10.10.2019

Применение инновационных технологий в образовательном процессе. Использование инновационных методов на уроках технологии


Анализ работы «Использование инновационных технологий в ДОУ»

Смагина Татьяна Евгеньевна

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие. Изменившийся мир требует другого сознания, и нам, взрослым, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности. В связи с этим меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Одной из важных задач дошкольного образования является задача сохранения и укрепления здоровье детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

В этом мне помогают здоровьесберегающие технологии. Я стараюсь применять здоровье сберегающие технологии в различных видах деятельности. Чтобы дети с удовольствием выполняли утреннюю гимнастику, я провожу её в игровой и тематической форме.

Для профилактики усталости в режимные моменты включаю упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры.

На прогулках предлагаю подвижные игры не только с бегом, но и с лазаньем, метанием и бросанием. Очень полюбились детям такие игры как «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Медведь и пчёлы»,«Горелки», «Классы» и другие. Любят дети играть и в спортивные игры: «Футбол»,«Волейбол», «Баскетбол», «Бадминтон».

Летом дети с удовольствием катаются на самокатах, велосипедах, зимой на санках и лыжах.

В своей работе я использую музыкотерапию. Прослушивание классической музыки, засыпание под музыку, выполнение движений под музыку, помогает корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние.

В группе мною создан центр «Здоровье». В нем есть атрибуты для спортивных игр: мячи,скакалки, флажки, мешочки для метания, кегельбан, кольцеброс, альбомы с иллюстрациями летних и зимних видов спорта, диски с мультфильмами о спорте, а также нетрадиционное спортивное оборудование изготовленное с помощью родителей: гантели; дорожки для хождения босиком; оборудование для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, настольные игры на спортивную тематику «Спортивное лото», «Витамины»,«Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Хоккей», «Волейбол», «Футбол»; игры на развитие дыхания «Воздушный волейбол».

Для того чтобы родители посмотрели на здоровье детей по-другому я размещаю на информативных стендах плакаты, стенгазеты, папки передвижки, освещающие вопросы профилактики болезней «Босиком от болезней»,«Золотые правила питания», «Правила здорового образа жизни», «Крепкие и здоровые зубы с детства» и др.

Родители с удовольствием участвуют в физкультурных досугах, спортивных праздниках, туристических походах, акциях,посвящённых здоровому образу жизни.

Технология проектной деятельности - это новая образовательная технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность воспитанников, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении ииспользовать эти знания для создания новых объектов действительности, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В своей работе я использую творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать «Огород на окне», «Наша клумба», «Мир еды», «Магниты»,«Волшебница вода»;ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи ««Космонавты», «МЧС», «Защитники Отечества», «Безопасная дорога»; информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т. д. «Красная книга природы», «Необычный мяч», «Мой лучший друг»,«Необычный космос».

Работа над проектом включает деятельность детей, педагога и родителей воспитанников. При составлении плана работы с детьми над проектом я стараюсь заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход, развивать творческое воображение и фантазию детей, творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Технология проектной деятельности саду позволяет мне лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир каждого ребенка.

Технология исследовательской деятельности в детском саду помогает сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. С помощью исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать, становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.

Дети любят экспериментировать всегда, везде и со всем, используя для этого любой материал, любое время года. Мои дети не являются исключением.

С целью развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, формирования умения обследовать предметы мною был создан центр экспериментирования. В нём появились: - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы Провожу эксперименты: с водой, воздухом, магнитом, песком, снегом, тестом. Например, спеском: «Песочные часики», «Сыпучий песок» или «Свойства мокрого песка». Так же сбумагой: «В Царстве бумажной королевы», «Свойства бумаги»; водой «Волшебная капелька», «Какая бывает вода»; магнитами «Свойства магнита», воздухом, солнечным светом, тканью, мехом и т. д.

В результате использования в своей работе исследовательской деятельности у детей возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стали стремиться получить результат при достижении поставленной цели. У детей улучшилась речь. Они стали выражать свои мысли, правильно строить предложения, составлять связные творческие рассказы.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает качество дошкольного образования.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Информационно - коммуникативные технологии помогают мне:

1. Подбирать иллюстрированный и познавательный материала к занятиям и материал для оформления стендов группы, уголка для родителей. В этом мне помогают детские познавательные сайты «Дошкольник», «Дошколёнок», «Кошки- мышки»», «Солнышко»,«Мир деток» и др.

2. С помощью компьютера я могу смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) .

3. Создавать презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мною были созданы презентации «Необычный космос»,«История Олимпийских игр», «День рождение деда Мороза», «Профессии», «Животные жарких стран» и т. п. Использовать презентации на родительских собраниях «Наша жизнь в детском саду», «Как мы готовились к встрече Нового года» и др., совместных мероприятиях с родителями и детьми «Наши мамы», «Зимняя Олимпиада в г. Сочи».

4. Обмениваться опытом, знакомиться со сценариями праздников и других мероприятий,наработками других педагогов России и зарубежья.

5. Знакомиться с периодическими печатными изданиями в электронном виде.

6. Постоянно повышать свою квалификацию в Педагогическом университете «Первое сентября», дистанционно проходя курсы повышения квалификации.

7. Участвовать в международных и всероссийских конкурсах для детей и педагогов в сети интернета.

8. Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. В нашем детском саду создан свой сайт.

Родители могут свободно зайти на него, узнать новости о жизни детей в ДОУ, посмотреть отчёты о прошедших мероприятиях, получить консультацию по интересующей их теме и т. д.

Но каким бы положительными, огромными потенциалами не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации воспитателей; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий воспитанниками; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; повышение качества обучения и воспитания.

Основу туристической индустрии составляют туроператоры и турагенты, занимающиеся туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров; предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса. На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и др.).

Турагент - физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.

Основными направлениями инновационной деятельности туристских предприятий являются: использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг; использование новых туристских ресурсов; изменения в организации производства и потребления туристских услуг; выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг.

Использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг. Туристские предприятия успешно используют компьютерную технику и специализированные компьютерные технологии для делопроизводства, ведения учета технологических операций с клиентами и партнерами.

В туристском бизнесе активно используются возможности Интернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме.

Да, несомненно, инновации в технологии, компьютеризация туристических фирм значительно облегчают их работу, дают им возможности для развития туристического бизнеса, но для того чтобы «выжить» в конкурентной среде туристические агентства и туроператоры активно внедряют в свою работу и продуктовые инновации. Все чаще появляются новые, неизведанные туристические предложения, которые привлекают все больше потребителей. Поездки к морю, круизы на комфортабельных лайнерах и прочие радости отдыха уже не прельщают некоторых изощренных в досуге туристов. Им подавай что-нибудь необычное, экзотическое, чтобы за сердце трогало. Сотни тысяч отдыхающих едут, чтобы вогнать в свою кровь лошадиную дозу адреналина, чтобы испытать тяготы и лишения, чтобы окунуться в тайны земли и населяющих её народов, обогатиться во время отдыха не загаром, а интеллектом. Это - любители специфических видов туризма: экстремального и нетрадиционного. И турфирмы стараются, фантазируют. Потому что за дрожь в сердце богатые клиенты готовы выложить кругленькую сумму.

Что же понимают туроператоры под словосочетанием «необычный туризм»? Обычно это нестандартные туры в экзотические и экологически чистые природные резервации, связанные с необычными путешествиями и нетрадиционными транспортными средствами. Участие в таких турах предусматривает определённую физическую подготовку и мастерство участников. В упрощенном виде, нетрадиционные виды туризма - это такие виды рекреационной деятельности, которые не типичны для данной местности.

Среди наиболее популярных нетрадиционных видов туризма специалисты выделяют приключенческий туризм (например, прогулка по африканским джунглям), культурно-познавательный туризм (Великобритания и Новая Зеландия уже предлагают туристам посещение своих полярных станций в Антарктиде). Отмечается активный всплеск интереса к экотуризму и всем его разновидностям: агротуризму, или туризму в сельской местности, "фермерскому", "зеленому", "пляжному", "природоохранному" туризму и т. д. В последнее время большой популярностью у европейцев пользуется посещение национальных заповедников. Наконец, одним из наиболее перспективных проектов специалисты называют сооружение искусственных миров отдыха. Один такой уже существует в Японии - парк Сигалия. Он рассчитан на 10 тысяч человек и помимо прочих удовольствий предлагает отдыхающим понежиться на райском пляже длиною 140 метров, оборудованном самой современной системой искусственной подачи волн.

Если рассмотреть к примеру космический туризм. А ведь согласитесь, лет 20 назад у нашего человека отношение к космонавтике, спутникам, кораблям, да и полетам в космос было несколько иным, совсем не таким, как сегодня, в ХХI веке. Скептики объясняют это явление тем, что для миллионов землян запуски челноков, достижения отечественных и зарубежных ученых в этой сфере перестали быть чем-то грандиозным, то есть мы ко всему этому просто привыкли.

В минувшем тысячелетии мечтать о космических авантюрах для всех и каждого могли лишь дерзкие романтики, писатели и продюсеры фантастических фильмов. А как же иначе - технических решений для воплощения в жизнь подобных идей и в помине еще не было, а если бы и были, то массовостью такие путешествия похвастаться уж точно не смогли бы. Время шло, и вот, несколько лет назад об этом снова заговорили. Интерес общественность начали подогревать заявления ученых и инженеров о том, что совсем скоро увидеть Солнце и Луну в иллюминаторе космического корабля сможет практически каждый желающий. И для этого вовсе не нужно быть мультимиллионером, пользоваться какими-то там связями, то есть летать в космос только благодаря тугому кошельку или поддержке влиятельного дядюшки.

Обещать и строить оптимистичные прогнозы может каждый, а вот подтвердить свои слова результатами удается не всем. Постараемся сегодня разобраться, быть космическому туризму или нет, есть ли будущее у этого вида бизнеса и стоит ли нам, простым смертным, верить в то, что скоро заветные мечты детства десятков тысяч землян побывать на орбите Земли осуществятся.

Итак, что же такое космический туризм? Для начала дадим определение этому понятию. Под термином «космический туризм» подразумевается возможность человеку или группе людей отправиться в путешествие в космос (туда и обратно, конечно же) за определенную плату. Схема проста: мы платим деньги, проходим курс подготовки и отправляемся в полет. Здесь не нужно морочиться с пунктами обмена валюты, изучать иностранный язык, обивать пороги консульств и брать с собой карту. Какая-то сотня километров и вот она, наша планета, такая, какой видеть ее удавалось не многим. А ведь согласитесь, звучит действительно заманчиво - поглазеть на человечество свысока и покувыркаться в условиях нулевой гравитации.

28 апреля 2001 года был запущен космический корабль «Союз ТМ-32» с первым космическим туристом на борту Денисом Тито. 21 июня - впервые за 40 лет существования NASA, представители агентства провели социологический опрос жителей США, в ходе которого им удалось определить уровень заинтересованности и отношение общества к космическому туризму.

Кроме того, в «меню» агентств, работающих в сфере космического туризма, могут входить следующие «околокосмические» сервисы или услуги:

  • · Возможность ощутить все преимущества и недостатки невесомости - в США, к примеру, такое удовольствие до недавних пор стоило немного больше $3500 (полет на самолете по параболической траектории);
  • · Полеты на самолете на экстремальной высоте. Один из примеров - за 24 тысячи долларов посмотреть на мир с высоты 36 км из кабины МиГ-25 или МиГ-31 FoxHound;

В Молдове все чаще появляются туристы, которые выбирают новые, неизведанные туры.

В октябре 2010 г. завершилось первое в истории кругосветное путешествие жителя нашей страны. За полтора года Геннадий Шатов (известный еще как FILOSOF) не просто объехал на своем мотоцикле всю планету. Он в одиночку прошел 100 000 км по самым протяженным линиям всех обитаемых континентов Земли. В полной мере до него такой маршрут не поддавался еще ни одному байкеру в мире. Еще один национальный герой- Андрей Карпенко, первый житель Молдовы, покоривший Эверест. В Республике Молдова совсем мало тех, которые предпочитают новые виды туризма, в основном люди предпочитают традиционный отдых в Турцию, Болгарию, Румынию летом и горы зимой. Необыкновенные туристические предложения это не просто нововведение, это сложный и долгий инновационный процесс, который требует немало времени и средств. Пока этим занимаются только несколько туристическо- спортивно клубов, но главное, что первые шаги уже сделаны.

Для эффективной работы туристического предприятия и управления инновационными процессами необходимо грамотное использование инновационного менеджмента и маркетинга.

Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся ресурсов и обязательное внедрение всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджменту предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление, создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновации в большей степени является искусством, чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера.

Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций, таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль) основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояние сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем, изучение самой специфики инновционого процесса.

Туристический маркетинг имеет свою специфику. Он представляет собой комплекс определенных функций, осуществляемых туристической компанией в целях расширения рынка сбыта ее туристического продукта и услуг. Маркетинг туристический- это сфера деятельности туристических организаций по разработке новых, более эффективных видов туристическо- экскурсионных услуг, а так же по производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества турпродукта и учета процессов на мировом рынке туристических услуг. Туристический маркетинг преследует основные цели:

  • 1) сохранение традиционного рынка;
  • 2) развитие и увеличение нового рынка;
  • 3) уменьшение влияния сезонности.

В туристическом бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний сезон и календарные праздники) , «низкий сезон» («бархатный сезон» , весенние туры), и «мертвый сезон» (остальное время года). Так вот, основная задача туристического маркетинга- приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хотя бы отчасти воскресить « мертвый сезон». После правильно проведенного маркетинга, разработки проекта и внедрения его жизнь, т.е. доведения его до потребителя, следует оценить социальную эффективность инноваций (насколько они отвечают потребностям общества).

В масштабах конкретной туристической фирмы или культурно- сервисной организации реализуется единство его технических, интеллектуальных и коммерческих возможностей. При нововведениях изменяется характер и условия труда. Полученные в результате реализации нового туристического продукта, изменения определяют социальную цену нововведений. . Инновационная сфера в данном случае случае туристическая в идеальном варианте должна иметь инновационную структуру(национальные парки, культурно- развлекательные центры, гостиницы, загородные клубы, дороги, транспорт).

Все выше описанное представляет собой некий инновационный процесс, т.е. совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организованных мероприятий, приводящих к нововведению. Таким образом, можно сделать выводы, что и утризм и инновационная деятельность в Молдове развиты слабо. Число туристов с каждым годом всем еьше и меньше, а инновационные процессы пока еще не нашли своего эфективного примения. Развитие ииноваций и инновационных процессов поставят туризм Молдовы на новый путь развития. Для этого необходимо участие как и государства, так каждого туристичестического предприятия. Каким образом боротьсяс пролемами туризма в стране и какие необходимы для этого нововведения мы рассмотрим в следущей главе.

“Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить”.

Дистервег Л.
(немецкий педагог – демократ)

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

  • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
  • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.

Это особенно актуально для такого школьного предмета как история. Современное историческое образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Происходит осознание того, что история – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.

Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

А так же элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;
– интерактивные методы.

Это обусловлено самой спецификой преподавания истории на современном этапе, когда меняются оценки тех или иных событий, исторических деталей, персоналий. В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.

Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:

– улучшает владение теорией;
– учит правилам ведения дискуссии;
– развивает коммуникативные навыки;
– развивает аналитическое мышление;
– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

При подготовке к ЕГЭ, работая над написанием эссе, а так же при обобщении материала на уроках я использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:

П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).

Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть ими мне пришлось получить диплом оператора персонального компьютера, пройти курсы “Интел – обучение для будущего”, курсы “Интернет-технологии учителю – предметнику”. Преимущества ИКТ:

– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.

Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся. ИКТ эффективно используются при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации.

Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах.

Создают учебные проекты.

Занимаются научно-исследовательской деятельностью. Так на протяжении трех лет мои ученики являются призерами Международной конференции интеллект-фестиваля “Политика вокруг нас”, победителями региональной научно-исследовательской конференции “Инициатива молодых”, победителями регионального конкурса исследовательских работ “Права человека глазами ребенка”, победителями районной научно-практической конференции “Я и мир вокруг”, победителями “Деревягинских чтений” и других конкурсов и конференций различного уровня.

На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы.

Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.

Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности. Учащиеся создают учебные проекты, а так же различные социально – значимые проекты. Например, в рамках районного конкурса вакансий на замещение главы Муниципального образования. Проект “Выборы президента – выбор пути развития страны” занял 3 место на международной конференции “Политика вокруг нас”, социальный проект “Почему умирают деревни” – 1 место на региональной научно – практической конференции “Инициатива молодых”.

Учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов, уроков-аукционов. Например, в ходе проведения урока – конференции “Молодежь голосует за”, на который учащиеся, разбившись на группы, подготовили проекты будущего развития страны в условиях победы на президентских выборах кандидатов от разных партий и даже предложили создать свою партию “Молодежь России”.

“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она чаще используется мною на уроках обществознания и во внеурочной деятельности во время занятий клуба старшеклассников “Я – гражданин России” и позволяет добиваться таких образовательных результатов, как

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение критически осмысливать полученную информацию;
  • умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;
  • умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;
  • способность брать на себя ответственность и принимать решения

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на уроках истории, обществознания, но и других гуманитарных дисциплинах, укрепляют межпредментые связи.

Еще одной специфической чертой исторической науки является то, что объектом познания здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя истории научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить умение встать на место человека той эпохи, определить. Как бы каждый из нас поступил в тот или иной исторический момент. В этой связи я считаю целесообразным использовать в своей работе методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Применительно к процессу исторического познания под эмпатией следует понимать способность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху. Эмоционально окрашенные рассказы учителя, коллективное обсуждение, совместные выводы надолго запоминаются и стимулируют интерес учащихся к истории, что повышает мотивацию к учению и приводит к высокой результативности работы учителя.

На своих уроках я использую такие виды заданий как:

– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
– сочинение от первого лица.

В 5–8-х классах я практикую уроки-выставки, уроки – аукционы на которых учащиеся представляют выполненные своими руками макеты предметов, символизирующих ту или иную эпоху. Для выполнения этой работы учащиеся обращаются за помощью к своим родителям, знакомым, учителям технологии, руководителям кружков и секций, ищут дополнительный материал в различных источниках. Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение, способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в результатах деятельности учащегося.

Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования : учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Большое значение имеет овладение и широкое применение ИКТ в учебном процессе. В рамках приоритетного национального проекта “Образование” в этом учебном году в школу поступило оборудование для кабинета истории. Оно включает персональный компьютер, мультимедийную приставку, экран, комплект ЭОР по истории России, Всемирной истории и обществознанию, комплект дисков с картами для интерактивной доски, комплект карт по всем периодам Российской и всемирной истории, атласы, контурные карты, комплект учебной литературы. Все это создает дополнительные возможности для повышения качества образования и использования инновационных технологий в обучении. Но все же одного компьютера на класс явно не достаточно, например, при подготовке к ЕГЭ, к централизованному компьютерному тестированию, на уроках где идет создание учебных проектов, участвуем в дистанционных олимпиадах и т. д. Определенные трудности возникают с недостатком Интернета. Он подключен только в кабинете информатики, который постоянно перегружен. А при подготовке к урокам, выполняя научно-исследовательские работы, проекты Интернет просто “необходим как воздух”. Поэтому необходимо все компьютеры школы подключать к Интернету. Эта потребность, продиктованная нашим бурно развивающимся временем.

О результативности моей деятельности можно судить по успехам учеников. За последние 3 года качество образования по истории составило в среднем 74 %, при 100% уровне обученности, по обществознанию соответственно 76% и 100%.

С каждым годом возрастает количество абитуриентов, сдающих при поступлении историю или обществознание. Особо хочется отметить, что ежегодно выпускники успешно сдают вступительные экзамены по данным предметам на бюджетные места (около 50 % от всех поступивших), что свидетельствует о высокой подготовке и качестве полученного образования.

Сейчас часто можно услышать об инновационных технологиях. Этот термин муссируют то тут, то там. И это не удивительно, ведь мы живем в эпоху настоящей научно-технической революции. Давайте же разберемся, что они собой представляют, как развиваются и насколько актуальным является их применение.

Общая информация

Мы живем, пожалуй, в наиболее интересный период человеческой истории. Развитие технологий приобрело экспоненциальную форму, а не линейную, как было раньше. Изучение знаний в сфере новейших технологических направлений, управление всеми проектами и организация необходимых процессов – этим занимается наука инноватика. По сути, предмет обсуждения имеет тренд на удовлетворение потребностей людей в современном мире, как насущных, так и общественных.

Нередко инновационная технология затрагивает огромное количество проблемных вопросов. Их характерной особенностью является новизна в сфере мировых трендов. Причем часто это относится не только к технической составляющей, но и к процессам управления и координации труда. Этот термин применяется не просто для чего-то нового или необычного, а того, что сможет кардинально увеличить эффективность определенной сферы.

Использование инновационных технологий приводит к повышению качества выпускаемой продукции, совершенствованию производственной сферы. Это предполагает наличие целостного комплекса мероприятий и организационных наработок, позволяющих улучшить процесс разработки, производства, эксплуатации и обслуживания, а также, в случае необходимости, проводить ремонт и восстанавливать объект интереса с оптимальными характеристиками и разумными затратами. Все это приводит к эффективному использованию не только материальных и экономических, но и социальных ресурсов.

Классификация

Здесь очень многое зависит от позиции взгляда. Так, если ориентироваться по процессам новшества, то выделяют технологии:

  1. Радикальные или базисные. Это относится к масштабным изобретениям и открытиям, благодаря которым начинается уникальная тенденция развития технического прогресса или формируются современные поколения (техники, решений и так далее).
  2. Инновации среднего потенциала.
  3. Частичные или модификационные изобретения. Используются для изменения устаревших технологий, техники, организационных процессов.

В зависимости от масштаба и отраслевого применения:

  1. Инновации в рамках предприятия.
  2. Межотраслевые.
  3. Региональные.
  4. Отраслевые.

В зависимости от факторов, которые привели к возникновению инноваций:

  1. Стратегические. Решение об их внедрении принимают с опережением, имея прямой умысел получения конкурентного преимущества в определенной временной перспективе.
  2. Реактивные. Используются для поддержания состояния предприятия после внедрения инновационного решения конкурентами.

В зависимости от характера реализованной инновации:

  1. Экономические.
  2. Социальные.
  3. Экологические.
  4. Интегральные.

О подготовительном аспекте


Инновационные технологии в работе, как правило, представлены в виде полноценных систем. В связи с этим встает вопрос о целесообразности выделения процессов и исследовании разработок. По сути, инновационная технология – это внедрение чего-то нового в уже функционирующую зону ответственности, установлений в данной сфере и начало изменений в этой области. То есть в нее включено внедрение новшества и его реализация. Успешность развития инновационных технологий связана с определенной совокупностью выполняемых работ, которые и позволяют появиться и продемонстрировать результативность деятельности. При этом весь процесс можно разделить на такие этапы:

  1. Научная деятельность и осуществляемые в ее рамках разработки, которые нацелены на получение новых знаний. Их используют для констатации открытия или нового изобретения.
  2. Проектные работы и процессы, которые должны позволить создать новые технологические инструменты в данных условиях. При этом внимание уделяют целесообразности действий и принимаются необходимые решения для достижения установленной цели.
  3. Большую роль играют и инновационные технологии обучения, позволяющие получить нужные знания, а впоследствии и опыт, необходимые для воплощения проекта в жизнь.

Как выглядит реализация нововведения?


В данном случае выделяют три основных этапа:

  1. До реализации. В этом случае подыскиваются пути определения проблемных зон, составляется план претворения в жизнь инновационного решения.
  2. В момент реализации переосмысливаются полученные ранее знания и осуществляется моментальная доработка во время выполнения проекта. По мере появления ситуационных особенностей для них разрабатываются уточнения, позволяющие достичь оговоренной цели.
  3. После реализации запускают диагностический процесс, который сопоставляет все полученные параметры с плановыми и позволяет судить об успешности новшества.

При этом все большую актуальность приобретает управление. Ибо воспроизвести что-то или создать не так уж и сложно. Вопрос в том, сколько времени, сил и ресурсов будет потрачено на это. Эффективная модель управления позволяет разумно распоряжаться всем этим и выигрывать как в качественном, так и в количественном аспекте. Успешная реализация инновационной технологии отличается гибкостью, мобильностью, скоростью и даже проворностью действий. Причем не важно, где именно она реализуется – в банковском секторе или сфере образования, медицине или где-то еще. Давайте рассмотрим пример, затрагивающий всех. А именно инновационные технологии обучения.

Образовательная сфера

Главный приоритет и важнейшая ценность человечества – это качественные и полезные знания, позволяющие эффективно действовать в современном обществе и успешно конкурировать с другими представителями социума за положение и привилегии.

При этом огромную роль играют инновационные педагогические технологии. То есть важны не только знания, но и их подача, а также закрепление в разуме людей. И здесь на помощь приходят средства мультимедиа и интерактивные инновации.

В обиходе для обозначения цели движения используется термин «умная школа». Причем под этим подразумевается не только оснащение компьютерами и проекторами, но и применение новых подходов к ученикам, создание более гибкой системы взаимодействия с ними. Инновационные технологии в образовании не исчисляются только теми, что представлены в школе. Просто на нее делается наиболее весомый общественный акцент.

Кроме нее, внимание получает, пускай и в несколько меньшей мере, детский сад, профессиональные училища, а также высшие учебные заведения. Какие есть инновационные технологии в ДОУ? Здесь так просто ответ не дать. Ибо если говорить кратко, то следует выделить информационно-коммуникационный, здоровьесберегающий, исследовательский, личностно-ориентированный и игровой аспекты.

Вспомогательная электроника


Для многих техника – это то, с чем приходится взаимодействовать посредством рук. Но не всегда так. Есть такая инновация, как нейрокомпьютерный интерфейс – по сути, нейронная система, которая предназначена для обеспечения свободного обмена информацией между мозгом человека и электронным устройством с другой стороны. Она позволяет управлять техникой с помощью силы мысли.

Сейчас ведутся успешные исследования и изыскания, позволяющие разобраться с параличом рук, ног, проблемами с глазами и рядом иных значительных недугов.

Кроме этого, электронные устройства могут быть использованы для контроля работы человеческого организма, его состояния и самочувствия. Например, маленькие наушники, вложенные в ушную раковину, позволяют считывать показатели работы сердечно-сосудистой системы. Есть даже небольшие датчики, выглядящие как временная татуировка, но позволяющие контролировать осанку тела, а также осуществлять процесс лечения. Тактильные электронные подошвы при необходимости укажут нужное направление по сигналу глобальной системы позиционирования, оповестят о нем человека с помощью вибрации.

Прогресс в материаловедении

Актуальным является получение необходимых веществ из немыслимых ранее источников. А если вспомнить еще о создании совершенно новых материалов! Как сильно перевернуло мир одно только использование пластиков. Сейчас, правда, более актуальным является разработка и использование новых композитных материалов. Ученые работают над созданием сверхлегких наноструктурированных волокон, которые при этом будут обладать высокими качественными характеристиками (прочность, тягучесть и тому подобное).

Новые композитные материалы позволяют создавать технику, которая потребляет меньше топлива, менее токсична и обладает целым рядом иных преимуществ. Они используются в автомобилестроении, космических кораблях, гидроэлектростанциях и тому подобных разработках.

Кроме этого, можно в качестве примера упомянуть и об извлечении металлов из концентрата морской воды. Многим известна такая мировая экологическая проблема, как уменьшение количества пресной жидкости, которую может употреблять человек. Искусственное опреснение позволяет исправлять эту проблему, но данная технология пока имеет существенные недостатки, а также проблемы в сфере экологической практики. Так, например, необходимы большие затраты энергии. К тому же получается значительная концентрация соляного раствора, с чем тоже необходимо что-то делать. Если его возвращать в море, то это грозит обернуться проблемой в силу существующего негативного воздействия на фауну и флору Мирового океана.

И инновационное решение было найдено – из этого концентрата научились извлекать важные и необходимые для человека минералы и вещества: магний, уран, калий, литий, соду. Отдельно стоит сказать о разработке методов получения золота из морской воды. По расчетам, запасы этого материала поистине огромны: около 8-10 миллиардов тонн! Иными словами, по текущим ценам с лихвой хватит, чтобы сделать каждого человека на этой земле миллионером.

Продвижение в сфере медицины


В первую очередь следует вспомнить о фармакологии из нитей РНК. Ее суть – создание вакцинных препаратов из малых сетей молекулярного состава рибонуклеиновой кислоты, позволяющих восстановить иммунитет пациента. Кроме этого, таким образом можно исследовать вирусный или бактериальный белок.

Еще одна инновация – это создание совершенных пробиотиков, которые позволяют поддерживать человека в состоянии нормального баланса. Кроме этого, следует отметить и существенные качественные изменения.

В качестве очередного примера можно привести мобильные ДНК-лаборатории. Ранее диагностическое исследование цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты осуществлялось в больших стационарных комплексах и занимало сутки. Сейчас этот процесс может быть пройден за несколько часов в настольной лаборатории.

Инновационная технология – это и цифровой цитоскоп. Так, его адаптер связан с облачным хранилищем, где находится база данных, по которым проверяется сердцебиение и легочное дыхание больного. Все полученные данные рассматриваются аналитически. И даже более – они могут быть переданы на смартфон. Благодаря этому можно поставить диагноз в краткие сроки и назначить правильное и своевременное лечение.

Космические технологии


Куда без этого пионера научной деятельности, подарившего множество преимуществ рядовым жителям? Космические программы изменяли положение человека и до сих пор активно влияют на него. Можно вспомнить о новых подходах к изготовлению пищи, материалов и многое другое.

Причем в этом участвуют не только государственные структуры, но и различные ООО «Инновационные технологии», то есть и частный сектор. И это, безусловно, хорошо. Ведь если все сконцентрировать в одном государственном учреждении и назвать его центром инновационных технологий, то постепенно из-за потери соперничества и конкуренции исследования замедлялись бы. К тому же частные компании могут попробовать иные схемы деятельности, подходы к кадровой политике и многое другое, не будучи ограниченными бюрократией чиновников.

Заключение


Технология инновационных процессов (их возникновения, становления, реализации) изучена весьма хорошо. Это позволяет облегчить дорогу тем, кто идет по сему пути. Следует отметить, что все это не берется с нуля. Первоначально есть дети, которые увлекаются наукой и различными техническими разработками. Они много обучаются и практикуются. Например, запускают самодельные ракеты, которые взлетают вверх на несколько десятков метров. Затем идут получать высшее образование, поступают или организовывают конструкторское бюро и только лишь затем создают новые разработки, которые понесут человечество ввысь. То есть, чтобы были люди, способные создавать и воплощать инновационные технологии, об этом необходимо заботиться с самого рождения человека, прививать любовь и интерес даже самым маленьким. И такие вложения сторицей окупятся.