23.09.2019

Определение географии. Наука, изучающая географическую оболочку Земли. География:древняя и современная наука


Процесс развития географии, одной из старейших наук, длителен и сложен.

На первых этапах развития географии она была наукой описательной единой. Первые исследователи – географы занимались описанием Земли. Они описывали все, что видели в чужой стране: природу - рельеф, климат, растительность, животных, - описывали хозяйство, нравы, обычаи, быт людей, государственное устройство. Обобщений же теоретического характера делалось мало, зарождались лишь элементы теории. Однако постепенно география превращалась в науку теоретическую, т.е. изучающую процессы и явления, законы природы, размещение и развитие хозяйства и др.

Как только география перешла от описания явлений к их изучению и осмыслению, она разделилась на две основные ветви – физическую и экономическую географии. В каждой из этих ветвей сформировались по два направления. В физической географии – это общая физическая география и страноведение, в экономической – экономическая и социальная география мира и экономико-географическое страноведение.

Из науки описательной, описательно-познавательной она постепенно превращалась в науку экспериментально - преобразовательную, конструктивную.

В географии, как и в других науках, происходил и происходит сложный объективный процесс их дифференциации – процесс выделения разделов, специализированных более узких отраслей, подотраслей, учений, теорий и т.д.

Так, изучением компонентов ГО занимаются частные (компонентные) физико-географические науки, в свое время вычленившиеся от некогда единой физической географии. К ним относятся геология (наука о геологическом строении и истории геологического развития), геоморфология (наука о рельефе), климатология (наука о климате), океанология (наука об Океане), гидрология суши (наука о водах суши), почвоведение (наука о почве), биогеография (наука о закономерностях распределения и сочетания биоценозов и образующих их организмов), палеогеография (изучающая историю формирования природных комплексов) и многие др. Многие из частных наук, в свою очередь, делятся на дочерние науки. Формируется своеобразное «древо наук».

Уже отмечалось, что если физическая география – наука естественная, то география экономическая относится к наукам общественным, так как изучает структуру и размещение производства, условия и особенности его развития в различных странах и районах. Хозяйственная деятельность людей, размещения производства зависят от природных условий и вместе с тем оказывают на них существенное воздействие. В свою очередь, экономическая география также делится на множество частных наук: география промышленности, сельского хозяйства, населения, география городов, транспорта и т.д.

Наряду с процессами дифференциации, также объективно идут процессы интеграции научных исследований – объединения отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений, теорий и др. в одно целое. Оба, казалось бы, противоположных и взаимоисключающих процесса связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией производства, с совершенствованием методов научных исследований, с НТП и происходят на разных уровнях развития науки. Таким образом, дифференциация и интеграция в науке – 2 стороны единого процесса познания.

И если процесс дифференциации идет стихийно, то процессы интеграции нуждаются в организации и поддержке, в международном признании. Для интеграционных процессов, включающих глубокие межнаучные обобщения, нужны сильные, широко образованные ученые. В процессе интеграции возникают междисциплинарные «пограничные» направления, обычно отличающиеся свежестью выводов, яркостью, практической значимостью. Они находят выражение, например, в создании синтетических карт (водохозяйственных, медико-географических и т.д.).

В свете сказанного прогрессивны идеи формирования единой географии на основе современных достижений физической и экономической географии. Например, без использования результатов физико-географических исследований не может обойтись экономическая география. Она «должна опираться на закономерности развития природных комплексов разного масштаба, изучаемые физической географией». Связь физико-географических исследований с экономической географией придает им определенную целенаправленность и практическую значимость.

Методы географических исследований. Общенаучным философским методом является метод материалистической диалектики, в соответствии с которым все природные объекты и процессы рассматриваются не как единожды созданные и застывшие образования, но рассматриваются в их диалектическом развитии. От Вселенной до капли воды в природе все живет, все развивается.

В географии, кроме того, имеются свои специфические методы – инструментальных наблюдений, полевых исследований, методы сравнений и обобщений, картографический, дистанционный с помощью аэрофотосъемки и космических наблюдений, математические (количественные) методы, методы моделирования. Особое место в изучении природы и общества занимает теория систем.

Теория систем появилась в 30 – годах прошлого столетия. Впервые ее основы были сформулированы американским ученым Берталанфи и относилась в основном к математике. В последние десятилетия она становится общенаучным методом в изучении сложных объектов и взаимодействий. «Система – есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии». Многие природные комплексы давно изучаются как системы, что находит отражение даже в названиях, в терминологии (речная, гидрографическая система, система муссонной циркуляции, система течений, экономическая, финансовая система и др.). Природные системы существуют как в органическом, таки в неорганическом мире, они могут быть простыми («хищник – жертва», «ручей-овраг») и сложными («система природа-население-хозяйство»). Элементы системы и системы с окружающей средой объединены прямыми и обратными связями, обладают устойчивостью, многие из них саморегулирующиеся, саморазвивающиеся. Природные материальные системы обладают обменом вещества и энергии, являясь в основном открытыми. Закрытые системы создаются преимущественно в лабораторных условиях.

К характеристикам системы относят целостность объекта, переработку информации в нем и о нем, специфическое поведение объекта, выраженное понятием миссии существования или функции, его специфическое строение (структура) и миссии существования (функции), необходимость управления объектом, свойства развития и саморазвития, открытость системы, в силу чего она способна к самосовершенствованию, иерархическое строение, взаимосвязь целого и частей, системное качество объекта и др. Система - это нечто большее, чем простая сумма элементов, из которых она состоит. Новое качество суммы элементов порождается их взаимокоординацией в системе и взаимодействии со средой.

Существует три основных группы определений системы. К первой группе относятся определения, в которых система предстает как комплекс объектов, процессов и явлений, имеющий место в реальной действительности, независимо от наблюдателя. Задача последнего заключается в поиске способа выделения системы из ее среды, анализе системы с целью выявления механизма ее функционирования и осуществления управляющего воздействия на систему.

Вторая группа определений связана с попыткой провести координацию между понятиями системы и модели. В данном случае цель исследователя состоит в реализации абстрактного отображения объекта действительности с присущими ему свойствами и отношениями в модель. Моделирование процессов с помощью математических расчетов – один из основных современных методов изучения тех процессов и явлений, наблюдать которые человек не может в силу их сложности, связанной с временными или пространственными масштабами, либо в силу других причин.

Третий класс определений представляет собой компромисс между двумя первыми. Системой считается искусственно создаваемый комплекс элементов и взаимосвязей между ними, предназначенный для решения определенной организационной, экономической, технической и т.п. задачи.

Любая система включает понятия «элементы», «отношения», «связь», «целое», «целостность». Как часть целого она принадлежит к более крупной системе. В качестве целого она имеет автономность, независимость, связанность, внутреннюю замкнутость от среды. Среду образуют те предметы, с которыми система в окружающем мире связана, и некоторые посредством этой связи оказывают на нее влияние.

В свете теории систем, ГО, биосфера рассматривается как сложнейшая система высокого порядка, суперсистема, объединяющая живое и косное вещество, состоящая из множества систем низших рангов. Для ГО как суперсистемы характерны геологическая, биологическая и социальная формы движения материи. Каждая система – есть часть другой системы более высокого порядка, и в свою очередь состоит из систем более низких уровней организации. Элементы систем и их связи могут быть описаны математически, следовательно, поддаются моделированию, особенно с помощью ЭВМ, что позволяет разработать теорию исследований природы. Исследования с использованием методов теории систем – это качественно новый уровень изучения природно-территориальных и социально-экономических комплексов.

Системный подход применяется теперь при изучении, как статики, так и динамики природных комплексов (геосистем).

Современные ее задачи географии определяются острой необходимостью активного вмешательства науки в вопросы воздействия общества на природу. Рациональное использование природы, восстановление, охрана, целенаправленное преобразование требуют понимания ее комплексности, знания структуры, закономерностей развития природных комплексов, прогноза возможных их изменений.

На стыке географии со смежными науками возникают новые научные направления, количество которых быстро растет. Это, например, научное краеведение, регионоведение, историческая география, географическое ресурсоведение, медицинская, военная, инженерная география, география отдыха и туризма и многие др.

География и геоэкология. Последствия взаимодействия общества и окружающей среды глобальны и привели к изменению среды обитания человека вплоть до угрозы его существованию как вида, где два процесса наиболее опасны: загрязнение среды обитания и истощение ресурсов. Разрешение назревших противоречий между сложившимся характером производства и природой, порожденных потребительским отношением к последней, возможно на основе постоянного мониторинга окружающей среды, научного анализа причинно-следственных связей происходящих негативных явлений. Сложность природно-антропогенных систем требует научного обоснования для выбора оптимальных решений по предупреждению, ликвидации и восстановлению нарушений и естественных опасных свойств в биосфере, для определения направлений рационального природопользования в конкретных регионах и сферах. Эффективность системы управления качеством окружающей среды и природопользованием - главное условие безопасности среды обитания для жизни, здоровья и благосостояния человека.

Все перечисленные направления исследований и действий по своей сути являются предметом географии, потому что только география изучает среду обитания человека – ГО. Однако возникшие проблемы одновременно являются и экологическими. Экология - комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды. Хотя изначально экология возникла как наука биологическая, в настоящее время произошло значительное расширение сферы использования термина, он часто применяется не в своем первоначальном значении. Экология как наука изучает взаимоотношения организмов и их популяций со средой обитания. Но она не может справиться с задачей изучения аспектов взаимодействия человеческого общества со средой обитания, потому, что это совершенно иной тип взаимоотношений, при котором кардинально меняется сама среда обитания. И здесь нельзя обойтись без географии. Поэтому возникла новое научное направление – геоэкология.

Геоэкология – географическая экология, научная дисциплина, научное направление на стыке географии и экологии, изучающее законы взаимодействия геосфер Земли с учетом деятельности человека.

Особым направлением в современных научных исследованиях являются также основы рационального природопользования – призванные разработать научные подходы к использованию различных видов природных ресурсов и природных условий, обосновать необходимые ограничения экологического характера для устойчивого развития.

Устойчивое развитие - такое развитие обще­ства, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействия на окру­жающую среду остаются в пределах хо­зяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функ­ционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществ­ляется без ущерба для будущих поколе­ний. В соответствии с этим, кон­цепция устойчивого развития подразумевает развитие ре­гиона через самоорганизацию при рамоч­ной внешней поддержке, предупрежда­ющей возможность его перехода в состо­яние необратимой деградации среды.

Одной из задач геоэкологии является формирование ноосферного мышления , выражающего идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности через подготовку эрудированных специалистов с высоким интеллектуальным, нравственным и духовным потенциалом, имеющих глубокие научные знания об устройстве мира, о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах и их истоках, об основах устойчивого развития, владеющих умениями и навыками практических действий в управлении качеством окружающей среды и природопользования в сфере своей профессиональной деятельности.

Конструктивная география, или конструктивное направление в географии, ставит своей целью разработку целенаправленного конструирования географической среды, конструктивных подходов к управлению ее качеством, оптимизацию взаимодействия общества с окружающей средой.

Географическое прогнозирование – часть более широкого прогнозирования (разработки социально- экономических прогнозов) – новый необходимый этап развития географии. Основывается на использовании математического моделирования и предсказания вероятных сценариев развития отдельных процессов в их взаимодействии.

География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

География – очень необычная наука, которая возникла не в тиши храмов и монастырей и не в подземельях древних лабораторий. Она появилась в древности, в самой гуще жизни. И создавали ее не жрецы, не монахи и не ученые, а те, кто по той или иной необходимости пускался в путь – моряки и купцы, дипломаты и миссионеры, воины и натуралисты. Именно они прокладывали тропы в неизведанное, описывая встречавшиеся им земли.

В переводе с греческого «география» означает «землеописание», и в этом слове есть ответ на вопрос о том, что изучает география. Она возникла из насущной необходимости. Правители хотели знать, как устроены их страны и другие государства, купцам нужно было разведывать новые торговые пути, а мореплаватели пытались найти новые морские пути. Именно поэтому первыми географами были люди довольно необычных и совершенно далеких от науки профессий.

Проходили года и столетия, и в географии, как и в каждой науке, появилась специализация. Закончив накопление материала, ученые-географы взялись за его анализ и синтез, перешли к изучению закономерностей развития природы. Современные физико-географы занимаются не только описаниями местности, изучают не только внешнюю сторону явлений, но и вникают в их сущность, стремятся изучить взаимосвязи и понять причины природных процессов, протекающих в каждой местности.

В принципе, это объясняет то, что изучает физическая география. Это наука, которая изучает географическую оболочку Земли и ее структурные части. Так, например, если вспомнить, что материки являются частью географической оболочки, становится понятным, что изучает география материков.

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология, гляциология, география почв, биогеография. А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Современная физическая география особое внимание уделяет изучению структуры и динамики различных систем, их происхождению, процессам энерго- и массообмена между компонентами физической оболочки Земли, круговороту веществ и потоков энергии, прогнозу развития.

Методы, которые в своих исследованиях используют физико-географы, разнообразны. Это и традиционные методы, такие, как экспедиционно-описательный, сравнительно-географический, картографический и описательный. Но ученым на помощь пришли и методы, основанные на достижениях других наук, - математический, геофизический, геохимический.

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

Тест по теме «География: древняя и современная наука»

1. Название науки «география» с греческого языка переводится как

А) землеописание б) земленаблюдение в) земленачертание

2. Кто из ученых древности впервые применил термин «география»

А) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель

3. Наука о географических картах

А) геоморфология б) картография в) страноведение

4. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает:

А) физическая география б) общественная география

5. Наука о воздействии природных и хозяйственных условий территории на здоровье людей

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

6. Какая из перечисленных географических наук является общегеографической

А) геоморфология б) география населения в) страноведение

7. Какая из перечисленных географических наук изучает животный и растительный мир планеты

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

8. Какая из перечисленных географических наук исследует воды суши

А) гидрология б) геоморфология в) океанология

9. Наука, изучающая природные льды на Земле и в её атмосфере

А) гидрология б) гляциология в) океанология

10. Какая из перечисленных географических наук предсказывает последствия воздействия человека на природу

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география


КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В ходе исторического развития география превратилась в сложную систему наук. По мнению большинства исследователей, эта «система в своих границах состоит из естественно-географических и общественно- географических наук, которые изучают географическую оболочку Земли, природные и социально-экономические территориальные системы (геосистемы) и их элементы.

Существенным моментом в понимании структуры географии, процессов интеграции и дифференциации географических знаний выступает представление о том, что содержание науки всегда шире чем содержание исследуемого ею объекта, поскольку наука включает в себя не; только знание об этом объекте, но и знание о его возможных связях с объектами других наук. Поэтому в структуре географической науки складываются и развиваются научные дисциплины, которые лежат на стыке географии с другими естественными и гуманитарными науками.

Прежде чем непосредственно рассмотреть классификацию, систематику и структуру географических дисциплин вернемся к упомянутому уже вопросу о единстве географии.

Существует три общих варианта-модели решения этого вопроса: модели единой географии, двух географий и системы географических наук. Поклонники первого направления признают, что окружающая среда, природа так изменились под воздействием деятельности человека, что по существу перед нами культурные ландшафты - результат совокупного действия природного и антропогенного факторов. Такие ландшафты и другие географические объекты множно изучать только с позиции признания их целостности, но единой наукой. Для этого нужно в первую очередь довести единство предмета исследования физической географии и социально-экономической географии. Для этого нужно найти те общие свойства или особенности, на основе которых формируется такой предмет. Некоторые географы такими признаками природной и антропогенной среды, по М. Д. Пистуну (1994), называют эколого-пространственные связи, математизацию, переход на абстрактный (философский) уровень обобщений и тому подобное.

Один из путей решения данной проблемы предлагает Ю. Т. Тютюнник (1993). Он цитирует В. Мересте: "Наукой, которая образует ядро географических наук, может стать лишь и наука, объект исследования которой шире, чем объект исследования любой конкретной географической науки и практически охватывает объекты всех отдельных наук, которые входят в систему географии ". Тютюнник указывает на такой объект. Это - фундаментальная географическая категория - ландшафт (следует отметить, что впервые на это указал Л. Берг).

Тютюнник отмечает, что география - это наука о территориальной организации макромира, которая исследуется на ландшафтном уровне (или уровне объектов, которые обладают свойством эмерджентности относительно своих составных частей) и на уровне изучения территориальной организации самых ландшафтных компонентов. Поскольку человек и продукты его хозяйственной деятельности, доказывает исследователь "... полноправные компоненты ландшафта, а процессы, которые обусловлены ими и с ними связаны - внутриландшафтные процессы, то и социально-экономическая география входит в разряд отраслевых физико-географических дисциплин. Единство же географии реализуется на первом - ландшафтоведческом - уровне изучения территориальной организации макромира". При этом Тютюнник призывает географов-економистов к переосмыслению понятия "физическая география", рассмотрев обозначенную им науку как природу в широком понимании этого слова.

Существующие на сегодняшний день классификационные схемы системы географических наук противятся тому или иному решению вопроса единства их предмета.

С. В. Калесник предлагая собственную классификацию подчеркивает, что "... всякая система наук складывается исторически и возникает в порядке дифференциации более обширной дисциплины, которая занималась изучением сложного объекта, который включает сочетание более простых объектов" . Он выделяет в системе географических наук 4 группы:

1) Естественно- географические науки, или собственно физико-географические науки. К этой группе принадлежат геоморфология, климатология, океанология (в том числе океанография), гидрология суши, гляциология, мерзлотоведение, почвоведение с географией почв, биогеография, общее землеведение; региональная физическая география, или ландшафтоведение; палеогеография и фенология (учение о сезонной ритмике ландшафтов);

2) Общественные географические науки - история географии и отдельных географических дисциплин, топонимия и экономическая география со всеми ее подразделами;

3) Картография - картоведение, математическая картография, картометрия, составление и редактирование карт, оформление и издание карт;

4) Объединенные географические дисциплины . К ним принадлежат науки, которые

Используют матеріал естественных и общественных географических наук и картографи, однако привлекают для своих целей сведения и из других областей знаний. Некоторые из них входят частью своих разделов и в системы других наук. Это прежде всего страноведение, медицинская география, военная география и так дадее.

Развивая схему классификации географических наук С.В. Калесника, М.Д. Пистун (1994) дополняет ее группами инженерно-географических наук и теоретической географией.

Он же приводит и структуру соціально-географических дисциплін, среди которых выделяет аналитические (отраслевые), синтетические и методичные. При этом под общественной географией понимается наука о территориальной организации и комплексно –пропорциональном развитии деятельности человека.

А.Н. Маринич (1993) подчеркивает, что география являет собой систему наук и состоит из трех циклов: естественно-географического, социально-экономического и картографического, первые два из которых интегральные и отраслевые науки. Отдельно выделяются междисциплинарные географические науки.

По В.М. Гохману (1994) вся географическая наука состоит из пяти крупных блоков: 1) собственно география, которая изучает интегральные геосистемы; 2) частичные (неполные) географические дисциплины, которые изучают подсистемы как с природными, так и общественными компонентами (оба блока принадлежат к естественно-общественным наукам); 3) физическая география (естественная наука); 4) география, которая исследует общественное развитие (общественно-географическая наука); 5) теоретическая география, которая исследует общие черты всех объектов, исследуемых географией (общественно-естественная наука).



По В. С. Жекулину (1989) вся система географической науки охватывает естественнонаучный, социально-экономический и естественно- общественный блоки и "сквозные” науки. Естественнонаучный блок представлен теоретическими и прикладными физико-географическими науками от общей физической географии до почвоведения. Аналогично, наряду с общей социально-экономической географией в социально-экономический блок входят отраслевые науки.

К числу наук естественно- общественного блока принадлежат геоэкология, историческая география, медицинская и рекреационная география, рессурсоведение, учение о природно- хозяйственных районах и некоторые другие. Те же науки, концепции, методы и приемы которых пронизывают всю систему географических наук, составляют блок "сквозных" дисциплин. Прежде всего это картография, которая обеспечивает все географические науки средствами общения между собой - географическими картами. Сюда же В. С. Жекулин включает историю географии и метагеографию - науку, которая исследует процессы внутреннего развития географической науки, место ее в общей системе наук, основные процессы формирования и внутреннюю структуру географии, современные задания, взаимоотношения и перспективы развития отдельных географических наук и всей системы их в целом.

Классификация географических наук, как и науки вообще, дает возможность более глубоко выучить их теоретическое основание, а также выявить и описать реальные механизмы синтеза этих наук . Рассмотрим это на примере физической географии.

А. Ф. Плахотник (1994) размещает в центре системы наук под названием "физическая география" науки о физико-географических комплексах - ландшафтоведение и общее землеведение (общую физическую географию). По периферии схемы размещаются отраслевые физико-географические науки, которые он называет компонентными физико-географическими науками (КФГН), поскольку предметом исследования каждой из них служит соответствующий компонент природы географической оболочки Земли или одного из ее природных подразделов (геокомплексов, геосистем, природных территориальных комплексов того или иного таксономического ранга). При этом заметим, что не все географы относят некоторые КФГН к географическим наукам (примером может служить геоморфология, которая с успехом относилась исследователями как к географическим, так и к геологическим наукам, не говоря уже о литологии или седиментологии, которые никогда среди географических не фигурировали).

Диалектическое единство комплексного и компонентного, регионального и локального, наконец, фило- и онтогенеза обусловливает взаимное дополнение и тесные взаимосвязи в едином процессе двухуровневого изучения объекта физической географии ландшафтоведением, общим землеведением и палеогеографией, с одной стороны, и совокупностью КФГН с другой. Таким образом, физическая география изучает свой объект на компонентном и комплексном уровне организации одновременно в региональном и типологическом направлении . Углубляя анализ предмета физической географии можно увидеть, что при использовании основного метода географа – пространственно- сравнительного - появляется возможность разделить предмет физической географии на отдельные "стороны", которые выступают предметом исследования соответствующих научных направлений в составе каждой из КФГН, а также ландшафтоведения. В первую очередь это касается регионального и типологического направления в современной физической географии.

Раздел географических наук на отдельные дисциплины может происходить по принципу отображения структурных элементов ее предмета и по степени их содержательности. По последним выделяются формализированный, формальный и содержательный уровни географического знания . Каждый из этих уровней имеет свой конкретный предмет исследования, и полное знание о предмете всей системы географических наук возможно лишь по результатам исследования на всех трех уровнях.

Формальный уровень географии определяют дисциплины, в методологическом аппарате которых главная роль отводится понятию пространства. Однако это не абстрактное пространство, оторванное от любого содержания, а пространство качественно определенных географических явлений, которые и составляют содержание данных дисциплин.

Третий уровень содержательности географического знания объединяет дисциплины, которые опираются в своих исследованиях на динамическую геометро- концепцию географии, которая абстрагируется от предметного содержания, изучает пространственно-временные структуры географических явлений и процессов в их абстрактной форме (примером может служить морфодинамическая концепция геоморфологии А. Н. Ласточкина).

Основным принципом внутреннего деления географии, по мнению философа В. С. Лямина (1978), должно быть "... деление ее либо на науки, что изучают географическую форму движения, либо на географические науки о взаимодействии географической формы движения с другими формами движения материи - геологической, биологической, социальной и др.". Согласно с этим принципом в системе географических наук выделяются такие группы:

1. Общая физическая география (з емлеведение), которая изучает сущность географической формы движения материи и географическую оболочку в целом.

2. Климатология, гидрология суши, гляциология и геокриология, океанология - эти науки изучают основные элементы географической формы движения во взаимодействии, а также закономерность строения и развития отдельных элементов гидро- и тропосферы.

3. Биогеография, география почв, геоморфологія, экономическая география и тому подобное. Данные науки изучают взаимодействие географической формы движения с разнообразными формами движения материи.

4. Ландшафтоведение и страноведение . Они изучают особенные географические комплексные системы, в которых в тесном переплетении друг с другом находятся элементы разных форм движения материи.

В этом случае ядром всей целостной системы географических наук, "единой географи” выступает физическая география как основная географическая наука . Законы физической географии как присутствующие во всех явлениях, которые исследуются разными географическими науками.

Большое методологическое значение имеет классификация системы географических наук на основе деятельностной концепции (Н. К. Мукитанов, 1984). Теоретическим принципом такой систематизации является принцип развития, согласно с которым в логических формах воспроизводится процесс движения от общей основы к частному, а от него к единичному. Суть деятельностной концепции заключается в понимании географической среды как природно- общественного явления, которое возникло в результате включения природной среды в общественную деятельность. Ядром географического знания, с этой точки зрения, есть теория взаимодействия общества и природной среды.

Именно теория взаимодействия общества и природы вместе с теорией географической среды призваны раскрыть суть и формы этого взаимодействия, сущность географической среды, соотношение в нем природного и общественного.