26.09.2019

Паломничество в вечный город рим. Дорога паломничества также ведет в рим


РИМ ХРИСТИАНСКИЙ:

БАЗИЛИКА СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (Basilica San Giovanni in Laterano) Первая христианская базилика Рима, основанная Константином Великим сразу после Миланского эдикта, давшего христианам свободу вероисповедания. Кафедральный собор Вечного Города, "мать и глава всех церквей". Здесь хранятся главы святых апостолов Петра и Павла, Святая Трапеза-стол Тайной Вечери. Во внутреннем дворике находится верхний обруч колодца, у которого Христос беседовал с самарянкой.

ЦЕРКОВЬ СПАСИТЕЛЯ "НА СВЯТОЙ ЛЕСТНИЦЕ" (Scala Santa) Лестница из дома Пилата по которой дважды поднимался Христос. Паломники поднимаются по ней на коленях. Она ведет к капелле "святая Святых", на алтаре которой находится "Нерукотворная икона Спасителя".

ЦЕРКОВЬ КРЕСТА ГОСПОДНЯ "В ИЕРУСАЛИМЕ" (Basilica Santa Croce in Gerusalemme) Церковь построена в Сессорианском дворце святой царицы Елены для хранения реликвий, привезенных из Иерусалима. В капелле реликвий сохраняются часть Креста Господня, один из гвоздей, титло, два шипа из Тернового венца и перст апостола Фомы.

БАЗИЛИКА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВЕЛИКАЯ" (Basilica Santa Maria Maggiore) Была построена в V веке после Третьего Вселенского Собора в Эфесе, на котором было утверждена почитание Пресвятой Богородицы. Несмотря на перестройки сохранила структуру и вид раннехристианской базилики. Главная святыня базилики- Ясли Христовы. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери "Спасение народа римского".

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ПРАКСЕДЫ (Basilica Santa Prassede). В Крипте базилики покоятся мощи двух римских мучениц Пракседы и Пуденцианы, а также мощи многих мучеников, пере несенные сюда из катакомб. В капелле Зенона стены и потолок покрыты византийскими мозаиками IX века. Здесь хранится верхняя часть столба бичевания Христа.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ПЕТРА "В ВЕРИГАХ" (Basilica San Pietro in Vincoli). Здесь хранятся вериги, т.е. цепи апостола Петра, в которых он шел к месту своей казни, а также цепи, которыми Петр был скован в Иерусалимской темнице. В правом нефе находится гробница папы Юлия II работы Микеланжело, знаменитая статуя пророка Моисея, принесшая церкви поистине мировую славу.

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА (Basilica SS. Cosma e Damiano). Базилика была устроена в VI веке в здании библиотеки форума Мира. Притвором церкви стал бывший языческий храм божественного Ромула. Церковь украшают мозаики VI века. В Крипте церкви покоятся мощи святых Космы и Дамиана.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО КЛИМЕНТА (Basilica San Clemente). Под главным алтарем церкви покоятся мощи священномученика Климента и святого Игнатия Богоносца, первого мученика Колизея. В боковой капелле находятся мощи святого Кирилла, просветителя славян. Под церковью есть два подземных этажа, первый из них - раннехристианская базилика IV века, в второй - два дома I века.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА "ЗА СТЕНАМИ" (Basilica San Paolo fuori le mura) Была построена над могилой апостола Павла. Мощи апостола покоятся под главным алтарем, здесь же хранятся цепи, в которых Павел шел к месту своей казни.

ЦЕРКОВЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕБЕСНЫЙ ЖЕРТВЕННИК" (Basilica Santa Maria Ara Cieli) Построена на месте, где, по преданию Сивилла предсказала императору Октавиану Августу приход на землю Спасителя. Здесь покоятся мощи святой царицы Елены.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АЛЕКСЕЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (Basilica Sant" Alessio) Здесь под главным покоятся мощи святого Алексея и мученика Вонифатия. В боковых капеллах хранится чудотворная икона Божией Матери "Едесская" и лестница, под которой жил святой Алексей человек Божий.

ХРИСТИАНСКИЕ КАТАКОМБЫ. Подземные кладбища, в которых христиане II-IV веков хоронили своих усопших, а затем посещали катакомбы, чтобы почтить память мучеников.

КАТАКОМБЫ СВ. СЕВАСТИАНА

КАТАКОМБЫ СВ. КАЛИСТА

КАТАКОМБЫ СВ. ДОМИЦИЛЛЫ

КАТАКОМБЫ СВ. ППРИСКИЛЛЫ

В системе жизненных приоритетов современного человека материальные ценности занимают главенствующие позиции, из-за чего в жизни духовной постепенно образуется пробел.

Кто-то не придает этому совершенно никакого значения, а кто-то всеми силами пытается этот пробел восполнить, а потому, планируя свой отдых, начинает интересоваться не звездностью отеля и не наличием системы all inclusive, а турами, которые относятся к категории так называемого «религиозного туризма ».

Виды религиозного туризма

Религиозный туризм подразумевает под собой посещение мест, сыгравших важную роль в становлении или развитии какой-либо из мировых религий, при этом цели таких посещений могут быть совершенно разными, в зависимости от чего в этом виде отдыха и выделяется две разновидности туров - паломнические поездки и религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности.

Последние идеально подойдут тем, кого к святыням ведет жажда новых знаний, кто воспринимает религиозные объекты скорее как памятники культуры и истории, чем как место поклонения. А вот паломником может стать только тот, для кого первостепенными являются религиозные чувства.

При выборе наиболее подходящего вам вида религиозного туризма стоит также учесть тот факт, что в паломнических поездках вы можете столкнуться с довольно суровыми условиями проживания - местом, где вас разместят, может стать и аскетичная монашеская келья, и палаточный лагерь. Та же самая история и с едой - меню, как правило, не блещет разнообразием блюд, особенно если ваша поездка совпадет с днями какого-либо поста.

Поэтому если вы хотите не только новых впечатлений, но и привычного комфорта, то вам стоит крепко задуматься, сможете ли все-таки примерить на себя звание паломника.

Кстати, «паломником» путешественника, идущего поклонится религиозным святыням, справедливо называть только по отношению к православным христианам. В католической Европе таких путешественников называют «пилигрим». В исламе подобное явление называется «хадж», в буддизме посещение мест, связанных с жизнью Будды, а также других святых и величайших мастеров этой религии, обозначается словом «кора».

Основные направления

Для каждой из основных мировых религий можно выделить свои направления религиозного туризма. Однако, есть на нашей планете уникальное место, город, где в самом ближайшем соседстве сосредоточены святыни христианства, ислама и иудаизма - израильский город Иерусалим.

Евреи, прибывшие сюда первым делом идут к Стене Плача, единственному уцелевшему фрагменту древнего комплекса Храмовой горы, где находился Иерусалимского храм, главная святыня иудаизма. Давнюю утрату этого символа былого величия Израиля евреи оплакивают здесь до сих пор, но в то же время здесь они молятся о возрождении и процветании единой страны для еврейского народа.

Для христиан Иерусалим является местом, где случились основополагающие для этой религии события - Распятие Хритово и Воскресение Господне. В целом же в этом городе и на прилегающих к нему территориях находится великое множество христианских святынь, а потому для приверженцев этой самой многочисленной мировой религии Иерусалим является самым священным местом на всей земле.

Мусульмане посещают в Иерусалиме восьмиугольную мечеть Купол Скалы, где остался след ног пророка Мохаммеда и где в одной из опор, согласно преданию, хранятся волосы из его бороды.

Таким образом, город трех религий для двух из них является главенствующим, и только для мусульман первостепенными все же являются священные города ислама Мекка и Медина.

Хадж сюда обязателен для каждого правоверного, причем посещение Мекки и Медины будет считаться хаджем только за десять дней до праздника Курбан-Байрам при условии, что за это время мусульманин выполнит все предписанные в Коране ритуалы.

В Мекке находится главная мечеть мусульманского мира Аль-Хараам и святилище Кааба, а в Медине - могила пророка. Также важные святые места ислама находятся в Стамбуле, Дамаске, Багдаде, Каире и Дели.

Однако, как быто ни было, Западная Европа все-таки является оплотом католицизма, форпост которого находится в Риме, в Ватикане, но по большому счету католические святыни можно встретить практически в любом городе современно Евросоюза.

Что касается буддизма, то в этой религии считается, что тело Будды после смерти было кремировано, а пепел разделен на 8 частей и помещен в ступы, которые сегодня находятся в 8 разных местах. Из них-то и выделяют четыре наиболее почитаемых - в Непале, в городе Лумбини, и Индии , в Бодхгае, Кушинагаре и Сарнатхе. Крупные буддийские центры также есть на Тибете, в Лхасе, самая большая статуя Будды находится в японской Наре. Кроме того буддисты часто посещают Шри-Ланку , Таиланд , столицу которого, Бангкок, даже зовут городом ангелов, Индонезию и Камбоджу , а в России, в Калмыкии, находится крупнейший буддийски храм Европы.

Пересечь Рим по диагонали пешком менее, чем за полдня? Вполне возможно, особенно православному паломнику, вооруженному желанием, картой, бутылкой минеральной воды и удобной обувью.

Вечный город

Если совершить путешествие по центральным улицам города, соединяющим собор святого Петра и замок святого Ангела, пересекающим мутные воды Тибра, огибающим Колизей, ведущим нас вдоль итальянских площадей, соборов, мраморных статуй и живописных зеленых двориков к юго-восточной части Рима, где располагается знаменитая площадь Джованни ин Латерано, то по пути можно встретить немало храмов, хранящих в себе великие святыни, которым с одинаковым благоговением поклоняются как католики, так и православные люди.

Непросто решиться на подобное путешествие в знойный полдень летнего дня. Однако некоторые моменты вполне могут его облегчить – почти в каждом скверике и на каждом перекрестке из уст причудливых фонтанов сбегают струйки свежей прохладной воды, утоляющей жажду римлян и приезжих туристов. Освежиться, набрать воды, посидеть в тени кипарисов, глядя, как к фонтану слетаются стайки глубей, купаются, пьют, улетают и прилетают вновь... И можно с новыми силами продолжать свой путь.

Итак, перед нами Рим. Вечный город, стоящий уже третью тысячу лет... Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя. Наверное, самый большой город в Европе по количеству достопримечательностей и исторических памятников, изобилующий христианскими святынями, реликвиями, мощами апостолов и мучеников.

«... Я люблю Рим, – пишет свт. Иоанн Златоуст. – Хотя можно хвалить в нем многое – его обширность, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока – тела этих святых апостолов. Не так блистательно небо, когда солнце разливает лучи свои, как блистателен город римлян, озаряющий все концы вселенной этими двумя светилами. Оттуда будет восхищен Павел; оттуда – Петр. Посему я и дивлюсь Риму – не множеству золота, не колоннам, не прочим украшениям, но этим столпам Церкви.»

Русские паломники в Риме

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что не всегда Рим встречал такое количество русских паломников, как в настоящее время. Раньше его посещали лишь единицы. Русские странники охотнее отправлялись в Палестину, Афон, Константинополь (хотя те и находились в руках мусульман), так как политика римских Пап, их вмешательство во внутренние дела Московского государства, роскошь и внешняя напыщенность католицизма создавали атмосферу недоверия в православных кругах. Даже путеводители по святым местам Италии появились только в XIX–XX вв., причем их авторам приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению «православных» святынь. Только к началу XX в. паломничество в Италию стало приобретать более массовый характер, благодаря естественному влечению православных христиан к святыням, находящимся на итальянской земле. Интересное свидетельство оставила русская паломница, М.В. Волошина (Сабашникова), посетившая Рим в середине Великого поста в 1908 г.: «Я пошла в русскую церковь и, к своему удивлению, увидела, что она полна крестьян и крестьянок в национальных одеждах – со всех концов России. Они приехали из Палестины, были в Бари – поклониться мощам Свт. Николая, теперь приехали в Рим ко гробу Апостола Петра и других Святых. Я ходила с ними по Вечному Городу. Они шагали по римским улицам так же уверенно, как в своей деревне…»

Собор святого Петра

Все дороги ведут в Рим. А все улицы Рима так или иначе выведут вас к площади и собору святого Петра. Этот величественный собор называют сердцем христианского Рима. В древности здесь находилось языческое кладбище, а неподалеку от него – цирк Калигулы и Нерона, где многие христиане во время гонений приняли мученическую кончину. Согласно одной из версий именно на этом месте в 67 году был распят апостол Петр. Позже здесь была воздвигнута небольшая часовня, а два века спустя, когда гонения прекратились и христианство стало государственной религией, по приказу императора Константина на месте часовни была воздвигнута и освящена огромная базилика, названая в честь святого апостола. К началу XVI века она обветшала, ее разобрали и возвели новую. И теперь мы можем любоваться величием собора, который проектировали и создавали такие мастера, как Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Карло Мадерно и Бернини. Величина собора, его высота, длина, объемы поражают своими размерами. Толпы туристов растерянно бродят по собору, разглядывая бронзовые статуи святых, цветные мозаики, композиции с изображением ангелов... Богатое внутреннее убранство ослепляет глаза. Но за всем этим кроется то, к чему стремятся паломники со всего мира, сокрытое и святое – мощи апостола Петра. Они почивают в нише, находящейся под главным престолом алтаря, расположенного в центре собора, на месте захоронения апостола. Пара белоснежных изогнутых лестниц ведет к мощам, однако сами они закрыты для поклонения, увидеть их, а тем более приложиться к ним нельзя. Великолепные балдахины, мраморные плиты и позолоченные реликварии преграждают путь... Ещё в XIX веке русский историк и духовный писатель А.Н. Муравьев (1806-1874), совершивший путешествие в Италию, отметил это обстоятельство в своих «Римских письмах». Описывая святыни, автор не жалел красок на критику католических обычаев, особенно огорчаясь отсутствием возможности прикладываться к мощам, столь важным для православных. Муравьев предостерегал паломников от увлечения внешним блеском католичества. Граф В.Ф. Адлерберг, посетивший Рим вслед за Муравьевым и использовавший «Римские письма» как путеводитель, ему вторит: «Пасхальная служба (в соборе св. Петра) была не столь благоговейной, а пышною. Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце».

Широкие врата собора открыты для входящих и выходящих людей, строгая охрана внимательно оглядывает каждого. Выходим. Двойственные чувства терзают душу. С одной стороны – благоговение перед святыней, с другой – чувство недоверия, сомнения, вселяемое живописными изображениями, скульптурами, искусственными свечками, плакатами с улыбающимся безбородым Папой, самой атмосферой, царящей в римских храмах. Не ощущается таинства, искренности, святости и благочестия, которые так дороги сердцу православного человека. Трудно молиться в чужеземных храмах, даже у мощей так почитаемых на Руси святых.

Собор святого Петра хранит только часть мощей апостола. Его честная глава, а с нею и глава апостола Павла находятся в храме Сан Джованни ин Латерано, к которому надо проделать немалый путь. Чтобы попасть туда, мы покидаем Ватикан, полюбовавшись по пути колоннами и фонтанами на его главной площади, и, пройдя улицу Примирения, следуем по узким мощеным улочкам Рима в сторону Колизея. Поднимаемся по ступеням церкви Санта Мария д’Аракоэли и с вершины одного из римских холмов, на котором располагается Капитолийская площадь и Сенатский дворец, обозреваем останки древнего форума. Затем посещаем Колизей, чтобы поклониться кресту, установленному в память о тысячах святых мучеников, казненных за веру. Мученик Вонифатий, святая Анастасия Узорешительница, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, святая Варвара, святая Татьяна... каждому православному человеку знакомы их имена.

Санта Мария Маджоре

Немного в стороне от Колизея находится самый большой из римских храмов, посвященных Богородице – собор Санта Мария Маджоре, или церковь Марии Снежной. Человеку, оказавшемуся на этом месте 5 августа, открывается удивительное зрелище – с неба идет снег из нежных лепестков белых роз. Так римляне вспоминают событие, случившееся здесь в середине IV века. В ночь с 4 на 5 августа одному богатому и благочестивому патрицию Джованни, искавшему ответ на мучивший его вопрос о том, как распорядиться своим большим состоянием, и молившемуся Божией Матери, приснился сон, в котором Богородица сама явилась ему и повелела выстроить храм на месте, где наутро выпадет снег. И утром действительно случилось чудо, удивившее всех видевших его римлян – среди лета выпал снег. И тут же, на этом самом снегу папа Либерий, встретившийся с патрицием, посохом начертил план будущего храма. С тех пор римляне чтут и очень любят этот праздник.

Но мы, следуя цели своего путешествия, проходим дальше. И вот, наконец, улицы расступаются и перед нами открывается площадь с гигантским собором Иоанна Предтечи и св. Иоанна Богослова (Сан Джованни ин Латерано). Мощи апостолов находятся в центре собора, только почивают они высоко над алтарем за резной решеткой. А внутри престола находится доска, на которой апостол Петр совершал таинство Евхаристии, и часть того самого стола, за которым происходила Тайная Вечеря.

Санта Скала

На этой же площади находится и другая церковь, гораздо более скромная, чем Латеранский собор, но хранящая в себе не менее драгоценные святыни. Это церковь св. мученика Лаврентия (или Санта Скала, Святая Лестница), и в ней лестница, по которой Христос подымался на суд к Понтию Пилату. Ее привезла в Рим святая равноапостольная царица Елена. Ступени устанавливали очень благоговейно – ни один рабочий не ступил ни на одну из них. Первой была положена верхняя ступень, затем следующая, и так далее, пока не была установлена самая нижняя. 28 ступеней. 28 шагов. Теперь по этой лестнице поднимаются паломники. Они идут по этому пути на коленях, останавливаясь на каждой ступеньке и произнося молитву «Отче наш» или читая Акафист Страстям Христовым. А наверху находится церковь, именуемая «Святая Святых» с древним образом Спасителя на кедровой доске.

Царица Елена привезла в Рим из Иерусалима не только святую лестницу, но и множество христианских реликвий, большая часть которых находится в одной из наиболее чтимых для паломников церквей – церкви Санта Кроче ин Джерузалемме (Святого Креста Иерусалимского), которая была построена специально для хранения этих святынь. Она считается «обязательной» для паломников. Этот высокий собор, окруженный хвойной аллеей с небольшими каменными фонтанами, стоящий в тихом итальянском квартале, был последним пунктом нашего путешествия. Вечерние лучи проникают в широкий проем распахнутых врат, приглашающих зайти внутрь. И мы входим. Мужчина, скромно, но опрятно одетый, просяще протягивает навстречу руку. Смущенно прохожу мимо, щупая в кармане монетку: дать? не дать? Отчего-то не приходила в голову мысль встретить в этих роскошных соборах нищего человека.

В соборе сумрачно и спокойно. Прохладно. Тихо. Темная боковая лестница ведет в притвор, где хранятся святыни. Опускаемся на колени. Перед нами в киоте за алтарем в старинных реликвариях часть Животворящего Древа Креста Господня и гвоздь, пронзивший тело Спасителя, шипы от Тернового Венца, часть титла с надписью «Назарянин Царь», священные камни из Вифлеемской пещеры, из Святого Гроба и от Колонны Бичевания, фаланга указательного пальца святого апостола Фомы – перста, вложенного им в раны Господа... Мы молимся у святынь. А сверху сквозь цветные витражи с изображениями архангелов, в полутемное пространство храма проникает неуловимый свет...

На выходе из храма сталкиваемся с тем же человеком. Я снова прохожу мимо, но тут же возвращаюсь и кладу в его руку всё, что было в моем кармане. Мы встречаемся взглядом: его добрые глаза смотрят на меня с улыбкой. «Грация», – вежливо кивает он. «Прэго», – отвечаю я и бегу догонять своих.

День подходит к концу. Завершается и наш путь. Мы садимся на лавочку у фонтана, чтобы немного отдохнуть и ещё раз спокойно перебрать в памяти то, что нам довелось увидеть и пережить за этот день. К фонтану слетаются голуби, купаются в теплых лучах заходящего солнца. Я думаю о храме, который мы только что покинули, и вспоминаю слова одного философа: «душа... увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна...» И мне вдруг становится радостно и тепло на сердце, словно здесь, на чужой итальянской земле я соприкоснулась с чем-то родным, русским...

Юлия Сахарова

Паломническая поездка в Рим сильно отличается от обычной туристической поездки. Настрой совсем иной и впечатления получаешь совсем другие. Мне довелось там побывать как туристу, и что говорить, я был в восхищении. В паломнической же поездке я не столько восхищался красотами, сколько старался напитаться святостью посещаемых мест. И надо сказать, что поездка была в этом смысле успешной. Этому немало содействовал наш батюшка, который задал нам правильный настрой, и всегда собирал нас вместе для молитвы перед святынями. Да и люди вокруг почти все были свои, добрые и славные наши прихожане.
Но, вообще говоря, обилие святынь в Риме создаёт некоторые трудности восприятия. Они же все разные, а требуется настроиться, сосредоточиться на молитве, на восприятии исключительности подвига именно этого святого. Поэтому, думаю, поездка в г. Бари, к Святителю Николаю, стала для меня более значительным духовным событием. Хотя, конечно, и поездка к римским святыням имела свои плоды. Этот эффект был мной замечен уже ранее: святые, мощам которых ты поклонился, становятся тебе ближе, с ними устанавливается какая-то постоянная духовная связь. Ну, а теперь, после этого предисловия опишу кратко, каким святыням мы поклонились в Риме.
В день приезда, из-за сильного дождя, мы выбрались в старый город только во второй половине дня. Ехали своим ходом, на метро, потому что въезд туристических автобусов в Рим сильно ограничен. Первым делом мы направились в церковь Сан Джованни. Там мы поклонились мощам св. мученика и пророка Иоанна Крестителя и мощам св. преподобномучеников Киприана и Иустины. После этого мы направились в Латеранский дворец, бывшую резиденцию пап, где находится лестница от претории Понтия Пилата. По-моему, там 32 ступени, и по ним поднимаются на коленях, с молитвой. Что мы и сделали, с чувством великого благоговения – ведь по этим ступеням поднимался Сам Спаситель. На верхней площадке лестницы установлена очень старая икона Богородицы, написанная, по преданию св. Лукой.
Во второй день мы посетили церковь с мощами св. Бонифация. Экскурсовод рассказала нам о его жизни и мученичестве. Затем мы пришли в церковь неподалёку, во имя св. Алексия, человека Божия. Поклонились его мощам и лестнице из его родного дома, под которой он и умер. Затем отправились в церковь св. Георгия, где помолились у его мощей. Эта церковь тоже поблизости от первых двух. После этого мы уже пошли к Капитолийскому холму, поднялись и попали в церковь Богородицы, одну из старейших в Риме. Внутри она очень красива. Там находятся мощи св. царицы Елены и святые главы апостолов Петра и Павла. Там же мы поклонились различным реликвиям Господним. – Там находятся: гвоздь от распятия Спасителя, обломок Креста, младенческая пелена Христа.
На Капитолийском холме мы заглянули в Меритимскую темницу, где в последний раз встретились апостолы Пётр и Павел, а затем доехали до старой границы города, где их разлучили для казни. Посетили великолепный собор во имя апостола Павла, где поклонились его мощам. Затем отправились в аббатство Трёх фонтанов, где был обезглавлен апостол Павел. Когда его обезглавили, голова трижды ударилась о землю, откуда забили целебные ключи. Посмотрели темницу, в которой содержали апостола Павла, затем помолились у колонны, на которой усекли его святую главу. На этом второй день паломничества закончился.
На третий день мы успели только посетить катакомбы, где христиане собирались для молитв и где много их святых гробов. Вот, собственно, и всё наше паломничество. В соборе св. апостола Петра я был ещё в первое посещение Рима. Тогда же я и поклонился его святым мощам и мощам св. Андрея Первозванного. В то же посещение я видел и Колизей – место мученичества многих тысяч первых христиан. А в эту паломническую поездку мы там не были. Разумеется, наше паломничество было скорым и неполным. Что-то я мог и забыть или перепутать, ведь прошло уже 2 года, не обезсудьте! Если же попытаться объехать все христианские святыни Рима, то не хватит и недели…

Святыни, катакомбы, реликвии, история, предания… Мы отправляемся в большое путешествие, чтобы увидеть святые места Италии – в определенном смысле посетим мировой центр католицизма. В рюкзак стоит захватить хороший фотоаппарат и… побольше открытости на мир : тогда точно будет интересно!

Многих, кто впервые отправляется на Запад в путешествие по паломническим маршрутам, тревожит один и тот же вопрос… Верить или нет? Конечно, каждый решает сам. Возможно, именно ради этого и стоит коснуться свидетельств давних событий, чудом уцелевших в веках.

Семь паломнических церквей Рима

Классический паломнический маршрут по Вечному Городу начал формироваться еще в первые века христианства. Уже в позднем Средневековье Данте упомянул эти религиозные места в Божественной Комедии. Последние изменения в главный путь пилигримов по Ватикану и Риму внёс папа Иоанн Павел II в 2000 году. Тогда вместо собора святого Себастьяна за стенами () в паломнический перечень был включен храм Богородицы Божественной Любви. Отправляясь в путь, не забудьте заказать : уютное и безопасное место пребывания сделает путешествие еще более запоминающимся.

Базилика святого Петра

Собор Сан-Джиминьяно

Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта в итальянском городке Сан-Джиминьяно (Тоскана) – это коллегиальная церковь (коллегиата) и малая базилика одновременно. Она посвящена Взятию Пресвятой Девы Марии в Небесную славу. Коллегиата знаменита своими фресками, где можно увидеть события Ветхого и Нового Заветов. Этот собор (ит. дуомо) также является частью наследия ЮНЕСКО.

Источник фото: holidaycheck.de.

Собор Иоанна Крестителя, Турин

В Туринском соборе хранится еще одно свидетельство Страстей Христовых – Плащаница. Это льняное полотно имеет 4 м в длину. На нём явственно видно следы завернутого человека (также отпечаток лица). Происхождение этих следов до сих пор является темой исследований учёных и предметом веры для многих христиан.

Источник фото: duomoditorino.it.

Собор Воскресения Христова, Равенна

Корни равеннского собора уходят в 5 век. Рядом с собором сохранился (часть всемирного наследия ЮНЕСКО) тех времен – место, где крестили новообращённых христиан. В соборе находятся саркофаги 5 века, а также живописный амвон епископа Агнеллуса. Барочная капелла Санта-Мария-дель-Судоре – место нахождения почитаемой здесь иконы Богородицы.

Источник фото: panoramio.com, автор Panov_Nikolay.

Базилика Святого Фомы Апостола, Ортона

В городе Ортона с 13 века покоятся мощи апостола Фомы, известного многим из библейского повествования как «Фома неверующий». До того была больше известна как Санта-Мария-дельи-Анджели (святой Марии Ангельской).

Источник фото: ortonapescaturismo.it.

Выбрать отель, чтобы комфортно остановиться в Ортоне, можно, .

Церковь Сан-Паоло-алле-Тре-Фонтане, Рим

Собор святого Марка, Венеция

Базилика Святой Иустины, Падуя

Святая мученица Иустина Падуанская широко почитается в итальянском городе Падуя, в . В грандиозной базилике, возведенной в её честь, находиться другая великая христианская святыня – гробница святого Луки, автора одного из четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов. Предполагают, что евангелист Лука также был и врачом.

Источник фото: padovatravel.it.

Итальянские храмы, посвященные святым

Личные паломничества люди часто осуществляют к храмам своих святых покровителей , или же к мощам (реликвиям) святых. Доверяя святым свои молитвы, люди часто просят что-то «по специализации» святого: больные обращаются к врачу, бедные – к благотворителю… Тем временем растерянные и неуверенные в своём выборе ищут заступничества у мучеников.

Базилика Сан-Витале, Равенна

По преданию, Виталий Миланский, покровитель еще одной , был раннехристианским мучеником. Он мог жить еще в 1 веке н. э. Женой мученика была св. Валерия, детьми – свв. Гевасий и Протасий. Почитается святой Виталий 28 апреля. К Виталию обращаются военные, служащие судебных институций, а также врачи.

Источник фото: unitedeuropeanchristendom.com.

Базилика Святого Николая, Бари

1087 год для всего христианского мира ознаменовался тем, что города Миры в Бари были перенесены мощи великого святителя и чудотворца – епископа Николая Мирликийского, почитаемого 6 (19) декабря. Он считается особым заступником моряков, странников, купцов, детей и незамужних девушек-бесприданниц.

Источник фото: cmapspublic.ihmc.us.

Базилика святой Анастасии, Верона

Город Ромео и Джульетты знаменит также старинной , почитаемой согласно разных календарей как 25 декабря, так 22 декабря (или 4 января). По преданию, она облегчала страдания узников-христиан, а также имела достаточные знания в медицине и помогала женщинам в родах.

Источник фото: youtube.com, автор NastaRic.

Изучить предложения отелей Вероны и выбрать лучший вариант .

Базилика Космы и Дамиана, Рим

Косма и Дамиан – двое братьев-римлян, известные как врачи-бессребреники и чудотворцы. Они приняли мученическую кончину в Риме в конце 3 века. День памяти – 1 (14) июля. В , названной в их честь, Косму и Дамиана почитают те, кто надеется на помощь в излечении от болезней, а также врачи. К святым братьям также обращаются те, кто отвергает всякую коррупцию.

Источник фото: romanchurches.wikia.com.

Возле базилики святых лекарей Космы и Дамиана в Риме находятся .

Собор Рождества Пресвятой Девы Марии, Милан

Величественный – это настоящая «пламенеющая готика», сохранившаяся до сегодня. Неожиданный белый мрамор, впечатляющие размеры, большое собрание христианских святынь – этот собор во многом можно назвать уникальным. Тут почивают мощи святого Амвросия Медиоланского, крестителя блаженного Августина. День памяти святого – 7 (20) декабря. К нему обращаются богословы и епископы, музыканты и даже пчеловоды.

Источник фото: openbuildings.com.

Милан – развитый центр туризма. предлагают самые разные предложения – от бюджетных до фешенебельных.

Церковь Сан-Франческо, Ассизи

В городе Ассизи – одна из шести великих католических базилик мира. Вместе с монастырем Сакро-Конвенто она входит в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Святой Франциск (почитаемый 4 октября) – покровитель бедных, а также актеров, экологов, незрячих, рабочих, заключенных и др. Кроме того, Франциска почитают как особого заступника в делах дипломатии и установления мира.

Источник фото: dovecomequandoit.com.

Ассизи – один из крупных паломнических центров. для паломников тут всегда рады новым путникам!

Базилика Святого Антония, Падуя

Почитают мощи святого Антония Падуанского, ученика святого Франциска и чудотворца. День его памяти – 13 июня. К Антонию обращаются бедные люди, путешественники, а также те, кто что-то потерял в буквальном или переносном смысле. Кроме того, молитвы к св. Антонию произносят желающие обрести внутреннее равновесие и самоконтроль.

Источник фото: aegeecaesar.wordpress.com.

Падуя – также большой паломнический центр для пилигримов со всего мира. тут впечатляющий.