13.08.2019

Синдром страхов в раннем детском возрасте. Синдром детских патологических страхов Бредовые страхи



Страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонителный рефлекс. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблюдающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопатологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятельность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдром страхов и относить к проявлениям преимущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики затрудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:

· навязчивые страхи;

· страхи со сверхценным содержанием;

· недифференцированные, бессодержательные страхи;

· страхи бредового характера;

· ночные страхи.

1) Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, физических недостатков (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т.п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятельности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

2) Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблюдаться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолевать в отличие от навязчивых страхов.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространяться на целую группу вещей или животных, вызвавших первоначальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т.п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших родственников. Дети бояться, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т.п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их преодолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще встречается в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

3) Психопатологические недифференцированные, бессодержательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощущений с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной причины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут носить приступообразный характер и наблюдаться при неврозах и вяло текущей шизофрении.

4) Страхи бредового характера отличаются переживаниями скрытой угрозы со стороны людей и животных, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, подозрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, холодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображаемых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся обманами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают характер бредовых страхов, которые не удается снять убеждением. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении. (В.В. Ковалев).

5)Ночные страхи – это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного расстройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошкольном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня » и т. п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ничего не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987, Н.М. Жариков, 1989, В.Н. Мамцева, 1991, А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательного наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых часто имеет эпилептическую основу.

Повышенная готовность к аффекту страха - характерная особенность детского возраста, обусловленная относительной легкостью растормаживания пассивно-оборонительного рефлекса, который, по И. П. Павлову, составляет физиологическую основу страха. В связи с этим разграничить психологические и патологические страхи у детей не всегда легко. Критериями патологических страхов являются их беспричинность или явное несоответствие интенсивности страха силе вызвавшего его ситуационного воздействия, затяжной характер, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов [Сухарева Г. Е., 1959; Ковалев В. В., 1979; G.Nissen, 1980]. Патологические страхи могут входить в структуру различных психопатологических синдромов, прежде всего невротических, аффективных и аффективно-бредовых, но нередко выступают как относительно самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдромы страхов [Сухарева Г. Е., 1955]. Эти синдромы мы относим к проявлениям преимущественно аффективного возрастного уровня нервно-психического реагирования [Ковалев В. В., 1969, 1979].

У детей и подростков можно выделить 5 основных групп синдромов или симптомов страха: 1) навязчивые страхи, 2) страхи со сверхценным содержанием, 3) бредовые страхи, 4) психопатологически недифференцированные и 5) ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии от греч. fobos - страх), т. е. неотступно, вопреки желанию возникающие переживания страха, которые осознаются как чуждые, необоснованные, нередко встречаются у детей школьного возраста (чаще после 10 лет) и подростков. Рудиментарные, незавершенные фобии (страх ходьбы после падения и ушиба и даже страх загрязнения) описаны у детей раннего и преддошкольного возраста [Симеон Т. П., 1958]. Однако в этих случаях в связи с незрелостью самосознания отсутствуют переживание чуждости, чувство внутренней несвободы, активное стремление к преодолению страхов.

… детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов .

Синдром детских патологических страхов – синдром, характеризующийся различными страхами (в зависимости от механизмов, времени возникновения и особенностей проявления), возникающими без психологической и ситуационной обоснованности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины .

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6 – 7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и проявлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Выделяют пять форм страхов: навязчивые, сверхценные, бредовые, ночные, недифференцированные.

НАВЯЗЧИВЫЕ СТИРАХИ

Навязчивые страхи возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, но связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением. Проявляются страхом болезни (нозофобия), острых предметов, высоты, закрытых помещений (клаустрофобия), заражения, загрязнения (мизофобия), смущения (эрейтрофобия) и т.п.

Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

СВЕРХЦЕННЫЕ СТРАХИ

Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности, в реальности их фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных (например, собак), персонажей фильмов, сказок (домовых, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью «воспитательного запугивания». Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы.

Встречаются в рамках невротических расстройств, реже - при шизофрении.

БРЕДОВЫЕ СТРАХИ

Бредовые страхи возникают, как правило, независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных объектов, сопровождаются тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим лицам, ощущением опасности для себя и близких в действиях предполагаемых врагов. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями.

Встречаются при шизофрении, реже - как эпизоды при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга и психогенных расстройствах.

НОЧНЫЕ СТРАХИ

Ночные страхи возникают при пробуждении во время ночного сна в просоночном суженном сознании. пи этом дети в испуге дрожат, кричат, что-то отгоняют от себя, на лице у них – выражение ужаса, страха. Обычно утром наблюдается амнезия – дети ничего о приступах ночного страха не помнят.

Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза.

НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СТРАХИ

Недифференцированные страхи – беспредметные, с соматовегетативным оформлением. Отмечаются при диэнцефальных кризах.

______________________________________________________________________________

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ

Возраст: 0 – 6 месяцев ; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки.

Возраст 7 – 12 месяцев ; возрастные страхи: громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Возраст 1 – 2 года ; возрастные страхи: громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

Возраст 2 – 2,5 года ; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.).

Возраст 2 – 3 года ; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет ; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников.

Возраст 6 – 7 лет ; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие.

Возраст 7 – 8 лет ; возрастные страхи; темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;
физическое наказание и непринятие в школе.

Возраст 8 – 9 лет ; возрастные страхи: неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря.

Возраст 9 – 11 лет ; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

Возраст 11 – 13 лет ; возрастные страхи: неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей.

Синдром уходов из дома и бродяжничества наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и выражается в повторяющихся уходах из дома, из дошкольных и школьных учреждений, из интернатов и сопровождается бродяжничеством. Выделяют несколько причин уходов из дома и бродяжничества.

К первой группе синдрома уходов из дома и бродяжничества относятся реактивные состояния, состояния эмансипации, сенсорной жажды.

Ко второй группе уходов из дому и бродяжничества относятся безмотивные случаи, наблюдающиеся у больных шизофренией и эпилепсией.

В ряде случаев уходы из дома связаны с сугубо психическими заболеваниями типа шизофрении и эпилепсии, при которых больные не знают причин уходов и объяснить их не могут, так называемые «беспричинные» или безмотивные уходы.

Независимо от характера первых уходов, за исключением варианта «безмотивных», сформированный синдром уходов выражается в более или менее стойком стремлении к бродяжничеству, при котором дети уходят одни, лишь на короткое время, вступая в случайные, иногда вынужденные контакты.

Синдром уходов из дому и бродяжничество нередко возникает у детей и подростков на фоне задержанного интеллектуального развития. Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей ролью изменений элементарной аффективности, тесно связанной с влечениями, происхождение синдрома уходов и бродяжничества рассматривается как выражение аффективного уровня нервно психического реагирования, относительно близкого, к психомоторному уровню.

4. Синдром страхов

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:

Навязчивые страхи;

Страхи со сверхценным содержанием;

Недифференцированные, бессодержательные страхи;

Страхи бредового характера;

Ночные страхи.

5. Синдром патологического фантазирования

Патологическое фантазирование встречается как у детей, так и у подростков, в связи с чем оно не может быть отнесено к проявлению какого либо одного уровня нервно психического реагирования.

В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка, патологические фантазии характеризуются необычайной стойкостью, малой подвижностью, нередко оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушением поведения и явлениями дезадаптации. Возникновение патологического фантазирования можно наблюдать уже у детей 3-5 летнего возраста. В этих случаях оно выражается в виде своеобразной, необычной для здоровых детей игровой деятельностью, которая в зависимости от характера заболевания, особенностей личности ребенка и среды, в которой он растет, может проявляться в разных формах.

Наиболее распространенной формой патологического фантазирования является перевоплощение. При этом ребенок перевоплощается в тот или иной образ. В этом случае резко меняется поведение ребенка в соответствии с его представлениями об облике и образе жизни данного существа. Игровое перевоплощение может наблюдаться также при психогенных расстройствах.

Другой формой патологической игровой деятельности представляют однообразные, стереотипные игры, имеющие сверхценный характер . Эта форма нарушения может наблюдаться у детей в возрасте 2–3 лет и у дошкольников и характеризуется однообразными действиями с различными предметами, нередко не имеющими игрового значения: открывают и закрывают краны, стучат крышками, рвут бумагу на мелкие кусочки, раскладывают на полу веревочки и провода. Стереотипные игры наблюдаются при вялотекущей шизофрении и при синдроме раннего детского аутизма.

Психопатологические знаки

Настроение

Сужение, неуверенность, беспокойство, заброшенность в узкое — место — бытия, стеснение духа, боязнь, забота о здоровье тела (ипохондрия), совести (вина), экзистенции (страх жизни) и т. д. (переход к депрессивному синдрому сопровождается страхом).

Побуждения

Напряжение, беспокойство, возбуждение, паника, «застывание».

Сознание, восприятие, мышление

Ограничение осмотрительности, кругозора, способности к прогнозированию, сужено поле восприятия.

Телесные симптомы

Головные боли, сердцебиение, комок в горле, сердечные боли (дискардия), дрожь, головокружение, нарушение дыхания, импотенция, фригидность.

«Вегетативные» симптомы

Симпатическое возбуждение: широкие зрачки, учащение пульса, подъем АД, сухость во рту, пот, повышенный мышечный тонус.

Парасимпатическое возбуждение: тошнота, рвота, мочеиспускание, понос.

Синдром страха как таковой достаточно типичен, но подвержен индивидуальным колебаниям.

Встречаемость

У здоровых людей: страх перед действительно опасной ситуацией, при заболеваниях сердца, легких и т. д. Может быть страх на почве философских и религиозных сомнений.

Невротический страх (см. невроз страха, Фрейд). Страх «свободно витающий», без определенного повода или в отношении предметов и ситуаций, которые по общему мнению не опасны (фобии). Область психотерапии и применения (анксиолитиков).

Страх при т. н. эндогенных психозах имеет глубокие корни:ечь идет о сохранении жизни (девитализация), о Я — активности, консистенции, демаркации, идентичности.

Этот страх уже не купируется малыми . Успеха можно добиться применением нейролептиков и .

Страх при психических нарушениях в связи с телесными болезнями, острыми (напр. делирий, алкогольный ) и хроническими (деменция). Во многих случаях при нарушениях обмена веществ и эндокринных нарушениях: гипогликемия, гипертиреоз, феохромоцитома.

, дисфорический синдром, Moros

Психопатологические знаки

Недовольные, угрюмые, раздражительные, гневливые, печальные, озлобленные, «сумасбродная ярость». Иногда недоверчиво — враждебны.

Восприимчивы к любому раздражению (шум, разговоры), во многих случаях озлобленно — пессимистичны, брюзгливы, все видят в черном цвете.

Иногда бранчливы, вспыльчивы, «ядовиты», критичны, временами крикливы, способны к угрозам, нападкам.

Чаще обвиняют других, чем себя, периоды отупения сменяются взрывами раздражения, агрессивны, иногда склонны к бродяжничеству, пароксизмам брани, насилия (бессмысленные разрушения).

Встречается:

  • повседневные расстройства настроения на фоне волнения и напряжения;
  • как вариант депрессивного расстройства настроения в предменструальном периоде;
  • как особенность личности (буяны и т. д.);
  • под влиянием препаратов, напр. в алкогольном опьянении или под действием амфетаминов;
  • при диффузных или локальных заболеваниях мозга (напр. атеросклероз, черепно — мозговая травма);
  • у эпилептиков как спонтанное или реактивное расстройство настроения;
  • у олигофренов;
  • как вариант депрессивного расстройства настроения различного рода;
  • у шизофреников с , воздействия, галлюцинациями (мучительство).