04.03.2020

Мальчики не взяли женю в игру тогда. I. Организационный момент


Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром.

Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур лёгкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась её догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит - место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись - старушка.

Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке всё и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит:

Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растёт у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он всё может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он всё устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить всё, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила её до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала жёлтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками!

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке.

В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки.

Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! - закричала мама из кухни. - Не мою ли самую любимую вазочку?

Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

Мама прибежала из кухни - глядь, а её любимая вазочка как ни в чём не бывало стоит на своём месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала её гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берём.

Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

Значит, не принимаете?

Не принимаем. Уходи!

И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.

Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинёшенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий - в берете, четвёртый - потёртый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой - самый большой.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зелёный лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на неё смотрят и смеются:

Ну и где же твой Северный полюс?

Я там была.

Мы не видели. Докажи!

Смотрите - у меня ещё висит сосулька.

Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками.

Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трёхколёсный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.

«Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки.

Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов ещё не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало. За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трёхколёсные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать ещё громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолётов, дирижаблей, планёров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. - Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь…

Но не тут-то было! Игрушки всё валили и валили…

Уже весь город был завален до самых крыш игрушками.

Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперёд буду умнее. Пошла она на улицу, идёт и думает: «Чего бы мне ещё всё-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило „мишек“. Нет, лучше два кило „прозрачных“. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило „мишек“, полкило „прозрачных“, сто граммов халвы, сто граммов орехов и ещё, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, всё это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела своё лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Витя. А тебя как?

Женя. Давай играть в салки?

Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Балашова Маргарита Валентиновна Учитель начальных классов МБОУ лицей № 4 города Данкова Липецкая область город Данков ул Мичурина д.7/1 balasova 1960@mail .ru

Литературная викторина

В. Катаев «Цветик – семицветик»

1 . «Цветик-семицветик»? 3. Как звали братика Жени? 4. 6. Какие баранки купила Женя? 7. 8. Какие баранки купила Женя себе? 9. Каких птиц любила считать Женя?
10. Кто съел у Жени баранки? 11. Как Женя заблудилась?

12. 16. 18.
19.
20.Что нужно было сделать, чтобы цветок исполнил желания?
2
23. Какой лепесток цветика-семицветика вернул Женю домой с баранками? 24.

25. Что произошло с вазочкой ? 28. 29. 30 .
32 . Сколько белых медведей вышли из-за льдины?
34. 36. 37. 42. О чём подумала Женя, когда потратила 6 лепестков? 43. Почему Женя не потратила седьмой лепесток на трехколесный велосипед?
44.




Ответы к литературной викторине

В. Катаева «Цветик – семицветик»

1 .Как звали главную героиню сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»?(Женя) 2.О ком из её близких говорится в сказке? (О маме, братике) 3. Как звали братика Жени? ( Павлик) 4. За чем послала Женю мама в магазин? (За баранками) 5. Сколько баранок купила Женя? (7) 6. Какие баранки купила Женя? (Две – с тмином, две – с маком, две – с сахаром, одну – маленькую розовую. 7. Для кого Женя купила маленькую розовую баранку? (Для братика) 8. Какие баранки купила Женя себе? (Две с сахаром) 9. Каких птиц любила считать Женя? ( Ворон).
10. Кто съел у Жени баранки? (Собака) 11. Как Женя заблудилась? (Бежала за собакой, собаку не догнала, только сама заблудилась)

12. Кто виноват в том, что Женя заблудилась? (Сама Женя.) 13. Кто утешил Женю, когда она заблудилась? (Старушка). 14.Куда повела старушка Женю?
(В садик) . 15. Что росло у старушки на грядке? (Рос один цветок – цветик-семицветик. 16. На какой цветок был похож цветик-семицветик?
(На ромашку) 17.Сколько лепестков было у цветка, который подарила старушка? (У него было семь лепестков) 18. Какого цвета были лепестки у цветика?
(Жёлтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой)
19. Почему старушка подарила Жене волшебный цветочек?
(Девочка хорошая, хоть и любит зевать по сторонам)
20.Что нужно было сделать, чтобы цветок исполнил желания?( Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать заветные слова)
2 1.Какие слова надо было произнести, чтобы исполнилось желание?
(Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось…
22.Какое желание первым загадала Женя? (Чтобы она оказалась дома с баранками). 23. Какой лепесток цветика-семицветика вернул Женю домой с баранками? (Жёлтый) 24. В какую вазочку захотела поставить цветок девочка? (В самую красивую любимую мамину вазочку). 25. Что произошло с вазочкой ?(Женя её разбила)26. Почему Женя разбила вазочку?
(Считала ворон в окне) 27 .Лепесток, какого цвета помог сделать вазочку целой? (Лепесток красного цвета) 28. Во что играли мальчики во дворе в песочнице?
(В Северный полюс) 29. Почему мальчишки не приняли Женю в свою игру? (Они девчонок в игру не принимают) 30 . На какое желание потратила Женя 3-й лепесток?
(Чтобы оказаться на Северном полюсе) 31. Какая температура была на Северном полюсе?
(100 градусов)
3 2.Сколько белых медведей вышли из-за льдины?
(семь) 33. Какие белые медведи вышли к девочке из-за льдины? (Семь: первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой.) 34. Лепесток, какого цвета помог вернуться Жене с Северного полюса?
(Лепесток зелёного цвета). 35.Что увидела Женя у подружки? (Говорящую куклу) 36. Какие глаза были у Жени, когда она увидела говорящую куклу у подружки?
(Жёлтые, как у козы) 37. Что попросила Женя у цветика-семицветика, чтобы ей позавидовали девочки? (Чтобы все игрушки, какие есть на свете, были её) 38.Какой лепесток выполнил это желание Жени? (Оранжевый лепесток) 39. Где оказались милиционеры, когда по городу бежали куклы и остальные игрушки? (На фонарях) 40 .Где Женя избавилась от кукол?
(На крыше дома) 41. Какое желание исполнил фиолетовый лепесток? (Чтобы все игрушки поскорей убрались обратно в магазины) 42. О чём подумала Женя, когда потратила 6 лепестков?
(Шесть лепестков потратила и никакого удовольствия) 43. Почему Женя не потратила седьмой лепесток на трехколесный велосипед?
(Мальчики отнимут и пожалуй поколотят) 44. Какого мальчика увидела Женя на лавочке у ворот?
(С большими синими глазами, весёлыми, но смирными, сразу видно, что не драчун)

45.Как звали мальчика, с которым Женя захотела познакомиться? (Витя) 46.Почему мальчик не мог играть в салочки? (Он был хромой) 47.На что был потрачен седьмой лепесток? (Чтобы Витя был здоров) 48.В какую игру стали играть Женя и выздоровевший Витя? (В салки) 49. Какого цвета был лепесток, выполнивший последнее желание? (Голубого)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж».

Конспект занятия по художественному чтению, пересказ

по теме: Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» в подготовительной группе.

Место проведения: МБДОУ детский сад «Золотой Ключик».

Дата проведения:27.11.14.

Выполнила студентка:ДО-4

Редько.Е.И.

Преподаватель практики:

Пименова.Е.И.

Воспитатель наставник:

Корендюк.Э.Ю.

Зав.практикой:

Бессалова.Г.Н.

Волгодонск 2014г.

Цель: Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказ­ки, отличие её от рассказа, басни.

Обучающие задачи:

Учить детей понимать особенности характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жеста.

Учить применять в речи образные выражения, сравнения.

Развивающие задачи:

Развивать навыки пересказа литературного текста.

Воспитательные задачи:

Воспитывать добрые чувства.

Материал: иллюстрации к сказкам, приложение сказки»Цветик-семицветик»,цветок(»Цветик-семицветик»),баранки,ваза.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность воспитателя:

Деятельность детей:

Организа-ционный:

Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой. Мы с вами зна­ем сказки народные - русские народные, сказки других стран и народов. А есть и авторские сказки. Вспомните, сказки каких авто­ров мы с вами знаем?

Сказки Ш. Перро «Красная шапочка», братьев Гримм «Бременские музыканты», Ганса Христиана Андерсена «Снеж­ная королева», сказки в стихах Корнея Чуковского, сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» и другие.

Основной

Физкульт-минутка

Сегодня я расскажу вам сказку русского писателя Валентина Катаева. Называется она «Цве­тик-семицветик». Эта сказка была написана 60 лет назад.

Послушай­те ее внимательно, а потом скажете мне, что же в этой сказке ска­зочного, волшебного.

Чтение сказки.

Почему историю «Цветик-семицветик» называют сказкой? Что в ней есть волшебного, сказочного?

Кто главный герой сказки?

Какие черты характера девочки Жени можно назвать поло­жительными, а какие отрицательными?

Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила пер­вый лепесток своего цветка?

А каким было второе желание? Как вы думаете, если бы Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить второй лепесток?

Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?

Хорошо ли она подумала, прежде чем загадать такое желание?

Какое чувство заставило Женю загадать себе все игрушки, которые только есть на свете? Как пишет об этом автор?

Как вы думаете, на какие желания Женя потратила шесть лепестков - на стоящие или на пустячные?

А каким было седьмое желание?

Вспомните, как она его загадала?

Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость, почему его исполнение принесло ей счастье?


Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будешь наклоняться
Влево, вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянемся к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторяйте-ка опять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь бегать, прыгать
проживешь ты много лет.
Словно тянемся к цветочкам.
1,2,3,4,5
Дала нам сказка отдохнуть,
Отдохнули, снова в путь.

Игры –драматизации:

Хотите поиграть?

Предлагаю разным детям разыграть различные фрагменты сказки:

Женя идет с баранками из булочной.

Женя бежит за собакой, злясь на нее за то, что она съела баранки.

Женя достает мамину вазочку и вдруг отвлекается на проле­тающих ворон. Вазочка упала и разбилась. Какие чувства испытыва­ет девочка?

Женя хочет играть с мальчиками, но ее не принимают в игру. Представьте себя на ее месте и попробуйте изобразить ее чувства.

Женя на Северном полюсе.

Женя видит девочек и их игрушки. Вспомните, как автор опи­сывает эту сцену, и попробуйте изобразить Женю.

Разговор Жени и Вити. Последнее желание.

Девочка Женя.

Она добрая,жадная

Чтобы я была дома с баранками

Чтобы мамина вазочка

сделалась целая.

Потому что мальчики не взяли её играть

Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.

6 желаний на пустячные.7 стоящее.

Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.

она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива. Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

Заключите-льный:

Как вы думаете, какова же главная мысль этой сказки?

Кто вам нравится в этой сказке?

Кого вам стало жалко?

Какой самый красивый поступок у девочки?

Как бы вы назвали сказку?

А в каком бы месте вы хотели бы остановить сказку? Почему?

А вот ели бы вам попался цветик-семицветик,какое бы вы желание загадали?

Как вы думаете, можно ли эту сказку выразить народной посло­вицей:

Жизнь дана на добрые дела.



- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

Приложение

Цветик-Семицветик

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

– Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется – цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

– Этот цветик, – сказала старушка, – не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

– А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках – связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: “Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!”

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон – семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и – бац! – раскололась на мелкие кусочки.

– Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! – закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку?

– Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! – закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

Мама прибежала из кухни – глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

– Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

– Чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

– Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

– Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

– Значит, не принимаете?

– Не принимаем. Уходи!

– И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам – кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.

Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

– Ай, мамочка, замерзаю! – закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.

А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

– Ну и где же твой Северный полюс?

– Я там была.

– Мы не видели. Докажи!

– Смотрите – у меня еще висит сосулька.

– Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной – большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.

“Ну, – думает, – я вам сейчас покажу, у кого игрушки!” Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки.

Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: “папа-мама”, “папа-мама”. Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало. За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

– Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. – Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили...

Уже весь город был завален до самых крыш игрушками.

Женя по лестнице – игрушки за ней. Женя на балкон – игрушки за ней. Женя на чердак – игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

И тотчас все игрушки исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.

Пошла она на улицу, идет и думает:

“Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило “мишек”. Нет, лучше два кило “прозрачных”. Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило “мишек”, полкило “прозрачных”, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться”.

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

– Витя. А тебя как?

– Женя. Давай играть в салки?

– Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

– Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж».

Конспект занятия по художественному чтению, пересказ

По теме: Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» в подготовительной группе.

Место проведения: МБДОУ детский сад «Золотой Ключик».

Дата проведения:27.11.14.

Выполнила студентка:ДО-4

Редько.Е.И.

Преподаватель практики:

Пименова.Е.И.

Воспитатель наставник:

Корендюк.Э.Ю.

Зав.практикой:

Бессалова.Г.Н.

Оценка:

Волгодонск 2014г.

Цель: Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки, отличие её от рассказа, басни.

Обучающие задачи:

Учить детей понимать особенности характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жеста.

Учить применять в речи образные выражения, сравнения.

Развивающие задачи:

Развивать навыки пересказа литературного текста.

Воспитательные задачи:

Воспитывать добрые чувства.

Материал: иллюстрации к сказкам, приложение сказки»Цветик-семицветик»,цветок(»Цветик-семицветик»),баранки,ваза.

Ход занятия:

Этапы занятия

Время

Деятельность воспитателя:

Деятельность детей:

Организа-ционный:

2мин

Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой. Мы с вами знаем сказки народные - русские народные, сказки других стран и народов. А есть и авторские сказки. Вспомните, сказки каких авторов мы с вами знаем?

Сказки Ш. Перро «Красная шапочка», братьев Гримм «Бременские музыканты», Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», сказки в стихах Корнея Чуковского, сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» и другие.

Основной

Физкульт-минутка

24мин

2мин

Сегодня я расскажу вам сказку русского писателя Валентина Катаева. Называется она «Цветик-семицветик». Эта сказка была написана 60 лет назад.

Послушайте ее внимательно, а потом скажете мне, что же в этой сказке сказочного, волшебного.

Чтение сказки.

Беседа о содержании прочитанного:

Почему историю «Цветик-семицветик» называют сказкой? Что в ней есть волшебного, сказочного?

Кто главный герой сказки?

Какие черты характера девочки Жени можно назвать положительными, а какие отрицательными?

Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила первый лепесток своего цветка?

А каким было второе желание? Как вы думаете, если бы Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить второй лепесток?

Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?

Хорошо ли она подумала, прежде чем загадать такое желание?

Какое чувство заставило Женю загадать себе все игрушки, которые только есть на свете? Как пишет об этом автор?

Как вы думаете, на какие желания Женя потратила шесть лепестков - на стоящие или на пустячные?

А каким было седьмое желание?

Вспомните, как она его загадала?

Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость, почему его исполнение принесло ей счастье?

Мы встанем в круг и сделаем сказочную зарядку.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будешь наклоняться
Влево, вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянемся к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторяйте-ка опять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь бегать, прыгать
проживешь ты много лет.
Словно тянемся к цветочкам.
1,2,3,4,5
Дала нам сказка отдохнуть,
Отдохнули, снова в путь.

Игры –драматизации:

Хотите поиграть?

Предлагаю разным детям разыграть различные фрагменты сказки:

Женя идет с баранками из булочной.

Женя бежит за собакой, злясь на нее за то, что она съела баранки.

Женя достает мамину вазочку и вдруг отвлекается на пролетающих ворон. Вазочка упала и разбилась. Какие чувства испытывает девочка?

Женя хочет играть с мальчиками, но ее не принимают в игру. Представьте себя на ее месте и попробуйте изобразить ее чувства.

Женя на Северном полюсе.

Женя видит девочек и их игрушки. Вспомните, как автор описывает эту сцену, и попробуйте изобразить Женю.

Разговор Жени и Вити. Последнее желание.

Цветок

Девочка Женя.

Она добрая,жадная

Чтобы я была дома с баранками

Чтобы мамина вазочка

сделалась целая.

Нет

Потому что мальчики не взяли её играть

Нет

Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.

6 желаний на пустячные.7 стоящее.

Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.

она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива. Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

Да

Заключите-льный:

4мин

Как вы думаете, какова же главная мысль этой сказки?

Кто вам нравится в этой сказке?

Кого вам стало жалко?

Какой самый красивый поступок у девочки?

Как бы вы назвали сказку?

А в каком бы месте вы хотели бы остановить сказку? Почему?

А вот ели бы вам попался цветик-семицветик,какое бы вы желание загадали?

Как вы думаете, можно ли эту сказку выразить народной пословицей:

Жизнь дана на добрые дела.

Какие дела можно назвать добрыми?
- А кто из вас делает добрые дела?
- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

Приложение

Цветик-Семицветик

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

– Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется – цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

– Этот цветик, – сказала старушка, – не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

– А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках – связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: “Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!”

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон – семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и – бац! – раскололась на мелкие кусочки.

– Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! – закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку?

– Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! – закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

Мама прибежала из кухни – глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

– Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

– Чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

– Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

– Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

– Значит, не принимаете?

– Не принимаем. Уходи!

– И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам – кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.

Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

– Ай, мамочка, замерзаю! – закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.

А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

– Ну и где же твой Северный полюс?

– Я там была.

– Мы не видели. Докажи!

– Смотрите – у меня еще висит сосулька.

– Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной – большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.

“Ну, – думает, – я вам сейчас покажу, у кого игрушки!” Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки.

Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: “папа-мама”, “папа-мама”. Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало. За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

– Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. – Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили...

Уже весь город был завален до самых крыш игрушками.

Женя по лестнице – игрушки за ней. Женя на балкон – игрушки за ней. Женя на чердак – игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

И тотчас все игрушки исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.

Пошла она на улицу, идет и думает:

“Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило “мишек”. Нет, лучше два кило “прозрачных”. Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило “мишек”, полкило “прозрачных”, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться”.

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

– Витя. А тебя как?

– Женя. Давай играть в салки?

– Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

– Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.


Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Познавательный аспект
  2. : формировать общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения, умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц.
  3. Развивающий аспект
  4. : развивать речь и умения анализировать текст, эмоциональные сферы личности ребенка, творческие умения.
  5. Воспитательный аспект:
  6. способствовать формированию нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия, задумываться над своими желаниями, воспитывать познавательную активность.

Оборудование: портрет В.П. Катаева; выставка книг для детей; иллюстрации к сказке; таблички слов и выражений для словарной работы; карточки для домашнего задания; индивидуальные карточки с таблицами; лепестки цветка для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

На доске таблица:

Рядом с таблицей – портрет ученика.

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?

Ответы учащихся.

Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Расшифруйте текст.

ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ

Учитель: Что это за слова?

Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Познакомиться с творчеством ---– , работать над ----– сказки ---– и сделать ---– , чему---– -----.

Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка.

III. Работа по теме урока.

Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаева. Родился писатель в городе Одесса, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 70 лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

– А понравилась ли она вам, юные читатели?

(Ответы детей).

Учитель: Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее. В чем же здесь секрет? Сейчас разберемся.

– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.

Дети рассматривают выставку. (Комментарии к выставке делает один из подготовленных учащихся).

2. Работа над названием сказки.

Учитель: Почему сказка с таким необычным названием?

Дети: Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.

Учитель: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.

– Есть ли такая среди русских народных сказок?

Дети: (заполняют таблицу и делают вывод).

3. Словарная работа.

(Для работы используются карточки со словами и выражениями).

а) Объясните значение выражений:

– по сторонам зевать;
– галдели, как попугаи;
– взяла досада.

б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….

в) Работа над близкими по содержанию словами мечта и желание.

1 ученик: Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.

2 ученик: Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, что не существует на самом деле, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.

Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях?

4. Работа по содержанию сказки.

1. Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).

2.Сцена встречи девочки и старушки. (Показывают заранее подготовленные учащиеся).

Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?

Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.

Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки от цветика. Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.

Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?

Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.

Учащиеся разучивают эти волшебные слова.

Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).

– На что был потрачен первый лепесток?

Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.

Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?

Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.

Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?

Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.

Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.

Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?

Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.

Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?

Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.

5. Физминутка.

Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Вот подул вдруг ветерок,
Закружился снежок,
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки.

6. Продолжение работы по содержанию текста.

Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?

Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.

Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.

Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.

Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

Учитель: Разумное ли это желание?

Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.

Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?

Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.

Ответ детей. (Пересказ отрывка).

Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.

Учитель: Обратимся к заполненной таблице.

лепестки желание чувство разумное или нет
желтый

«Подготовка к школе». Группа Баун Светланы Леонидовны – учителя высшей квалификационной категории, почётного работника общего образования Российской Федерации.

Ход занятия:

Учитель: — Сегодня, ребята, я расскажу вам замечательную сказку Валентина Петровича Катаева.

Жила – была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала собака и пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.

— Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась её догонять.

Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела её в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветок – семицветик, примерно такой, как этот. Старушка подарила девочке цветок и сказала, что он может исполнить любое её желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Женя вежливо поблагодарила старушку, затем оторвала жёлтый лепесток и сказала:

Вели, чтобы я была дома с баранками!

Начиная с этого места, я позволю себе внести в сказку некоторые изменения. Думаю, что писатель В.П.Катаев не обиделся бы на меня за это, ведь его сказка поможет нам интересно провести занятие.

Наш цветик–семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка. (На магнитной доске – цветок.)

Задание Жёлтого лепестка:

И вот Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!

Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в мамину вазочку, но она нечаянно разбила её на мелкие кусочки.

Женя поскорее оторвала красный лепесток , бросила его и прошептала …(стихотворение)

Вели, чтобы мамина любимая ваза сделалась целая!

Я возьму красный лепесток и прочту задание. Составить слова:

школа яма ёж

— Не успела девочка сказать заветные слова, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют, представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинах. Девочка попросилась, чтобы мальчики взяли её в игру, но те не согласились, прогнали Женю.

— И не нужно. Я и сама без вас на Северном полюсе буду. Оторвала синий лепесток и сказала … (стихотворение)

Вели, чтобы я оказалась на Северном полюсе!

А вот задание:

Сообрази, доскажи словечко! Из книги «Помогайка» стр. 16

И девочка оказалась на Северном полюсе, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз 100 градусов. А тут ещё из-за льдин вышли семь белых медведей! Женя испугалась, заплакала, но слёзы превратились в сосульки и повисли на носу.

Не помня себя от страха, девочка схватила зелёный лепесток и закричала …..(стихотворение)

Вели, чтобы я снова оказалась в своём дворе!

А вот задание:

Игра «Нос, ухо, голова» стр.42 книга «50 игр с залом»


И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили, что она была на Северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор. Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого скакалка. Тут Женю взяла такая досада, что она оторвала оранжевый лепесток и сказала ….(стихотворение)

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете были мои!

Задание: загадки про игрушки из книги «50 игр с залом» стр. 28

Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много, что движение в городе остановилось.

Довольно! Довольно! – в ужасе закричала Женя. – Я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь! И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток и сказала …(стихотворение)

Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!

Игра с цифрами. Построение от 1 до 10 и обратно.

Чётные и нечётные числа. Последовательность цифр.

Все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветок и видит, что остался всего один лепесток.

— Вот так штука! Шесть лепестков потратила и никакого удовольствия! – Ну, ничего! Впредь умнее буду!

— Ребята, а вы на что бы потратили последний лепесток?

Наверное, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы, если бы не познакомилась с одним мальчиком. Он был очень симпатичный. У него большие синие глаза и сразу было видно, что не драчун. Его звали Витей. У него очень болела нога, и поэтому он не мог играть вместе с другими детьми.

Женя оторвала последний голубой лепесток и сказала …(стихотворение)

Вели, чтобы Витя был здоров!

Задание: викторина по сказкам из книги «25 занятий» стр. 63

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как не старалась.

Ребята, чему учит сказка? Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чуткими и отзывчивыми.

Вот и вы сегодня помогли Жене и выполнили много полезных заданий. Вы очень старались и у нас всё получилось.

— А теперь подойдите к своим родителям и скажите, какое слово вы читали в начале занятия.