10.10.2019

Что такое идеалы? Нравственный идеал. Идеальный человек — хорошо или плохо


Кто такой или мой пример для подражания? На этот вопрос легко отвечать детям. Например, многие мальчишки не раздумывая ответят: «Хочу быть сильным, как папа и мудрым, как дедушка.» «Хочу быть ловким, как человек-паук.» Девочки, не раздумывая, скажут: «Хочу быть красивой, как мама и доброй, как бабушка.» «Хочу быть учительницей, как Мария Ивановна, потому что она красивая, умная, добрая и веселая.»

Чем старше становишься, тем сложнее ответить на вопрос: кто такой идеальный человек или мой пример для подражания. Потому что меняется масштабность мышления, меняются взгляды на жизнь. Нередко приходится переживать крах иллюзий. Например, ты мечтал стать военным летчиком, но у твоего лучшего друга погибает отец, твой кумир. И ты никак не можешь принять эту трагическую ситуацию.

Или ты все 10 лет была влюблена в профессию учителя. Понятие кто такой идеальный человек» в твоем сознании было неразрывно связано с твоим школьным учителем. А вот ближе к выпускному вечеру начинаешь реально оценивать то, через какие жизненные перипетии тебе, возможно, придется пройти: небольшая зарплата, постоянная занятость, ненормированный рабочий день, сорванные нервы, голодные собственные дети и вечно недовольный из-за твоей постоянной занятости муж. И ты не можешь сразу решиться: идти или не идти в педагогический.

Но проработав год до поступления в вуз с малышами, ты понимаешь: это мое. Пусть трудно, но зато я точно знаю: работа с детьми — это моя родная стихия. Это мое призвание. Возможно. для кого-то ты сможешь в будущем стать тем, о ком скажут: «Для меня она — идеальный человек.»

Идеальный человек и семья.

Как хорошо, когда у человека с раннего детства есть правильный ориентир, который поможет разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Кто является достойным человеком, а кто вызывает неприятие.

И опять отправную точку нужно искать в семье. Как важно видеть в собственных родителях мудрых наставников и достойный пример для подражания: и в отношении к семье, и в отношении к учебе и работе, и в отношении с близкими и друзьями, и в развитии личностных качеств, таких как: искренность, честность, порядочность, самостоятельность и т.д.

Очень важно научиться анализировать при выборе своего представления об идеальном человеке. С возрастом начинаешь понимать: это может быть не какой-то один реальный человек, а собирательный образ. И в этом образе ты пытаешься соединить те качества, которые хотел бы в будущем выработать в себе.

Меня поразила глубина подхода к своему личностному развитию у Алекса Яновского, известного бизнес-тренера. Его личный список, который он старается постоянно совершенствовать, насчитывает 120 положительных личностных качеств.

Поэтому когда встречаешь таких людей, начинаешь понимать, что пример для подражания нужно выбирать очень тщательно, взвешенно и ответственно; выбирать лучшее и самое достойное.

Ведь ориентируясь на кого-то, ты строишь свое будущее по его модели поведения, а значит и его жизни. При этом надо помнить о своей индивидуальности, о своей креативности.

Не случайно же так устроена природа, что среди 7-и миллиардов человек нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Значит, у каждого человека есть что-то свое, своя изюминка в его воображении, в его умении, знаниях и талантах, чего-то такого, чего нет у других. И при желании ты сможешь раскрыть и свои таланты, и свое мастерство, а кто-то даже и гениальность.

Вот здесь хочется задать вопрос тем молодым и не очень людям, которые молча следуют за чужими призывами, за чужими лозунгами, за чужими мечтами.

Задай и честно постарайся ответить на вопросы:
  • а что лично для меня даст это движение, этот путь, эта работа?
  • куда приведут меня нынешние идеалы и идеальны ли они?
  • их образ жизни совпадает с моим, или меня просто используют для достижения своих корыстных целей?
  • каким будет мой завтрашний день и будет ли он вообще?
  • кто в ответе за мою жизнь?
  • кто сможет вытащить меня из той ситуации, в которой я нахожусь сегодня?

На эти вопросы отвечать тебе и решать вопрос о том, кто такой идеальный человек или мой пример для подражания – тоже тебе. Можно оставаться «серой массой,» быть как все, не лучше и хуже других. Так спокойнее. А можно задать определенную жизненную планку, ниже которой ты никогда не позволишь опуститься. Только через преодоления, ежедневно преодолевая работу над собой и над своим представлением об идеале.

Будут сомнения, будут разочарования, будут минуты отчаяния, но будут и минуты взлета, когда ты по-настоящему будешь гордиться собой. Такова жизнь. И здесь не надо «ломать себя через коленку». Надо научиться получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях: и в радостях, и в трудностях, в удачах и ошибках.

Кто-то будет прикрываться фразой: «Да зачем мне эти ненужные разговоры об идеале? Все равно, сколько ни учись, а дураком помрешь.» А другая категория людей скажет: «Жизнь прекрасна. И так хочется сделать ее хоть чуточку лучше; кому-то просто помочь или сделать чью-то жизнь радостнее или осознание. Кому-то подсказать, а у кого-то подучиться. Ведь каждый человек, с которым мы встречаемся в жизни, — это наш учитель. Ты можешь пообщаться со случайным попутчиком 15-20 минут и после этого разговора развернуть свою жизнь на 180 градусов. Такое случалось со мной и, наверное, с Вами.

Главное: замечать подсказки, которые нам посылает жизнь и не стоять на месте.

Если чувствуешь, что сбился с пути, что теряешь ориентир, что потерял маршрут, что не видишь маяка, к которому стремился, остановись и прислушайся к себе. Задай себе простые вопросы:

  • кем я хочу стать?
  • к чему я стремлюсь?
  • каким я вижу себя через 5, 10, 15, 20 лет?
  • какие люди будут в моем ближайшем кругу общения?
  • каким делом я готов заниматься, несмотря на плохое самочувствие или настроение?

Отвечая на эти вопросы, не опускайте детали. Опишите все до мельчайших подробностей: ваш дом, вашу одежду, ваш интерьер, рабочую обстановку, в которой вы трудитесь; даже запахи, которые разносятся из вашей кухни. Возможно, у кого-то это будет пение птиц из окна собственного загородного дома. А для кого-то важен фон офисной суеты и шума, так необходимого для рабочей обстановки вашей идеальной картины будущего.

Мне почему-то вспомнились плакаты мечты. Кстати, многим они реально помогают. Вы рисуете или наклеиваете готовые фото, которые созвучны вашим запросам и вашим ожиданиям в будущем. Эти картины постоянно находятся перед вашим взором. Они постоянно напоминают вам о том, к чему надо стремиться:

  • к хорошей физической форме,
  • к финансовому росту,
  • к улучшению условий быта, к комфорту,
  • к умению работать и отдыхать с удовольствием,
  • к постоянной работой над собой и своей идеальной жизнью.
А сейчас спокойно и вдумчиво перечитайте вопросы:
  • О ЧЕМ думаешь ТЫ?
  • К ЧЕМУ ТЫ стремишься?
  • КЕМ ТЫ хочешь быть?
  • КАКИМ ТЫ хочешь быть?
  • ЧЕГО ТЫ хочешь добиться в жизни?
  • С КЕМ ТЫ хочешь проводить самое интересное время в твоей жизни- с разносторонними, интересными, ищущими, думающими, здравомыслящими, ответственными за свою жизнь и в итоге счастливыми людьми или с теми, кто находится сегодня рядом с тобой?
В итоге:

ТЫ и только ТЫ определяешь для себя: кто такой идеальный человек или мой пример для подражания. Поэтому обязательно мечтайте, планируйте, анализируйте, сопоставляйте, действуйте, стремитесь к лучшему. И тогда Вы сами наверняка сможете стать для других идеальным человеком или примером для подражания. Чего я Вам, дорогой друг, искренне желаю.

Идеальный человек

Цели и задачи: познакомиться с вечной загадкой человека, смыслом его существования, понимать сущность природы человека; понимать отличия человека от животных; биологические признаки наследственности и факторы, влияющие на нее.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (человек , социальное , наследственность , инстинкты , эмоции) для раскрытия сущности загадки человека; находить, анализировать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; метапредмет- ные - 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; точно и грамотно выражать свои мысли; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

    познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: урок-проект.

Ход уроков

    Организационный момент

    Мотивационно-целевой этап

    Послушайте рассказ и ответьте на вопрос.

По традиции в вечер накануне Рождества вся семья садится полукругом в отчем доме и слушает рассказы мудрого деда. Внучке, которой едва исполнилось пять лет, было интересно, о каком это идеальном человеке говорят ее родители.

    Дедушка, есть ли идеальный человек? - спросила внучка.

    Есть, - ответил дедушка. - Давным-давно, еще во времена Иисуса Христа, жил мужчина, который посвятил свою жизнь поиску всего идеального: идеальных вещей, идеальных зверей, идеальных морей и океанов, идеальной планеты и идеального человека. Долго бродил он по миру, но все встреченные им люди и звери были со своими недостатками и изъянами. Однажды он услышал об Иисусе Христе и решил присоединиться к его ученикам. Много ли времени с тех пор прошло, не знаю, но понял мужчина, что идеальным человеком является сам Иисус.

    О, Иисус, ты и есть идеальный человек! - воскликнул мужчина.

    Ты не прав, сын человеческий. Идеальный человек тот, который живет в твоем сердце, - ответил Иисус с улыбкой.

Не понял мужчина этих слов, и Иисус, видя это, сказал: «Ступай, человек, с миром по миру да ищи идеального человека». Так он и поступил. Только теперь он просто наблюдал за жизнью и людьми.

Прошло без малого два года, и повстречал мужчина женщину. Она ему очень понравилась, как и он ей, и посему, после нескольких месяцев общения, решили они жить вместе.

Прошло несколько месяцев, и одним хмурым утром мужчина понял, что значат Иисусовы слова. Он понял, что для него идеальным человеком является та женщина, что живет с ним, а именно она живет в его сердце.

После того как дедушка закончил повествование, в комнате воцарилась тишина. Каждый думал о своем; внучка же думала о том, что для мамы идеальный человек папа, а для папы - мама.

Вопрос к классу

    Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Идеальный человек».

Проблемные вопросы уроков

    Можно ли сформировать идеального человека?

    Почему люди стремятся к идеалу?

    Каким должен быть идеальный человек?

    Идеальный человек - это хорошо или плохо?

    Введение в новый материал

Не решив проблемы стремления человека к идеальному образу, человечество может остаться без будущего. Необходимо не только понимать, как себя вести в обществе, но и быть готовыми жить по законам морали и нравственности.

    Как создать идеального человека?

Мы попытаемся ответить на этот вопрос в ходе работы над проектом.

    Работа по теме уроков

Проект «Как создать идеального человека» предполагает исследовательскую деятельность учащихся 6 класса, с использованием содержания и материалов предметов «Обществознание», «Литература», «История».

Опережающее задание. Используя материалы изученных вами курсов «История», «Обществознание» и «Литература», сформулируйте факторы, формирующие в человеке идеальные черты.

(Проверка выполнения задания.)

Исследование факторов формирования идеального человека помогает участникам проекта оценить эти качества в себе, привлечь учащихся к этой проблеме, наработать практические умения по данному направлению самопознания и самосовершенствования. Таким образом, проект посвящен одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством, - формирование и воспитание идеального человека.

В проекте должны содержаться конкретные рекомендации д ля взрослых и школьников, как им себя вести в обществе, что имеет огромное воспитательное значение.

Проблемное задание. Учащиеся на уроке создают презентации на темы: «Идеальный человек - какой он?», «Идеальный герой

в истории», «Идеальный герой в литературе», «Идеальный герой в обществе» и т. д.), напишут статьи и практические рекомендации по формированию и воспитанию идеальных черт характера. Лучшие разработки учащихся по данной проблематике можно представить в школьных изданиях (например, в рубрике «Мудрое перо»).

Работая над проектом, учащиеся должны ответить на следующие вопросы.

Учебные вопросы

    Насколько хорошо вы владеете словарным запасом по теме проекта?

    Какие черты характера идеального человека вы считаете наиболее важными?

    Как будет взаимодействовать идеальный человек с окружающими людьми?

    Какие проблемы у него будут возникать в ходе взаимодействия и каких он сможет избежать?

    Надо ли стремиться к образу идеального человека?

    Какие факторы способствуют появлению идеального человека?

    Какие факторы препятствуют появлению идеального человека?

Работа над проектом проходит в три этапа.

    й этап - подготовительный. Ознакомление с целями и задачами проекта. Вводная презентация проекта. Планирование работы. Формирование групп с учетом выбранных направлений.

    й этап - основной. Определение методов и инструментов исследования. Ознакомление учащихся с критериями оценивания проекта. Работа групп. Представление работ. Защита проектов. Рефлексия.

    й этап - заключительный. Анализ и обсуждение результатов проекта. Самооценка и взаимооценка групп. Оценка учителем деятельности групп и индивидуальной работы учащихся. Проведение итоговой конференции.

Задания выполняются в следующей последовательности.

    Определить гипотезу: «Возможна ли идеальная личность в обществе людей?»

    Составить план работы над проектом.

    Определить сроки выполнения и распределить задания между учащимися.

    Собрать необходимую информацию по теме проекта.

Уроки 34, 35. Идеальный человек

235

    Получить консультацию по теме проекта у учителя.

    Подобрать соответствующую информацию по теме.

    Провести исследования и обобщить полученные результаты, сделать вывод.

Распределение заданий между учащимися может выглядеть следующим образом. Класс делится на несколько «тематических» групп.

Задание для группы лингвистов: составить словарь проекта: идеал, идеальные черты характера, идеальный человек, благородство, мужество, верность и др.

Задание для группы графиков : обсудить наиболее важные черты идеального человека, систематизировать и схематически их отразить.

Задание для группы психологов : исследовать принципы взаимоотношений идеального человека с обществом и изобразить на листе ватмана графически свои выводы.

Задание для группы социологов : обсудить и проанализировать возможные проблемы во взаимоотношениях идеального человека в обществе и выработать стратегию их решения.

Задание для группы философов: обсудить вопрос «Надо ли стремиться к образу идеального человека?» и написать статью (эссе, мини-трактат) на эту тему.

Задание для группы художников: обсудить вопросы: «Какие факторы способствуют появлению идеального человека?», «Какие факторы препятствуют появлению идеального человека?» и создать комиксы на эту тему.

Критерии оценивания работы групп

    Работа выполнена творчески.

    Использована достоверная и фактическая информация.

    Идеи и задачи, поставленные перед участниками проекта, полностью описаны и раскрыты.

    Работа включает в себя умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

    Поставлены интересные, трудные, но достижимые цели,

    Содержание работы полностью соответствует теме.

    Использованы графические изображения.

    Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Сравните свое настроение с образом какого-либо животного (растения). Нарисуйте образ урока. (Проверка выполнения задания.)

    Подведение итогов уроков

Вот и закончилась наша работа над проектом. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Думаю, что опыт, полученный на наших уроках, пригодится вам в жизни.

Домашнее задание

Написать пожелания на следующий учебный год: «В следующем учебном году на уроках обществознания я хочу...»

→ Кто является Вашим идеалом?

Идеальных людей - не бывает. Точка. И на этом можно было бы взять и смахнуть этот разговор рукой в мусорное ведро, как крошки со стола. Однако, на вещи нужно смотреть глубже. Идеальная личность - кто это вообще? У каждого на этот вопрос находиться свой ответ. Я не буду рассказывать о том, какая личность для меня - идеал. Я хочу поговорить об общих принципах формирования идеальной личности.

Итак, приступим к обсуждению. Будем приводить примеры из жизни, которые нам покажут настоящую сущность идеалов. Начнем с самого простого, и, пожалуй, неправильного идеала - корысть. Вам рассказывали, что алчность - один из смертных грехов. Современный мир построен так, что этот самый грех встречается повсеместно! Самый распространенный вариант - свадьба по расчету. Сколько таких семей в современном обществе? А сколько из них счастливы? Вопрос риторический, поэтому едем дальше. А что можно сказать по поводу их жизни. А ничего, потому что эта жизнь - их жизнь! Их идеалом были, будут и останутся только денежные средства. Деньги - как идеал. Да, такая практика завоевывает все больше и больше сердец.

Теперь посмотрим на второй идеал, который часто встречается в нашей жизни - любовь и семейные отношения. В отличии от тех, кто выходит на брак по расчету, и в идеал ставит не человека, а деньги, здесь ситуация - прямо противоположная. В пропорции все равно побеждает второй идеал, и это - общеизвестный факт. Такой подход более предпочтителен для жизни, так как деньги, которыми вас снабжает "любимый" - они могут и кончиться. А человек, как идеал, он уже не измениться, если это четко сформированная личность с поставленными интересами. Этот идеал - не для общей современной массы.

Так что же мы понимаем под личностью идеальной? Если поставить четкое понятие, то идеал - та совокупность черт личности, которая для вас является критерием отбора. Если для вас важны деньги, то вы сразу же обратите внимание на доход, скажем, будущего избранника, но оставите на заднем плане саму сущность человека. Если вы предпочитаете посмотреть в первую очередь человеку в душу - то вы подходите под вариант номер два. Общий вывод по всему вышеизложенному материалу - идеальных людей нет, есть лишь совокупность черт, которые подходят под привязавшиеся к конкретной личности стереотипы.

Забыл сказать, что же является идеалом для меня. Если быть полностью открытым - для меня идеал в жизни пока еще не найден. Все стремиться к тому, чтобы поиски увенчались успехом, и само духовное состояние склоняется именно к варианту номер два. Для меня важнее человек, чем тот достаток, которым он может меня обеспечить. Наверное, все дело в том, что я все-таки мужчина, а не накачанная силиконом дама с Рублевки. Поэтому хочется донести до вас - не гонитесь за идеалами. Со временем вы сами встретите свой идеал, а вот каков он будет? На этот вопрос можно будет дать четкий ответ только тогда, когда ваши интересы сформируются в один слаженный комок. Ну а пока - живите, наблюдайте, исследуйте мир!

Совершенный человек как цель народного воспитания

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Идеал – это универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.

Эта идея первоначально возникла в глубокой древности . Однако воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление.

Формирование совершенного человека – преобладающий мотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации.

Понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения;из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.



Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода :

Наследственность

Культура (материальная и духовная).

В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры.

У каждого народа есть особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.

Идеал человека у каждого народа соответствует народному характеру, определяется общественной жизнью народа, развивается вместе с его развитием . Выяснение этого идеала составляет главнейшую задачу всякой народной литературы, ибо литература каждого народа выражает свой особенный идеал человека.

Народный идеал человека видоизменяется в каждом народе по сословиям, но все эти видоизменения принадлежат к одному и тому же национальному типу в разных степенях его развития - это отражение одного и того же образа в разных сферах общества.

Народный идеал человека, к какому бы веку он ни принадлежал, всегда хорош относительно этого века; в глубине каждого, принадлежащего к известному народу, шевелятся черты народного идеала, и каждый желает осуществления идеала в людях, близких его сердцу; в чувстве народности коренится главное свойство тех требований, которые предъявляются обществом воспитанию.

Идеалы являются наивысшим достижением национального духа. В народном сознании человек-идеал - это тот, который имеет крепкое здоровье, красивое тело, стройную осанку, глубокий мир национальной духовности, активно участвует в общественной, политической и культурной жизни государства. В историческом аспекте основными воспитательными идеалами является пахарь, сеятель, земледелец, хлебороб, витязь, казак-рыцарь, борец против лжи и зла, повстанец против национального и социального гнета, воин-борец за свободу и независимость, пламенный патриот, народный мастер, сознательный трудоголик .

Чтобы быть совершенным человеком (народным идеалом) необходимо реализовать такие основные национальные обязанности:

Любить и заботиться о родном языке, в совершенстве владеть им, защищать его от засорения и передавать детям и внукам как самое дорогое сокровище;

Хранить, практически применять, углублять национальные традиции и обычаи своего народа;

Постоянно развивать свой интеллект, чувства, волю, формировать силу воли и силу духа, активность, инициативу с целью повышения благосостояния народа;

Систематически совершенствовать свой характер, мировоззрение, национальное сознание и самосознание;

Защищать родную культуру, лично участвовать в развитии одного или нескольких ее отраслей;

Активно участвовать в общественной и политической жизни своего государства, укреплять традиций взаимопомощи между своим народом и представителями других народов.

Идеальный человек, каков он? Многие люди стремятся к некому стандарту, пытаются стать теми, кем они не являются. Хорошим примером является современное помешательство на стандартах красоты. У женщин есть даже точные размеры до сантиметра (90 — 60 — 90), а мужчины непременно должны быть подкачаны и брутальны.

Стандарты кругом. Есть стандарты заработка, стандарты профессионального успеха, стандарты красоты, стандарты юмора и так далее. Эти стандарты задают тон всей нашей жизни. Существует не так много людей, которые могут на все это наплевать, ведь мы социальные существа.

Многие люди бросаются из крайности в крайность, то пытаясь соответствовать стандартам на 100%, то совсем отрицая их.

Идеальный человек, он существует?

Мне вспомнилась одна история, к сожалению не помню где ее читал. Суть в следующем. После второй мировой войны американцы заказали исследование, какая эргономика должна быть в кабине самолета: расстояние до штурвала, высота кресла, расположение приборов и т.д.

Ученые тут же провели исследование, провели замеры у сотен летчиков и составили список усредненных размеров человеческого тела, такой “средний летчик”.. Казалось бы, задача выполнена. Однако нашелся один ученый, который решил проверить, какой процент летчиков подходит под описание этого “среднего”. И знаете, что получилось? Он не нашел ни одного. После этого кабины настраиваются только под конкретного пилота.

Этот пример хорошо иллюстрирует, что никакой нормы не существует. Причем ее не существует не только в физическом смысле, но и в интеллектуальном, в социальном и так далее. Каждый из нас представляет собой некую уникальную единицу, с совершенно индивидуальным набором свойств.

Идеального человека не существует, но существуют стандарты и ими не следует пренебрегать.

Стандарты

У каждого человека свой набор индивидуальных качеств. Но это не значит, что мы должны этими качествами пренебрегать, раз все-равно нет двух одинаковых людей.

Наоборот, следует на эти качества ориентироваться. Но в каких случаях? Только в случаях, когда это целесообразно и оправдано.

Например, не имеет смысла набирать в ученые-ядерщики людей с низким интеллектом. В данном случае должна быть проведена некая граница интеллектуальных способностей, некий стандарт, ниже которого нельзя опускаться при отборе в эту профессию.

Тоже касается и стандартов красоты. Например, целесообразно и оправдано, что в модели набирают худых и высоких женщин с определенными чертами лица. Но нужно помнить, что модельеры выбирают именно таких женщин по причине того, что на них хорошо смотрится одежда, а не потому, что они идеальны.

Однако, из-за того, что наш мир стал сильно информационно связан, получился странный эффект. Люди имеют доступ практически к любой информации. Если человек узнает, что в модельном бизнесе наблюдаются высокие стандарты на внешность моделей, человек начинает воспринимать внешность эти стандарты, как идеальные. А иначе зачем отбор? Хотя на самом деле они такими не являются, а просто отвечают стандартам профессии.

Так же происходит и со стандартами заработка. Возьмем к примеру бизнес. Чтобы быть в нем успешным, необходимо обладать определенным набором личностных свойств. Однако, необходимо помнить, что эти бизнес-стандарты тоже не являются идеальными, а просто отвечают параметрам, которые задает профессия бизнесмена. Нам же кажется, что раз они зарабатывают больше, то они чем-то лучше нас. Это не так. Они больше зарабатывают только потому, что их профессия подразумевает операции с деньгами.

Может показаться, что я пытаюсь обесценить идеалы. На самом деле это не так, они нужны, но не для того, чтобы им соответствовать, а чтобы задать нам систему координат, чтобы мы могли ориентироваться в том, какие качества необходимы для определенной деятельности.

Сильные и слабые стороны

У каждого из нас свой набор качеств. У каждого человека есть качества, благодаря которым, он или она превосходит остальных. Также есть качества, которые у нас недостаточно развиты.

Идеальный же человек — это тот, у кого все качества развиты в максимальной степени. Конечно же такого человека нет.

Что же делать нам? Если мы хотим быть наиболее эффективными(а не идеальными), необходимо определить наши сильные и слабые качества. Делается это только опытным путем. После чего перед каждым человеком встает творческая задача, которая должна ответить на следующие вопросы. Какая деятельность наиболее полно задействует наши сильные качества и не затрагивает слабые? Какая стратегия поведения наиболее успешна в моей деятельности?

Если человек сумеет найти ответы на два этих вопроса, то он сможет быть успешным. Если же он начнет реализовывать себя без оглядки на свои качества, а ориентируясь на идеал, то скорее-всего его ждет разочарование.

То же касается и наших ожиданий. Ожидать, что другой человек будет соответствовать идеалу несколько неразумно.