23.09.2019

Применение методики swot-анализа для оценки факторов, влияющих на систему социальной поддержки населения в приморском крае. SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Камчатского края


Региональная экономика Региональная экономика А.С. ШПАК Оценка факторов, влияющих на экономику Приморского края, с использованием технологии SWOT-анализа Рассматривается проблема применения технологии SWOT-анализа для стратегического планирования субъекта Российской Федерации в соответствии с современным состоянием экономики Приморского края и новыми требованиями федерального законодательства. По представленной автором технологии оцениваются, с разбивкой по сторонам SWOT-анализа, факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на функционирование современной инновационной экономики Приморского края. Показаны расчеты ранга факторов, матрица SWOT-анализа, сводная экспертная оценка, проблемное поле в рамках SWOT-матрицы и количественная оценка проблем. Предложены стратегические мероприятия по развитию экономики Приморского края в рамках принятых государственных программ. Ключевые слова: формирование социально-экономической стратегии региона, категории объектов SWOT-анализа, факторы внешней и внутренней среды, шкала и критерии оценки, ранг фактора, матрица SWOT-анализа, экспертная оценка, стратегические мероприятия. Evaluation of factors affecting the economy of the Primorsky Territory using SWOT-analysis technology. A.S. SHPAK. Categories of SWOT-analysis objects are presented in this paper. A special emphasis was given to their socio-economic features in contrast to traditional views about effectiveness of this technology only in business context. The problem of SWOT-analysis implementation in the Russian Federation entity strategic development planning was updated, considering new requirements of federal legislation and the economic situation in the Primorsky region. Making use of author"s technology, factors of internal and external environment are evaluated and analyzed. These factors were classified into SWOT-analysis parts influencing the functioning of current innovative economy of Primorsky region. Rank calculations, quantitative problems evaluation, SWOT-analysis matrix, problem field within the SWOT-matrix and summary expert evaluation are presented. As a result of such analysis in the framework of the adopted state programs, strategic measures to develop the economy of Primorsky region are proposed. 37 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Key words: formation of the socio-economic strategy in the region, categories of SWOT analysis objects, factors of internal and external environment the scale and evaluation criteria, rank factor, matrix of the SWOT-analysis, expert evaluation, strategic actions. Современное развитие экономики Приморского края происходит под воздействием неблагоприятных вызовов внешней среды. В этой ситуации необходимым условием регионального развития служит разработка и применение эффективных инструментов государственной регулятивной политики. Одной из важнейших функций органов государственной власти является формирование социально-экономической стратегии края как основы максимизации территориальных конкурентных преимуществ регионального бизнеса и повышения качества жизни его населения. Приморский край? стратегически важный субъект Российской Федерации, граничащий со странами Северо-Восточной Азии, стремящийся стать новым центром социально-экономического развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Разработка и практическая реализация эффективных механизмов стратегического планирования и сбалансированного регулирования экономики Приморского края являются актуальной научной проблемой, решение которой во многом зависит от отношений между властью, бизнесом и населением в условиях дифференциации экономических интересов и потенциалов конкурентоспособности региона. Качество стратегии социально-экономического развития достигается благодаря внедрению передовых технологий прогнозирования, анализа внутренней и внешней среды, формированию сценариев развития, разработке эффективных инструментов государственно-частного партнерства, мониторинга и реализации принятых государственных программ. Одним из признанных инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ. Он традиционно рассматривается в теории таких дисциплин, как стратегический менеджмент , маркетинг , экономический анализ и др. Классическая методика проведения SWOT-анализа достаточно полно изложена, например, в работах К. Фляйшера и Б. Бенсуссана , Е.В. Богомоловой . Как изначально задумывалось в 1960-1970-х гг. группой сотрудников Стэнфордского исследовательского института (SRI), основоположниками метода, который позже получил название SWOT-анализа, данный вид анализа рассматривают в контексте бизнес-практик отдельных предприятий (организаций). Однако объектами SWOT-анализа могут быть, например, отрасли экономики , государственно-общественные институты , политические партии и муниципальные образования , научная среда , некоммерческие организации и другие категории объектов. 38 Региональная экономика Можно утверждать, что SWOT-анализ применим к объектам разного масштаба и в разных сферах, где цели имеют социально-экономический характер. Это, в свою очередь, объясняет необходимость решения задач по применению технологии SWOT-анализа для разработки стратегических мероприятий по развитию экономики региона в рамках принятых государственных программ и закона Российской Федерации № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 . Проблема оценки факторов, влияющих на инновационную региональную экономику, не нова и привлекает к себе внимание, поскольку ее результаты непосредственно влияют на развитие субъектов Российской Федерации. Цель исследования заключается в разработке стратегических мероприятий по развитию экономики Приморского края в условиях изменения внешней среды, реализация которых будет способствовать становлению региона как центра социально-экономического развития АТР, созданию территории гармоничного развития и территорий опережающего развития (ТОР). Анализируя основные показатели развития экономики Приморского края за последние пять лет, можно сделать вывод о том, что экономика региона в целом по всем показателям имеет определенный рост, но положительная динамика только у двух показателей? реальные располагаемые денежные доходы населения и оборот розничной торговли (табл. 1). Экономика региона диверсифицирована и состоит из 15 секторов, основными из которых являются транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля. Каждый из остальных видов деятельности занимает менее 10 % от валового регионального продукта (ВРП), что, тем не менее, обеспечивает устойчивость роста экономики . Сопоставимая оценка прироста показателей индекса валового регионального продукта Приморского края за 2008?2012 гг., полученная по данным Приморскстата , материалам официального сайта администрации Приморского края: итоги социально-экономического развития (URL: http: // primorsky.ru/autoritetes/executive-agencies/departaments/economistics/deve/opment/pesults/), позволяет сделать вывод о том, что показатель имеет убывающий характер (рис.1). Промышленный комплекс является интенсивно развивающейся частью экономики Приморья. Его основные секторы? пищевая промышленность, электроэнергетика и добыча угля, машиностроение, судоремонт, горнодобывающая, рыбная, лесная и деревообрабатывающая промышленность. 1 Федеральный закон от 21.06.2014 №172-93 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26. 39 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Таблица 1 Основные показатели развития экономики Приморского края (в % к предыдущему году, в сопоставимой оценке) Источник: сайт Администрации Приморского края. Рис. 1. Сопоставимая оценка прироста показателей индексов ВРП и промышленного производства Приморского края за 2009?2013 гг. Приморский край имеет довольно хорошо развитую транспортную сеть. Общая протяженность железных дорог составляет 1625 км, т.е. 19,2 % от общей протяженности железнодорожных путей Дальнего Востока России (URL: http: // prmosky.ru/autoritetes/executiveagencies/ departaments/industri-and-transport/2014.12.01). Хорошо развита в регионе и автодорожная сеть, протяженность которой 11 117 км, в том числе 9454 км? с твердым покрытием. 40 Региональная экономика Порты Приморского края играют важную роль в экономике России. Одним из главных направлений в развитии портов являются угольные, нефтяные и контейнерные перевозки. На территории региона расположены крупнейшие контейнерные и нефтеналивные терминалы Дальнего Востока России . По данным департамента промышленности и транспорта Приморского края (URL: http: // prmosky.ru/autoritetes/executiveagencies/deparaments/industri-and-transport/2014.12.01), доля экономической деятельности промышленного комплекса и транспорта Приморского края начиная с 2011 г. неуклонно растет (рис. 2). Рис. 2. Доля экономической деятельности промышленного комплекса и транспорта Приморского края, % Сельскохозяйственное производство ведется на всей территории Приморского края, особенно интенсивно? в южных и юго-западных районах. Климатические условия благоприятны для выращивания большинства культур, включая теплолюбивые: рис, бахчевые, баклажаны, перец. В общем объеме производства 53,4 % занимает продукция растениеводства, 46,6 % ? продукция животноводства . По выработке ВРП на одного занятого в экономике Приморский край находится на 25-м месте в стране, что ниже среднероссийских показателей. Ниже среднероссийских и значения платежей в бюджет: на одного занятого в экономике, по отношению к стоимости основных фондов, по отношению к ВРП, по объему инновационной продукции на одного занятого в экономике и по отношению к ВРП. В то же время в Приморском крае одни из лучших в стране показатели инвестиционной активности, что связано с масштабными государственными капитальными вложениями в инфраструктуру Приморского края. Реализация крупных проектов качественным образом меняет структуру экономики Приморского края, позволяет последовательно решать задачи по улучшению качества жизни населения, а в дальнейшем поддерживать высокий уровень инвестиционной активности. 41 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Значительное влияние на экономику Приморского края оказала подготовка к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке. По показателям инвестиционной деятельности Приморский край за этот период с последних мест поднялся в первую двадцатку регионов России. Существенный рост отмечен в выработке ВРП на одного занятого в экономике и на единицу основных фондов предприятий и организаций, расположенных на территории Приморского края, в отношении объема инвестиций к ВРП. Ключевой идеей является концепция создания территории гармоничного развития и территорий опережающего развития. ТОР? часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, где в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения . В региональном и муниципальном стратегическом управлении центральное место занимает стратегическое планирование, уровень развития и эффективности которого влияет на результаты управления. 28 июня 2014 г. был принят закон Российской Федерации № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Новый закон устанавливает четкие правила: как власти должны определять направления развития экономики, разрабатывать соответствующие стратегии, контролировать ход их реализации, а также оценивать эффективность государственных программ. Законодательным собранием Приморского края от 02.10.2008 принят закон Приморского края «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» № 324-КЗ, в котором стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. определяет долгосрочные цели, приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Приморского края (URL: http: //www.zspk.gov.ru). Таким образом, стратегия является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику администрации и органов исполнительной власти Приморского края на долгосрочную перспективу. С учетом представленного состояния экономики Приморского края и новых требований законодательства для разработки стратеги42 Региональная экономика ческих направлений деятельности современной инновационной экономики Приморского края сделан анализ основных факторов, влияющих на ее функционирование, и определена степень их воздействия с использованием авторского варианта технологии SWOT-анализа. Материалы исследования факторов внешней и внутренней среды с разбивкой по сторонам SWOT-анализа, влияющих на инновационную экономику Приморского края, представлены в табл. 2. Таблица 2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на объект управления 43 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Окончание табл. 2 Для определения ранга фактора были использованы шкалы качественной и количественной оценок фактора в условных единицах (баллах) 5-балльной шкалы оценки (табл. 3). 44 Региональная экономика Таблица 3 Шкала оценки для определения ранга факторов внешней и внутренней среды, влияющих на объект управления Она предусматривает использование пятибалльной шкалы значений критериев и учитывает различный уровень значимости факторов внешней и внутренней среды для функционирования инновационной экономики Приморского края (табл. 4). Таблица 4 Расчет ранга факторов внешней и внутренней среды, влияющих на объект управления 45 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Окончание табл. 4 Современные работы по SWOT-анализу не регламентируют какую-либо общепризнанную и доминирующую методологию оценки факторов. Более того, часто стратегии развития по результатам SWOTанализа формируют без явной оценки факторов . Для дальнейшего проведения SWOT-анализа в целях оптимизации расчетов в матрицу с каждой стороны вносится по три фактора, которые имеют наибольший рейтинг. 46 Региональная экономика После того как на основе экспертных технологий были определены существенные факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на развитие современной инновационной экономики Приморского края, была сформирована матрица перечня слабых и сильных сторон объекта управления, ожидаемых угроз и открывающихся возможностей развития в виде SWOT-матрицы (табл. 5). В ней показаны взаимосвязи соответственно между слабыми и сильными сторонами и угрозами и возможностями развития объекта управления. Таблица 5 Матрица SWOT-анализа Методологии оценки факторов делятся по признаку используемой шкалы: первые применяют количественное оценивание по одному или нескольким параметрам для каждого фактора; вторые используют попарное сравнение факторов . В данном исследовании применена методология количественной оценки. Поэтому на следующем этапе была произведена количественная оценка сильных и слабых сторон объекта управления, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца находится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сто47 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 рон, возможностей и сильных сторон. Если угроза значима для сильных или слабых сторон объекта управления, то оценка значимости такого сочетания считается высокой. Была использована 5-балльная шкала оценок значимости факторов: очень сильная? 5 баллов, сильная? 4, умеренная? 3, слабая? 2, нейтральная? 1 балл. К проведению SWOT-анализа привлекались магистранты второго курса как специалисты, непосредственно участвующие в работах на объекте управления в данной управленческой ситуации, поскольку они обладают необходимой информацией о текущем положении объекта управления, его слабых и сильных сторонах, угрозах и возможностях. Таблица 6 Экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды 48 Региональная экономика Окончание табл. 6 Для участия в проведении SWOT-анализа привлекались и эксперты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и опытом. Заполнение табл. 6 позволило получить достаточно полное пред49 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 ставление о слабых и сильных сторонах объекта управления, существующих угрозах и открывающихся возможностях, которые могут быть использованы прежде всего при разработке стратегии, разработке и принятии стратегических решений. Обобщая данные, получаем сводную экспертную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон объекта управления с угрозами и возможностями внешней среды (табл. 7). Таблица 7 Сводная экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды С учетом суммарных оценок, представленных в табл. 7, преобразуем матрицу SWOT-анализа в SWOT-матрицу, учитывающую рейтинг каждого фактора (табл. 8). Таблица 8 SWOT-матрица 50 Региональная экономика Окончание табл. 8 Из данных табл. 8 видно, что наиболее сильной стороной является современная транспортная, энергетическая, коммунальная инфраструктура, в том числе созданная в рамках подготовки к саммиту АТЭС; наиболее слабой стороной? недостаточная открытость Приморского края для внешних инвесторов; наиболее благоприятной возможностью? активизация деятельности России в международных объединениях; наибольшей возможной угрозой является усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы. Далее исследовались различные сочетания сильных сторон с угрозами (СИУ) и возможностями (СИВ), а также слабых сторон с угрозами (СЛУ) и возможностями (СЛВ) по схеме, представленной на рис. 3. Рис. 3. Матрица видов SWOT-анализа 51 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 На пересечении строк и столбцов представлены как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями. Такой анализ позволил, исходя из состояния внешней среды, определить силу одних сторон и слабость других и понять, насколько важны угрозы и возможности исходя из состояния внутренней среды. При этом сравнивались количественные оценки сильных сторон между собой и со слабыми сторонами, так же как и угрозы сравнивались между собой и с возможностями. Количественная оценка сильных и слабых сторон позволила расставить приоритеты, и на основе этих приоритетов можно распределять ресурсы между различными проблемами. После определения количественных характеристик были сформулированы проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом было получено проблемное поле для развития современной инновационной экономики Приморского края (табл. 9). Расшифровка мероприятий представлена в табл. 10. Таблица 9 Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы Таблица 10 Расшифровка мероприятий при формулировании проблемного поля в рамках SWOT-матрицы 52 Региональная экономика Окончание табл. 10 Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно определены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей (табл. 11). Таблица 11 Количественная оценка проблем объекта управления 53 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 Окончание табл. 11 Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями (табл. 7), перекрываемая сформулированным проблемным полем (табл. 9, 10). Из данных табл. 11 видно, что в результате SWOT-анализа, после обработки данных количественной оценки проблем развития современной инновационной экономики Приморского края, на первом месте находятся стратегические мероприятия по развитию государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных проектов. Второе место занимает блок мероприятий, связанных с устранением административных барьеров, созданием новых разработок, направленных на привлечение высоких технологий в модернизацию производственных структур, производство наукоемкой продукции в таких сферах, как индустрия современных материалов, нанохимия, нанобиотехнология, наномедицина, привлечение «якорных» инвесторов в новые секторы экономики Приморского края, связанные с развитием кластера транспортировки и глубокой переработки углеводородного сырья, кластера судостроения и авиастроения, автомобильного кластера. К главным стратегическим мероприятиям с уверенностью можно отнести формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции и поддержка малого предпринимательства, увеличение экспортного потенциала нефте-газохимических производств. Литература 1. 54 Аникина И.Д. Анализ финансово-инвестиционных стратегий российских компаний черной металлургии // Вестник Волгоградско- Региональная экономика 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. го государственного университета. Сер.3. Экономика. Экология. 2011. № 2 (19). С. 133?139. Баканов М.И., Мельник М.В, Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учеб. / под ред. М.И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. 536 с. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. 2-е изд. стереотип. М.: КНОРУС, 2007. 672 с. Богомолова Е.В. SWOT-анализ: теория и практика применения // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 17 (32). С. 57?60. Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013? 2017 годы: Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 382-па // Приморская газета. № 114 (731). 29.12.2012 Клеева Л.П. SWOT-анализ развития фундаментальной науки в России // Компетентность. 2012. № 2 (93). С.12?14. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 507 с. Любаренко А.В., Цибульский В.Р. Особенности SWOT-анализа при выработке стратегии развития г. Тюмени // Вестник кибернетики. Тюмень: ИПОС СО РАН. 2003. Вып. 2. С. 126?135. Майсак О.С., Майсак Н.В., Сагитова Г.Р. SWOT-анализ как средство совершенствования медицинской организационной среды // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблемы поиска между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. Управление в технических системах. 2013. № 1 (21) С. 151?157 Панасенко С.В. Комплексный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды некоммерческих организаций // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Экономика. 2005. № 2. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник / Приморскстат. Владивосток, 2013. 357 с. Скалон А.В. Малый город: SWOT-анализ проблемного поля // Региональные исследования. 2009. № 6 (26). С. 9?18. Соколова Н.Г. Формирование стратегии муниципального управления розничной торговли: SWOT-анализ // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. 2009. № 3 (141). С. 75?77. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ, 2005. 541 с. Шпак А.С. Муниципальное хозяйство: учеб.-метод. пособие. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. 204 с. References 1. Anikina I. D. Analiz finansovo-investitsionnykh strategiy rossiyskikh kompaniy chernoy metallurgii . Vestnik Volgog- 55 Известия ДВФУ. Экономика и управление. № 4. 2014 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 56 radskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3. Ekonomika. Ekologiya = Bulletin of Volgograd State University. Series 3. Economics. Ecology] 2011, no. 2 (19), pp. 133?139. Bakanov M. I., Melnik M.V., Sheremet A.D. Teoriya ekonomicheskogo analiza , 5th ed., rev. and add. Moscow, Finances and Statistics., 2005. 536 p. Belyaev V.I. Marketing: osnovy teorii i praktiki . Moscow, KNORUS Publ., 2007. 672 p. Bogomolova Ye.V. SWOT-analiz: teoriya i praktika primeneniya . Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2004, no. 17 (32), pp. 57?60. State program of Primorsky region «Economic development and innovative economy of Primorsky region» for 2013?2017: Resolution of the Primorsky region Administration from 07.12.2012 № 382-pas. Primorsky newspaper, nо. 114 (731), of 29.12.2012. Kleeva L.P. SWOT-analiz razvitiya fundamentalnoy nauki v Rossii . Kompetentnost = Competence, 2012, no. 2 (93), pp. 12?14. Litvak B.G. Strategic Management: a textbook for undergraduate. Moscow, Yurayt Publ., 2014. 507 p. Lyubanenko A.V., Tsibulskiy V.R. Osobennosti SWOT-analiza pri vybore strategii razvitiya g. Tyumeni . Vestnik kibernetiki = Bulletin of Cybernetics, 2003, no. 2, pp. 126?135. Maysak O.S., Maysak N.V., Sagitova G.R. SWOT-analiz kak sredstvo sovershenstvovaniya meditsinskoy organizatsionnoy sredy . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2011, no. 6. Maysak O.S. SWOT-analiz: The difficulty of searching for links between factors // PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii = CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies, 2013, 1 (21) Panasenko S.V. Kompleksnyy analiz strategicheskikh faktorov vneshney i vnutrenney sredy nekommercheskikh organizatsiy . Sbornik nauchnykh trudov SevKav GTU. Ekonomika = Proceedings of North Caucasus State Technical University. Economics, 2005, no. 2. Primorsky region. Socio-economic indicators: Statistical Yearbook /Primorskstat, Vladivostok, 2013. 357 p. Skalon A.V. Malyy gorod: SWOT-analiz problemnogo polya . Regionalnye issledovaniya = Regional Researches, 2009, no. 6 (26), pp. 9?18. Sokolova N.G. Formirovanie strategii munitsipalnogo upravleniya sistemoy roznichnoy torgovli: SWOT-analiz . Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Bulle- Региональная экономика 15. 16. tin of Chelyabinsk State University. Economics, 2009, no. 3 (141), pp. 75?77. Flyaysher K., Bensussan B. Strategicheskiy i konkurentnyy analiz. Metody i sredstva konkurentnogo analiza v biznese . Moscow, BINOM Publ., 2005. 541 p. Shpak A.S. Municipal economy. Vladivostok: TSUE Publ., 2010. 204 Шпак А.С., 2014 57

SWOT-анализ инвестиционной привлекательности проводился на основе нескольких факторов, которые важны для инвесторов при выборе территории. Факторы, используемые при данном анализе, определены комитетом РСПП по международному сотрудничеству, международным советом по сотрудничеству и инвестициям при РСПП, компанией KPMG в рамках исследования «Анализ регионального инвестиционного климата с точки зрения иностранных инвесторов». Исследование состояло в проведении и анализе экспертных интервью крупнейших инвесторов, работающих в различных регионах Российской Федерации, анализа встреч с представителями администрации регионов. Данная методика была актуализирована экспертами фонда «Центр стратегических разработок» и KeyPartner таким образом, чтобы можно было проводить сравнительный анализ инвестиционного климата регионов.

Факторы инвестиционного климата разделяются на две группы: «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» факторы – это те факторы, которые являются частью существующей среды и не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе (активы, ресурсы); возможность оказывать на них влияние весьма ограничена», «Мягкие» факторы – это факторы создания и управления представлениями инвесторов о регионе, эффективности процессов, внутренние возможности представителей соответствующих государственных организаций, законодательство и т.д.».

Сильные стороны

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

-

Природные ресурсы

Наиболее значимая на сегодняшний день сильная сторона инвестиционной привлекательности Камчатского края.

1. Биологические ресурсы: крупнейшие в мире популяции ценных лососевых рыб, большие промысловые запасы минтая и других высоко востребованных видов аквакультуры.

2. Туристические: уникальные в масштабах континента объекты показа –действующий вулканизм. Уникальные в масштабах Российской Федерации возможности организации сафари, орнитологических и рыболовных туров. Уникальные возможности горнолыжного туризма, в первую очередь фри-райда. Эти уникальные ресурсы уже сформировали узнаваемый туристический бренд Камчатки в Российской Федерации и в мире.

3. Минеральные: значительные запасы драгоценных металлов, запасы природного газа на шельфе.

4. Гидроэнергетические и геотермальные: перспективы снижения тарифов на электроэнергию и потенциал для привлечения инвестиций в энергоемкие видов деятельности.

5. Подземные воды: значительные доступные запасы, позволяющие инвесторам организовывать автономное водоснабжение на большинстве территорий Камчатки.

6. Местные топливные ресурсы: перспективы сокращения северного завоза мазута и угля.

7. Наличие значительных по площади и биосферной значимости ООПТ.

Рынок труда

-

Объем внутреннего рынка

-
-

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

1. Сложившиеся традиции в отдельных отраслях экономики, прежде всего в рыбопромышленном комплексе и в геотермальной энергетике.

2. Сложившиеся научные школы в рыболовстве и геологии.

Наличие многочисленных баз отдыха в окрестностях Петропавловска, в том числе с термальными источниками, что улучшает возможности досуга инвесторов и работников вновь создаваемых предприятий.

Заинтересованность администрации региона в привлечении прямых иностранных инвестиций

Позиционирование Камчатского края как первого региона в азиатской Российской Федерации, внедряющего стандарт АСИ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

-

1. Наличие системы индивидуального сопровождения инвестиционных проектов.

2. Наличие фонда поддержки предпринимательства.

3. Наличие инфраструктурно подготовленных площадок на месте оставленных военных поселений (в настоящее время является потенциальной сильной стороной – эти площадки не позиционируются как территории для размещения объектов инвесторов).

1. Наличие системы законодательных актов о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.

2. Наличие закона о государственно-частном партнерстве.

-

Слабые стороны

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

1. Фактически островное положение Камчатки – разорванность сухопутных транспортных связей с материком.

Природные ресурсы

1. Биологические ресурсы: низкие температуры воды препятствуют товарному производству моллюсков.

2. Туристические: отсутствие сухопутного доступа к ключевым объектам показа, сложные погодные условия – нестабильный авиационный доступ, высокая сейсмичность – возможность утраты ценных памятников природы в случае катастрофических землетрясений. Короткий туристический сезон.

3. Минеральные: тяжелые климатические и горно-геологические условия разработки большинства видов минерального сырья, экологические ограничения развития горнодобывающей промышленности и территориальные «конфликты» с другими видами природных ресурсов – биологическими и туристическими.

4. Неблагоприятные агроклиматические условия – короткий период вегетации и высокая повторяемость неблагоприятных погодных явлений.

Рынок труда

1. Узость рынка труда: сравнительно небольшое количество экономически активного населения.

2. Сравнительно высокие заработные платы населения за счет северных надбавок + длительный северный отпуск и другие затраты, которые ложатся на работодателя в связи с северными условиями.

3. Сложившиеся традиционные уклады труда в рыбном промысле снижают мотивацию населения к системному труду.

4. Высокие теневые доходы в рыбном промысле ограничивают конкурентоспособность предприятий в других отраслях экономики как работодателей.

Объем внутреннего рынка

1. Низкий объем и изолированность всех рынков: потребительского, промышленного, инновационного.

Транспортная и энергетическая инфраструктура

1. Высокие тарифы на электроэнергию, особенно в изолированных энергоузлах.

2. «Запертые» энергетические мощности и дефицит регулирующих мощностей.

3. Низкая пропускная способность пассажирского терминала аэропорта Елизово.

4. Критическое состояние инфраструктуры многих региональных аэропортов

5. Незавершенная опорная сеть автомобильных дорог, отсутствие круглогодичного сухопутного доступа в большинство районов края. Низкая безопасность дорожного движения из-за состояния дорог и погодных условий.

6. Отсутствие оборудованных портов на западном побережье Камчатки, проблемы с погрузкой-разгрузкой и ограничения по водоизмещению судов на входе в реки. Необходимость дноуглубительных работ в устьях рек.

7. Недостаточная глубина Авачинской бухты для захода крупнотоннажных, в том числе круизных, судов.

8. Высочайшая цена на высокоскоростной доступ в интернет, отсутствие оптико-волоконной связи.

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

1. Высокая смертность населения в трудоспособном возрасте как индикатор неблагоприятного состояния здоровья.

2. Низкая социальная удовлетворенность жителей региона, которая выражается в продолжающемся миграционном оттоке.

Развитие гостиничной инфраструктуры

Несоответствие существующего гостиничного фонда в Петропавловске современным стандартам международных гостиничных операторов.
Низкая частота упоминания привлечения «внешних» инвестиций как стратегического приоритета со стороны первых лиц региона.

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

Фактически отсутствие опыта реализации крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов.

Качество инвестиционного предложения

1. Отсутствие юридически и инфраструктурно подготовленных площадок для размещения объектов инвесторов: индустриальных парков, технопарков, центра коллективного пользования.

2. Отсутствие специальной организации, осуществляющей привлечение инвесторов и маркетинг региона.

3. Отсутствие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

4. Существующая программа по улучшению инвестиционного климата не обеспечена возможностью расходования бюджетных средств на ее реализацию.

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

1. Отсутствие инвестиционной декларации.

2. Отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия в сфере взаимодействия с инвесторами.

3. Отсутствие единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Высокий уровень дотационности бюджета края препятствует расширению финансовой поддержки инвестиционной деятельности за счет региональных средств.

Возможности

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

1. Сравнительная близость к самым крупным и динамичным рынкам стран АТР.

2. Ключевое положение как стартового (конечного) порта Северного морского пути.

Природные ресурсы

Значительные биологические ресурсы окружающих Камчатку морей.

Рынок труда

-

Объем внутреннего рынка

-

Транспортная и энергетическая инфраструктура

Возможное развитие Северного морского пути как транзитного коридора позволит повысить инвестиционную привлекательность петропавловского порта и других транспортных проектов на территории Камчатки.

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

-

Развитие гостиничной инфраструктуры

Возможность привлечения крупных азиатских и американских гостиничных сетей на территорию Камчатского края.

Заинтересованность администрации в ПИИ

Высокий декларируемый уровень приоритетности привлечения инвестиций в развитие регионов Дальнего Востока со стороны Президента и Федерального правительства. Возможность позиционирования Камчатки как площадки для привлечения иностранных инвестиций – приоритетной на федеральном уровне.

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

-

Качество инвестиционного предложения

1. Особое внимание к региону со стороны руководства страны определяет возможность создания особой экономической зоны в двух сценариях

· создание ОЭЗ на всей территории края;

· создание ОЭЗ портового типа.

Это позволит привлечь на территорию края инвестиции в развитие инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

2. Возможность приоритетного по отношению к регионам европейской части России, Сибири и Урала привлечения финансовых ресурсов Внешэкономбанка для реализации инвестиционных проектов (через Фонд развития Дальнего Востока).

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

1. Возможность принятия федерального закона о ГЧП позволит гарантировать инвесторам возвратность вложенных средств в периоде, превышающем горизонты бюджетирования (3 года), что создаст предпосылки для роста инвестиций в проекты развития публичной инфраструктуры.

2. Отдельные аспекты предполагаемого федерального закона о рыболовстве и аквакультуре («рыба на берег») могут создать с 2018 года существенные стимулы для развития береговой переработки рыбы.

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Возможность использования ФЦП по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона для реализации инфраструктурных проектов, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Угрозы

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

Физическая удаленность от Москвы осложняет взаимодействие инвесторов с федеральными министерствами, в том числе по получению федеральной поддержки реализации инвестиционных проектов.

Природные ресурсы

Угроза избыточного воздействия иностранных компаний на биологические ресурсы морей, окружающих Камчатку.

Рынок труда

Если другие регионы ДФО, обладающие лучшими по отношению к Камчатке жесткими факторами инвестиционной привлекательности, такие так Приморский и Хабаровский край начнут активную работу по совершенствованию инвестиционного климата и привлечению инвестиций, то возможно усиление оттока трудоспособного населения из Камчатского края.

Объем внутреннего рынка

-

Транспортная и энергетическая инфраструктура

-

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

-

Развитие гостиничной инфраструктуры

-

Заинтересованность администрации региона в ПИИ

-

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

Негативное восприятие иностранными инвесторами опыта реализации совместного проекта на Сахалине может проецироваться на другие регионы Дальнего Востока, в том числе, на Камчатку.

Качество инвестиционного предложения

Недостаточно высокий уровень приоритетности привлечения инвестиций со стороны территориальных органов налоговой и таможенной служб на Камчатке

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

Отдельные аспекты предполагаемого закона о рыболовстве и развитии аквакультуры («квоты под киль») могут ограничить возможности модернизации рыболовецкого флота.

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Дальнейшее наращивание необеспеченных целевыми трансфертами бюджетных расходов регионов.

Уважаемый Николай Александрович !

На Ваш запрос направляем предложения городского округа ЗАТО Большой Камень в проект Программы социально-экономического развития Приморского края .

Приложение: на 19 листах,1 экземпляр

И. о. главы администрации городского округа подпись

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ К ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА ГОДЫ

1 . Программные цели, показатели их достижения, стратегические направления и задачи развития городского округа ЗАТО Большой Камень (далее – городского округа).

1.1. Анализ стратегических ресурсов и ключевых проблем городского округа, позволяет оценить, какие объективные возможности развития есть у территории в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Исходя из этого, декларируются две стратегические цели , которые становятся основой концепции развития города.

Цель 1 – сохранение и развитие городского сообщества через создание комфортной городской среды.

Цель 2. Возвращение городу статуса образцового и престижного для жизни города Дальнего Востока через наращивание его конкурентных преимуществ

Первая цель развития Большого Камня предназначает важность и качество города для его собственных жителей. Вторая цель определяет назначение города для региона и России в целом. Первая цель является первостепенной , поскольку конечной целью развития территории является благополучие и всесторонняя самореализация её жителей. Но без достижения второй цели невозможно достижение первой. Город не может стать «образцовым», не обеспечив внутреннего комфорта. Но и обеспечить городскую среду высокого качества невозможно без стратегического выбора города, которым, по сути, является вторая цель.

Для развития городского округа выбран интегральный сценарий, который позволяет в долгосрочной перспективе обеспечить высокое качество городской среды (Цель 1) и полностью соответствует второй цели, поскольку даже само название сценария сориентировано под формулировку Цели 2

1.2. Стратегические направления развития городского округа.

1.2.1. Развитие высокотехнологичного гражданского судостроения.

1.2.2. Развитие образования. Молодежная политика.

1.2.3. Благоустройство городской среды.

1.2.4. Развитие коммуникационной среды, обеспечивающей контакт городского сообщества, бизнеса и управленческих структур.

1.2.5. Модернизация городской жилищной и коммунальной инфраструктуры.

1.2.6. Обеспечение высоких социальных стандартов жизни.

1.2.7. Маркетинг города.

В настоящее время главным ресурсом, необходимым для достижения поставленных целей становятся инвестиции и квалифицированные специалисты для всех отраслей экономики, социальной сферы и управления.

Исходя из этого, главной проблемой становится их дефицит, главным приоритетом и задачей развития муниципального образования - повышение инвестиционной привлекательности.

Все мероприятия, как организационные, нормативно-правовые, информационные, так и инвестиционные должны быть направлены на повышения привлекательности городского округа для инвестирования и проживания. А это возможно только обеспечив устойчивое развитие муниципального образования

2. Анализ текущей экономической и социальной ситуации городского округа, SWOT-анализ

21.1. Экономика городского округа в 2011 году сохранила положительную динамику и выросла относительно 2010 года на 3% , что соответствует прогнозным ожиданиям. Однако этих темпов недостаточно для ее устойчивого восстановительного роста, обеспечивающего поступательное развитие города в посткризисный период.

Основные

позитивные тенденции 2011 года

(относительно 2010 года)

Рост положительного сальдо миграции в 7,5 разе

Прирост объемов выпуска продукции на 3%.

Прирост объемов потребительских услуг на 3,6 %.

Сокращение уровня официальной безработицы – на 17,8%.

Прирост численности населения – на 0,2%

Рост уровня рождаемости – на 9,2%

Сокращение уровня младенческой смертности в 4,7 раза.

· Положение в южной части Приморья с наиболее благоприятными во всей Тихоокеанской России природно-климатическими ресурсами.

· Близость к г. Владивостоку.

· Наличие веток железной дороги, обеспечивающих выход к Транссибирской магистрали.

· Доступность рекреационных ресурсов: живописные прибрежные ландшафты, места для пляжного отдыха, походов в сопки и т. п.

Человеческий потенциал

· Относительно невысокая депопуляция в последние годы, прирост численности населения.

· Общий высокий образовательный, культурный уровень и креативный потенциал части населения.

· Компактность территории города.

· Наличие резервных территорий и акваторий .

· Системная планировка центральной части города.

Ø Возможность наладить паромную и скоростную автомобильную транспортную связь с г. Владивостоком так, чтобы по критерию транспортной доступности г. Большой Камень мог войти в агломерацию г. Владивостока.

Ø Расположение в «межмагистральной» зоне Владивостока и Находки, благоприятствующей для развития рекреации.

Ø Возможность использования приморских углей в целях снижения себестоимости теплоснабжения .

Ø Возможность газификации городского округа.

Ø Модернизация существующей экономии-ческой базы в направлении повышения ее инновационности и рыночной ориентированности, на стыке возможностей существующих предприятий и учебной базы города, с учетом традиций производства наукоемкой продукции, генерации и адаптации инноваций.

Ø Улучшение городской среды за счет более эффективного использования территории (особенно в центре города), улучшения архитектурного облика, эффективного использования городского ландшафта, благоустройства, превращение «городской среды» в один факторов привлекательности города.

Ø Постепенное сглаживание отрицательных демографических тенденций (таких как старение населения, качественный дисбаланс миграционного потока).

Ø Развитие местного сообщества как основы для проявления инициативы, энергии. Основная целевая аудитория – молодежь города.

Ø Наращивание сферы услуг в городе, как ниши для создания рабочих мест, с одной стороны, и диверсификации экономической базы, с другой стороны.

Ø Стимулирование кооперации малого и среднего бизнеса с крупным и стимулирование привлечения малого предпринимательства к предоставлению бюджетных услуг.

Ø Повышение качества и роли общественного транспорта в пассажирских перевозках как альтернативы личному автомобильному транспорту. Задача – сохранение и усиление рекреационных и туристических ресурсов города.

Ø Акцент на рост качества благоустройства города и повышение через это качества жизни горожан.

Ø Использование потенциала свободных и неэффективно используемых территрий.

Ø Использование привлекательных сторон городского ландшафта в градостроительной политике.

Ø Улучшение имиджа города в рамках системного маркетинга города. Повышение на этой основе привлекательности города – как для собственных жителей, так и для приезжих, инвесторов, туристов.

2.1.2. Слабые стороны – угрозы

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

УГРОЗЫ

Географическое положение

§ Ограниченная доступность Владивостока: 1,5 часа являются критическим временным барьером для интеграции малого города в агломерацию.

§ Отсутствие полноценного и регулярного железнодорожного сообщения.

§ Расположение города в стороне от транзитных путей, проходящих между крупнейшими городами Приморья.

Городское сообщество

§ Отток молодых, наиболее творческих и трудоспособных возрастов.

§ Городские канализационные очистные загрязняют акватории бухт Уссурийского залива, не выполняя весь технологический цикл очистки сточных вод .

§ Недостаточное количество жилых помещений для граждан, состоящих на учете нуждающихся, в том числе для малоимущих граждан. Срок ожидания квартир – от 6 до 20 лет. Более 7,5% процентов многоквартирных жилых домов относятся к ветхому и аварийному.

§ Недостаточная обеспеченность детей в возрасте от 1,5 до 6 лет местами в детских дошкольных учреждениях. Срок ожидания-1,5-2 года

§ Единовременная пропускная способность объектов физической культуры и спорта составляет лишь16,9% от норматива.

§ Не развита культурно-познавательная составляющая городской среды (не выделены или не обустроены ключевые точки городского ландшафта; слабо развита система информирования об историко-культурном наследии и потенциале города).

§ Муниципальные коммунальное и дорожное хозяйство города не готовы к обеспечению деятельность вновь создаваемых мощностей судостроения и их инфраструктуры

ü «Старение» структуры демографиического состава населения.

ü Ухудшение качества человеческого потенциала.

ü Потеря рекреационного потенциала при его недооценке и пренебрежи-тельном использовании и отсутствии радикальных мер по благоустройству

ü Значительное ухудшение экологической ситуации при усилении промышленной функции города.

ü Ухудшение «качества» состава населения при усилении промышленной функции города.

ü Рост преступности и потеря контроля за ней, что критически опасно для города со стратегическими объектами государственного значения.

ü Рост социальной сегрегации населения (рост отрыва богатых от бедных) и социального неравенства.

ü Потеря темпов экономичес-кого роста вследствие консервации неэффек-тивных секторов экономичес-кой базы.

ü Отставание от городов-конкурентов по многим социально-экономическим позициям.

ü Угроза потери статуса (даже неформального), превраще-ние в заурядное муниципальное образование, потеря позитивных сторон сложившегося имиджа (образование, чистое море, красивый город и т. д.).

ü Потеря ресурса городского патриотизма, как результат – роста преступности, сниже-ние социальной активности, радикализация политической жизни в городе.

2.2. SWOT-анализ: статус закрытого административно - территориального образования для Большого Камня

Преимущества сохранения статуса ЗАТО

Проблемы города, связанные с сохранением статуса ЗАТО

o Дополнительные государственные финансовые средства, получаемые городом на поддержание и развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

o Гарантии более высокого уровня безопасности городской среды, благодаря ограниченному доступу в город. Возможности лучшего контроля за противоправными действиями, вероятность за счет этого пониженного уровня преступности. Возможности обеспечения более высокого уровня безопасности на стратегических градообразующих предприятиях.

o Сохранение и стимулирование относительно замкнутого городского сообщества, что может стимулировать местный патриотизм, более плотную и качественную внутреннюю информа-ционную среду, сплоченность горожан вокруг решения городских проблем.

ü Сдерживание миграции, ограничение города в привлечении потенциальных жителей, необходимых местному рынку труда.

ü Формирование социально-экономической политики города за его пределами – в федеральных ведомствах , «профильных» для городских округов - ЗАТО и градообразующих предприятий. Финансовая зависимость города от внешних центров принятия решений.

ü Ограничения города в привлечении внешних инвесторов. «Входные» барьеры для бизнеса – существенный риск городского инвестиционного климата.

ü Риск роста культурной и информационной изоляции города от внешних событий.

ü Стихийно складывающийся, но уже явственно прослеживающийся в Приморье негативный - «радиоактивный» имидж Большого Камня

3. Выбор проблем для решения программно-целевым методом

Исходя из приведенного SWOT-анализа анализа к первоочередной, требующей программно-целевого метода решения, следует отнести проблему недостаточной инвестиционной привлекательности городского округа.

4) размещение электронной версии паспорта на сайте города;

5) проведение информационной компании по продвижению инвестиционной привлекательности городского округа.

4.3. Мониторинг и оценка результативности инвестиционной политики:

1) проведение маркетинговых исследований существующего имиджа городского округа с точки зрения его инвестиционного климата среди потенциальных инвесторов в городском бизнес-сообществе;

2) анализ инвестиционных ресурсов и рисков в городском округе;

3) организация системы мониторинга и оценки инвестиционной политики;

4) оценка результативности инвестиционных проектов.

4.4. Административная и финансовая поддержка инвестиционных проектов

1) осуществление полного комплекса работ компетенции городского округа, связанных с землеотводом и оформлением земельных участков . Правовое зонирование городского округа. Совершенствование этих процедур и механизмов: повышение качества выходных документов, снижение административной нагрузки на заявителей, сокращение сроков согласований и проверок;

2) использование форм муниципально - частного партнерства в реализации социально значимых проектов (аренда, концессия);

3) заключение соглашений о совместной инвестиционной деятельности и поддержке;

4) информационно-консультационная деятельность по предоставлению инвестору требуемой информации об условиях, возможностях перспективах инвестирования в городском округе:

Осуществление регулярных консультаций с представителями городского бизнес – сообщества по всем ключевым вопросам социально-экономического развития городского округа;

Организация конкурсов и проведение публичных слушаний .

5 Целевые индикаторы программных мероприятий и показатели их экономической и бюджетной эффективности .

5.1. Критерии успешности инвестиционной политики администрации

городского округа

Показатель

Единица измерения

Целевой показатель к концу 2017 г.

Прирост числа рабочих месс на городском рынке труда

Рост 40% к уровню 11 года

Соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума

Рост 50% к уровню 2011 г.

Приморского края

Дальнего Востока

В первой двадцатке

Доля инвесторов, работающих в городском округе, оценивающий инвестиционный климат в городском округе как благоприятный

Бюджетная обеспеченность (без МБТ)

Руб./ чел (в ценах 2011 года)

Рост 25% к уровню 2011 года

Прирост числа позитивных упоминаний о ЗАТО Большой Камень в центральных и региональных СМИ

2% ежегодно

Темп роста объема платных услуг населению в сопоставимом измерении

% к 2011 году

Не менее 150

Доля занятых в сфере услуг от общего числа занятых в экономике

Удельный вес протяженности автомобильных муниципальных дорог, соответствующих нормативным требованиям по обобщенным транспортно-эксплуатационным показателям

6. Предложения по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата.

Для улучшения инвестиционного климата в городском округе будет принята Концепция реализации инвестиционной политики на период до 2025 года.

Целью инвестиционной политики станет обеспечение качественной городской среды, комфортной для жизни и ведения хозяйственно-экономической деятельности и развитие многофункциональной экономической базы городского округа с широким спектром качественных услуг.

6.1. Цель будет достигнута посредством решения следующих задач:

Диверсификация экономики, формирование сферы услуг широкого спектра,

Создание благоприятного инвестиционного климата,

Модернизация жилищно-коммунальной и инженерной инфраструктур городского округа,

Обеспечение населения качественным и доступным жильем,

Мобилизация инвестиционных ресурсов города и обеспечение их эффективного использования путем формирования инвестиционной программы для реализации приоритетных и социально-значимых направлений развития,

Обеспечение прозрачных и равных для всех экономических субъектов условий реализации инвестиционных проектов, снижение административных барьеров для инвесторов,

Продвижение инвестиционных проектов, программ предприятий городского округа на российский рынки инвестиционных проектов,

Содействие предприятиям городского округа в привлечении частных инвестиций.

6.2. Принципы и приоритеты инвестиционной политики городского округа:

6.2.1. Основополагающие принципы

1. Установление и законодательное закрепление четких «правил игры» на рынке инвестиций в пределах городского округа с учетов приоритетов городской политики и стратегических интересов городского округа.

2.Ориентация на создание привлекательной инвестиционной среды, эффективнее использование бюджетных средств, направляемых в инвестиционные программы.

3. «Отраслевое равноправие» в доступе к инвестиционным ресурсам городского округа.

4. Соответствие основных целей, направлений и приоритетов инвестиционной деятельности интересам населения.

5. Соблюдение принципа равноправного доступа инвесторов (как внутренних, так и внешних) к инвестиционным ресурсам городского округа, конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы городского округа и участия в краевых инвестиционных конкурсах.

6. Оказание должного внимания небольшим проектам, обеспечивающим малые производственные объемы и небольшое число рабочих мест.

7. Открытость информации для всех инвесторов.

6.2.2. Приоритеты в сотрудничестве с хозяйствующими субъектами и критерии приоритетности инвестиционных проектов для городского округа.

1. «Отраслевые приоритеты :

1) развитие полноценной городской среды посредством реализации следующих проектов:

Модернизация жилищной и коммунальной инфраструктуры городского округа,

Жилищное строительство,

Благоустройство городской среды,

Улучшение состояния окружающей среды,

Модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи.

2) стимулирование притока инвестиций в городской округ, направленных в развитие «третичного сектора» экономики городского округа – сферу услуг.

2. Экономические приоритеты

Поддержкой будут пользоваться хозяйствующие субъекты, которые в своей деятельности смогут удовлетворять большинству из следующих критериев:

Сохранение существующих и создание новых высокооплачиваемых рабочих мест,

Привлечение и развитие молодых кадров, стимулирование их к карьерному и профессиональному росту и творческой самореализации,

Обоснование потребности.

В настоящее время сточные воды поступают на главный канализационный коллектор городского округа и далее – на главную насосную станцию № 8, которая передает стоки на сооружения полной биологической очистки. Однако, главный канализационный коллектор осуществляет сброс стоков лишь частично, так как не построен участок по ул. Лебедева, диаметром 1,2 м, длиной более 1,5 км, который совместно с промежуточными канализационными станциями и трансформаторной подстанцией формирует состав проекта «Строительство 2-й очереди городских канализационных очистных сооружений».

В связи с этим канализационные стоки четырех микрорайонов не попадают в городские канализационные очистные сооружения и загрязняют акватории бухт Уссурийского залива.

Кроме того, без реализации названного проекта не будет решен вопрос с водоотведением инфраструктурных объектов планируемой к строительству верфи крупнотоннажного судостроения.

Проект «Строительство 2-й очереди городских канализационных очистных сооружений» прошел государственную экспертизу и утвержден в установленном законодательством порядке.

Объем финансовых средств, необходимых для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта в проектной мощности – 73,5 млн. рублей.

Реализация проекта планируется в 2годах.

Проектная мощность – 1200 куб. м в сутки.

Ожидаемый результат - обеспечение очистки сточных вод как от существующих, так и от проектируемых объектов инфраструктуры в полном объеме. Снижение вредных выбросов в водную среду. Обеспечение экологической безопасности городского округа. Расширение возможностей для организации производств, связанных с выращиванием марекультуры. Повышение инвестиционной привлекательности городского округа, как территории, имеющей высокий рекреационный потенциал.

3. Реконструкция ул. Пригородная с искусственным дорожным сооружением (автомобильный мост через р. Сахарная).

Обоснование потребности.

Магистральная двухполосная улица Пригородная, длиной 2,3 километра, являющаяся единственным въездом в город, не соответствует существующим нормам и не обеспечивает нормативную проходимость транспортного потока.

Искусственное дорожное сооружение ул. Пригородная – автомобильный мост через р. Сахарная находится в неудовлетворительном состоянии и подлежит реконструкции с целью увеличения пропускной способности и усиления несущих конструктивных элементов.

Необходимость реконструкции улицы и автомобильного моста возрастает в связи со строительством новых судостроительных производств и их инфраструктуры, увеличением транспортных потоков и численности населения городского округа.

Предварительная стоимость объекта в сумме 467,7 млн. рублей определена на основании государственных сметных нормативов «Укрупненные нормативы цены строительства (НЦС 11).

Планируемый срок строительства - годы.

Ожидаемый результат – повышение качества транспортного обслуживания населения и хозяйствующих субъектов, снятие угрозы разрушения автомобильного моста во время паводков р. Сахарная, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, повышение инвестиционной привлекательности городского округа.

8.2. Городской округ является участником краевой целевой программы «Развитие газоснабжения и газификации Приморского края на годы». Как первичный документ, являющийся основой для разработки проектно-сметной документации и одноименной муниципальной целевой программы администрацией городского округа в 2011 году утверждена Схема газификации городского округа.

Газификация городского округа позволит обеспечить этим ресурсом как существующие так и создаваемые производства судостроительной промышленности, организовать альтернативный источник тепловой энергии, обеспечить газоснабжением районов частной малоэтажной застройки города и сельской местности.

9. Перечень инвестиционных площадок

9.1. Инвестиционные площадки «Гринфилд»

1. Промышленные площадки:

1.1. Территория промышленного района «Вымпел», участок площадью 37 га восточнее котельной № 1. Инженерная и транспортная инфраструктура отсутствуют.

1.2. Участок площадью 5 га, севернее недействующего завода «Красный вымпел». Инженерная и транспортная инфраструктура отсутствуют.

2. Площадки для жилищного строительства.

2.1. Для комплексного освоения для строительства одноквартирных жилых домов в южной части жилого района Южная Лифляндия имеются земельные участки площадью около 24,2 га. Инженерная и транспортная инфраструктура отсутствуют.

2.2. Район Центральный. Земельный участок под строительство многоквартирных жилых комплексов этажностью 9 этажей, 4 комплексов общей площадью 4,56 га в микрорайоне № 6. Магистральные инженерные сети имеются.

9.2. Инвестиционные площадки «Браунфилд»

1. Промрайон Чайкино, ул. Колхозная, 12, недействующие объекты предприятие ЭРА», . Принадлежит частным собственникам. Площадь земельного участка - 10,7 га. Обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой.

2. Промрайон «Вымпел». Недействующий завод «Красный вымпел», здания общей площадью 4 000 кв. м., площадь земельного участка 3,5 га. Обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой. Принадлежит частному собственнику

3. Ул. Приморского Комсомола, 8/1, незавершенное строительством здание телефонной станции площадью 980,4 кв. м., земельный участок площадью 0,46 га. Обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой. Принадлежит частному собственнику

10 Перечень перспективных инвестиционных проектов и интерес частного бизнеса к реализации проекта

1.1. Коммерческие инвестиционные проекты

№ пп

Источник финансирования

Сумма затрат

(млн. руб.)

Интерес для ЧБ

1. Проекты ОА «ДВЗ «Звезда»

«Расширение действующих мощностей Звезда» в обеспечение строительства морских транспортных и специальных судов».

Срок реализации - гг..

Годовая программа производства судов - 6-8 гражданских судов; насыщенные блоки и крупногабаритные секции крупнотоннажных судов и морских технических средств нефтегазодобычи – до 20 тыс. тонн. Количество рабочих мест – 2000

в том числе, 1-я очередь

Срок реализации - гг.

Численность работающих – 1000 человек.

2. Объекты

«Верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда-ДСМЕ».

Тип проекта - новое строительство.

Установленный ФЦП «Экономического и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» срок реализации: годы. Количество создаваемых рабочих мест – 3000.

Срок окупаемости – 10 лет.

Некоммерческий проект

«Учебный центр в ЗАТО Большой Камень». Установленный ФЦП «Экономического и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» срок реализации - годы. Учебная площадь - 6,5 тыс. м2.

Количество обучающихся – 222 человека

Количество создаваемых рабочих мест – 21.

Переобучение работников с целью изучения новых технологий судостроения

Бюджетная эффективность проекта:

– поступления в бюджетную систему РФ в виде НДФЛ, ожидаемая сумма -0,75 млн. руб., в том числе, в местный бюджет -0,23 млн. рублей;

Вклад в социальны фонды – не менее 1,75 млн. руб.

13.1 Основные проекты социальной сферы, предлагаемые к включению в краевую программу социально-экономического развития

№ пп

Наименование инвестиционного проекта

Источник финансирования

Сумма затрат

(млн. руб.)

Инте-рес для ЧБ*

1. Жилищное строительство (многоквартирные жилые дома)

Застройщик администрация городского округа в лице МУК «Служба единого заказчика». Объекты эконом класса

Строительство 60 квартирного жилого дома № 3 по ул. Приморского Комсомола.

Общая площадь3,24 тыс. кв. м

Срок строительства гг.

Включен в ДЦП «Строительство доступного жилья в городском округе ЗАТО Большой Камень на годы».

Представлен для участия в КЦП «Доступное жилье –жителям Приморского края»

Общая площадь 3,0 тыс. кв. м

Срок строительства гг.

Жилой дом № 2 на 48 квартир со встроено-пристроенными магазином

Общая площадь 3,0тыс. кв. м

Срок строительства гг.

Объекты комплексной застройки

Застройщик

Строительство жилого и гостиничного комплекса в микрорайоне «Парковый» для персонала верфи «Звезда-ДСМЕ».

Проект предусматривает введение жилья на 10 тыс. жителей, гостиницы на 1000 мест, общеобразовательных и дошкольных учреждений по 700 мест, поликлинику, магазины, аптеки , учреждения культурного досуга.

Срок реализации проекта - годы

Объекты образования

Строительство детского сада на 140 мест в микрорайоне № 5. Срок реализации проекта – годы

Строительство детского сада на 140 мест в микрорайоне № 6. Срок реализации проекта – годы

Объекты физической культуры и спорта

Реконструкция стадиона муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»

Объект включен в муниципальную ДЦП «Развитие физической культуры и спорта в городском округе ЗАТО Большой Камень на годы» и краевую целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в приморском крае на годы».

Объекты культура

Строительство городского парка культуры и отдыха.

Мощность -500 посещений в сутки

Площадь -44 тыс. кв. м

Примечание:

*принятая аббревиатура:

ЧИ - частные инвестиции, ЧБ – частный бизнес,

ФБ - федеральный бюджет в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалье».

МБ – местный бюджет, КБ – краевой бюджет.

12. Кадровое обеспечение программных мероприятий

12.1 Муниципальная сфера ответственности

12.1.1. Сфера инженерной инфраструктуры:

С вводом в эксплуатацию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (2-я очередь городской котельной и 2-я очередь КОС) будет создано 14 рабочих мест. Специальности – операторы теплотехнического, насосного и электросилового оборудования. Специалисты этого профиля будут готовиться в создаваемом учебном центре.

Реконструкция муниципальных инженерных сетей улучшит их эксплуатационные качества, поэтому не повлечет увеличения численности работающих.

12Сфера социальной инфраструктуры.

1. Дошкольное образование

За период году планируюсь к вводу детские сады суммарной мощностью 980 мест, в том числе, в микрорайоне «Парковый» для работников верфи крупнотоннажного судостроения – на 700 мест. Это потребует привлечения 140 специалистов данного профиля, в том числе для детских дошкольных учреждений, создаваемых в микрорайоне «Парковый», -100 человек.

2.Общее образования (дневное).

Ввод в эксплуатацию общеобразовательной дневной школы на 700 мест потребует привлечения не менее не менее 56 учителей.

3. Физическая культура и спорт

Ввод в эксплуатацию стадиона детско - юношеской спортивной школы потребует привлечения 5 человек тренерского состава.

Рост населения до 50 тыс. человек потребует увеличения численности специалистов тренерско-преподавательского состава до 130 человек (+ 42 специалиста к 2011 году).

4. Культура

Увеличение численности населения до 50 тыс. человек потребует привлечения не менее 40 человек специалистов в области культуры.

12.2. Сфера ответственности ФМБА России.

12.2.1. Здравоохранение

Рост численности населения до 50 тыс. человек потребует привлечения 51 врача, 152 средних медицинских работников для лечебных учреждений, а также 7 старших медсестер для планируемых к строительству детских дошкольных учреждений, 1 фельдшера для школы в микрорайоне «Парковый».

12.3. Сфера ответственности организаций судостроительной отрасли

Ввод в эксплуатацию корпуса общей сборки на 2000 рабочих мест и верфи крупнотоннажного судостроения на 3000 мест потребует привлечения специалистов пяти основных специальностей, связанных с судостроительным производством. Подготовка кадров предусматривается в создаваемом учебном центре.

Возможность укомплектования состава работающих предусматривается, в том числе и за счет резерва незанятого трудоспособного населения городского округа, городов Фокино, Находка, Владивостока, Хабаровска, Комсомольска – на – Амуре, Шкотовского муниципального района при условии организации профессионального обучения и обеспечения жильем части привлекаемого контингента.

14. Влияние программных мероприятий на оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа.

Исполнение как организационных, так и инвестиционных мероприятий программы окажет значительное влияние на величины показателей, характеризующих эффективность деятельности ОМСУ.

1. Организационные мероприятия, связанные с разработкой документов, регламентирующих инвестиционную деятельность, позволят повысить информированность потенциальных инвесторов о достоинствах и недостатках территории, привлекательности и возможных рисках, возникающих при создании новых производств.

Создание многофункционального центра, завершение разработки правоустанавливающих документов, регламентирующих процесс оказания административных услуг, обеспечит их максимальную доступность, улучшение качества и сокращение сроков предоставления конечных документов.

Эти организационные мероприятия повысят инвестиционную привлекательность территории.

2. Строительство муниципального жилья эконом класса будет способствовать закреплению граждан в городском округе, в том числе, малоимущих, а также привлечению специалистов для работы в организациях его социальной сферы.

Строительство жилья для переселения граждан из аварийных и ветхих жилых домов позволит решить проблему обеспечения их благоустроенным жильем на 100%, что также будет способствовать закреплению населения в городе, особенно в трудоспособном возрасте.

Содействие в строительстве коммерческого жилья позволит улучшить ситуацию в сфере «Спрос- предложение» и снизить цены на вторичном рынке жилья, что также будет способствовать закреплению и привлечению специалистов в экономику и социальную сферу городского округа.

За период годы ожидается ввод в эксплуатацию не менее 200 тыс. кв. метров жилья, включая объекты микрорайона «Парковый». В этом случае обеспеченность населения жилыми помещениями составит 26,5 м2 на одного жителя и возрастет к 2011 году на 17%.

3. Строительство детских дошкольных учреждений позволит повысить охват услугами детей данной возрастной группы не менее чем на 10%, а также привлечь в городской округ молодежь, в том числе молодые семьи.

4. Завершение строительства 2-й очереди городской котельной позволит сократить издержки, связанные с приобретением недостающей тепловой энергии от котельной, работающей на мазуте, и снизить расходы, которые несет региональный бюджет на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения, не менее чем на 20%.

5. Ввод в эксплуатацию 2-й очереди городских очистных сооружений позволит улучшить экологическую ситуацию и снизить суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поступающие от предприятия, оказывающего услуги по водоотведению, что повысит производственную и экономическую эффективность его деятельности.

6. Ввод в эксплуатации городского парка культуры и отдыха позволит обеспечить населения данным видом услуг на 100 %.

7. Ввод в эксплуатацию после реконструкции стадиона детско-юношеской спортивной школы позволит повысить охват детей и подростков услугами данного вида дополнительного образования на 10%.

Достойные рабочие места, обеспеченность жильем, качественными услугами организаций социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, экологическая безопасность - это основа хорошего инвестиционного климата, привлекательности территории для постоянного места жительства граждан и вложения инвестиций, что создает предпосылки для развития экономики и устойчивого развития городского округа, а, следовательно, и повышения благосостояния его жителей.

SWOT-анализ Приморского края

1. Географическое положение Приморского края предполагает сильную ориентацию на экономики стран АТЭС. Эти экономики в большой мере являются производственными и опираются в своем развитии на мировой инновационный потенциал.

2. В Приморском крае накоплен значительный научно-образовательный потенциал. Имеется большое количество ВУЗов (как МинОбрНауки, так и отраслевых), сеть научно-исследовательских институтов РАН.

3. Научные организации Приморского края de facto уже вовлечены в инновационный обмен со странами АТЭС. Эти организации постоянно участвуют в инновационных выставках в Китае, создан Инновационный Центр, который позиционируется как Инновационный Центр АТЭС.

4. Научно-исследовательские организации Приморского края участвуют во всероссийских научных сетях и имеют возможность расширения такого участия. Так, научно-исследовательские институты ДВО РАН находятся в системе РАН. Имеется воможность участия в инновационных структурах Томской области и Санкт-Петербурга с дальнейшим выходом на скандинавские и общеевропейские структуры. Это расширяет потенциал инновационной деятельности научных организаций Приморского края.

1. Приморский край может взять на себя роль инновационного терминала России, через который происходит торговля российской интеллектуальной собственностью со странами АТЭС. При нынешнем статусе азиатско-тихоокеанского региона как производительного центра мировой экономики, такой терминал позволит сконцентрировать достаточный ресурс для перехода В«полулегальнойВ» торговли инновациями в этом направлении на более прозрачные и взаимоприемлемые принципы. Вместе с тем, инновационный терминал такого масштаба будет иметь значительный экономический эффект и приведет к созданию множества рабочих мест, как непосредственно в системе структур терминала, так и в большом количестве сопутствующих бизнесов.

2. Возможно построение развитой системы оказания юридических, экспертных, образовательных и финансовых (венчурных) услуг инновационным предприятиям России в отношении такой торговли. Это приведет к значительному усилению защиты отечественных инновационных организаций от недобросовестного партнерства, способствуя в то же время усилению структурного интегрирования Приморья в РФ.

3. Такие же услуги могут оказываться (через создание инновационных сетей и коридоров) и Европейским инновационным организациям. В частности, Приморье может стать буферной зоной для разрешения проблем, связанных с различным пониманием вопросов интеллектуальной собственностиВ в Европе и в странах АТЭС.

4. Симметричные услуги можно оказывать предприятиям стран АТЭС. В частности, весьма востребованной можетВ оказаться услуга по В«расчисткеВ» патентных полей и законным способам обхода патентов.

1. В В настоящее время существует развитая практика В«нелегальнойВ» торговли инновациями с Китаем. Китайская сторона не практикует законных методов передачи интеллектуальной собственности (лицензирование) и пользуется слабостью законодательства РФ, низким уровнем финансирования учебно-научных учреждений и малограмотностью персонала научных учреждений ПК в деле торговли инновациями.

2. Отсутствует понятный политический вектор отношений с Китаем. На федеральном уровне не выдвинуты ясные и четкие геополитические приоритеты, которые В«замещаютсяВ» абстрактными угрозами В«китайской экспансии» Это приводит к тому, что работа с китайскими предприятиями в инновационном поле является бессистемной, что и является одной из причин п.1. Нет прозрачных механизмов работы с технологиями двойного назначения.

3. Администрация ПК, при общем правильном понимании необходимости и путей инновационного развития, структурно не подготовлена к такому развитию. В краевой администрации нет подразделения, которое отвечало бы за все аспекты инновационной деятельности. Не проработаны схемы местного финансирования подобной деятельности. Не принят Закон об инновационной деятельности.

4. Научно-исследовательские организации ПК разобщены, существует значительная конкуренция за скудные ресурсы финансирования. В частности, инновационная деятельность рассматривается не как доходная, но как повод получить дополнительное финансирование из центра. Существующие инновационные организации (Центр ДВО РАН и Центр АТЭС) конкурируют за один и тот же инновационный пул.

5. Мало внимания уделяется инновационной деятельности в научно- исследовательских организациях. В инновационных отделах сотрудники работают либо по совместительству, либо на добровольных началах.

6. Инновационная В«грамотностьВ» сотрудников как инновационных отделов научных организаций, так и в целом таких организаций, оставляет желать лучшего. В частности, в большой мере инновации рассматриваются как основа для малого предпринимательства при научных учреждениях, а не как стратегический бизнес или предмет торговли.

7. Географическая удаленность края от Москвы, в сочетании с вертикальным принципом принятия управленческих решений в РФ приводит к тому, что организации и власти Приморского края ограничены в возможностях лоббирования своих интересов в области инновационного развития. При стоимости одной поездки в Москву порядка 30000 рублей, научно-образовательные организации Приморья В«обреченыВ» на финансирование своих программ в большой мере по В«остаточномуВ» принципу по сравнению с более динамичными коллегами из центральных районов.

1. Неоднозначность принципов построения отношений с Китаем и странами АТЭС может привести к противодействию силовых структур, которые будут рассматривать деятельность инновационного терминала как разновидность промышленного шпионажа. В связи с этим возможно применение как разовых В«карательныхВ» операций, так и системы давления на различные структуры ПК с целью прекращения или В«выхолащиванияВ» деятельности терминала.

Александр Сергеевич Шпак


Аннотация

Рассматривается проблема применения технологии SWOT-анализа для стратегического планирования субъекта Российской Федерации в соответствии с современным состоянием экономики Приморского края и новыми требованиями федерального законодательства. По представленной автором технологии оцениваются, с разбивкой по сторонам SWOT-анализа, факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на функционирование современной инновационной экономики Приморского края. Показаны расчеты ранга факторов, матрица SWOT-анализа, сводная экспертная оценка, проблемное поле в рамках SWOT-матрицы и количественная оценка проблем. Предложены стратегические мероприятия по развитию экономики Приморского края в рамках принятых государственных программ.


Ключевые слова

Формирование социально-экономической стратегии региона; категории объектов SWOT-анализа; факторы внешней и внутренней среды; шкала и критерии оценки; ранг фактора; матрица SWOT-анализа; экспертная оценка; стратегические мероприятия


Литература

Аникина И.Д. Анализ финансово-инвестиционных стратегий российских компаний черной металлургии//Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.3. Экономика. Экология. 2011. № 2 (19). С. 133-139.

Баканов М.И., Мельник М.В, Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учеб./под ред. М.И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. 536 с.

Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. 2-е изд. стереотип. М.: КНОРУС, 2007. 672 с.

Богомолова Е.В. SWOT-анализ: теория и практика применения//Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 17 (32). С. 57-60.

Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 годы: постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 382-па//Приморская газета. № 114 (731). 29.12.2012

Клеева Л.П. SWOT-анализ развития фундаментальной науки в России//Компетентность. 2012. № 2 (93). С.12-14.

Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт. № 2014. 507 с.

Любаренко А.В., Цибульский В.Р. Особенности SWOT-анализа при выработке стратегии развития г. Тюмени//Вестник кибернетики. Тюмень: ИПОС СО РАН. 2003. Вып. 2. С. 126-135.

Майсак О.С., Майсак Н.В., Сагитова Г.Р. SWOT-анализ как средство совершенствования медицинской организационной среды//Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6.

Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблемы поиска между факторами//Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. Управление в технических системах. 2013. № 1 (21) С. 151-157

Панасенко С.В. Комплексный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды некоммерческих организаций//Сборник научных трудов СевКавГТУ. Экономика. 2005. № 2.

Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник/Приморскстат. Владивосток, 2013. 357 с.

Скалон А.В. Малый город: SWOT-анализ проблемного поля//Региональные исследования. 2009. № 6 (26). С. 9-18.

Соколова Н.Г. Формирование стратегии муниципального управления розничной торговли: SWOT-анализ//Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. 2009. № 3 (141). С. 75-77.

Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ, 2005. 541 с.

Шпак А.С. Муниципальное хозяйство: учеб.-метод. пособие. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. 204 с.

1Федеральный закон от 21.06.2014 №172-93//Собрание законодательства РФ. 2014. № 26


(c) 2015 Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление"