10.10.2019

Как выбрать руководителя: восемь главных компетенций лидера. Ключевые компетенции лидера: мышление лидера или лидерство в мышлении


Развитие лидерских компетенций. Компетенции лидера. Если вы в настоящий момент не имеете управленческого опыта, но есть желание получить повышение и стать руководителем, имеет смысл определить, что необходимо сделать для дальнейшего продвижения.

Руководитель это в первую очередь лидер, который определяет, куда движется его подразделение, ставит задачи, вдохновляет команду на новые достижения. От того насколько развиты лидерские качества, будет зависеть, сможете вы стать руководителем или нет. Нужно помнить, что ответственность за развитие, в первую очередь лежит на вас. Существует несколько подходов к развитию компетенций:

  • самостоятельная работа;
  • опыт коллег;
  • опыт наставника.

В качестве основных компетенций лидера, рассмотрим следующие компетенции:

  • ориентация на результат;
  • профессионал в своей области;
  • активный подход к сотрудничеству.

Компетенция ориентация на результат

Характеристика

Одним из основных критериев при рассмотрении кандидата на повышение, это уровень выполнения текущих показателей. Самый успешный сотрудник, который регулярно выполняет поставленные задачи, становится первым, кого будут рассматривать на должность руководителя. Данный критерий не является исключающим, но имеет существенный вес при принятии решения.

Данная компетенция проявляется в стремлении соответствовать стандартам компании, регулярных действиях, направленных на улучшение качество работы, разработке новых подходов для достижения целей, выполнении поставленных задач на протяжении длительного периода времени.

Как говориться сотрудник ищет способ решения задачи, а не оправдания, почему это невозможно. Именно способность мотивировать себя на поиск решения, а также поддержания настроя, характеризует развитие данной компетенции. Сотрудники, демонстрирующие высокий уровень развития данной компетенции являются лидерами команд.

Для развития данной компетенции необходимо выработать алгоритм, по которому вы сможете эффективно действовать. Алгоритм заключается в следующем.

Вы должны представлять, что вам необходимо сделать и в какой срок. Для этого предварительно необходимо оценить, правильно вы понимаете задачи, которые перед вами стоят.

Оперативное отслеживание изменений относительно выполнения задачи так и изменений в окружающей обстановке.

Расставлять приоритеты. Нужно исходить из того, что на всё не хватит времени, в таком случае вам необходимо будет делать выбор. Лучше если у вас сразу будет составлен список задач с расставленными приоритетами. Помимо этого, самые важные задачи, часто для нас не приятны в выполнении, следованию списка, не позволит их откладывать на потом. В управлении временем это часто называют «Поедание лягушки».

Определите свои цели на месяц, неделю. Если задачу невозможно выполнить за один подход, разложите на несколько этапов. Регулярно подводите итоги выполнения.

Обучение на опыте коллег

Обучение на опыте руководителя

Обговорите со своим наставником, цели, которые вы поставили. Составьте график обсуждения. Обсуждайте варианты достижения.

Компетенция профессионал в своей области

Характеристика

Следующий критерием при оценке кандидата на уровень развития лидерский компетенции и способность стать руководителем идет, профессионализм в своей области. Является ли сотрудник передовиком в той сфере, в которой работает?

Если компетенция ориентация на результат больше соответствует вопросу «Что», то данная компетенция отвечает на вопрос «Как». Сотрудник демонстрирует высокие знания в сфере в которой работает, является экспертом по ключевым вопросам.

Развитие через самостоятельную работу

Определить набор знаний, которыми вы должны обладать работа на данной позиции, выявить зоны роста.

В качестве своего роста, и наработки навыков, предложите руководителю стать наставником, для вновь принимаемых сотрудников.

Зафиксируйте зоны роста и отслеживайте прогресс. Важно по итогам каждого месяца давать себе обратную связь, что сделано за прошедший период.

Обучение на опыте коллег

Запросите обратную связь у более опытных коллег, на тему, что вам необходимо развивать.

Делитесь новыми знаниями с коллегами, полученными в рамках саморазвития, обсуждайте, что можно применить в вашей сфере, что нет.

Используйте полученные знания в своей работе. Возможно не всё, что работает у коллег, даст результат вам. По необходимости откорректируйте. Регулярно задавайте себе вопрос, что можно еще улучшить?

Попросите вашего руководителя стать вашим наставником. Аналогично определите контрольные точки, в которых вы будите измерять прогресс выполнения ваших задач и получать обратную связь.

Фиксируйте темы, которые изучаете и результат по ним.

Компетенция активный подход к сотрудничеству. Выстраивание коммуникации м/д сотрудниками

Характеристика

Руководителю необходимо решать не только свои задачи, но и задачи команды и компании в целом. Делать это необходимо в рамках ограничений, которые есть со стороны других подразделений и корпоративной политики компании. Именно поэтому важно как сотрудник взаимодействует с коллегами.

Оценивается, насколько сильно сотрудник вовлечен в цели команды и компании. Как происходит взаимодействие с сотрудниками других подразделений. Насколько эффективна коммуникация, как происходит распределение приоритетов. Можно говорить, что компетенция развита на высоком уровне, если сотрудник умеет выстраивать качественную коммуникацию, с другими подразделениями, способен оценить важность целей команды и поставить их выше индивидуальной цели, прикладывать все силы для достижения общекомандной цели. Умеет выстраивать правильную коммуникацию с коллегами, на основании анализа типа личности.

Развитие через самостоятельную работу

В процессе работы вы регулярно общаетесь и взаимодействуете с коллегами. В ваших силах повысить качество коммуникации. Определите, с кем у вас возникают сложности в общении, проанализируйте причины. Подумайте, как можно их улучшить.

Попробуйте выйти за рамки делового общения, выстраивайте с коллегами неформальное общение. Это вам в дальнейшем пригодится т.к. хороший руководитель в общениях с командой, часто выходит за уровень формального общения. Это позволяет сокращать дистанцию и создавать инструмент нематериально мотивации.

Составьте список коллег, с которыми вы регулярно взаимодействуете. Попробуйте дать несколько характеристик им. Некоторые особенные черты. Если у вас не хватает информации, попробуйте её уточнить в не формальной беседе. Чем интересуются ваши коллеги, какие у них хобби. Чем любят заниматься в свободное время.

Читайте дополнительную литературу, которая позволит вам быть интересным в общении.

Обучение на опыте коллег

Понаблюдайте, кто из вашего окружения находит общий язык со всеми. Поинтересуйтесь, как ему это удается.

Обучение на опыте руководителя

Уточнить у своего руководителя понимание идеальной командной работы. Что он думает по этому поводу. Попросите его рассказать, что необходимо делать вам, чтобы стать идеальным командным игроком?

В настоящий момент многие компании составляют индивидуальные планы развития сотрудников, стимулируя их к развитию. В зависимости от профиля должности, определяется свой набор компетенций. Важно помнить, что за развитие несет ответственность сам сотрудник. В первую очередь именно он должен быть заинтересован в дальнейшем развитии.

Вконтакте


Лидерство. Одно и то же слово разными людьми может пониматься по-разному. Иногда это приводит к долгим спорам, хотя собеседники говорят об одном и том же с разных сторон. А иногда как раз могут говорить о разных вещах…

Например, слово «собачка».

  • Собачка – это домашнее животное, с хвостом, иногда лает…
  • Собачка – это странный такой символ `@` в адресе e-mail…
  • Собачка – это такой пиптык в замке, иногда она заскакивает…
  • Собачка – это часть застёжки-молнии…
  • Собачка – это деталь храпового механизма…
  • Собачка – это такая игра…

Теперь давайте представим ситуацию - встречаются два человека:

Ну и что вы скажете о собачке?

О! Она меня постоянно тревожит!

Нет, западает!

Иногда именно так и выглядит обсуждение в наших группах. Поэтому я решил прояснить некоторые термины, которые часто употребляются в темах.

Предлагаю начать со слова `Лидерство`. Последнее время много статей о лидерах, об успехе и в противовес о неудачниках, о рабах…

А прояснять слова я предлагаю, используя компетенции.

Если посмотреть на компетенции с точки зрения рекрутера:

Компетенция – свойство личности, оно важно для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции. Компетенцию можно измерить через наблюдаемое поведение.

Хотя работа и занимает большую часть нашей жизни, предлагаю расширить рамки, и смотреть на компетенцию шире. Главное – наблюдаемое поведение, которое можно измерить!

Компетенция Лидерство .

  • мотивирует других на достижение намеченных целей,
  • использует соответствующие межличностные стили и методы при управлении группами или отдельными людьми (подчиненными, равными по положению, вышестоящими)

Как можно наблюдать такое свойство личности?

Воодушевляет других своими действиями и энтузиазмом для успешного достижению цели

Отмечает и поощряет удачные действия подчиненных

Использует различные способы мотивации в зависимости от индивидуальных особенностей подчиненных

Регулярно поощряет наиболее эффективных работников

Мотивирует на выполнение задачи, увязывая воедино интересы сотрудника и организации

Применяет разные стили руководства в зависимости от ситуации

========================================================

Предлагаю обсудить данную компетенцию. Можете выбрать любой из вопросов, который вам АУКНУЛСЯ!

    • Может ли лидер работать на кого-то? Или только на себя?
    • Обязательно ли у лидера должны быть подчиненные? Или как еще их можно назвать (***)?
    • Можно ли назвать подчиненных (***) лидера неудачниками?
    • Идут ли слова `Лидер` и `Успешный` в связке? Может ли лидер быть неуспешным?
    • Какие отношения лидер выстраивает со своими подчиненными (***)? Может ли он назвать их рабами с рабской психологией?

Возможно полезен будет тест

Менеджеры и руководители заинтересованы в развитии компетенций, необходимых им, чтобы стать более эффективными лидерами. Доктор философии, профессор лидерства и организационной психологии Рональд Э. Риггио предлагает свой топ-9 лидерских компетенций, основанный на собственных исследованиях и научной литературе.

1. Социальный интеллект. Социальный интеллект достаточно широк, но, говоря в целом, это понимание социальных ситуаций и их динамики, способность эффективно работать в различных социальных ситуациях. Социальный интеллект является критически важными для эффективного руководства.

Как его развивать? Общаться с самыми разными людьми, бывать в различных социальных ситуациях, работать над развитием вашей социальной восприимчивости и способности участвовать в разговоре.

2. Навыки межличностного общения. Коммуникабельность можно рассматривать как составляющую социального интеллекта.

Как развивать навыки межличностного общения? Станьте активным слушателем, работайте над речью, над вашими личными отношениями с друзьями, родственниками и другими значимыми для вас людьми. Эти навыки будут полезны для построения отношений на рабочем месте.

3. Эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект является нашей способностью общаться на эмоциональном уровне, понимать эмоции и эмоциональные ситуации, быть в гармонии с нашими собственными эмоциями. Это понятие связано с понятием «харизма руководителя».

Как развивать эмоциональный интеллект? Практикуйтесь в чтении невербальных сигналов других людей, особенно эмоциональных. Научитесь регулировать и контролировать свои эмоции и эмоциональные всплески. Учитесь выражать эмоции соответствующим образом.

4. Благоразумие. Синоним благоразумия в данном контексте - мудрость. Речь идет об умении видеть чужие точки зрения и быть открытыми для других мнений.

Как развивать благоразумие и дальновидность? Слушайте других. Работайте над тем, чтобы быть более открытыми для других взглядов. Научитесь интересоваться чужим мнением и учитывать его при выборе курса действий.

5. Мужество. Или - стойкость. Имейте мужество идти на оправданный риск, постоять за то, во что вы верите, делать то, что считаете правильным.

Как развивать мужество? Это требует некоторых усилий. В основе - разработка и следование собственным (личным) сильным ценностям. Если вы действительно цените что-то или кого-то, вы будете иметь мужество, чтобы придерживаться ваших принципов (или принципов вашей компании, команды и т.д.).

6. Управление конфликтами. В основе - высокий уровень межличностного общения, подразумевающий, в том числе и помощь коллег, чтобы избежать или решить межличностные конфликты. К лидерам часто обращаются с просьбой вынести решение, когда в команде есть конфликт, но талант лидера заключается и в том, чтобы уметь избежать или разрешить и собственные конфликтные ситуации.

Как развивать навыки управления конфликтами? Есть курсы и семинары, которые помогут вам понять и изучить стратегии управления конфликтом. На них учат налаживать сотрудничество между конфликтующими сторонами, искать обоюдный выигрыш или идти на компромисс (каждая сторона должна быть гибкой и отказаться от чего-то).

7. Принятие решений. Одной из ключевых компетенций руководителей является способность принимать правильные решения и грамотно вести процесс принятия решений. Есть лучшие и худшие способы принятия решения, и хороший лидер понимает, когда нужно прибегнуть к тому или иному варианту, когда проконсультироваться с коллегами, а когда пришло время сделать шаг назад и дать возможность решать другим.

Как развивать навыки принятия решений? Анализируйте, когда после принятия решения что-то пошло не так, изучайте успешный опыт, чтобы отточить эти навыки. Мы часто узнаем больше из наших ошибок, чем от наших успехов.

8. Политические навыки. Посмотрим правде в глаза. Каждая группа или организация, по своей сути, полна «политиканства». Люди будут пытаться согнуть правила, заполучить союзников, протолкнуть их личные проекты и т.д. Эффективный лидер является хорошим политическим игроком, который знает, как идет игра, но также может направлять политическое поведение так, чтобы это не привело к краху.

Как развивать политические навыки? Как и другие лидерские компетенции, политические навыки изучаются через опыт и познание людей и социальной динамики.

9. Навыки влияния. По своей сути, руководство - это влияние на других. Великий лидер является мастером общественного воздействия, он должен эффективно и справедливо «властвовать». Использование ваших межличностных навыков может сделать из вас гораздо более влиятельного лидера.

Как развивать эти навыки? К примеру, пройти обучение в формате дебатов. Это помогает при принятии обоснованных, хорошо продуманных аргументов. Взгляд на вещи с другой точки зрения может помочь вам понять, чего собеседники хотят от переговоров, и позволяет сосредоточиться на беспроигрышных ситуациях.

В основе большинства компетенций - не только личностный рост, но и умение грамотно выстраивать обратную связь с коллегами и подчиненными. Поэтому сегодня так широко востребованы различные системы управления персоналом , например, облачный сервис «Простой бизнес», которые помогают выстроить эффективную и оперативную обратную связь с каждым сотрудником.

Клаудио Фернандес-Араос - мировой эксперт в подборе и развитии топ-менеджеров организаций. Своим многолетним опытом он делится в книгах «Окружи себя лучшими» и «Выбор сильнейших». Его девиз: в работе и в жизни выдающихся результатов достигает тот, кто умеет окружать себя выдающимися людьми .

Для успеха бизнеса, считает Клаудио, нужен выдающийся лидер, который сумеет сформировать первоклассную команду. Как найти такого руководителя?

«Сначала нужно оценить интеллект, ценности, ключевые индикаторы потенциала (в том числе мотивированность), эмоциональный интеллект и мобильность. - отвечает Клаудио. - Однако мы в Egon Zehnder за десятилетия поиска кандидатур на руководящие роли считаем, что спрогнозировать успешность на любой должности, в любом секторе и любой стране помогают восемь лидерских компетенций».

Фернандес-Араос уточняет, что каждая должность и каждая организация уникальны и требуют различных уровней овладения теми или иными компетенциями, но эти восемь в той или иной степени представлены у всех лучших топ-менеджеров.

Интересно, что такая важность именно этих восьми компетенций была подтверждена в ходе научного исследования. Ученые совместили базу данных компании Egon Zehnder, включающую более 100 тысяч оценок топ-менеджеров, со статистикой роста компаний McKinsey с данными о 700 компаниях. В результате такого совмещения была создана выборка из 47 компаний с 5560 оценками их топ-менеджеров. Руководители компаний с наибольшими показателями роста обладали высоким уровнем компетенций во всех проанализированных областях.

Приводим восемь главных компетенций лидера:

1. Стратегическая ориентированность
Лидер умеет широко мыслить и выстраивать сложные аналитические структуры и концепции.

2. Понимание рынка
Лидер знает рынок и понимает, как он влияет на бизнес.

3. Ориентированность на результат
Лидер стремится добиться видимого улучшения результатов.

4. Ориентированность на клиента
Лидер стремится удовлетворить потребности клиента.

5. Сотрудничество и влияние
Лидер умеет эффективно сотрудничать с коллегами или партнерами, в том числе не относящимися к числу непосредственных подчиненных или руководителей.

6. Организационное развитие
Лидер стремится улучшить компанию путем привлечения и развития наиболее талантливых сотрудников.

7. Руководство командой
Лидер способен успешно формировать, объединять и выстраивать эффективные группы.

8. Управление изменениями
Лидер умеет вовлекать людей в изменения, трансформировать организацию и объединять ее вокруг новой цели.

Примечательно, что всего 1% из руководителей, качества которых оценивали, получили оценку компетенций в 6-7 баллов из 7 и только 11% - 5 или более баллов. То есть идеальных людей не бывает. Кроме того, нужен не идеальный руководитель, а тот, что подойдет именно вам.

«Когда вы захотите окружить себя лучшими, стратегия должна выглядеть так, - рекомендует Клаудио, - искать людей с навыками выше среднего в большинстве категорий, а потом выбрать из них того, кто обладает выдающейся компетентностью в двух-трех областях, которые наиболее важны для успеха на новом месте».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Понятие «лидерство» имеет множество определений и толкований. В популярной, деловой и околонаучной литературе авторы нередко ставят знак равенства между словами «лидер» и «начальник», «менеджер», «руководитель». В то же время лидером может называться и человек, не осуществляющий руководства в привычном его понимании, но при этом выразивший какую-либо идею, нашедшую впоследствии своих приверженцев, или демонстрирующий реализацию какой-либо идеи своим поведением и также имеющий последователей. Наличие последователей делает лидера лидером. Лидерство без последователей невозможно.

Именно поэтому хотелось бы сразу разделить понятие «лидерство» и «управление», а также понятия «лидер» и «менеджер». Хороший лидер заряжает своих последователей идеей, дает возможность поверить в ее важность и истинность, побуждает идти за собой. Это необходимые, но недостаточные составляющие успеха менеджера. Менеджер управляет людьми, находящимися в его подчинении. Он осознанно воздействует на них и их поведение с целью достижения определенной цели. Грамотный менеджер уделяет внимание основным функциям управления -- прогнозирует развитие ситуации, планирует работу, организует, координирует, мотивирует и контролирует своих подчиненных.

Таким образом, легко заметить, что понятия «лидер» и «менеджер» не равнозначны и не могут являться синонимами. Эффективный лидер -- не всегда менеджер. Но в то же время эффективный менеджер -- практически всегда лидер.

И здесь встает важный вопрос, если мы разделяем понятия «лидер» и «управленец» и при этом признаем важность лидерской составляющей для успешного руководства, то какими специфично лидерскими компетенциями -- качествами, способностями, знаниями, навыками или умениями должен обладать менеджер для того, чтобы управлять эффективно?

Попытки дать ответ на этот вопрос предпринимались и ранее, так, широкую известность получили теории лидерских качеств, ставящие своей целью определить, какие качества отличают успешных лидеров (основной расцвет в 40-80-е гг.), концепции лидерского поведения, изучающие образцы поведения, присущие лидерам (50--60-е гг.), концепции ситуационного лидерства, исходившие из предположения, что успешное поведение лидера будет варьироваться в зависимости от ситуации (активно развивались с 60-х гг.).

Кроме того, претерпевает смысловые изменения и само понятие лидерства. Если изначально оно могло пониматься как способность мотивировать людей на достижение заданной цели, которая приближает наступление лучшего будущего, то теперь фокус существенно смещается с самой цели и создания мотивации для ее достижения на создание необходимого доверия между людьми для того, чтобы связать вместе их интересы, действия, создать возможность для совместного творчества и развития .

Но при этом все еще существует недостаток какого-либо последовательного теоретического обоснования, каким образом работает лидерство и что делает успешных лидеров таковыми.

Особенно остро этот вопрос встает в условиях быстро меняющегося окружения, когда решение, принятое исходя из вчерашних и сегодняшних реалий, уже завтра может перестать работать. Насколько сильно будут отличаться необходимые лидерские компетенции при различных сценариях возможного будущего? И насколько они отличаются от тех, что мы привыкли видеть сегодня?

Любая подготовка требует времени, а значит, если мы хотим подготовить руководителей-лидеров, которые смогут эффективно работать завтра, начинать процесс нужно уже сейчас.

Обратимся к существующим федеральным государственным стандартам подготовки менеджеров (ФГОС ВПО), формулирующие ожидаемые результаты обучения студентов в терминах компетенций.

В частности, в стандарте подготовки бакалавров лидерство напрямую упоминается при раскрытии профессиональной компетенции «владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды», которой должны обладать студенты после завершения обучения по данному направлению подготовки.

В тексте одного из предыдущих стандартов подготовки магистров по направлению «менеджмент» лидерские качества также были напрямую упомянуты: «В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества». Новый стандарт прямого указания на необходимость наличия у выпускников качеств лидера не содержит, однако потребность в них неизбежно проявляется при описании компетенций выпускника и при раскрытии их через поведенческие индикаторы.

Таким образом, важность наличия у выпускника-менеджера лидерских качеств не вызывает сомнений, однако вопрос о том, что все же представляют собой эти качества, как оценить их наличие и, главное, как их развить, пока остается открытым.

И здесь неизбежно возникает несколько проблемных моментов, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, компетенция «лидерство» на разных уровнях своего проявления может быть тесно связана с другими компетенциями, например, такими как «воздействие» и «оказание влияния», «ориентация на достижение», «построение отношений» .

Во-вторых, в разных моделях «лидерство» может трактоваться и описываться различными способами, что потенциально создает сложности формализации определения и проявлений лидерских качеств и, как следствие, их последующей оценки.

Например, Р. Н. Азарова и Н. М. Золотарева в методических рекомендациях для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов предлагают разложить данную компетенцию следующим образом. Лидер «вдохновляет людей на выполнение работы, делегирует полномочия, координирует деятельность коллег/членов команды/подчиненных, осуществляет наставничество, мыслит стратегически и оригинально, ставит ясные цели». Как можно видеть, лидер в данном случае осуществляет руководство подчиненными, но при этом способность «вдохновить людей на выполнение работы» не формализуется.

В порядке проведения собеседования при поступлении в магистратуру высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета1 компетенция «лидерские способности» предполагает «способность абитуриента быть лидером проектов, создать и вдохновить команду». лидер тренд мотивирование компетенция

Светлана Иванова в своей статье «Лидерские компетенции и их определение. Модель успеха в конкретной организации», анализируя опыт и типичные ошибки компаний в определении лидерства, приводит следующий список универсальных лидерских компетенций: «Готовность взять на себя ответственность за коллектив, готовность отвечать за коллективный результат, предпочтение общего результата личному, позитивное отношение к людям, обучаемость, стремление развиваться, умение и готовность вдохновлять, слышать других, готовность и способность учить других, эксперт или отличный управленец, умение организовать других, собственная точка зрения, готовность к непопулярным решениям, стрессоустойчивость» и некоторые другие. Как можно видеть, в этом списке представлены и области деятельности лидера, и его потенциально необходимые качества.

Возможно, формализация того, что должен делать и как должен вести себя лидер, попытка выявить и развить качества и способности, помогающие будущему лидеру в эффективном исполнении этой роли, могут быть оправданны.

Однако, во-первых, не всегда обладание одинаковыми качествами, способностями и равным потенциалом их развития приводит к демонстрации одинакового поведения. А во-вторых, одно и то же поведение не всегда приводит к одинаковому результату. Сам результат при этом может быть достигнут разными способами.

На разработку и внедрение модели компетенций обычно уходит не один день, и тогда, если мы говорим о быстро меняющейся внешней среде, нужно изначально разрабатывать такую модель, которая учитывала бы не сегодняшние, а завтрашние реалии. В противном случае, сегодня мы можем добиваться развития тех компетенций, которые нужны были вчера. И тут снова встает вопрос: как это сделать? Как тогда создать актуальную модель и что при этом нужно учитывать?

Есть ряд существующих трендов в развитии лидерства, о которых принято говорить в последние годы. Во-первых, в силу быстрого, комплексного и малопредсказуемого изменения внешнего окружения меняются необходимые навыки лидера. На первый план выходит способность адаптироваться, современному лидеру необходимо более гибкое мышление и способность осваивать новое. Во-вторых, происходит перенос фокуса внимания в изучении лидерства. Если раньше главным вопросом было определить, что представляет собой хорошее лидерство, то теперь необходимо сформулировать новое представление о том, как готовить будущих лидеров, что нужно делать для их развития.

Приведем несколько аспектов, на которые исследователи в области лидерства советуют обратить внимание в данном контексте рассмотрения .

Первый из них -- это горизонтальный и вертикальный (когнитивный) типы развития. Прежде большое внимание уделялось так называемому «горизонтальному» развитию (развитию компетенций), а стадиям развития предавалось куда меньшее значение. Исследователи считают, что в современном мире упор на развитие компетенций постепенно должен уступить место созданию возможностей и среды для «вертикального развития», в котором все еще заложен большой потенциал. В то же время методы «горизонтального» и «вертикального» развития различны -- «вертикальное развитие» невозможно путем передачи знаний от эксперта, его возможно достичь только самостоятельной работой.

Второй выделенный исследователями аспект -- это ответственность. Классические подходы к развитию персонала нередко создают иллюзию, что за профессиональный рост ответственен кто-то другой -- учитель, начальник или HR-служба. В то же время люди склонны развиваться быстрее, когда чувствуют самостоятельную ответственность за свой прогресс.

Третий аспект, на который исследователи обращают внимание, заключается в том, что развитие компетенции лидерства в классической модели, как правило, носит сугубо индивидуальный характер. В то же время лидерство -- это больше не индивидуальная роль, лидер перестает быть одиночкой, за которым могут захотеть следовать люди. Парадигма меняется. Сейчас лидерство все больше связано с построением связей, отношений между людьми, которые приведут к их совместному развитию и процветанию. Лидерство приобретает черты коллективного процесса. Для лидера все большее значение приобретает способность к сотрудничеству, к разрушению коммуникационных барьеров между людьми и сетевое мышление.

И наконец, четвертый аспект характеризуется тем, что подобные перемены, скорее всего, неизбежно потребуют изменения программ и методов развития лидерства, форм подготовки лидеров. Вопрос, как именно, пока остается открытым. Но уже сейчас можно предположить, что полноценное развитие лидеров в рамках привычной лекционно-семинарской системы с превалирующим применением традиционных методов и форм обучения и большим количеством индивидуальных заданий мало возможно. Необходимо создание открытой среды, в которой студенты будут способны и мотивированы раскрыть свой потенциал и научиться строить эффективное взаимодействие друг с другом.

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)».

2. Приказ от 18.11.2009 № 636 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»)».

3. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер . Компетенции на работе / Пер. с англ. - М: HIPPO, 2005. - 384 с.

4. Азарова Р Н. , Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая ред. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. -- 52 с.

Аннотация

ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ И СЦЕНАРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КТО ОНИ - ЛИДЕРЫ БУДУЩЕГО

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам, связанным с ролью лидерства и подготовкой лидеров в современном мире. В ней приводятся характеристики понятия «лидерство», рассматривается связь между лидерством и управлением, приводятся существующие тренды в развитии лидерства.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, лидерские компетенции, подготовка лидеров, подготовка менеджеров, подготовка управленческих кадров.

LEADERSHIP COMPETENCIES AND SCENARIO MANAGEMENT: WHO THE FUTURE LEADERS ARE

Abstract. This article is devoted to the issues related to the role of leadership and leadership development. The article presents the characteristics of the leadership, considers the connection between leadership and management, provides current trends in leadership development.

Key words: leadership, leadership competencies, leadership development, management development.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение компетенций, важных для успеха руководителя в будущем. Оценка состояния развития компетенций. Определение набора компетенций с максимальным дефицитом. Устранение дефицита компетенций для успешности в будущем. Новый инструмент компании.

    реферат , добавлен 11.09.2010

    Аспекты лидерства как способности руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным способом. Национальные особенности организационного лидерства в Японии, США, России и в Европе.

    контрольная работа , добавлен 04.07.2013

    Характеристика организации, структуры управления, особенностей работы. Миссия и цели ПАО "Фармстандарт". Организационная структура предприятия. Построение корпоративной модели компетенции. Методы, использованные для оценки корпоративных компетенций.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2016

    Лидерство как процесс формирования трудового коллектива. Подходы к проблеме лидерства. Характеристика лидерства и руководства. Практическая реализация лидерства. Удачный опыт в применении лидерства на практике. Лидерство в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2004

    Изучение роли лидерства (умения сделать так, чтобы люди захотели выполнить задачу) в современном менеджменте. Методы создания мотивации и анализ факторов, от которых зависит эффективное влияние на других людей. Отличительные черты женского лидерства.

    реферат , добавлен 30.04.2010

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Основные характеристики и отличительные способности лидерства и менеджмента. Классические теории лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подход. Концепции эмоционального интеллекта, внутреннего стимулирования и "горячих групп".

    курсовая работа , добавлен 01.12.2012

    Анализ существующих и разработка новых методик выявления ключевых и отличительных компетенций компании. Идентификация компетенций предприятия, их разновидности в ресурсной теории. Различные взгляды на природу ключевых и отличительных компетенций.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2016

    Основные эволюционные направления концепций лидерства. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бландшара, Хауза и Митчела, Врума-Йетона-Яго. Типология, функции, структура и типы лидерства. Анализ менеджмента и лидерства в компании "Систематика".

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Определение лидерства, данное Кацем и Каном. Разграничения в понятиях лидерства и руководства. Исследования ведущих лиц политического процесса, их ряд психологических особенностей, проявляющийся в социальной настойчивости, стойкости, смелости, выдержке.