30.06.2020

Медицинская учебная литература. Эмоционально волевые нарушения Несформированность эмоционально волевой сферы


Прежде всего, присмотритесь к своему ребенку: как он спит, как ведет себя со сверстниками, взрослыми и животными, какие игры любит, есть ли у него страхи. Существуют отклонения в поведения ребенка, склонности и симптомы, которые, по мнению психолога Е. Мурашовой, должны насторожить родителей и послужить поводом для посещения психолога.

Вот на какие тревожные сигналы она советует обратить внимание:

  • имеется родовая травма или какой-либо неврологический диагноз;
  • у малыша постоянно нарушен режим дня, сон и аппетит;
  • ребенок до года больше чем на два месяца отстает от своих сверстников по любому из психомоторных показателей;
  • низкая речевая активность - к двум годам ребенок произносит всего несколько слов; в три года не говорит предложениями;
  • ребенок чрезмерно агрессивен, часто бьет детей, животных, родителей; на уговоры не реагирует;
  • ребенок с трудом приспосабливается к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения;
  • у малыша много страхов, плохо спит по ночам, просыпается с громким плачем, боится оставаться один даже в светлой комнате;
  • ребенок часто болеет простудными заболеваниями, имеет ряд функциональных расстройств;
  • вам кажется, что ребенок невнимателен, расторможен, чрезмерно отвлекается, ничего не доводит до конца;
  • у младшего школьника наблюдаются проблемы с обучением даже после дополнительных занятий;
  • у ребенка нет друзей или постоянных приятелей;
  • в школе предъявляют несправедливые, как вам кажется, претензии к ребенку;
  • частые семейные конфликты;
  • полное отсутствие инициативы, неприязнь всего нового.

Ни один из выше перечисленных признаков сам по себе не может служить достоверным критерием наличия у ребенка поведенческих отклонений, но служит основанием для посещения специалиста - невролога, психотерапевта или психолога. Беседа с врачом данного профиля имеет ряд особенностей.

Подробно расспрашивайте специалистов обо всех диагнозах, которые они ставят! Не ждите, что они сами что-то расскажут: в лучшем случае, назовут диагноз вслух и дадут небольшую характеристику. И расспрашивать надо до тех пор, пока вам все не станет ясно (даже очень сложные вещи можно объяснить доступно и, поверьте, врачи умеют это делать).

Итак, что нужно выяснить:

  • Что именно означает данный диагноз?
  • Какая система (орган, системы органов) им затронута?
  • Как проявляется данное заболевание? Есть ли симптомы, которые могут проявиться через некоторое время?
  • Что можно сделать, чтобы они не проявились или были неярко выраженными?
  • Какие современные методы лечения существуют? Чем они похожи и в чем их отличие?
  • Как действуют назначенные лекарства? В чем их особенность и каковы побочные эффекты?
  • Возможна ли немедикаментозная терапия?
  • Каков прогноз данного заболевания?
  • Какую литературу можно почитать на эту тему?

И если у ребенка наблюдаются речевые отклонения, синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержка психического развития, не отчаивайтесь - коррекционная работа с вашей стороны, занятия с психологом (логопедом) и грамотное медикаментозное лечение дадут хорошие результаты.

  1. Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания.-СПб.: ИГ «Весь», 2006.-272с.-(Семейная библиотека: здоровье и психология).
  2. Конева Е.А., Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. - Новосибирск, 2008.-116с.
  3. Мурашова Е.В. Дети - «тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром/ Е.В.Мурашова.-2-е изд., доп. - Екатеринбург, 2007 .- 256с.(Серия «Психология детства»).

Повышенная возбудимость или же, наоборот, пассивность свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим возникает , общая гиперестезия, а .

Малышам в этот период очень сложно уснуть. Они становятся беспокойными ночью, часто просыпаются. Ребенок может бурно реагировать на любые раздражители, особенно, если он находится в незнакомой для него обстановке.

Взрослые тоже во многом зависят от своего настроения, которое может меняться по неизвестным, казалось бы, причинам. Почему же так происходит и что об этом важно знать?

Определение эмоционально-волевой сферы

Для соответственного развития в социуме, а также нормальной жизнедеятельности важной является эмоционально-волевая сфера. От нее многое зависит. И это касается не только семейных отношений, но и профессиональной деятельности.

Сам процесс является очень сложным. На его происхождение влияют различные факторы. Это могут быть как социальные условия человека, так и его наследственность. Данная сфера начинает развиваться еще в раннем возрасте и продолжает формироваться до подросткового.

Человек с рождения преодолевает такие типы развития:

  • сомато-вегетативный;
  • психомоторный;
  • аффективный;
  • доминирование;
  • стабилизация.

Эмоции бывают разными…

Как и их проявления в жизни

По каким причинам происходит сбой?

Существует ряд причин, которые способны повлиять на развитие данного процесса и вызвать эмоционально волевые нарушения. К основным факторам следует отнести:

  • отставание в плане интеллектуального развития;
  • нехватка эмоционального контакта с родными;
  • проблемы социально-бытового характера.

Наряду с этим можно назвать любые другие причины, которые способны вызвать внутренний дискомфорт и ощущение неполноценности. При этом ребенок сможет развиваться гармонично и правильно только в том случае, если у него доверительные отношения с его родными.

Спектр нарушений воли и эмоций

К эмоционально волевым нарушениям относятся:

  • гипербулия;
  • гипобулия;

При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для . Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят.

Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.

Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.

При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.

К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.

Волевые расстройства

Воля является психической деятельностью личности, которая направлена на определенную цель или преодоление препятствий. Без этого человек не сможет реализовать свои намерения или решить жизненные задачи. К волевым нарушениям относят гипобулию и абулию. В первом случае волевая активность будет ослаблена, а во втором – отсутствовать вовсе.

Если человек сталкивается с гипербулией, которая сочетается с отвлекаемостью, то это может говорить о или .

Нарушается влечение к еде и самосохранение в случае парабулии, то есть при извращении волевого акта. Пациент, отказываясь от нормальных продуктов, начинают есть несъедобное. В некоторых случаях наблюдается патологическая прожорливость. Когда нарушается чувство самосохранения, то пациент может нанести себе тяжелое увечье. Сюда относятся и половые извращения, в частности, мазохизм, эксгибиционизм.

Спектр волевых качеств

Нарушения эмоциональной сферы

Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:

  • подавленное, тоскливое настроение, повторяющегося, затяжного характера;
  • постоянная смена эмоций, без серьезных причин;
  • неуправляемые эмоциональные состояния, ;
  • хроническая ;
  • скованность, неуверенность, робость;
  • высокая эмоциональная восприимчивость;
  • фобии.

К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:

Когда ребенок чрезмерно агрессивен или замкнут

Нарушения эмоционально волевой сферы, которые наиболее выражены у детей:

  1. Агрессивность . Практически каждый ребенок может проявить агрессию, однако здесь стоит обратить внимание на степень реакции, ее длительность и характер причин.
  2. Эмоциональная расторможенность . В данном случае наблюдается слишком бурная реакция на все. Такие дети, если плачут, то делают это громко и вызывающе.
  3. Тревожность . При таком нарушении ребенок будет стесняться ярко выражать свои эмоции, о своих проблемах он не рассказывает, чувствует дискомфорт, когда на него обращают внимание.

Кроме этого, нарушение бывает с усиленной эмоциональностью и пониженной. В первом случае это касается эйфории, депрессии, тревожного синдрома, дисфории, страхов. При пониженной развивается апатия.

Нарушение эмоционально волевой сферы и расстройство поведения наблюдается у гиперактивного ребенка, который испытывает двигательное беспокойство, страдает неусидчивостью, импульсивностью. Он не может концентрировать внимание.

Такие сбои могут быть достаточно опасными, поскольку они могут привести к серьезному нервному заболеванию, которые за последнее время часто встречаются у детей до 16 лет. Важно помнить, что психоэмоциональный сбой может поддаться коррекции, если он был обнаружен на ранней стадии.

Современный взгляд на коррекцию

Выделяют как один из основных методов мягкой коррекции. Оно предусматривает общение с лошадьми. Такая процедура подойдет не только для детей, но и взрослых.

Ее можно использовать для всей семьи, что поможет ее сплотить, улучшить доверительные отношения. Это лечение позволит распрощаться с депрессивным настроением, негативными переживаниями, уменьшит тревожность.

Если речь идет о коррекции нарушений у ребенка, то для этого могут быть использованы разнообразные психологические методы. Среди них стоит выделить:

  • игротерапию, которая предусматривает применение игры (особенно эффективным такой метод считается для дошкольников);
  • телесно-ориентированную терапию, танцевальную;
  • сказкотерапию;
  • , которая делится на два типа: восприятие готового материала или самостоятельное рисование;
  • музыкотерапию, при котором музыка задействуется в любом виде.

Любое заболевание или отклонение лучше постараться не допустить. Чтобы предотвратить расстройства эмоционально волевой сферы стоит прислушаться к таким простым советам:

  • если взрослый или ребенок эмоционально травмирован, то находящиеся рядом, должны быть спокойными, показывать свою доброжелательность;
  • людям необходимо как можно чаще делиться своими переживаниями, чувствами;
  • нужно заниматься физическим трудом или рисовать;
  • следить за режимом дня;
  • стараться избегать , излишнего переживания.

Важно понимать, что многое зависит от тех, кто находится рядом. Не надо делиться своими переживания со всеми окружающими, но необходимо иметь такого человека, который поможет в трудной ситуации, поддержит и выслушает. В свою очередь родители должны проявлять терпение, заботу и безграничную любовь. Это и сохранит психическое здоровье малыша.

Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях: интеллектуальная регуляция эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфония, апатия.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
http://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/79/ - источник
***
Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2003
http://rudocs.exdat.com/docs/index-16786.html?page=79
***
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них не деться. Но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.

Маленький ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции и выражает их открыто, абсолютно не стесняясь окружающих. Но часто родители забывают, что никто из нас не рождается с уже сформированными навыками поведения в обществе и вместо того, чтобы спокойно объяснить ребенку, что так себя вести нельзя, делают ему выговор, кричат, наказывают. Но эффекта от этого никакого: ребенок не понимает, почему ему кричать нельзя, а родителям — можно.

Родители должны понять: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя. Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами , регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение. Учтите, что для всех этих игр (особенно тех, в которых принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей. Все игры предназначены для детей от четырех лет.

Упрямые барашки

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки.

Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

Нехочуха

Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра. Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает,
Умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
— Не бери, поставь, нельзя!
Я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу!
Тут из спальни папа вышел:
— Почему такой скандал?
Отчего, ребенок милый,
Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу!
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
— Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили, и еще поколотили...
Так устали! Прекратили...
Потянулись
Снова потянулись
Показали руками
Умываемся
Опустили голову, надулись
Вытираем «слезы»
Топаем ногой
Погрозили пальцем

Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям
Шумно выдохнули, остановились

Если игра переходит в кривлянье и баловство — нужно ее прекратить. Важно объяснить детям, что это была игра — мы пошалили, а теперь пора снова стать обычными детьми и заняться другими делами.

Цветочек и солнышко

Эта игра, в отличие от предыдущих, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Ведущий начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его. Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками.
Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку. Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки.
Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок. Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны.
Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем. Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу.
- источник

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

Агрессия у детей.

Поговорим о самом распространенном признаке даного нарушения - агрессии у ребенка, разберем подробно: Причина агрессии у детей. Откуда агрессия у ребенка? Признаки агрессии у детей. Как происходит лечение агрессии у детей!

Проявления агрессии могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе, но чаще сверстникам. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

Агрессия у ребенка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Детская агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемый восторг и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между родственниками и друзьями по школе, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность - это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают только как игру и получают от этого удовольствие, соответсвенно никакого физического насилия в ней нет. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью, но чаще всего происходит жесткий тактильный контакт.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Агрессивность у детей, пожалуй, самая важная проблема, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет из года в год.

Признаки агрессии у детей

Ребенок может чувствовать свои эмоции, но не всегда он способен осознать их и понять причины своего поведения. Но как правило родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что то происходит. Зачастую признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Истерят, зачастую напоказ.
  • Не признают своих ошибок.
  • Щипаются.
  • Гневаются.
  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки. .
  • Отказываются выполнять поручения.
  • Злятся (топая ногами и стуча руками).
  • Плюются
  • Используют оскорбительные слова.
  • Бьют сверстников
  • Замахиваются на других.
  • Мстят.

Если в семье родители в воспитании ребенка всячески подавляют его, соответственно ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Но как мы можем догадаться они никуда не уходят, а копятся как снежный шар и в ближайшем будущем происходит «взрыв эмоций».

Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Такой ребенок либо боится остаться в одиночестве, он думает, что никто не сможет его полюбить, никто не позовет его погулять и т.д. Все дети хотят, чтоб ими интересовались, звали с собой на любые мероприятия, говорили добрые слова. Того же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия еще больше отталкивает от него людей.
Соответственно, если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет агрессию и злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Причины агрессии.

У детей есть свои уникальные причины агрессии. Если одного ребенка могут беспокоить «занятые родители», а именно конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время, а второго - банальная невозможность иметь дорогущие игрушки, которые приносят в школу и садик сверстники, то причин для агрессии у ребенка с не выявленным нарушением предостаточно.


Причины агрессии у ребенка могут быть скрыты под:

  • Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  • Копирование поведения родителей, показывая пример агрессивности как дома, так и в социуме. Равнодушное отношение родителей к жизни.
  • Привязанность к одному родителю, где второй выступает объектом агрессии.
  • Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы, ссоры перед детьми.
  • Высокая возбудимость.
  • Недостаточная развитость интеллекта.
  • Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  • Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  • Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Лечение агрессии у детей.

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке. Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции.
Групповая терапия является перспективным методом лечения агрессии у детей с поведенческими проблемами. У детей более младшего возраста получены положительные результаты на фоне терапии, направленной на достижение контроля над гневом. Обучение навыкам решения проблем включает моделирование ситуации, ролевую игру и практические занятия, помогающие детям более успешно строить межличностные отношения. Этот метод иногда эффективен для модификации патологического стиля взаимоотношений и поведения.

Хорошие результаты получены при применении программ для родителей, в рамках которых они обучались непосредственно установлению норм поведения в семье и разумных ограничений на нежелательные деструктивные формы поведения. В случаях пассивно-агрессивного поведения родителям предлагается, например, установить четкие ограничения и ожидания по отношению к ребенку и достигнуть соглашения с ребенком в отношении важных для него заданий и ответственности

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АГРЕССИИ У РЕБЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВЫМ НАРУШЕНИЯМ!

Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный).
Микротоковую рефлексотерапию для лечении агрессии и агрессивного поведения ребенка проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

Педагог — психолог Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Бехтерева Наталья Владимировна

педагог – психолог

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

В наше время все чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько месяцев не посещают школу. Актуальность проблемы охватывает не только одну семью, но и общество в целом.

« Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью».

Мотивация бывает внутренней и внешней.

О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия, интереса, достижения цели.

При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности - так, ребенок может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители (принуждение и угроза наказания), за награждение, или для общения с друзьями. Внешняя мотивация – это стимулы, которые приходят к нам от других людей или обстоятельств. Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового. Развитие эмоциональной волевой сферы протекают параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка, и является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

В процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Для правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основными причинами нарушений являются:

  1. перенесённые стрессы;
  2. отставание в интеллектуальном развитии;
  3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4. социально-бытовые причины (асоциальные семьи);
  5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.

В дошкольном возрасте наблюдается, чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности.

В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

  • Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. При нарушениях эмоционально-волевой сферы, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых - в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам, как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью.

В настоящее время отмечается рост эмоционально – волевых расстройств.

Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:

  • Поведенческом – в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
  • Социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;
  • Коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника;
  • Интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.

Эмоционально – волевые расстройства бывают двух типов:

  • Импульсивный тип. Ребенок начинает совершать неожиданные и необдуманные поступки, которые нельзя назвать разумными только из-за испытываемых им эмоций. Плохо реагирует на критику, на любые замечания проявляют агрессию. Характерно для людей страдающих психопатией.
  • Пограничный тип. Он часто проявляется в подростковом возрасте, выражается такое расстройство в том, что человек чрезмерно бурно реагирует на любые жизненные ситуации, начинает гиперболизировать собственные неудачи, тяжело переносят стрессы. Нередко результатом подобной неустойчивости становится употребление наркотиков и алкоголя, суициду и нарушениям закона.

Причины возникновения:

Психологическая травма (хронические стрессы, длительное эмоциональное напряжение);

— Гипер или гипоопека со стороны близких (особенно в подростковом возрасте);

— Психастения;

— Нарушение гормонального фона (гормональный дисбаланс);

— Острая нехватка полезных веществ (витаминов, минералов).

Эмоциональная несформированность (неустойчивость) может сопутствовать и некоторым соматическим заболеваниям (сахарный диабет, сосудистые и органические заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы).

Наиболее яркими проявлениями расстройства эмоциональной сферы являются депрессивный и маниакальный синдромы.

При депрессивном синдроме можно наблюдать три основных признака у детей и подростков:

  • Гипотомия (снижением настроения).

Ребенок постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль,

проявляет реакции на радостные и другие события.

  • Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность).

В ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.

  • Двигательная заторможенность.

Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).

При маниакальном синдроме, так можно наблюдать три основных признака:

  • Повышенное настроение по гипертимии (постоянный оптимизм, пренебрежения к трудностям);
  • Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
  • Двигательное возбуждение.

Нарушение эмоционально – волевой сферы у детей и подростков необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.

Школьный психолог проводит комплексную психодиагностику обучающегося (используются методики и тесты для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей: арт- терапевтические методики, цветовой тест Люшера, шкала тревожности Бэка, опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), тест школьной тревожности Филипса).

Коррекция дисгармоний в развитии личности ребенка, научить правильно, реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства, научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения.

Консультативная работа с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком.

Врач – невропатолог (поможет лечить неврологические нарушения, проводится диагностика, назначение медикаментозной терапии, для формирования динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС).

В том числе и другие специалисты узкого профиля (врач – эндокринолог, врач – психиатр).

Комплексное и своевременное лечение у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Именно поэтому основная роль отводится именно родителям.

Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации по работе с эмоционально – волевой сферой у детей и подростков:

    1. Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
    2. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – необходима консультация врача – невропатолога.
    3. Обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение (спортивные секции, «Спорт – час»).
    4. При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.
    5. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога, для коррекции эмоционального нарушения применяются различные направления (арт – терапия, игротерапия, сказкотерапия, этнофункциональная психотерапия, упражнения на релаксацию).

Профилактика эмоциональных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении следующая:

— Знание семейной обстановки и предрасположенность ребенка к невротическим реакциям.

— Благожелательная атмосфера на уроке, смягчение эмоционального дискомфорта (педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха).

— Повышение активности и самостоятельности у учащихся.

Коррекция самооценки, уровня сознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

— Выбор правильного стиля общения.

Вовлечение в активные творческие формы деятельности (содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами).

— Повышение самоконтроля педагога.

— Двигательная разгрузка детей, уроки физической культуры.

Литература:

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.
  2. Бенилова С. Ю. Особые дети – особое общение // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. – № 2.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
  4. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: Учеб. пособие / Под науч. ред. И. Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 201 с.
  5. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка// Социальное обеспечение, 2005 — №3 февраль — с.16-17.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.

Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение