13.08.2019

Синдром страхов. Генерализованное тревожное расстройство – причины и лечение Синдром страхов в детском возрасте


Страх - чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонительный реф­лекс. Повышенная физиологическая и психологическая го­товность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблю­дающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопа­тологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возрас­та преимущественно в ночное время, их не следует рассмат­ривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятель­ность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их бес­причинность или явное несоответствие выраженности стра­хов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение об­щего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различ­ных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассмат­ривать как синдром страхов и относить к проявлениям пре­имущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики за­трудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп син­дрома страха в детском и подростковом возрасте:

Навязчивые страхи;

Страхи со сверхценным содержанием;

Недифференцированные, бессодержательные страхи;

Страхи бредового характера;

Ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы , который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относи­тельной простотой, более или менее отчетливой связью с содер­жанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными пе­реживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подрост­ков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, фи­зических недостатков (прыщи на лице, недостаточно пря­мые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т. п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятель­ности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной пси­хотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблю­даться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вы­звавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обосно­ванности этих страхов и не пытается их преодолевать в от­личие от навязчивых страхов.

Как пишет В.В. Ковалев, при невротических страхах страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в ви­де различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т. е. мнимых опасностей, которые подстерегают его в отсутствии родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Та­кие представления преобладают в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разго­воров окружающих, т. е. приобретают сверхценный характер.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тре­вожно-мнительными чертами характера, психическим инфан­тилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространять­ся на целую группу вещей или животных, вызвавших первона­чальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у де­тей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспева­емости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших род­ственников. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особен­но, когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их пре­одолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстрой­ствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержа­ния чаще встречается в форме ипохондрических опасений , которые сопровождаются не только выраженными вегета­тивными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

Психопатологические недифференцированные, бессо­держательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двига­тельным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятные соматические ощущения (сдавливание и зами­рание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощуще­ний с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной при­чины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут но­сить приступообразный характер и наблюдаться при невро­зах и вяло текущей шизофрении.

Страхи бредового характера отличаются переживани­ями скрытой угрозы со стороны людей и животных , сопро­вождаются постоянной тревогой, настороженностью, подо­зрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от воз­раста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, хо­лодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображае­мых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся об­манами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают ха­рактер бредовых страхов, которые не удается снять убежде­нием. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении (В.В. Ковалев).

Ночные страхи - это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени изменен­ного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного рас­стройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошко­льном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испыты­вает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня» и т. п., которые ука­зывают на наличие устрашающих переживаний типа снови­дений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ниче­го не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойствен­на определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987; Н.М. Жариков, 1989; В.Н. Мамцева, 1991; А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательно­го наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сом­намбулизмом) и сноговорением , характер которых часто име­ет эпилептическую основу.

Наличие страхов у детей, посещающих дошкольные учреж­дения, должны вызывать обеспокоенность, необходимость собеседования, успокоения, совместной проверки комнаты, в которой спит ребенок. Воспитатели и родители должны знать, что перед сном нельзя рассказывать страшные сказки, пугать детей:

Необходимо создать обстановку, чтобы ребенок мог рас­сказать, что его тревожит;

Зарисовать видение («страшилище») и порвать рисунок, как бы изгоняя его;

Не фиксировать внимание на том, что пугает ребенка;

В присутствии ребенка не стоит говорить о боязни собак, о различных заболеваниях;

Расширять круг интересов ребенка и запас знаний, чи­тать книги или рассказывать о геройских поступках детей и подростков.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите об особенностях проявления страхов в детском возрасте. Чем страх отличается от тревоги?

2. Какую роль играют страхи в жизни человека? Когда страхи полезны, а когда - губительны?

3. Как вы себе представляете возникновение страха? С ка­кими эмоциями может взаимодействовать страх?

4. Объясните значение возраста для возникновения стра­хов.

5. Назовите различные формы страхов.

6. Чем характеризуются навязчивые страхи?

7. Какие особенности страхов со сверхценным содержа­нием?

8. Какие страхи называются «бессодержательными»?

9. Чем отличаются страхи бредового характера?

10. Как проявляются «ночные страхи»?

11. Медицинская и педагогическая помощь при страхах в детском возрасте. Какие задания педагог может предложить ребенку для преодоления чувства страха?

12. Назовите профилактические мероприятия при детских страхах.


Страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонителный рефлекс. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблюдающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопатологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятельность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдром страхов и относить к проявлениям преимущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики затрудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:

· навязчивые страхи;

· страхи со сверхценным содержанием;

· недифференцированные, бессодержательные страхи;

· страхи бредового характера;

· ночные страхи.

1) Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, физических недостатков (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т.п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятельности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

2) Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблюдаться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолевать в отличие от навязчивых страхов.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространяться на целую группу вещей или животных, вызвавших первоначальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т.п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших родственников. Дети бояться, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т.п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их преодолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще встречается в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

3) Психопатологические недифференцированные, бессодержательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощущений с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной причины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут носить приступообразный характер и наблюдаться при неврозах и вяло текущей шизофрении.

4) Страхи бредового характера отличаются переживаниями скрытой угрозы со стороны людей и животных, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, подозрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, холодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображаемых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся обманами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают характер бредовых страхов, которые не удается снять убеждением. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении. (В.В. Ковалев).

5)Ночные страхи – это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного расстройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошкольном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня » и т. п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ничего не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987, Н.М. Жариков, 1989, В.Н. Мамцева, 1991, А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательного наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых часто имеет эпилептическую основу.

О генерализованном тревожном расстройстве говорят тогда, когда и взрослые, и дети постоянно испытывают страх без какой-либо указанной причины. Часто задумываются над тем, что уже произошло или над тем, что произойдет в будущем.

Дети и молодежь более подвержены генерализованному тревожному расстройству , чем взрослые, их уровень тревожности часто не адекватен ситуации.

Причины и симптомы синдрома страха

Синдром страха с тревожным расстройством возникает примерно у 5% людей, причем в два раза чаще у женщин, чем у мужчин. Его происхождение точно не известно. Он может быть связан с несколькими факторами, например, нейротрансмиссионные нарушения (в частности, дефицит нейромедиатора GABA) или постоянное возбуждение системы торможения в головном мозге, которая отвечает за появление чувства страха в моменты опасности. Влияние имеют внутренние конфликты и генетические факторы.

Все страхи...

Влияние оказывает также частое переживание чувства страха, в результате чего нейронам требуется все меньший и меньший стимул для активации. Если речь идет о психологической, то подчеркивается, в частности, роль неадекватных ожиданий по отношению к реальности, дисфункционального представления о себе и мире, отсутствия чувства контроля и предсказуемости.

Синдром страха проявляется такими симптомами, как:

  • постоянная боязнь того, что может произойти что-то страшное; страх перед несчастьем, которое может коснуться больного человека или его близких;
  • избегание посещения школы или работы;
  • постоянное головные боли , живота, шеи, тошнота, рвота и хронические боли в желудке;
  • нарушения сна , проблемы с засыпанием, чувство постоянного недосыпа;
  • чувство перманентной усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания или чувство пустоты в голове;
  • раздражительность;
  • мышечное напряжение;
  • постоянное чувство тревожности, раздражительности.

Люди, у которых возникает генерализованное тревожное расстройство часто своё внимание направляют на поиск у близких людей симптомов болезней, а также на активное участие в поиске чувства безопасности (просят членов семьи уведомлять, что они находятся в полной безопасности, контролируют расходы, защищены от финансовых потерь).

Очень характерно, что в присутствии всех членов семьи больной расслабляется, в состоянии осуществлять социальные контакты и хорошо проводить время. А в момент исчезновения члена семьи из поля зрения появляется напряжение и страх.

Синдром страха и беспокойство

Почти каждый в состоянии вспомнить ситуацию, в которой о чем-то или о ком-то беспокоился. Иногда эти опасения могут быть оправданы, но чаще являются лишь проекцией наших фантазий.

Однако, иногда такая забота сопровождает почти все ситуации, а кроме того, не имеет рациональных оснований и серьезно усложняет повседневную жизнь. В этом случае страх становится серьезным заболеванием, которое требует лечения.

В этом случае следует проконсультироваться с психологом или врачом-психиатром, который оценит, является ли это симптомами синдрома страха или лишь временное проявление напряжения и бдительность.

Синдром страха характеризуется, в частности, чрезмерной по отношению к обстоятельствам тревожностью. Проявляется она в непрерывном прогнозировании несчастий и проблем, разработке катастрофических сценариев, своего рода «пессимизме».

Часто те или иные сценарии относятся к возможной болезни у себя или близких людей, неудачам, трудностям в различных сферах жизни. Также могут относиться к совершенно повседневным ситуациям, таким как опоздание на встречу, невозможности выполнить план на день и т.д.

Но есть важное отличие - это совершенно другой уровень тревожности. Больной принимает во внимание только наиболее пессимистический возможный ход событий (даже если он очень маловероятен) и его ожидаемые негативные последствия.

Почти в каждой ситуации человек с синдромом страха начинает размышлять о том, что может произойти худшее и какие могут быть последствия. Это очень затрудняет нормальную жизнь и не позволяет достичь состояния расслабления. Бывает, что человек ждет чего-то страшного, но не знает или не может точно определить что это должно быть. То есть имеет место только предчувствие, что произойдет что-то плохое.

Тревога и невротические расстройства

Генерализованное тревожное расстройство сопровождается напряжением, состоянием страха, являющимися основным элементом всех невротических расстройств.

Чувство тревоги в этом случае можно охарактеризовать как сохраняющееся в течение длительного времени, хроническое. Это означает, что его интенсивность меняется только в малой мере и скорее ощущается как длительное напряжение (иногда очень сильное), сменяющееся сильными приступами страха.

Страх и тревога ощущается как долгосрочные чувство внутреннего беспокойства и возбуждения, проявляющееся, например, трудностями в «поиске собственного места» или раздражительностью. Их сопровождают различные соматические симптомы (ощущаются в теле).

Хотя причины возникновения синдрома страха до конца не ясны, это расстройство можно лечить. Очень важную роль в лечении генерализованного тревожного расстройства играет психотерапия. Важно не попасть в ловушку формулы «я такой, какой есть и ничего нельзя сделать», нужно дать себе шанс и обратиться за профессиональной помощью.

Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства

Синдром страха будет диагностирован в случае, когда имеет место чрезмерный страх или опасения перед будущими событиями, касающимися повседневной активности (школа, работа и т.д.) и появятся, по крайней мере, три характерных симптома (перечисленные выше), в течение как минимум 6 месяцев. Раннее выявление генерализованного тревожного расстройства позволяет ослабить страх .

Лечение включает в себя психо – и фармакотерапию. В фармакологии нашли применение антидепрессанты SSRIS (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), анксиолитики и другие психотропные средства. Психотерапия в основном заключается в когнитивной (или когнитивно-поведенческой) и межличностной терапии.

Ранняя диагностика и быстрое принятие лечение могут значительно облегчить тяжесть страха, облегчить контакт с другими людьми и, прежде всего, улучшить качество жизни больного.

» Страх и социальные фобии

Диагноз: панический синдром.
Страхи и социальные фобии

«Пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности и ни одного предмета, которые не могли бы внезапно стать предметом иррационального страха». Роджер Каллаган, психолог (США)

Страх - нормальная и здоровая эмоция, однако многие люди боятся, в сущности, совершенно безобидных вещей. Сейчас все больше распространяются социальные фобии, например страх оказаться неудачником или потерять работу; они превращают в мучение жизнь миллионов людей.

Когда 11 сентября 2001 года обрушился Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, многие люди, находившиеся в это время на улицах, бежали подальше оттуда в паническом страхе за свою жизнь. Что в этом плохого? Ничего! Ведь страх уводит нас подальше от опасности и гарантирует наше выживание. Если бы прохожие остались там, снедаемые любопытством, они могли бы задохнуться от пыли или попасть под каменный дождь.

Наиболее частые фобии - боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), открытых пространств (агорафобия) и страх перед ситуациями, в которых ты беспомощен. Последний часто связан со страхом перед скоплением людей.

Чувство страха - совершенно естественная вещь и так же неотъемлемо входит в пашу жизнь, как радость и гнев, любовь и печаль. Страх высвобождает энергию: ровно столько, сколько необходимо, чтобы мы могли разумно действовать и убежать от опасности.

Управляет этим сложным процессом эмоциональная память, которая находится в промежуточном мозге. Если она распознает опасность, биохимические «вестники» подстегивают дыхание и кровообращение, мускулатуру и обмен веществ. Сердце быстрее накачивает в артерии кровь - а с ней сахар и кислород, так что мышцы могут работать с большей скоростью. Одновременно мозговой слой надпочечника увеличивает выработку стрессового гормона адреналина. Можно начинать борьбу за выживание... или разговор с шефом о повышении зарплаты.

Новые формы страха

Для 25 млн. немцев и еще большего числа американцев страх превратился в настоящую проблему: каждый одиннадцатый из них даже стал из-за страха хронически больным. По данным американских властей, 12% всех жителей США регулярно глотают лекарства от страха.

Чем же люди, страдающие приступами страха, отличаются от остальных? Ведь они выделяют гормоны стресса, как и каждый из нас. С одной разницей: у них нет для этого ясной причины. Либо повод настолько незначителен, что стресс с его неприятными сопутствующими явлениями несоразмерно силен.

«Неожиданно мне стало плохо, - рассказывает Лутц Берендс, принадлежащий к числу тех, кто воспринимает свой страх как проклятие. - Мое сердце бешено заколотилось, я стал задыхаться. По лицу заструился холодный пот, руки и ноги онемели, вокруг меня все сделалось каким-то странным, нереальным. Я решил, что схожу с ума. Я поскорей подъехал к обочине и выскочил из машины. Даже мотор не заглушил. Позвонил по мобильному телефону жене, она приехала па автобусе и отвезла меня и машину домой. На работу в этот день я гак и не вернулся».

После долгого разговора домашний врач ставит диагноз: панический синдром, необъяснимый страх. Перед чем? Лутц Берендс ведь добился в своей жизни многого: он стоит па верхней ступеньке карьерной лестницы, у него семья, дом, машина и даже небольшая яхта. Впрочем, именно в этом и кроется его проблема: что будет, если он потерпит финансовый крах или у него что-либо случится со здоровьем? Как он тогда будет жить? Все больше людей мучит страх перед крахом карьеры, перед будущим и перед другими людьми. «Социальные фобии наступают», - констатируют психологи. Они проявляются гораздо чаще, чем классическая боязнь пауков или полетов в самолете. Конкретные фобии, вызванные определенными вещами, сменяются необъяснимыми страхами.


Страх перед пауками весьма распространен, но преувеличен. Укусы пауков иногда бывают неприятными, но в большинстве случаев они не опасны.

Тест: Безобиден ли мой страх?

Согласно новейшим определениям Американского психиатрического общества, о приступе паники можно говорить тогда, когда присутствуют как минимум четыре из следующих 13 симптомов:

  • Нехватка воздуха и затрудненное дыхание
  • Головокружение или обморок
  • Учащенное сердцебиение
  • Дрожь
  • Потливость
  • Ощущение удушья
  • Тошнота или боли в животе
  • Ощущение нереальности или растворения личности
  • Глухота или мурашки по телу
  • Приступы жара или озноба
  • Боли или другие неприятные ощущения в груди
  • Страх смерти
  • Страх сойти с ума или потерять над собой контроль

Другие ценности и нормы

«Это кроется в морали показного благополучия и демонстративной улыбки», - предполагает психоаналитик Хорст-Эберхард Рихтер, директор франкфуртского Института им. Зигмунда Фрейда. Мы обязаны быть подтянутыми, бодрыми и удачливыми. Слабые быстро оказываются на обочине жизни. Поэтому неудивительно, что нас терзает страх перед безработицей. Он так же велик, как и страх оказаться в старости беспомощным и нуждаться в постороннем уходе.

Психологи-эволюционисты объясняют эту причину так. Чем свободней и демократичней наше общество, тем больше изменяются ценности и нормы. Чем технологичней и глобальней становится наш мир, тем трудней его понять.

Современные источники для страха - это утрата ориентиров и чувство бессилия. Немецкий психолог Маркус Трейхлер замечает по этому поводу: «В страхах нашего столетия отражается характер современного человека - он свободный и неопределенный. В этом и кроется истинная причина его фобий. Ведь страх - это не что иное как родовые боли при рождении сознания свободы человека. А это не следует считать причиной для страха».


Панический страх перед школой. Страх перед посещением школы достигает своего пика обычно на втором году учебы и чаще вызывается нежеланием уходить из дома, чем боязнью находиться в школе.

Просто пересидеть страх?

Это прозвучит цинично для людей, не знакомых с проблемой. Просто пересидеть страх и избегать ситуаций, которые его вызывают? Выход довольно сомнительный, ведь тогда вы просто станете пленником в собственном доме. Тот, кто глотает лекарства, рискует стать зависимым от них. «Медикаменты следует использовать лишь в качестве временной меры, для преодоления острого состояния, пока больной не станет способным для получения терапевтического курса или для самостоятельной помощи себе», - пишут Кристина Браш и Инга-Мария Рихберг в книге «Страх среди ясного неба». Авторы этой монографии сами много лет страдали от приступов паники.

Лутц Берендс проходит в психосоматической клинике четырехнедельный курс поведенческой терапии; шансы на успех составляют около 80%. Терапевт выясняет вместе с пациентом причины страха, и шаг за шагом они разрабатывают «симптоматический менеджмент» для ситуаций, вызывающих страх.

Существуют десятки вариантов терапии, от мягкой до жесткой, традиционной и компьютерной, индивидуальной и групповой. Главное, чтобы терапевт и метод вам нравились.

Подготовлено по материалам «Ридерс Дайджест»

ТЕМА 6

СИНДРОМЫ СТРАХОВ: ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИИ

1. Понятие про синдромы страхов, их виды.

2. Школьная фобия как проявление страха разлуки.

3. Формы уклонения от школы и критерии их различения.

4. Причины возникновения школьной фобии.

5. Особенности терапии школьной фобии.

Понятие про синдромы страхов, их виды

Под названием «синдромы страхов» объединяются различные клинические варианты нарушений, для которых характерны два признака : необычайно интенсивный, ситуационно спровоцированный страх и столь же выражен­ное избегающее поведение.

Традиционно отличают страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию, от генерализованно­го, неспецифического, «свободно плавающего» страха. Первый вариант страха соответствует клинической картине фобии, второй - неврозу страха. Это разделение в последние годы было дифференцировано далее, что, од­нако, не привело к более четкой классификации состояний страха. Часто это даже не­возможно, так как различные формы страхов могут комбинироваться друг с другом. Принципиально можно выделить три вида страхов:

1) фобические страхи, вызываемые определенными объектами и ситуациями; к ним относятся агорафобия, социальные и моносимптомные фо­бии (называемые также специфическими или изолированными фобиями);

2) флюктуирующие страхи (приступы страхов), не связанные с определенными объектами или ситуациями и возникающие в виде паники; к ним относятся панические расстройства или панические атаки;

3) генерализованные страхи єто не приступы, а длительные переживания, не связанные с определенными ситуациями или объектами; эту форму страха называют также «свободно плавающей».

При всех видах страхов возможны изменения на трех уровнях , которые могут быть выражены в разной степени.

1.На уровне переживаний. Опасения, ощущение причиняемого ущерба, мысли о том, как избежать определенных угрожающих ситуаций.

2.На уровне поведения . Стратегии избегания, такие, как бегство, уклонение, уход из дома, уход от ситуации, а также «сигналы безопасности», ассоциируемые с определенной ситуацией, устраняющей страх. Под этим понимают объекты или ситуации, которые как бы страхуют от экстремальных угроз, поскольку позволяют быстро прибегнуть к помощи (например, те­лефон для вызова терапевта, присутствие определенного лица, таблетка в сумке).

3.На физиологическом уровне. Общеизвестные физиологические проявления, сопровождающие страх, такие как учащение пульса, потливость, учащенное дыхание и т. п.

Разделение на эти три уровня имеет большое значение, как для диагно­стики, так и для терапии. Различные диагностические критерии постоянно используются с учетом этих трех уровней. Существуют также методы лечения состояний страха, охватывающие все три уровня.

Для клинициста это разделение уровней очень важно в тех случаях, ко­гда состояние страха носит патологический характер и когда его еще мож­но отнести к физиологическим отклонениям. Такое разделение не всегда абсолютно однозначно, однако есть критерии, которые в известной степе­ни могут считаться надежными. О патологическом страхе можно говорить при наличии следующих проявлений (Marks, 1969; Remschmidt, 1973, 1978):

1) чрезмерная интенсивность страха (количественный аспект);

2) необычное содержание страхов и необычность объектов, вызываю­щих эти состояния (качественный аспект);

3) несоразмерность реакции страха с ситуацией, в которой он возни­кает;

4) хронификация реакции страха;

5) отсутствие у индивида возможностей для ослабления или преодоле­ния страха;

6) существенный ущерб, наносимый состоянием страха, качеству жиз­ни, обычному для данного возраста.

Важным для понимания феноменом является типичная возрастная динамика страха в процессе развития индивида. В соответствии с изме­нением потенциальных опасностей в детском и подростковом возрасте изменяются и объекты страха. В то время как у детей младшего возрас­та (до 8 лет) преобладают страхи, связанные с воображением (например, страх перед ведьмами, чертями, привидениями), и некоторые реальные страхи, с началом пубертатного периода на первый план выступает страх перед авторитарными личностями, социальными ситуациями и ситуациями, связанными с высокими требованиями (Remschmidt, 1973).

Далее следует отметить высокую корреляцию между страхами родителей и их детей, а также определенные стили взаимоотношений в семье (напри­мер, гиперпротекция, симбиотические отношения между матерью и ребен­ком), способствующие возникновению выраженных состояний страха.

У детей и подростков, так же как и у взрослых, страхам больше подвер­жены лица женского пола; эти половые различия становятся более отчетли­выми с наступлением пубертатного возраста.

Что касается начала заболевания, то многие моносимптомные (специфические) фобии возникают уже в детском возрасте (особенно страх перед животными), тогда как социальные фобии чаще всего начинаются в пубер­татном периоде и в раннем подростковом возрасте. Это связано и со специ­фическими возрастными изменениями в содержании страхов, которое с началом пубертатного периода резко изменяется в направлении социальных ситуаций.

Следует различать четыре группы синдромов страха, ко­торые выделяются и в современных классификационных схемах. Это сле­дующие группы:

1) страх разлуки и школьная фобия;

2) фобические синдромы;

3) панические атаки и агорафобия;

4) генерализованное тревожное расстройство (синдром страха, ран­ний невроз страха).

Мы подробнее остановимся на первой из этих групп ввиду ее важности для понимания интерактивных процессов в семьях.