26.06.2020

Предмет патологической анатомии, её значение и место в медицинской науке и практике здравоохранения. Методы изучения. Введение в патологическую анатомию Клиническая биомеханика подъязычной кости


Цель занятия : изучить содержание предмета патологической анатомии, задачи и основные методы исследования. Рассмотреть морфогенез основных структурных изменений как в отдельных тканях и органах, так и в целом организме при смерти и посмертных изменениях. Усвоить причины, морфологию, функциональное значение и исход некроза и апоптоза, выяснить закономерности развития этих процессов.

В результате изучения темы студенты должны:

Знать:

Термины, используемые в изучаемом разделе патологии;

Непосредственные причины и механизмы, лежащие в основе развития некроза и апоптоза;

Основные структурные изменения, развивающиеся в тканях и органах при некрозе, апоптозе, после наступления биологической смерти.

Значение патологических изменений в тканях и их клинические проявления.

Уметь:

Диагностировать на макроскопическом и микроскопическом уровнях различные клинико-морфологические формы некроза;

Проводить клинико-анатомические сопоставления при разборе вышеперечисленных патологических процессов;

Быть ознакомлены:

С основными, в том числе и новыми научными достижениями в изучении ультраструктурных, молекулярных изменений в тканях при развитии некроза и апоптоза.

Патологическая анатомия изучает структурные изменения, возникающие в организме больного. Она делится на теоретическую и практическую части. Структура патологической анатомии: общая часть, частная патологическая анатомия и клиническая морфология. Общая часть изучает общие патологические процессы, закономерности их возникновения в органах и тканях при различных заболеваниях. К патологическим процессам относятся: некроз, нарушение кровообращения, воспаление, компенсаторные воспалительные процессы, опухоли, дистрофии, патология клетки. Частная патологическая анатомия изучает материальный субстрат болезни, т.е. является предметом нозологии. Нозология (учение о болезни) предусматривает знание: этиологии, патогенеза, проявления и номенклатуры болезней, их изменчивости, а также построения диагноза, принципов лечения и профилактики.

Задачи патологической анатомии:

Изучение этиологии заболевания (причины и условия болезни);

Изучение патогенеза заболевания (механизм развития);

Изучение морфологии заболевания, т.е. структурные изменения в организме, тканях;

Изучение морфогенеза заболевания, т. е. диагностические структурные изменения;

Изучение патоморфоза заболевания (стойкое изменение клетки и морфологических проявлений болезни под влиянием лекарственных препаратов – медикаментозный метаморфоз, а также под влиянием условий внешней среды – естественный метаморфоз);


Изучение осложнений заболеваний, патологических процессов, которых не являются обязательными проявлениями болезни, но возникают и ухудшают его, нередко приводя к летальному исходу;

Изучение исходов заболевания;

Изучение танатогенеза (механизма смерти);

Оценка функционирования и состояния поврежденных органов.

Объекты исследования патологической анатомии:

Трупный материал;

Материал, взятый при жизни больного (биопсийный) с целью диагностики и определения прогноза заболевания;

Экспериментальный материал.

Методики исследования патологоанатомического материала:

1) световая микроскопия с применением специальных красителей;

2) электронная микроскопия;

3) люминисцентная микроскопия;

5) иммуногистохимия.

Уровни исследования: организменный, органный, системный, тканевый, клеточный, субъективный и молекулярный.

Апоптоз – это естественная, запрограммированная гибель клетки в целом или её части. Встречается в физиологических условиях – это естественное старение (гибель эритроцитов, Т– и В-лимфоцитов), при физиологических атрофиях (атрофия вилочковой железы, половых желез, кожи). Апоптоз может встречаться при патологических реакциях (в период регрессии опухоли), при действии лекарственных и патогенных факторов.

Механизм апоптоза : - конденсация ядра;

Конденсация и уплотнение внутренних органелл;

Фрагментация клетки с формированием апоптозных телец. Это небольшие структуры, имеющие фрагменты эозинофильной цитоплазмы с остатками ядра. Затем они захватываются фагоцитами, макрофагами, клетками паренхимы и стромы. Воспаления нет.

Время: 3 часа.

Мотивационная характеристика темы: знание темы необходимо для усвоения других тем общего и частного курсов патологической анатомии, а также для клинико-анатомического анализа при изучении клинических дисциплин и в практической работе врача.

Общая цель обучения: изучить содержание, задачи, предмет, основные методы и уровни исследования патологической анатомии, ознакомиться с основными историческими этапами развития дисциплины. Конкретные цели занятия:

1. Уметь дать определение объекта патологической анатомии;

2. Уметь объяснить задачи патологической анатомии;

3. Уметь объяснить основные методы и уровни исследования в патологической анатомии;

4. Уметь оценить значение патологической анатомии на современном этапе.

Необходимый исходный уровень знаний: студент должен вспомнить уровни исследования в морфологии, этапы изготовления микропрепаратов, гистологические окраски.

Вопросы для самоподготовки (исходный уровень знаний):

2. Задачи дисциплины;

3. Макроскопический, микроскопический, ультраструктурный уровни исследования;

4. Значение патологической анатомии в науке и практике; Терминология

Аутопсия (autopsia - видение собственными глазами) - вскрытие трупа.

Биопсия (bios - жизнь и opsis - зрение) - прижизненное взятие ткани с диагностической целью.

Морфогенез - морфологические основы механизмов развития (патогенеза).

Патоморфоз - изменчивость болезней.

Саногенез - механизмы выздоровления.

Танатогенез - механизмы смерти.

Этиология - причины возникновения.

Ятрогении (iatros - врач) - болезни, возникающие в связи с деятельностью врача.

Патологическая анатомия - составная часть патологии (от греч. pathos - болезнь), которая представляет собой обширную область биологии и медицины, изучающую различные аспекты болезни. Патологическая анатомия изучает структурные (материальные) основы болезни. Эти знания служат основой как теории медицины, так и клинической практики. Теоретическое, научное значение патологической анатомии наиболее полно раскрывается при изучении общих закономерностей развития патологии клетки, патологических процессов и болезней, т.е. общей патологии человека. Клиническое, прикладное, значение патологической анатомии состоит в изучении структурных основ всего разнообразия болезней человека, специфики каждого заболевания или клинической анатомии больного человека. Этому разделу посвящен курс частной патологической анатомии.

Изучение общей и частной патологической анатомии неразрывно связано, так как общепатологические процессы в различных их сочетаниях являются содержанием как синдромов, так и болезней человека. Изучение структурных основ синдромов и болезней проводится в тесной связи с их клиническими проявлениями. Клинико-анатомическое направление - это отличительная черта отечественной патологической анатомии.

При болезни, которую следует рассматривать как нарушение нормальных жизненных функций организма, как одну из форм жизни, структурные и функциональные изменения неразрывно связаны. Функциональных изменений, не обусловленных соответствующими структурными изменениями, не существует.

Поэтому изучение патологической анатомии основано на принципе единства и сопряжения структуры и функции.

При изучении патологических процессов и болезней патологическую анатомию интересуют причины их возникновения (этиология), механизмы развития (патогенез), морфологические основы этих механизмов (морфогенез), различные исходы болезни, т.е. выздоровление и его механизмы (саногенез), инвалидизация, осложнения, а также смерть и механизмы смерти (танатогенез). Задачей патологической анатомии является также разработка учения о диагнозе.

В последние годы патологическая анатомия уделяет особое внимание изменчивости болезней (патоморфоз) и болезням, возникающим

в связи с деятельностью врача (ятрогении). Патоморфоз - широкое понятие, отражающее, с одной стороны, изменения в структуре заболеваемости и летальности, связанные с изменениями условий жизни человека, т.е. изменения общей панорамы болезней, с другой - стойкие изменения клинико-морфологических проявлений определенного заболевания, нозологии (нозоморфоз), возникающие обычно в связи с применением медикаментозных средств (терапевтический патоморфоз).

Объекты, методы и уровни исследования в патологической анатомии. Материал для исследования в патологической анатомии получают при вскрытии трупов, хирургических операциях, проведении биопсий и в эксперименте.

При вскрытии трупов умерших находят как далеко зашедшие изменения, которые привели к смерти, так и начальные изменения, которые обнаруживают чаще лишь при микроскопическом исследовании. Это позволяет изучить стадии развития многих заболеваний. Органы и ткани, взятые на аутопсии, изучают с помощью макроскопических и микроскопических методов. При этом пользуются преимущественно светооптическим исследованием. При вскрытии подтверждается правильность клинического диагноза или выявляется диагностическая ошибка, устанавливаются причины смерти больного, особенности течения болезни, выявляется эффективность применения лечебных препаратов, диагностических манипуляций, разрабатывается статистика смертности и летальности и т.д.

Операционный материал (удаленные органы и ткани) позволяет патологоанатому изучать морфологию болезни в различные стадии ее развития и использовать при этом разнообразные методы морфологического исследования.

Биопсия - прижизненное взятие ткани с диагностической целью. Материал, полученный с помощью биопсии, носит название биоптата.

Эксперимент очень важен для выяснения патогенеза и морфогенеза болезней. Хотя в эксперименте трудно создать адекватную модель болезни человека, модели многих заболеваний человека созданы и создаются, они помогают глубже понять патогенез и морфогенез болезней. На моделях заболеваний человека изучают действие тех или иных лекарственных препаратов, разрабатывают методы оперативных вмешательств, прежде чем они найдут клиническое применение.

Изучение структурных основ болезни проводится на организмен- ном, системном, органном, тканевом, клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях.

Организменный уровень позволяет видеть болезнь целостного организма в ее многообразных проявлениях, во взаимосвязи всех органов и систем.

Системный уровень - это уровень изучения какой-либо системы органов или тканей, объединяемых общностью функций (например, системы соединительной ткани, системы крови, системы пищеварения и др.).

Органный уровень позволяет обнаруживать изменения органов, которые в одних случаях бывают хорошо видимыми невооруженным глазом, в других случаях для их обнаружения необходимо прибегать к микроскопическому исследованию.

Тканевой и клеточный уровни - это уровни изучения измененных тканей, клеток и межклеточного вещества с помощью светооптических методов.

Субклеточный уровень позволяет наблюдать с помощью электронного микроскопа изменения ультраструктур клетки и межклеточного вещества, которые в большинстве случаев являются первыми морфологическими проявлениями болезни.

Молекулярный уровень изучения болезни возможен при использовании комплексных методов исследования с привлечением электронной микроскопии, иммуногистохимии, цитохимии, радиоавтографии.

Клиническая биомеханика подъязычной кости

Во время фазы флексии ПДМ подъязычная кость совершает движение наружной ротации. При этом задние части больших рогов расходятся книзу, кпереди и кнаружи. Таким образом, подъязычная кость раскрывается. Тело опускается, слегка поворачиваясь кзади.

Во время фазы экстензии ПДМ подъязычная кость совершает движение внутренней ротации. При этом задние части больших рогов сходятся кверху, кзади и кнутри. Подъязычная кость, таким образом, закрывается. Тело кости поднимается, слегка поворачиваясь кпереди.

1. Новосельцев С.В. Введение в остеопатию. Краниодиагностика и техники коррекции. Санкт-Петербург, ООО “Издательство Фолиант”, 2007. – 344 c.: ил.

2. Caporossi R., Peyralade F. Traite pratique d`Osteopatique cranienne. S.I.O. Paris, Ed. d`Verlaque, 1992.

3. Liem T. Craniosacral osteopathy. Principles and practice. Elsevier, 2004. – 706 p.

4. Magoun H.I. Osteopathy in the cranial field, 3 rd ed., 1976. – pp.5, 165.

5. Retzlaff E.W., Mitchell F.L., Jr. The cranium and its sutures, Berlin, Springer Verlag, 1987.

6. Sutherland W.G. Contributions of the Thought. - Idaho: Sutherland Cranial Teaching Foundation, 1967. – P. 90-92.

Введение

Анатомия и клиническая биомеханика костей черепа. Общие сведения

Пальпаторные ориентиры черепа

Анатомия и клиническая биомеханика затылочной кости

Анатомия и клиническая биомеханика клиновидной кости

Анатомия и клиническая биомеханика височной кости

Анатомия и клиническая биомеханика теменной кости

Анатомия и клиническая биомеханика лобной кости

Анатомия и клиническая биомеханика решетчатой кости

Анатомия и клиническая биомеханика верхней челюсти

Анатомия и клиническая биомеханика скуловой кости

Анатомия и клиническая биомеханика сошника

Анатомия и клиническая биомеханика небной кости

Анатомия и клиническая биомеханика нижней челюсти

Анатомия и клиническая биомеханика подъязычной кости

Патологическая анатомия получает материал о структурных нарушениях
при болезнях с помощью вскрытия трупов, хирургической операции, биопсии
и эксперимента.

При вскрытии трупов (аутопсии-от греч. autopsia - видение
собственными глазами) умерших от различных болезней подтверждается пра-
вильность клинического диагноза или выявляется диагностическая ошибка,
устанавливаются причина смерти больного, особенности течения болезни, вы-
является эффективность применения лечебных препаратов, инструментов, раз-
рабатывается статистика смертности и летальности и т. д. При вскрытии на-
ходят как далеко зашедшие изменения, которые привели больного к смерти,
так и начальные изменения, которые обнаруживают чаще лишь при микро-
скопическом исследовании. Именно таким образом были изучены все стадии
развития туберкулеза, в настоящее время хорошо известные врачам. По-
добным образом изучены ранние проявления такой болезни, как рак,
выявлены изменения, предшествующие его развитию, т. е. предраковые
процессы.



Органы и ткани, взятые на аутопсии, изучают с помощью не только ма-
кроскопических, но и микроскопических методов исследования. При этом по-
льзуются преимущественно светооптическим исследованием, так как трупные
изменения (аутолиз) ограничивают применение более тонких методов морфо-
логического анализа.

Операционный материал позволяет патологоанатому изучать
морфологию болезни в различные стадии ее развития и использовать при
этом разнообразные методы морфологического исследования.

Биопсия (от греч. bios - жизнь и opsis - зрение) - прижизненное взятие
ткани и микроскопическое ее исследование с диагностической целью. Уже бо-
лее 100 лет назад, как только появился световой микроскоп, патологоанатомы
начали заниматься изучением материала биопсии - биоптатов. Таким
образом, они подкрепляли клинический диагноз морфологическим исследова-
нием. С течением времени применение биопсии тканей, доступных для иссле-
дования, расширялось. В настоящее время нельзя представить лечебное учре-
ждение, в котором не прибегали бы к биопсиям для уточнения диагноза.
В современных лечебных учреждениях биопсия производится каждому третье-
му больному.


До недавнего времени биопсии применяли главным образом для диагно-
стики опухолей и срочного решения дальнейшей лечебной тактики, резуль-
таты исследования биоптатов интересовали чаще всего хирургов и дерматоло-
гов. За последние 30 лет картина резко изменилась. Медицинской техникой
созданы особые иглы, с помощью которых можно проводить так называемые
пункционные биопсии разных органов (печень, почки, легкие, сердце, костный
мозг, синовиальные оболочки, лимфатические узлы, селезенка, головной
мозг), а также приборы для производства эндобиопсий (бронхи, желудок, ки-
шечник и т. д.).

В настоящее время совершенствуется не только биопсия, но и расширяют-
ся задачи, которые с ее помощью решает клиника. Посредством биопсии, не-
редко повторной, клиника получает объективные данные, подтверждающие
диагноз, позволяющие судить о динамике процесса, характере течения болез-
ни и прогнозе, целесообразности использования и эффективности того или
иного вида терапии, о возможном побочном действии лекарств. Таким обра-
зом, патологоанатом становится полноправным участником диагностики, те-
рапевтической или хирургической тактики и прогнозирования заболевания.
Биопсии дают возможность изучить самые начальные и тонкие изменения
клеток и тканей с помощью электронного микроскопа, биохимических, гисто-
химических, гистоиммунохимических и энзимологических методов. Это зна-
чит, что с помощью современных методов морфологического исследования
можно выявлять те начальные изменения при болезнях, клинические проявле-
ния которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенсаторно-приспо-
собительных процессов. В таких случаях лишь патологоанатом располагает
возможностями ранней диагностики. Те же современные методы цито- и ги-
стохимии, иммуногистохимии, радиоавтографии, особенно в сочетании с элек-
тронной микроскопией, позволяют дать функциональную оценку измененных
при болезни структур, получить представление не только о сущности и пато-
генезе развивающегося процесса, но и о степени компенсации нарушенных
функций. Таким образом, биоптат становится в настоящее время одним из ос-
новных объектов исследования в решении как практических, так и теоретиче-
ских вопросов патологической анатомии.

Эксперимент очень важен для выяснения патогенеза и морфогенеза
болезней. Экспериментальный метод нашел особенно широкое применение
в патологической физиологии, в меньшей степени - в патологической анато-
мии. Однако последняя использует эксперимент для того, чтобы проследить
все фазы развития болезни.

В эксперименте трудно создать адекватную модель болезни человека, так
как его болезни тесно связаны не только с воздействием патогенного фактора,
но и особыми условиями труда и быта. Некоторые болезни, например ревма-
тизм, встречаются только у человека, и до сих пор попытки воспроизвести их
у животных не дали желаемых результатов. Вместе с тем модели многих за-
болеваний человека созданы и создаются, они помогают глубже понять пато-
генез и морфогенез болезней. На моделях заболеваний человека изучают дей-
ствие тех или иных лекарственных препаратов, разрабатывают методы
оперативных вмешательств, прежде чем они найдут клиническое применение.

Таким образом, современная патологическая анатомия переживает период
модернизации, она стала клинической патологией.

Задачи, которые решает в настоящее время патологическая анатомия, ста-
вят ее среди медицинских дисциплин в особое положение: с одной стороны -
это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат бо-
лезни, служит непосредственно клинической практике; с другой - это
клиническая морфология для установления диагноза, служащая тео-
рии медицины.

Материал для исследования патологическая анатомия получает при вскрытии трупов, хирургических операциях, проведении биопсий и эксперимента.

При вскрытии трупов умерших – аутопсии, находят как далеко зашедшие изменения, которые привели больного к смерти, так и начальные изменения, которые обнаруживаются чаще лишь при микроскопическом исследовании. Это дало возможность изучить стадии развития многих заболеваний, при вскрытии подтверждается правильность клинического диагноза или выявляется диагностическая ошибка, устанавливаются причины смерти больного, особенности течения болезни.

Операционный материал (удаленные органы и ткани) позволяет патологоанатому изучать морфологию болезни в различные стадии ее развития и исследовать при этом разнообразные методы морфологического исследования.

Биопсия прижизненное взятие ткани с диагностической целью. Посредством биопсии клиника получает объективные данные, подтверждающие диагноз, позволяющие судить о динамике процесса, характере течения болезни и прогнозе, целесообразности использованию и эффективности того или иного вида терапии, о возможном побочном действии лекарств.

Эксперимент важен для выяснения патогенеза и морфогенеза болезней. На моделях заболеваний человека изучают действие тех или иных лекарственных препаратов, разрабатывают методы оперативных вмешательств.

Изучение структурных основ болезни проводится на разных уровнях: организменном, системном, органном, тканевом, клеточном, субклеточном, молекулярном.

Организменный уровень позволяет видеть болезнь целостного организма в ее многообразных проявлениях, во взаимосвязи всех органов и систем.

Системный уровень – это уровень изучения какой-либо системы органов или тканей, объединяемых общность функций.

Органный уровень позволяет обнаруживать изменения органов, выявляемых при макро – микроскопическом исследовании.

Тканевой и клеточный уровни – это уровни изучения измененных тканей, клеток и межклеточного вещества с помощью светооптических методов исследования.

Субклеточный уровень позволяет наблюдать с помощью электронного микроскопа изменения ультраструктурклетки и межклеточноговещества, которые в большинстве случаев являются первыми морфологическими проявлениями болезни.

Молекулярный уровень изучение болезни возможен при использовании комплексных методов исследования с привлечением электронной микроскопии, иммуногистохимии, цитохимии, радиоавтографии.

Задачи, которые решает патологическая анатомия, ставят ее среди медицинских дисциплин в особое положение: с одной стороны – это теория медицины, которая рассматривает материальный субстрат болезни; с другой стороны – это клиническая морфология для установления диагноза, служащая практике медицины. Следует подчеркнуть, что обучение патологической анатомии основано на принципах единства и сопряженности структуры и функции, а также её клинико-анатомическом направлении.

Краткие исторические данные .

Как самостоятельная дисциплина патологическая анатомия развивалась очень медленно в связи с тем, что вскрытие тел умерших долго было запрещено.

В 1761 г. вышел в свет труд итальянского анатома Дж. Морганьи (1682-1771) "О месте нахождения и причинах болезней, выявленных анатомом", основанный на результатах 700 вскрытий, часть которых была произведена автором лично. Он попытался установить связь описываемых морфологических изменений с клиническими проявлениями болезней. Благодаря труду Морганьи был сломан догматизм старых школ, появилась новая медицина, было определено место патологической анатомии среди клинических дисциплин.

Большое значение для развития патологической анатомии имели работы французских морфологов М. Биша (1771-1802), Ж. Корвизара (1755-1821) и Ж. Крювелье (1791-1874), создавшего первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.

В XIX веке патологическая анатомия уже завоевала прочное положение в медицине. Открывались кафедры патологической анатомии в Берлине, Париже, Вене, Москве, Петербурге. Представитель венской школы К.Рокитанский (1804-1878) на основании огромного личного опыта (300000 вскрытий за 40 лет прозекторской деятельности) создал одно из лучших в то время руководств по патологической анатомии.

Переломным моментом в развитии патологической анатомии и всей медицины можно считать создание в 1855г немецким ученым Р. Вирховым (1821-1902) теории клеточной патологии.

В XX веке патологическая анатомия стала бурно развиваться, привлекая к решению своих задач биохимию и биофизику, иммунологию и генетику, молекулярную биологию, электронику и информатику.

В России впервые вскрытия начали проводить с 1706г, когда по указу Петра 1 были организованы медицинские госпитальные школы. Однако первым организаторам медицинской службы в России Н.Бидлоо, П.Фушеру, П.Кондоиди надо было преодолеть упорное сопротивление духовенства, всячески препятствовавшего проведению вскрытий. Лишь после открытия в 1775г медицинского факультета в Московском университете вскрытия стали проводиться достаточно регулярно.

Первыми патологоанатомами были руководители клиник Ф.Ф.Керестури, Е.О.Мухин. А.О.Овер и др.

Особое место в московской школе патологоанатомов занимал М.Н.Никифоров (1858-1915), который" руководил кафедрой патологической анатомии Московского университета с 1897г по 1915г. Он создал один из лучших учебников и подготовил большое число учеников. Наиболее талантливым учеником М.Н. Никифорова был А.И. Абрикосов, заложивший научные и организационные основы патологической анатомии. Ему принадлежат выдающиеся исследования, посвященные начальным проявлениям легочного туберкулеза, опухолям из миобластов, патологии полости рта, патологии почек и др. Им написан учебник для студентов, выдержавший 9 изданий, создано многотомное руководство по патологической анатомии для врачей, подготовлено большое число учеников.

Яркими представителями московской школы патологоанатомов являются М.А.Скворцов (1876-3963), создавший патологическую анатомию болезней детского возраста, и И.В.Давыдовский (1887-1968), известный своими работами по вопросам общей патологии, инфекционной патологии, геронтологии и боевой травме, исследованиями по философским основам биологии и медицины.

Кафедра патологической анатомии в Петербурге была создана 1895 г. По инициативе Н.И.Пирогова здесь славу русской патологической анатомии создавали М.М. Руднев (1837- 1878), Г.В. Шор (1872-1948), Н.Н. Аничков, М.Ф. Глазунов, Ф.Ф. Сысоев, В.Г. Гаршин, В.Д. Цинзерлинг. Они подготовили большое число учеников, многие из которых возглавляли кафедры в Ленинградских медицинских институтах: А.Н. Чистович, М.А. Захарьевская, П.В. Сиповский.

Во второй половине ХІХ начале ХХ века открылись кафедры патологической анатомии в медицинских институтах Казани, Харькова, Киева, Томска, Одессы, Саратова, Перми и др. городов.

Патологоанатомы развернули научные исследования в различных разделах медицины, в частности инфекционных болезнях. В последующем они разрабатывали вопросы ранней диагностики опухолей, много внимания уделяли изучению сердечнососудистых и многих других заболеваний, вопросам географической, краевой патологии. Успешно развивалась экспериментальная патология.

В Украине создана патологоанатомическая служба. В крупных городах созданы центральные патологоанатомические лаборатории, организующие работу патологоанатомов. Все умершие в больницах или клиниках медицинских институтов подлежат патологоанатомическому вскрытию. Оно помогает установить правильность клинического диагноза, выявить дефекты в обследовании и лечении больного. Для обсуждения врачебных ошибок, выявляемых при патологоанатомическом вскрытии, и выработки мер по устранению недостатков в лечебной работе организуются клинико-анатомические конференции.

Работа патологоанатомов регламентируется положениями, приказами Министерства здравоохранения и контролируется главным патологоанатомом.

С 1935г издается журнал «Архив патологии». Первым его редактором был А.И. Абрикосов. С 1976г началось издание реферативного журнала «Общие вопросы патологической анатомии».