чешская обл.) – Ючин (возле Тучина, Гощанский р-н Ривненской обл.),

Krupa (Средне-чешская обл.) – Крупа (рядом с Луцком),

Lipno (Южно-чешская обл.) – Липно (на крайнем востоке Киверецкого р-на Волынской обл.),

Letovice (Южно-моравская обл.) – Летовище (на крайнем севере Шумского р-на Тернопольской обл.),

Ostroh (на восток от Брно, Южно-моравская обл.) – Острог (Ривненская обл.),

Radomyšl (возле Страконице, Южно-чешская обл.) – Радомышль (на юг от Луцка), правда есть еще другой Радомышль уже на территории словацкой прародины),

Telč (на западе Южно-моравской обл.) – Телчи (на крайнем востоке Маневичского р-на Волынской обл.).

Однако интересно, что есть названия населенных пунктов, которые своей формой подтверждают то, что именно с Волыни мигрировали чехи на свою современную территорию. Известно, что люди при переселениях иногда дают своим новым поселением уменьшительные названия от старых. В нашем случае мы имеем три таких примера:

Horažd"ovice (на юге Западно-чешской обл.) – от Гаразджа (на юг от Луцка),

Pardubice (Восточно-чешская обл.) – от Паридубы (на запад от Ковеля в Старовижевском р-не Волынской обл.),

Semčice (возле Млада-Болеслава, Средне-чешская обл.) – Семки (на Стыри, Маневичский р-н Волынской обл.).


Чешские, моравские и словацкие топонимы, имеющие параллели в Украине. Синим цветом обозначены чешские топонимы, черным – моравские, красным – словацкие.


Много параллелей можно найти между словацкой топонимикой и топонимикой прародины словаков, хотя иногда им есть дублеты в других местах, которые могут быть либо случайными, либо отражать маршрут миграции. Вот примеры уменьшительных названий на новых местах поселений:

Malinec (Средне-словацкая обл., восточнее Зволена) – Малин (райцентр Житомирской обл. и село в Млыновском районе Ривненской обл.),

Malčice (Восточно-словацкая обл.), Мальчицы (Яворовский р-н Львовской обл.) – Мальцы (Наровлянский р-н, Белорусь),

Lučenec (юг Средне-Словацкой обл.), Лучинец (Муровано-Куриливский р-н Винницкой обл.) – Лучин (Попельнянский р-н Житомирской обл.),

Kremnica (Средне-Словацкая обл.) – Кремно (Лугинский р-н Житомирской обл.).

Имеются также пары названий почти тождественных:

Makovce (север Восточно-Словацкой обл.) – Маковицы (Новоградволынский р-н Житомирской обл.),

Prešov (Восточно-Словацкая обл.) – Пряжев (несколько южнее Житомира),

Košice (Восточно-Словацкая обл.) – Кошечки (Овручский р-н Житомирской обл.),

Levoča (Восточно-Словацкая обл.) – Левачи (Березневский р-н Ривненской обл.).

Есть также несколько пар названий, совпадения между которыми могут быть случайными: Humenne (Восточно-Словацкая обл.) – Гуменники (Коростишевский р-н Житомирской обл.), хотя есть Гуменное неподалеку Винницы, Bardejov (Восточно-Словацкая обл.) – Барды (Коростеньский р-н Житомирской обл.) и др. Из гидронимических названий можно отметить только Уж – реки под таким названием имеются в Словакии и на прародине словаков (пп Припяти).

Более подробно славянская топонимика рассматриваетвся в к блоку "Предысторическая топонимика Восточной Европы" и в разделе " ".



Если локализация ареалов формирования славянских языков определена правильно, то новые или ранее неизвестные факты будут подтверждать ее расположения. Так произошло после ознакомления с этнографической картой белорусов , составленной профессором Е. Ф. Карским в 1903 году, на которой обозначены области отдельных белорусских говоров. Как оказалось, говор с наиболее характерными чертами белорусского языка перекрывает в значительной степени прародину белорусов. Фрагмент карты с областью этого говора затонированной красным цветом и нанесенной границей прародины белорусов темного цвета показан слева.

Указанный диалект (очень "акающий" и с твердым r ) занимает центральную часть всей белорусской территории. Более периферийные диалекты характеризуются в большей или меньшей степени чертами общими с русским, украинским или польским языками, что, очевидно, обусловлено более поздними влияниями соседей. Наиболее характерные черты белорусского языка одновременно является и наиболее древними, то есть соответствуют языку в начале ее формирования. Таким образом, мы видим, что диалект с древнейшими чертами сохранился очень близко от определенной территории его первоначального формирования. Отсутствие полного совпадения легко объясняется более поздними миграциями.

Достоверность локализации ареалов формирования славянских языков может быть подтверждена также другими фактами, в частности таким. На основании разных данных мы придем к выводу, что мордовский этнос все время оставался в ареале своей прародины между верховьями Оки и Дона либо недалеко от этих мест. Если прародина болгар, действительно, находилась на левом берегу Десны, то мордва должна была быть их ближайшими соседями на востоке, и в таком случае должны были быть какие-то специфически мордовско-болгарские соответствия, которым нет аналогов. Это могли быть и языковые связи, но в данном случае у нас есть другие убедительные данные. Исследуя славянские и мордовские эпические песни, российский ученый Маскаев выявил интересные мордовско-болгарские мотивы, в частности в эпосе о построении большого города (Гелона?) и, отрицая возможность посредничества русских или других народов (ничего подобного в русском и иных эпосах нет), берет на себя смелость заявить следующее:


Напрашивается вывод, что мордовско-болгарская общность в эпической песне скорее объясняется длительным в прошлое время соседством племен этих народов (Маскаев А. И. , 1965, 298).


Углубленное исследование фольклора мордвы и болгар может выявить и другие интересные параллели. Да и вообще, в подтверждение расположения ареалов формирования славянских языков могут быть найденны разные свидетельства. Однако создается впечатление, что после резкой критики графоаналитического метода и результатов, полученных с его помощью (Журавлев А.Ф. , 1991) тема прародины славян оказалась для лингвистов закрытой. По крайней мере в российских изданиях она больше не поднималась. Остается неясным – то ли лингвисты согласились с моей локализацией мест поселения древних славян, то ли эта тема их больше не интересует. То же самое иожно сказать и про археологов, которые не требуют от лингвистов альтернативного варианта.