19.07.2019

Тревожный невроз: причины, симптомы и особенности лечения. Невротические страхи Невроз желудка. Симптомы


Если у вас бывают приступы паники, если вы не понимаете, в чем их причина, стоит серьезно задуматься о своем здоровье прямо сейчас.

Ощущения

Раздражительность, постоянное чувство усталости, резкие реакции на простые события, частая головная боль, чувство, что голову как будто что-то сдавливает, словно надет шлем или обруч, частое сердцебиение, потливость, нарушения аппетита, нарушения сна, проблемы со стулом, вспыльчивость, постоянное чувство гнева или, наоборот, вялость, постоянно плохое настроение, зажатость мышц шеи, плеч, спины, невозможность полноценно дышать (делать глубокй вдох и выдох) и, наконец, постоянное чувство страха, тревоги, беспричинное беспокойство - все это признаки заболевания, известного у врачей психологов и психиатров, как тревожный невроз.

Терминология

На протяжении XX века такие понятия, как невроз, тревожное расстройство использовались врачами в случае любого состояния навязчивой тревоги и депрессии и были дифференцированы от «психоза». Различали эти два вида заболеваний психики только тем, что в первом случае больные сохраняют связь с реальностью и редко проявляют антисоциальное поведение.

Нарушения, вызванные таким заболевание, как психоз, гораздо серьезнее. Здесь присутствуют невозможность правильного восприятия реального мира, грубые нарушения социального поведения и неспособность контролировать свои психические реакции. Симптомами невроза тревоги являются повышенная общая тревожность, которая проявляется в различных физиологических симптомах, связанных с деятельностью вегетативной (регулирующая работу внутренних органов, сосудов, желез) нервной системы.

Отличия невроза и психоза

По симптоматике заболевания различаются довольно сильно.

Невроз Психоз

синдром хронической усталости

галлюцинации

раздражительность

яркая, беспочвенная реакция на стресс

изменения во внешнем виде человека

головная боль, чувство сдавленности

безучастность

нарушения сна (трудности с засыпанием, частые просыпания)

заторможенность реакций

нарушения в мимике

судорожные припадки

нарушения восприятия и ощущений

страх (не зависящий от обстоятельств, внезапный)

эмоциональная нестабильность

навязчивые состояния

дезорганизации поведения

В конце двадцатого века после конференции по пересмотру Международной классификации болезней в Женеве такое самостоятельное заболевание, как тревожный невроз, перестало существовать отдельно и было включено в определение Теперь такое определение, как невротические расстройства, обобщает в себе различные категории нарушений:

  • Депрессивные расстройства.
  • Фобические расстройства.
  • Психастения, обсессивно-компульсивные расстройства.
  • Ипохондрические расстройства.
  • Неврастения.
  • Истерия.

Все они считаются обратимыми и отличаются затяжным течением. А клиника характеризуется существенно сниженными физической и умственной активностью, а также навязчивыми состояниями, истерией и состоянием хронической усталости.

Тем не менее многие врачи продолжают выделять данное психическое заболевание как отдельное, поскольку этот термин является более понятным и не так сильно пугает пациентов. Объяснить, как лечить тревожный невроз, гораздо проще, чем углубляться в сложную терминологию психиатрии.

Чем вызван невроз тревоги

Четких причин для появления данного заболевания не выделено, но существует несколько правдоподобных теорий:

  • Существует предрасположенность к тому, чтобы появились тревожное состояние, невроз. В этом случае болезнь может возникнуть при малейшем стрессе или от неправильно выбранной модели поведения.
  • Нарушения в работе гормональной системы организма (излишние выбросы гормона адреналина) могут вызывать частые приступы паники, которые могут в дальнейшем привести к психическому заболеванию.
  • Неравномерное распределение гормона серотонина в головном мозге может вызывать симптомы и впоследствии заболевание неврозом.
  • Еще Зигмунд Фрейд писал о том, что, если «кто-то неожиданно стал раздражителен и угрюм, а также подвержен приступам тревоги, следует в первую очередь спросить о его сексуальной жизни». И действительно, симптоматика состояния человека, не достигнувшего разрядки (оргазма) после возбуждения при половом акте, очень схожа с той, которая описывается при неврозах.

Скорее всего, тревожный невроз вызывает не один фактор, а целый ряд психологических проблем, биологических «ошибок» и социальных факторов, которые оказывают воздействие на его развитие.

Стоит отметить, что близкие и знакомые могут не замечать ничего необычного в поведении человека, страдающего фобическим неврозом. Ведь ничего удивительного не будет в том, что пульс повышается, если входит человек, к которому есть чувства (положительные или ярко отрицательные), что человек потеет, если на улице или в помещении жара. Также многие симптомы могут скрываться за признаками болезней, которыми уже страдает человек. Ведь вряд ли у больного в карточке будет написан только один диагноз - тревожный невроз.

Лечение в домашних условиях тут точно не поможет. В случае длительного течения болезни без врачебной помощи могут возникать патологические состояния, такие как стремление к полной изоляции (желание обезопасить себя от окружающего мира, боязнь выходить на улицу). Могут появиться различные общественного транспорта, открытых пространств (агарофобии), ездить в лифте и другие формы клаустрофобии. Такие люди часто сознательно избегают мест, где происходили приступы паники, ограничивая круг все больше и больше.

Тревожный невроз. Простая форма

Простая форма невроза страха отличается тем, что наступает резко, после травмы (авария, потеря близкого человека, неутешительный врачебный диагноз и тому подобное). Человек с простой формой заболевания плохо ест, тяжело засыпает и часто просыпается, у него и колени, ощущается пониженное давление, он часто ходит в туалет, дыхание неполное, отмечается сухость слизистых, он не может собраться с мыслями при разговоре и путается в ответах. В этом случае тревожный невроз лечение предполагает лишь симптомативное. Со временем все функции восстановятся сами. Для ускорения процесса можно использовать фитотерапию, лечебную физкультуру, массаж, сеансы у психотерапевта.

Хроническая форма невроза страха

Хронический тревожный невроз в сложной и запущенной форме характеризуется более выраженными основными и дополнительными симптомами, такими как неосознанный разговор, бормотание, потеря в пространстве, онемение, оцепенение

Тревожный невроз: симптомы и лечение у детей

У маленьких детей невроз может вызвать все что угодно. Если ребенок только начинает познавать мир, если он от природы замкнут и раздражителен, если имеются какие-либо врожденные или приобретенные (например, родовые травмы) заболевания, то у такого малыша легко может возникнуть невроз испуга. Резкий, необычный звук (особенно в те моменты, когда ребенок спит или пребывает в спокойном состоянии), яркий свет, чужое лицо, которое появилось неожиданно, новое домашнее животное - все может стать причиной сильного испуга. Дети постарше обязательно запомнят сцену драки, агрессивного человека или несчастный случай.

В секунды испуга ребенок скорее всего замрет и онемеет или начнет дрожать. Если страх остался в памяти, то ребенок может временно перестать разговаривать, «забыть», что умеет ходить, сам есть ложкой, вытирать себе нос и многое другое. Часто грызть ногти, мочиться в кровати. Так проявляется у невроз. Симптомы и лечение этой болезни хорошо известны любому детскому психологу. В большинстве клинических случаев прогноз терапии благоприятный. Все функции, которые были нарушены, постепенно восстанавливаются, и ребенок забывает об испуге.

Ни в коем случае нельзя запугивать детей страшными сказками, фильмами или персонажами. Если испугался ребенок старше пяти лет, то за ним стоит наблюдать более внимательно. Существует большая вероятность, что из тревожного невроза могут развиться различные фобии (навязчивые состояния).

Лечение

Если после нескольких визитов к врачу, психиатру или психотерапевту, ставится диагноз тревожный невроз, лечение которое назначит доктор, будет, скорее всего, медикаментозным. Самостоятельно на дому, травами, компрессами, горячими ваннами или при помощи целителей, снимающих порчу, такое заболевание вылечить невозможно. Если проблема довела пациента до врача, значит, лечение и диагностику пора доверить специалистам. Прием препаратов фармакологии, выписанных лечащим врачом, и сеансы психотерапии за несколько месяцев могут сделать жизнь прекрасной. Разрешение своих внутренних конфликтов, изменение отношения к окружающему миру и себе, поиск внутренних проблем и путей их решения в своем сознании, наряду с помощью антидепрессантов, помогут предотвратить возможные осложнения и обрести гармонию.

Поддерживающая терапия

После проведенного лечения обычно назначаются препараты-анксиолитики. Они способствуют закреплению результатов терапии. Также в качестве дальнейшей профилактики невротических состояний доктор порекомендует отвары трав (ромашки аптечной, мяты перечной, душицы, липы, корня валерианы, пустырника и другие). Возможно также использование легкого снотворного и успокаивающих препаратов.

Обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течение 3-4 недель. Это можно считать нормой. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Для него характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность. Страхи могут существовать и расти вплоть до преклонного возраста. Разумеется, это неблагоприятно влияет на формирование характера и приводит к возникновению защитного поведения: избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного. На фоне невротического страха возможно проявление других неврозов, астении: повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и др.

Наиболее существенные отличия невротических страхов от возрастных:

  • бо’льшая эмоциональная интенсивность и напряженность
  • длительное или постоянное течение
  • неблагоприятное влияние на формирование характера и личности
  • болезненное заострение
  • взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (невротические страхи — это один из симптомов невроза как психического заболевания формирующейся личности)
  • отражение на поведении посредством не только избегания объекта страха, но и всего связанного с ним нового и неизвестного, т.е. развитие защитного типа поведения
  • более прочная связь с родительскими страхами
  • относительная трудность их устранения

Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страхов. В том или ином виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений.

Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.

Страх за свою жизнь в виду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеет существенных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия здесь скорее носят качественный характер и сводятся к боязни нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни, стихии. Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер, и в их основе лежит . Этот страх означает боязнь «быть ничем», то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть в огне, при пожаре, погибнуть во время стихийных бедствий, подвергнуться смертельной опасности во сне или получить увечье в результате нападения или болезни.

Чаще подобные страхи испытывают чувствительные, имеющие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети. Их представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтом и они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви. Поэтому боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем во взаимоотношениях с родителями, проблем, которые не могут быть разрешены самими детьми.

Ближе к 7-8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии тревожности с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не то,не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам, опасением быть не тем, кого любят и уважают. Страх быть не тем» чаще всего встречается не просто у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного достоинства, но именно у тех из них, кто внутренне ориентирован на социальные нормы и стремится соблюдать их.

Невроз страха , как форма невроза, впервые описана 3. Фрейдом в 1892 г., проявляется чувством тревоги или страха самого различного содержания. Однако и до настоящего времени в детской и общей психиатрии существуют противоречивые точки зрения на целесообразность выделения данного вида общего невроза. Большинство отечественных и зарубежных психиатров выделяют невроз страха как самостоятельную форму психического заболевания (Г. Е. Сухарева,1959; А. М. Свядощ, 1971,1982; В. В. Ковалев, 1974, 1979; К. Джаспер, 1946; Л. Каннер,19бб). В то же время С. Н. Доденко (1953), Г. К. Ушаков (1973) отрицают самостоятельность невроза страха, считая его простым, неразвернутым вариантом невроза навязчивых состояний или проявлением неврастенического, ипохондрического и других видов неврозов.

Этот вопрос довольно сложный не только в плане нозологической самостоятельности, но и в отличии страха вообще от болезни. Известно, что каждый человек на протяжении жизни, в том числе и в детском возрасте, испытывает страх, как чувство болезни, опасения различных предметов, явлений и действий, которые могут принести вред здоровью. Это фактически реакция защиты организма от опасности, которая требует срочного принятия конкретного решения. Обычно с исчезновением причины опасности вскоре проходит и чувство страха. Применительно к неврозу страха последний рассматривается как беспредметная (беспричинная) отрицательно окрашенная эмоция, сопровождающаяся напряженностью, чувством непосредственной опасности для жизни и разнообразным вегетативными нарушениями.

У детей, особенно раннего и дошкольного возраста, страх нередко связан с испугом. В этой связи в рамках невроза страха Г. Е. Сухарева (1959) выделяла, как разновидность, «невроз испуга ».

Установлено, что клинические проявления невроза страха имеют некоторые возрастные особенности. По данным А. М. Свядоща у взрослых невроз страха носит некондиционный характер, т.е. он не зависит от какой-либо ситуации или представлений в прошлом (в том числе причины, вызвавшей страх, если она устанавливается), является немотивированным, бессодержательным. Он как бы «свободно витающий». Для наглядности А. М. Свядощ приводил описание страхов по рассказам наблюдаемых им больных. «Состояние страха меня все время не покидает. Я испытываю весь день то чувство неопределенной тревоги, то страха. При этом чего я боюсь, чего я жду - сама не знаю». Это может быть чувство неопределенной опасности, несчастья, которое должно или может случиться. Иногда чувство страха охватывает все действия больного. Например, он боится взять в руки нож, чтобы не ударить кого-то другого, боится выйти на балкон, а вдруг выбросится с него, опасается включить газовую плиту, а вдруг забудет ее зажечь или выключить и т.д.

Причиной невроза страха в детском возрасте могут быть шоковая и подострая психотравмы, вызывающие испуг; факторы эмоциональной депривации (особенно длительная разлука с родителями), тяжелые заболевания близких людей, неправильное воспитание типа гиперопеки.

Содержание страхов, их внешние проявления у детей различных возрастных групп, как пишет В. В. Ковалев (1979), обычно связаны с характером психотравмирующей ситуации. Так, в первые 6 лет жизни преобладают страхи животных, персонажей телепередач, кинофильмов, от «страшных» сказок или запугивания ребенка событиями, чтобы вызвать послушание. Нередко пугают детей доктором, который сделает укол, бабой-ягой, милиционером или «вредным дядькой», который заберет непослушного ребенка. А если затем приходится обращаться к врачу, может быть истерика. В дошкольном и младшем школьном возрасте часто бывает страх темноты, разлуки с близкими, одиночества. Нередко приходится видеть, как ребенок раннего и дошкольного возраста не отпускает от себя мать, держась руками за подол ее юбки, и ходит всюду за ней следом. А как часто слышат мамы от детей такого возраста, особенно от девочек, «мама, ты не умрешь?». Причиной тому может быть состояние матери, когда ей было плохо то ли от невроза, то ли от органической болезни, и она принимала лекарства.

В период полового созревания содержание неврозов страха часто касается представлений о болезни и смерти.

Течение невроза страха может быть как кратковременным - несколько недель - 2-3 месяца, так и затяжным - несколько лет. В случае затяжного течения возможны периодически наступающие обострения. Длительное течение невроза страха часто обусловлено особенностями преморбидного развития личности в виде тревожности, мнительности, ипохондричности и различных видов астенизации.

В подростковом возрасте постепенно теряется связь невроза страха с тематикой психотравмирующей ситуации, т.е. его проявления приближаются к таким, которые наблюдаются у взрослых.

Возникший в детстве невроз страха может продолжаться многие годы и перейти в невротическое развитие личности. Отмечено также, что невроз страха у детей и подростков, в отличие от навязчивых страхов, не сопровождается признанием их необычности и чуждости, отсутствует также стремление к их преодолению.

В зарубежной (западной) литературе в рамках невроза страха выделяется особая форма - «школьный невроз ». Суть его заключается в том, что дети, особенно начальных классов, боятся посещать школу из-за страха перед ней: строгость, дисциплина, требовательность учителей. В связи с этим ребенок ищет повод чтобы не пойти в школу, ссылаясь на болезнь или другие причины. Это может быть и категорический отказ ребенка, невротическая рвота, возможен уход из школы и даже из дому, возникновение системных неврозов, например недержание мочи и кала.

Отказ от посещения школы может быть обусловлен не только необычностью требований к ребенку, который воспитывался по принципу вседозволенности, но также и боязнью разлуки с матерью.

В русскоязычной литературе прошлых лет, да и настоящего времени не выделяется школьный невроз как разновидность невроза страха. О нем не упоминается ни в БМЭ, ни в Энциклопедическом словаре медицинских терминов. В. В. Ковалев (1979) писал «об относительной редкости страхов школы у детей в нашей стране, что, очевидно, связано, во-первых, с иными, более благоприятными социальными условиями, а во-вторых, с широким распространением в нашей стране общественного дошкольного воспитания детей, которое способствует преодолению эгоистических установок и боязни разлуки с родителями».

Конечно, эту форму или разновидность невроза страха можно выделять или не выделять. Дело в другом. Встречаются ли подобные состояния в нашей действительности? Встречаются, но довольно редко, в том числе и по типу межличностных конфликтов. Ведь учителя, как и учащиеся, подвержены различным заболеваниям, в том числе и неврозам. А если у учителя есть невроз, а к нему в первый класс поступило 30-40 человек, из которых у 4-5 повышенная невротичность, т.е. сформировавшаяся склонность к неврозу, то от встречи невротика с невротиком можно ожидать всего. Один другого будут индуцировать. Мне приходилось видеть таких детей, в том числе недавно был один характерный случай.

Девочка 9 лет категорически отказалась ходить в школу из-за того, что учительница (пенсионного возраста) упорно не называет ребенка ни по имени, ни по фамилии, а просто «телка». Смотрел эту девочку. Не такая уж она полная для такой клички, хотя и «не совсем худая». Странно, что родители ребенка не могли найти управу на данного педагога. Девочку перевели в другую школу, и все стало на свои места.


Бросает в жар, давит в груди, а по телу - мурашки. При одной мысли о том, что может случиться - кружится голова. Мне страшно, я понимаю, что очень страшно - выносить эту жизнь, делать следующие шаги, встречаться с новым, пугающим и неизведанным...

Страх - это один из регуляторов поведения человека, а также чувство, которое позволяет нам заботиться о своей безопасности. И это хорошее и необходимое чувство, когда оно выполняет свою регуляторную функцию - то есть мы не переходим дорогу на красный свет и не едим то, что несъедобно и принесет вред.

Когда страх - больше враг, чем защитник

Но часто страх - это нечто большее, чем просто регулировка поведения, это некоторое паническое состояние, или состояние сильной тревоги, которое сковывает по рукам и ногам и скорее мешает жить. Мы сталкиваемся с ним, когда совершаем выборы в пользу чего-то нового.

Невротический страх всегда - в будущем, он в нашей фантазии

Ключевой момент, касающийся невротического страха - это то, что он всегда направлен в будущее, это всегда некоторая модель реальности в нашей голове. А если я умру? Или заболею? Мне не помогут? Я буду один? Эти вопросы всплывают в сознании и обращены в реальность, которой еще нет, которая пока не наступила.

Страх призван предотвратить что-то.

И это что-то, возможно, уже случалось с нами. Когда-то давно, в прошлом. Если спросить себя, чего я боюсь, то я не боюсь настоящего, я боюсь чего-то в будущем - а точнее, повторения ситуации, которая была в прошлом (или ее части, элемента). Именно этого состояния, этой боли, которую я пережил в прошлом, я боюсь пережить снова.

Я не могу бояться того, чего я никогда не видел и не знал. Этого просто нет в моем опыте. Я могу бояться лишь того, что я уже переживал.

А как же фантазии о тяжелых болезнях и смерти - спросите вы? Ведь мы этого ранее не переживали!

Да, безусловно. Но ведь мы боимся не самой смерти. Мы боимся умирания, боимся мучений, в которые можем попасть. Боимся, по сути, переживания боли.

И когда-то мы уже попадали в мучения. Возможно, это были такие мучения, которые можно было бы сравнить с мучениями умирающего. Когда-то давно, в детстве, в самом уязвимом детстве, где мы очень мало могли для себя сделать и уповали на защиту взрослых.

Именно тогда мы могли почувствовать настоящий, неподдельный страх и ужас надвигающегося конца и непрекращающихся мучений. Таких, которые длятся вечно. Потому что непонятно, когда придет мама и остановит их. Совсем неизвестно, что будет дальше, услышат ли, помогут ли, поддержат ли, уймут ли мою боль?..

Мы могли бояться тех мучений, которые неизвестно когда закончатся. Это самое страшное - не знать, когда боль прекратится.

Тогда мы могли быть в тотальном бессилии. Возможно, были связаны пеленками, а возможно, оставлены в больнице. В одиночестве, с неизвестными врачами, которые лазают в тело, которые не интересуются, как нам все это, страшно ли...

И самое ужасное, когда нет мамы. Или того, кто "за нас". Того, который стоит за нашей спиной, и всегда следит, чтобы нам не сделали ничего плохого. И спрашивает нас, интересуется нами, замечает.

И когда явной сильной опасности для нас в данный момент нет, а мы сталкиваемся с переживанием дикого страха и ужаса во взрослом возрасте - это всегда про прошлое. Это всегда про ту маленькую девочку или того маленького мальчика. Это всегда про бессилие и ужас перед неизбежным. Это всегда про недостаток защиты и поддержки. Самозащиты и самоподдержки.

Это часто о наделении окружающей среды и окружающих людей сильной властью над самим собой и своей жизнью. Это про то, что собственной воли не хватает, собственной власти над собой не хватает. Это всегда про запрос: заметьте, поддержите, успокойте, помогите...

Невротический страх: как с ним обходиться

По сути все, описанное выше - является невротическим страхом, то есть таким, для которого нет явных конкретных причин в здесь и сейчас (не падает дом, не летит комета, не стреляют из оружия и т.д.). Невротический страх - это фантазии. И обычно, что мы с ними делаем? Мы можем замирать и думать, фантазировать. А потом переключаться на что-то другое, от невыносимости быть наедине с пугающей фантазией.

На самом деле, мы сами не развиваем свою фантазию, не детализируем ее. Например, страх заболеть раком. Мы можем представить себе некоторый ужасный образ, картинку, возможно даже размытую и нечеткую, и уже очень сильно испугаться, побежать делать анализ или, наоборот, спрятаться куда-то под одеяло.

Но стоит нам только детализировать свою фантазию... Как это все будет, как будем делать исследования, как узнаем, что больны, какая именно опухоль у нас будет? Где она будет расположена и как. Детализируя, мы можем заметить, что наш зашкаливающий страх немного изменяется, возможно, проявляются какие-то другие переживания.

Ведь мы начинаем понимать, что все, что думаем, может быть и не так, и даже в том, что мы фантазируем можно жить и есть множество вариантов развития событий. Страх начинает приобретать какие-то обозримые формы, становиться не размытым и безграничным, а наоборот, адресным, понятным. Начинают вырисовываться идеи и способы, как себя обезопасить, какие меры принять.

С другой стороны, важно задуматься, что же приводит именно к этой фантазии?

К примеру, объективных причин заболеть раком нет. Нет диагноза, нет реальной болезни. Но в голове - она как бы уже есть. Откуда берется? Почему именно - рак, а не СПИД, к примеру...

И здесь можно исследовать те "корешки", из которых растут страхи. Это всегда какой-то прошлый опыт, который у нас есть. Какой он? Кто-то болел и умер на руках? И тогда мы можем находиться "в слиянии" с этим человеком и почему-то теперь "должны" также мучиться.

А, возможно, что-то похожее уже было с вами? Какой-то элемент как бы "раковой" болезни вы уже переживали?.. К примеру, вам могли что-то удалять, вырезать, вы могли лишиться какого-то органа.

А еще - такого рода страхи, болезней, какого-то зла, направленного на себя - это же очень аутоагрессивное действие. То есть я в своей фантазии реализую очень много агрессии и злости (а, может, и ненависти), направленной на себя самого. То есть, я почему-то хочу себя мучить, убивать, издеваться над собой. Про что это в моей жизни?

Почему мои органы должны быть обременены злокачественной опухолью. Почему они не могут быть здоровыми?

И если эти органы отвечают за какую-то сферу нашей жизни - к примеру, половая система - за сферу сексуальности, деторождения, дыхательные органы - за сферу дыхания как проявления жизни, права на жизнь в этом мире, возможность дышать этим воздухом, иметь свое место, претендовать на него. Система пищеварения - на возможность нами пользоваться, "поглощать", переваривать то, что нам необходимо и избавляться, отвергать ненужное.

Не является ли столь агрессивная фантазия о болезни - проявлением самоотвержения, ненависти к себе или к какому-то конкретному органу или системе, который почему-то не должен жить?.. Почему не должны жить мои легкие? Почему я не должна дышать?.. Есть ли место мне в этом мире?.. Даю ли я себе право на эту жизнь? Почему не должна жить моя половая система, разрешаю ли я себе быть сексуальной, реализовывать свое возбуждение? Разрешаю ли я себе беременеть и рожать детей?..

Могу ли я поглощать то, что есть в этом мире - пищу, информацию, заботу, расслабляться, пользоваться всем этим, присваивать себе что-то? Переваривать, отвергать? А что-то совсем - выбрасывать? Возможно, я не имею на это права? Или я не заслужил, я недостаточно сделал, чтобы "покушать"? А, может, я проглотил что-то и мне уже нельзя отказаться, нельзя выплюнуть? Сколько и чего я буду должен за то, что меня "накормили"?..

Чтобы начать контактировать с невротическим страхом, начать с ним иметь дело - важно его "распаковывать". Те его "слои", которые психика прячет от нас, выдавая лишь смутный и ужасный образ "чего-то", одну-две картинки.

Невротический страх лишает нас свободы контактирования с потребностями. Ведь за этим ужасом может стоять много сложных переживаний - к примеру, вины или стыда, боли, унижения, от которых хочется отгородиться.

Но если они уже есть, если где-то они "сидят", остановлены и "запакованы", то они все время будут давать о себе знать - вот таким вот ужасом и такими фантазиями и фобиями.

В психотерапии, во время индивидуальной и групповой психотерапевтической работы, есть возможность соприкоснуться с тем, что самостоятельно не удается видеть и осязать. Есть возможность рядом с другим, или группой других, "пощупать" свой страх и ужас и то, что за ним стоит, рассмотреть все "слои пирога", поисследовать их природу, их корни, где, как и когда они зародились.

И в конечном итоге сделать страх более реальным, а значит - сфокусированным, адресным, осознанным. Сделать его своим ресурсом и настоящей защитой.

Невроз страха – это невротическое нарушение, при котором ведущим симптомом становится определенный страх или фобия. Фобии, или навязчивые страхи, очень разнообразны. В соответствии с конкретной фобией нарушается и поведение человека (например, если больной боится закрытых пространств, то он избегает общественного транспорта, лифта, и т.д.). То есть, невроз страха всегда связан с определенными представлениями человека или конкретной ситуацией.

Навязчивые действия, возникающие при этом заболевании, обычно носят характер определенных мер по преодолению фобии (например, при навязчивом страхе инфекции, человек предпринимает такие меры: постоянно все моет и вытирает, стерилизует свои руки, посуду и одежду, и т.п.).

Лечение подбирается индивидуально, учитывая возраст, длительность заболевания, симптомы и степень тяжести.

Причины возникновения и признаки болезни

Невроз страха возникает на психологической почве. Причиной может быть стресс (конфликт в семье, проблемы на работе, и т.д.) или просто очень значимая для человека ситуация (переезд в новый дом, рождение ребенка, новое место работы).

Помимо четко выраженного страха (определенной фобии), заболевание имеет и такие физиологические симптомы:

  • тремор конечностей и дрожь по телу;
  • ощущение озноба и появление «гусиной кожи»;
  • сильная головная боль;
  • симптомы дискомфорта со стороны желудка, тошнота, рвота;
  • учащенное дыхание и сердцебиение, сильное потоотделение;
  • симптомы нарушения сна (часто просыпается среди ночи, долго не может заснуть);
  • чрезмерное беспокойство и двигательное возбуждение.

В детском возрасте симптомы невроза страха также выражаются в том, что ребенок грызет ногти, сосет палец, может возникать логоневроз (заикание) и энурез (недержание мочи ночью).

Особым видом невроза страха является аффективно-шоковый невроз (невроз испуга), который чаще всего возникает именно у детей. Его может вызвать сильный неожиданный раздражитель – резкий свет или громкий звук, вид необычно одетого человека (например, в карнавальном костюме или маске) или человека в неадекватном состоянии. Обычно такому испугу подвержены малыши раннего возраста и просто чувствительные, впечатлительные дети.

Обычно, невроз страха проявляет себя приступами, во время которых наблюдается высокая раздражительность, возбудимость, плаксивость, могут возникать симптомы панических атак. Между приступами наступает период ремиссии. Очень важно начинать лечение невроза страха своевременно, так как при длительном течении он может перерастать в серьезные и тяжелые психические нарушения (ипохондрия, невроз навязчивых состояний, и другие)


Методы лечения

Прежде чем начать лечение, необходимо пройти комплексное медицинское обследование. Это связано с тем, что невроз страха имеет симптомы, сходные с другими серьезными заболеваниями. Желательно обследоваться у эндокринолога, кардиолога и невропатолога. Они должны исключить заболевания своего профиля, или подтвердить их наличие. Если будут обнаружены какие-то соматические расстройства, то лечение нужно начинать с них. Иначе их течение будет только усугублять невроз.

Если же врачи не находят других нарушений, то лечение невроза страха осуществляет психотерапевт.

Психотерапевтическое лечение невроза страха решает такие задачи:

  1. Обучение больного управлять симптомами своего недомогания.
  2. Обучение больного другому отношению к симптомам недомогания.
  3. Обучение методам релаксации (мышечной и дыхательной).
  4. Проведение гипнотических сеансов при необходимости.

Цель, которую в целом преследует психотерапевтическое лечение – помощь больному в осознании того, что определяет его поведение и помощь в формировании сознательного отношения больного к своим проблемам. Все это приводит к значительному уменьшению или полному устранению страхов и фобий.