10.10.2019

Социальный интеллект как инструмент коммуникативного и организационного взаимодействия. Теоритические основы исследования


Поскольку существует множество разнообразных задач, решаемых с помощью социального интеллекта , возникает проблема структурирования данного множества. Одним из наиболее распространенным является разделение всего большого массива функций на два основных структурных компонента социального интеллекта - функций, когнитивных и поведенческих . Тем самым подчеркивается распространенность когнитивно-поведенческого подхода к исследованию социального интеллекта. Когнитивные компоненты социального интеллекта - это те, которые отвечают за решение познавательных задач и результатом которых являются знания, понимание.

Очевидно, что к когнитивным компонентам социального интеллекта можно отнести «социальную перцепцию», «рефлексию», «способность неординарно мыслить», «социальную интуицию», «социальную проницательность», «успешный поиск выхода из критических ситуаций», «способность к декодированию невербальных сообщений», «способность к кристаллизации полученных знаний», «понимание людей». Прокомментируем некоторые из выделенных когнитивных компонентов социального интеллекта.

Важнейшей функцией социального интеллекта является оценка. Речь идет об оценке перспектив, взаимоотношений, возможностей, исходов тех или иных акций. Наличие рефлексивных способностей, в частности, способности стать на точку зрения другого позволяет индивиду распространить функции оценки и на себя, т.е. дополнить оценки самооценками.

Важнейшей характеристикой оценки является ее критичность, способность усомниться в казалось бы очевидном, стремление к неоспоримому знанию. Критичность противопоставляется наи-вмости, неопытности, бесхитростности. С критичностью связывают преодоление предвзятости, самосовершенствование.

Если речь идет о критической оценке другого индивида, то на первый план выдвигается проблема распознавания социальных сигналов. Их правильная интерпретация позволяет выявить скрытые мотивы и намерения, подлинные эмоции. Некритичный остается на поверхности. Глубина требует критичности.

Социальную проницательность также часто связывают с распознаванием подлинных эмоций и скрытых мотивов и намерений партнера по общению.

Открытость также представляет существенную особенность процессов социальной перцепции, как постоянная готовность к восприятию новой информации, ее усвоению, переработке.

Важной характеристикой когнитивной сферы социального интеллекта является чувство юмора, позволяющее расслабиться н ситуациях зажатости, скованности, неловкости достичь естественности в процессе общения.

В схему «когнитивные компоненты - поведенческие компоненты » вписываются многие интеллектуальные способности: понимание людей и способность иметь дело с другими людьми, знание социальных правил и социальная приспособляемость, эмоциональная чувствительность и эмоциональная выразительность, социальная выразительность и социальный контроль.

Поступки, действия, акты, стратегии, функции, выработанные навыки и умения - таков, по меньшей мере, возможный состав поведенческой интеллектуальной активности индивида, решающего социальные задачи. Понятно, что в реальности когнитивные и поведенческие компоненты теснейшим образом переплетаются. Например, вопрос «Что ты делаешь?» может быть одновременно и запросом информации, и угрозой. Напомним, что в контексте оценки уровня социального интеллекта существенным является уровень сформированности подобных форм интеллектуальной активности и уровень их сложности.

Опыт исследований академического интеллекта показал определенную продуктивность выделения вербального и невербального интеллектов. Их разведение не ново и для исследователей социального интеллекта. В процессе тестирования вербальный и невербальный интеллекты оказываются достаточно независимыми друг от друга. Существенно, что в исследованиях социального интеллекта особое внимание уделяется невербальному интеллекту, в то время как в исследованиях академического интеллекта особо важными и специфическими считаются все же формы абстрактного формально-логического мышления. Невербальный интеллект занят решением таких задач, как адекватная оценка переживаемых другими эмоций, скрытых мотивов, намерений, целей, убеждений, выраженных невербальными знаками - мимикой, пан-томией, движениями, языком тела. Все это покоится на всеобщей уверенности в том, что главные трудности в общении заключаются в необходимости обращаться к невербальной информации, так как о своей сообщаемой вербальной информации партнер по общению все знает, она ему понятна, он ее контролирует и выявить нечто скрываемое по вербальной информации очень сложно. В то же время невербальная информация менее контролируема, более спонтанна, менее стандартизирована и поэтому более информативна. С этим тезисом можно не соглашаться, но и отвергнуть его тоже не просто.

Если речь идет о структуре социального интеллекта , то нельзя обойти вопрос о знаниях: базовых и поверхностных, кристаллизированных и текущих, знаниях предметно-процессуального и методологического уровня, т.е. знаниях о задаче, способах и стратегиях ее решения.

Конечно, представленный текст о структуре социального интеллекта можно рассматривать лишь как набросок, эскиз подобной структуры. Ее более точному описанию препятствует ряд обстоятельств. В частности, отсутствует систематическое различение простых (элементарных) функций и сложных (составных, включающих в свой состав элементарные). Например, такая функция, как счет может входить в состав других более сложных функций, но и сама может быть представлена как некоторая композиция элементарных функций.

Столь же непоследовательны и попытки различить одно и разноуровневые структурные образования, например, попытки отнести психические функции и психические процессы к одному или разным уровням структуры социального интеллекта.

Так, например, иногда (но не всегда) утверждается, что осуществление различных психических функций обеспечивается базовыми психическими процессами, лежащими в фундаменте этих функций.

В истории психологических исследований проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой (ей посвящено наибольшее количество работ), с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки. Указанная неоднозначность еще больше проявляется в исследованиях по проблеме социального интеллекта. Это относительно новое понятие в психологии, которое находится в процессе развития, уточнения, верификации.

С тех пор как в науке впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, интерес к этому понятию изменился. Исследователи стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта, исследование социального интеллекта периодически выпадало из поля зрения ученых, что обуславливалось неудачами при попытках определить границы данного понятия.

Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, основная функция социального интеллекта - прогнозирование поведения. По Торндайку, существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия; социальный интеллект как способность понимать людей, и взаимодействовать с ними. Э. Торндайк утверждал, что социальный интеллект существует отдельно от обычного интеллекта . В 1937 г. Г. Оллпорт описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Он выделяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей; в структуру этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми . Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не оперирование понятиями.

Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Г. Айзенк указывал, что во многом трудности определения интеллекта вытекают из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепции интеллекта. В то же время он не противопоставляет их.

Биологический интеллект, по его мнению, - это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение.

Психометрический интеллект - это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (G).

Социальный интеллект - это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Дж. Гилфорд (1960), создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации, включая невербальный компонент . Факторно-аналитические исследования, которые проводились Дж. Гилфордом и его сотрудниками с целью разработки тестовых программ измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации. Эти переменные следующие:

  • 1) содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);
  • 2) операции по обработке информации (умственные действия);
  • 3) результаты обработки информации.

Согласно концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты.

В 1960-е годы появляются работы о социальных умениях, коммуникативной компетентности. В эти годы очень большое внимание уделяется проблеме социальной перцепции, пониманию людьми друг друга; делается попытка разработать на основе сложившихся концептуальных представлений о природе и структуре социального интеллекта методический аппарат его изучения . Методические разработки изучения социального интеллекта относятся к 1980-м годам. Д. Китинг создал тест оценки морального или этического мышления. М. Форд и М. Тисак (1983) в основу измерения интеллекта положили успешное решение проблемных ситуаций . Им удалось показать, что социальный интеллект представляет собой четкую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, которые фундаментально отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта.

Сферой социального интеллекта, по мнению Дж. Гилфорда, является знание восприятия, мыслей, желаний, чувств, настроений и т.д. других людей и себя. Этот аспект измеряется тестами на социальную перцептивность.

Имеющиеся в отечественной психологии работы по проблеме социального интеллекта затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.А. Кидрон, А.Л. Южанинова), а также отражают предполагаемую структуру и функции социального интеллекта .

Впервые попытку определения социального интеллекта в отечественной психологии предложил Ю.Н. Емельянов, тесно связав его с понятием «социальная сенситивность». Он считал, что на основе интуиции у человека формируются индивидуальные «эвристики», которые человек использует для умозаключений и выводов относительно межличностного взаимодействия. Они обладают надежностью и достаточным прогностическим эффектом (1987). Автор под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию социального интеллекта способствует наличие сензитивности, эмпатия онтогенетически лежит в основе социального интеллекта. Социальный интеллект рассматривается здесь с позиций базовых характеристик, способствующих его формированию .

Иногда исследователи отождествляют социальный интеллект с практическим мышлением, определяя социальный интеллект как «практический ум», направляющий свое действие от абстрактного мышления к практике. Исследуя критерии одаренности, М.А. Холодная выделила шесть типов интеллектуального поведения :

  • 1) лица с высоким уровнем развития «общего интеллекта» в виде показателей IQ > 135 - 140 единиц (выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта - «сообразительные»);
  • 2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений (выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов - «блестящие ученики»);
  • 3) лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей (выявляются на основе тестов креативности-«креативы»);
  • 4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей области («компетентные»);
  • 5) лица с высокими интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в объективно-значимых, в той или иной мере общепризнанных формах («талантливые»);
  • 6) лица с высокими интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей («мудрые»).

В работах Н.А. Аминова и М.В. Молоканова социальный интеллект рассматривается как условие выбора профиля деятельности у будущих практических психологов. В исследованиях ученых выявлена связь социального интеллекта с предрасположенностью к исследовательской деятельности .

А.А. Бодалев рассматривал проблему социального интеллекта в аспекте межличностного восприятия. Интересной задачей, по мнению А.А. Бодалева, выступает сравнительное изучение характеристик познавательных процессов личности. В связи с этим он указывает на то, что в изучении нуждаются основные составляющие интеллекта человека: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когда объектом их оказываются другие люди, с которыми человек вступает в общение. При этом исследовать характеристики этих психических процессов, выражающие степень их продуктивности, специфику функционирования, прежде всего следует, имея в виду решение таких задач человеком, которые обычны для общения и которые, например, требуют от него определять по мимике и пантомимике состояние других людей, прогнозировать на основе особенностей внешнего облика и реального поведения их потенциальные возможности .

К числу основополагающих факторов социального интеллекта ряд авторов (В.Н. Куницына, М.К. Тутушкина и др.) относят сензитивность, рефлексию и эмпатию. В.Н. Куницыной было предложено четкое и содержательное определение социального интеллекта . Социальный интеллект - глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Эта способность позволяет, в конечном итоге, достигать гармонии с собой и окружающей средой. В социальном интеллекте большую роль играют личностные ограничения; то есть его личностная составляющая достаточно велика. Социальный интеллект определяет наличный для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социально-средовых факторов уровень адекватности и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях, кризисах личности. В исследовании М.Л. Кубышкиной, выполненном под руководством В.Н. Куницыной, социальный интеллект предстает как самостоятельный психологический феномен, а не проявление общего интеллекта в социальных ситуациях .Н.А. Кудрявцева (1994 г.) в рамках своего исследования стремилась соотнести общий и социальный интеллект. Социальный интеллект понимается автором как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. Н.А. Кудрявцева пришла к выводу, что социальный интеллект независим от общего интеллекта. Важным компонентом в структуре социального интеллекта является самооценка человека .М.Г. Некрасов обращается к понятию «социальное мышление», близкому по содержанию понятию «социальный интеллект», определяя им способность к пониманию и оперированию информацией о взаимоотношении людей и групп. Развитое социальное мышление позволяет его носителю эффективно решать задачи использования особенностей социальных групп в процессе их взаимодействия .

Проблема социального интеллекта нашла отражение в трудах Е.С. Михайловой в русле исследований коммуникативных и рефлексивных способностей личности и их реализации в профессиональной сфере. Автор считает, что социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека. Е.С. Михайлова является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения социального интеллекта.Проблема социального интеллекта освещается в рамках исследований способностей к творчеству. Ряд ученых считает, что способность к творчеству и социальная адаптивность личности имеют обратную корреляцию, другие исследователи утверждают, что креативность повышает успешность в общении и адаптивность личности в обществе . В частности, в эксперименте И.М. Кыштымовой по развитию креативности школьников отмечается значимое повышение всех показателей социального интеллекта при позитивной динамике уровня креативности, т.о. творческая личность в большей степени, чем личность некреативная, способна к пониманию и принятию других и, следовательно, к успешности в общении и адаптивности в социальной среде .

Таким образом, социальный интеллект - относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе более «формального «мышления, проверяемого тестами интеллекта. Социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем интеллекта является достаточная социальная компетентность во всех её аспектах.Анализ истории изучения социального интеллекта свидетельствует, что социальный интеллект -- достаточно сложное, неоднозначно трактуемое психологическое явление. Однако его характеристики отражены в имплицитных теориях, что позволяет утвердительно отвечать на вопрос о реальности существования феномена, обозначаемого как социальный интеллект. С одной стороны, отсутствие целостного подхода к пониманию социального интеллекта отражает его сложность, но одновременно открывает перед учеными и более широкие возможности в поиске путей исследования социального интеллекта, рассмотрения его различных аспектов и проявлений. К таким активно изучаемым характеристикам относятся социальная компетентность, социальная перцепция, понимание людей, социальная адаптация и адаптивность, построение жизненных стратегий и решение проблем бытия и т. п.

Несмотря на то, что отсутствуют четкие и однозначные дефиниции, доказательные, эмпирически проверенные подходы, в сфере изучения социального интеллекта идет активный поиск базовых понятий, адекватных методик сбора эмпирических данных и их объяснения. Очень условно можно выделить три группы подходов к пониманию содержания социального интеллекта. Первый подход объединяет авторов, считающих, что социальный интеллект -- это разновидность общего интеллекта, социальный интеллект выполняет мыслительные операции с социальными объектами, сочетая в себе общие и специфические способности. Этот подход идет от традиций Бине и Спирмена и ориентирован на когнитивно-вербальные способы оценки интеллекта. Основным направлением в этом подходе является стремление исследователей к сопоставлению общего и социального интеллектов.

Второй подход рассматривает социальный интеллект как самостоятельный вид интеллекта, обеспечивающий адаптацию человека в социуме и направленный на решение жизненных задач. Обобщающая формулировка социального интеллекта принадлежит Векслеру, рассматривающему его как «приспособленность индивида к человеческому бытию». В этом подходе акцент делается на решении задач в сфере социальной жизни, а уровень адаптации свидетельствует о степени успешности их решения. Авторы, разделяющие эту точку зрения на социальный интеллект, при измерении социального интеллекта используют как поведенческие, так и невербальные способы оценки.

Третий подход рассматривает социальный интеллект как интегральную способность общаться с людьми, включающую личностные характеристики и уровень развития самосознания. В этом подходе усилена социально-психологическая составляющая социального интеллекта, сужен круг жизненных задач до проблем общения. Важной характеристикой этого подхода является измерение личностных свойств, соотносимых с показателями социальной зрелости.

Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, основная функция социального интеллекта – прогнозирование поведения. По Торндайку, существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия; социальный интеллект как способность понимать людей, и взаимодействовать с ними. Э. Торндайк утверждал, что социальный интеллект существует отдельно от обычного интеллекта .

В 1937 г. Г. Оллпорт описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Он выделяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей; в структуру этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми . Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт – социальное приспособление, а не оперирование понятиями.

Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Г. Айзенк указывал, что во многом трудности определения интеллекта вытекают из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепции интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей».

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Сферой социального интеллекта, по мнению Дж. Гилфорда, является знание восприятия, мыслей, желаний, чувств, настроений и т.д. других людей и себя. Этот аспект измеряется тестами на социальную перцептивность.

39.Психология художественной одаренности.

Проблематика одаренности продолжает находиться в центре научного и общественного интереса. Активность способного и одаренного ученика ориентирована на обращение к возможностям социальной и образовательной среды. В этих целях на передний план выходят задачи развития и сохранения творческого потенциала общества. Выявление и сопровождение одаренных детей, реализация нового программного содержания, качество общего образования, введение новых форм работы являются важной государственной задачей.

Нас в большей степени интересует проблема детской художественной одаренности, а именно изобразительной. При изучении детской художественной одаренности большое место занимает компонентный подход. В основе данного подхода лежит существование набора специальных способностей, высокое развитие которых приводит к успешности в той или иной сфере искусства. Соответственно специальные способности к разным видам творчества изучаются независимо друг от друга. Компонентный подход наиболее активно изучался в музыкальной области, но существуют исследования и при изучении литературного и изобразительного творчества.

В настоящее время преобладает мнение о целостности структуры художественной одаренности. Художественная одаренность имеет общечеловеческие и индивидуальные аспекты. На практике не всегда можно провести между ними четкую границу. Можно сказать, что в раннем возрасте все дети имеют высокий потенциал в любой сфере. Относительно художественной одаренности можно отметить, что юные художники выдают из-под своей руки художественные произведения и они уже обладают художественной ценностью. И что важно, в то же время работы остаются детскими, несут в себе узнаваемые черты своего возраста.

Проблему развития изобразительных способностей рассматривали в своих исследованиях такие ученые, как Г. Айзенк, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, B.C. Кузин, А.Г. Ковалев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Е.П. Торренс, П.М. Якобсон и др. Но многие вопросы развития изобразительных способностей не нашли своего разрешения.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Созданный образ может выполнять разные функции, так как создается с разной целью.

Относительно художественного творчества значимую роль играют психологические механизмы, такие, как возрастные особенности, эмоциональный настрой, потребности, мотивация, индивидуальные особенности, личностные особенности ребенка.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Согласно анализу психолого-педагогической литературы, изобразительные способности детей школьного возраста рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Она характеризуется разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».

Направление, в котором мы работаем, связано с художественной деятельностью детей. Акцент, нами расставляемый, заключается в развитии и формировании специализированного вида деятельности (художественного профессионального направления развития). Направление художественно-эстетического цикла - художественная мастерская «Я рисую» ориентирована на выявление, поддержание, сопровождение и развитие одаренных детей. Целью направления художественно-эстетического цикла - художественная мастерская «Я рисую» является создание условий для сопровождения и развития художественно одаренных детей.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой, при реализации деятельности направления художественно-эстетического цикла - художественная мастерская «Я рисую» - это: ознакомить детей с художественным творчеством; помочь детям раскрыть свой потенциал, развитие способностей и индивидуального творческого потенциала учащегося; создание комфортной среды общения; стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одаренных детей; социализация посредством полученных знаний; самоопределение личности.

Во время индивидуального и коллективного выполнения творческих работ участники имеют возможность проявить себя в контакте с другими участниками: высказать собственное мнение, выслушать коллегу, подсказать, помочь, согласиться или не согласиться с другой точкой зрения, поощрить товарища. Такие мероприятия помогают ребенку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности. Личность ребенка с приобретенными навыками культуры общения и художественного творчества становится более глубокой и значимой для общества. Учащиеся приобретают необходимый навык культуры общения как жизненно важного инструмента. Личность ребенка с проявившимися, высказанными навыками художественного творчества, культуры общения становится более глубокой и значимой для себя и для общества.

Проведя краткий обзор анализа психолого-педагогической литературы, можем отметить, что изобразительные способности детей школьного возраста продолжают оставаться актуальной проблемой современности и характеризуются разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».

Социальный интеллект влияет на успешность человека в коммуникативной и профессиональной сфере. Как его развивать, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое социальный интеллект

Социальный интеллект (social intelligence) - совокупность способностей, определяющая умение выстраивать взаимодействие с людьми. Это адекватная оценка своего поведения и поведения другого человека, способность действовать сообразно ситуации.

Скачайте документы по теме:

Социальный интеллект личности нередко связывают с понятием EI. Выделяют три подхода к пониманию его природы:

  • познавательная способность, стоящая в одном ряду с такими видами познания, как математический и вербальный интеллект;
  • навыки и умения, приобретенные в процессе социализации;
  • личностная черта, которая приводит к успеху в межличностном взаимодействии.

Поскольку существуют задачи, решаемые с помощью социального интеллекта, возникает проблема его структурирования. Предусмотрено разделение функций на две группы - когнитивные и поведенческие.

К когнитивным компонентам социального интеллекта относят перцепцию, рефлексию, способность неординарно мыслить, интуицию, проницательность, умение находить выход из критических ситуаций. Это способность к декодированию невербальных сообщений, кристаллизации полученных знаний, понимание людей.

Основной функцией социального интеллекта выступает оценка взаимоотношений , перспектив, возможностей. Наличие рефлексивных способностей помогает оценивать свое и чужое поведение. Развитый интеллект отличается критичностью. Критичность противопоставляется неопытности, наивности, бесхитростности. Эти критерии социального интеллекта связывают умение преодолевать предвзятость, самосовершенствоваться.

Если речь идет об оценке индивида, появляется проблема распознавания сигналов социального характера. Их правильная интерпретация помогает выявить скрытые мотивы и подлинные эмоции. Социальную проницательность связывают с распознаванием эмоций партнера по общению.

Открытость расценивается как постоянная готовность к восприятию, усвоению, переработке информации. Социально развитый интеллект характеризуется чувством юмора, которое помогает справляться со скованностью при общении, неловкостью.

Способности, которые отличают социальный интеллект:

  • понимание людей;
  • умение налаживать контакт;
  • знание социальных правил;
  • приспособляемость;
  • эмоциональную чувствительность;
  • социальную выразительность;
  • социальный контроль.

Поступки, действия, стратегии, функции, навыки и умения - состав интеллектуальной активности человека, решающего социальные задачи. Руководителям важен развитый социальный интеллект - он помогает выстраивать взаимоотношения с коллегами, решать задачи, поддерживать благоприятный психологический климат в организации и корпоративную культуру.

Невозможно сравнивать социальный интеллект с другими видами интеллекта. Авторы, занимающиеся изучением данного вопроса, не пришли к единому мнению, поэтому понятия социального интеллекта отличаются. Развиваясь в одном направлении, улучшаются и другие способности, необходимые для выполнения работы, общения с коллегами.

Диагностика социального интеллекта

Выполните диагностику социального интеллекта, чтобы понять, как развивать его. Для этого проведите тест Гилфорда, который рассчитан на людей старше 9 лет. Он включает четыре субтеста, в каждом из которых от 12 до 15 вопросов. Время проведения исследований ограничено - оно составляет 6, 7, 5 и 10 минут.

Если вы проводите диагностику сотрудников организации, расскажите им об особенностях тестирования. Перед началом процедуры выдайте бланки ответов к тесту, куда работники внесут личные данные. В процессе чтения инструкции делайте паузу, чтобы оценить, все ли испытуемые правильно поняли суть задания. Не забывайте предупреждать коллег за минуту до окончания времени.

Определить особенности социального интеллекта получится и с помощью других тестов, часть из которых проводится с помощью сервисов. Обычно предлагается угадать, какие эмоции испытывает человек, рассмотрев фотографии. В отличие от методики Гилфорда, такие тесты не отличаются точностью результатов.

Уровни социального интеллекта:

  • низкий - деструктивность, поиск несуществующих проблем;
  • средний - шаблонное поведение;
  • высокий - грамотное манипулирование любой ситуацией и людьми.

Низкие результаты не всегда свидетельствуют о плохом развитии. Если человек нервничает , не успевает понять вопрос, он путается и отвечает неверно. Постарайтесь создать комфортные условия при проведении тестирования, не делайте преждевременных выводов.

С точностью определить, насколько развит социально эмоциональный интеллект, помогут эксперты. Пригласите стороннего специалиста, если хотите провести массовое тестирование персонала. Выполнить оценку самостоятельно сложно, так как придется анализировать много ответов.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Как развить социальный интеллект

Чтобы понять, как развить социальный интеллект, проведите тестирование. Определите, каких качеств не хватает: самопознания, саморегуляции, социальных навыков, эмпатии, мотивации. Ориентируйтесь не только на результаты исследования, но и на собственные ощущения. Самоанализ поможет понять, в каком направлении двигаться.

Ведите активную работу над самооценкой - она сказывается на уровне и развитии социального интеллекта. Если ее уровень завышен или занижен, сложно адекватно реагировать на ситуации, других людей. Выберите цель, которая послужит мощным стимулом к совершенствованию. Для развития социального интеллекта коллег проводите тренинги, приглашайте экспертов. Охватывайте сразу пять направлений, к которым относится невербальная коммуникация, язык тела, коммуникация, особенности мышления, эмоции.

  1. Невербальная коммуникация.

Обращайте внимание на поведение людей, на исходящие невербальные сигналы. Прочитайте книгу Джо Наварро и Марвина Карлинса «Я вижу, что вы думаете», а также издания Пола Экмана. Не упускайте случаев потренироваться, но будьте аккуратными с однозначными суждениями.

  1. Собственный язык тела.

Невербалика позволяет интерпретировать и контролировать жесты. Обращайте внимание на позы, манеры общаться. Проводите тренировку перед зеркалом. Найдите то, что повысит самооценку до нормального уровня. Составьте свою характеристику социального интеллекта, в которую вносите изменения по мере развития.

  1. Коммуникация.

Если у вас плохо развиты вербальные коммуникативные навыки, не упускайте возможность наладить отношения с теми, кто не против с вами общаться. Не будьте чрезмерно активны, если замечаете, что человек отстраняется, становится замкнутым.

  1. Особенности мышления.

Среди связанных с формированием социального интеллекта аспектов выделяют умение отказывать в просьбах, делегировать задачи, способность не зацикливаться на неудачах. Сталкиваясь с проблемами, думайте, что исправить прошлое невозможно, но удастся добиться желаемого в будущем. Научитесь отказывать, если просьба кажется неуместной. Хороший результат дает работа с психологом или тренером.

  1. Эмоции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки

Москва, 2013 г

Введение………………………………………………….3

  1. Терминология…………………………………………4
  1. Социальный интеллект………………………...4
  2. Эмоциональный интеллект……………………5
  1. Модели………………………………………………...6
  1. Социальный интеллект………………………...7
  2. Эмоциональный интеллект……………………9
  1. Сравнительный анализ………………………………11

Заключение………………………………………………13

Список литературы……………………………………...15

Введение.

Нередко в педагогической практике сталкиваешься с ситуацией, когда интеллектуально одаренные и развитые дети (как правило, первоклассники, но встречаются и учащиеся в других классах) не могут адаптироваться в коллективе. Они становятся предметом издевательств со стороны других детей (когда рядом нет взрослых, учителей), эмоционально «взрываются» на уроке, за что получают «заслуженную» двойку за поведение от учителя, насмешки и продолжение издевательств со стороны одноклассников. Такая ситуация не может не сказаться на учебе, психическом и физическом здоровье ребенка и его будущем. Очень многое зависит в этой ситуации от взрослых: вовремя распознать причину плохого поведения (со стороны учителя-педагога) и помочь ребенку справиться с собой и ситуацией (родители, учителя, школьный психолог).

Корень такой ситуации лежит в неразвитости социального и эмоционального интеллекта у ребенка.

Первый термин (социальный интеллект) появился в 20-х годах прошлого века (2, с. 442), второй (эмоциональный интеллект) - в 90-х годах (2, с.29).

В настоящее время проблема исследования эмоционального интеллекта привлекает к себе внимание широкого круга специалистов-психологов, в частности специалистов в области психологии одаренности и творчества. Вместе с тем, не прекращаются споры о том, является ли эмоциональный интеллект самостоятельным образованием (5, с. 29) или входит в структуру социального интеллекта, и их разделение в самостоятельные сферы не продуктивно (3, с 1).

В чем же основное различие терминов (социальный и эмоциональный интеллект)? Каковы их модели (структуры)? Что между ними общего?

Поиск ответа именно на эти вопросы и явился целью данной реферативной работы.

  1. Терминология.

Ряд литературных источников указывает на некоторую особенность терминологии: «интеллект» - термин, относящийся к познавательной сфере(2, с. 439), а определения «социальный» и «эмоциональный» к сфере чувств, эмоций, восприятия. Однако, учитывая факт появления терминов на стыке наук («социальный интеллект» появился как термин на стыке общей психологии и социологии), авторы статей согласны «с данной терминологией, приняв ее как некоторую условность, вполне допустимую при создании новых терминов.» (3, с.1) Что же означают термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект»

  1. Социальный интеллект.

Первым ввел термин «социальный интеллект» Е. Торндайк в1920 г. Под этим термином он понимал способность правильно понимать одним человеком других людей. В дальнейшем его идея нашла подтверждение в работе Ведека и Спирмена в 1947 г., как способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.

В конце 50-х годов Дж. Гилфорд вывел теоретическую модель человеческого интеллекта, в которой социальный интеллект получил статус самостоятельного компонента общей когнитивной структуры. А под термином социальный интеллект стало пониматься способность к пониманию поведения окружающих людей.

Американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию. (3, с.4)

В начале нашего века к проблеме социального интеллекта обращались психологи: М.И. Бобнева, В.П. Захаров, А.С. Кондратьева, А.Г. Шмелевидр. Общим для специалистов является понимание социального интеллекта как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, формирующейся в процессе общения и социального взаимодействия.

В итоге определение «социального интеллекта» в учебнике «Общая психология» за 2006 год дается так:

«Социальный интеллект-это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успешность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения.» (2, с. 459)

  1. Эмоциональный интеллект.

Идея эмоционального интеллекта возникает из понятия социального интеллекта. Предтечей «эмоционального интеллекта» послужил внутриличностный интеллект (теория множественных интеллектов Ч. Гарднера), трактуемый как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» (5, с. 29)

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию вводится Д.Мэйер и П.Сэловей в 1990 г. В их понимании эмоциональный интеллект – это «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других» (4, с.1). В 1995 году Д. Гоулмен публикует свою книгу "Эмоциональный интеллект", он расширяет термин Д.Мэйера и П.Сэловея такими компонентами, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Согласно Гоулмену развитый эмоциональный интеллект «позволяет сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения - в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом» (2, с. 12). Высокая популярность книги Д. Гоулмена (и не только среди специалистов, благодаря популяризаторскому стилю изложения) привлекает внимание многих психологов к проблеме эмоционального интеллекта. В 1997 году Р. Бар-Он даёт очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект», определяя его как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями».

В нашей стране проблемой эмоционального интеллекта наиболее активно занимается Д.В. Люсин, предлагающий рассматривать эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, при этом психолог разъясняет, что «способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям». (5, с.30)

2 Модели.

Теоретические модели создаются для решения прикладных проблем, в психологии это в первую очередь проблемы диагностики и развития. Поэтому создаваемые авторами методики диагностики социального интеллекта и эмоционального интеллекта фактически являются отражением их теоретических моделей

  1. Социальный интеллект.

До Дж. Гилфорда Социальный интеллект существует в качестве терминологического понятия. Дж. Гилфорд создает многофакторную модель человеческого интеллекта, включающую 120 способностей, 30 из которых он объединяет в группу «способность к пониманию поведение окружающих людей» (2, с. 442). Свою модель Гилфорд оставляет открытой, предполагая, что модель будет пополняться другими элементами (сейчас определено 180 элементов).

С. Космитский и О.П. Джон предложили концепцию социального интеллекта, позволяющую проводить исследования, базирующиеся на поведенческих, невербальных способах его оценки В составе модели 7 элементов, разделенных на две группы:

  1. когнитивные - оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим
  2. поведенческие - способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях. (3, с.4)

К. Джонс и Дж. Д. Дэй выделяют два характерных фактора социального интеллекта и их взаимосвязь: «кристаллизованные социальные знания» (декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях) и «социально-когнитивная гибкость» (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем.

Модель Р.И. Риггио (3, с.5) предполагает пять социальных навыков: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль.

Социальный интеллект, по утверждению Ушакова Д.В.(3, с. 6), обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:

«континуальным характером;

Использованием невербальной репрезентации;

Потерей точного социального оценивания при вербализации;

Формированием в процессе социального научения;

Использованием «внутреннего» опыта»

Модель социального интеллекта по А.И. Савенкову представляется им следующим образом:

1.Когнитивные:

Социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

Социальная память - память на имена, лица;

Социальная интуиция - оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

Социальное прогнозирование - формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

2. Эмоциональные:

Социальная выразительность - эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

Сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

Способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

3. Поведенческие:

Социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора;

Социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия - коллективному творчеству;

Социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими. (3, с.7)

  1. Эмоциональный интеллект.

В настоящий момент существуют два типа моделей эмоционального интеллекта: смешанные модели (где эмоциональный интеллект интерпретируется как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу) и модели способностей (где эмоциональный интеллект определяется как набор способностей).

Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная П. Сэловей и Дж. Мэйером, была моделью способностей. Позднее к исследователям присоединяется Д. Крузо, доработанная ими модель также является моделью способностей, включающей в себя:

  1. Сознательное управление эмоциями
  2. Понимание и анализ эмоций
  3. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности
  4. Восприятие, оценка и выражение эмоций.

К моделям способностей относится и модель Д. Гоулмана. В настоящее время она включает четыре составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями. Другим примером модели способностей может быть модель Холла:

  1. эмоциональная осведомленность;
  2. управление своими эмоциями;
  3. самомотивация;
  4. эмпатия;
  5. распознавание эмоций других людей. (4, с.4)

К смешанным моделям относится модель Р. Бар-Она, который в своей модели выделяет пять сфер эмоционального интеллекта:

Познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

Преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, раскрывает данное им определение эмоционального интеллекта, как способности к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

При этом обе компоненты могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Также Д. Люсин выделяет три фактора, влияющие на эмоциональный интеллект:

Когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

Представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).

В целом модель не может быть отнесена ни к смешанным моделям, ни к моделям способностей (по утверждению автора (4, с. 5 - 6))

  1. Сравнительный анализ

Сравнивая понятийные термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект», не трудно заметить, что ряд исследователей вкладывают в понятие «социальный интеллект» элементы понятия «эмоциональный интеллект» (например: Ведек и Спирмен -«…правильно оценивать чувства и настроения..») и наоборот (например: Гоулман, вводящий в понятие «эмоциональный интеллект» компонент «социальные навыки»).

С моделями ситуация еще более противоречивая. Так модель социального интеллекта Р.И. Риггио наполовину состоит из компонент эмоционального интеллекта, А.И. Савенков рассматривает эмоциональный интеллект как составную часть социального интеллекта. А многие модели эмоционального интеллекта имеют в своей структуре компоненты, относящиеся к социальной сфере (модели Р. Бар-Она и модель Гоулмана)

Заключение.

Споры о том, является ли социальный интеллект автономной способностью, включен в целую систему интегративных качеств интеллектуального характера или является структурным компонентом системы интеллекта в целом, плавно перешли в споры аналогичного характера в отношении социального интеллекта и интеллекта эмоционального.

Ряд авторов утверждает, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Другие утверждают, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области.

Согласно словарным данным, эмо́ции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека , либо проявление этого чувства (см. невербальное общение ). Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом , а глубинные и устойчивые - чувствами . Эмоция - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоциональный интеллект, выделившись из интеллекта социального, все же является самостоятельным конструктом. Достаточно пронаблюдать за новорожденными детьми: эмоциональная реакция присуща детям с рождения (плохо – плачут, комфортно – появляется полуулыбка), только с 4-ой недели жизни появляется реакция на людей – улыбка, восторг (когда ребенок начинает различать взрослых людей) или позднее смех, недовольство и другие реакции – зарождение социального интеллекта. Эмоция может быть направлена на объект, не являющийся другим человеком или человеком вообще. Таким образом, эмоциональное самовыражение (зарождение эмоционального интеллекта) появляется раньше, чем желание общения (зарождение социального интеллекта), то есть эмоциональный интеллект является самостоятельной сферой, но сильно взаимосвязанной со сферой социального интеллекта. С другой стороны социальный интеллект – это то, что присуще именно людям как существам социальным – вне человеческого общества социальный интеллект не разовьется. А любое непосредственное человеческое общение имеет эмоциональную окраску, и, следовательно, без развития эмоционального интеллекта невозможно развитие и социального интеллекта.

Таким образом, понятия социального интеллекта и интеллекта эмоционально различны, хотя и тесно взаимосвязаны между собой – невозможно развитие социального интеллекта, без развития эмоционального и наоборот.

Тем не менее, изучение обоих направлений очень важно в современной психологии и педагогике, так как результаты этих исследований будут широко использоваться в практике педагогов и психологов для воспитания одаренных и успешных в жизни людей.

Список литературы.

  1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.-478 с.
  2. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гар-бера Е.И. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 560с. - (Образователь-ный стандарт XXI).
  3. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
  4. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.03.2013).
  1. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.