18.09.2021

Исследование динамики состояний сознания на основе деятельности в особых условиях (воинское искусство). Динамика сознания Что будем делать с полученным материалом


(Мамардашвили)

раньше сознание воспринималось как нечто вторичное, оно определялось мировоззрениемя, идеалами.

Сознание можно изменить, но оно инерционно и не поддается мгновенной перестройке. Необходима подготовка – без которой перестройка может происходить очень медленно.

Сознание не только рождается в бытии, отражает его, но и творит бытие, не всегда осознавая это. Задача наполнения сознания отчетливо отчетливо осознается образами осознания собственного «я». – процесс наполнения сознания подменяется результатом. Повтор попытки санализировать сознание в мозгу – бесперспективно!

Сознание напряженно работает над причинами своих ошибок. Мудрое сознание знает, что они вего отношении к бытию – сознание всегда выбирает свободу, перестают себя ощущать частью природы, теряет совесть.

Человек может утратить себя как человекаю.

Объект рефлексии – отражение мира сам процесс рефлексии личное сознание.

Чтобы разобраться в ситуации, нам необходимо поднятся над ней.

Рефлексия – невидимый, непредметный мир.

Можно либо отстранится от нее, либо ее опредметить. Можно потерять ее.

Опасность неадекватности опредмечивания.

У живых существ есть рефлексия выбора – что является ядром сознания.

С. Имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии и опредмечиваются в действиях.

Нужно преодолеть мозговую метафору сознания.

Проблемы развития сознания.

У большинства людей сознание находится «в люльке» по уровню развития.

Ведущими присинами развития являются формы культуры.

Каждая новая стадия развития закрывает предыдущие.

Развитие фонематического слуха с рождения ребенок может усваивать любой язык, но со временм – только один! (родной язык)

Происходит уменьшение степеней свободы

Внешняя несвобода телесного организма – противостоит внутренней свободе духа.

В культуре выражается предметная сторона общественных собственностей.

Для человека усвоение культуры является развитием. Всякая высш. психическая степень развития ребенка проявляется дважды. Манипуляц. игр. с предметом – для ребенка. Чтобы сформировать его личность, развит его моторику.(мелкую) – игра с мелкими игрушками – в форме типов воспроизводящих деятельности

    ребенок + взрослые активно проявляет потребность к общению – с усвоения потребности к общению индивид начинает свое развитие. Нужно прививать ребенку эту потребность.

    Овладение основами предметно-импулятивной деятельности. Формируется способность к универсальным движениям рук, способность решать задачи + способность занимать свою собственную позицию. Среди сверстников к трем годам жизни «Я сам»

    Ребенок осваивает общественный смысл челрвеческой деятельности: характер соподчинения. Формируется способность производить замещения.

Игра должна развить те способности, которые необходимы ему для учебной деятельности. (не читать-писать, а способность учится)

Свойства сознания

Хотя мы можем перечислить их, мы никогда не поймем, что такое сознание.

Подсознание – «вестибюль» сознания, «подвал»

Все непонятное и неразгаданное мы помещаем в подсознание. Если не можем ответить на вопрос, то отсылаем его в подсознание.

Есть сознание для сознания, есть сознание для бытия. (Фейербах)

Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.
Сознание (как уже было сказано) - это высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на основе более простых форм и включающая их в себя. Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью, взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности.
Константность сознания - это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня - это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность же сознания - это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.
Следует, однако, отметить, что каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение. Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве. Так, познание - это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощущение, высшей - творческое мышление. Уже сами слова «познание» и «сознание» показывают их связь между собой и со знанием.
Знания - это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Их физиологическими механизмами является деятельность второй сигнальной системы. Психологически в основе знаний лежат мышление и память. Но знания человека включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние лежат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и приобретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.
Отметим, что усвоение - это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий. Переживание - это одна из форм, один из компонентов сознания, не содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия (сострадания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.
Отношение - (последний) компонент акта сознания; в нем проявляется активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром. Сознание - это не только отражение, но и отношение человека к ок¬ружающему; при этом отражение и отношение не внеположны. Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям. Теснее всего отношения связаны с эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах.
Следует отметить, однако, что отношения еще бывают и объективно существующими. Отражением этих реальных объективных отношений являются субъективные, психические отношения людей, изучаемые психологией. Никаких субъективных психических отношений, которые не являлись бы отражением объективных отношений, нет. Но личность в силу избирательности общения всегда в соответствии со своими особенностями несколько видоизменяет отражаемые отношения. Следовательно, необходимо четко различать две формы отношений, называя первую объективными отношениями, а вторую - психическими отношениями, являющимися отражением первых.
Сознательные, личностные отношения представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления «Я» и не-«Я», то есть с появления сознания и личности. Для человека личностные и психические отражения совпадают, поскольку субъективный компонент человеческой психики - это и есть сознание, а личность - человек как носитель сознания. Поскольку сознание может быть разной степени ясности и различного уровня, постольку по этим же критериям многообразны и личностные отношения.
Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что совершается с ним. Активность личности проявляется в характерных для нее мотивах поведения, установках, отношениях, способах действия, то есть в многообразной деятельности, направленной на преобразование объективной реальности. Она находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает. Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних ус¬ловий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью. Личностные отношения - это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной личностью - субъектом познания.
Нам следует сказать и о том, что объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.). Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые предстают одним из важнейших объектов изучения социальной психо¬логии, в том числе и юридической.
Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и коллективом работников юридического труда, где повседневно совершаются «социальные факты» (явления взаимопомощи, дружбы и т.д.). В каждой группе, коллективе существуют личности с отчетливо выраженными личностными отношениями; нередко ряд личностей выявляют более или менее одинаковые отношения. Они-то и определяют отношения группы в целом. Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно как для психологической теории, так и для юридической деятельности.
Уровень ясности сознания - еще одна сторона структуры сознания. Она играет весьма существенную роль для юридической психологии, поскольку юридическая деятельность часто выполняется в экстремальных условиях, заметно влияющих не только на отдельные психические функции, но и на сознание в целом.
Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание. Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию. Оно отмечается и у юристов в состоянии тяжелого утомления. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.
Самосознание - это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а только с самосознанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.
Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность, константность, целостность, преемственность и ясность.
Сознание всегда проявляется в деятельности, и его структура в каждый определенный отрезок времени соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в этот отрезок времени. Однако эти структуры только соответствуют друг другу, но не тождественны, как едины, но не равнозначны сознание и деятельность. Понимание структуры сознания имеет не только общее, но и специфическое значение для юридической психологии.

Возвратимся к личному бессознательному. Рассмотрим чтение. В какой-то период вашей жизни вам нужно было выучить алфавит. В школе учитель указывал на отдельные буквы и называл их вслух. Вы с одноклассниками сно­ва и снова повторяли буквы. Затем переписы­вали каждую букву в тетрадь и делали это до тех пор, пока четко не запоминали, как выгля­дит буква «А» и чем она отличается от других букв. Затем учились складывать из букв слова. Вы медленно прочитывали по слогам незнако­мое слово до тех нор, пока нам не удавалось про­изнести его целиком. Если вы уже знали это слово, задача была выполнена, если нет - вам приходилось выяснять, что оно означает.

Приобретя определенные навыки в чтении, вы можете уже мгновенно узнавать целые слова и вам не нужно разбирать слово по буквам, чтобы его прочитать. Для большинства быстрое рас­познавание сделало процесс чтения удоволь­ствием, а не нудным занятием. Мы стали чита­телями. Некоторые так и не научились быстро­му распознаванию, но в любом случае всем нам пришлось затратить много времени и усилий, чтобы освоить чтение.

Научившись читать, вы, возможно, провели много времени за этим занятием. Я не знако­мился со статистикой, но думаю, что широко образованные люди больше половины своего активного времени тратят на чтение. Однако какая часть этого времени тратится при учас­тии сознания? Я бы сказал - небольшая. Бы­стро читающие люди не отдают себе отчета в чередовании слов. Слова попадают в сферу бессознательного прямо из книги без вмешатель­ства сознания!

Я намеренно выбрал противоречивый при­мер, чтобы подчеркнуть этот момент. Вы можете сказать, что читаете осознанно, но большую часть времени это происходит на низком уровне со­знания. Мне будет трудно возразить вам. А как насчет вождения автомобиля? Чтобы научить­ся водить, как и научиться читать, необходимо затратить много времени и усилий. Для мно­гих в западном мире это необходимое умение. Мы просто обязаны уметь это делать. Допустив ошибки при езде, мы можем убить себя и дру­гих. Так все же сколько осознанного внимания мы уделяем вождению? Когда я еду по хорошо известной мне дороге, то обращаю внимание на мириады других вещей, будучи уверен, что ка­кая-то часть моего сознания позаботится о вож­дении. Вам когда-нибудь приходилось проска­кивать мимо нужной развилки на скоростной автостраде или использовать старый маршрут, когда нужно было ехать совсем в другое место? Если вы вели машину осознанно, то как это могло произойти? Если нет, то кто же тогда управлял автомобилем?

Итак, когда мы читаем или управляем авто­мобилем, насколько это делается осознанно? Ясно, что взаимосвязь между сознательным и бессознательным представляет собой сложный динамический процесс, который не дает быст­рого ответа на поставленный вопрос.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Юнг и бессознательное
Каждая новая ступень в развитии куль­туры психологически представляет со­бой расширение сознания, нарастание осознаваиия, которое возможно лишь через установления различий. К. Юн

Юнг и Фрейд
Как и Зигмунд Фрейд, еще более знаменитый ИГО учитель, Юнг был практикующим врачом, Ставшим одним из первопроходцев в новой для того времени области психоанализа. Хотя Юиг был психологом-клиницисто

Символы трансформации
Приведем пример. Фрейдовская концепция эдипова комплекса произвела на Юнга глубокое впечатление, но Юнг увидел в ней нечто другое, отличное от того, что подразумевалось Фрей­дом. Фрейд утверждал, ч

Мифы в нашей жизни
Ученые и университетская профессура все­гда насмехались над концепцией коллективного бессознательного. Им «хорошо известно», что люди не могут иметь никаких иных воспомина­ний, кроме приобретенных

Связь с природой
Карл Юнг родился в Кессвиле, аграрном районе Швейцарии, в 1875 году. Его отец был священником. Когда мальчику исполнилось полгода, семья переехала в новый приход, а потом в другой, когда Карлу срав

Скрытые силы
В отличие от обитателей городов, люди, жи­вущие в сельской местности, верят в то, что мир полон невидимых сил. Те, кто живет близко к земле, наблюдая ежегодную смену циклов рож­дения, смерти и возр

Личность № 1 и личность № 2
В детстве Юнг уже ощутил силу, скрытую в недрах души. Когда ему было 12 лет и отец его приятеля отчитал маленького Карла за непо­слушание, тот отреагировал с необычайной ярос­тью. Он не мог поверит

Сознание и триединый мозг
Впервые мы сталкиваемся с внутренним по­ведением, более характерным для сознания, при рассмотрении мозга пресмыкающегося - само­го старого в эволюции в модели Маклина. Од­нако сознание пресмыкающег

Сознательное и бессознательное
Представление Юнга об уровнях бессознатель­ного выглядит менее радикальным, чем-то, что обсуждалось выше. Вероятно, он мог выбрать более удачный термин, чем «бессознательное»: как мы видели, речь н

Маршалл Маклуэн и массовое сознание
Если я, например, определяя вес каждого камешка в куче гальки, получаю средний вес 5 унций, это мало что говорит мне об истинной природе камешков. Любой, кто считает, что на основании полученных

Целостность памяти
То, что Фрейд называл просто бессознатель­ным, Юнг называет личным бессознательным (в отличие от коллективного бессознательно­го). Личное бессознательное достаточно значи­мо само по себе. Оно, по-в

Мозг как телевизионный приемник
Биолог Руперт Шелдрейк приводит прекрас­ную аналогию между воспоминаниями в мозге и телевизионными программами. Представь­те, что впервые смотрите телепередачу, не имея никакого представления о тел

Архетип и комплекс
Юнг наблюдал и описывал именно эту дина­мическую зависимость между сознательным и бессознательным. Работая врачом в психиатри­ческой клинике в Бургхольцли (Швейцария), Юнг проводил эксперименты по

Архетипы развития
Невозможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число лю

Видят ли сны представители других видов?
Исследования сновидений указывают на то, что способность видеть сны вряд ли ограничивается людьми. Даже такое примитивное животное, как опоссум, мало изменившееся за шестьдесят пять миллионов лет,

К чему приводит лишение сна
В книге «Звездный путь - новое поколение», глава «Ночные кошмары» рассказывает, к каким страшным последствиям приводит людей лише­ние сна. Межпланетный корабль, принадлежа­щий космической компании

Почему мы видим сны?
Давайте подведем итог тому, что мы узнали о сновидениях до настоящего момента. За един­ственным исключением, все млекопитающие проходят через «быстрый» сон, следовательно, видят сны. Птицы тоже вид

Сновидения и сознание
Поступки не нуждались е том, чтобы их изобрели, они просто совершались. Мысли, напротив, являются относительно недавним изобретением... Сначала [че­ловека] подвигали на поступки бессоз­нательные

Бессознательная природа сновидений
Сновидение... не способно вызвать оп­ределенной мысли - для этого оно долж­но перестать быть сновидением... Сно­видение... проявляется на грани созна­ния, подобно слабому свечению звезд при полн

Работа над собственными сновидениями
Скептицизм и критика ни в коей мере не подвигли меня пока на то, чтобы рассматривать сновидения как ничего не значащие случайные явления. Довольно часто сны кажутся нам лишенными смысла, однако,

Психологические типы
...Поскольку факты свидетельствуют о том, что типичная жизненная уста­новка представляет собой распростра­ненное явление с явно произвольным раз­бросом, она не может быть предметом сознательного

Интроверт и экстраверт
Юнгу предстояло найти связь между инстинктом и духом с помощью архетипов коллективного бессознательного, каждый из которых простирался от самой высокой до самой низкой областей чело­веческого опыта

Четыре функции
Обратите внимание на то, как хорошо концеп­ция Юнга об интровертах и экстравертах объяс­няет разногласия между Фрейдом и Адлером по поводу основного движущего мотива человече­ства. Однако она не см

Подчиненная функция
К описанию четырех функций вернемся не­сколько позднее, сначала я хотел бы слегка коснуться подчиненной функции. Представь­те себе, что вы - «мыслитель» (подразумеваем, что вашей ведущей ф

Путь к индивидуации
Цель создания Юнгом теории психологичес­ких типов легко истолковать неверно. Мы мо­жем решить, что, со стороны Юнга, это была попытка «вместить каждого в свою маленькую коробочку» и лишить нас инди

Экстравертивный тип
Мы уже определили экстравертивный тип как ориентированный более на внешнее, чем на внут­реннее, на объективное, нежели субъективное. Экстраверты достаточно уютно чувствуют себя в окружающем мире, п

Функция мышления
«Чувствователям» «мыслители» кажутся хо­лодными - бесстрастное отношение к жизни, от­сутствие внимания и к своим собственным эмоци­ям и к эмоциям других людей. Они любят акку­ратность и порядок, у

Функция чувства
Точно так же как интроверсия вызывает критику в нашей экстравертивной культуре, чув­ство и интуиция рассматриваются как функции, подчиненные мышлению и ощущению. Запад­ная культура чрезмерно ориент

Функция ощущения
Мы используем свои сенсорные органы ~ органы чувств - для получения данных о физи­ческом мире, по крайней мере тех данных, ка­кие доступны человеческому восприятию с по­мощью нашего уникального соч

Функция интуиции
Когда люди впервые встречаются с психо­типами Юнга, более всего их ставит в тупик функция интуиции. Они понимают, что такое мышление, чувства и ощущения, но им кажется странным, что интуицию ставят

Психологические типы как пути развития
Концепция психологических типов являет­ся отправной точкой для всех прочих идей Юнга. Предметом этой книги является коллективное бессознательное, однако Юнг был убежден в том, что коллективное бесс

Психологические типы и индивидуация
Оттолкнемся от посылки, что психологичес­кие типы, которые мы обсуждаем, являются либо врожденными и «импринтируются» на нашей жизни, когда мы еще очень молоды, либо по крайней мере развиваются у н

Правда ли, что при рождении мы являемся tabula rasa?
Задумаемся над этим. Если бы на момент рождения мы представляли собою «tabula rasa» («чистая доска») и приобретали все наши зна­ния и способности за счет личного опыта, у нас не было бы ни одного н

Почему появляется Тень?
Вернемся к примеру о маленькой девочке, имеющей способности к механике, и маленьком мальчике, обладающем развитым чувством со­переживания. Если давление родителей окажет­ся достаточно сильным, дево

Появление Тени в сновидениях
Мы неизбежно видим мир сквозь призму человеческих взаимоотношений. Поэтому нет ничего странного в том, что сновидения пове­ствуют в основном о наших взаимоотношени­ях с другими людьми. Сны заполнен

Персона и ее взаимоотношения с Тенью
Юнг называл «лицо» нашей души, открытое миру, Персоной (или Маской), по аналогии с мас­ками из греческой трагедии. Однако использо­вание символических фигур не ограничивается греческим театром. К п

Проекция
Иисус учил нас также тому, чтобы мы «не искали соринку в чужом глазу», а прежде всего обращали внимание на самих себя. Психологи используют термин «проекция» для описания переноса собственных харак

Девочка с задатками механика
Вернемся к нашей маленькой девочке, обла­дающей способностями к механике. Вынужден­ная отказаться от своих «мужских» наклонностей, она, вероятно, «разовьет в себе» Персону с чрезвычайно ярко выраже

Тень и проблема Зла
.,. живой форме для придания ей объем­ности необходима глубокая тень. Без тени форма остается двухмерным фан­томом, более или менее хорошо воспитан­ным ребенком. К. Юнг

Тень, скрывающаяся за светом науки
Позвольте поведать вам историю о Зле. Ее используют во время занятий на факультетах психологии, но без каких-либо моральных выво­дов, поскольку считается, что моральные сужде­ния не ВХОДЯТ в компет

Работа с Тенью в сновидениях
Бели вы в сновидении вступаете с кем-либо в конфликт, представьте себе, что эта личность есть фигура Тени, обладающая неким качеством, которое вам необходимо интегрировать в свою личность. Такой со

Распознавание Тени в повседневной жизни
Умение распознавать Тень в сновидениях помогает выявлять ее в повседневной жизни. Попробуйте понаблюдать над своими эмоцио­нальными всплесками. Если какой-то человек в самом деле действует вам на н

Анима и Анимус
В каждом мужчине извечно заложено отражение женщины, это не тот или иной конкретный женский образ, а определен­ное отражение женского пола... То же самое верно и для женщины: она также рождается

Два аспекта Анимы/Анимуса
Как подробно излагалось в предыдущем материале о Тени, когда жизнь становится слиш­ком односторонней, когда ресурсы нашего со­знания исчерпаны, мы вынуждены обращаться к бессознательному. В сфере б

Анима/Анимус как Тень
Независимо от того, обладаем мы, люди, врожденными способностями и чертами, свой­ственными исключительно нашему полу, или нет, культура навязала нам разделение спо­собностей. До недавнего времени р

Анима/Анимус как архетип взаимоотношений
.. Анима - это всего лишь образ лич­ностной природы определенной автоном­ной системы. Какова природа этой сис­темы в трансцендентном смысле, т. е. за пределами опыта, мы знать не можем.

Эмоциональное потрясение, вызванное Анимой/Анимусом
Мы должны начать с преодоления сво­ей добродетельности, испытывая, с дру­гой стороны, оправданный страх совер­шить грех. Опасность, несомненно, суще­ствует, ибо величайшая добродетель все­гда вн

Анима/Анимус в сновидениях
...Мир пуст только для тех, кто не знает, как направить свое либидо на вещи и людей и оживить их и сделать прекрас­ными. То, что заставляет нас искать замену в самих себе, обусловлено не от­сутс

Боги и богини в наших сновидениях
Часто Аиима/Анимус появляется в сновиде­ниях в образе Бога или Богини. В наши дни нам ближе всего в этом плане знаменитости, поэтому знаменитости которых мы видим в снах, должны рассматриваться как

Проекции Анимы/Анимуса
При проецировании Анима всегда име­ет женскую форму с определенными ха­рактеристиками. Этот эмпирически установленный факт не означает, что данный архетип такой сам по себе. Женско-мужская сизиг

Борьба противоположностей
...В истории мы встречаемся с Ани-мой прежде всего у божественных сизи­гий, женско-мужских пар богов. С одной стороны, они уходят корнями в тьму примитивной мифологии, а с другой - устремляются

Рыцарство и легенда о чаше Грааля
Понятие романтической любви достаточно современно: впервые оно появилось в XII веке с возникновением рыцарства. Основным в рыцар­стве был новый поворот в отношениях мужчин и женщин - куртуазная люб

Анима/Анимус во взаимоотношениях
В течение последующих восьми столетий происходила постепенная интеграция нового ас­пекта Анимы/Анимуса, о чем свидетельствует прогресс в положении женщин. Если брак был когда-то экономическим взаим

Грядущий женский мир
...Торжественное оглашение Успения девы Марии, свидетелями чего мы стали в наши дни, является примером развития символов в течение столетий. Побуди­тельный мотив исходил не от церковных властей,

Самость
Самость может быть самой глубинной личностью сновидца, процессом развития и целью этого процесса, и все это состав­ляет единое целое. Равным образом Са­мость переступает все границы личной морал

Бог внутри нас
[Интеграция Анимы/Анимуса] есте­ственным путем возвращает нас к... «чему-то» незнакомому и в то же вре­мя столь близкому нам, полностью на­те v// и тем не менее непостижимому, к истинному центру

Мандалы
Хотя, на первый взгляд, «целостность» может показаться не более чем абстракт­ной идеей (подобно Аниме или Анимусу), она тем не менее является понятием эмпирическим в той мере, в какой душа предо

Трансцендентная функция
В поисках пути к индивидуации мы начали с открытия Юнга, заключавшегося в том, что не существует единого пути развития, поскольку все люди принадлежат к различным психотипам. К примеру, путь индиви

Самость в сновидениях
Мы уже говорили о том, как в сновидениях появляются мандалы в те моменты жизни, когда душа стремится к восстановлению своей целост­ности. Многие из мандал отражают попытку «заключить круг в квадрат

Самоактуализация
Покончим с иллюзиями, что мы - «мана-пер­соны». Самое время задать самим себе вопрос, кто же мы на самом деле. Проблема самоопределения приобретает на этом этапе развития, как ни на ка­ком ином, пе

Творчество и Самость
...наша душа распята между грозными влияниями как внешними, так и внутрен­ними, и каким-то образом следует отда­вать должное обоим. Это возможно толь­ко после того, как мы дадим оценку своим инд

Первый этап познания нового - это накопление информации и её осмысление. На этом этапе, люди читают книги, смотрят фильмы, интересуются публикациями в прессе, обращают внимание на экспонаты музеев и прочее.

Этот этап постепенно приводит к изменению бытия в том плане, что человек перемещает своё внимание на другие вещи. Он читает другие книги, чем прежде, иначе проводит отпуск, его начинают интересовать другие реалии...

Сознание человека смещается в другие области бытия и знания, и он начинает включаться в другие социальные эгрегоры. При этом, поведение человека остаётся прежним, поскольку оно зависит от положения . Далее, наступает момент, когда человек ощущает, что дальнейшее чтение книг уже ни к чему не ведёт. Он всё это уже где-то читал, где-то слышал, и ему становится просто неинтересно перемалывать одно и то же.

На этом этапе возможны два решения - поменять интересы, отказаться от дальнейшего углубления в эзотерические знания, или же, наоборот углубиться в эзотерику и пойти поучиться на какие-либо эзотерические курсы. Сознание уже готово к восприятию новой модели мира и человека, и теперь возможно уже какое-то действие в этом направлении.

Действие является необходимой частью развития, поскольку только действие может привести к изменению положения Точки Сборки и включению в иные эгрегоры. Подключившись к другим планетарным эгрегорам, человек начинает реализовывать иные алгоритмы поведения. (эгрегоры -- не значит "плохо", это социальные модели мировосприятия и взаимодействия, на которых основано общество, а уж их целесообразность, роль в учительской системе, мера, энергия, агрессивность и степень влияния варьируются от случая к случаю)

Поясним сказанное на примере.

Человек, прочитавший книги Ошо, Кришнамурти, К.Кастанеды, знает как надо правильно и адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях. Но, как только с ним приключается какая-то реальная жизненная ситуация, типа - проблема на работе или в семье,- то он ведёт себя по-старинке, также как и вёл себя до чтения всех этих книг. Получается, что книги - это одно, а реальная жизнь - совсем иное... Такое поведение показывает, что никаких реальных изменений в бытие человека не произошло. И хорошо, если человек в состоянии отследить это и сделать соответствующие выводы... Важным в развитии личности является этап, когда начинает реально меняться поведение человека.

Ведь, если задуматься, то человек с уровнем сознания «Воина» и человек с уровнем сознания «Мага», будут жить по-разному во всех аспектах бытия. Когда человек рождается с определённым уровнем сознания, то он изначально строит всю свою жизнь и всё своё окружение в соответствии с этим уровнем.

Но если человек выстроил всю свою жизнь в соответствии с уровнем сознания «Воина», когда основные жизненные ценности - это успех, власть, значимость,- а затем в возрасте 30-40-50 лет начал реально менять своё восприятие мира, включился в иные планетарные и социальные эгрегоры, то неизбежно возникают проблемы с окружением. У такого человека появляются совершенно иные взгляды на жизнь и на себя, совершенно иные цели и смыслы жизни, совершенно иные интересы и увлечения.

Нечто похожее происходит и при смене социумов. Например, человек из светского социума перешёл в религиозный, т.е. включился в эгрегор религии. Теперь этот человек управляется иными эгрегорами и, соответственно, меняются все цели и смыслы его жизни. Но, если его ближайшее окружение осталось в светском социуме (подключёнными к светскмим эгрегорам) - неизбежно возникает конфликт, как правило приводящий к разрыву отношений. Аналогичное происходит и при реальном развитии сознания (человек включается в иные эгрегоры) - могут возникнуть проблемы и трения с ближайшим окружением, как в социальной среде, так и в семье.

Проблемы эти носят эгрегориальный характер и поэтому не могут быть решены никакими обычными методами. Люди, вроде, говорят одни и те же слова, но каждый подразумевает под ними свой смысл и свои ощущения - поскольку системный управляющий сигнал поступает к ним из разных эгрегоров. Для тех, кто занимается духовным развитием, очень важно отслеживать изменения в собственном бытие (поведении, социальной жизни), поскольку именно оно и является объективным критерием развития личности и продвижения куда бы то ни было.

Если человек читает книги, посещает занятия и ему кажется, что он уже сильно продвинулся, но все социальные проблемы и сложности при этом остались на своих местах, он по-прежнему строит старое поведение, по старинке проводит досуг, увлекается теми-же вещами и прочее - то, по-видимому, всё его продвижение является кажущимся... т.е. его собственной фантазией.

А поскольку любое, самое маленькое, но реальное изменение социальной жизни, связано порой с довольно большими потрясениями, то реально, изменение сознания и бытия может происходить постепенно и в течение весьма продолжительного времени, необходимого для адаптации человека к новой для него реальности. И именно эта адаптация к новой жизни и новому поведению, в конечном счёте, и будет определять реальную скорость духовного продвижения.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | | | | | | | |

  1. 1. Психологический Институт Российской Академии Образования Алексей Крол, научный сотрудник Обоснование диссертации на тему" "Исследование динамики состояний сознания на основе деятельности в особых условиях (воинское искусство)". Специальность: Общая психология Ключевые слова:измененные состояния сознания, трансценденция текущего состояния сознания, устойчивость инеустойчивость состояний сознания, обучение или психотерапия основанные на изменениисостояния сознания, стрессовые ситуации, воинское искусство, невербальная деятельность,творчество и импровизация в реальном времени, разрушение личности, распад структуры,динамический хаос, странный аттрактор, самоорганизация, синергетика, катастрофы ибифуркации. Обоснование выбора объекта исследования. Налицо кризис науки, проявляющийся в кризисе существующей научной парадигмы ипотоком новых данных, поступающих из естественных и гуманитарных наук. Предпринимаютсяпопытки ревизии старой парадигмы или примирения ее с новыми данными. Причину бед видят вмеханистическом и детерминистском характере Ньютоно- картезианской парадигмы.Соответственно выражается мнение, что изменения метафизического фундамента науки будет, покрайней мере, достаточно для дальнейшего прогресса в создании адекватного описания картинымира. Однако при этом придают меньшее значение инвариантной, социально- независимойкомпоненте парадигме, а именно ее субъектно-объектной основе и ее внешне-ориентированнойнаправленности. В то время, как именно такая основа и направленность парадигмы создают самосущество парадигмы и предопределяют ее заведомые ограничения в области возможныхописаний картины мира. Ньютоно- картезианский подход определяет лишь форму парадигмы, ноне ее генезис. Поскольку новые данные со всей очевидностью показывают принципиальные ограничениявнешне - ориентированной СО парадигмы, то назрела необходимость сдвига парадигмы в сторонувнутренне-ориентированных поисков, главная цель которых трансценденция СО уровня сознания,а не создание асимптотического описания реальности. Таким образом, трансценденция СО в БСО выбрана объектом исследования в видуочевидной теоретической актуальности и на основе соответствующей трактовки сдвигапарадигмы. Предварительные исследования в области сознания, антропологии, истории ипарапсихологии обеспечили корректность такого выбора объекта исследования. Практическаяактуальность такого выбора объекта исследований обусловлена попытками создать основу длясинтеза реальных методов транценденции сознания в большей степени, чем создание ещеодной теоретической концепции. Кризис текущей парадигмы и его проявление. На протяжении трех столетий в современной науке господствует так называема ньютоно-картезианская парадигма - системы мышления, основанная на трудах сэра Исаака Ньютона иРене Декарта. Поначалу приверженность механистическому взгляду дала существенный Толечекразвитию науки и технологии. Однако, в ходе дальнейшего развития концептуальные схемы, выведенные изклассической парадигмы, утратили свою прогрессивную направленность и стали серьезнымпрепятствием для дальнейшего прогресса науки [Кун, Гроф, Харман]. С начала двадцатого века,претерпев глубокие и радикальные изменения, физика преодолела механистическую точку зренияна мир и базисные допущения ньютоно-картезианской парадигмы.В этой экстраординарной трансформации она становилась все сложнее, непостижимее иэзотеричнее для большинства ученых, работавших в других областях [Ф.Капра]. Такимдисциплинам, как медицина, психология и психиатрия, не удалось приспособиться к новымпеременам и укоренить их в своем мышлении. Мировоззрения, уже давно устаревшие длясовременной физики, по прежнему считаются научными во многих других областях - в ущерббудущему прогрессу. Наблюдения и факты, противоречащие механистической модели Вселенной,чаще всего отбрасываются или замалчиваются, а исследовательские проекты, не относящиеся к 1
  2. 2. доминирующей парадигме, лишаются финансирования [Гроф, Карагула]. Самые яркие томупримеры - психология, альтернативные подходы в медицине, исследования психоделиков и томуподобное. В психологии, психиатрии антропологии концептуальный "пуританизм" достиг такойстепени, что эти дисциплины оказались перед лицом глубокого кризиса, сравнимого по размаху скризисом физики времен эксперимента Майкельсоеа-Морли. Возникла насущная потребность вфундаментальном сдвиге парадигмы, который позволил бы вместить и воспринятьувеличивающийся наплыв революционных фактов из самых разных областей, которые никак несоответствуют старым моделям. Многие исследователи полагают, что с новой парадигмой можнобудет заполнить брешь, отделяющую наши традиционные психологию и психиатрию от глубокоймудрости древних и восточных систем мышления. Ревизия Ньютоно-картезианской парадигмы. Не прекращаются попытка ревизии ньютоно-картезианской парадигмы или, в некоторыхслучаях попытки примирения старой парадигмы и новых воззрений [В.Харман и др.]. Во многихработах выражается некоторый оптимизм о том, что скоро новая парадигма будет создана и всебудет хорошо. Причем в качестве корня зла и причины всех бед видят ньютоно-картезианскуюпарадигму, в особенности ее фундаментальные априорные положения, так называемыйметафизический фундамент [С.Гроф]. Упрощенно НОВЫЙ догмат веры ученых можно выразить так: Мы не способны двигаться дальше в более адекватном описании мира потому, что существующий парадигмальный базис исчерпал себя. Как только мы заменим и расширим этот базис, автоматически будет сгенерирована новая парадигма и процесс пойдет далее [С.Гроф]. Наличие инвариантного уровня в парадигме. Для того, чтобы понять ограниченность такого подхода (ревизия метафизическогофундамента) надо рассмотреть генезис современной парадигмы [Кун, ФС]. Любая парадигмаимеет два уровня - социально-обусловленный и инвариантный [ФС]. Социально- обусловленныйуровень зависит от исторического развития парадигмы [ФС], в то время как инвариантный уровеньопределен изначально тем, как человек способен воспринимать мир и действовать в нем,находясь в обыденном состоянии сознания [Кун, С.Гроф]. Поскольку именно инвариантная часть обуславливает бытие человека в предметном мире,решение насущных задач, возникающих перед ним, то именно форма восприятия исамоосознавания человека определили форму будущей парадигмы. Кроме этого существует направленность (интенция) парадигмы - соответственно внешне-ориентированная для создания адекватного описания картины мира, и внутренне-ориентированная для поиска реальных методов трансформации субъекта научного поиска (т.е.человека). Субъектно-объектная основа инвариантного уровняпарадигмы. Внешне- ориентированная направленность.Ньютон и Декарт не виноваты. Наиболее фундаментальным свойством, определяющим картину мира, является такойатрибут сознания, как способность к самоотождествлению. Эта способность определяетсуществование дихотомии субъект-объект, отделение себя от мира и допустимость феноменаобъективности в целом [Общая психология]. Обусловленность субъектно-объектного восприятия реальности проявляется в пяти (покрайней мере) аспектах (условных): пространственный, подразумевающей разделенность восприятия на "здесь" и "там", временной, подразумевающий разделенность восприятия на "сейчас" и "тогда", причинный (каузальный), подразумевающий разделенность восприятия на "до" и "после" в жесткой ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ связки событий, каждое из которых имеет статус либо "причины" либо "следствия", "начала" или "конца", "истока" или "завершения", смысловой, подразумевающий аналитический характер восприятия и понимания СМЫСЛА в делении смысла на семантические элементы и потом искусственная сборка этих элементах на логически непротиворечивых связях (синтез). Этот аспект наиболее характерно проявляется в обучении, в том, как большинство из нас УЧИТСЯ и в том, как большинство из нас УЧИТ других. 2
  3. 3. интенциональный, основанный на НЕСПОСОБНОСТИ восприятия имплицитных связей объектов с одной стороны и в результате каузального аспекта восприятия с другой стороны.Иными словами мы не видим, что все структуры являются лишь промежуточными фазамитрансформаций, в которой возможно даже нет устойчивых фаз [Чу]. Мы видим мир устойчивыхобъектов, как в области идей, так и в области физического мира. Мы видим структуры, а непотоки. Поэтому невозможность видеть целостности всей реальности является причиной наличияфеномена мотивации, когда какие-либо события в области идей или физической реальностиперестают иметь индифферентный статус и принимают статус мотивов.Т.е. мы начинаем стремиться к "этому", а не к "тому" потому, что не воспринимаемимплицитного единства "этого", "того" и собственного Я [Бом].Проще говоря, мы стремимся к тому, что кажется нам осмысленным и важным толькопотому, что не в состоянии увидеть более глубокого уровня. Таким образом, современная парадигма не МОЖЕТ быть другой, и Декарт с Ньютономздесь ни при чем. Корень в субъектно-объектном уровне сознания, породившего эту парадигму и втех обусловленностях, которые характерны для этого уровня [Меррел, Мьюзес]. Принципиальная ограниченность внешне-ориентированной субъектно- объектной парадигмы. Сейчас наука подошла к пограничным областям нашего знания. А когда в открытойсистеме нарастает энтропия, система мутирует в сторону кардинального изменения режимов[Пригожин]. Это та точка, когда процесс экстенсивного роста разнообразия перевел систему изструктурированного состояния в состояние динамического хаоса [Пригожин].Дальнейшая трансформация системы происходит за счет изменения наиболеефундаментального уровня организации. В случае СОВРЕМЕННОГО кризиса парадигмы речьидет об изменении инвариантной части парадигмы, той, что РЕАЛЬНО обуславливает все нашиметафизические и методологические ограничения.Я имею в виду реальную трансформацию основы нашего восприятия и осознавания себя в этоммире - дихотомию субъект-объект. Существо этой трансформации - трансценденция субъектно-объектного сознания к безсубъектно-объектному уровню, т.е. уровню восприятия целостности инеразрывности мира. Таким образом, существует ЗАКОНОМЕРНАЯ необходимость трансформации УЖЕ неидейной, виртуальной области парадигмы, порожденной человеческим разумом, нонеобходимость изменения самого человека, уровня его сознания. Причина этого в достижениигносеологического предела внешне-ориентированной субъектно-объектной парадигмы,определяющей прикладные исследования соотнесенные с текущим уровнем сознания человека.Сдвиг парадигмы должен осуществляться в первую очередь за счет изменения интенциипарадигмы от внешне-ориентированной к внутренне- ориентированной. Иначе мы никогда несможем изменить основу инвариантного уровня парадигмы - субъектно-объектный характеробыденного состояния сознания. Внутренне-ориентированная парадигма. В тоже время поиск в соответствии с прото-парадигмой древних, духовной и внутренне-ориентированной, направленный не на описание мира (Бог непостижим), а на личнуютрансформацию принимает характер фундаментальной парадигмы и определяет идеологию инаправлению развития науки. При этом происходит изменение всех методологических приемовтакой внутренне-ориентированной парадигмы. Главным средством достижения истины является вэтом случае инсайт, а не логическое описание наблюдаемых явлений. Внешнеориентированная парадигма направлена на изменение мира вне субъекта, что ипроисходит соответственно. При этом духовная, внутренне-ориентированная парадигманаправлена на изменения внутри субъекта, что также происходит, но имеет совершенно иныеоценочные критерии по сравнению с внешней парадигмой. В этой связи говорить об успехахсовременной цивилизации по сравнению с прото-цивилизациями древних неправомерно. Это всеравно, что утверждать о более высоком уровне развития плотника по сравнению с поэтом на томосновании, что плотник делает столы, а поэт слагает вирши. 3
  4. 4. Взаимодополняемость внешне и внутренне-ориентированной парадигмы. Как только парадигма начинает претендовать на всеобщность - она становитсяидеалогизированной, рано или поздно превращаясь в догму. Конечно, нельзя сказать, что внешняяпарадигма лучше или хуже внутренней. Они оба носят перманентно локальный характер,относительный характер, и поэтому не могут выступать как источник общечеловеческих доктрин сединым для всех смыслом жизни. Формула - надо стремиться к улучшению качества жизни на основе адекватного описанияреальности также иллюзорна и относительна, как и формула - смысл жизни в стремлении к Богу исобственной эволюции. Иллюзорность и относительность этих формул происходит потому, что они выражены иустановлены на нашем текущем уровне сознания. Это соображение означает, что старая и новая парадигмы несравнимы в принципе. Налюбом локальном уровне всегда существует некоторая прото-парадигма, которая включает в себядва аспекта: одна часть гносеологически направлена на попытку адекватного соотнесения человека и окружающего мира, в какой бы форме он не воспринимался на этом уровне, т.е. внешне ориентированная парадигма и в конечном итоге имеющая прикладную интенцию, другая часть гносеологически направлена на развитие - внутренне ориентированная парадигма. Можно сказать, что обе дополняют друг друга и неразрывны в действительности. С этойточки зрения процесс развития науки, да и цивилизации в целом можно представить состоящим издвух фаз - фазой антагонизма этих парадигм, антагонизма материального и духовного и фазойпреодоления этого конфликта. Можно надеяться, что мы на пороге второй фазы. Если методология внешеориентированной парадигмы достаточно развита, то методологиявнутренне-ориентированой парадигмы всегда открыта для изучения и являет собой примернепреходящей актуальности.Мы должны уметь не только описывать то, что способны воспринять, но также и РЕАЛЬНОизменять состояние своего сознания для реализации в своем бытие более фундаментальныхпланов реальности.Именно поэтому ОБЪЕКТОМ данного исследования является феномен трансцендентногоизменение состояния сознания от субъектно-объектного (СО) уровня бытия к бессубъектно- объектному уровню. Обоснование выбора предмета исследования. В качестве предмета исследования выбрана деятельность в особых условиях, точнеевоинское искусство. Причина этого в том, что традиционно в воинских искусствах предается первостепенноезначение способности к трансценденции текущего состояния сознания [Сузуки]. Более того, прямоуказывается, что истинная основа УСПЕШНОЙ деятельности в сложных условиях корениться вПРАВИЛЬНОМ измененном состоянии сознания, и в меньшей степени в технике и скоростно-силовых качествах [Сузуки, Фомин, Линдер]. Кроме этого дается четкое описание атрибутовжелаемого состояния сознания, главным свойством которого является безсубъектно-объектноебытие, в противоположность субъектно-объектному состоянию сознания [Сузуки, Лилли]. Вторая причина выбора такого предмета исследования - это предельная наглядностьлюбых значимых результатов. В деятельности в особых условиях нет места для научныхспекуляций. Либо требуемое изменение сознания происходит и человек имеет реальный шансвыполнить поставленную задачу, либо трансценденции не происходит и человек не можетвыполнить задачу (в лучшем случае, а в худшем лишается жизни) [Тохей, Ояма, Сузуки,Херригель]. Обоснование проблемы исследования. Проблема, решаемая в работе - исследование динамики состояний сознания в процессеподготовки к деятельности в особых условиях (на примере Рукопашного Боя). Для понимания того - почему именно так ставиться проблема надо в первую очередьопределиться что в данной работе означает выражение "динамика состояния сознания". Если мы говорим об изменении какого-либо состояния чего-то, то подразумевается однаочень важная вещь, а именно устойчивость объекта и процесса изменения. Не важно, будь то 4
  5. 5. процесс или структура, идет ли речь о динамической устойчивости процесса или о структурнойустойчивости системы. Главным феноменом, выражающим свойство устойчивости состояния сознания вообщеили даже связанной группы состояний является феномен ЛИЧНОСТИ. Иными словамиспособность к изменению зависит от устойчивости человеческой личности. С одной стороныустойчивость есть причина существования феномена личности, но с другой стороны именноустойчивость препятствует изменениям и является причиной психофизическойконсервативности и ограничений человека. Таким образом, для данной работы важно, что под "динамикой состояний сознания"понимаются процессы в общем случае изменения устойчивости состояний сознания (личности вчастном смысле). Личности, как интегрального феномена, объединяющего в себе все проявлениячеловеческого бытия от сознаваемых до бессознательных. Феномена, определяющегообобщенную картину мира, "нормальную" для человечества. Причем, "нормальность" которойпроявляется прежде всего в субъектно-объектной дихотомии нашего бытия. Исследования динамики трансформации состояний сознания на примере ИМЕННОдеятельности в особых условиях и подготовки к ней обусловлено наиболее ЯРКО выраженнымипроявлениями крайних состояний сознания. Ни одна деятельность не содержит такого широкогодиапазона изменений состояний сознания, и ни в одной деятельности нельзя так четко проследитьДИНАМИКУ смен состояний сознания. Также ни в одной деятельности не проявлена так ярко взаимосвязь между текущейфазой сознания (состоянием сознания) и практической эффективностью здесь и теперь. Исследование динамики сознания на примере ТАКОЙ деятельности делает эту работу вБОЛЬШОЙ степени ПРАКТИЧЕСКОЙ. Если мы сумеем понять существо динамического изменениясознания, которое происходит в процессе ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ, то сможемсинтезировать некоторую обобщенную методику подготовки к этой деятельности. Это тезисявляется главной ПРИЧИНОЙ - почему в работе поставлена проблема исследования ДИНАМИКИСОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ. Критерий истинности очень прост.Если наши модели будут НЕВЕРНЫМИ, хотя и звучащими осмысленно, то любыеПРАКТИЧЕСКИЕ рекомендации основанные на такой правдоподобной концепции не будут даватьпрактического результата. Результата, который можно было бы использовать в ответственнойдеятельности.Изучение древних систем воинского искусства говорит хотя бы о том, что они основаны наПРАКТИЧЕСКИ работающих принципах подготовки, в частности на ПРАКТИЧЕСКИ работающихметодах изменения сознания. Изменениях состояния сознания именно от СО уровня к БСОуровню.Поэтому исследование динамики сознания в ЭТОЙ деятельности - это исследованиедействительно РАБОТАЮЩЕЙ методики в надежде понять динамику сознания на примерах того,как эта динамика обеспечивалась в системах рукопашного боя. Цели исследования: 1. Разработка концепции и модели динамики состояний сознания. 2. Формулирование принципов синтеза систем обучения или психотерапии основанных нареальном изменении состояния сознания. В основу исследования положены следующиедопущения: безсубъектно-объектное состояния сознания это НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ состояние динамического хаоса, изменение состояния сознания от СО к БСО есть процесс полного разрушения СТРУКТУРИРОВАННОГО сознания (личности), основанный на потере устойчивости под действием дестабилизирующего фактора. Необходимо пояснить, что с точки зрения "ОБЪЕКТИВНОЙ" науки эти допущения лежат вобласти метафизики, т.е. эти допущения не будут ДОКАЗЫВАТЬСЯ в этой работе.На основе этих допущений выстраивается интерпретация динамики сознания в терминах теорииустойчивости, теории хаоса и синергетики. Такая интерпретация дает возможность увидеть определенные общие подходы в методахподготовки воинов и адептов других, не воинских традиций. Кроме того, на основе этих допущенийи анализа в этом свете конкретных методов изменения сознания предполагается сформулироватьобщую модель динамики сознания. 5
  6. 6. Для реализации целей предполагается выполнитьследующие задачи: Теоретические задачи исследования. 1. Анализ обучения воинскому искусству и состояний сознания в реальных боевых ситуаций для формулирования частной модели динамики сознания. 2. Анализ некоторых религиозно-мистических традиций и ряда психологических феноменов в терминах частной модели динамики сознания. Цель этого анализа проверка адекватности модели при интерпретации более широкого круга психологических феноменов. (Дзен, Чань, суфизм, даосизм, христианство...) 3. Формулирование принципов синтеза систем обучения или психотерапии на основе модели динамики сознания. Практические задачи работы. Использование принципов обучения невербализуемой (или плохо вербализуемой)деятельности на основе изменения состояния сознания. В данном случае упор более делается надеятельность, которая ВООБЩЕ лежит вне сферы ВЕРБАЛИЗУЕМОЙ прямой (обычная ситуация)или непрямой коммуникации [Мусхилишвили].Это тот случай, когда в НУЖНОЕ иное состояние нельзя или затруднительно ввести посредствомвербальных, пусть даже парадоксальных путей [Мусхилишвили]. 4. Иллюстрация как практически используются эти принципы для обучению воинскому искусству (на примере Мягкой Школы) [основной раздел]. 5. Иллюстрация как практически используются эти принципы для телесно-ориентированной психотерапии и реабилитации. Актуальность исследования. Хотя во многих работах встречается упоминание о желательности и необходимостиизменения субъекта познания в сторону целостного (БСО) восприятия реальности [Харман 1992],по-прежнему - речь идет о создании концептуальной базы для такой парадигмы.В этом и проявляется стремление более изменять идеологическую базу (метафизическийфундамент) более, чем изменять человека, порождающего этот фундамент. В этом явлениипоявляется Парадокс трансцендентности, с которым сталкивается каждый исследователь,привыкший использовать ТОЛЬКО свой разум, как универсальный инструмент. Суть этого парадокса в следующем: Индивид понимает УЖЕ, что его интеллект имеет ограничения, как инструмент познанияистины, связанные с субъектно-объектным уровнем восприятия. Т.е. для дальнейшегопродвижения в создании более адекватной картины мира он должен менять себя, состояниесвоего сознания, а не плодить новые идеи, что является изменением опять сферы идей, а нереального человека.Но поиск более адекватного описания мира и есть создание новых идей с одной стороны, иглавный мотив для изменения с другой стороны. И от этого НАДО отказаться, ибо если нет, тоопять происходит подмена трансформации сознания трансформацией идей. В такой ситуацииДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО продвижения нет, есть лишь его иллюзия. Актуальность специфической постановки проблемы исследования (исследование динамикисостояний сознания) в том, что понимание существа динамики сознания позволит сформироватьобщий концептуальный подход в образовании и подготовке к любой деятельности.Подход, основанный не на заучивании и понимании, а подход основанный на способностиизменения состояния сознания для достижения максимально адекватных результатов.Как уже говорилось в обосновании объекта исследования в работе выдвигается тезис о том, чтокризис современной парадигмы в первую очередь обусловлен субъектно-объектным характеромвосприятия реальности. Таким образом, общечеловеческая и научная актуальность этой работыопределяется необходимостью преодоления рамок дихотомии субъект-объект в познании.Также реально на сегодняшний день отсутствует общая продуктивная концепция динамикиизменения состояния сознания, в которой бы были отражены общие закономерноститрансформации сознания, как одного из процессов вселенной, безотносительно от того, какимспособом эта трансформация достигается. 6
  7. 7. Новизна исследования состоит: - в разработке концепции о БЕСТРУТКТУРНОЙ основе безсубъектно-объектного состояния, как выражения динамического хаоса, и следовательно выработке принципиально иного подхода к исследованию таких явлений, - в разработке концепции и модели трансценденции, как процессе разрушения СТРУКТУРЫ сознания от СО состояния к динамическому хаосу в БСО состоянии при невербализуемой деятельности, - в анализе невербализуемой деятельности с точки зрения динамики сознания, - в формулировании принципов синтеза систем обучения с упором на изменение состояния сознания на основе предложенной модели динамики сознания, - в исследовании адекватности сформулированных принципов для обучения воинскому искусству и ряде других видов деятельности, - в использовании системы, созданной на основе этих принципов в психотерапии и реабилитации. Теоретическая значимость исследования заключена в интерпретации динамики сознания втерминах теории динамического хаоса. Большинство исследований сознания имеет дело спроявлениями или структурными элементами сознания, произвольно выделяемыми на основе ихпроявлений, в то время как в этом исследовании предпринята попытка проникновения в природусамого СОЗНАНИЯ.Основные гипотезы исследования могут быть актуальны не только для трансформации сознанияв сложной деятельности или во время подготовки к ней, но выражают общий принцип генезисасознания, как одного из проявлений реальности.Т.е. генезис сознания подчинен всеобщим синергетическим закономерностям, что и все видыматерии. Важно также то, что область изменения состояний в невербальной деятельностипрактически очень мало освещена. Практическая значимость исследования в формулировании и обосновании принциповсинтеза как систем обучения, так и систем психотерапии, предназначенных для изменениясознания и основанных на изменении сознания.Показана применимость этих принципов и адекватность заложенной в них модели дляиспользования в различных областях деятельности. Результаты этой работы могут бытьиспользованы также для анализа существующих систем и методов изменения сознания в руслепредложенной модели. Таким образом, может быть оценена их сравнительная эффективность наоснове четких, понятных критериев. Учить выходить за пределы себя в тех случаях, когда другого пути нет. Теоретическая основа исследования: психологичекие интерприации в терминах теории устойчивости и теории динамического хаоса,[Пригожин, Томпсон, Харман] исследования в области измененных состояний сознания,[Тарт, Улбер] исследования в области антропологии, истории религии и философии,[Кастанеда, Сузуки, Абаев] исследования в области моделирования психических процессов, исследования в области психологии отношения к нуменальному (Н.Л. Мусхилишвили). Современное состояние проблемы: Существует достаточно много исследований в психотерапии, констатирующих изменениесостояния сознания (С.Гроф, К.Г.Юнг, Ч.Тарт) либо во время болезни, либо во время терапии.Такие констатации также существуют в исследованиях деятельности в особых условиях, правдатам более отслеживают отрицательные проявления таких состояний (Ю.Забродин, Л.Дикая,Г.Гримак) Таким образом, множество прикладных исследований как в психологии стрессов, так ипсихотерапии направлены на исключение измененных состояний сознания и направлениеподготовки в сторону СТАБИЛИЗАЦИИ психических состояний. Данное же исследование в своей практической части направлено на использованииположительных проявлений измененных состояний сознания, на достижение ПОДВИЖНОСТИпсихики, а не на ее СТАБИЛИЗАЦИИ. В теоретическом отношении наиболее продвинутой работой является исследование Н.Мусхилишвили (1994), однако в его работе преимущественно уделяется внимание вербальнымаспектам. Вообще малое количество работ, связанных с такой постановкой проблемойобъясняется тем, что достаточно мало людей одновременно серьезно занимается рукопашнымбоем (для примера) и его научными исследованиями. Существующие работы опять в большей 7
  8. 8. степени либо носят констатирующий характер (Мерфи, Тарт 1982) либо описательно-эмпирический характер (Ал Хуан ал Чжу Лян, 1970). Спецификой данного направления является то, что теоретические изыскания, пусть дажевесьма интересные и привлекательные в интеллектуальном смысле имеют ничтожную ценностьпо сравнению даже с самыми незначительными практическими результатами (вопрос о сиддхах). 8