22.09.2019

Имя афины второе. Не везет в любви. Значение в мифологической картине мира


Афина рождается из головы Зевса. Богиня Афина — любимая дочь Зевса. Появилась она на свет необычным образом. Предсказательницы судеб (мойры) открыли Зевсу, что у него будет отнята власть над миром. И это сделает сын богини разума Метиды, который вскоре должен появиться на свет; еще будет у Метиды дочь; оба ребенка окажутся необычайного ума и силы.

Испугался Зевс и, чтобы избежать судьбы, проглотил Метиду. Но через некоторое время почувствовал он страшную головную боль. Долго мучился громовержец, и, наконец, попросил своего сына Гефеста разрубить ему голову. Тот выполнил просьбу отца, и из разрубленной головы Зевса выскочила Афина, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом. Прекрасная и величественная предстала она перед богами: мудростью светились ее глаза, неземной красотой поражал облик. После Зевса Афина — самая могущественная среди богов. В ней воплотилась мудрость и сила отца богов и людей, только ей одной Зевс доверяет свою эгиду. [Греки почитали Афину как покровительницу войн и героев, городов, искусств и ремесел.]

Афина — одна из трех богинь греческой мифологии, которые считались богинями-девами. Она соблюдала безбрачие, и потому ни один герой на земле не мог похвастать тем, что его матерью была Афина. Зато Афину Парфенос («Деву») чтили как свою покровительницу все девушки Греции, а особенно — афинянки.

Центром города Афины был холм, на котором располагался Акрополь — городская крепость. Здесь находились главные святыни, важное место среди которых занимал великолепный храм Афины Девы — Парфенон. Парфенон был построен из мрамора особой породы. Почти белый после добычи, он приобретал со временем теплый золотистый оттенок благодаря присутствию в нем железа. Храм имел по восемь колонн по фасадам, западному и восточному, и семнадцать колонн по длинным сторонам. Строение было украшено скульптурами, которые изображали сцены из мифов, в которых участвовала богиня. Но главным украшением Парфенона была находившаяся внутри него огромная статуя Афины Парфенос работы Фидия.

Открытые части тела — лицо, шея, руки — у этой статуи были изготовлены из слоновой кости; одежда, украшения и шлем — из золота. Согласно сведениям, сохранившимся у древних авторов, для изготовления золотой одежды Афины Парфенос потребовалось свыше сорока талантов (т.е. более тонны) золота.


Статуя Афины

Богиня стояла прямо, в спокойной, полной торжественного величия позе. Шея и грудь богини были покрыта чешуйчатой, отороченной змеями, эгидой, волшебной шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей Зевса, которая служила оружием Афины, способным вселять ужас в сердца людей. В центре эгиды была помещена голова Медузы Горгоны, изготовленная из слоновой кости. Длинное копье Афины было прислонено к левому плечу. Левая рука богини покоилась на круглом щите, в центре которого также сверкала золотом голова Медузы, окруженная рельефными картинами битвы греков с амазонками. Внутренняя сторона щита была расписана изображениями олимпийских богов, сражающихся с гигантами. На протянутой руке Афина держала золотую статую Ники, богини Победы, своей постоянной спутницы, выполненную в человеческий рост. Рука опиралась на подставку в виде колонны. На голове Афины был шлем, украшенный изображением сфинкса между двумя крылатыми конями — Пегасами. Эти мифические чудовища магическими символами, оберегающими от несчастий. Над сфинксом и Пегасами возвышались пышные золотые султаны.

Колоссальная статуя Афины Парфенос была помещена в храме так, чтобы на нее падал свет, лившийся из специального отверстия в крыше. В полусумраке храма сверкающая золотом статуя производила внушающее особый трепет впечатление. Пришедший поклониться богине грек проникался верой в ее могущество — и в могущество государства, символом и покровительницей которого она была.

Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно - из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей - дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка - такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты - змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина - богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники - большой и малый. Афина - богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина - богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа - история Эрихтония

Афина - богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина - богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем - и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю - и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами - отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед-
ливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления
классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес-
кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя-
лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос-
редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов
и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте-
пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да-
же символический характер, так что Афина считается порождением
одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды
лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем
при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его
головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про-
изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи-
ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской
мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже

Превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре-
ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна
Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли-
жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо-
щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя-
влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс-
кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных
атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме-
евласой Медузы, который обладает огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи-
ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит
молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды.
Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев-
лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле-
бороздной").
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи-
тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе-
риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с
титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного
из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.


Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы".
Афина требует к себе священной почтительности, ни один смерт-
ный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила
зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот
случайно увидел её омовение.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функци-
ями: она покровительствует героям, защищает общественный по-
рядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел
из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и
смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно
важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она -
главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница гречес-
ких городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя
"градозащитницы".
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с
копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо-
гине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Памятником прославления мудрой правительницы Афинского
государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхи-
ла "Евмениды".

Афина всегда рассматривается в контексте художественного
ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачи-
хам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Про-
метею украсть огонь из кузни Гефеста.

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре
на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы
сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом,
наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекатель-
ностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом
удивительной красотой.
Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в
государственных делах. Для поздней античности Афина явилась
принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлю-
щей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница
афинской государственности почиталась Афина - Фратрия
("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"),
Пронойя ("провидящая").

Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и
островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фесса-
лия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Атти-
ке, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем
богини - покровительницы города). Ей были посвящены земле-
дельческие праздники. Во время этих празднеств происходило
омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского
служения богине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празд-
нествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Ови-
дия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетель-
ством организующей и напрвляющей силы разума, который упоря-
дочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом законода-
тельстве.


Образ Афины нашел отражение во многих значительных па-
мятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфе-
нос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до
н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным
копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдель-
ные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике
храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне
Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на за-
падном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание
землей Аттики.
В греческой вазописи были распространены сцены, посвя-
щенные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с
Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес-
ках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с
античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде
сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует
триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера,
"Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия
("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над
грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто,
П.Веронезе и др.).
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине пос-
лужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18
вв., в числе которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минер-
ва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжест-
вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдары
и "Паллада" П.В.Гульельми.


Афина (др.-греч. - Афинайя; микен. atanapotinija - "Атана-владычица"), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны, военной мудрости и стратегии, знаний, искусств и ремёсел. Афина - дева-воительница, покровительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Входит в число 12 великих олимпийских богов.

Семья и окружение

Мифы

В источниках встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом . Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста и Бог-Кузнец попросил в жены Афину. Царь Богов не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию, дочь Зевса пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Бог-Кузнец погнался за ней и настиг, но защищаясь с оружием в руках и Паллада ранила своего преследователя копьём. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю, после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Геи , так сыном и Афины, а имя истолковывали от "эрион" - шерсть (либо "эрис" - раздор) и "хтон" - земля.

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать его бессмертным, она отдала его в ларце на сохранение дочерям Кекропа Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями, которых Воительница приставила к младенцу как охрану. Они были либо убиты змеями, либо Паллада ввергла их в безумие и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестёр Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан (статуя или идол из дерева) Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребён на священном участке храма Афины Полиады.

Так же по одной из версий вместе с Гефестом создала по воле Зевса первую женщину - Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый "ящик Пандоры".

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в период героической мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Её участие в гигантомахии - популярный сюжет. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой . Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на гиганта Энкелада она гнала колесницу с парой коней, а когда тот бросился в бегство обрушила на него остров Сицилию. С Палланта сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.

Богиня войны требует к себе священной почтительности. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы нимфы Харикло). Однажды Афина и Харикло решили искупаться в источнике на Геликоне, Тиресий увидел богиню и она ослепила его (по другой версии он ослеп от вида Афины). Лишив юношу зрения, она вместе с тем наделила его пророческим даром и дала ему способность понимать язык птиц, а также способность сохранять разум в Аиде . Овидий в VI книге "Метаморфоз" изложил миф о том, как Афина строго наказала ткачиху Арахну, когда та поставила под сомнение благочестие богов, выткав на покрывале любовные сцены с участием богов.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она прокровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. В мифах древней Греции распространёны сюжеты о помощи Афины героям. Она помогает Персею, направляя его руку, обезглавившую Медузу. Один из эпитетов Афины - "горгоноубийца". Персей принёс богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, которую та поместила на свой щит. Позднее Афина поместила среди созвездий Персея, Андромеду, Кассиопею и Кефея. Она вдохновила и дала сил Кадму, а также дала ему камень для битвы с фиванским драконом. По совету мудрой Богини Кадм посеял зубы дракона и бросил в них глыбу, что вызвало схватку между ними. Афина посадила Кадма на царствование в Фивах, а на свадьбу с Гармонией подарила ему ожерелье, пеплос и флейты.

Считается, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой он воскрешал мёртвых. По Еврипиду, она дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в золотом кольце дал Эрехтею, а последний - Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая). Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи работы скульптора Пирра.

Пиндар упоминает, что Беллерофонт увидел во сне Афину, когда спал на её жертвеннике, и воздвиг алтарь Афине-Всаднице, когда та передала ему Пегаса. Она также помогает Нестору против Эревфалиона и в бою с элейцами. Менелая богиня защищает от стрелы Пандара (по Плутарху).

Неоднократно мудрая Богиня помогала Гераклу по просьбе Зевса . Афина бросила камень в безумного героя, чем спасла Амфитриона, этот камень называется Софронистер, то есть "приводящий в разум". Подарила ему плащ (по другой версии доспехи) перед войной с Орхоменом. Есть версия о том, что именно Афина подсказывала герою как убить Лернейскую Гидру и дала ему погремушки, сделанные Гефестом , чтобы спугнуть Стимфалийских птиц. С помощью Паллады Геракл вывел пса Кербера из Аида , позже она забрала у него яблоки Гесперид и вернула их на место. Афина дала герою локоть Горгоны, который герой передал Стеропе, дочери Кефея, для защиты. Умирающий Геракл взывает к Афине с просьбами о лёгкой смерти (по Сенеке) и та ведёт его на небо.

Когда фиванцы устроили засаду Тидею, Афина предостерегает его от возвращения в Фивы. Во время похода Семерых против Фив Богиня-воительница присутствует рядом с Тидеем в бою и отражает от него часть стрел, прикрывает щитом. Когда же Тидей был смертельно ранен, она выпросила у своего отца зелье бессмертия для раненного, но увидев, что Тидей пожирает мозг своего врага, возненавидела его и не дала ему лекарство.

Помощь Афины сыну Тидея Диомеду подробно описывается в Илиаде Гомера. Богиня даёт ему силу, вдохновляет на бой, в том числе против Афродиты , направляет копьё Диомеда против Пандара, вдохновляет Диомеда на бой с Аресом , отводит пику Ареса от героя и направляет копьё Диомеда в живот Ареса , хранит Диомеда во время шторма. Гораций рассказывает, что Диомед был вознесён Афиной до богов.

В той же Илиаде упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс, она же укрощает гнев Ахилла по просьбе Геры , зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев. Когда Ахилл скорбит о Патрокле, отказываясь от пищи, она передаёт ему нектар и амброзию по просьбе Зевса . Во время схватки с Гектором, оберегает Ахилла, отводя от него копьё Гектора. Именно она в образе Деифоба посоветовала Гектору встретить Ахилла, перед этим явилась Ахиллу и пообещала помочь ему в этой схватке. Ахилл говорит Гектору: "под моим копьём Тритогена (т.е. Афина) скоро тебя укротит". После гибели Ахилла Богиня скорбит и приходит оплакать его и натереть амброзией его тело.

В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она постоянная советчица Одиссея, помогает ему успокоить народ, защищает героя от пики троянца Сока, помогает ему в состязаниях в беге, поддержала его в ночь взятия Трои. Однако Афина ни разу не помогла Одиссею во время его скитаний (в песнях "Одиссеи", посвященных этому периоду, она не упоминается ни разу), помощь возобновляется после крушения плота Одиссея. Она успокаивает ветры, помогает ему выбраться на берег, а затем насылает сон. Афина часто принимает облик смертных, чтобы посоветовать или помочь Одиссею и в то же время преображает Одиссея: она возвышает его станом, даёт ему силу в состязании, при необходимости обращает Одиссея в нищего старика, а затем вновь возвращает ему красоту, на острове Феаков скрывает героя облаком, на Итаке скрывает его и спутников мглой и помогает покинуть город.

Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".

Богиня-воительница способствует взятию Трои с самого начала Троянской войны. Она участвует в Суде Париса и проигрывает этот спор Афродите . Троянского коня изготовил Эпей по замыслу Афины, она явилась к нему во сне, за три дня конь был завершён и Эпей просит Афину благословить его работу и называет Троянского коня подношением Богине. Жители Метапонта показывали в храме Афины железные инструменты Эпея, которыми он соорудил коня. Она приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее Богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода. Когда же троянцы задумываются о том, чтобы уничтожить коня, Афина подаёт дурные знаки (землетрясение) и троянцы не верят Лаокоону, который настаивал на этом. Она радуется, когда троянцы втаскивают деревянного коня в город и насылает змей на сыновей Лаокоона. Трифиодор описывает, как Елена Спартанская пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, но появилась Богиня войны, видимая только Елене, и заставила её уйти. А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой, когда же началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду, помогала Прометею украсть огонь из кузни Гефеста , своему искусству у нее научился Дедал. Она обучает девушек ремёслам (дочерей Пандарея, Евриному и других). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным - так Пенелопа приобрела удивительную красоту встречи с будущим супругом. Она лично отполировала копьё Пелея.

Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Она сама изготовила свою одежду и даже одежду Геры . Обучала людей ткацкому искусству. Однако Платон указывает, что наставником Афины в ткацком искусстве был Эрот. Прялка еще один дар Богини людям, ткачих называют - служащими "делу Афины".

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона . Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. По другому рассказу, Покровительница искусств сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её. Афина, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво раздуваются её щёки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. Позже, Марсий вызвал Аполлона на состязание в игре на флейте, был побеждён и за свою гордыню был жестоко наказан (Аполлон содрал с сатира кожу). Аристотель считает, что Богиня бросила флейту по другой причине: игра на флейте не связана с умственным развитием.

Один из важнейших мифологических сюжетов об Афине - суд за Аттику . За обладание Аттикой Афина спорила с богом морей Посейдоном . На совете богов было решено, что Аттика достанется тому, чей дар на этой земле окажется более ценным. Ударил трезубцем Посейдон , и забил из скалы источник. Но вода в нем оказалась солёной, непригодной для питья. Афина воткнула в землю своё копьё, и выросла из него маслина. Все боги признали, что этот дар ценнее. Посейдон разгневался и хотел затопить землю морем, но Зевс запретил ему. С тех пор маслина считается в Греции священным деревом. Варрон приводит позднейшую версию мифа, где Кекроп поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона , а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имя матери и никто не должен был называть женщин афинянками. Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября) и этот день афиняне изымали из календаря. Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона, а в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своём состязании с Арахной.

Софокл называет Богиню Афиной-девой, госпожой коней, её эпитет "Парфенос". Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И мудрая Богиня выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрихтония. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть. А Пенелопе она помогала оттянуть день новой свадьбы. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, Богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы обнадёжить. Она же внушает Пенелопе мысль устроить женихам состязание.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. По её указаниям зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. На носу Паллада укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль был помещён Афиной на небо. По совету Афины Данай, сын египетского царя Бела и Анхинои, отец 50 дочерей, построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми. По мифу Данай получил предсказание о том, что погибнет от руки зятя, дочери Даная взялись за оружие и в одну ночь перебили своих мужей, спасаясь от мести Данай и построил свой корабль. Персей, которому Паллада также охотно помогала, был потомком Даная. Изображение Богини было на афинских кораблях, по мифам она часто посылает попутный ветер кораблям (Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса).

Имя, эпитеты и характер

Афина. 470-465 гг. до н.э.
Амфора Краснофигурная. Аттика.
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Этимология имени "Афина" благодаря догреческому происхождению её образа является неясной. В современном русском языке закрепилась форма, близкая к византийскому произношению имени, через "и", однако в классическую эпоху имя богини произносилось примерно как "Атхена". Гомер иногда называет её Афинея, то есть "афинянка".

Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её "разумностью". Её мудрость иная, чем мудрость Гефеста и Прометея , для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса . Как законодательница и покровительница афинской государственности она почиталась как Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Она хранит молнии Зевса . Её изображение или фетиш, т.н. палладий, упало с неба (возможно отсюда её эпитет Паллада). Так же возможно, что эпитет Паллада произошёл от греческого "сотрясать (оружием)", то есть означает победоносная воительница, либо имеет значение "дева". Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").

Гомер называет Афину "главкопис" (совоокая), орфический гимн (XXXII 11) - "пестровидной змеёй". В Беотии она - изобретательница флейты - почиталась под именем Бомбилея, то есть "пчелиная", "жужжащая". Эпитет Парфенос - имя Афины-девы, отсюда название храма Парфенон. Афину называют Промахос, то есть "передовой боец", как покровительницу войны и честной битвы.

Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, - Полиада ("городская", "покровительница городов и государств") и Полиухос ("градодержица"). А эпитет Эргана ("работница") у неё как покровительницы ремесленников.

Культ и символика

На древнее зооморфное прошлое Афины указывают её атрибуты - змея и сова (символы мудрости). Хтоническая мудрость Богини имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода. Предшественницей Афины, согласно теории Мартина Нильссона, была "богиня со щитом", изображённая на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки. Согласно И.М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту . Миф о рождении Афины от Метиды и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии. Как указывает Лосев, она становится как бы непосредственным продолжением Царя Богов, исполнительницей его замыслов и воли. В посвящённом ей храме, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени (возможно прообраз олимпийской Афины).

Паллада - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна своему отцу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.

Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё, её сопровождают священные животные. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей; шлем с высоким гребнем. Афина появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.

Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и она сама мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. У мегарцев Афина почитается под эпитетом Эфия ("утка-нырок"), согласно Гесихию, так как она превратилась в утку-нырка, спрятала под своими крыльями Кекропа и доставила его в Мегару.

Ей приписывают изобретение колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей, а также изобретение войны в принципе. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии и учредила законы.

Хотя её культ был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Богиня войны в Аттике - греческой области, где находился город, названный её именем. Огромная статуя Афины Промахос с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Первую жрицу Афины звали Калифиесса, жрицами были также Пандроса, Феано, Феба (одна из дочерей Левкиппа, похищенных Диоскурами), Герса, Аглавра, Иодама, последних трёх настигла незавидная участь. Афине были посвящены рощи и множество храмов в Афинах, Аргосе, Делосе, Родосе и других городах.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих Панафиней - государственной мудрости. Основателем Панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные Панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На Панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах Богине посвящалась третья декада каждого месяца. По мифам, когда все боги сбежали в Египет, она осталась на родине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности она остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Влияние на культуру и искусство

Афине посвящены XI и XXVIII гимны Гомера, V гимн Каллимаха, XXXII орфический гимн, VII гимн Прокла и прозаический "Гимн к Афине" Элия Аристида. Она действующее лицо трагедий Софокла "Эант", Еврипида "Ион", "Умоляющие", "Троянки", "Ифигения в Тарвиде", Псевдо-Еврипида "Рес".

Она действует в прологе трагедии Софокла "Аякс", беседуя с Одиссеем и Аяксом. Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".

Известно множество статуй Богини войны, из них наиболее известные Фидия "Афина Промахос" 5 в. до н. э., "Афина Парфенос" 438 г. до н.э., "Афина Лемния" около 450 г. до н.э. не сохранились до нашего времени. Наиболее точной копией Афины Парфенос считается статуя Афины Варвакион в Национальном музее в Афинах, а Афины Промахос вероятно Афина Медичи в Лувре. В Ватиканском музее хранится "Афина Джустиниани" (копия с оригинала 4 в. до н.э.)

Живописец Фамуил, расписывавший Золотой дворец Нерона, создал картину, изображенная на которой Богиня смотрела на зрителя с любой точки. Картина Клеанфа "Рождение Афины" находилась в святилище Артемиды Алфионии в Олимпии.

В западноевропейской живописи Богиня мудрости была менее популярна, чем например Афродита (Венера). Часто она изображалась в сюжете "Суд Париса " вместе с Афродитой и Герой . Известна картина Боттичелли "Паллада и Кентавр" 1482 г. Она изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи). Её изображали вместе с Аресом (Марсом) ("Минерва и Марс" Тинторетто, Веронезе), редко в скульптуре (Сансовино).

Предположительно, знаменитая загадочная картина Диего Веласкеса "Пряхи" иллюстрирует миф об Афине и Арахне.

В современности

В честь Афины назван астероид - один из трёх астероидов, открытых 22 июля 1917 года немецким астрономом Максимилианом Вольфом в обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль, Германия.

Афиной названа американская ракета-носитель лёгкого класса.

Город Афины - столица государства в Южной Европе Греции.

Миф о рождении Афины Паллады. - Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). - Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. - Тип и отличительные признаки Афины Паллады. - Статуя Афины Паллады работы Фидия. - Богиня Афина и бог Эрот. - Миф о флейте сатира Марсия. - Афина-работница: миф о лидийке Арахне. - Великие Панафинеи.

Миф о рождении Афины Паллады

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии - богиня Минерва ) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка - «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.

Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.

Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада - «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.

Несколько памятников античного искусства (между прочими - Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.

Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада - сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада - вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.

Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.

В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.

Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала все время, пока продолжался их знаменитый поход.

Афина Паллада - богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.

Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».

Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.

Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)

Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе - Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно - его нижней частью, на змею.

Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.

Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.

Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города - богиню Афину (Минерву) или бога (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами - Афиной и Посейдоном.

Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.

Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.

Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины - за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян - богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова - птица богини Афины, ее символ (сова Минервы ).

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия - Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.

Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.

Богиня Афина всегда носит эгиду . На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.

На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.

Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) - копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники - богини победы.

Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.

Эгида Афины Паллады , которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.

Голова Медузы Горгоны - также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Статуя Афины Паллады работы Фидия

Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой - статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был сфинкс - эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия - восемь коней, несущихся во весь опор, - символ быстроты мысли.

Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.

На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне - борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.

Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.

Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Богиня Афина и бог Эрот

Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.

Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.

Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.

Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).

Флейта Марсия

Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.

Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.

Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Афина-работница: миф о лидийке Арахне

Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).

Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.

Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.

Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.

Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.

Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.

Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.

Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.

Великие Панафинеи

Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.

Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.

Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).

Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.

Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.

Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины - 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.

Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины - шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры ), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки - они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.

Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем - устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.

Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.

Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.

Афине Палладе были посвящены:

  • оливковое дерево,
  • петух, раннее пение которого будит людей труда,
  • змея, символ ума и обдуманности,
  • сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.

Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.