10.10.2019

Актуальные проблемы российского образования. Образование для успешной жизни: реалии и перспективы


Отечественные реалии в образовательной сфере

Статистика свидетельствует о том, что из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны принять лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров-управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона, но устроиться по специальности смогут далеко не все.
Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения (МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный университет - Высшая школа экономики и некоторые другие авторитетные вузы), с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться.
Кроме того, образованию в Российской Федерации не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта Образование. Следует отметить, что органы государственной власти не смогут справиться с возникшими трудностями самостоятельно, поскольку сложившаяся ситуация требует вмешательства бизнес - структур.
По словам заместителя министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты.

Позитивной тенденцией в сфере образования явилась разработка законопроекта О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) , поскольку частично снизилось усугубление произошедшего разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой ввиду функционально неполного законодательства, по существу не предусматривающего участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования.
Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная, - убеждена заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В. Н. Иванова.
Что касается форм взаимодействия системы образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание должно быть привлечено к созданию эффективной оценки образовательного уровня, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов.
Среди вышеперечисленных мероприятий особое внимание в настоящий момент уделяется образовательному кредиту. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, бизнес может принять в данной ситуации непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе. Такое кредитование пока будет осуществляться в экспериментальном режиме лишь в нескольких вузах.

Таким образом, требуется проведение значительных реформ в области образования и законопроект О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) является ключевым фактором в проведении данных изменений.

Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе самым непосредственным образом касается многих родителей, а также учителей начальных классов, которые сталкиваются с ней постоянно.

Адаптация традиционно трактуется как приспособление к той или иной среде, обстановке, ситуации, той или иной деятельности и т.д. Представляется, что термин «приспособление» не совсем точно отражает суть понятия «адаптация», поскольку приспособление подразумевает пассивное отношение к действительности. Более точным синонимом термина «адаптация к школе» было бы словосочетание «включение в школьную жизнь» (инкорпорация), предполагающее активную деятельную позицию.

«Ваш ребенок ворует»! Подобный приговор учителя производит на родителей эффект разорвавшейся бомбы. «Я плохой воспитатель», «а что подумают обо мне другие, если узнают», «как стыдно перед учителем» - эти мысли фейерверком пролетают в голове у растерянных взрослых, и реакция, зачастую, незамедлительна. Отец достает ремень, мать в слезах начинает взывать к совести ребенка. И тут, прежде чем родители применят радикальные методы воспитания, на помощь должен прийти педагог или психолог, который поможет ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват, и что делать?»

Ребенок - существо разумное,
он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Януш Корчак

Как один день промчались три самых беззаботных месяца в году, подарив яркие приключения, фантастические открытия и незабываемые знакомства. И совсем скоро календарь перелистнет последнюю страничку лета, чтобы начать отсчет нового учебного года. Многим знакомо то волнительное чувство, которое испытываешь, когда на плечиках весит отглаженная форма, а в вазе ждет своего торжественного часа букет хризантем. Ночь перед 1 сентября длится бесконечно долго, а будильник в это утро звенит особенно приятно. Примерно такие эмоции переполняют учеников после летних каникул накануне первого школьного дня.

Сегодня в учебном плане многих российских школ можно встретить загадочный предмет под названием «валеология». Он не входит в категорию обязательных общеобразовательных дисциплин, но включен в разряд вариативной составляющей учебного процесса. Это значит, что валеология может преподаваться в школе, на основании решения педагогического совета. Цели и задачи данного школьного курса, декларируются как манифест здорового образа жизни ребенка. На практике же, на этих уроках происходят самые разные невообразимые вещи: начиная со знакомства с оккультными учениями и практиками, и заканчивая медитацией и вхождением в состояние транса.

Кто ропщет на своих учителей,
для тех в сто раз ученье тяжелей
Фирдоуси

Школа – это место, где ребенок проводит половину своей жизни. Здесь он не только получает новые знания, но и приобретает первый опыт общения с другими детьми и педагогами. И от того на сколько успешно ему удается поладить с одноклассниками и учителями, зачастую зависит и отношение к самому учебному заведению. Бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу только потому, что учитель относится к нему предвзято, необоснованно критикует его работу, предъявляет завышенные требования. Подобные конфликты с педагогом могут стать причиной поиска нового учебного заведения. Чтобы такого не произошло, и родителям, и детям необходимо знать простые правила, которые помогут наладить отношение с учителем.

Детство - это время множества вопросов, возможностей и последствий.
Альфред Адлер

Практически все мы, будучи юными, а позже уже имея собственных детей, столкнулись с классической схемой: «3 года – идем в детский сад, 7 лет – здравствуй «родная школа». Кто ходил и в сад, и в школу с удовольствием, а для кого-то это осталось мучительным воспоминанием, но уже сейчас мы понимаем, что именно там формировались наши умения взаимодействовать с окружающим миром, там мы развивались и получали свои первые знания и опыт. И иного сценария для развития и обучения здорового ребенка придумать было сложно... тогда. Сегодня же Россия сделала огромный шаг вперед в этом вопросе.

«Формальное образование
поможет вам выжить.
Самообразование приведет вас к успеху»
Джим Рон

Когда речь заходит об обучении, то первое, что приходит в голову, – это педагогика. Однако в последнее время, все чаще говоря об обучении, мы подразумеваем образование взрослых. Исследования, проведенные Новелсом (Knowles), показали, что педагогические методы не эффективны в обучении данной категории «учащихся». В связи с этим, говоря об обучении взрослых, сегодня нередко можно услышать новое понятие – «андрагогика».

В современных условиях шанс стать процветающей страной по­лучает такое государство, которое обеспечивает максимальный про­стор для реализации творческого потенциала человека. Такая поли­тика предполагает выявление талантов, поиск способностей людей, умение использовать их для блага и интересов общества.

Для этого нужны определенные предпосылки, прежде всего, со­здание равных стартовых возможностей для молодого поколения, предоставление возможностей добиваться получения образования более высокого качества и уровня. В странах с рыночной экономи­кой сфера образования – такой же бизнес, как в любой другой сфе­ре. Разумеется, важную роль играет конкуренция. Нельзя возразить против того, что конкуренция – феномен, относящийся в современ­ную эпоху ко всей системе образования, – как внутри той или иной страны, имеющей рыночную экономику, так и в международном масштабе. Механизмы конкуренции позволяют совершенствовать механизмы образовательных услуг.

Кто лидирует сегодня в производстве знаний, средствах инфор­мации, в науке и образовании, тот и является мировым лидером. Пока таковым государством является США. И многие, если не боль­шинство исследователей, считают, что это вполне естественно: США

– единственная сверхдержава современности. Ее ведущая роль в информационной экономике – следствие лидирующего положения в мире. А может быть, напротив, лидерство США в современном мире

– следствие их лидерства в производстве знаний. А что же Россия? Хотя Россия по праву гордится своими традициями в области фунда­ментальных наук, нельзя не видеть, что их основы заложены в конце XIX века и середине XX века. В последнее же десятилетие XX века и в первые годы XXI века и в России деградируют, стремительно подталкивая страну к уровню показателей «третьего мира». Нельзя, сидя на нефтяной и газовой трубах, полноценно вой­ти в современное информационное общество. Отметим, что ключе­вая идея второй президентской программы В.В. Путина (изложенная им 26 мая 2004 г. в ежегодном послании к Федеральному собранию)

– удвоение ВВП страны, повышение ее конкурентоспособности в мире. И не столько в области экономики, скорее в использовании тотальной конкурентоспособности во всех областях жизнедеятель­ности, в том числе в системе образования. Известно, что в развитых странах мира рост ВВП до 80% достигается, прежде всего, за счет развития наукоемких технологий. Но доля России – страны с бога­тейшими культурными, научными, образовательными традициями -на мировом рынке уровень развития высоких технологий необычай­но низок, достигает всего 1%, по этому показателю наша страна ус­тупает даже маленькому Гонконгу. Сегодня в России, как и все общество, переживает драматический период, от итогов развития которого зависит не только будущее страны, но и возмож­но, ее существование как государства. Если за последние 10-15 лет развитые страны в два раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования, то Россия, наоборот, эти показатели умень­шила в 1,5 раза. Разрушительные тенденции и близорукость прово­димой государством политики приобрели опасные масштабы. За последние 5 лет реальный объем ассигнований на нужды образова­ния в России сократился примерно в 5 раз. Россия, в которой сниже­ние ассигнований на и науку привело к утрате потенци­альных талантов, не имеющих возможность получить достойное об­разование, приводит к «утечке мозгов» из страны. В настоящее вре­мя экономические потери России от «утечки мозгов» весьма велики.

Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высоко­квалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, которая воспитала и выучила. Например, знаменитый физи­ко-технический институт превратился в какой-то степени в поставщи­ка высококвалифицированной силы в США, где даже установили льгот­ные правила въезда для этой категории людей. Поэтому в принципе логично поставить вопрос о компенсации за данную утечку. Частич­но в качестве такой компенсации можно рассматривать помощь раз­личных западных фондов российской науке и образованию.

Несмотря на негативные тенденции, российская система образо­вания пока еще остается одной из достаточно эффективных. Ее по­ложительный опыт перенимается во многих странах. Высоко котиру­ется и имеет большой международный авторитет наше высшее об­разование. По числу студентов на 10 тыс. жителей Россия стоит в одном ряду с Японией, Францией, Великобританией, Германией и Италией. По числу выпускников ВУЗов на те же 10 тыс. – на 4-ом месте (после США, Канады, Японии). По абсолютной численности молодежи с высшим техническим образованием она продолжает занимать первое место в мире. Из 74 ведущих университетов Евро­пы 11 -российские (МГУ стоит на втором месте после Сорбонны).

Образование, которое ориентировано на подготовку специалис­тов, обладающих специфическими знаниями и навыками, направле­но на обеспечение эффективности инновационного процесса. Такой специалист должен быть профессионалом, способным комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Это исследователь, создатель интеллектуальных цен­ностей, способный реализовать их и на этой основе создать новые материальные ценности, а также обеспечить превращение последних в товар. Во всем мире специалисты такого профиля считаются эли­той менеджмента. В 2004-2005 г. в КГТУ (КАИ) началось обучение по специальности «физика и менеджмент наукоемких технологий». Лучше поздно, чем никогда. Таковые вызовы времени, на которые необхо­димы соответствующие этим вызовам ответы.

Вполне соответствует вектору реформ назначение нового мини­стра образования РТ, экономиста, пришедшего непосредственно из главного вуза республики Раиса Фалиховича Шайхелисламова. Пред­ставляя Шайхелисламова сотрудникам министерства и руководите­лям учебных подразделений республики, премьер-министр РТ Р. Минниханов отметил: «Министерство станет основным исполнителем проектов по реализации инновационного образования в Татарстане». И на традиционной республиканской августовской педконференции Р. Шайхелисламов выступил с докладом «Инновационный подход к управлению образованием в Республике Татарстан». Инновации, по словам министра, не самоцель, а средство и принцип решения по­ставленных задач. Первая из них направлена на воспроизводство и развитие главного ресурса системы образования – педагогических и научно-педагогических кадров. Процесс выращивания научной сме­ны сохраняет оптимизм в оценке ближайшего будущего отечествен­ной науки. Этот процесс должен быть непрерывным. Интеллектуали­зация общества, активное включение в общественные преобразова­ния наиболее талантливой и творчески одаренной части населения, прежде всего молодежи одна из приоритетных задач государствен­ной политики РТ. Развитие интеллектуального потенциала республи­ки зависит не только от эффективной поддержки и социальной защи­ты одаренной молодежи, сочетаемой с психолого-педагогической и профессиональной помощью в развитии таланта, но и от уровня ин­теллектуального развития окружения талантливой личности. Интел­лектуальный потенциал общества – продукт творческого развития и саморазвития каждой личности. Чем больше таких личностей и чем гармоничнее они связаны, тем богаче общество.

Реалии настоящего времени объективно актуализируют вопрос о постоянном изучении состояния интеллектуального потенциала и поиска путей его развития. В процессе такого изучения стоит дву­единая задача – выявление уровня интеллектуального потенциала республики и определение причин, тормозящих его развитие.

Национальный интеллектуальный потенциал фактически становит­ся двигателем наукоемких, интеллектоемких экономик, который смо­жет обеспечить опережающее воспроизводство «человеческого ка­питала» и общественного интеллекта. По мнению теоретика – патриар­ха современного менеджмента П. Дракера, «работник интеллектуаль­ного труда является важнейшим ресурсом и активом любой корпора­ции. Результат такого труда … – наиболее ценный капитал XXI века».

Реалии XXI в. – глобализация и информатизация, высокие техно­логии и Интернет – кардинально изменяют мир и условия жизнедея­тельности человека. В России новые технологии пока еще мало при­меняются из-за крайней дороговизны. Персональных компьютеров у нас в 19 раз меньше, чем в США. Интернетом пользуются в 144 раза меньше, чем в США и в 250 раз меньше, чем в Швеции. Специалис­ты подсчитали: если двигаться такими темпами, то к 2050 году дос­туп в Интернет будут иметь лишь 20% нашего населения, в то время как в западных странах – практически каждый. Прорыв России вряд ли возможен до тех пор, пока у подрастающего поколения не будут сформированы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-технологизированную реальность. Это необходимо для интеллектуального развития молодежи, обеспечения ей возмож­ности комфортно жить в условиях нового столетия. Путь к этому -превращение Интернета из элитарной технологии в общедоступное средство учебы и работы. Решение этой масштабной задачи под силу только государству. Даже в такой продвинутой стране, как Япо­ния, государство считает необходимым выделять немалые средства (93 млрд. долл.) на массовое обучение населения пользованию Ин­тернетом. Российские же показатели просто удручающих: на 2000­2005 гг. правительством и бизнесом выделено на интернетизацию образования по 1 млрд. долларов.

Чтобы быть эффективной, система образования должна соответ­ствовать реалиям XXI века, поскольку специалистам нового столетия предстоит решать сложнейшие глобальные задачи, связанные с пе­реходом мирового сообщества к новому технологическому укладу (информационному) со вступлением в эпоху непрерывного образо­вания. Для создания российской школы XXI в. необходимо уже се­годня начать широкий эксперимент по переходу на обязательное 10-летие обучение и бесплатное 12-летие. Содержательная часть ре­формы состоит в создании профильной средней школы. Важнейшая линия стратегического развития – изменение ситуации с компьютер­ной грамотностью нового поколения.

Это позволит повысить конкурентоспособность системы образо­вания. Появится возможность привести российское образование в соответствии с мировыми стандартами, не допустить увеличения технологического отставания от западных стран. Кроме того, на наш взгляд, следует сохранить и обогатить имеющийся образователь­ный потенциал.

Совершенно ясно, что политика российского государства в сфе­ре образования не адекватна реальным потребностям страны, не отвечает ее стратегическим интересам и, с этой точки зрения, в пер­спективе может выступать как дестабилизирующий фактор. Ее глав­ным принципом должна стать вековая крестьянская мудрость: «Уми­рай, но весной землю вспаши и засей, голодуй всю зиму, но зерно на посев сохрани». Этот принцип позволит сохранить основной капи­тал нации – ее кадровый потенциал, ее интеллект, высокую образо­ванность населения. А это в свою очередь позволит создать новый, демократический и экономически эффективный тип российского го­сударства и вступить на тот путь, по которому ныне продвигается весь цивилизованный мир.

Абдрахманова Р.Я.,

ст. преподаватель Альметьевского филиала ИЭУП

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.