21.09.2019

Приемы и упражнения для тренировки памяти. Избавление от негативных переживаний


Владимир Вениаминович Фролькис. Те, кто его знали, работали с ним, дружили, общались на научном поприще, встречались, слушали его выступления, всегда яркие и не оставлявшие равнодушным слушателей, – все они вспоминали академика Фролькиса взволнованными добрыми словами.

И.М. Трахтенберг, академик АМН, член-корреспондент НАН Украины

Вспоминали его научное творчество, получившее мировое признание. Вспоминали насыщенное особым эмоциональным светом его общение с многочисленными учениками, его улыбку, доброту, непередаваемые шутки и остроты, жесты, диалоги с собеседниками – проявления симпатии и расположения. Вспоминали неизменное его внимание к просьбам помочь – советом, консультацией, идеями, опытом. Таковы были черты этого ученого особой человеческой природы, с радостью одаривающего всех, с кем он соприкасался. Говорили и о других чертах характера В.В., как называли его близкие и сотрудники, на состоявшемся в конце прошлого месяца вечере памяти ученого в Клубе творческой интеллигенции, носящем его имя.

Исследователь-романтик, он неслучайно любил повторять, что между «наукой и поэзией много общего, главное – стремление познать сущность явлений... И не только познать, но и многое изменить».
Марина Цветаева как-то заметила, что во второй половине жизни важен не успех, а важно успеть. Владимир Фролькис успел многое. С его именем связано развитие не только отечественной, но и мировой геронтологии – одной из самых гуманных и в то же время сложнейшей и драматичнейшей отрасли медицины и биологии. Проблема увеличения продолжительности жизни человека – универсальная, социальная и медико-биологическая, ей В.В. посвятил многолетние исследования и труды – философские, теоретические, экспериментальные. И все они краеугольным камнем легли в основу становления широко известной в мире научной школы украинских геронтологов. Работы Владимира Фролькиса отмечены многими высокими наградами, а их автор – впечатляющими почестями. Помню, с какой радостью узнали мы о том, что Всемирный парламент гуманитариев, в который входят многие нобелевские лауреаты, известные общественные деятели, крупные ученые, звезды литературы и искусства, избрал В.В. своим членом и вручил ему Рыцарский Крест. К этому следует добавить и награждение его Международной ассоциацией геронтологов медалью им. Ф. Верцара, избрание почетным членом научных обществ геронтологов ряда стран, присуждение научных академических премий им. А.А. Богомольца и И.Н. Мечникова, Государственной премии Украины.
В истории отечественной науки известны ученые, чья гражданская позиция, принципиальные суждения становились общественным феноменом, привлекали к себе особое внимание, оказывались предметом обсуждений и раздумий. Заметное место в этой плеяде, несомненно, принадлежит Владимиру Фролькису. И не только при жизни, но и сейчас, когда его уже нет. Он незримо присутствует среди нас, напоминая о себе при самых разных обстоятельствах. Проходили научные форумы в рамках Национальной академии и Академии медицинских наук – коллеги В.В. по академии посвящают ему свои научные доклады; состоялись в НАН очередные чтения, посвященные памяти выдающихся украинских ученых, одно из них – о жизни и деятельности Владимира Фролькиса. Вышел документальный кинофильм о В.В. Состоялось очередное ежегодное собрание АМН, и к его открытию был приурочен выпуск в свет книги «Академики о медицине, времени и о себе» с послесловием Владимира Фролькиса «Что век грядущий нам готовит? Надежды и прогнозы». На первой странице этого необычного издания, подготовленного по его инициативе, надпись: «Светлой памяти академика Владимира Вениаминовича Фролькиса посвящается». Так напоминает о себе наш друг В.В., незримо не только присутствующий, но как бы участвующий во многих сегодняшних делах и событиях.
Ему посмертно была присуждена премия им. Н.Д. Стражеско. На пленарном заседании III конгресса геронтологов и гериатров Украины ученик В.В. – член-корреспондент АМН Украины В. Безруков выступил с докладом «Геронтология – современное состояние и прогнозы на будущее», первым автором которого был Владимир Фролькис, сформулировавший 12 гипотез механизма старения. И это – дань любви и признательности своему учителю!
Исследователь с мировым именем... Общественный деятель... Неповторимый оратор... И просто обаятельный человек и преданный друг. Прошло уже пять лет, как его нет с нами, но в это трудно поверить. И наверное потому, что, как уже говорилось, в повседневных делах мы постоянно ощущаем эманацию его деятельности и идей, испытываем незримое присутствие среди нас – его друзей, коллег, преемников. Кажется, только вчера он выступал на Всеукраинском форуме медиков, где провозглашал, что нам нужна сейчас только правда, а не «возвышающий обман». Отчетливо помню, казалось бы, только что произнесенные им слова: «Основная идея – общедоступность медицины, чтобы в Украине люди не умирали от того, что у них нет денег на лекарственные препараты из-за взбесившихся цен. ...Я очень удовлетворен тем, что в наших предложениях исчезла идея приватизации лечебных учреждений. Совершенно очевидно, что приватизировать будут лучшие учреждения. Это с ходу будет кастрироваться вся медицина. А еще никогда кастрация не была методом лечения импотенции». И еще, его слова, которые сегодня не может не поддержать современный исследователь, занятый научным поиском в естествознании: «Мы находимся на пороге нового века. Будут созданы вещества прицельного действия, будут созданы клонированием искусственные органы собственно человека, процветать генная – и генно-регуляторная теория. Во всех странах мира происходит гуманизация науки. Денег мало на науку, но надо концентрироваться на приоритетах. Мне кажется, что в стране такими приоритетами должны быть медицина и биология». Все это было столь точно и вместе с тем пророчески сказано 1 октября 1999 года. А 2 октября утром В.В. внезапно стало плохо, врачи и близкие бросились к нему на помощь, но все уже было поздно, его не стало...
Позже президент Национальной академии наук Борис Евгеньевич Патон, глубоко почитавший В.В., скажет о нем: «За долгие годы работы в науке мне довелось встречаться и работать со многими выдающимися учеными – отечественными и зарубежными, признанными лидерами в той или иной области или направлении научных знаний. Каждый из них, как правило, являл собой незаурядную личность с многогранными интересами. Думается, такие качества присущи людям науки, возможно, в большей степени, чем представителям других сфер человеческой деятельности. В ряду таких поистине выдающихся личностей особое место принадлежит Владимиру Вениаминовичу Фролькису».
Три года тому назад, накануне второй годовщины со дня кончины Владимира Вениаминовича, другой выдающийся украинский медик, хирург и биокибернетик Николай Михайлович Амосов поделился в своей публикации горестным раздумьем: «Как быстро бежит время. Более двух лет прошло, как не стало Владимира Вениаминовича Фролькиса, а мне все не верится, вот так: взять и умереть. Неожиданно и невозвратно. На заседаниях Академии, на конференциях ищу по инерции его скромную фигуру. Увы – его нет. И не будет. Удивительный был человек...». Сегодня нет уже и написавшего эти строки – Ученого и Человека, которому, как и Владимиру Фролькису, мы обязаны высоким рейтингом Украины в мировой науке минувшего столетия. В конце прошлого года научная общественность страны отметила девяностолетие со дня рождения Н.М. Амосова, спустя месяц – восьмидесятилетие со дня рождения В.В. Фролькиса, а в октябре этого года, когда исполнилось пять лет со дня его внезапной кончины, члены Клуба его имени посвятили заседание светлой памяти ученого. И это только одно из проявлений почитания нашего современника. В Институте геронтологии открыт мемориальный кабинет, увековечивший в стенах этого известного научного учреждения живой образ и впечатляющее наследие замечательного исследователя. Стало традицией проведение ежегодных научных конференций, посвященных памяти академика Фролькиса, участниками которых являются молодые ученые, разрабатывающие проблемы возрастной физиологии, геронтологии и гериатрии. В прошло году цикл научных работ по исследованиям механизма действия оксида азота на сердечно-сосудистую систему, начатых еще при жизни ученого, удостоен Государственной премии Украины и первым в списке авторского коллектива стояло его имя.
В среде медицинской общественности большую популярность завоевал журнал «Лікування і діагностика», созданный по инициативе В.В. Фролькиса и издаваемый вот уже более восьми лет под эгидой АМН. По его же инициативе издан единственный в своем роде сборник «Академіки про медицину, час і себе», в котором представлены интервью главного редактора журнала В.И. Медведя с ведущими представителями украинской медицинской науки, опубликованные на страницах упомянутого журнала. И наконец, венец светлой памяти ученого – выпуск в свет книги «Владимир Вениаминович Фролькис. Ученый и Человек». В обращении к читателям президента АМН А.Ф. Возианова написано: «Когда эта книга была подготовлена к печати, внезапно умер академик В.В. Фролькис. Для всех нас, кто близко знал, дружил и работал с Владимиром Вениаминовичем, это – большая человеческая трагедия. Он был не только выдающимся ученым-творцом, но и редкостной души человеком, настоящим гуманистом. Он очень внимательно и уважительно относился к представленным здесь коллегам, считал их истинными носителями славных традиций отечественной медицинской науки, поэтому считал этот сборник таким важным, особенно для молодежи». Трогательные слова его друзей и коллег, боль которых пронизывает страницы книги воспоминаний о В.В. Фролькисе. Среди авторов: Б.Е. Патон, Н.М. Амосов, П.Г. Костюк, А.Ф. Возианов, Ю.И. Кундиев, Ю.А. Зозуля, И.М. Трахтенберг, В.В. Безруков, Ю.К. Дупленко, Ю.А. Фурманов, Ю.Г. Виленский, В.И. Медведь. Недавно первые экземпляры книги вручены участникам Клуба. А само заседание, на котором выступали друзья и почитатели П.Г. Костюк, Ю.И. Кундиев, П.П. Толочко, А.А. Майбенко, В.В. Безруков, И.М. Левитас, В.И. Медведь, Ю.А. Фурманов, О.В. Чебанова, Ю.Г. Виленский, Э. Митницкий, Е.Т. Скляренко и другие, вылилось в настоящее событие – дань светлой памяти выдающегося ученого. Из книги, о которой выше шла речь, были зачитаны афоризмы от Фролькиса.
«Время бесконечно, безвозвратно, непрерывно, и только человек делает отметины – часы, дни, годы, века, тысячелетия. Когда 31 декабря 2000 года будет сорван последний листок календаря и наступит новое тысячелетие, ничего не изменится в бесконечном течении времени».
«Время – главное достоинство, которым обладает человек».
«Жизнь – короткая дистанция «от – до», и не надо на ней бить мировые рекорды по скорости».
«Долголетия не надо ждать, вглядываясь в даль, необходимо идти к нему навстречу, используя возможности каждого дня как маленькой жизни».
Прислушаемся к этим и другим наставлениям мудрого современника. Вдумаемся в них...
В одной из своих публицистических статей, а таких публикаций, неординарных и ярких, было много, и каждая из них вызывала читательский интерес, Владимир Вениаминович писал о том, что размышлять о смерти следует с молодых лет. Ведь именно эти мысли «...заставляют задуматься над смыслом жизни, научиться отделять главное от второстепенного». В другой публикации, как бы продолжая сказанное и делая вывод, он призывал относиться к каждому дню, как к маленькой жизни. В одном из своих афоризмов Владимир Вениаминович поделился мыслью о том, что «смерть придает ценность жизни». Согласимся с ним и постараемся постичь эту, казалось бы, простую, но столь мудрую во все времена истину. Постичь во имя жизни, во имя памяти о незабвенном современнике, Человеке, Друге, Ученом.

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

В 90-летний юбилей Екатерины Ивановны Соловьёвой – уважаемого учителя, известного исследователя-историка, первого ректора-женщины НГПИ, любимого многими её друзьями человека, приятно отметить, что её биография представлена в автобиографических текстах, в большом количестве воспоминаний и публицистических статей . Авторы мемуарных и биографических текстов – представители разных поколений, возрастных и профессиональных групп, но все они объединены с Екатериной Ивановной благодарной связующей памятью. На основе имеющегося ресурса представляется возможным выявить доминирующие контексты восприятия её личности и универсальные репрезентанты, которые использованы авторами биографических статей и воспоминаний. Тем более что сама Екатерина Ивановна считает, что её судьба не только «превратна», но и «многолика». Задачей нашей статьи является также характеристика научно-исторической школы по истории крестьянства Сибири, созданной на кафедре отечественной истории НГПИ-НГПУ доктором исторических наук, профессором Екатериной Ивановной Соловьёвой.

Коллеги Е. И. Соловьевой, отмечая её замечательные качества, признавались, что относятся к ней «не просто с уважением, а с пиететом, выделяя её из числа учёных-сибиреведов за ряд несомненных достоинств», но при этом «терялись, какое поставить на первое место. Может быть, это такт, может быть, обаяние» . Во многих опубликованных биографических описаниях и очерках-воспоминаниях, выделяется преобладающий, универсальный контекст – благодарность за встречу с таким человеком, как Екатерина Ивановна. Авторы сборника «Верить, любить беззаветно…» используют аргументы, обосновывающие данную оценку: мощный импульс к самораскрытию и самосовершенствованию («училась и продолжаю учиться жизненной мудрости»); уникальность судьбы («тернистый, но великий путь»); талант учителя («повлияла на жизненный путь в целом»); «профессиональная и человеческая система ценностей» («слова у Вас не расходились с делом», «умение помочь в сложной жизненной ситуации не только добрым советом, но и делом»); «творческая свобода и независимость».

Вторым доминирующим контекстом становится способность Екатерины Ивановны производить впечатление. Это, по мнению тех, кто пишет о ней, проявляется в обаянии, чувстве стиля и вкуса («И как художник у мольберта иль холста: костюм, прическа, обаянье, мера, вниманье к слову, мимике – всегда!»). Многие отмечают, что Екатерина Ивановна была «всегда душой компании», «центром человеческого внимания». Образованность и доброта, богатый яркими событиями и фактами жизненный опыт позволяют Е. И. Соловьёвой не только производить впечатление, но и быть приятной собеседницей. Екатерина Ивановна великолепный рассказчик. Её воспоминания о военных годах в тылу, на учебе в Колпашеве, на лесозаготовках, на заготовках ягоды, бытовые описания того времени отличаются эмоциональностью, проникновенностью, сопереживанием и правдивостью.

Все, кто пишет о Екатерине Ивановне, обращают внимание на её профессиональные и человеческие качества. Преподаватели-историки Л. И. Дрёмова, В. С. Елагин, В. А. Зверев, К. Е. Зверева, Л. В. Котович, В. А. Лозовик, Е. Г. Попова, Н. Н. Родигина, О. Н. Сидорчук, К. Б. Умбрашко, О. М. Хлытина и другие ее ученики пишут в своем «слове об учителе» об огромном вкладе Екатерины Ивановны в их преподавательскую биографию и карьеру. Приведем несколько описаний. К. Б. Умбрашко: «Энергия истории пронизывает аудиторию, электризуя собравшихся, призывая их к совершению только добрых поступков и, может быть, ратных подвигов во имя Родины, во имя Истории. Эрудиция лектора и глубина преподаваемого материала завораживала и больше никогда не отпускала. Казалось, сама Клио сошла в нашу аудиторию, чтобы преподать один из самых важных жизненных уроков» . К. Е. Зверева: «Лекции читала по памяти, не имея перед глазами ни одного листочка текста, читала так, что события “оживали”, наполнялись людьми» . Очень многие вспоминают спецсеминар, организованный Е. И. Соловьёвой, который был посвящен аграрным преобразованиям в СССР. Студенты учились анализировать источники: законодательные, делопроизводственные, мемуарные и пр. Желание работать с первоисточником и ощущение сопричастности историка к эпохе – вот что выносили студенты из работы в спецсеминаре.

Оценивая «уроки Соловьёвой», коллеги-историки и выпускники ИИГСО НГПУ отмечают их свойства: авторитетный ученый, сочетающий «академизм и живость», проявляющиеся в умении держать связь прошлого с современностью, далекие события делать близкими на основе примеров из личной жизни, современно интерпретируя историю на основе различных подходов и оценок. Особо хотелось бы подчеркнуть еще один талант Екатерины Ивановны – открытость к новому, интеллектуальная активность, инновационную позицию в образовании. П. В. Лепин очень точно определил эти качества: «Естественное состояние – опережать время» .

В анализируемом сборнике воспоминаний, изданном к 85-летнему юбилею Е. И. Соловьёвой, присутствуют и другие контексты: любовь к семье и материнское счастье как «абсолютные жизненные ценности», домашний уют и способность кулинара, доброта и поддержка, любовь к земле и восхищающий опыт дачницы – убеждающий факт, что «красивые цветы растут у красивых женщин», Доктор исторических наук В. Н. Худяков вспоминает о том, как ему перед защитой диссертации позвонила и поддержала его этим звонком Екатерина Ивановна. «Для меня это была великая поддержка и честь – услышать теплые дружеские слова» . Таким образом, авторы воспоминаний презентуют различные периоды жизни и черты личности Екатерины Ивановны как человека, историка, учителя-педагога, ректора, заведующего кафедрой, хозяйки дома и кулинара, друга, матери, бабушки.

Выделим еще один очень важный аспект для оценки её деятельности – вклад в академическую науку. Екатерина Ивановна основала научную историческую школу сибиреведов, успешно действующую на протяжении многих лет на кафедре отечественной истории ИИГСО НГПУ. В настоящее время коллектив исследователей, составляющих эту научную школу, продолжает её лучшие традиции, работает над темой: «История Сибири в социальном, ментальном и образовательном измерениях». Во вступительном слове к воспоминаниям Е. И. Соловьёвой отмечается, что Институт истории, гуманитарного и социального образования гордится своей историей, «в которой одно из главных мест занимает Екатерина Ивановна Соловьёва» .

В историографии становление научной школы представлено в работах В. А. Зверева, В. А. Скубневского, М. В. Шиловского и В. Н. Худякова. Профессор В. А. Скубневский обращает внимание не только на факт, «вызывающий восхищение», – создание женщиной-историком собственной научной школы, но и на следующее обстоятельство. «Так сложилось, что многие аграрные школы Сибири либо вовсе угасли, либо приостановили свое движение вперед. Между тем, для Сибири – в прошлом сугубо аграрного региона – несомненно, именно аграрная тематика должна играть ведущую роль, что мы и видим в НГПУ» . Своими истоками школа Е. И. Соловьёвой, по мнению М. В. Шиловского, принадлежит к томской исторической традиции. Именно в Томске Екатерина Ивановна закончила аспирантуру и успешно защитила кандидатскую диссертацию.

В период становления и роста научной школы кафедры истории СССР расширялись её связи с сектором ИИФФ СО АН СССР, Новосибирским, Томским, Московским государственными университетами и другими высшими учебными заведениями страны. Екатерина Ивановна актуализировала и разрабатывала направления исследований региональной истории, включала исследовательский коллектив в научные дискуссии, была «последовательным сторонником интеграции академической и вузовской науки, под руководством первой, для реализации крупных научных проблем» . В памяти доктора исторических наук М. В. Шиловского остались давние впечатления о том, что в работе научной конференции, где принимали участие студенты Е. И. Соловьёвой, «в глаза бросилась форма взаимодействия, вернее, воздействия научного руководителя на студента-докладчика» . Воздействие проявлялось в способности направить познавательную активность, порекомендовать литературу и источники, предложить варианты решения научных задач и, главное, «со студентами не играли в науку, а серьезно и скрупулезно учили, как ею надо заниматься» .

Создать собственную научную школу Е. И. Соловьёва смогла, состоявшись как крупный ученый-сибиревед, исследовавший переселенческое движение в Сибирь и промыслы пореформенного периода XIX в. Коллеги отмечают, что «в данной тематике её работы стали классическими, ибо темы были раскрыты глубоко и полно, но главное – очень интересно» . Список научных работ Е. И. Соловьёвой составляют шесть десятков книг, статей, разделов в коллективных монографиях, рецензий, тезисов выступлений на конференциях .

В 1978 г. на кафедре, руководимой Е. И. Соловьёвой, была открыта аспирантура по специальности «Отечественная история», в 2001 г. – аспирантура по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (история)». В аспирантурах кафедры отечественной истории НГПУ подготовлены и защищены 4 докторских и 28 кандидатских диссертаций. Руководя аспирантами, Екатерина Ивановна, обладавшая основательной методологической подготовкой, широким кругозором, великолепным знанием источников и фондов разных архивов, делала нужные замечания, вносила поправки и предложения в структуру диссертационного исследования, но оставляла при этом за автором право на самостоятельное прочтение документа или интерпретацию текста, выстраивание его структуры.

На кафедру для проведения совместных заседаний, научных семинаров, конференций Екатериной Ивановной приглашались известные ученые – будущие члены-корреспонденты и академики, доктора наук Л. М. Горюшкин, Н. Н. Покровский, В. В Алексеев и др. По её инициативе аспиранты и ассистенты кафедр исторического факультета участвовали в семинарах молодых историков, организованных Институтом истории, философии и филологии СО АН СССР. Е. И. Соловьёва всегда, если дело касалось её аспирантов, организовывала дело так, что складывалось впечатление – это её защиты. При этом члены ученого совета понимали, что слабо подготовленную диссертацию она не выпустит в свет. Поэтому члены советов и относились к диссертантам-историкам из пединститута доброжелательно. Чтобы выйти на защиту, надо было пройти «кафедральное чистилище». Доброжелательная атмосфера на кафедре во время обсуждения диссертаций завершалась рекомендацией о допуске к защите только при условии доработки указанных принципиальных замечаний. С одной стороны, строгость и требовательность, с другой – доброжелательность и ощущение поддержки.

В 1981 г. Е. И. Соловьёва была назначена ректором НГПИ. Её деятельность как талантливого организатора стала заметна в масштабах всей страны. Новосибирский педагогический институт вошел в число лучших вузов страны по своей специализации. Вуз четырежды награждался Министерством просвещения РСФСР, Министерством просвещения СССР, Совмином РСФСР и Совмином СССР. В 1985 г. институт был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Екатерина Ивановна тоже стала кавалером этого ордена.

О периоде 1980-х – начале 2000-х гг. преемник Е. И. Соловьёвой на посту руководителя научной школы В. А. Зверев говорит: «Коллектив школы участвовал в реализации Целевой комплексной программы исследований Сибирского отделения АН СССР / РАН “Исторический опыт освоения Сибири”, выполняя модуль этой программы “Участие крестьянства в освоении Сибири (XVIII–XX вв.)”. Эта же проблематика позже стала основой для выполнения университетской комплексной темы НГПУ. Тема постепенно расширялась и дифференцировалась, сохраняя свою общую основу». Представители научной школы участвовали в подготовке фундаментальных изданий под эгидой Сибирского отделения АН СССР / РАН: «История крестьянства Сибири: в 5 т.» (1982–1989 гг.), «Сибирь в лицах» (2001), «Новосибирск: энциклопедия» (2003), «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока: в 5 т.» (2000–2005), «Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т.» (2009). Л. И. Дрёмова, ученица и коллега Екатерины Ивановны, видит её большую заслугу в том, что она включала молодых исследователей в «авторские коллективы таких солидных изданий, как многотомная “История крестьянства Сибири”. Только теперь я понимаю важность и значимость этой огромной работы. Даже робею от мысли, что мы по-настоящему попали в историю» .

Характеристикой научной школы стал и особый стиль работы. Всегда у коллег Екатерины Ивановны, преподавателей и сотрудников, было ощущение собственной нужности кафедре и коллективу факультета. Она старалась привить это чувство общественной полезности, что, несомненно, мотивировало исследовательский коллектив на эффективное и масштабное взаимодействие научного сообщества. Основные особенности стиля ее работы описаны исследователями и мемуаристами. Приведем некоторые из них. Коллега из НГУ профессор М. В. Шиловский: «Этот стиль отличают жесткие требования к себе и коллегам, высокая трудоспособность, внешне абсолютно равное и доброжелательное отношение к окружающим и талант сопереживания. <…> Екатерина Ивановна стойко держала “удар”, предельно сдержанно, артикулируя каждую фразу, излагала свое видение ситуации и формулировала свою позицию» . Далее Михаил Викторович пишет: «Как всякий самородок из народа, Е. И. Соловьёва обладает энциклопедическими знаниями, а действовать – это главная потребность таких натур, как она. Со своим большим здравым смыслом она сразу отделяет главное от второстепенного и идет прямо к цели, которую поставила» . Преемник нашей героини на посту ректора НГПУ П. В. Лепин в её стиле работы выделял «ясный взгляд на проблемы образования, широкие знания, коммуникабельность, обаяние, стиль и вкус в одежде, доверие и ненавязчивый контроль» . Её самоотдача, высокие интеллектуальные способности, трудолюбие, управленческие качества являются основой образа идеального руководителя, который создал исследовательский коллектив, «способный функционировать самостоятельно, подчиняясь однажды выработанному внутреннему ритму» .

Представители научной школы Е. И. Соловьёвой успешно продолжают начатое исследовательское направления, обогащая его новыми методологическими подходами, темами и проблемами, актуальными для исторической науки и системы образования в целом. Но главное, как отмечает сегодня признанный в научном сообществе лидер данной школы, первый аспирант Екатерины Ивановны, ныне д-р ист. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В. А. Зверев, «в центре внимания удерживается роль крестьянства в социально-экономическом, демографическом, социокультурном освоении Сибири» .

В каждом ученике продолжается учитель. В. А. Зверев осуществляет большую индивидуальную работу со студентами, магистрантами и аспирантами. Выпускники продолжают научные исследования под его руководством, защищают диссертации. В. А. Зверев является одним из лучших знатоков демографической ситуации в Сибири не только рубежа XIX–XX вв., но и общей ситуации в разные периоды истории нашей страны. Являясь главным научным сотрудником сектора историко-демографических исследований, он активно включен в работу коллектива Института истории СО РАН, продолжая традиции, заложенные Е. И. Соловьёвой. В последние годы особо проявился его талант ученого-исследователя, подготовившего и отредактировавшего несколько научных монографий и сборников статей. Он же заложил основы биобиблиографических описаний на кафедре, начав создавать биографические очерки о Е. И. Соловьёвой с 1999 г.

В русле заданного Е. И. Соловьёвой источниковедческого направления по исследованию роли периодической печати в истории России рубежа XIX–XX вв. работает д-р ист. наук, профессор Н. Н. Родигина. В 2013 г. она, выполняя работу руководителя Научно-образовательного центра ИИГСО, актуализировала существующие ранее традиции работы научной школы – научно-методологические семинары, где продуктивно взаимодействуют ученые и студенты, осваивающие ремесло историка. Вспоминая о своем учителе Екатерине Ивановне и отмечая незаурядность ее таланта педагога и историка, Наталия Николаевна обращает внимание на одну из ярких страниц – организацию Е. И. Соловьёвой работы спецкурса: «Студенческое выступление воспринималось и докладчиком, и аудиторией как значительное событие. Его предвкушали, к нему готовились, причем работали не только над его содержанием, но и над манерой его преподнесения» .

В. А. Скубневский, характеризуя научную школу, заметит: «Мудрость Екатерины Ивановны проявилась в подборе учеников, в выборе тем для исследований, разумеется, в руководстве кафедрой. В числе её учеников такие крупные исследователи, как В. А. Зверев, О. Н. Катионов, Н. Н. Родигина, З. П. Горьковская, В. И. Баяндин, К. Е. Зверева, О. Н. Сидорчук и др.» . Научное сообщество кафедры отечественной истории ИИГСО НГПУ сегодня объединяет усилия специалистов в двух областях знаний: 1) отечественной истории; 2) теории и методики обучения и воспитания (история). Организованная Екатериной Ивановной на кафедре группа преподавателей методики превратилась в целое методико-педагогическое направление. Руководители данного направления О. М. Хлытина и К. Е. Зверева достигли высоких результатов.

Сильной стороной деятельности коллектива является тесная связь фундаментальных исторических исследований с немедленной их апробацией и внедрением результатов в образовательный процесс вуза и общеобразовательных школ. На базе ИИГСО НГПУ в период 2000–2011 гг. подготовлено и проведено около 20 научных и научно-практических конференций высокого уровня – международных, всероссийских, региональных. По проблематике научной школы за эти годы опубликовано 5 авторских и 3 коллективных монографии, 12 сборников материалов конференций, а также 10 сборников научных трудов. В. А. Зверев выделяет следующие результаты деятельности научной школы: «Создана концепция участия русского старожильческого и переселенческого крестьянства в развитии и использовании социального (экономического, демографического, культурного) потенциала Сибири в XIX–XX вв. Созданы теоретические конструкты биосоциального образа жизни крестьянства, социокультурного образа страны и региона, начального этапа и основных вариантов демографической модернизации региона, досоветского этапа картографического изучения Азиатской России. Охарактеризованы формы социальной организации и образа жизни крестьянской семьи и сельской общины, организации и функционирования системы транспортных и торговых связей в досоветской Сибири».

В течение последних лет члены научно-педагогической школы являются руководителями и исполнителями различных научных программ, социально значимых проектов, получив соответствующие гранты (16 грантов). Под руководством Н. Н. Родигиной завершается работа по созданию двухтомного аннотированного указателя «Репрезентации Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начале XX в.». В результате выигранных конкурсов профессором Н. Н. Родигиной в 2009–2014 гг. сделаны доклады на международных конференциях по интеллектуальной истории, конференциях Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований в Оксфордском, Кембриджском, Брайтонском (Англия), Амстердамском (Нидерланды) университетах, в университете Сент-Эндрю (Шотландия), Европейском университете в Санкт-Петербурге и др. Ею опубликовано 5 статей в иностранных изданиях.

Содержание и научно-методическое обеспечение национально-регионального компонента исторического образования и профильного обучения истории разработаны и внедрены в общеобразовательных учреждениях Западной Сибири. В него входят учебно-методический комплекс «Сибирь: 400 лет в составе России», рабочая тетрадь «Путешествие с Городовичком по столице Сибири», методические пособия «Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории», «Устные исторические источники на школьных уроках истории», книга об Александре Ивановиче Покрышкине.

Коллектив исследователей имеет научно-общественное признание. УМК «Сибирь: 400 лет в составе России» номинировался на премию Правительства РФ в 2002 г. Комплексы учебно-методических изданий получили золотые медали на международных ярмарках «Учсиб-1999» и «Учсиб-2000». Проф. В. А. Зверев на юбилейной образовательной выставке «Учсиб-2002» стал лауреатом регионального конкурса «Через прошлое – к будущему» и был награжден медалью памяти проф. М. Н. Мельникова «за многолетнюю плодотворную деятельность по изучению и пропаганде культурных традиций Земли Сибирской». В 2011 г. он удостоен памятного знака мэрии «за большой личный вклад в воспитание талантливой молодежи города Новосибирска». Профессорам О. Н. Катионову, В. А. Звереву, доценту В. И. Баяндину Сибирским межрегиональным отделением Национального фонда «Общественное признание» присвоены звания кавалеров Золотого почетного знака «Достояние Сибири» в номинации «Наука и образование» за большой личный вклад в развитие исторической науки в Сибири.

Представители научно-педагогической школы удостоены государственных и ведомственных наград. Сотрудники научной школы являются членами авторитетных российских и международных исследовательских организаций: Российского общества интеллектуальной истории, Русского Географического общества, Российского общества историков-архивистов, Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований (BASEES) и Европейской ассоциации автобиографических исследований (IABA). Проф. В. А. Зверев – член редакционных коллегий ведущих всероссийских научных изданий из списка ВАК «Гуманитарные науки в Сибири», «Сибирский педагогический журнал». Он же и д-р ист. наук О. Н. Катионов являются экспертами Российского научного фонда и Российского гуманитарного научного фонда. Вместе с Н. Н. Родигиной они входят в диссертационные советы по отечественной истории и филологии (ИИ СО РАН, НГПУ, ОмГПУ), наряду с другими представителями школы выступают в качестве оппонентов по докторским и кандидатским диссертациям. НГПУ неоднократно назначался ведущим учреждением при защите докторских и кандидатских диссертаций по отечественной истории в советах Новосибирска, Омска, Барнаула, Томска.

Члены коллектива сохраняют традиции, заложенные учителем Е. И. Соловьёвой, вносят свой вклад в развитие коллектива, обеспечивая его мобильность по отношению к новым открываемым научным фактам и устойчивость к изменяющимся условиям.

В заключение отметим, что Екатерина Ивановна, обладая незаурядными личностными данными и широтой натуры, сумела направить их на служение Отечеству, студентам, коллегам и семье. Пройдя путь от аспиранта до заведующей кафедрой, проректора по научной работе, ректора НГПИ, доктора исторических наук, профессора, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, заслуженного работника высшей школы России, Екатерина Ивановна сохранила человечность, естественность в отношениях с людьми. За это ей огромная благодарность.

Ответом на все лучшие качества Е. И. Соловьёвой стала любовь близких и учеников, уважительное отношение окружающих, высокая оценка и признание со стороны государства. Жизнь Екатерины Ивановны Соловьёвой – это «живая история» личной судьбы человека и исторической науки. Термин «живая история» определяет не только многогранность и уникальность проявления биографии Екатерины Ивановны как целостного и емкого мира талантливого человека, но и линию жизни научной историко-педагогической школы НГПУ, созданной ею и успешно действующей в реальном времени истории.

Горьковская Зинаида Петровна, кандидат исторический наук, доцент НГПУ

Катионов Олег Николаевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, гуманитарного и социального образования, заведующий кафедрой отечественной истории НГПУ

Зверев В. А., Попова Е. Г. Наш дорогой Учитель // «Сибирь – мой край…»: проблемы региональной истории и исторического образования. Новосибирск, 1999. С. 3–10; Горьковская З. П. Соловьёва Екатерина Ивановна // Новосибирск: энциклопедия: дополнение, 2003. Новосибирск, 2004. С. 37; Лозовик В. А . Екатерина Ивановна Соловьёва: (биогр. очерк) // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве: (к юбилею проф. Е. И. Соловьёвой). Новосибирск, 2004. С. 3–7; Зверев В. А . Соловьёва Екатерина Ивановна // «Числюсь по России»: профессора и преподаватели кафедры отечественной истории НГПУ / авт.-сост. В. А. Зверев, К. Е. Зверева, Е. И. Косякова. Новосибирск, 2007. С. 122–128; Его же. Катионов О. Н . Из чего возникают мемуары: вместо предисловия // Соловьёва Е. И. Черные и красные штрихи судьбы: мои воспоминания «о времени и о себе». Новосибирск, 2010. С. 3.

Шиловский М. В. Штрихи к научному почерку Е. И. Соловьёвой // «Верить, любить беззаветно…». С. 112.

12 марта 2018 года ушел из жизни профессор - известный ученый, замечательный педагог, надежный товарищ и обаятельный человек

Известие о его без­временной кончине тя­жело отозвалось в наших сердцах, во всем акаде­мическом и экспертном сообществе.

Свою профессио­нальную жизнь Юрий Васильевич посвятил ведущим вузам Санкт- Петербурга. Он был среди тех, кто работал на фа­культете международных отношений СПбГУ с пер­вых лет его существования - преподавал на кафе­дре мировой политики, многое сделал, находясь на должности замести­теля декана по учебной работе. В период работы в Санкт-Петербургском государственном универ­ситете Юрий Васильевич дал путевку в жизнь многим талантливым студентам, был чутким наставником молодых ученых и умелым администратором, активно участвовал в общественной жизни коллектива нашего факультета.

Профессор Ю.В. Косов был известен и уважаем не только в России, но и за рубежом как авторитетный политолог-междуна­родник. Он - автор многочисленных монографий, учебников и статей по проблематике СНГ, Евразийского экономического со­юза, Балтийского региона - был ученым фундаментальных зна­ний и широкого кругозора, всегда открытым новому и способным самостоятельно генерировать оригинальные научные идеи.

В последние годы Юрий Васильевич работал заместителем директора Северо-Западного института управления РАНХиГС, но при этом не прерывал связей с факультетом международных отношений СПбГУ. Он преподавал ряд дисциплин по кафедре американских исследований, руководил научной работой аспи­рантов, был активным членом диссертационного совета, воз­главлял кадровую квалификационную комиссию факультета, все успевая, всем помогая и сохраняя при этом неизменно дру­жеские, доброжелательные отношения со студентами и колле­гами, поддерживая многие наши идеи и начинания.

Он прожил яркую жизнь, имел активную позицию, его отличали глубокая человечность, подлинная интеллигент­ность, высокий профессионализм, жизнелюбие и оптимизм.

Юрий Васильевич Косов родился 21 августа 1954 года в г. Ле­нинграде. Окончил Ленинградский технологический институт и аспирантуру философского факультета Ленинградского (Санкт- Петербургского) государственного университета. С 1996 по 2002 года работал на факультете международных отношений Санкт- Петербургского государственного университета, в т.ч. в должности заместителя декана. С 2002 года работал в Северо-Западном ин­ституте управления РАНХиГС (ранее Северо-Западной академии государственной службы).

Автор около 150 научных трудов, в том числе по исследова­нию актуальных проблем мировой политики, деятельности СНГ и ЕврАзЭС, и внешнеполитической стратегии России. За последние 5 лет Ю.В.Косов опубликовал в соавторстве две монографии, два учебника и четыре учебных пособия, которые вышли из печати, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Являлся заместителем главного редактора журнала «Управленческое консультирование», членом редакционной коллегии научных журналов «Евразийская инте­грация» и «Балтийский регион», экспертом Российского научного гуманитарного фонда (РГНФ) и Российского научного фонда (РНФ).

Награжден медалью в честь 300-летия Санкт-Петербурга, медалью ФСТЭК России «За укрепление государственной си­стемы защиты информации» и Почетным дипломом Зако­нодательного собрания Ленинградской области. В 2013 году Ю.В.Косову присвоено звание Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Светлая память о профессоре Юрии Васильевиче Косове - за­мечательном ученом, талантливом преподавателе, добром коллеге и прекрасном товарище - навсегда сохранится в наших сердцах!

17 марта 2018 года после тяжелой болезни скончался - один из ведущих ученых и политических аналитиков Санкт-Петербурга, в течение долгих лет преподававший в СПбГУ.

Безвременный уход Валерия Петровича бо­лью отозвался в сердцах всех, кто имел возмож­ность работать вместе с ним, в том числе в Уни­верситете. Соболезно­вания в связи с утратой выразили губернатор Георгий Полтавченко и председатель Законода­тельного собрания Пе­тербурга Вячеслав Ма­каров.

В.П. Островский со­стоялся как высокий профессионал, гармо­нично сочетая практиче­скую общественно-поли­тическую деятельность с исследованиями в сфе­ре современной полити­ческой истории и препо­даванием в ведущих вузах Санкт-Петербурга.

В общественно-политических и академических кругах, журналистском сообществе Северной столицы его экспертное мнение звучало уверенно и авторитетно, его статьи и высту­пления вызывали неизменный интерес и находили широкий отклик.

Отдавая должное творчески насыщенной, много­гранной деятельности Валерия Петровича в качестве де­путата Законодательного собрания Санкт-Петербурга в 1994-1998 годах и преподавателя РГПУ им. А. И. Герце­на в 1973-2005 годах, мы, универсанты СПбГУ, конечно же, с благодарностью и теплом будем помнить его как нашего дорогого коллегу - доцента кафедры европейских иссле­дований, а позже - кафедры международных отношений на постсоветском пространстве. Начав работу в универси­тете в 2005 году, Валерий Петрович очень быстро завоевал уважение и авторитет среди коллег и студентов как заме­чательный специалист в области политической истории России, прекрасный преподаватель и обаятельный чело­век. Его лекции, научные доклады и публичные выступле­ния вызывали неизменный интерес и всегда пользовались успехом.

И в последние годы, несмотря на тяжелое состояние здоровья, Валерий Петрович стремился на факультет - в студенческую аудиторию, на научную конференцию, на встречу с коллегами. Таким мы его и запомним - ши­роко эрудированным, неординарно мыслящим, стреми­тельным и остроумным - дорогим коллегой, учителем и другом.

Валерий Петрович Островский родился в Ленинграде в 1947 году. Отец его работал школьным учителем истории, мать - врачом-хирургом. В 1965 году Валерий Островский поступил в Педагогический институт им. А.И. Герцена на исторический факультет. Там же закончил аспирантуру и защитил диссертацию. В начале 70-х гг. после службы в армии начал преподавать в Педагогическом институте и отдала этому институт больше 30 лет своей жизни. В 1994 году Островский победил на выборах в Законодательное со­брание Петербурга, и до 1998 года работал в комиссии по экономической реформе. А с 2005 года Валерий Петрович начал преподавательскую деятельность на факультете меж­дународных отношений СПбГУ.

Валерий Островский - известный политический обозреватель петербургских газет «Дело», «Невское время», «Петербургский час пик» и др. В последнее время был обозревателем газеты «Петер­бургский дневник». В 2016 году получил премию «Золотое перо».

Валерия Островского знал практически весь Петербург. Его комментарии по политическим и социальным вопросам на городских телеканалах, на радио, в ведущих газетах всегда пользовались повышенным вниманием. Его слушали, к нему прислушивались.

Коллектив сотрудников Факультета международных отно­шений Санкт-Петербургского государственного университета

Иван Михайлович Стеблин-Каменский (1945-2018) . Окончил кафедру иранской филологии Восточного факультета Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета по специальности «иранская филология». Участвовал в археологических и этнолингвистических экспедициях в Таджикистане, на Памире, в Туркмении, в Туве, на Южном Урале, в Синьцзяне, в Киргизии и в Иране, работал учителем русского языка в сельской школе на Памире.

Был научным сотрудником Института восточных рукописей РАН, в 1995-2005 годах – деканом Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. С 2005 года был главным научным сотрудником Института лингвистических исследований РАН. Академик РАН.

Иван Михайлович Стеблин-Каменский - крупнейший специалист в области описания и истории иранских языков, этимологии, фольклора, религии и этнографии народов Памира и других иранских народов. Он автор более 200 работ, среди которых около 15 монографий, в том числе уникальный «Этимологический словарь ваханского языка». Работы Ивана Михайловича посвящены лексике, исторической грамматике и этимологии иранских языков и диалектов. Ему принадлежат переводы «Авесты» - священной книги зороастрийцев, а также поэтических произведений Омара Хайяма и Хафиза.

Лингвист, филолог, академик Николай Казанский

Иранистика исчезает на глазах – в этом ужас

Николай Казанский

Для Петербурга смерть Ивана Михайловича Стеблина-Каменского – это совершенно невосполнимая потеря, потому что это последний иранист, который занимался едва ли не всеми иранскими языками. Ученик, в первую очередь, Михаила Николаевича Боголюбова, который возглавлял факультет восточных языков в течение 35 лет, он получил правильную подготовку для работы с древними рукописями еще в студенческие годы.

Учился также у Александра Николаевича Болдырева, одного из крупнейших иранистов, сотрудничал с Владимиром Ароновичем Лифшицем, скончавшимся год назад – человеком, который изучал, по преимуществу, среднеиранские письменные памятники и языки. Работал также совместно с Александром Леоновичем Грюнбергом – в области памирских языков. Такой широты знания, какая была у Ивана Михайловича, в данный момент я не могу назвать ни у кого из иранистов. По крайней мере, в Петербурге.

У нас была мощная школа иранистики, к которой и принадлежал Михаил Иванович, и она на глазах исчезла. В этом ужас.

Есть талантливые и молодые ученые, но, как правило, они специализируются в какой-то одной узкой области. Но так, чтобы и переводить «Авесту» на русский язык, и составить «Этимологический словарь ваханского языка» (это один из языков Памира), и осуществить издание ваханских текстов с комментариями, и написать книгу, которую он защищал как докторскую диссертацию – «Культурные растения в памирских языках» – таких нет! Эта книга охватывала сельскохозяйственную лексику почти всех языков Памира.

Специализировался Иван Михайлович на ваханском, но знал и другие языки Памира, и общение с А. Л. Грюнбергом давало ему знание о многих редчайших языках Афганистана – они могли, например, обсуждать какой-то язык, который и существует только в одной долине этой страны! То есть у него была и широта практического знания языков, и научная фундаментальность.

Последняя его экспедиция, насколько я знаю, была вместе с академиком Анатолием Пантелеевичем Деревянко – они обследовали южный берег Каспия. Иван Михайлович ездил туда скорее как этнограф и переводчик.

Он участвовал в экспедициях в труднейших условиях. Кроме того, он был артистичным. Снимок, где он сидит верхом, на фоне гор, выглядит очень боевито и спортивно, как раз демонстрирует заложенный в нем артистизм.

Иван Михайлович Стеблин-Каменский

В общении он был простым и интересовался исключительно широко научными проблемами и окружающей нас жизнью. В том числе для его характеристики надо упомянуть, что он был глубоко верующим человеком. И не лишним будет сказать, что его дядя – священник, замученный в лагерях, был канонизирован в девяностые годы.

В научных изысканиях ему помогало то, что как настоящий ученый он видел не только поверхность фактов, но и пытался их осмыслить в более широком контексте. Конечно, способствовала этому семья. Его отец, Михаил Иванович Стеблин-Каменский, замечательный специалист по скандинавским языкам и литературе. В 60-е годы его книгой «Мир саги» буквально зачитывалась вся страна. В «Библиотеке всемирной литературы» (БВЛ) были его переводы и предисловия, но выходили и отдельные популярные книги. Его исключительно ценили во всей Скандинавии как редкого специалиста. Его подходы к основным аспектам лингвистики мало кто может повторить, мало кто на это способен.

Это круг людей, которые понимали, что наука – это не просто занятие чем-то небольшим, узким. Что то небольшое, чем они занимаются, – это призма, через которую можно увидеть нечто большее и усмотреть более глубокие связи явлений.

Можно сказать, что современная узкая специализация вымывает этот масштаб из науки, ведь проще описать то, что видишь, чем задуматься над тем, что это отражает в глобальном смысле.

Он был деканом Восточного факультета СПбГУ 10 лет, то есть два срока. И не был переизбран на третий срок. С моей точки зрения, это было неправильно. И когда это случилось, я от имени Института лингвистических исследований РАН имел возможность пригласить его и имел удовольствие получить от него согласие.

Причин его ухода было несколько. Но меня интересовали не эти причины, а его научная мощь и то, что его присутствие было важно для поддержания в институте традиций иранистики. Ужас в том, что мы сейчас теряем специальности. Романистика потеряна, иранистика на грани исчезновения.

Иван Михайлович Стеблин-Каменский

Для того, чтобы наука жила, надо, чтобы были долгосрочные проекты и свобода выбора – в частности, в области отбора аспирантов. Давайте называть вещи своими именами, это чудовищно непродуманное руководство наукой. Иранисты не рождаются каждый день! Родившегося в эту пятилетку надо хватать, пока он не уехал за границу!

Заведующий сектором Средней Азии Отдела Востока Государственного Эрмитажа, ученик Стеблина-Каменского Павел Лурье

Он некоторое время работал учителем в горной долине

На Восточном факультете я слушал у него разные курсы, и считаю его одним из своих учителей, хотя научный руководитель у меня был другой.

Но самое главное – это то, что мне удалось ездить с ним в экспедиции уже больше 20 лет назад – когда я еще был студентом, а он деканом Восточного факультета. Тогда удавалось получать гранты на исследовательские поездки студентов и преподавателей, и мне посчастливилось быть в числе этих людей. Мы были в Таджикистане, на раскопках Пенджикента. Вообще, раскопки в Пенджикенте начались в 1946, и Иван Михайлович там впервые появился еще студентом, и с тех пор ездил в Таджикистан регулярно.

Особенно много Иван Михайлович работал в Пенджикенте в 60-70- годы, и оставил там яркую память, хотя потом появлялся там эпизодически. Но до сих пор старожилы помнят и его повадки неординарного человека, и то как он организовывал быт, досуг, как он общался с местными рабочими на таджикском языке, причем брал самых неискушенных в русском языке, чтобы было максимально аутентично. Он сочинял песни, стихи, пьесы.

Он был человеком возрожденческого типа! Он принадлежал к великой плеяде ученых, которые сейчас уходят н глазах, и их некем заменить! Мы на днях сидели с коллегами на поминках, и вспоминали, когда была последняя кандидатская защита по иранистике в Петербурге, и пришли к выводу, что после 2010 года ни одной защиты не было! А ведь советская иранистика была сильнейшей, в послевоенные годы для иранистов всего мира было нормой читать по-русски! Русский язык был языком иранистики, несмотря на то, что страна была закрытой. Ленинград в 60-е был столицей иранистики, и в Ленинграде был сектор курдологии из 10 человек, а во всех университетах Европы было только по одному специалисту по курдскому языку.

Он некоторое время работал учителем в горной долине Вахан, собирал материалы по ваханскому языку. Это одна из горных долин Памира, и как это часто бывает, туда забрасывает архаику, которая там сохраняется, и которой нет на равнине. И языковая картина на Памире, как, кстати, и на Кавказе, или в Гиндукуше – характерный тому свидетель. Иван Михайлович занимался ваханским языком, который расположен был на границе Советского Союза и Афганистана в высокой труднодоступной местности, высота более 2000 метров, суровый климат. Он там работал учителем русского языка, в советское время ведь были существенные доплаты.

Это был человек с одной стороны очень разносторонний, и вместе с тем очень цельный. Он был необычайно ярким человеком, и в тоже время эта яркость была не просто распылена, а ориентирована на круг научных проблем.

Марианна Баконина, журналист, кандидат политических наук, ученица Стеблина-Каменского

Про него ходили легенды, а он собирал анекдоты про востоковедов

У нас он читал персидский язык. У нас все были яркие, на Восточном факультете преподавали иранисты, входящие в клуб иранистов мира! Тогда иранистика на Восточном факультете была мирового уровня, и он – из этой плеяды.

Про него ходила легенда, что он знает рецепт приготовления хаомы, магического напитка зороастрийцев. Но, если честно, я все уже по этому поводу сказала в своем тексте (речь идет о тексте М.Б. на ресурсе Мозгократия – прим.ред.)

Он возродил анекдот в классическом понимании этого слова, сам лично собирал анекдоты про востоковедов, и печатал их – сделал несколько сборников, их издавала Академия наук, первый сборник был опубликован в честь академика Бонгард-Левина, в 2003 году.

Это был действительно большой, великий человек, при этом совершенно не чопорный и не пафосный.