23.06.2020

Бедрин Л.М., Урванцев Л.П. "Диагностическое мышление: О психологических причинах врачебных ошибок. Понятие о врачебных ошибках, их классификация. Объективные и субъективные причины врачебных ошибок". Что такое врачебная ошибка и как наказать врача Этапы в


Изучению причин ошибок посвятили свои работы И. В. Давыдовский (1941), Ю. П. Эдель (1957), Н. И. Краковский и Ю. Я. Грицман (1967), Б. М. Хромов (1972), Г. Г. Караванов и В. В. Коршунова (1974), М. Р. Рокитский (1977), А. И. Рыбаков (1988) и др. И. В. Давыдовский к врачебным ошибкам относит добросовестное заблуждение врача вследствие либо несовершенства медицинской науки, либо особого течения заболевания у определенного больного, либо недостаточных опыта и знаний врача. Он делит ошибки на субъективные (неполноценное обследование, недостаток знаний, легкость и настороженность суждений) и объективные (несовершенство медицинской науки, излишне узкая специализация, трудность исследования). При разборе конкретных ошибок следует осуждать неоправданный субъективизм в оценке фактов; объективные причины предполагают считать часть ошибок неизбежными.

В. М. Смольянинов (1970) выделил две категории причин ошибок врача. К первой он отнес несовершенство медицинской науки, ко второй - недостаточную первичную осведомленность врача о. состоянии и перспективах развития медицинской науки и практики (дефекты медицинского обучения, граничащие с безграмотностью или изъянами медицинской культуры); диагностическую и лечебную стандартизацию, переходящую в шаблон врачевания; использование устаревших методов диагностики и лечения; недостаточный практический опыт; особые обстоятельства оказания помощи, требующие оперативности решений и действий; несчастные случаи. Результат ошибок - отсутствие ожидаемого диагностического или лечебного эффекта, причинение вреда здоровью пациента или его смерть. Критерий, определяющий врачебную ошибку, - добросовестное заблуждение. Известны и другие классификации причин ошибок. И. И. Бенедиктов (1977) предложил классификацию, в которой предусмотрены причины диагностических ошибок объективного, смешанного и субъективного характера. Эта классификация включает факторы, которые могут привести к диагностическим ошибкам. Наиболее полная классификация врачебных ошибок представлена М. Р. Рокицким (1977).

/. Диагностические ошибки:

а) просмотренный диагноз (при обследовании врач не обнаруживает у больного признаков заболевания, считая его здоровым). Например, дистрофическую форму пародонтита принимает за старческую инволюцию кости альвеолярного отростка;

б) частично просмотренный диагноз (установлен основной диагноз, но не установлен сопутствующий). Например, установлен диагноз поднижнечелюстной флегмоны, но не установлено, что у больного сахарный диабет;

в) ошибочный диагноз. Например, поставлен диагноз «радикулярная киста»,- а у больного адамантинома;

г) частично ошибочный диагноз (основной диагноз правильный, но есть ошибки в диагностике осложнений и сопутствующих заболеваний). Например, установлен диагноз «флегмона крылочелюстного пространства», но просмотрено, что она осложнилась флегмоной подвисочного и крылонебного пространств. 2.

Лечебно-тактические ошибки:

а) при определении показаний к неотложной или срочной помощи. Например, поставлен диагноз «начинающаяся флегмона поднижнечелюстной области», врач вскрытия не делает, ожидая, пока таких больных будет несколько;

б) при выборе режима лечения (стационарно или амбулаторно). Например, при слюнном камне, расположенном в слюнной железе, оперируют амбулаторно; ошибка - оперировать следует в стационаре;

в) в лечебной тактике. Неполноценное лечение (пренебрежение отдельными методами терапии). Например, при лечении хронического остеомиелита не применяют физметоды или протеолитические ферменты. Нецеленаправленное применение антибиотиков (без антибиотико- граммы, без антигрибковых препаратов).

а) при инструментальном методе исследования (разрыв Вартонова протока при введении более широкого зонда, чем диаметр протока, или перфорация дна гайморовой полости при неаккуратном зондировании лунки |Тзуба);

б) при выполнении операций доступа к очагу. Например, при всткрытии флегмоны сделан очень малый разрез. Получается узкий, глубокий «колодец» в виде воронки, отток гноя плохой, остановить кровотечение трудно.

Условия, способствующие возникновению ошибок:

а) критические ситуации, требующие от врача экстренных решений или действий. Например, удаление зуба, корень которого в гемангиоме, началось профузное кровотечение, которое остановить трудно; или вскрытие флегмоны без анализов крови у больного с хроническим лейкозом, если эта операция проведена не по жизненным показаниям. «Выполнение операции является в большей или меньшей степени делом техники, воздержание же от операции - искусной работой утонченной мысли, строгой самокритики и тончайшего наблюдения», - говорил Куленкампф;

б) ошибки в организации медицинской службы. Перегрузка врача; отвлечение его на выполнение задач, не связанных с больными; размещение в одном кабинете терапевтов (лечение зубов) и хирургов (удаление зубов); неправильно укомплектован столик (различные медикаменты, не нужные для данного больного), что способствует введению не того лекарства;

в) усталость врача. Тяжелое бессонное дежурство, длительная тяжелая операция, приводящая к снижению внимания, и т. д.;

г) нездоровый моральный климат в учреждении. «Подсиживание», нервозность, недоверие, кляузы подры* вают уверенность врача в себе, мешают отдать силы, опыт, знания больному;

д) отсутствие систематического и принципиального анализа врачебных ошибок-создает атмосферу нетребовательности, взаимного прощения, замалчивания ошибок, просчетов и неудач. Следует анализировать все ошибки, обсуждать их. Истинная польза от изучения ошибок будет тем эффективнее, если самым придирчивым будет врач, допустивший ее. Разбор ошибок должен на всех уровнях проводиться в духе доброжелательности, товарищеской помощи.

Одним из условий, ведущих к появлению врачебных ошибок, является неправильное мнение в нашем обществе о том, что медицинскую помощь следует отнести к сфере обслуживания. Это глубоко ошибочное мнение обесценивает труд врача, упрощает самоотверженную деятельность его, не отражает ее сути (охрана здоровья населения). Работу врача нельзя сравнивать с работой парикмахера, портного, продавца и т. д.

Результат лечения во многом зависит от отношения больного к врачу. Оно должно основываться на уважении и доверии, заключающихся в беспрекословном выполнении распорядка дня в больнице, точном и своевременном выполнении всех назначений врача, всемерной помощи врачу в целях быстрейшей победы над болезнью. Нередко пациет приходит к врачу, изучив свою болезнь; о ней он получил информацию от друзей, чаще это - дезинформация, ведь клинического мышления у такого больного, если он сам не врач, нет. Пациент спорит с врачом, поучает, пишет жалобы, считая действия своего лечащего врача ошибочными. Такой больной не знает и не хочет знать, что медицина еще далеко не совершенна, что есть болезни, трудно поддающиеся лечению.

Как уже отмечалось, от условий работы врача зависит ее качество - очень трудно работать в общем кабинете, где рядом и стон, и крик, и кровь соседнего больного, отнюдь не способствующие аналитическому мышлению врача при сборе анамнеза, обследовании и постановке диагноза. Конечно, все это отрицательно влияет и на больного.

По данным И. Т. Мальцева (1959), у молодого врача вследствие недостаточной подготовки, осведомленности ошибки возникают в 17,8 % случаев; в 26 % - в результате неудовлетворительного обследования больного.

По данным Ю. П. Эделя (1957), на амбулаторнополиклиническом приеме 37,5 % ошибочных диагнозов ставится вследствие ограничения времени обследования больного, 29,5"% - из-за неопытности врача, 10,5% - по его небрежности.

По данным Н. В. Масленковой (1969), частота ошибочных диагнозов составляет во всех стационарах (стоматологические больные) 7,3%. Чаще ошибки в диагностике встречались при воспалительных заболеваниях - 13,5

%; специфических воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области -19,3 % ; при заболеваниях слюнных желез - 9 % ; при врожденных пороках развития -2%; при травмах - 3,3 %. Без диагноза в стационар направлены 13,3 % больных. Причем преобладали больные с травмами -3 1,7%, с одонтогенны- ми гайморитами - 23,8 %, с врожденными пороками развития - 26,5 %, с заболеваниями слюнных желез - 22,4%,

Ю. И. Вернадский и Г. П. Вернадская (1984) делят причины ошибок, встречающихся в практике стоматоло- гов-хирургов, на 4 группы.

Первая группа: неудачный выбор абитуриентом профессии стоматолога-хирурга; обучение в высшем стоматологическом учебном заведении у малоактивного, малоопытного или не очень компетентного преподавателя; недостаточное прилежание при изучении хирургической стоматологии в вузе и интернатуре; плохая постановка учебно-исследовательской работы студентов в вузе; редкое или пассивное прохождение врачом обучения на курсах, в институтах усовершенствования; непосещение заседаний научных обществ стоматологов; отсутствие или потеря интереса к чтению отечественной или зарубежной научной литературы по хирургической стоматологии. Все это приводит к низкой профессиональной компетентности и подготовке, неизбежно порождает грубейшие ошибки в работе.

Вторая группа: недостаточное обеспечение стомато

логических учреждений аппаратурой, позволяющей использовать современные методы (биохимический, цитологический, полярографический, потенциометрию, тепловидение, электромиографию, радиометрию, томорент- генографию и т. д.) диагностики заболеваний.

Третья группа: эксвизитность (атипичность течения) ряда заболеваний, что особенно опасно при излишней самоуверенности врача или боязни обнаружить перед коллегами свою неосведомленность.

Четвертая группа: недостаточно продуманное планирование всех деталей предстоящей операции; плохое обеспечение хирурга инструментами и аппаратами, необходимыми для операции; недостаточное анестезиологическое обеспечение ее и т. д.

А. И. Рыбаков (1988) ошибки в стоматологии также делит на 4 группы: 1.

Непредвиденные ошибки. Врач действует правильно, но в процессе лечения возникают непредвиденные ситуации. 2.

Вследствие халатности или небрежности врача (других медработников); возникающие при приеме в неприспособленных условиях (плохое освещение, старая аппаратура). 3.

Вследствие низкой профессиональной подготовки врача, его неопытности. 4.

Вследствие несовершенства методов диагностики, медаппаратуры, приборов.

Норма приема больных настолько велика, что больше нее принять невозможно; укоренившийся же безотказный прием всех по принципу, «чтобы не было жалоб», должен быть осужден как порочный. На амбулаторном хирургическом стоматологическом приеме необходимо исключить целый ряд сходных заболеваний, раскрыть сущность данного заболевания, уметь слушать и наблюдать больного, анализировать данные; иногда необходимы консультации врачей других специальностей, рентге* нография, сиалография и т. д. Естественно, что отведенного времени на качественное обследование недостаточно, в результате могут быть ошибки. В условиях челюстно- лицевого стационара хирург-стоматолог обнаруживает ошибку, допущенную врачом поликлиники, при диагностике, например, флегмон, особенно височной, подвисочной и крылонебной областей. По данным Г. И. Семен- ченко (1964), воспаление подчелюстной области, вызванное слюннокаменной болезнью, часто диагностируют как острый одонтогенныи остеомиелит нижней челюсти; этот же диагноз ставят при обострении околокорневых и фолликулярных кист и остром гайморите; при внутри- костных злокачественных образованиях лишь на основании острой боли зубов или зуба тоже диагностируют острый одонтогенныи остеомиелит.

По данным В. С. Коваленко (1969), около 30 % больных слюннокаменной болезнью амбулаторно ошибочно лечили по поводу ангины, глоссита, подчелюстной флегмоны, флегмоны дна полости рта, туберкулезного и ракового поражения лимфатических узлов. На ошибочную тактику стоматологов при лечении переломов челюстей указывает тот факт, что до 92 % пострадавших поступают в клинику без иммобилизации (Ю. И. Вернадский, 1969). Из 467 больных с переломами нижней челюсти только у 233 (50,6 %) диагноз был правильным (П. В. Ходорович, 1969). При восстановительных операциях на лице допускают ошибки в планировании оперативных вмешательств вследствие неполного обследования и анализа имеющегося дефекта у больного; ошибочным является восстановление какого-нибудь органа на лице без необходимой для этой цели опоры или «...выкраивание кожной ленты для филатовского стебля в области локтевого сгиба» (Н. М. Михальсон, 1962), что может привести к заживлению раны вторичным натяжением, образованию рубцов и контрактуре предплечья. «Основная причина многих ошибок, приводящих к реоперациям, заключается в том, что хирургическая активность врачей возросла, а глубоких знаний по хей- ло-" и уранопластике у большинства стоматологов и хирургов еще нет. Швы на губе накладывают грубо, между кожными краями вшивают слизистую оболочку; в преддверии рта не производят разрезаЧастой ошибкой стоматологов является нерациональное, нецеленаправленное, беспорядочное применение антибиотиков, ведущее к выработке антибиотикоустойчивых штаммов микроорганизмов, к дисбактериозам, кандидозам. Для безошибочной тактики при применении лекарственных средств необходимо выполнять основные принципы рациональной антибиотикотерапии.

Отрицательные последствия деятельности врача-сто- матолога могут быть связаны с несчастным случаем, под которым понимают неблагоприятный исход врачебного вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые он не мог предвидеть и предотвратить, например индивидуальная непереносимость обезболивающего средства (А. П. ГрГомов, 1979). В судебно-медицинской литературе описан случай летального исхода после смазывания десны дикаином перед удалением зуба (И. А. Концевич, 1983). При исследовании трупа изменений, объясняющих причину смертельного исхода, не было обнаружено, равно как и не было выявлено каких-либо примесей в дикаине. К сожалению, в практике стоматологов встречаются несчастные случаи, предусмотреть которые невозможно. Рассмотрим некоторые из них.

Больной 29 лет был удален зуб, после чего она сильно побледнела, зрачки расширились, пульс стал нитевидным, наступила смерть (Г. Я. Пеккер, 1958). Э. Г. Клейн и А. Я. Криштул (1969) описывают 2 случая смерти после удаления зуба: у больного 20 лет смерть наступила от асфиксии, обусловленной отеком Квинке, у больной 43 лет - от острой недостаточности коры надпочечников.

Приведем пример врачебной ошибки из нашей практики.

Больной Н., 57 лет, в 1967 г. обратился с жалобами на наличие припухлости мягких тканей лица и неприятные ощущения на нижней челюсти справа. 3 мес назад ему был изготовлен частичный съемный протез зубов на нижнюю челюсть. Корни 65 | зубов перед протезированием не были удалены. Из анамнеза выяснено: наследственность не отягощена, был практически здоров, но часто употреблял алкогольные напитки и много курил. При осмотре установлена незначительная асимметрия лица за счет отека мягких тканей в области правого угла нижней челюсти. Рот открывает на 2,5-3 см. Регионарные подвижнечелюстные лимфатические узлы справа несколько увеличены, безболезненны при пальпации, подвижные, слева - не прощупываются.

На верхней челюсти полный съемный протез зубов, изготовленный 4

года назад, на нижней - частичный съемный протез, изготовленный тогда же. Справа часть альвеолярного базиса опирается на подвижные корни 651 зубов. Слизистая оболочка вокруг корней резко гиперемирована, изъязвлена. Края язвы гладкие, не вывороченные. Отдельные участки изъязвленной слизистой оболочки ущемлены между краями корней и базисом протеза.

Диагноз «хронический периодонтит корней 65 | зубов, декубиталь- ная язва слизистой оболочки альвеолярного отростка». Корни легко были удалены под мандибулярной анестезией (4 мл 2% раствора новокаина). Кровотечение было значительным, неадекватным вмешательству. После тампонады йодоформной марлей кровотечение не останавливалось; проведены тампонада и ушивание кетгутом лунки зубов. При ушивании ткани легко рвались и расползались, что приводило к усилению кровотечения. После остановки кровотечения больного отпустили домой с предупреждением вызвать «Скорую помощь» в случае возобновления кровотечения. На следующий день пациент явился с жалобой на резкую, боль и увеличивающуюся отечность лица справа. Сильная боль и значительная асимметрия лица в области правого угла нижней челюсти не соответствовали тяжести вмешательства. Возникло подозрение на раковую язву. С диагнозом «Susp* ulcus maligna» больной был направлен в Киевский НИИ онкологии, где был поставлен диагноз «рак нижней челюсти, неоперабельный». После курса лучевой терапии опухоль уменьшилась в размерах. Пациент был выписан домой и находился под наблюдением врача онкодиспансера. Однако через 3,5 мес рост опухоли возобновился, вновь появилась резкая боль. Больному в онкодиспансере удалось прочитать записи в истории своей болезни, с помощью «друзей>-медработников расшифровать их и узнать истинный диагноз. Во время очередного приступа боли (морфий уже не помогал) больной покончил жизнь самоубийством.

В данном случае допущено несколько ошибок. Первая-диагностическая: врач не сумел отличить раковую язву от декубитальной вследствие добросовестного заблуждения и сложности течения заболевания; развитие осложненного кариеса и наличие протеза зубов обусловили ущемление слизистой оболочки полости рта. Вторая - организационная: больному не должна была

попасть в руки история болезни, из которой он переписал диагноз. Деонтологически недопустимым было поведение медицинского персонала.

Приводим пример ошибки молодого врача, самоуверенные действия которого привели к гибели больного.

Больной М., 80 лет, в 1981 г. обратился в стоматологическую поликлинику Киевского медицинского института по поводу хронического периодонтита_7_| зуба. Зуб подлежал удалению. После проведенного обезболивания была сделана попытка удалить зуб при помощи щипцов, однако зуб не расшатывался. Учитывая возрастные изменения челюстей, мы предложили врачу с помощью фиссурного бора и бормашины снять вестибулярную стенку альвеолярного отростка, выпилив и обнажив щечные корни, что должно было облегчить удаление зуба. Врач согласился с нами, но продолжал при помоттти щипцов и элеваторов расшатывать зуб. Вследствие приложения больших усилий 7 зуб был удален вместе с частью альвеолярного отростка, дном гайморовой полости, бугром верхней челюсти. Началось профузное кровотечение, которое не удалось остановить. Больной был срочно госпитализирован в челюстно-лице вое отделение, где, несмотря на принятые меры, скончался.

Врач не знал особенностей удаления зубов у лиц пожилого и старческого возраста, у которых наблюдается остеопороз и остеосклероз, неподатливость костных стенок альвеолярного отростка, сращение корней зуба с костью - синостоз, и применил неправильную методику удаления зуба. Если бы были применены те методы, которые рекомендовали опытные коллеги, трагедии бы не произошло.

Врачу должно быть присуще мужество признавать свои ошибки. Их сокрытие - следствие ложного представления об авторитете врача или чрезмерного самолюбия.

Анализ и разбор ошибок имеют большое воспитательное значение, но проводить их нужно доброжелательно. Нельзя осуждать коллегу, допустившего ошибку, «за глаза». На врачебных конференциях при проведении разбора ошибок должны быть беспристрастность, коллегиальность, деловая обстановка.

Анализируя ошибки врачей-стоматологов, можно сделать вывод, что в основе их лежат недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие условий для оказания необходимой медицинской помощи на должном уровне, формальное, порой халатное отношение к больным. Поэтому предупреждению врачебных ошибок должны служить эрудиция и культура, постоянное самообучение и самообразование, высокие моральные качества, профессиональная честность, проявляющаяся в сознании допущенной ошибки.

В медицинской практике часто встречаются ситуации, когда из-за ошибок медработников пациенты получают тяжкие увечья или вообще гибнут. Чаще всего врачи описывают подобные ситуации как неумышленное деяние. Однако, если будет установлено, что причиной трагедии стала врачебная халатность или невнимательность медика, ошибка быстро превращается в уголовное преступление, за которое доктор понесет наказание.

Особенности и классификация врачебных ошибок

Законодатель до сих пор не дало четкого определения понятию врачебной ошибки. Встретить его можно мельком в «Основах законодательства РФ об охране здоровья» и ФЗ «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи». При этом, уголовное законодательство вообще не содержит никаких норм, посвященных данному понятию.

Потому, формулировка определения может быть самой разнообразной. Чаще всего встречаются такие трактовки понятия врачебной ошибки по классификации:

  • неумение медработника на практике использовать теоретические познания в сфере медицины и оставление пациента без квалифицированной помощи в результате бездействия лечащего врача;
  • неверно установленный диагноз пациента и неправильно назначенные врачебные процедуры из-за заблуждения врача;
  • врачебная ошибка при исполнении своих профессиональных обязанностей в результате заблуждения, которое не имеет под собой никаких составов преступления;
  • результат профессиональной деятельности врача, который из-за некого пренебрежения совершил ошибку в своей профессиональной сфере, но она никоим образом не связана с бездеятельностью или халатностью.

Какую бы трактовку не выбрал пользователь, итог все равно будет одним и тем же. В зависимости от полученного ущерба пациент может написать жалобу на врача или обратиться в суд.

Из-за ошибки здоровье пациента подвергается небывалой опасности, и может повлечь за собой летальный исход.

Врачебная ошибка по сути относится к родовым понятиям, и потому ее классифицируют по таким преступлениям:

  • ст.109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности;
  • ст.118 УК РФ – причинение вреда здоровью повышенной тяжести по неосторожности;
  • ст.124 УК РФ – бездействие медперсонала и неоказание своевременной помощи.

В странах Западной Европы и США действуют регламенты в медицинской отрасли, и любая ошибка несет за собой нарушение утвержденных правил. Следовательно, нарушитель понесет ответственность за свой проступок. В России подобная судебная практика не применяется, и потому доказать, что врач совершил ошибку из-за небрежности или по другим причинам бывает невероятно сложно. Впрочем, если установить, что врач обладал всеми необходимыми знаниями и ресурсами для оказания своевременной помощи, но не сделал этого в силу тех или иных обстоятельств, то будет признана халатность врачей, за которую он понесет ответственность.

В любой ситуации, закон прежде всего встанет на сторону пострадавшего, так как врачебная ошибка считается уголовным нарушением. Впрочем, она обладает весьма большим числом особенностей, среди которых:

  1. Чаще всего ошибка происходит из-за случайностей и не подразумевает никаких плохих намерений со стороны медперсонала. Уже это дает возможность смягчить приговор лечащему врачу, если не будет доведено, что его действия (бездействие) носят злоумышленный характер.
  2. Объективная основа для возникновения ошибки может складываться из ряда факторов, среди которых невнимательность, недостаток опыта и квалификации, неосторожность. Все они могут послужить причиной для смягчения наказания.
  3. Субъективные причины ошибки врачей заключаются в игнорировании утвержденных правил, пренебрежении медицинскими препаратами и небрежностью при проведении любых обследований. Подобные причины при судопроизводстве могут повлечь за собой ужесточение ответственности.


Для того, чтобы определить, на каком этапе работы с пациентом были допущены ошибки, их принято классифицировать по следующим типам:

  • диагностические, встречающиеся чаще всего, на этапе осмотра пациента врач не учитывает специфику человеческого организма и ставит неверный диагноз;
  • организационные, связанные с нехваткой материального обеспечения лечебного заведения, а также недостаточным уровнем медицинской помощи;
  • лечебно-тактические ошибки, данный вид возникает на основании ошибочного диагноза, и предпринятые медицинские меры могут повлечь ухудшение состояния здоровья человека;
  • деонтологические, связанные с неудовлетворительным психофизическим состоянием врача, и его неправильной линией поведения с пациентами, их родственниками и другим медперсоналом;
  • технические, они связаны с неправильным оформлением медицинской карты или выписки пациента;
  • фармацевтические, которые появляются из-за того, что специалист неверно определяет показания и противопоказания, а также не обращает внимание на совместимость различных групп медпрепаратов.

Если вы хотите еще больше углубиться в данную тематику и узнать о том, что такое врачебная тайна, то читайте об этом .

Причины врачебных ошибок

Врачебная ошибка случается в тех ситуациях, когда определенное действие или бездействие медработника послужило причиной ухудшения состояния пациента или летальный исход. Если будет установлено, что ошибка непосредственно связана с небрежным отношением к должностным инструкциям или халатности, врач будет наказан.

Причины, повлекшие к появлению медицинских ошибок бывают субъективными и объективными. Самым ярким примером объективной причины выступает нетипичное поведение болезни и ее воздействие на здоровье человека. Так, если появился новый штамп вируса, который еще не изучен достаточным образом, и в результате лечения нанесен ущерб, врач к ответственности не будет привлечен, так как здесь ошибка будет связана с отсутствием умысла.

Что же касается субъективной причины, то здесь ситуация будет несколько иной. Так, ошибка может наступить из-за отсутствия опыта у врача, неправильного заполнения медицинской документации или ненадлежащего поведения.

Уголовная ответственность будет устанавливаться согласно действующей законодательной базе.

Характеристика преступления

Так как отдельного норматива для врачей, совершивших ошибку в профессиональной сфере нет в принципе, то априори халатные действия медперсонала рассматриваются как пренебрежение должностными обязанностями, которые призваны регламентировать профессиональную деятельность.


Выступая в качестве должностного лица врач может совершить преступление, в тех ситуациях, когда пациент умер, или его состояние здоровья резко ухудшилось. Ввиду этого, состав преступления будет складываться из различных факторов:

  1. Объективность. Она выражается в наличии определенных обязанностей и инструкций, которыми врач пренебрег из-за небрежности, невнимания к деталям или недооценки серьезности заболевания. Впрочем, если болезнь проявляет нетипичные характеристики, тогда причинно-следственная связь будет неопределенной, и медперсонал от наказания будет освобожден.
  2. Субъективность, выраженная наличием медицинского сотрудника, действия которого повлекли за собой появление негативных последствий для здоровья пациента, или летальных исход.
  3. Ущербность, заключающаяся в фиксации события (ухудшение здоровья или смерть), имеющего прямую зависимость от назначенных лечебных процедур и выбранной методики лечения.

Если все три фактора имеют место быть, то преступление врача будет классифицировано по ст.293 УК РФ, и за халатность врачей будет установлен определенный вид наказания. Добиться справедливости помогут квалифицированные адвокаты по врачебным ошибкам.

Ответственность за врачебную ошибку

Ответственность за врачебную ошибку может быть трех типов:

  1. Дисциплинарная. В данной ситуации ошибка выявлена внутренним расследованием и тщательным анализом действия врача. Если причиненный вред незначительный, нарушитель будет оштрафован, направлен на переквалификацию, лишен должностей или переведен в другое место работы. Также в трудовой книжке врача появится выговор.
  2. Гражданско-правовая. Если в результате действий врача пациенту причинен вред, он может затребовать денежную компенсацию, включающую в себя возмещение ущерба, стоимость всех дополнительных лекарств и ухода, моральную компенсацию.
  3. Уголовное судопроизводство, назначаемое в ситуациях, когда пользователь получил некачественные медицинские услуги, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть. В ситуациях, когда ущерб незначительный, инициировать уголовное преследование врача будет невозможно. Кроме того, будет происходить лишение прав заниматься медицинской практикой в обозримом будущем на протяжении некоего срока.

В качестве примера уголовных судопроизводств по данной тематике можно назвать такие ситуации:

  • проведен незаконный аборт, из-за которого женщина получила серьезные травмы или умерла, нарушитель будет нести наказание по ч.3 ст.123 УК РФ;
  • из-за пренебрежения врача пациент был заражен ВИЧ-инфекцией, в данной ситуации врач будет отбывать наказание в тюрьме в течение 5 лет согласно положениям ч.4 ст.122 УК РФ;
  • противоправная медицинская и фармацевтическая помощь будут наказаны по ч. 1 ст.235 УК РФ, если речь идет летальном исходе, дело будет классифицировано по ч.2 ст. 235 УК РФ, но оно будет сложным, и потребуется хороший юрист;
  • неоказание помощи, влекущее вред средней или легкой степени будет рассмотрено по ст. 124 УК РФ, если травмы более серьезные, медработник пойдет по ч. 2 ст.124 УК РФ;
  • при установленном случае медицинской халатности и пренебрежения действующими нормативами, ответственный будет осужден согласно ч. 2 ст.293 УК РФ.


Отметим, что пострадавшая сторона имеет право на компенсацию в полном объеме.

В случае инициирования уголовного судопроизводства пострадавший имеет право также подать в суд на получение компенсации за причиненный ущерб. Это указано в ст. 44 УПК РФ, законодатель не устанавливает четкие размеры денежной компенсации, потому уровень ущерба в денежном эквиваленте пользователю предстоит оценить самостоятельно.

Стоит сказать, что сумма компенсации будет складываться из материального и морального ущерба. В первом случае сюда будут включены все затраты на дорогостоящее лечение и покупку лекарственных препаратов, а также оплата услуг по дополнительному уходу. Если пользователь утратил трудоспособность, это также будет учитываться. Что касается морального ущерба, то пострадавший может запросить любую сумму, при условии, что ее размер не сильно преувеличен.

Куда обращаться и как доказать врачебную ошибку

Закон всегда стоит на страже интересов пациента, потому не стоит бояться отстаивать свою точку зрения. В случаях, когда имеет место врачебная ошибка, стоившая пострадавшему здоровья или жизни, пользователям предстоит обратиться к таким должностным лицам и инстанциям:

  1. Администрация медицинского заведения. Руководству клиники нужно будет подробно прояснить возникшую проблему и предоставить доказательства. После служебного разбирательства, в случае доказанности вины, медработник будет привлечен к дисциплинарной ответственности.
  2. Страховая компания. При наличии страховки пострадавшему или его представителю предстоит посетить страховщиков и разъяснить им ситуацию будет инициирована экспертиза , которая покажет, действительно ли медперсонал виновен в сложившейся ситуации. Если версия заявителя будет подтверждена, на врача и клинику будут наложены штрафные санкции.
  3. Судебные инстанции. Сюда нужно направить иск, в котором будет тщательно прописана ситуация, и требования заявителя. Кроме того, пользователю предстоит позаботиться о сборе доказательной базы. На основании иска будет открыто судопроизводство, и если все подтвердится, истец получит компенсацию.
  4. Прокуратура. Сюда предстоит обратиться, если пользователь намерен возбудить уголовное дело. Отметим, что разбирательство будет долгим, и за ним последуют серьезные последствия для правонарушителя.

Определить все возможные пути предупреждения врачебных ошибок и дать единые рекомендации на все случаи жизни невозможно. Важно не допускать диагностических ошибок, поскольку они приводят к ошибкам в лечении. Диагностический процесс нуждается в постоянном совершенствовании общечеловеческих и врачебных знаний, развитии врачебного мышления. На эти вопросы и следует обратить внимание в учебном процессе, во время практики, в первые годы производственной деятельности.

И.И. Бенедиктов выделил три пути предупреждения врачебных ошибок, которые можно распространить и на врача ветеринарной медицины. Это подбор и подготовка кадров, организация работы врача и его индивидуальная работа над собой.

Работу по подбору и подготовке врача ветеринарной медицины следует начинать еще в школе. Если человек ошибся в выборе профессии, его деятельность будет малополезной. Тем, кто занимается профориентацией, следует откровенно говорить о сложностях работы врача ветеринарной медицины. Лучше, когда человек разочаруется в этой профессии еще в школе или на первом курсе, чем после окончания учебного заведения. При выборе профессии на первое место ставят ее социальный престиж, материальное обеспечение врача, перспективы дальнейшего служебного роста и т.п.

Не исключено, что развитие генетики, биохимии и других наук привлечет многих способных людей к ветеринарной медицине, и они будут считать, что родились именно для этой профессии. Ведь во времена, когда Луи Пастер, Роберт Кох и др. делали свои знаменитые открытия, престиж биологической науки был очень высоким, и это привлекало к ней наиболее одаренных людей.

Конечно, в юности тяжело сделать правильный выбор будущей профессии. Учителю важно заметить и поддержать интерес молодого человека к определенной отрасли знаний и таким образом уменьшить случайность выбора.

В высшем учебном заведении важное значение имеет не только получение знаний, но и профессиональное воспитание. Следует не лакировать действительность, а давать ее такой, какой она является на самом деле. Молодые люди еще со студенческих лет будут готовиться к преодолению трудности и решению сложных вопросов.

Целеустремленная, хорошо организована работа по профессиональному воспитанию молодежи, изучение вопросов врачебной этики и деонтологии, личный пример старших товарищей должны укрепить у молодых людей любовь к избранной профессии. Воспитание будущего врача – почетное задание профессорско-преподавательских кадров учебного заведения.

В период обучения личность врача ветеринарной медицины формируется особенно активно. К основным заданиям вуза в этом направлении И. И. Бенедиктов относит такие.


1. Воспитание общеобразовательного врачебного гражданства. В процессе освоения ветеринарных дисциплин студент должен одновременно получать и морально-этическое воспитание, начиная с первых дней обучения. Следует помочь ему воспитать в себе высокие человеческие качества, которые предопределяют сердечное отношение к окружающим. Ведь деликатность, доброжелательность, человечность для врача – большая сила.

В процессе воспитания важно научить специалиста правильному поведению. Именно ошибки в его поведении иногда причиняют существенный вред всей службе ветеринарной медицины.

2. Привитие основных знаний по ветеринарной медицине. Причем необходимо не только научить студента накапливать знания, а уметь их творчески применять в практической деятельности. А этого можно достичь преподаванием учебного материала через призму его критической оценки. Если будущий специалист не просто слышит о врачебных ошибках, а участвует в их анализе, его знания глубоко усваиваются.

К сожалению, вопросам этического и деонтологического воспитания врача ветеринарной медицины пока что не уделяют надлежащего внимания. А они должны занимать важное место в обучении студентов, особенно при изучении клинических дисциплин. Нужно, чтобы эти вопросы стали обязательной составляющей всей системы воспитательной работы.

В воспитании студентов незаурядное значение имеет сила личного примера преподавателя. Если он говорит искренне и предостерегает молодых людей от врачебных ошибок, допущенных когда-то им самим из-за отсутствия опыта, слова его студенты запомнят навсегда. В некоторых учебных заведениях по примеру М.И. Пирогова, С.С. Юдина и других ученых и сегодня лучшие преподаватели учат студентов на собственных ошибках.

Вместе с тем необходимо знакомить студентов со сложностями профессии врача ветеринарной медицины, не скрывая от них ни горечи, ни неудач. Учить будущего специалиста преодолевать препятствия, находить правильный выход из сложных, казалось бы, безвыходных ситуаций. Воспитанный в атмосфере доброжелательности, после окончания учебного заведения врач будет стремиться создать такие же условия в своем коллективе.

Самовоспитание врача – это путь к сознательному формированию характера, развитию лучших человеческих качеств. Оно содействует становлению личности врача, общению с людьми в коллективе, формирует умение отличать настоящее, истинное от искусственного, притворного.

Главная цель самовоспитания врача ветеринарной медицины – глубоко овладеть профессией, воспитать в себе свободу, крепкие этические принципы, способность к профессиональному мышлению. Вуз дает основу знаний или, образно говоря, формирует умственный плацдарм, который позже позволяет самостоятельно получать необходимые знания.

Основные направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга врача такие.

1. Систематическое знакомство с новейшей научно-технической информацией, специальной литературой, периодическими изданиями по вопросам ветеринарной и гуманитарной медицины.

2. Развитие врачебного мышления, которое формируется на базе информации, знаний, опыта, глубокого анализа и успехов и ошибок в практической работе.

3. Овладение методик исследования, овладение навыками работы с любой диагностической или лечебной аппаратурой и приборами.

4. Воспитание врачебного характера, т.е. качеств, необходимых для выполнения врачебного долга (уверенность, наблюдательность, самокритичность, чувство нового и т.п.).

Уверенность - это залог успеха врача. Но необходимо следить, чтобы она не превратилась в самоуверенность. Поэтому важно всегда хранить в себе критическое отношение к собственным мыслям и поступкам. Не бойтесь взять под сомнение полученные при исследовании животного данные, подвергнуть их многократной проверке. Только так можно достичь высокого профессионализма.

Врач значительно чаще, чем специалисты другого профиля, становятся в какой-то мере скептиками. За годы работы они неоднократно разочаровываются то в новом препарате, то в новом методе, на которые возлагали большие надежды. Часто результаты экспериментальных и клинических исследований не совпадают. Ученые ограничиваются изучением функции отдельного органа или действия препарата на определенную систему организма. Врач же ветеринарной медицины должен рассматривать организм как единое целое, видеть взаимосвязи органов и систем и их нарушения при заболевании. Поэтому правильно оценить действие какого-то препарата, предвидеть возможные осложнения может только врач-практик. Мало знать химиопрепараты, нужно еще умело их применять, чему в учебном заведении, к сожалению, учат мало.

Следовательно, для врача ветеринарной медицины наиболее существенны следующие черты.

1. Максимальная самокритичность. Только такой человек способен обнаружить и быстро исправить неправильный поступок или поведение. Нужно быть строгим судьей для самого себя.

2. Любовь к систематическому и настойчивому труду. Работу врача нельзя регламентировать рамками рабочего дня, ей следует отдавать себя полностью. К.И. Скрябин писал:

"Я уверен, что человек может быть по-настоящему счастливым только тогда, когда любит свою профессию, удовлетворен работой и всей душой предан ей, когда ощущает, что она необходима обществу, а его труд приносит людям пользу".

3. Чувство ответственности за порученное дело, наблюдательность. С развитием науки делаются попытки заменить некоторые функции врача компьютерами. Но профессиональную наблюдательность нельзя заменить ничем. Поэтому в системе самовоспитания врача ее совершенствованию необходимо уделить особое внимание.

4. Врачебная память – это способность воспроизводить все данные о больном при встрече с ним через несколько дней. Она развивается у каждого врача в процессе постоянных упражнений. Не имея такой памяти, он не сможет внимательно следить за течением болезни у данного животного, сравнивать результаты ежедневных наблюдений с предыдущими, правильно оценивать эффективность лечения.

5. Скорость рассуждения. Известно, что своевременная и правильная диагностика болезни – это залог успешного лечения. Молодой врач часто ощущает неуверенность после обследования животного, не может быстро поставить диагноз. Здесь важное значение имеет ранняя самостоятельная работа. Не стоит длительное время работать "под опекой", лучше больше мыслить и действовать самостоятельно.

6. Бережливое отношение к больному животному и чуткое – к его владельцу. Следует развивать в себе чувства человечности и осваивать правила врачебной этики.

Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что самоусовершенствование и постоянная научно-практическая подготовка является основой воспитания специалиста, которая закладывается в учебном заведении и должна продолжаться в повседневной работе врача путем самовоспитания.

Самоподготовка это постоянный процесс, который не может происходить сам по себе. Нужно иметь ее план, который бы учитывал уровень знаний врача, сильные и слабые стороны его подготовки.

Но планирование самоподготовки ничего не даст, если оно не подкреплено самоконтролем. Начинающий врач должен приучить себя систематически (возможно, еженедельно) подбивать итоги своей работы по такой схеме: что я узнал и освоил нового; какими новыми методами овладел; какие были недостатки и достижения в моей работе; достаточно ли я работал на этой неделе, если нет, то почему важно, как выполняется перспективный план самоподготовки, если этот процесс под угрозой, то какие коррективы в него следует внести.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский
институт скорой помощи имени проф. И.И.Джанелидзе

ХАРАКТЕРНЫЕ ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ
ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТЯЖЕЛОГО ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА

(пособие для врачей)

Часть 1. Характерные ошибки и их классификация.

Санкт-Петербург, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Это пособие для врачей посвящено проблеме, о которой пишут мало и неохотно. Тем не менее, предмет, который мы собираемся рассмотреть, заслуживает самого пристального профессионального внимания и тщательного анализа. Мы имеем в виду характерные ошибки в лечении и диагностике тяжелого острого панкреатита.

Прежде чем перейти к материалам предлагаемого пособия, мы должны, по-возможности, кратко дать обучающемуся врачу современные определение врачебной ошибки, являющейся неизбежной тенью клинической практики.

Безуспешное или принесшее вред больному действие врача уже в глубокой древности могло привести к исключению из врачебного сообщества (931 года н.э.) и к лишению свидетельства на право врачевания (Аз-Захрави, 1983; цит.по Шапошникову А.В., 1998).
Но и в наше время ошибки в медицинской практике по-прежнему остаются объективным фактором, приводящим к неблагоприятным последствиям как для пациента, так и для врача.
Врачебные ошибки, отнюдь не являются редкостью.

По данным российской прессы, в больницах США от врачебных ошибок ежегодно умирают 190 тыс. больных [«Наука и Жизнь. 2005 г. № 5 стр. 100.] . Однако, и в США неохотно обращают внимание на эту проблему.

Чем тяжелее заболевание и чем меньше оно изучено, тем чаще допускаются отступления от различных алгоритмов, доказательных рекомендаций, стандартов и инструкций, что всегда чревато возможностью совершения опасных ошибок в диагностике и лечении.
Литература, посвященная врачебным ошибкам довольно скудна. О собственных ошибках врачи пишут редко и неохотно.

Это пособие адресовано, прежде всего, заведующим хирургическими отделениями, ведущим хирургам больниц, в которых оказывается помощь больным тяжелым острым панкреатитом, а также врачам-методистам и обучающимся: клиническим ординаторам, аспирантам и интернам.

Вернемся к теме врачебных ошибок, которую мы дополним несколькими случаями случаями из практики лечения панкреонекроза, богатой примерами многочисленных тяжелых, порой инкурабильных, осложнений.

Библиография интересующей нас проблемы весьма скудна. Издания, в которых рассматриваются ошибки диагностики и лечения тяжелого острого панкреатита практически отсутствуют. Недостаток публикаций, рассматривающих характерные ошибки в некоторой степени восполняют тексты, размещенные в информационных ресурсах Medline. Поиск сообщений по обсуждаемой теме в ресурсах этих поисковых систем, в целом, малопродуктивен и ограничивается редкими описаниями частных случаев лечебно-диагностических ошибок.

Ошибки в процессе диагностики и лечения, в разных источниках называются по-разному: врачебными, медицинскими, лечебно-диагностическими.

Определения медицинской ошибки

Приведем несколько различных определений медицинской и/или врачебной ошибки.

«Медицинская ошибка» определяется как действие или бездействие физических или юридических лиц в процессах организации, оказания и финансирования медицинской помощи пациенту, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования заболевания, имеющегося у пациента, а также риска возникновения нового патологического процесса. К «медицинской ошибке» также относят неоптимальное использование ресурсов здравоохранения (Коморовский Ю.Т., 1976).

Определение «врачебной ошибки» - близко по содержанию к термину «медицинская ошибка», но несколько отличается от него.

«Врачебная ошибка» определяется как предотвратимое, объективно неправильное действие (или бездействие) врача, которое способствовало или могло способствовать, нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возможности возникновения нового патологического процесса, а также к неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения и, в конечном счете, вести к неудовлетворенности потребителей медицинской помощи».

Большая часть приведенных определений почерпнута нами с официального сайта территориального фонда обязательного медицинского страхования, на котором опубликовано «Положение о порядке проведения вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге» от 26 мая 2004 г.
В современной, особенно иностранной, литературе в качестве интегрирующего используют показатель качества медицинской помощи.

«Медицинская помощь» определяется как комплекс мероприятий, включающий медицинские услуги, организационно-технические и санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленный на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлениии здоровья».

Лечебно-диагностические ошибки - объективный фактор, ухудшающий результаты лечения. Они являются негативными явлениями, способствующими увеличению сроков пребывания больных в стационарах, снижению качества медицинской помощи, увеличению частоты развития осложнений и к увеличению финансовых затрат медицинских учреждений.

В стремлении к сокращению лечебно-диагностических ошибок, в России и зарубежом были разработаны приказы, «протоколы», доказательные рекомендации, лечебно-диагностические алгоритмы и, наконец, стандарты, которые призваны уменьшить частоту и опасность лечебно-диагностических ошибок, допускаемых врачами догоспитального и госпитального этапов службы «скорой медицинской помощи».

Опираясь на инструктивно-методические документы, разработанными, такими организациями, как Британское Общество Гастроэнтерологов и Международная Панкреатологическая Ассоциация, врачи разных стран осуществляют «аудит» названных документов, сверяя результаты реальной практики с нормативами, опубликованными в этих инструктивно-методических документах.

В Северо-Западном Федеральном Округе РФ таким документом является документ «Острый панкреатит (Протоколы диагностики лечения) МКБ-10-К85» [Впервые документ регламентирующий объем и надлежащий объем диагностических и лечебных мероприятий впервые в нашей стране был издан в виде Приказа № 377 Главного Управления Здравоохранения Исполкома Ленсовета 14 июля 1988 г. Изменения в составе надлежащих лечебно-диагностических мероприятий на рубеже ХХ и ХХ I вв отражены в «Протоколах диагностики и лечения. Острый панкреатит». СПб, 2004 г.] , утвержденный Ассоциацией Хирургов Северо-Запада РФ 12 марта 2004 года.

Этот документ позволяет оценивать качество диагностики и лечения острого панкреатита, а также квалифицировать ошибки с целью их устранения и повышения удовлетворенности потребителей качеством медицинской помощи.

В конце ХХ и в начале ХХI вв. появились новые теоретические концепции, новые методы диагностики и лечения, также сопряженные с риском развития ранее неизвестных опасностей, ошибок и осложнений.

Краковский Н.И. и Грицман Ю.Я. (1967) к хирургическим ошибкам относят все действия хирурга, которые невольно нанесли или могли нанести ущерб больному.

Иностранные авторы определяют врачебные ошибки различными терминами: «medical malpractice», «la faut contre la science et technique medical», «der arztliche Kunstfehler», «l"errore medico», «hazard», «inadvertent diagnosis», «ятрогения» и тому подобными.

Коморовский Ю.Т. (1976) предложил оригинальную, тщательно разработанную, но чрезмерно детализированную классификацию врачебных ошибок. Этот автор различает виды, этапы, причины, последствия и категории ошибок. Административный аспект ошибок врача простирается, по Комаровскому, от «заблуждения» и «несчастного случая» до «проступка» или «преступления».

Эта, исчерпывающе полная и, как следствие, переусложненная классификация, объемлет все мыслимые в настоящее время виды, этапы, причины, последствия и категории врачебных ошибок.

Коморовский Ю.Т. (1976) различает диагностические, лечебные и организационные ошибки, которые могут быть допущены на различных этапах оказания скорой медицинской помощи (в поликлинике, на дому, в машине скорой помощи, в отделении неотложной медицины, приемном отделении стационара, в процессе обследования, диагностики, установления показаний к тому или иному методу лечения на всех этапах стационарного лечения (хирургического или консервативного), как в дооперационном, так и в послеоперационном периодах.

Как следует из этого «рубрикатора» врачебных ошибок, они могут иметь совершенно различные последствия (как медицинские, так и административные), как для пациента, так и для допустившего их врача.

Дополнительная сложность описания «характерных врачебных ошибок» может быть обусловлена особенностями патологии, степенью ее сложности и изученности и т. д.

Классификация врачебных ошибок (по Комаровскому Ю.Т., 1976)

1. Виды врачебных ошибок

1.1. Диагностические: по заболеваниям и осложнениям; по качеству и формулировке диагнозов; по расхождению исходного и заключительного диагнозов.

1.2. Лечебные: общие, тактические, технические.

1.3. Организационные: административные, документационные, деонтологические.

2. Этапы врачебных ошибок

2.1. Достационарный: на дому, в поликлинике, на станции неотложной помощи.

2.2. Стационарный: дооперационный, операционный, послеоперационный.

2.3. Послестационарный: адаптационный, реконвалесцентный, реабилитационный.

3. Причины врачебных ошибок

3.1. Субъективные: моральные и физические недостатки врача; недостаточная профессиональная подготовка; недостаточный сбор и анализ информации.

3.2. Объективные: неблагоприятные особенности больного и заболевания; неблагополучная внешняя обстановка; несовершенство медицинской науки и техники.

4. Последствия врачебных ошибок

4.1. Нетяжелые: временная потеря трудоспособности; ненужная госпитализация;

4.2. Ненужное лечение, инвалидность, смерть.

1.1. Виды диагностических ошибок

1.1.1. По заболеваниям и осложнениям : по основному, конкурирующим и сочетанным заболеваниям; по сопутствующим и фоновым заболеваниям; по осложнениям заболеваний и лечения.

1.1.2. По качеству и формулировке диагнозов: неустановленный (отсутствие диагноза при наличии заболевания); ложный (наличие диагноза при отсутствии заболевания); неправильный (несовпавший при наличии другого заболевания); ошибочный (названного искомого заболевания нет); просмотренный (искомое заболевание не названо); несвоевременный (поздний, запоздалый); неполный (не названы нужные компоненты диагноза); неточный (плохая формулировка и редакция); непродуманный (неудачные интерпретация и расстановка компонентов диагноза.

1.1.3. По расхождению исходного и заключительного диагнозов на этапах наблюдения: внебольничных и клинических диагнозов; до- и послеоперационных, клинических и патологоанатомических диагнозов.

1.2. Виды лечебных ошибок

1.2.1. Общие : непоказанное, неправильное, недостаточное, избыточное, запоздалое лечение; неправильная и несвоевременная коррекция метаболизма (водно-солевого баланса, кислотно-щелочного равновесия, углеводного, белкового и витаминного обменов); неправильный и несвоевременный выбор и дозировка медикаментов, физиотерапевтических процедур и лучевой терапии; назначение несовместимых сочетаний и ошибочное применение препаратов, неправильное диетическое питание.

1.2.2. Тактические : от запоздалой и неполноценной первой помощи и реанимации, неправильной транспортировки, необоснованных и несвоевременных показаний к операции; недостаточной предоперационная подготовки, неправильного выбора обезболивания и оперативного доступа, неполноценной ревизии органов; неверной оценки резервных возможностей организма, объема и метода операции, последовательности ее основных этапов, недостаточного дренирования раны и т.п.

1.2.3. Технические : недостатки асептики и антисептики (например, плохая обработка операционного поля, дополнительное инфицирование), неудовлетворительная декомпрессия застойного содержимого полых органов, образование щелей, закрытых и полузакрытых пространств, плохой гемостаз, несостоятельность лигатур и швов, случайное оставление инорородных тел в ране, неудачное размещение, сдавление и плохая фиксация тампонов и дренажей и т.п.

1.3. Виды организационных ошибок

1.3.1. Столь же разнообразны и административные ошибки, от нерационального планирования больницы, до недостаточного контроля качества и эффективности лечебной работы.

1.3.2. Документационные : от неправильного оформления протоколов операции документации, справок, выписок из историй болезни, больничных листков; недочеты и пробелы в оформлении амбулаторных карт, историй болезни, операционного журнала; неполноценные регистрационные журналы и прочее.

1.3.3. Деонтологические , вызванные неправильными взаимоотношениями с больными; плохим контактом с их родственниками и т.п..

2. Субъективные причины врачебных ошибок

Здесь можно упомянуть обширный перечень недостатков врача от моральных и физических до недостаточной профессиональной компетентности.

3. Характерные ошибки, в процессе диагностики и лечения тяжелого острого панкреатита

Предметом настоящего пособия является анализ наиболее характерных ошибок, допускаемых в процессе диагностики и лечения больных тяжелым острым панкреатитом.

3.1. Объективные причины диагностических ошибок

3.1.1. Неблагоприятные особенности больного и заболевания: старческий возраст, снижение или потеря сознания, резкое возбуждение, крайне тяжелые или терминальные состояния, психическая неполноценность; симуляция или диссимуляция со стороны больного и недооценка (анозогнозия) или гиперболизация (агравация) тяжести заболевания пациентом. , Диагностическим ошибкам способствуют состояния наркотического или алкогольного опьянения, старческое слабоумие, психические заболевания резкое ожирение, измененная реактивность организма, медикаментозная идиосинкразия и аллергия; редкость заболевания, бессимптомность и атипичность его течения, ранние и поздние стадии патологического процесса, а также присоединяющаяся симптоматика фоновых и сопутствующих заболеваний, а также разнообразных осложнений.

3.1.2. Неблагоприятная обстановка: плохое освещение, отопление, вентиляция, отсутствие необходимой аппаратуры, инструментария, медикаментов, реактивов, перевязочного материала; неудовлетворительная работа лаборатории, отсутствие консультантов, средств связи и транспорта; отсутствие, неточность и неправильность информации со стороны медицинского персонала и родственников больного; недостаточные и неправильные данные документации, кратковременный контакт с больным.

3.1.3. Несовершенство медицинской науки и техники: неясные этиология и патогенез заболевания; отсутствие надежных методов ранней диагностики; недостаточная эффективность доступных методов лечения; ограниченные возможности диагностической и лечебной аппаратуры.

Все установленные диагнозы должны сопровождаться датой их выявления. Анализы должны прослеживаться в динамике с выявлением тенденций течения патологического процесса.

Анализ ошибок лечения включает оценку индивидуальной обоснованности показаний к тем или иным лечебным или же инструментальным диагностическим мероприятиям, а также их своевременности. С целью предупреждения ошибок хирургического лечения большое значение имеет надлежащее оформление предоперационного заключения (эпикриза), включающего следующие сведенья:

1. Мотивированный диагноз;

2. Особенности больного и заболевания;

3. Оперативный доступ и планируемая операция;

4. Методика и средства обезболивания;

5. Информированное согласие больного или его доверенных лиц на проведение операции или иного инструментального вмешательства, зафиксированное в истории болезни и визированное подписями больного, лечащего врача, заведующего хирургическим отделением или руководителем клиники с указанием даты и часа.

6. Обсуждение наиболее тяжелых больных на утренних конференциях, регулярные обходы главного хирурга и заведующего отделением. Клинические разборы больных, намеченных к операции и т.п.

7. При выявлении показаний к экстренной операции больному острым хирургическим заболеванием органов брюшной полости должна непременно проводиться надлежащая предоперационная подготовка, состав, объем и продолжительность которой зависят от конкретных обстоятельств. При таких заболеваниях, как тяжелый острый панкреатит или перитонит диагностические мероприятия должны одновременно сопровождаться предоперационной подготовкой, что особенно важно при лечении больных тяжелым острым панкреатитом.

8. Этические, деонтологические, гносеологические и психологические аспекты врачебных ошибок должны непременно учитываться.

9. Некоторые ошибки обусловлены несовершенством научных знаний, что особенно актуально при таких сложных многокомпонентных патологических процессах, каким, например, является ранний тяжелый острый панкреатит, сопровождающийся разнообразными системными и местными изменениями в организме. Первым и решающим критерием правильности или ошибочности профессиональных действий врача является соблюдение или нарушение им норм современной медицинской науки, прочно установленных, общепринятых научных фактов, правил и рекомендаций, исходящих из специализированных учреждений, накопивших богатый опыт в неотложной хирургической патологии.

В настоящее время врачам-хирургам доступен значительно больший объем информации, важный для успешного лечения острых хирургических заболеваний вообще и острого панкреатита, в частности.

Учитывая важность тщательной, точной и, в то же время, щадящей интраоперационной диагностики при тяжелом остром панкреатите, этому вопросу следует уделить особое внимание.

3.1.4. Возможные ошибки при интраоперационной диагностике патологических изменений у больных тяжелым острым панкреатитом

Интраоперационное исследование во время лапаротомии или лапароскопии при различных формах "острого живота" является важнейшим этапом их распознавания, несмотря на применение методов ультразвуковой, компьютерно-томографической и эндоскопической диагностики. Только оно может дать точное представление о патологическом процессе во всем многообразии его проявлений. При наиболее сложной патологии, к разряду которой, ввиду разнообразия вариантов и распространенности поражения, относится острый деструктивный панкреатит, значение интраоперационной диагностики неизмеримо возрастает. Ни при каком другом остром хирургическом заболевании адекватность хирургического пособия и исход не находятся в столь сильной зависимости от качества интраоперационной ревизии. Полноценная диагностика во время операции требует от хирурга как тщательного выявления морфологических знаков заболевания во всех анатомических образованиях, так и адекватной интерпретации данных. Эти аспекты интраоперационной диагностики при остром панкреатите сопряжены с дополнительными трудностями ввиду:

  • анатомических особенностей расположения pancreas в забрюшинном пространстве;
  • многокомпонентности патологического процесса;
  • разнообразия видов некроза тканей;
  • изменчивости морфологических признаков острого панкреатита;
  • зависимости объема ревизии от характера изменений поджелудочной железы.

3.2. Интраоперационная диагностика формы, распространенности и осложнений тяжелого острого панкреатита

3.2.1. Задачи и последовательность обследования

Задача интраоперационной диагностики при остром панкреатите заключается в уточнении морфологической и клинической форм и распространенности заболевания для выбора адекватных приемов и объема операции. В случае острого панкреатита принятие подобных решений особо ответственно и затруднительно. В отличие от прочих форм “острого живота”, в неосложненных случаях характеризующихся поражением соответствующего органа, при деструктивном панкреатите выраженные патологические изменения отмечаются также в забрюшинной клетчатке, сальниковой сумке, брюшине, большом и малом сальниках и в других анатомических образованиях. Такие компоненты местных патологических реакций как парапанкреатит, параколит и паранефрит, перитонит и оментобурсит, оментит, лигаментит в сочетании с содружественной острой патологией желчных путей, как правило, являются основными потенциальными объектами хирургических вмешательств. Если при остром аппендиците диагноз однозначно определяет характер операции, то при остром панкреатите для решения вопроса о методике операции и её объеме необходимы дополнительные сведения о выраженности всех компонентов патологического процесса. Поэтому интраоперационное обследование брюшной полости при остром панкреатите должно включать осмотр всех вышеперечисленных образований, а выявленные компоненты местных патологических реакций подлежат подробному и точному отражению в послеоперационном диагнозе.

Отправной точкой интраоперационной ревизии является предоперационный диагноз, который надлежит подтвердить или отвергнуть, выявив или исключив иную патологию. Если предоперационный диагноз не подтверждается или выявленные местные изменения не соответствуют клинико-лабораторной картине заболевания, требуется систематическая ревизия брюшной полости (например, по часовой стрелке) с попутным осмотром поддиафрагмальных пространств, забрюшинной клетчатки, петель кишечника и малого таза.

Однако, при выявлении флегмонозного или гангренозного воспалительного процесса, перфорации полого органа, фибринозного либо гнойного перитонита дальнейшая ревизия прекращается во избежание диссеминации инфекции в брюшной полости. Например, при обнаружении гангренозного холецистита и серозно-фибринозного экссудата с высокой активностью амилазы в подпеченочном пространстве следует диагностировать “острый холецистопанкреатит“ и от дальнейшей ревизии брюшной полости и сальниковой сумки воздержаться.

Фактически забрюшинное расположение поджелудочной железы сильно затрудняет её исследование во время операции. Возможности его ограничены также чрезвычайной чувствительностью поджелудочной железы к операционной травме и к нарушениям кровообращения. Для осмотра собственно ткани поджелудочной железы необходимо осуществить дополнительные приемы с целью доступа и экспозиции паренхимы, которые не должны быть излишне травматичными, увеличивать продолжительность и риск операции. Объем необходимой и оправданной интраоперационной ревизии pancreas и окружающих её структур зависит от степени их вовлечения в патологический процесс, его формы и стадии.

Широкая хирургическая экспозиция поджелудочной железы в ряде случаев является обязательным условием в борьбе за жизнь больного деструктивным панкреатитом, а иногда пагубно отражается на дальнейшем течении заболевания, создавая условия для экзогенного инфицирования патологического очага. При отсутствии данных, указывающих на высокую вероятность развития распространенной панкреатической и ретроперитонеальной деструкции, мобилизация поджелудочной железы неоправдана. Тем более, она не может быть обоснована лишь необходимостью осмотра этого органа.

Учитывая тесные анатомо-физиологические связи поджелудочной железы и органов желчевыделительной системы, тщательное исследование желчного пузыря и внепеченочных желчных путей должно быть обязательным этапом интраоперационной диагностики при остром панкреатите.

Таким образом, для выбора объекта, методов и объема оперативного вмешательства в ходе интраоперационного обследования необходимо последовательно решить следующие задачи:

  • исключить другие формы “острого живота” ;
  • выявить характерные морфологические признаки острого панкреатита;
  • определить форму поражения поджелудочной железы и забрюшинной клетчатки;
  • установить распространенность поражения поджелудочной железы и забрюшинной клетчатки;
  • оценить цвет, объем, места скоплений перитонеального панкреатогенного экссудата;
  • оценить панкреатитогенное поражение других органов и тканей;
  • подвергнуть щадящей ревизии органы желчевыделительной системы.

3.2.2. Возможные ошибки при интраоперационной диагностике тяжелого острого панкреатита

Состояние поджелудочной железы и непосредственно окружающей ее забрюшинной клетчатки можно исследовать через малый сальник, желудочно-ободочную связку и корень брыжейки поперечно-ободочной кишки.

Наименее травматична ориентировочная оценка состояния поджелудочной железы путем осмотра и пальпации тканей у “корня” брыжейки поперечно-ободочной кишки. Непосредственно к нему примыкает парапанкреальная клетчатка по передней поверхности головки, нижнему краю тела и хвоста. Из отделов поджелудочной железы наиболее доступной для обследования через mesocolon является головка. При тяжелом остром панкреатите интраоперационная ревизия корня брыжейки может привести к ее перфорации, обусловленной инфицированным парапанкреальным некрозом, что является технической ошибкой . Создание окна в брыжейке с целью обнажения и ревизии поджелудочной железы является технической ошибкой при интраоперационной ревизии.

Наилучшие условия для интраоперационной ревизии обеспечивает доступ в сальниковую сумку через окно в желудочно-ободочной связке, которая рассекается между зажимами и надежно прошивается. Пряди пересеченной желудочно-ободочной связки не должны быть короткими – в противном случае их лигирование может привести к некрозу стенки Coli transversi, что является технической ошибкой, чреватой развитием свища поперечно-ободочной кишки. После рассечения lig. gastrocolicum на дне сальниковой сумки можно пальпировать, а при благоприятных условиях и наблюдать, часть поджелудочной железы от медиальной зоны головки до хвоста. Широкая экспозиция раны позволят визуально обследовать хвост. Большая часть передней поверхности головки поджелудочной железы, покрытая корнем mesocoli, непосредственному осмотру недоступна. Лишь после рассечения ее верхнего листка и низведения печеночного угла ободочной кишки обнажается скрытая часть головки. Дорзальную же поверхность поджелудочной железы следует считать практически недоступной осмотру и не предпринимать попыток ее мобилизации за исключением форсмажорных обстоятельств (например, кровотечения из верхней или нижней брыжеечных и воротной вен). Повреждение крупных венозных стволов, формирующих воротную вену позади перешейка ПЖ является грубой технической ошибкой , которая обычно приводит к кровотечению, геморрагическому шоку и летальному исходу в ближайшем послеоперационном периоде.

Нижние поверхности тела и хвоста осматриваются после рассечения париетальной брюшины их по нижнему краю. Еще раз подчеркнем, что подобные приемы оправданы у весьма незначительного контингента больных, страдающих наиболее тяжелыми и осложненными формами деструктивного панкреатита и что применение их без достаточных оснований недопустимо.

В 80-90 гг. прошлого века «сертификатом достижений» в хирургии поджелудочной железы были субтотальные резекции этого органа с целью уменьшения интоксикации, что достигалось путем эрадикации массивных очагов панкреонекроза. Эта калечащая тактика не привела к снижению летальности и в настоящее время считается грубой тактической ошибкой при хирургическом лечении панкреонекроза .

Во время операции по поводу тяжелого острого панкреатита возможна интраоперационная диагностическая ошибка , в результате которой у хирурга возникает преувеличенное представление о тяжести морфологических изменений поджелудочной железы. Эта ошибка связана с малоизвестными врачам эффектами «светофильтра» и «обманчивого занавеса», впервые описанными исследователями из Румынии (Lеger L., Chiche B. и Louvel A.) в 1981 году. Эти авторы отметили, что при патологоанатомическом исследовании резецированных ими препаратов поджелудочной железы распространенность и глубина некроза оказывалась значительно меньшей, чем предполагал хирург.

Причиной интраоперационной диагностической ошибки было отражение света, от паренхимы ПЖ проникающего через слой геморрагического экссудата и создающего «эффект светофильтра».

Еще одно ошибочное суждение об объеме геморрагического панкреонекроза возникало в результате того, что лимфа, оттекающая от поджелудочной железы скапливается в поверхностных лимфатических сплетениях, где, в результате значительно большей концентрации гистопатогенных веществ, формируeтся относительно тонкий слой омертвевшей паренхимы черного цвета. При этом авторы, описавшие этот феномен, во время операции расценивали степень поражения панкреатической паренхимы как «тотальный геморрагический некроз. Лишь во время вскрытия или исследования резецированного препарата выяснялось, что под 5-7 миллиметровым слоем аспидно-черной некротизированной паренхимы обнаруживалась светложелтая ткань малоизмененной pancreas. Это позволяет квалифицировать данные интраоперационного исследования как диагностическую ошибку при интраоперационной диагностике .

Ранее практиковавшиеся раскрытия передней брюшины, позволяли дать отток экссудату, вызывавшему ложное впечатление о характере поражения поджелудочной железы. Недостаточная осведомленность оператора может привести к предположению о развитии «тотального» панкреонекроза, т.к. слой коричневого выпота в передней подкапсульной клетчатке и последующее изменение цвета жировой ткани с красного на коричневый и черный, создают ошибочное впечатление «тотального геморрагического некроза». В настоящее время раннее раскрытие клетчатки по нижнему контуру поджелудочной железы не рекомендуется, т.к. способствует излишней травматизации и шире открывает ворота для проникновения в нее патогенной кишечной флоры.

С современных позиций, дигитальная или инструментальная ревизия сальниковой сумки до развития инфизированного парапанкреонекроза не показана и признана ошибочной.

Патологические изменения различных отделов поджелудочной железы могут не совпадать. Поэтому для установления правильного операционного диагноза, если это крайне неоходимо, должны быть осмотрены головка, и тело, и хвост этого органа. Перечисленные морфологические феномены являются источником ложного предположения о «тотальном» или субтотальном панкреонекрозе», тогда как в реальности под слоем некротизированной брюшины и передней подкапсульной клетчатки поражение поджелудочной железы может быть значительно менее ужасающим, как нередко ошибочно предполагают.

Техническими ошибками интраоперационной диагностики считаем также поверхностное и грубое интраоперационное исследование ПЖ.

3.2.3. Диагностические ошибки при тяжелом остром панкреатите

Анализ историй болезни умерших от острого панкреатита, показал, что различные врачебные ошибки оказывают существенное влияние на течение и исход этого заболевания. Они были отмечены у 93,5% умерших, причем в 26% наблюдений их значение в наступлении смерти больного было весьма велико. Устранение лишь наиболее грубых ошибок позволило бы снизить летальность от этого заболевания.

Анализ историй болезни пациентов, страдавших тяжелым острым панкреатитом, показал, что в ряде случаев это заболевание может быть не диагностированным или неправильно интерпретированным, протекая нераспознанным под «клиническими масками» различных заболеваний, как абдоминальных, так и экстраабдоминальных.

Клиническая симптоматика некротического панкреатита, нередко бывает атипичной.
Мы установили, что некоторым формам острого панкреатита достаточно характерны «клинические маски» прочих форм острых воспалительных заболеваний органов брюшной полости.

В настоящем издании, посвященном различным вариантам и нюансам клинической картины острого панкреатита, мы сочли целесообразным включить анализ подобных случаев. Аналогичное исследование при остром аппендиците было проведено Ротковым И.Л.(1988). В материалах этого автора были проанализированы «клинические маски» острого аппендицита, протекавшего «под флагом» прочих форм ОХЗОБП, включая и острый панкреатит. Подобные сопоставления при остром панкреатите ранее не проводились.

Рецензируя истории болезни умерших в неспециализированных хирургических стационарах, мы убедились, что некоторым фазам развития и формам тяжелого острого, как правило, деструктивного панкреатита характерны специфичные клинические «маски».

Мы проанализировали материалы созданной нами картотеки летальных исходов тяжелого острого панкреатита, при изучении которого выявили 581 наблюдение, симптоматика которых определенную топографическую и органную специфику, что составляет 64,6% всех изученных летальных исходов. Более того, нередко отмечались чередующиеся последовательности различных клинических образов, которые с полным основанием можно было бы назвать «театром клинических масок панкреонекроза» …Это не пустая игра слов, т.к. полиморфизм клинических проявлений панкреонекроза реально чреват диагностическими ошибками и, следовательно, ведет к увеличению числа летальных исходов.

Нередко выявлялись и сочетания вариантов «атипичной» симптоматики.

В соответствии с действующими российскими законодательными нормами здоровье гражданина Российской Федерации является наивысшей ценностью государства и находится под его защитой.

Система здравоохранения страны построена таким образом, что каждый гражданин вправе получить качественную бесплатную, впрочем, как и платную, медицинскую помощь.

Однако, не смотря на подобные декларативные утверждения, в законодательной системе отсутствуют правовые критерии и нормы выявления уровня качества оказываемых медицинских услуг, что чаще всего проявляется во врачебных ошибках. К тому же дефекты оказанной медицинской помощи часто имеют плачевные, не всегда поправимые, результаты.

Возникает вопрос:

что нужно знать пациенту о возможных причинах и видах некачественных медицинских услуг, чтобы в случае необходимости иметь возможность защитить свои права и интересы в правомерном ключе?

Причины врачебных ошибок

Следует учитывать, что единой классификации ошибок медицинских сотрудников не представлено ни в одном официальном источнике. Исходя из нормативно-правовых требований и предписаний, изложенных в различных законодательных актах, можно утверждать, что врачебные ошибки в большинстве случаев связаны с человеческим фактором. Имеется в виду общая профессиональная некомпетентность медицинского работника, недостаточная аргументация принятых решений и действий, как вариант, интуитивное принятие решений. К человеческому фактору можно также смело отнести усталость специалиста, профессиональную загруженность и невнимательность.

Юристы по медицинским спорам считают, что не исключены врачебные ошибки, связанные с техническим сбоем дополнительных систем, таких, как оборудование, инструменты, методы лечения и так далее. Медицинская аппаратура так же, как и аппаратура в других сферах деятельности человека, может выйти из строя в самый неподходящий момент, инструменты поломаться, а методы лечения оказаться неактуальными. В результате пациент, даже не по вине врача, получает неточные результаты диагностики или, как вариант, несвоевременную медицинскую помощь.

Врачебные ошибки могут быть связаны с нетипичным протеканием болезни наличием осложнений и так далее.

К слову, это наиболее распространенный вид врачебных ошибок, поскольку даже с учетом индивидуальной реакции пациента на медицинские препараты и методы лечения самый опытный и высококвалифицированный врач не застрахован от профессиональных неудач.

Как вариант, ошибки медицинских работников могут быть связаны со стечением обстоятельств: когда сложное протекание болезни и недостаточный опыт врача дают нежелательный результат и так далее.

Виды врачебных ошибок

Независимо от причин врачебных ошибок большую роль играет этап, на котором они были совершены. Исходя из практики адвокатов по медицинским спорам Правового центра Малина, наиболее распространенные ошибки врачей связаны с неправильным диагностированием. В итоге, пациенту устанавливается неверный диагноз и, соответственно, назначается, неправильное лечение. Естественно, ожидать улучшения состояния здоровья пациента в таком случае не приходится.

Ошибки технического вида

связаны с неправильным проведением медицинских расчетов, операций, измерений, неточностью записей, выписок и так далее. Данный вид ошибок менее значимый, чем предыдущий, однако в общей системе оказания медицинской помощи может сыграть плохую шутку в самый неподходящий момент.

Ошибки организационного характера

предполагают наличие недостатков в процессе организации медицинской помощи и порядка ее оказания. С таким видом ошибок закономерно связаны деонтологические ошибки врачей – их непосредственное поведение с пациентами и другим медицинским персоналом.

Важно понимать, что от врачебных ошибок не застрахован никто – ни пациент, ни, собственно, медицинский работник. В любом случае, чтобы в законодательном ключе защитить свои права, необходима помощь грамотного и высококвалифицированного медицинского правоведа.

Юристы Правового центра Суворов-Групп имеют достаточный успешный опыт решения правовых проблем медицинского характера, помогут получить клиенту компенсацию за допущенную медицинскую оплошность и добиться для ответчика соответствующего правового наказания.