10.10.2019

Изобразительные средства. Словарь терминов "изобразительно-выразительные средства языка"


Изобразительно-выразительные средства языка.

Дидактический материал для

Составила Белошапкина Е. В.,

учитель русского языка

МОУ СОШ №3.

г. Боготол

Предисловие

Пособие «Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» предназначено для учителей русского языка и литературы, готовящих учащихся выпускного класса к прохождению аттестации в форме ЕГЭ.

Его назначение – помочь учителю выработать у школьников навыки распознавания изобразительно-выразительных средств языка в тексте, научить ребят видеть их назначение (роль) в художественном произведении.

Данные «Дидактические материалы» могут быть использованы учителями и учащимися на этапе подготовки учащихся к выполнению задания В8, а также при отработке навыков написания сочинения-рассуждения (часть С).

Эти задания, как правило, вызывают у учащихся серьезные затруднения, так как у большинства выпускников довольно слабое представление о наиболее значимых изобразительно-выразительных средствах языка и их роли в тексте, а овладеть навыками использования языковых средств в своей собственной речи невозможно без хорошо отработанного понятийного аппарата.

Сегодня ЕГЭ по русскому языку требует от выпускника умения сформулировать свою точку зрения на ту или иную проблему, а для этого учащийся должен уметь обратиться к предложенному тексту, увидеть эту проблему, раскрыть позицию автора. Обращение к анализу языковых средств помогает раскрыть авторский замысел, сформулировать свой взгляд на проблему.

«Дидактические материалы» содержат перечень наиболее важных языковых средств с подробным разъяснением понятий, знакомят со способами выражения отдельных языковых средств, их ролью в тексте.

Статьи пособия подкреплены примерами.

Специально подобранные по каждому виду тропов и стилистических фигур практические задания могут быть использованы на этапе закрепления изучаемого материала.

Задания тестового характера позволяют проверить уровень усвоения учащимися данной темы.

Материал изложен в доступной форме и может быть использован во время самостоятельной подготовки к экзамену.

Изобразительно- выразительные средства языка.

В различных языковых стилях, особенно в художественной литературе , в публицистике, в разговорной речи, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно - эмоциональные оттенки.

Усиление выразительности речи достигается различными средствами, в первую очередь использованием тропов.

ТРОП - оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются

нам близкими в каком-либо отношении.

ЭПИТЕТ - это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности. Особенно выразительны в функции эпитетов прилагательные и причастия, благодаря присущему им семантическому богатству и разнообразию.

Например, в предложении:

А волны моря с печальным рёвом о камень бились (М. Г.) в роли эпитета выступает прилагательное печальный, дающее определение существительному рёв благодаря употреблению в переносном значении.

Такую же роль играет наречие гордо в предложении: Между тучами и морем гордо реет Буревестник... (М. Г.)

Или существительное воевода в предложении Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (И.)

СРАВНЕНИЕ - это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

«Сравнение - одно из естественнейших и действительнейших средств для описания», - указывал Л. Н. Толстой.

Стилистическая функция сравнения проявляется в художественной выразительности, которую создаёт оно в тексте.

Например, в предложении Дредноут боролся, будто живое существо, ещё более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов (А. Т.) не только сопоставляются дредноут и живое существо, не просто поясняется, как боролся Дредноут, но создаётся художественный образ.

Сравнения выражаются различными способами:

2)формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (Сурк.);

3) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л.); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.);

4)лексически (с помощью слов подобный, похожий и т. П.): Её любовь к сыну была подобна безумию (М. Г.).

Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому-то общему у них признаку, используются сравнения развёрнутые, в которых сопоставляются многие схожие черты:... Чичиков всё ещё стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который всецело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на всё, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: вмиг беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; всё, кажется, при нём, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то.

МЕТАФОРА - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явлений.

Например, в предложении Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (П.) слово весна метафорически употреблено в значении слова «юность».

В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что

сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только то, с чем сравнивается. Подобно сравнению, метафора может быть простой и развёрнутой, построенной на различных ассоциациях по сходству:

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные

громады (М. Г.)

МЕТОНИМИЯ - это слово и ли выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней и внутренней связи между двумя предметами либо явлениями.

Связь эта может быть:

1) между содержимым и содержанием: Я три тарелки съел (Кр.)

3) между действием и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам (П.)

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Не то на серебре - на золоте едал (Гр.)

5) между местом и людьми, находящимися на этом месте: Всё поле охнуло.(П.)

СИНЕКДОХА - это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Обычно в синекдохе употребляется:

3) часть вместо целого: ((Имеете ли вы в чём-нибудь нужду?» - «В крыше для моего семейства» (Герц.);

4) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (М.; вместо солнце);

5) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (Г.; вместо деньги).

ГИПЕРБОЛА - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления :

В сто сорок солнц закат пылал (М.).

ЛИТОТА - это выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явлени я:

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н).

Другое значение литоты - определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного

{ср. неплохо сказано - хорошо сказано): Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова (П).

Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку Главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Г).

ИРОНИЯ - это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:

Отколе, умная, бредёшь ты голова! (Кр.) - обращение к ослу.

АЛЛЕГОРИЯ - это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа .

Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия :

Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (П.);

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость... (П.)

ПЕРИФРАЗ (или ПЕРИФРАЗА ) - это оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:

царь зверей (вместо лев).

Ср. у А. С.Пушкина : творец Макбета (Шекспир),

певец Литвы (Мицкевич),

певец Гяура и Жуана (Байрон)

Стилистические фигуры.

Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические построения - так называемые стилистические (или риторические) фигуры.

К важнейшим стилистическим фигурам относятся:

Анафора (или единоначатие)

Эпифора (или концовка)

Параллелизм

Антитеза

Оксюморон

(греч. «остроумно-глупое»)

Градация

Инверсия

Эллипсис

Умолчание

Риторическое обращение

Риторический вопрос

Многосоюзие

Бессоюзие

АНАФОРА (или ЕДИНОНАЧАТИЕ) - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание .

Например, (лексическая анафора):

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством... (Л.)

Повторяться могут однотипные синтаксические конструкции (синтаксическая анафора):

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей (Св.)

Не сломлюсь, не дрогну, не устану*

Ни крупицы не прощу врагам (Берг.).

ЭПИФОРА (или КОНЦОВКА) - это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений) :

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Г.)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Л.-К.). Примером параллелизма может служить известное стихотворение М. Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий след шумит при звуке ветерка...

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой..

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон...

АНТИТЕЗА - это оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются противоположные понятия:

Где стол был яств, там гроб стоит (Держ.).

Часто антитеза строится на лексических антонимах : Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (посл).

ОКСЮМОРОН - это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое:

горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание;

«Живой труп»(Л. Т.);

«Оптимистическая трагедия» (Вишн.)

ГРАДАЦИЯ - это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже - уменьшающееся) значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже - ослабление) производимого ими впечатления.

Примеры восходящей градации : Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид(Акс);

Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (Ч.).

Пример нисходящей градации:

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам;

Не сломлюсь, не дрогну, не устану

Ни крупицы не отдам врагам (Берг.)..

ИНВЕРСИЯ - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Но не всякий обратный порядок слов является инверсией; о ней можно говорить только тогда, когда при её использовании ставятся стилистические задачи - повышение экспрессивности речи:

С ужасом думала я, к чему всё это ведёт! И с отчаянием признавала власть его над моею душою (П.);

Вывели лошадей. Не понравились они мне (Т.) ;

Ведь он друг был мне (Л. Т.);

Инверсия усиливает смысловую нагрузку членов предложения и переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно - эмоциональный. Руку мне подал на прощанье (Ч.);

Изумительный наш народ (Эр.);

Обеды задавал он отличные (Т.);

Душа к высокому тянется (Пан.).

ЭЛЛИПСИС - это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения:

Мы сёла - в пепел, грады в прах, в мечи - серпы и плуги (Жук.);

Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушка (С.-Щ.);

Офицер из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком (Те.).

Использование эллипсиса придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

УМОЛЧАНИЕ - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться о невысказанном: Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.);

Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать - и пройти мимо (Т.)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому - или чему-либо для усиления выразительности речи:

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!

Я предан вам душой (П.);

О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу! (Н);

"Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер (М.)

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (или слушателя) к тому или иному явлению :

Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.);

Иль над Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (П.)

МНОГОСОЮЗИЕ - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения. Служит для усиления выразительности речи:

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Г.);

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светил, и уходил в бесконечность (Кор.).

То же при повторении союза между частями сложносочинённого предложения:

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселщах, и над ними кричали вороны (Купр.)

БЕССОЮЗИЕ - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями:

отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины:

Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, юшки, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (П.)

Бессоюзное перечисление предметных названий может быть использовано для создания впечатления быстрой смены картин:

Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки , магазины моды, балконы, львы на воротах... (П.)

Функции отдельных изобразительно-выразительных средств языка

Вид тропа

Функции в речи

Подчеркивает наиболее существенный признак предмета или явления. Употребляется с определяемым им словом, усиливая его образность.

Сравнение

Данные языковые средства помогают увидеть

единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях. Сближая такие далекие предметы, они открывают их новые свойства, то, чего мы раньше не знали.

Придают высказыванию эмоциональную окраску

Метафора

Олицетворение

Метонимия

Благодаря метонимии мы видим этот предмет, это действие в его неповторимости.

Синекдоха

Указывает на сходства и различия, связи и отношения между предметами.

В фольклоре часто служат средствами создания образа.

Основывается на контрасте. Раскрывает истинный смысл отношения к герою.

Аллегория

Служит для создания яркого художественного образа.

Перифраз (или перифраза)

Повышает экспрессивность речи.

Виды стилистических фигур

Функции в речи

Анафора (или единоначатие)

Придают стихам напевность, музыкальность.

Эпифора (или концовка)

Параллелизм

Антитеза

Сочетание контрастных по смыслу понятий сильнее оттеняет их значение и делает поэтическую речь более яркой, образной.

С помощью этого средства писатели могут с большей точностью нарисовать картину, передать чувство или мысль, открыть противоречия, которые есть в жизни.

Оксюморон

(греч. «остроумно-глупое»)

Это языковое средство используется для харак-

теристики сложных явлений жизни.

Градация

Инверсия

Повышение экспрессивности речи.

Эллипсис

В произведениях словесности придает речи динамичность, непринужденность, делает похожей на устный разговор:

Умолчание

Помогает передать эмоциональное состояние героя (автора)

Риторическое обращение

Риторическое восклицание

Служат для усиления эмоционально-эстетического восприятия изображаемого.

Риторический вопрос

Служит для привлечения внимания читателя к изображаемому.

Многосоюзие

Служит для усиления выразительности речи.

Бессоюзие

Придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины или для создания впечатления быстрой смены картин:

Задания, позволяющие на практике отработать навыки нахождения и определения функции в речи изобразительно-выразительных средств языка.

Задания к разделу «Тропы»:

I. УКАЖИТЕ ЭПИТЕТЫ И ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ.

1.Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор. (П.)

2.К ним, если приедет какой-нибудь гусь - помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.)

3.На берег большими шагами он смело и прямо идёт, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовёт. (Л.)

4.Словно сам охваченный дрёмой, старик-океан будто притих. (Ст.)

5.Его особенно смутили детские гневные слова Ольги. (М. Г.)

6.Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено. (А. Т.)

7.Снова поднималась страшная с детских лет тень Милославского. (А. Т.)

8.В атаку стальными рядами мы поступью твёрдой идём. (Сурк.)

9.Пусть ветер железного мщенья насильника в бездну сметёт.

10.А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Л.-К.)

II. УКАЖИТЕ СРАВНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМИ СПОСОБАМИ ОНИ ВЫРАЖЕНЫ.

1.Он бежал быстрее, чем лошадь...(П.)

2.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Тютч.)

3.И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в доме.

4. (Стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (Бел.)

5.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (Л.)

6.Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.(Н.)

7.Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н)

8.То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы, (М. Г.)

9.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (Сер.)

10.На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен. (А. Т.)

11.Ребята наши таяли как свечки. (Ф.)

III. УКАЖИТЕ МЕТАФОРЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ, НА ЧЁМ ОСНОВАНО МЕТАФОРИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ.

1.Закатилось солнце русской поэзии (о Пушкине). (Жук.)

2.Горит восток зарёю новой. (П.)

3.Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток(П).

4.Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (П.)

5.Над садами высоко и медленно плавал коршун. (Гонч.)

б. Всё в нём дышало счастливою весёлостью здоровья, дышало молодостью.(Т.)

7.Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришв.)

8.Гуляет ветер, порхает снег. (Бл..)

9.Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. (М.)

10.Тихо дремлет река. (Ее.)

IV . У КАЖИТЕ, НА ЧЁМ ОСНОВАНА МЕТОНИМИЯ .

1. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Кр.)

2. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.(П.)

3. Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. (П).

4. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (П.)

5.Сюда по новым их волнам все флаги в гости будут к нам. (П.)

6. Но тих был наш бивак открытый. (Л.)

7. Плачь, русская земля! Но и гордись. (Н.)

8. Перо его местию дышит. (А. К.Т.)

9. А в двери бушлаты, шинели, тулупы. (М.)

10.Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь. (Ис.)

V. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СИНЕКДОХИ В РАЗЛИЧНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ.

VI. НАЙДИТЕ ПРИМЕРЫ ГИПЕРБОЛЫ В ОПИСАНИИ ДНЕПРА У

Н. В.ГОГОЛЯ («Страшная месть», гл. 10).

VII. НА ПРИМЕРЕ БАСЕН И. А.КРЫЛОВА ПОКАЖИТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЛЕГОРИИ.

VIII. СОСТАВЬТЕ НЕБОЛЬШОЙ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЯ ОДНУ ИЗ ФИГУР ПОВТОРЕНИЯ (параллелизм, анафору или эпифору).

IX. СОСТАВЬТЕ НЕСКОЛЬКО ПЕРИФРАЗ, ЗАМЕНЯЯ ИМИ:

1)фамилии писателей, учёных, общественных деятелей;

2)названия животных;

3)названия растений;

4) географические названия.

Задания к разделу «Стилистические фигуры»:

I. ПОДБЕРИТЕ 10 ПОСЛОВИЦ, ПОСТРОЕННЫХ ПО ПРИНЦИПУ АНТИТЕЗЫ.

II. НАЙДИТЕ ПРИМЕРЫ СПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕРСИИ В РАССКАЗАХ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ.

III. НАЙДИТЕ ПРИМЕРЫ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С.ПУШКИНА, Н. А.НЕКРАСОВА, В. В.МАЯКОВСКОГО.

IV. НАЙДИТЕ СЛУЧАИ МНОГОСОЮЗИЯ И БЕССОЮЗИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБЪЯСНИТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХ И ДРУГИХ ОБОРОТОВ.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

1.Вся комната янтарным блеском

Озарена...

2.Я жил, как деды, по старинке.

З. В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках...

4.Робко месяц смотрит в очи,

Удивлён, что день не минул...

5.Ель рукавом мне тропинку завесила.

6.Вёл мечи на пир обильный.

7.3абил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

8.Мальчик с пальчик.

9.Погиб Поэт! - невольник чести.

10.Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.

1. Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

2. Глаза, как небо голубые.

3. Осторожно ветер

Из калитки вышел.

4. Деревья в зимнем серебре.

5... .Раздирает рот шире Мексиканского залива.

6.... Ты уснёшь, окружён попечением

дорогой и любимой семьи.

7. Заря алая подымается

Разметала кудри золотистые,...

8. Пуще всего береги копейку...

9. Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит.

0. Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

1. Чёрный вечер, белый снег.

Ветер. Ветер....

2. Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь...

3. Твой ум умолк, что море,

Твой дух высок, что горы.

4. Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

5. И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят, и о берег бьют...

6. Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной...

7. Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень...

8. Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам...

9. Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в стране родной?..

lO. He жалею, не зову, не плачу...

1. Ах! Уймись ты, буря!

2. Там жених с невестой ждут,-

Нет попа,

А я и тут.

Там младенца берегут, -

Нет попа,

А я и тут.

3. Всё пролетело далече, мимо.

4.Пришёл, увидел, победил..

5.Ямщик свистнул,

Лошади поскакали.

б. Такова эта книга. Совсем бесхитростная и сложная. Для детей и для взрослых. Книга моего детства… .

7.На окне, серебряном от инея.

За ночь хризантемы расцвели.

8.Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,..

9.Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,...

10. Красноречивое молчание.

1.Лазурь небесная смеётся...

2.В комнате людей - за день не перечесть.

3.Убогая роскошь.

4.Город на Енисее.

5.Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

6.Они вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

7.Слово крошкой в руках улеглось.

8. Бродяга-ветер.

9.Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Ю. Все флаги в гости будут к нам.

Ответы на тесты

Тест № 1. Тест№3.

Эпитет Антитеза

Сравнение Эпифора

Гипербола Параллелизм

Олицетворение Риторическое восклицание

Метафора Многосоюзие

Метонимия Инверсия

Ирония Антитеза

Литота Анафора

Перифраз Риторический вопрос

Метонимия. Градация.

Тест № 2. Тест № 4.

Эпитет Риторическое обращение

Сравнение Эпифора

Олицетворение Эллипсис

Сравнение Градация

Гипербола Параллелизм

Ирония Парцелляция

Метафора Инверсия

Синекдоха Бессоюзие

Аллегория Анафора

Метонимия. Оксюморон

Метафора

Гипербола

Оксюморон

Перифраз

Риторический вопрос

Градация

Сравнение

Антитеза

Метонимия

Таблица-тренажёр*

К разделу «Тропы»

Вид тропа

Определение

Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Сравнение

Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

Метафора

Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явлений.

Метонимия

Слово и ли выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней и внутренней связи между двумя предметами либо явлениями.

Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления.

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.

Определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного

Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

Аллегория

Иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа.

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

Перифраз (или перифраза)

Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

К разделу «Стилистические фигуры»

Виды стилистических фигур

Определение

Анафора (или единоначатие)

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Эпифора (или концовка)

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза

Оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопостав-ляются противоположные понятия:

Оксюморон

(греч. «остроумно-глупое»)

Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противореча-щих друг другу, логически исключающих одно другое.

Градация

Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (уменьшающееся) значение, благодаря чему создаётся нарастание (ослабление) производимого ими впечатления.

Инверсия

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи

Эллипсис

Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения

Умолчание

Риторическое обращение

Стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому - или чему-либо для усиления выразительности речи

Риторический вопрос

Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (или слушателя) к тому или иному явлению:

Многосоюзие

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи:

Бессоюзие

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины

* Данные таблицы могут быть использованы на уроках для закрепления понятий тропов и стилистических фигур. (Возможная форма работы – «Найди свою пару»)

Используемая литература:

Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка

Изобразительно-выразительные средства языка позволяют не только донести информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным. Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без использования особых средств языка.

Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.

Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.

Виды омонимов:

  • омографы – слова пишутся одинаково, меняют смысл в зависимости от поставленного ударения (замОк - зАмок);
  • омофоны – слова при написании отличаются одной или несколькими буквами, но на слух воспринимаются одинаково (плод - плот);
  • омоформы – слова, которые звучат одинаково, но при этом относятся к разным частям речи (лечу в самолете - лечу насморк).

Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.

Синонимы – описывают одно и то же понятие с различных сторон, имеют различную смысловую нагрузку и стилистическую окраску. Без синонимов невозможно построить яркую и образную фразу, речь будет перенасыщена тавтологией.

Виды синонимов:

  • полные – тождественные по смыслу, употребляются в одинаковых ситуациях;
  • семантические (смысловые) – призваны придавать оттенок словам (беседа-разговор);
  • стилистические – имеют одинаковое значение, но при этом относятся к разным стилям речи (палец-перст);
  • семантико-стилистические – имеют различный оттенок значения, относятся к разным стилям речи (сделать – сварганить);
  • контекстные (авторские) – употребляют в употребленном контексте для более красочного и многогранного описания человека или события.

Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.

Тропы – слова в русском языке, которые употребляют в переносном смысле. Они придают речи и произведениям образность, выразительность, призваны передавать эмоции, ярко воссоздавать картину.

Определение тропов

Определение
Аллегория Иносказательные слова и выражения, которые передают суть и основные признаки конкретного образа. Часто используют в баснях.
Гипербола Художественное преувеличение. Позволяет ярко описывать свойства, события, признаки.
Гротеск Прием используют для сатирического описания пороков общества.
Ирония Тропы, которые призваны скрыть истинный смысл выражения путем легкой насмешки.
Литота Противоположность гиперболе – свойства и качества предмета заведомо преуменьшены.
Олицетворение Прием, при котором неодушевленным предметам приписывают качества живых существ.
Оксюморон Соединение в одном предложении несоединимых понятий (мертвые души).
Перифраза Описание предмета. Человека, события без точного указания названия.
Синекдоха Описание целого через часть. Образ человека воссоздают путем описания одежды, внешности.
Сравнение Отличие от метафоры – присутствует и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. В сравнении часто присутствуют союзы – как, будто.
Эпитет Наиболее частое образное определение. Не всегда для эпитетов используют прилагательные.

Метафора – скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают. Бывают краткие и развернутые метафоры. Метафора направлена на внешнее сравнение предметов или явлений.

Метонимия – скрытое сравнение предметов по внутреннему сходству. Это отличает этот троп от метафоры.

Синтаксические средства выразительности

Стилистические (риторические) – фигуры речи призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Название синтаксического построения Описание
Анафора Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.
Эпифора Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.
Параллелизм Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
Эллипсис Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
Градация Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.
Инверсия Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.
Умолчание Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.
Риторическое обращение Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.
Риторический вопрос Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.
Риторическое восклицание Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или слушателя.
Многосоюзие Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.
Бессоюзие Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.
Антитеза Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.

Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.

Изобразительные средства выразительности языка - это художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования: тропы, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста, фигуры.

По центру расположены примеры использования изобразительных средств русского языка.

Лексика

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.

Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков.

(п) «Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль»

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства.

(п) «Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей Вселенной»

Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы, явления, животных, наделение их мыслями речью.

(п) «Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы»

Гипербола – преувеличение.

(п) «Разрывает рот зевота шире Мексиканского залива»

Метонимия – замена прямого названия предмета или явления другим, имеющим причинную связь с первым.

(п) «Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…»

Перифраз – схож с метонимией, часто потребляется в качестве характеристики.

(п) «Киса, мы еще увидим небо в алмазах» (разбогатеем)

Ирония – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.

Аллегория – воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе.

(п) В басне Крылова «Стрекоза» – аллегория легкомыслия.

Литота – преуменьшение.

(п) «…в больших рукавицах, а сам с ноготок!»

Сарказм – разновидность комического, способ проявления авторской позиции в произведении, язвительная насмешка.

(п) « За все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей…отраву поцелуев…

За все, чем я обманут был»

Гротеск – сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.

(п) В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного, в представлении, устроенном Воландом в варьете.

Эпитет – образное определение, которое эмоционально характеризует предмет или явление.

(п) «Рейн лежал перед нами весь серебряный…»

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ.

(п) «жар холодных чисел», «сладкий яд», «Живой труп», «Мертвые души».

Стилистические фигуры

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания, в повышенной эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.

(п) «Да это просто колдовство!»

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

(п) «Какое лето, что за лето?»

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию.

Кольцо строфы –звуковой повтор располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы - строки, строфы и т.д.

(п) «Ласково закрыла мгла»; «Гром небес и пушек гром»

Многосоюзие – такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий худ. речи компактность, динамичность.

Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

Параллелизм – сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность.

Эпифора – повтор слова или сочетания слов. Одинаковые концовки смежных стихотворных строк.

(п) «Деточка, все мы немного лошади!

Каждый из нас по-своему лошадь…»

Анафора – единоначатие, повторение одних и тех созвучий, слов, словосочетаний в начале нескольких стихотворных строк или в прозаической фразе.

(п) «Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку…»

Инверсия – преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придает фразе особую выразительность.

(п) «Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной…»

Градация – использование средств художественной выразительности, последовательно усиливающих или ослабляющих образ.

(п) «Не жалею, не зову, не плачу…»

Антитеза – противопоставление.

(п) «Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…»

Синекдоха – перенесение значения на основе сближения части и целого, использование ед.ч. вместо мн.ч.

(п) «И слышно было до рассвета, как ликовал француз…»

Ассонанс – повторение в стихе однородных гласных звуков,

(п) «ночами без улыбки вырос сын»

Аллитерация – повтора или созвучия гласных

(п) «Где роща ржуща ружей ржет»

Рефрен – точно повторяемые стихи текста (как правило, его последние строки)

Реминисценция – художественном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего).

(п)«Я пережил и многое и многих»

Всё для учебы » Русский язык » Изобразительные средства выразительности: инверсия, аллегория, аллитерация...

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/izobrazitelnye-sredstva-yazyka

Сочинение на лингвистическую тему. Уроки.

Урок 1

Сочинение по тексту 32 (список тем Цыбулько)

Сочинение

Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (125 слов)

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка:

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Необходимо привести аргументы из текста. Для этого возьмите текст, выпишите или подчеркните в нем все фразеологизмы, которые там встретите. Их в тексте довольно много:

Пришел в себя (2)

Обрушился всем телом (7)

Браться за дело, закатав рукава (15)(чаще в словарях встречается слово «засучив»)

Заходя в тупики(16)

Тяжкий грех (21)

Валить с больной головы на здоровую (21) и другие.

Выберите для своего сочинения те фразеологизмы, значение которых можете истолковать. Переписывайте вторую часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего « перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. (Значение фразеологизма вы можете взять во фразеологическом словаре или в Интернете.)

Переписываете третью часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:

В предложении 21 автор использует фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Все. Наши аргументы готовы. Соединяем все части сочинения и получаем новую работу:

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

Урок 2

Нужно написать сочинение, хотя бы чуть-чуть отличающееся от шаблона (того же сочинение).

Сочинение

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто слышу в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор употребляет фразеологизм «тяжкий грех», который я тоже использую в своей речи. У него также есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)

Аргументы по шаблону.

Нужно разнообразить вступление и заключение работы.

Вступление и вывод по смыслу очень похожи.

Поменяем их местами, сохранив только те части, которые

НЕОБХОДИМЫ именно в этом разделе.

ВСТУПЛЕНИЕ

(Жирным шрифтом выделено во вступлении то, что нельзя убирать из шаблона.)

Изменили эту часть, воспользовавшись заключением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы, - повседневные спутники нашей речи.

(Жирным шрифтом выделено в заключении то, что нельзя убирать из шаблона.)

Соберем воедино наше НОВОЕ СОЧИНЕНИЕ:

Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.

Урок № 3

Ваше вступление и заключение не походили на другие?

Можете в книгах о фразеологизмах, в Интернете или в других источниках найти яркие, эмоциональные слова об этой единице языка. Там вы встретите сравнения фразеологизмов с россыпями бриллиантов и с яркими изумрудами на фоне речевой ткани. Несомненно, эти фразы помогут вам самостоятельно написать начало и завершение работы.

2.Этот путь сложнее и проще одновременно. Что от вас хотят услышать разработчики тестов? То, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Попробуем написать свое вступление.

ВСТУПЛЕНИЕ

Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью мамы, бабушки, учителя вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

Просто и доступно написано вступление. Нужно это же сделать с заключением. Перечитаем еще раз цитату, отметим, что из нее мы уже использовали в начале работы? Оказывается, дословно не использовали ничего, кроме выражения «знакомы с детства». Поэтому в заключение мы можем смело взять что-то и из цитаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

Создаем НОВОЕ сочинение.

СОЧИНЕНИЕ

Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года (По сборнику И.П.Цыбулько)

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения ». К. Г. Паустовский

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Б. Н. Головин

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А . А. Зеленецкий

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

А. И. Горшков

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е . В. Джанджакова

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы ». Г. Я. Солганик

Выразительность русской речи. Средства выразительности.

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образуфантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

Когда же берег адаНавек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр

ночной,

О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Нап o леоны.

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

ФИГУРЫ РЕЧИ

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие оттропов, не обязательно выступает в переносном значении. Грамматический аргумент.

Фигура

Значение термина

Пример

Анафора (илиединоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация

(постепенность)- стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость,сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.(Ф. Тютчев.)

Синтаксиче-ский параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей

судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом

Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

ДомеВозле мирного огня. (А.Блок.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Лексический аргумент

Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

контекстные

антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы - именно в контексте они являются противополож-ными. Вне кон-текста эта противо-положность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные

синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы - именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать - хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено - сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Омографы

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский - героический, двойной - двойственный, действенный - действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное - образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону - разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

Голова - арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Профессиона -лизмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман,акварель, мольберт

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

Грамматика, хирургический, оптика

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать...

Просторечная

лексика

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы.

Будет буря - мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия.

Изрядный - отличный, рачительный - заботливый,

чужестранец - иностранец

Заимствованные

Слова, перенесённые из словадругих языков.

Парламент,сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой - лицемерить, бить баклу-ши - бездельничать, на скорую руку - быстро

ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Разговорная.

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Миленький, зайчонок, умишко, детище

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

Грамматический аргумент

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

Что-то воздуху мне мало,

ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)

Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо-вался я!

3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» - и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Средство

Значение термина

Пример

Аллитерация

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

Альтернация

Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Ассонанс

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

Звукопись

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподражание

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

Грамматический аргумент

1. Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со-мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле-нами.

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод-чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол-ных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как ос-нова моей личности. (К. Бальмонт.)

4. Диалогичность изложения.

- Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

- Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

- Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по-казался? Печален, задумчив?

- Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

- С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона-ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе-мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными зна-ками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.Волков бояться – в лес не ходить.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Тесты.

1. Выберите правильный ответ:

1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блокапоследний раз... (Е. Замятин).

а) метафораб) гиперболав) метонимия

2.То стынешь в блеске лунного лака,

То стонешь , облитый пеною ран.

(В. Маяковский)

а) аллитерацияб) ассонансв) анафора

3.В пыли влачусь - и в небесах витаю;

Всем в мире чужд - и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

а) оксюморонб) антонимыв) антитеза

4.Пусть заполнится годами

жизни квота,

стоит

только

вспомнить это диво,

раздирает

рот

зевота

шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

а) гиперболаб) литотав) олицетворение

5. Выберите правильный ответ:

1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).

а) эпитетб) сравнениев) метафора

6.И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизниюв крови. (К. Батюшков)

а) метафораб) олицетворениев) гипербола

7. Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль .

(М. Ю. Лермонтов)

а) антитезаб) оксюморонв) эпитет

8.Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой.

а) анафора б) сравнение в) параллелизм

9. При одном предположении подобного случая вы быдолжны были вырвать с корнем волосы из головы своей ииспустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!

(Ф.М.Достоевский)

а) метонимия б) градацияв) аллегория

10. Выберите правильный ответ:

1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

а) метафораб) метонимия в) олицетворение

11.Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот,

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.

а) гиперболаб) литотав) сравнение

12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).

а) эпитетб) метафорав) оксюморон

Вариант

Ответ