30.06.2020

Мероприятия по социально-средовой ориентации. Социальная адаптация инвалидов Социально бытовая реабилитация инвалидов программы


Социально-средовая реабилитация инвалидов -- это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Необходимость социально-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, бытовых потребностях.

Этот этап реабилитации включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование, социально-средовую адаптацию.

Социально-средовая ориентация понимается, как процесс формирования умения человека в статусе инвалида ориентироваться в окружающей среде - жилой, градостроительной, образовательной, производственной.

Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования вспомогательными устройствами окружающей среды для осуществления жизнедеятельности. Этот процесс включает обучение навыкам пользования пандусом, поручнями, совмещая их с навыками пользования индивидуальными вспомогательными средствами передвижения. При социально-средовом обучении, наряду с потребностями инвалида, учитываются требования эргономики к психофизическому статусу инвалида. Эргономика - наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающих затраты энергии Словарь финансовых и экономических терминов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=jt;div=LAW. - (12.03.2014)..

В ходе социально-средового обучения достигается социально-средовая адаптация как результат приспособления инвалида к объектам жизнедеятельности посредством использования вспомогательных устройств и безбарьерной градостроительной среды. Итог социально-средовой адаптации инвалида - адаптированность инвалида в доступной для него среде жизнедеятельности.

Социально-средовая адаптация крайне необходима для инвалидов с нарушениями способности к двигательной активности, которая возникает вследствие отсутствия конечности и дистальных её отделов, отсутствия или нарушения произвольной подвижности конечностей, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей.

В соответствии с указанными двигательными нарушениями находятся и ограничения жизнедеятельности: снижение способности передвигаться; снижение способности ходить; снижение способности преодолевать препятствия или подниматься по лестнице; снижение способности поддерживать позу; снижение способности действовать руками; снижение способности поднимать; снижение способности держать, способности фиксировать предмет, удерживая его; снижение способности доставать, способности протягивать руку и тянуться за предметами.

Социально-средовая адаптация инвалидов имеет специфические особенности в зависимости от характера среды жизнедеятельности.

В жилых помещениях обеспечивается возможность беспрепятственного перемещения инвалида за счёт устранения порогов между комнатами и при выходе на балкон, установки горизонтальных настенных поручней, облегчающих передвижение.

Для инвалидов, пользующихся кресло-колясками, предусматривается широкий дверной проём лифта, пандус при выезде из подъезда, перила и поручни при сходе с лестницы.

Градостроительная среда предусматривает для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата устранение архитектурно-строительных барьеров. Благоприятная градостроительная среда для инвалида - это: низкие бордюрные камни, пандусы в подземных переходах, оборудованные поручнями, островки безопасности на оживлённых транспортных магистралях.

При нарушениях функций нижних конечностей в умеренно выраженной степени функциональных расстройств инвалид пользуется опорной тростью, при выраженной - костылями, при значительной выраженности - креслом-коляской.

В соответствии с указанными требованиями определяется необходимость приспособления транспорта к потребностям инвалидов:

человеку с тростью необходимы низкие ступени при входе (выходе) в транспортное средство;

человеку с костылями для обеспечения доступности пользования транспортом необходимо оборудование транспортного средства специальными низкими ступеньками при входе/выходе, в салоне - удобное место с возможностью фиксации костылей;

инвалиду на кресло-коляске необходимо обеспечить вход (выход) в городской транспорт специальным подъёмником, оборудовать специальную площадку в салоне автобуса, троллейбуса с фиксатором кресло-коляски.

В производственной среде в целях социально-средовой реабилитации инвалидов предусматривается компактное расположение производственных и вспомогательных помещений, указывающих путь передвижения, ближайшее к входу расположение цехов, где работают инвалиды, соблюдение безопасности движения транспорта по пути следования инвалидов, специально оборудованные рабочие места, позволяющие инвалиду с наименьшими затратами энергии осуществлять производственный процесс и производить продукцию. Производственная среда предусматривает специальную адаптацию инвалидов с учётом специфики предприятия, расположения цехов и т. д.

Основное место в реабилитационном воздействии занимает обучение инвалида жизни с инвалидностью; формирование образа нового «Я» и нового вынужденного образа жизни. Социальная реабилитация инвалидов в широком её понимании включает необходимость обучения их навыкам социального общения, социальной независимости, навыкам проведения досуга, участия в спортивных мероприятиях, обучение умению решать личные проблемы: создать семью, воспитать детей и т. п. Важным для инвалида являются знания своих прав и льгот, гарантированных государством.

Сущность и содержание социальной реабилитации инвалида непосредственным образом связаны с социальной интеграцией, которая представляет процесс подготовки и готовность инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовность общества принять инвалида - с другой.

5.1 Социально-бытовая адаптация - это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

5.2 До назначения мероприятий по социально-бытовой адаптации необходимо провести диагностику возможностей инвалида к выполнению действий по самообслуживанию. Экспертная диагностика способности к самообслуживанию включает, в первую очередь, проведение проб, оценивающих следующие функции верхних конечностей:

Способность действовать пальцами;

Способность действовать кистью;

Способность тянуть или толкать предмет;

Способность передвигать предметы;

Способность действовать обеими руками;

Пробы на выполнение таких действий по самообслуживанию, как пользование столовыми приборами, чашкой, тарелкой; нарезание продуктов, открывание банок и т.д.; причесывание, умывание, надевание обуви, завязывание шнурков, пользование кранами и т.д.

Эрготерпевты как и социальные работники вступают с пациентом и его родными в тесные взаимоотношения, с целью решения проблем, возникающих каждый день, и совместного определения программы реабилитации. Следует помнить, что каждому пациенту должны ставиться краткосрочные и долгосрочные цели. Задачи должны быть реалистичные, достижимые, и фиксироваться в ходе лечения. Методика реабилитации проводится индивидуально, согласно его программе

Трудотерапия как средство адаптивной физической культуры относится к активным лечебным методам восстановления или компенсации утраченных функций при помощи работы. Трудотерапия основана на использовании процедур, связанных с трудовой деятельностью, для формирования у инвалидов знаний и навыков, которые в обычных социокультурных ситуациях позволяют им компенсировать имеющийся дефект Целью трудотерапии больных с БП является формирование бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучение навыкам и умениям поддерживать уровень физической активности. При проведении мероприятий по трудотерапии учитываются показатели основного заболевания пациента, показания к трудотерапии, желание участвовать в занятиях, а также непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого пациента (учитывая интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузка и увеличение времени занятий по трудотерапии. Комплекс мероприятий трудотерапии поможет улучшить свои навыки, демонстрируя различные способы выполнения задач, что вследствие может помочь выполнять повседневную деятельность с большей легкостью и удовлетворенностью.

С целью оценки качества медицинской реабилитации применялись оценочные шкалы «Мера Функциональной Независимости» «Functional Independence Measure» (FIM) и тест «Френчай». Следует отметить, что в современной реабилитации каждый сотрудник мультидисциплинарной бригады (МДБ) должен уметь оценивать состояние пациента. Тест FIM разработан и введен Американской Академией Физической Терапии и Реабилитации. В литературных данных указывается, что тест возможно проводить пациентам, страдающим афазией или с выраженными когнитивными нарушениями. Тест заполняется в течение 3-5 дней реабилитации.

Шкала функциональной независимости FIM состоит из 18 пунктов, при этом состояние двигательных функций отражают пункты с 1 по 13, остальные для оценки состояния интеллектуальных нарушений. Оценка происходит по семибальной шкале. Согласно шкалы FIM суммарная оценка может быть от 18 до 126 баллов. Независимости пациента от окружающих в повседневной жизни свидетельствует низкая суммарная оценка. В настоящей работе были использованы пункты с 1 по 6, где оценивались такие параметры как прием пищи, личная гигиена, принятие ванны, душа, одевание, туалет.

Для оценки функционального состояния кисти проводился тест Френчай, позволяющий определить приспособленность пациента к бытовой жизни. Для успешного проведения теста требуется реквизит такой, как бельевая прищепка, карандаш, линейка, стакан. Пациент выполняет тестирование в сидячем положении. За каждое успешное выполненное задание засчитывается 1 балл, не выполненное - 0 баллов. В конце тестирования суммируются итоговые цифры.

Привлекательность данного метода заключается в простоте применения трудотерапии при невысоких материальных затратах на ее организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений из-за сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости использованной методики с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК и пр.)

Возможность социальной адаптации больных зависит от степени тяжести паркинсонизма. При этом интеллектуально-мнестические нарушения особенно сказываются на трудовой и семейно-бытовой активности, существенно не влияя на уровень самообслуживания. Значительно снижает показатели адаптации выраженность гипокинезии, лучшие показатели наблюдаются при дрожательной форме заболевания, особенно в сфере семейно-бытовой активности и самообслуживания.

Основы психологической и поведенческой реабилитации, заложенные в начале заболевания, помогут в дальнейшем на всех этапах лечения.

а) развитие навыков самообслуживания;

б) семейная психотерапия и обучение уходу за тяжелым больным паркинсонизмом

Психотерапия

Особенности личности больных БП описаны в мировой литературе. До развития заболевания такие пациенты отличаются интровертированностью, пунктуальностью, эмоциональной ригидностью, склонностью к депрессивным реакциям, пониженной активностью в отношении социальных достижений. В исследованиях с участием близнецов, дискордантных по БП, было показано, что личностные черты пациентов, вероятно, генетически детерминированы

Целью психотерапии для больных с экстрапирамидными расстройствами и членов их семей является создание адаптивного стиля жизни и нивелирование симптомов болезни, достижение максимально возможного качества жизни, несмотря на имеющиеся двигательные, когнитивные, вегетативные и прочие ограничения. Психотерапию следует проводить не только с пациентом, но и с членами его семьи, ухаживающими лицами. Ведущим методом является рациональная и поддерживающая психотерапия, но могут также использоваться элементы трансактного анализа, гештальттерапии, символдрамы, аутогенная тренировка, арт-терапия, музыкотерапия и терапия творческим самовыражением. Экзистенциальная психотерапия, направленная на поиск и реализацию смысла жизни, постановку близких и далеких целей существования, не теряет своей актуальности и у больных БП. Можно проводить индивидуальную, семейную или групповую психотерапию в рамках специализированных школ для больных БП и их родственников. Целесообразно выделить несколько этапов психотерапии пациентов и их родственников в зависимости от стадии заболевания.

1-й этап. Принятие факта заболевания и необходимости пожизненного лечения (I стадия болезни по Хен-Яру). Для пациентов и их родственников информация о том, что имеющиеся симптомы являются признаками БП, представляет значительный стресс. Как и в других случаях столкновения с тяжелой утратой, пациенты проходят все этапы реакции горя: отрицание (“нет, этого не может быть!”), возмущение (“почему это случилось со мной?”), примирение и привыкание, налаживание адаптационных механизмов.

У пациентов (особенно среднего и молодого возраста) могут проявляться дезадаптивные реакции на стресс:

-“бегство”, отрицание болезни и необходимости пожизненного лечения (не верят врачу, не хотят принимать лекарства, обходят “светил медицины” с надеждой на другой, “более легкий” диагноз, обращаются к экстрасенсам и пр.). Таким пациентам и их родственникам нужно доброжелательно, мягко, но уверенно объяснить в доступной им форме патогенез заболевания и возможности современной терапии. Следует подчеркнуть, что фармакотерапия позволяет не только улучшить сиюминутное качество жизни и уменьшить проявления болезни, но и по механизму обратной связи несколько замедлить ее прогрессирование. Важно разработать четкий план приема медикаментов (в определенное время до или после еды), комплекс ежедневной лечебной гимнастики. Пациентам рассказывают о продолжительной и плодотворной жизни знаменитых личностей, которые страдали БП (основатель Берлинского университета Вильгельм фон Гумбольдт, Папа Римский Иоанн Павел II и др.). Родственникам объясняют, что определенные изменения характера пациентов (чрезмерная замедленность мышления, въедливость, мелочность и пр.) являются следствием заболевания и не поддаются лечению; больных не нужно ругать за медлительность, следует относиться к подобным проявлениям терпеливо и тактично;

Тревожные и депрессивные реакции адаптации. У некоторых пациентов (особенно преморбидно психопатического склада) могут наблюдаться реакции тревожного спектра: беспокойство, бессонница, приступы паники в метро или страх оставаться дома одному. Молодые (и не только) пациенты, начитавшись в интернете и периодических изданиях множество медицинской информации, которую они неспособны правильно трактовать, с ужасом ожидают наступления в скором времени обездвиженности, слабоумия и появления прочих симптомов. Больным в такой ситуации следует объяснить (и не один раз), что заболевание протекает медленно,возможны длительные периоды стабилизации состояния, современная фармакология развивается быстрыми темпами, и в скором времени могут быть найдены еще более эффективные методы лечения. Иногда у пациентов возникают депрессивные расстройства адаптации, а также органические депрессивные расстройства. Следует дифференцировать апатию, ангедонию, сужение круга интересов, сниженный фон настроения, связанный с депрессией, от замедленности, характерной для паркинсонизма. У больных при депрессии развиваются нарушения сна с ранними пробуждениями (в 4:00-5:00), плаксивость, снижение аппетита. При подозрении на появление депрессии у больного необходимо спрашивать его о наличии суицидальных мыслей. Обязательна консультация психиатра, подбор терапии антидепрессантами. В дополнение к антидепрессивной фармакотерапии целесообразно поддерживать в пациентах активный интерес к жизни. Работающим пациентам крайне важно продолжать трудовую деятельность (особенно людям умственного труда) с целью сохранения положительной самооценки, если имеющиеся симптомы не могут привести к созданию аварийных ситуаций, производству бракованной продукции и пр.

Следует отметить благоприятное действие занятий в группах по изучению иностранных языков, что позволяет достаточно хорошо скомпенсировать когнитивные трудности у больных. Необходимо поддерживать самореализацию больных в каких-либо творческих проектах, прикладных видах творчества (икебана, оригами, макраме, резьба по дереву и т.п.), участие в работе клубов по интересам (хоровые, танцевальные, литературные).

На ранних этапах заболевания, когда функциональный дефект выражен незначительно, важно помочь пациенту найти увлечение, войти в группу единомышленников, выработать привычку к выполнению специальных упражнений и соблюдению диетических рекомендаций.

2-й этап. Психотерапия больных с выраженной клинической картиной заболевания (II-V стадия болезни по Хен-Яру). Длительно болеющим пациентам, имеющим выраженные клинические проявления заболевания, целесообразно проведение поддерживающей психотерапии, направленной на сохранение бытовой адаптации. Родственникам или другим ухаживающим лицам нужно создавать для больного удобную среду обитания, где ему легче будет передвигаться, выполнять гигиенические процедуры, есть, пить, пользоваться бытовыми приборами. Многие больные на развернутой стадии болезни фиксированы на своем заболевании, круг их интересов сужается, ограничивается физическим недомоганием. В состоянии “выключения”, обездвиженности пациентам сложно обслуживать себя, они нередко испытывают боли, нарушается постуральная устойчивость. Зачастую им трудно даже одеться, повернуться в постели. В случае развития гиперкинезов, дискинезий пика дозы ле-водопы избыточные хореиформные подергивания также затрудняют произвольные движения, привлекают внимание окружающих в транспорте и пр. Тем не менее пациентам рекомендуется продолжать занятия ЛФК и кинезитерапией, не забывать о прежде любимых занятиях, искать новые хобби и увлечения, общаться с близкими и друзьями.

Подкорковые нарушения памяти, брадифрения существенно затрудняют социальную адаптацию больных. Важно подчеркнуть, что тренировка памяти, внимания позволит поддержать бытовую, социальную независимость пациента. Для тренировки когнитивных функций рекомендуется чтение, просмотр новостей и обсуждение их с близкими, заучивание стихов, решение кроссвордов, занятия шахматами и шашками, рукоделие и т.д. Пациенту и его близким нужно знать, что при БП возникают не только двигательные нарушения, но и эмоциональные расстройства, ухудшение мышления тоже служит немоторным проявлением болезни. Поэтому к лечению может быть привлечен психотерапевт для проведения поведенческой психотерапии.

3.3.9. Социально-бытовая адаптация

В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагается две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу. В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр.

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

  • личная гигиена;
  • одевание и раздевание
  • прием пищи.
  • 1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;
  • 2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
  • 3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.
  • 4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
Социально-бытовое

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

Другие новости по теме:

  • Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1 специального /коррекционного/ класса
  • Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В. Ткачева
  • По статистическим данным, в России насчитывается примерно 16 миллионов инвалидов, то есть около 10% граждан страны имеют серьезные проблемы со здоровьем, мешающие в той или иной мере их жизни. Основная цель таких людей (и их семей) – адаптироваться в социуме настолько, чтобы сделать свое существование максимально комфортным.

    Неполноценность какой-либо группы индивидуумов в целом также влияет на слаженное функционирование общества, поэтому социальная адаптация инвалидов (САИ) является одной из актуальных задач государства. Решение этого вопроса заключается в обеспечении таким людям правовой, экономической, трудовой защищенности и всех остальных возможных благ.

    Понятие «инвалидность»

    Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.

    Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий». Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д. В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.

    Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.

    В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».

    Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.

    Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.

    Трудности социализации

    Основные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России и других странах СНГ связаны с многочисленными социальными барьерами, не дающими им включиться в жизнь современного общества. К сожалению, такая ситуация следствие неправильной политики социализации, направленной только на «здоровых» граждан, и по большей мере выражающей лишь их интересы.

    При этом сама структура быта, производства, социальных услуг, а также культуры и досуга практически не приспособлена к нуждам недееспособных людей. Об этом говорят частые скандалы с авиакомпаниями, суть которых в отказе пускать на борт самолета инвалидов-колясочников.

    Огромное неудобство для них также связано с отсутствием возможности пользоваться общественным транспортом и иными средствами передвижения. Элементарно, ведь даже подъезды многих домов, к примеру, в Москве не оборудованы спецподъемниками, а иногда попросту закрыты на замок и неизвестно у кого находится ключ.

    В отличие от столицы, в небольших городах дело обстоит еще хуже – если инвалид проживает не на первом этаже в доме без лифта, то он автоматически лишается возможности попадать на улицу без посторонней помощи. В результате чего получается, что такие люди становятся социально-демократической категорией с существенным ограничением передвижения, что противоречит Конституции.

    Отсутствие необходимой мобильности приводит большинство инвалидов к трудностям с получением образования, адаптации на производстве, и как следствие, снижению уровня доходов. Статистика гласит, что полноценно работать и получать доход, достаточный для удовлетворения своих потребностей, на текущий момент может совсем небольшое количество граждан с ограниченными возможностями.

    Социальная и трудовая адаптация

    Важнейшим условием социально-бытовой адаптации инвалидов, а также трудовой, является введение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для абсолютно всех граждан. Именно данное понимание сможет обеспечить нормальные взаимоотношения, которые станут основой для комфортного существования людей с различными отклонениями.

    Отечественный и зарубежный опыт нередко указывает, что инвалиды, даже имея потенциал для активного участия в жизни общества или работы, все равно не в состоянии его реализовать. Основной причиной этого считается нежелание большей части здоровых людей общаться с инвалидами, а также опасение или отказ предпринимателей их трудоустраивать.

    Как правило, такое поведение обусловлено влиянием негативных стереотипов. И пока не будут развенчаны подобные психологические установки, не помогут даже самые действенные соцмероприятия. Стоит отметить, что сама идея адаптации недееспособных граждан в обществе активно поддерживается, но только на словах.

    Неоднозначность отношения здоровых граждан к инвалидам, особенно с явными признаками инвалидизации (колясочников, слепых, глухих, больных ДЦП и т. д.) хорошо просматривается.

    В России и во многих других государствах последние воспринимаются как люди низшего качества, лишенные определенных возможностей, что приводит, с одной стороны, к сочувствию, а с другой – непринятию как полноценных граждан.

    Как следствие, большинство здоровых людей не готовы к тесному сотрудничеству с инвалидами, к примеру, на рабочем месте, а также в ситуациях, где человек с ОВЗ неспособен взаимодействовать наравне с остальными. С этим связан один из основных критериев оценки социально-психологической адаптации инвалидов – отношение к уровню собственной жизни. Почти половина из них считает ее качество неудовлетворительным.

    Причем негативная оценка своего существования основывается на нестабильном либо низком материальном положении, и чем меньше доход, тем пессимистичнее взгляды инвалида на жизнь и прогноз будущего. Тогда как у работающих людей, имеющих группу, самооценка и отношение к жизни намного оптимистичнее, что обусловлено более высокой материальной базой, качественной производственной и социальной адаптацией, а также возможностью общения.

    Не следует забывать, что инвалиды (как и все остальные) испытывают неуверенность и тревогу за будущее, дискомфорт, напряженность, и потеря работы для них – еще больший стресс, чем для обычного человека. Малейшие изменения доходов или трудности с занятостью способны существенно расстроить таких людей и даже вызвать паническое настроение.


    Возможность для инвалида обучаться наравне со здоровыми людьми – путь к социализации

    Реабилитация и адаптация детей-инвалидов

    О том, сколько сложностей приходится изо дня в день преодолевать недееспособным взрослым сказано немало, а ведь у детей с ОВЗ их гораздо больше. Поэтому для них важность социально-бытовой адаптации ничуть не меньше, чем для людей, получивших группу уже в процессе жизни. К примеру, ребенку-инвалиду детства нужно обучиться всем доступным для него навыкам, позволяющим обеспечить обслуживание своих основных нужд (прием пищи, гигиена, туалет и т. д.)

    В противном случае отсутствие у них достаточных практических умений станет существенным препятствием к дальнейшему развитию и социализации. А это, в свою очередь, сделает таких детей обузой для их семей. Не менее значимой является и реабилитация, без которой дети, потерявшие частичную дееспособность, также испытывают определенные сложности с учебной деятельностью, самореализацией и другими актуальными потребностями.

    Справка! Социальная реабилитация и адаптация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление ранее утраченных либо отсутствующих социальных связей в результате инвалидности.

    Особенности адаптации и реабилитации детей-инвалидов

    На сегодняшний день отмечается катастрофическая динамика возрастания детской инвалидизации, сопровождающаяся с социальной неустроенностью и неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим постоянно разрабатываются новые программы реабилитации, позволяющие ребенку быстрее и качественнее преодолеть препятствия, мешающие процессу социализации.

    Проблемы инвалидности полностью контролируются государственным аппаратом управления. Им же установлены конкретные способы, направленные на восстановление утраченных или приобретение новых умений у детей, имеющих инвалидность. Все решения относительно данного вопроса регламентированы приказами МОЗ. Система здравоохранения предусматривает несколько аспектов, лежащих в основе реабилитационных или адаптационных программ.

    К ним относятся следующие:

    • адаптация ребенка в условиях, существовавших до наступления инвалидности;
    • проведение реадаптации – создания новых условий для ставшего недееспособным;
    • открытие специальных заведений для оздоровления (физического и психологического).

    Главная цель этих мероприятий – восстановление ребенка, определение его потенциала, а также составление прогноза для корректировки реабилитационной программы.

    Виды и методы реабилитации

    Реабилитация ребенка-инвалида в обществе предусматривает различные подходы, учитывающие специфику отклонений или заболеваний, выявленных у него. Оптимально, если используются несколько методов – это позволяет быстрее добиться желаемого результата. В процесс реабилитации детей с ОВЗ входят:

    • профессиональные консультации родителей или близких родственников;
    • комплекс обучающих мероприятий для начальных периодов адаптации;
    • организация обучения и поддержка индивида с целью привития социальных навыков;
    • адаптация инфраструктуры и прочих жилищных объектов для комфорта личности за счет государства;
    • организация лечебных, культурных, спортивных мероприятий, поездок в санаторно-курортные заведения и т. д.

    Вышеперечисленные мероприятия и используемые технологии могут применяться на все возможные виды адаптации или реабилитации.

    Программы реабилитации

    При выборе реабилитационных программ выделяется несколько вариантов, учитывающих все сферы жизни ребенка и особенности его состояния здоровья. В данный перечень входят следующие направления:

    • Медицинская реабилитация – направлена на улучшение и стабилизацию физического состояния, необходимого для последующих развивающих мероприятий.
    • Психологическая реабилитация – формирование у ребенка внутреннего стремления к обучению и развитию, избавление от страха социализации и восприятия себя как полноценного объекта взаимоотношений.
    • Социально-трудовая реабилитация – осуществление привития соответствующих умений и навыков ребенку с ОВЗ.
    • Социально-средовая адаптация – обеспечивающая введение пациента в общество с целью общения и прочего взаимодействия с другими детьми. Часто такой вариант сочетается с социально-трудовой реабилитацией.
    • Социально-бытовые восстановительные мероприятия – направлены на создание условий при проживании индивида с семьей, повышения качества жизни, улучшения жилья и коммуникации с близкими родственниками.
    • Социально-педагогические программы – поиск особого подхода, облегчающего контакт с больным ребенком для более качественного восприятия обучающих мероприятий. Такие программы лучше всего реализуются в специализированных заведениях – центрах или школах-интернатах.

    Для получения максимального эффекта, подразумевающего скорейшее и качественное обучение ребенка-инвалида необходимым умениям и навыкам, реабилитационный процесс должен охватывать все вышеуказанные программы.

    Справка! С 01.01.2016 года материнский капитал, полученный на ребенка инвалида можно использовать на его социальную адаптацию или реабилитацию. Однако нюансы нового положения вызвали много пересудов, что показывает необходимость его усовершенствования.

    Специфика комплексных центров

    В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

    Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

    • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
    • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
    • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
    • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.


    Развивающее занятие в ГАУ НСО

    Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

    • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
    • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
    • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.

    Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

    • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
    • полустационар (для жителей близлежащих районов);
    • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

    Это далеко не единственный центр на сегодняшний день в России. Подобное заведение уже открыто в Томской и других областях, а также планируется дальнейшее расширение данного сервиса. Поэтому родственникам, желающим воспользоваться их услугами, следует детальнее ознакомиться с информацией и узнать порядок оформления соответствующих документов. Для человека-инвалида – это уникальная возможность обрести утраченные навыки социализации или обрести новые.