11.10.2019

Отличительные признаки мажоритарной избирательной системы. Мажоритарная система


Под избирательной системой обычно понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. При этом в зависимости от способа подсчета голосов результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

Порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования определяет вид избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидату, которые получили установленное большинство

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых избираются депутаты.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, выделя ют следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

Несомненными достоинствами мажоритарной системы называют простоту, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсальна, так как дает возможность учитывать и партийные интересы (избирательные объединения и избирательные блоки могут выдвигать своих кандидатов по всем избирательным округам), и интересы избирателей, не входящих в общественные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организаций, предвыборных союзов, партий.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритарной системы при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и как результат отсутствие прямой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в 1993 г. Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25, 50%). В этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Самой распространенной за рубежом является мажоритарная система относительного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов.

Однако если кандидатов много, то голоса избирателей распределяются между ними, что ис- кажает истинную волю электората. При этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают, и, если кандидатов более 20, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% ГОЛОСОВ.

При данной системе в англосаксонских странах не устанавливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Недостатком данной системы является и то, что не учитывается мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в совокупности сумма голосов, поданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, поданных за победившего кандидата. Например, за кандидата А проголосовало 40 тыс. избирателей, за кандидата Б - 30 тыс., за кандидата С - 20 тыс. Таким образом, хотя против кандидата А в сумме проголосовало 50 тыс. избирателей, он победит на выборах, набрав голосов больше относительно каждого из своих соперников.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов - 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от поданных действительных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи.

В отличие от мажоритарной системы относительного большинства система абсолютного большинства предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного большинства голосов, проводится второй. Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В некоторых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов Парламента, например, Франции это 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательный процент явки составляет 50% (выборы президента), реже - 25% или иное количество голосов. Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что побеждает кандидат, поддер- жайный реальным (представительным) большинством избирателей.

Отрицательной чертой этой системы является то, что чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов. Такая система применяется в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, Президент Азербайджана в 1995-2002 гг. для избрания должен был получить две трети голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное.

В условияхмажоритарной системы (от фр. majorite - большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум - 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы - в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Смешанная система

Существует достаточно широкий спектр смешанных систем, которые являются сочетанием мажоритарной и пропорциональной систем. По крайней мере 20 стран мира применяют их. Смешанные выборы системы применяются, как правило, в тех странах, где идет поиск и становление избирательных систем или необходимо достичь компромисс между принципом представительства в парламенте разных политических сил и стабильностью сформированного ими правительства.

Иногда смешанные системы внедряются в модифицированном виде с преимуществом той или другой избирательной системы.

Избирательными системами, которые предоставляют преимущество мажоритарному методу голосования при применении и пропорционального голосования выступают следующие смешанные системы:

1) система с единственным голосом, который не допускает передачи. Содержание ее заключается в том, что во многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от партии. Это практикуется в Японии, Китае;

3) кумулятивное голосование предусматривает, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов в округе, и может ее распределить между всеми кандидатами, а может и отдать все свои голоса за только одного из кандидатов.

Существует и смешанная система, которая использует преимущественно модифицированную пропорциональную систему представительства.

Система с единственным голосом, который передается, предусматривает, что избиратели голосуют за одного кандидата независимо от числа мандатов в избирательном округе, но при этом выражают преимущество и относительно других кандидатов.

Самым простым вариантом смешанной избирательной системы является параллельное комбинирование: определенная часть представительского органа избирается за мажоритарным, другая - по пропорциональному принципу. Примером является парламент Германии, где нижняя палата - Бундестаг - наполовину избирается по мажоритарной системе, а наполовину - за пропорциональной. Такие же факторы положенные в основу избрания парламентов Литвы, Грузии, Словении, Болгарии.

В Украине также парламент избирается на основе общего, ровного и прямого избирательного права путем тайного голосования за смешанной мажоритарно пропорциональной системой. Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 - в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства, а 225 - за списками кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.


Похожая информация.


До введения в 1919-1922 гг. выборов по партийным спискам выборы по одномандатным округам существовали в Германии, Австрии, Италии, Дании, Норвегии, Нидерландах, Швейцарии и Румынии; несколько ранее переход на выборы по партийным спискам произошёл в Бельгии (1899) и Швеции (1909).

Разновидности

По методике определения победителя

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства .

  1. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - более 50 % голосов избирателей. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем. Такая система, в частности, используется на выборах депутатов всех уровней во Франции , а также на президентских выборах в большинстве стран, где эти выборы являются всенародными (в том числе Франции , России , Украине , Финляндии , Польше , Чехии , Литве).
  2. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании , Японии , США на выборах членов Конгресса, в России на выборах депутатов Госдумы (половина мест) и др. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 году. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах . В англоязычных странах название этой системы - система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post) . К мажоритарным выборам по многомандатным округам относятся выборы президента США, когда избирается Коллегия выборщиков . Избиратели голосуют за списки выборщиков, представленные разными партиями, многомандатным округом в данном случае является отдельный штат с количеством мандатов пропорциональным населению. Разновидность системы относительного большинства - блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству мандатов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума . Если количество голосов меньше числа мандатов - блоковая система ограниченного вотума . В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата - система одного (или единственного) непередаваемого голоса .
  3. При системе квалифицированного большинства будущему победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины - 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

По типу избирательных округов

По типу второго тура

Преимущества

  • Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективных органов государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).
  • Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение, основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности.
  • Мажоритарная система позволяет небольшим партиям и беспартийным кандидатам реально участвовать и побеждать на выборах.
  • Мандат, выданный избирателями конкретному кандидату, делает его более независимым от партийной машины; источником власти становятся избиратели, а не партийные структуры.

Мажоритарная (отфранцузского majorite - большинство) избира­тельная система - это избрание депутатов по территориальным из­бирательным округам, на которые разбивается территория соответст­венно государства, территориальной единицы. Если в одном избира­тельном округе избирается один депутат, это будет одномандатный (если использовать иностранные слова - униноминальный) округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный (би­номинальный) округ, если в округе избираются три и более депутатов, это будет многомандатный (полиноминальный) округ.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат вы­двигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвиже­ние политической партией.

При выборах по мажоритарной системе победитель должен на­брать больше голосов избирателей, чем его соперники.

50% + 1 это мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Когда победителю достаточно не менее половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это мажоритарная из­бирательная система простого большинства.

Если для победы необходимо определенное число голосов , это мажоритарная избирательная система квалифицированного боль­шинства.

Когда же для победы достаточно набрать больше голосов, чем на­брали соперники (т.е. большинство «относительно» своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это будет от количества проголосовав­ших избирателей, это мажоритарная избирательная система относи­тельного большинства. В ряде стран, в том числе и в России, избирате­лям дается возможность проголосовать против всех кандидатов, включенных в избирательный бюллетень. Тогда победителем на вы­борах будет кандидат, который не только обошел соперников, но и набрал больше голосов, чем число голосов, поданное против всех кандидатов по округу.

Голосование по мажоритарной избирательной системе может про­водиться в один или в два тура. Если законодательство установило планку голосов, которую должен превзойти победитель, и он пере­шагнул ее в первом туре, на этом выборы заканчиваются. В ином слу­чае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре, а победителем может считаться тот, кто наберет во втором туре больше голосов (при этом либо не меньше оп­ределенного числа голосов, либо просто больше соперника).

Пропорциональная избирательная система - это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями и избирательными блоками (они образуются как союз толь­ко партий либо партий и иных общественных объединений), а вся страна, территориальная единица становится на время выборов еди­ным избирательным округом. Избиратель, приходя на выборы, полу­чает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за один список, исходя из своих симпатий и интересов. Победа пропорциональна числу голо­сов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских манда­тов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. За­тем число голосов, полученных каждым списком, делится на избира­тельное частное, и таким путем партия, избирательный блок узнают, сколько им досталось депутатских мандатов. Причем в распределе­нии мандатов участвуют не все партии и избирательные блоки, участ­вовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (при выборах в Государственную Думу- этот порог «плавающий», т е постоянно меняется. 5-7-5%) - т.е. за них подан определенный мини­мум голосов избирателей.

До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы (сейчас пропорциональная) и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъ­ектов РФ. Как уже отмечалось, Федеральный закон 2002 г. (п. 16 ст. 35) предписывает применять в сочетании мажоритарную и пропорцио­нальную избирательные системы на выборах законодательных (пред­ставительных) органов субъектов РФ, причем к распределению ман­датов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получив­ших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательное законодательство субъектов РФ также вводит процентные барьеры сбора партиями голосов избирателей, при достижении которых они допускаются к распределению депутат­ских мандатов. До недавнего времени этот барьер составлял 5-10%. Федеральный закон «Об основных гарантиях...» (в ред. 2005 г.) разре­шил планку не более 7%.

Что касается муниципальных выборов, здесь также допускается использование обеих избирательных систем, но жесткого требования применять выборы по спискам Закон не устанавливает.

Для Государственной Думы с первых выборов 1993 г. и до послед­него времени применялся принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем.

Половина (225) депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на округ. Эта норма представительства устанавливалась путем деления общего числа зарегистрированных в России избирателей (ориентиро­вочно 108 млн) на общее число избирательных округов, т.е. на 225. Да­лее число избирателей, проживающих в соответствующем субъекте РФ, делилось на эту единую норму представительства, и становилось очевидно, сколько избирательных округов будет на территории этого субъекта РФ. Если в субъекте РФ число избирателей было меньше единой нормы представительства, данный субъект все равно являлся избирательным округом, где избирался один депутат Государствен­ной Думы.

В одномандатном округе выдвигались кандидаты в депутаты Госу­дарственной Думы, избиратели голосовали за конкретных лиц. Побеждал тот кандидат, которые получил больше голосов, чем его со­перники, и больше, чем число голосов, поданное против всех канди­датов. Таким образом, в этой части на выборах в Думу применялась избирательная система относительного большинства.

Другая половина (т.е. тоже 225) депутатов Государственной Думы избиралась на территории всей страны, которая на период выборов становится единым федеральным избирательным округом. Политиче­ские партии и избирательные блоки выдвигали федеральные списки кандидатов в депутаты. Избиратели голосовали за эти списки, а не за конкретных лиц, ориентируясь на свои симпатии к соответствующим партиям, движениям или к их лидерам. Те из партий, движений, кото­рые получили 5% и более голосов избирателей, пришедших на выбо­ры, получали депутатские мандаты в Думе пропорционально числу по­лученных голосов; внутри списка в первую очередь мандаты получали те кандидаты, которые стояли в верхней его части. Эта модель выбо­ров была впервые опробована в 1993 г.

В последующие годы имели место нарекания преимущественно на пропорциональную систему, поскольку 5%-ный барьер преодолевали немногие политические общественные объединения. А те, которые получали места в Государственной Думе, образовывали фракции и де­путатские группы, оппозиционно настроенные к Президенту РФ. Проигравшие партии и движения требовали отказаться от пропор­циональной системы или существенно снизить барьер прохождения в Думу. Нарекания на пропорциональную систему высказывали и ре­гиональные элиты, поскольку при выборах по округам они могли бы больше влиять на результаты и способствовать победе тех кандидатов, через которых затем легче было бы рассчитывать на усиление учета своих интересов в Государственной Думе.

В связи с выборами 1999 г. первый Президент РФ выступил еще с более радикальным предложением - вообще отказаться от пропор­циональной системы и избирать всех 450 депутатов Государственной Думы только по округам. Однако оно не прошло.

Активными сторонниками отказа от выборов по округам в пользу только пропорциональной избирательной системы являлись и оста­ются партии, у которых на выборах по округам не было успеха: по ок­ругам побеждали лишь считанные единицы представителей этих пар­тий - ЛДПР, в прежнем созыве Государственной Думы - «Яблоко», «Союз правых сил» (СПС). Партия, имеющая большинство в Государ­ственной Думе, «Единая Россия* активно не выступала за какую-то систему. И тем не менее Президент В.В. Путин, которого данная пар­тия безоговорочно поддерживает, в 2004 г. выступил с идеей введения выборов только по пропорциональной системе. Причем к тому вре­мени в законодательстве уже было закреплено, что в выборах участву­ют лишь политические партии и не допускается привлечение - хотя бы в блоках с ними - иных общественных объединений. Предложе­ние Президента было воплощено в Федеральном законе о выборах де­путатов Государственной Думы 2005 г., и теперь эти выборы стали не только пропорциональными, но и сугубо партийными, поскольку проводятся по спискам кандидатов в депутаты, выдвигаемым полити­ческими партиями. Вероятно, данный вариант выборов в Государст­венную Думу привлекателен тем, что все равно гарантирует большин­ство ныне лидирующей партии, освобождает от изнурительных пред­выборных баталий, неизбежных при выборах по округам, и дает опре­деленную, но безопасную оппозицию в нижней палате парламента.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Участие в выборах - долг каждого гражданина. Только многие ли из них разбираются, что, собственно, в этот момент происходит? Вот вы сможете толком объяснить своим друзьям, что такое мажоритарный округ? Чем он от иных отличается и почему так мудрено называется? Давайте попробуем разобраться. Многим это пригодится, когда в очередной раз придет пора идти на избирательный участок. Все-таки необходимо понимать, в каком процессе участвуешь, чтобы не пополнить ряды тех, кого используют «втемную».

Избирательная система

Без данного понятия не разобраться. Ведь мажоритарный округ является его частью. представляет собой законодательно закрепленный механизм процесса волеизъявления граждан. В нем все четко обозначено и расписано. Участники, процессы, механизмы закрепляются специальным законом (а иной раз и несколькими).

В том числе в документах определяется и избирательная технология. Она включает систему средств, механизм, методы организации, проведения волеизъявления. Всего таких технологий три: пропорциональная, смешанная и мажоритарная. В нашем случае используется последняя. При этом избирательный округ представляет собой своеобразную территориальную единицу выборной системы. На них делится та территория, на которой, в соответствии с законодательством, проводятся выборы. К примеру, если формируется парламент страны, то округа создают на всей ее территории и так далее.

Мажоритарная система

Преимущества и недостатки

Нужно заметить, что когда формируется избирательный округ, учитываются многие факторы. Таковыми, как правило, являются географическое положение населенных пунктов, численность населения, количество мандатов и некоторые другие. Считается, что избирательный мажоритарный округ - это именно тот элемент, который соответствует демократическим принципам. Каждый гражданин имеет возможность не только принять участие в волеизъявлении, но и «быть услышанным». Его голос обязательно повлияет на результат процесса. Кроме того, законодатель специальным актом прописывает специальные условия. Таковыми могут стать: порог явки либо система подсчета. Эти нюансы кажутся незначительными непосвященным. Однако они существенно влияют на результаты волеизъявления граждан, объединенных в избирательный мажоритарный округ. Из недостатков указывают снижение уровня участия людей при повторном голосовании. Рассмотрим подробнее.

Повторное голосование

Результат при мажоритарной системе далеко не всегда оказывается окончательным после первого тура. Закон, по которому проводится волеизъявление, определяет критерии объявления победителей. Если выясняется после подсчёта голосов, что ни один из кандидатов им не удовлетворяет, то проводятся повторные выборы. Мажоритарные округа при этом остаются теми же. Могут быть внесены изменения в список кандидатов. Возьмем тот же пример выборов сельских голов на Украине. Если ни один из кандидатов не собрал половины голосов, то те, кто вышел в «двойку» лидеров, соревнуются между собой. При этом проводится еще одно голосование.

Австралийская система

Мажоритарные выборы могут проводиться своеобразными способами. В Австралии, к примеру, законодатель нашел способ уйти от проведения повторного голосования. Там подсчет проводят по принципу абсолютного большинства. Но избирателю предоставлено право указывать дополнительные преимущества для иных кандидатов. Это удобно. В том случае, когда абсолютное большинство никто не получает с первого раза, то из списка выкидывают самого последнего, затем проводят повторный подсчет. Так действуют до тех пор, пока не определят кандидата, полностью удовлетворяющего прописанным законодательно требованиям. Получается, что даже в сложной ситуации нет необходимости привлекать для ее разрешения избирателя повторно. Каждый, так сказать, заранее высказывает все свои пожелания по поводу победителя (распределяет приоритеты). Согласитесь, эта система демократичнее той, где подсчитывают простое абсолютное большинство.

Список кандидатов по мажоритарным округам

Избирателя, естественно, интересует не сама система подсчета, а то, за кого отдавать голос. Но в данном случае необходимо все-таки иметь понятие о том законодательстве, которое определяет суть волеизъявления. В простой системе свой голос нужно отдать за одного кандидата (поставить галочку). В более сложных - еще дополнительные приоритеты указывать. Кроме того, существуют и многомандатные округа.

В них список составлен не из персонифицированных кандидатов, а из коллегиальных. Они представлены партийными списками. Все эти нюансы необходимо узнавать загодя, перед походом на участок. А в самом общем варианте кандидатов регистрирует соответствующая комиссия. Она же формирует бюллетени, в которых указаны все, кто прошел отбор, предоставил документы и так далее. Процесс не простой. Но избиратель на руки получает список-бюллетень, имея уверенность в его полном соответствии действующему законодательству.

Некоторые нюансы подсчета

Надо отметить, что законодательство постоянно совершенствуется с целью повышения уровня демократичности. Голос каждого гражданина должен быть учтен. Поэтому определяются всевозможные нюансы. К примеру, при подсчете может учитываться как количество проголосовавших, так и общее число избирателей. Еще устанавливаются пороги явки. Такое правило присутствует во многих странах в законодательных актах, регулирующих выборы президента страны. Так, плебисцит признается состоявшимся, когда в нем приняло участие более пятидесяти процентов зарегистрированных избирателей (50% плюс один голос).