29.04.2024

Благочинный протоиерей. Должностные лица монастыря. История в Русской Церкви c XVIII века


Благочинный, в русской православной церкви с 18 в. помощник епископа, надзирающий за духовенством одного из районов епархии - благочиния. То есть это – должностное лицо из православного духовенства, призванное наблюдать за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря (благочинный в монастыре) или церквами и их причтами (благочинии).

На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.

Смотрению благочинного над причтами поручается 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ. Если в округе находится более 15 приходов, благочинному может быть придан помощник. Над монастырями определяется в епархии один или несколько благочинных, смотря по числу и расстоянию до монастырей в епархии. Права и обязанности благочинных того и другого рода определяются особыми инструкциями, утвержденными Святейшим cинодом. Обязанности благочинного над церквями весьма сложны, и предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны. Они состоят в следующем:

1. Через благочинного епархиальное начальство производит ближайший и всесторонний надзор за церквями и духовенством округа с целью «охранения порядка в церкви и исправности в ее служителях на пользу христиан и на славу Божию».

2. Через благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и к церковным причтам. И, наконец, благочинный разрешает священникам отлучаться далее 25 верст от их прихода в той же епархии.

3. Благочинный имеет некоторую руководственную власть по отношению к причтам своего округа. Так, он разрешает недоразумения причта относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и прочее.

4. Благочинному принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, которые могут быть окончены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещания, выговоров, внушений и т. п. Священников он имеет право штрафовать внушением при причте, а диаконов и причетников, кроме того, и земными поклонами в церкви.

Благочинному над монастырями инструкцией указан обширный круг обязанностей и власти ввиду особенной организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Главные предметы надзора благочинного над монастырями суть богослужение, благочестие, нравственность и хозяйство.

В России Благочинный военного духовенства — предназначен для объединения действий военных священников и быть посредствующим органом, выполняющим вспомогательные функции между высшей духовной властью военного и морского ведомств и подчиненным духовенством. Если благочинный священник ведал более чем пятнадцатью церквами, располагавшимися на значительном удалении друг от друга, то ему, согласно Уставу Духовных консисторий , мог придаваться помощник.

Благочинный может иметь одного или двух помощников
(Циркул. указ. Св. Синода от 25 сентября 1901г.).

По материалам православной энциклопедии

Когда люди заходят в храм, им в глаза бросаются иконы, росписи на стенах, позолоченные подсвечники, множество горящих свечей. Если идет служба, то ощущается слышится тихое церковное пение.

В РПЦ, как и везде, существует своя иерархия. Главой ее является настоятель, затем остальные священники, диаконы, староста, пономари, алтарники, чтецы, певчие, свечницы и так далее. Все это касается одного прихода.

Однако есть еще один пост, который занимает определенный служитель церкви, - благочинный. Это специальная должность, которую занимает протоиерей, служащий в Предназначен такой служитель для своего рода надзора за порядком в каждом церковном округе в составе определенной епархии.

Кого назначают на эту службу?

Если священник или иерей несет огромную ответственность перед Богом, народом и священноначалием, то благочинный отвечает за совокупность приходов некоторого округа.

Главной чертой протоиерея, поставленного на эту должность, должна быть коммуникабельность, причем он должен контактировать не только со своим приходом. Священник обязан наладить связь и с правительством, и с Вооруженными силами, и с общественными политическими движениями. От благочинного зависит отношение власти к храму, приходу. Если не будет взаимопонимания, то Русская Православная Церковь не сможет решать поставленных задач, а данному служителю необходимо делать так, чтобы ее голос был услышан. Однако подстраиваться под кого-то, жертвуя интересами христианства, преступно.

Эти и многие другие задачи стоят перед священником, а сподручными ему становятся те прихожане, которые добровольно вносят личную лепту в общественную жизнь прихода. Иерею остается только выбрать себе помощников из их числа.

Обязанности благочинного

Согласно уставу РПЦ, в обязанности протоиерея, поставленного на эту службу, входят следующие задачи:

  1. Заботиться о чистоте православной веры.
  2. В религиозном духе воспитывать верующих.
  3. Следить за правильным богослужением.
  4. Заботиться о духовной жизни верующих в приходах, где временно нет иерея.
  5. Наблюдать за строительством и ремонтом храмов.
  6. Нести ответственность за духовенство, подчиненное ему.
  7. Посещать хотя бы один раз в год все приходы своего округа.

И это далеко еще не все, что должен выполнять по послушанию священник. По сути, благочинный — это помощник епископа, обязанный наблюдать за духовенством и прихожанами вверенного ему округа.

Помощники протоиерея

Одни прихожане могут помогать в Воскресной школе, обучать азам Православия детей и всех, кто интересуется христианством, учить основам Православной культуры. Другие помогают в финансовой и хозяйственной областях прихода. Некоторые из них несут миссионерскую, образовательную службу с мирянами и так далее. И все это проходит под контролем иерея. Следовательно, он должен обладать административными навыками, уметь распределять обязанности и спрашивать с мирян.

Служение в монастыре

В монастыре следить за уставом и контролировать братию, отвечать за дисциплину, за послушания, которые несут монахи, должен благочинный отец. Во время Литургии именно он отвечает за тишину и порядок в храме.

Если кто-то из иноков нарушает дисциплину монастыря, ведет себя не по-христиански, то по-отечески вразумлять его, давать наставления должен иерей, по послушанию поставленный на эту службу. Кроме того, благочинный священник имеет право входить в келии братьев, следить за чистотой, узнавать нужды монахов, помогать им, если требуется. В монашеские келии строго запрещается входить мирянам, даже если это родители или близкие родственники. Поэтому только с благословения иерея, разрешаются свидания, проходящие в специально отведенном помещении.

Как проходят будни в монастыре

Также в обязанности благочинного, служащего в монастыре, лежит благословление всех паломников на трапезу в братской или общей трапезной. Он следит за исправным прочитыванием синодиков, записок, поданных мирянами на Литургии, на молебнах и панихидах.

Одному справиться со всеми обязанностями трудно, поэтому иерей с благословения Наместника имеет помощника. Часто отцам приходится выезжать по монашеским делам, тогда на себя все функции берет помощник.

Подчиняются ему дворники, церковные сторожа, продавцы свечей и просфор, звонари. Благочинный должен выполнять с Божией помощью и со смирением.

Часто прихожане, даже те, кто давно приходят в церковь, исправно исповедуются и причащаются, не знают и не интересуются о правильном священникам, диаконам. А ведь это азы культуры общения.

Конечно, легче всего обращаться к иерею «батюшка» или «отец Александр», «отец Павел» и так далее. В нестандартных ситуациях (например, при написании письма или поздравления священнику), чтобы не впадать впросак, необходимо знать, как обращаться к белому и черному духовенству.

Как обращаться к благочинному?

К белому духовенству относятся женатые священники, а к черному — монашествующие. К протоиерею следует обращаться так: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)». Такие же слова говорят, когда обращаются к монашествующему духовенству, то есть к игумену и архимандриту.

Что касается благочинного, то и к нему также следует обращаться «Ваше Высокопреподобие». К игуменье взывают: «Досточтимая матушка»; к епископу — «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыка». К архиепископу и Митрополиту обращаются «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка», а к Патриарху — «Ваше Святейшество» или же «Святейший Владыка».

Итак, мы выяснили, что благочинный - это посредник между приходом и епархиальным руководством, который должен жизнь свою посвятить служению Богу и людям.

Кто такой "благочинный"? Какой реально властью он обладает? Может ли он вмешиваться во все вопросы внутренней жизни храма, находящегося на "его" территории, но не являющегося его приходом - скажем, указывать приходскому священнику своего благочиния, какого конкретно человека взять на то или иное место на приходе, кого и куда послать на обучение (школа звонарей, регентская школа, курсы катехизаторов и пр.)?

православная

Уважаемая Лариса, компетенция благочинного описана в Уставе Русской Православной Церкви. Отсылаю Вас к соответствующему разделу:

5. Благочиния

50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем.

51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом.

52. В обязанности благочинного входит:

а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих,

б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди,

в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти,

г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов,

д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни,

е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею,

ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея,

з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян,

и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов,

к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

л) наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния,

м) забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства,

н) исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей.

53. Осуществляя свои обязанности, благочинный по крайней мере один раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих.

54. По указанию Епархиального архиерея, по просьбе настоятеля, Приходского совета или Приходского собрания благочинный может проводить заседания Приходского собрания.

55. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд.

56. Ежегодно благочинный представляет епархиальному архиерею отчет о состоянии благочиния и о своей работе по установленной форме.

57. При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются благочинным с ведома епархиального архиерея.

58. Деятельность благочинного финансируется из средств возглавляемого им прихода, а при необходимости — из общеепархиальных средств.

I. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению включают в себя примерный перечень обязанностей, права и ответственность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению.

1.2. В своей деятельности штатный помощник благочинного руководствуется:

— действующим законодательством Российской Федерации или других стран канонического присутствия Русской Православной Церкви;

— каноническим Уставом Русской Православной Церкви;

— постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов;

— определениями Священного Синода;

— указами Патриарха Московского и всея Руси;

— документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»;

— указами и распоряжениями правящего архиерея;

— Уставом прихода Русской Православной Церкви Московского Патриархата;

— распоряжениями Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации (далее — ЕОРОиК);

— распоряжениями благочинного округа;

— иными (в т.ч. гражданскими) нормативными актами.

1.3. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению относится к категории специалистов, то есть сотрудников, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения той или иной работы.

1.4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению является сотрудником прихода, возглавляемого благочинным округа, либо иного прихода, относящегося к данному округу.

1.5. На должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению назначается православный верующий:

— регулярно участвующий в церковных Таинствах;

— имеющий хорошую репутацию в среде прихожан;

— активно участвующий в жизни прихода.

1.6. Претендент на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению получает образование или подтверждает квалификацию в образовательном учреждении по подготовке катехизаторов. Наличие документа об окончании образовательного учреждения по подготовке катехизаторов (или обучение в нем) или документа о прохождении аттестации является необходимым условием для назначения на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению.

1.7. Назначение на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению и освобождение от нее производится в соответствии с установленным действующим трудовым законодательством порядке после утверждения его кандидатуры правящим архиереем по представлению благочинного округа.

1.8. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению подчиняется благочинному, согласовывает свою деятельность с председателем ЕОРОиК (профильным ответственным епархиальным сотрудником).

1.9. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению входит в состав Приходского собрания в соответствии с установленными для этого правилами.

II. Должностные обязанности

2.1. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению осуществляет и/или помогает настоятелям приходов в рамках благочиния, в штат которых не входит помощник настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению, организовывать и развивать катехизическую деятельность по направлениям:

— огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;

— беседы с лицами, желающими вступить в брак;

— занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;

— библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;

— работа службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;

— катехизическую работу при подготовке и во время паломнических поездок, организованных приходом;

— разработка, издание и распространение катехизических листков к православным праздникам, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам после согласования текста в ЕОРОиК.

— подготовка и регулярное обновление содержания материалов информационного стенда прихода, касающихся катехизической деятельности и размещение информациио крупных образовательных и катехизических проектах других приходов и епархиальных просветительских мероприятий;

Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению:

— организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;

— проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ.

2.2. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению осуществляет регулярное взаимодействие с:

— штатными помощниками настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;

— директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;

— ЕОРОиК в рамках работы Коллегии ЕОРОиК.

2.4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению составляет:

— годовой план работы, соотнесенный с планами по иной деятельности приходов благочиния, и представляет его на согласование благочинному и в ЕОРОиК, а затем на утверждение благочинному;

— годовой отчет о деятельности по соответствующей форме и предоставляет его в ЕОРОиК в установленные сроки.

2.5. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению обязан:

— соблюдать правила церковного благочестия и нравственности;

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности и послушания, возложенные на него настоящими рекомендациями;

— исполнять иные обязанности, вытекающие из настоящих рекомендаций;

— выполнять указания правящего архиерея, благочинного и ЕОРОиК;

— не разглашать конфиденциальную информацию;

— не высказывать при публичных выступлениях (устно или письменно) свою позицию, противоречащую официальной позиции Русской Православной Церкви, епархии, благочиния.

2.6. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.

III. Права

3. В целях исполнения обязанностей штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению имеет право:

— участвовать в работе Приходского собрания;

— запрашивать в ЕОРОиК информацию, необходимую для оптимизации духовно-просветительской работы на приходе, учебно-методические пособия и т. д.;

— выносить на рассмотрение благочинного предложения об оптимизации и развитии своей деятельности и о создании необходимых условий для выполнения служебных обязанностей, ходатайствовать перед благочинным о предоставлении помещений, оборудования, других материальных и денежных средств;

— по благословению настоятелей приходов, в которых осуществляет деятельность, привлекать сотрудников приходов для содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

— рекомендовать настоятелям приходов благочиния кандидатуры прихожан и сотрудников данного или другого прихода в качестве преподавателей и консультантов по тем или иным формам образовательной и катехизической деятельности;

— следить за качеством работы привлеченных лиц;

— обращаться к настоятелям приходов своего благочиния, к руководителям духовно-просветительских центров, воскресных школ для получения необходимой информации о деятельности прихода в сфере религиозного образования и катехизации;

— посещать приходы, воскресные школы, духовно-просветительские центры, православные образовательные учреждения благочиния с целью мониторинга их деятельности.

IV. Ответственность

4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению несет ответственность:

— за несоблюдение норм поведения, принятых в рамках православной этики;

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных каноническим правом Русской Православной Церкви и трудовым законодательством Российской Федерации;

— за несвоевременное предоставление отчетов по проделанной работе;

— за несоблюдение графика работы;

— за совершенные в процессе осуществления своей деятельности нарушения требований актов, указанных в п. 1.2 настоящих Рекомендаций;

— за причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.2. Основными критериями оценки деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению могут являться:

— точное и своевременное исполнение своих обязанностей;

— число прихожан, участвующих в катехизических программах;

— повышение уровня церковной грамотности прихожан и сотрудников в приходах благочиннического округа;

— регулярное участие прихожан в богослужениях и церковных Таинствах, особенно Причащении Тела и Крови Христовой.

Косвенным критерием может стать повышение количества прихожан храмов благочиния.

V. Освобождение от должности

5.1. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению освобождается от занимаемой должности за невыполнение обязанностей изложенных в ч. 2 в соответствии ТК РФ.

5.2. Помимо общих оснований прекращения трудового договора, трудовой договор со штатным помощником благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению должен предусматривать, в соответствии со ст. 347 ТК РФ, дополнительные основания к его прекращению:

— наличие еретических заблуждений и их распространение, используя свой статус;

— отсутствие необходимых навыков (не справляется со своими обязанностями);

— самовольное оставление место служения.

5.3. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению может прекратить свою деятельность по собственному желанию. В этом случае он подает письменное прошение на имя благочинного и извещает ЕОРОиК о своем желании прекратить деятельность в должности помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению не менее чем за две недели до своего увольнения.

С документом ознакомлен

штатный помощник благочинного

по религиозно-образовательному и

катехизическому служению

_____________/_____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

«___»_________________201_г.

адм. должностное лицо в Русской Православной Церкви, возглавляющее один из округов, на к-рые разделены епархии; существуют также Б. мон-рей, несущие ответственность за порядок богослужения, благочестие и нравственность братии.

В древней Церкви аналогичные обязанности выполняли периодевты (греч. περιοδευτάς), к-рые в сер. IV в. заменили хорепископов (τῶν χωρῶν ἐπίσκοποι), зависевших от епархиального архиерея и ограниченных в своих епископских полномочиях и правах (Анкир. 13; Антиох. 10). 57-е прав. Лаодик. Собора гласит: «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града». После упразднения института хорепископов периодевты, назначаемые епархиальными архиереями из числа пресвитеров, управляли отдельными частями епархии.

Позднее из должности периодевта возникла должность протопопа (πρωτοπαπᾶς; упом. в визант. источ.: Const . VII Porphyr . De ceremoniis aulae Byzantinae; Scylitza I . Synopsis historiarum; Cedrenus G . Compendium historiarum; Zonara I . Epitome historiarum). Должности периодевта и протопопа в отличие от хорепископа не являлись пожизненными. В греч. Церквах, где епископов много, а паства епархий немногочисленна, ни в древности, ни в наст. время эта или аналогичная ей по функциям должность не получила такого развития, как в слав. Церквах, и особенно в России, где епархии во много раз превышают греч. числом пасомых и количеством храмов и где поэтому епархиальному архиерею трудно осуществлять постоянный надзор за всеми приходами.

В РПЦ до XVIII в. местный надзор над духовенством по отдельным округам, на к-рые делилась епархия, осуществляли наместники , заказчики, десятильники , протопопы и поповские старосты. Термин «Б.» входил в канцелярский обиход постепенно. Впервые он употреблен по отношению к поповским старостам в «Наказе старостам поповским и благочинным смотрителям» Патриарха Адриана (1697). «Духовный Регламент» (1721) предусматривал: «закащики, или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы тое все (т. е. относящееся к обязанностям епископа.- В . Ц .) насматривали и ему бы епископу доносили, естьли бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел» (Ч. 2. Гл. «Дела епископов». 8).

В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы . В эти же годы кандидатов на должность Б. стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного правящим архиереем. Но выборность Б. была отменена указом Святейшего Синода от 1881 г. В процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. вновь выдвигалась идея выборности Б. В 1865 г. архиеп. Минский Михаил (Голубович) впервые созвал собрание Б. своей епархии. Его примеру последовали правящие архиереи др. епархий. В повестку дня таких собраний включались помимо церковно-адм. вопросов учебные дела, в частности, выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 80-х гг. при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались уже обсуждением только адм. дел.

По именному указу 1797 г., изъясненному в указе Святейшего Синода 1799 г., для надзора над мон-рями епархий была введена должность Б. мон-рей, назначавшегося из числа монастырских настоятелей. Б. мон-рей назначал епархиальный архиерей по представлении духовной консистории. В епархии с большим числом мон-рей могло быть по неск. монастырских Б. Надзор за жен. мон-рями поручался Б. муж. мон-рей, в отдельных случаях - смотрительницам благочиния из числа игумений или старших сестер - монахинь, если в епархии был только один жен. мон-рь. Б. ставропигиальных мон-рей назначался тот из настоятелей таковых мон-рей, кто одновременно являлся членом Московской синодальной конторы. В 1828 г. Святейшим Синодом была составлена особая инструкция для Б. мон-рей: на них возлагалась ответственность гл. обр. за монастырское богослужение, за благочестие и нравственное состояние братии, а также за монастырское хозяйство.

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» установил порядок, согласно к-рому «границы благочиннических округов определяются Епархиальным собранием» (V 66). Собор утвердил новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие окружные благочиннические собрания (V 68) и благочиннические советы во главе с Б. (V 77, 78). Собор ввел избирательный порядок при замещении должности Б.: избрание Б. на 5-летний срок было возложено на благочиннические собрания; избранный кандидат подлежал утверждению со стороны епархиального архиерея (V 79). Поместным Собором на Б. возлагалось: «а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, по первом и втором вразумлении, Благочинный докладывает Благочинническому совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуски на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов… з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа» (V 83).

В условиях гонения на Церковь положения, принятые Поместным Собором 1917-1918 гг., могли быть реализованы лишь частично. Сообразуясь с обстоятельствами времени, Поместный Собор 1945 г. в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» вернулся к практике, существовавшей до 1918 г. В Положении ничего не говорится ни о благочиннических собраниях, ни о благочиннических советах, введенных Собором 1917-1918 гг. Б. в соответствии с Положением назначаются епархиальным архиереем (III 29). Б. является надзорным и исполнительным органом архиерея. Он наблюдает за деятельностью и поведением приходского духовенства, посещает приходы не менее 2 раз в год и каждое полугодие представляет архиерею отчет о состоянии вверенного ему округа, в особо важных случаях доносит архиерею безотлагательно. Б. ходатайствует о награждении подведомственных ему клириков и мирян. В случае необходимости он делает братские увещания приходским настоятелям и др. клирикам, заботится о том, чтобы миряне приходов, временно оставшихся без священнослужителей, не лишены были духовного окормления (III 30).

Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60).

В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

Б. обязан не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих (X 5. 53). По указанию правящего архиерея, по просьбе настоятеля, приходского совета или приходского собрания Б. может проводить заседания приходского собрания (X 5. 54). По благословению архиерея Б. может созывать священников на братские совещания (X 5. 55). Б. ежегодно представляет правящему архиерею отчет о состоянии благочиния и о своей работе (X 5. 56). При Б. может состоять канцелярия, служащие к-рой назначаются самим Б., но с ведома епархиального архиерея (X 5. 57). Деятельность Б. и состоящей при нем канцелярии финансируется из средств возглавляемого им прихода, а при необходимости - из общеепархиальных средств (X 5. 58).

Поместный Собор 1917-1918 гг. включил мон-ри в благочиннические округа вместе с приходами. В связи с этим была упразднена и должность Б. мон-рей в ее прежнем значении как администратора, в ведении к-рого состоят все мон-ри или часть мон-рей епархии. С тех пор должность монастырского Б. является внутримонастырской: Б. состоит в подчинении настоятеля и наместника и несет по преимуществу ответственность за совершение богослужений в монастырских храмах, а также за благочестие, нравственное состояние и дисциплину братии.

Лит.: Духовный регламент. М., 18974; Никодим [Милаш], еп . Далматинский . Православное церковное право. СПб., 1897. С. 388-393; Павлов А . С . Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 246-247; Бердников И . С . Краткий курс церковного права Православной Церкви. Каз., 1913. С. 87-96; Собор, 1918. Определения. Вып. 1. С. 28-33; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; Устав, 1988; Цыпин В ., прот . Церковное право. М., 1994. С. 284, 288, 292, 295-296; Смолич . История РЦ. Ч. 1. С. 275-276; Устав, 2000.

Прот. Владислав Цыпин