24.09.2019

Первый день поста что означает. Почему первый день Великого поста называют Чистым понедельником


Великий пост в 2019 году начинается с 11 марта и длится . Это особый период, который готовит нас к встрече главного события – праздника Пасхи.

Чтобы лучше вникнуть в смысл Великого поста, для начала нужно разобраться, чем примечательна каждая неделя и на что нам стоит обратить своё внимание.

Первая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается
Это чтение настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния.

Начиная с этой недели и в течение всего Великого поста с вечера воскресения по пятницу читается

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Вроде бы она совсем коротенькая, но в ней заключена очень важная мысль о цели подвигов больших и малых, которые мы совершаем в Великий пост и не только.
Прежде всего – это наше освобождение от недугов, то есть своего рода зависимостей, как угодно, которые взяли верх над нашей жизнью и свободой выбора. Они нас направляют и препятствуют нашему движению на пути к Богу.

В субботу первой совершается память святого великомученика Феодора Тирона.

Святитель Феодор избавивил христиан от гонений со стороны римского императора Юлиана Отступника, жившего в III веке.

Юлиан был язычником и, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу (неделю) Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию). Поступив так, христиане не были посрамлены императором.
И именно в память об этом чудесном явлении святого Феодора Тирона Церковь установила празднование в первую субботу Великого поста.

В воскресение первой седмицы (недели) церковь отмечает Торжество Православия .

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.

После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Что можно есть в первую неделю Великого поста?

В первый день Великого поста полагается воздержаться от пищи.
В остальные дни

Вторая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота второй седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, .
В эти дни мы вместе с Церковью можем помолиться за наших почивших родных и близких.
Обычно определенные молитвы за умерших соборно совершают после Литургии. Но, так как во Время поста Литургии положены только по субботам и воскресениям, то в остальные дни мы и наши близкие этого лишаемся.
Поэтому Церковь выделила несколько дней, когда можно усердно помолиться за тех, кого с нами нет.
Почему важно поминать усопших?
Потому, что они уже не имеют возможности как при жизни исповедать свои грехи и получить за них прощение, но мы своей любовью и молитвой можем помочь им.

В воскресение второй седмицы (недели) церковь вспоминает святителя Григория Паламу .

Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных - это так называемый “Томос веры”. И в нем святой Григорий Палама говорит, что в нас запечатлен образ Божий. Он всегда с нами, он в нас – этот свет. Мы имеем надёжную опору внутри нас. И осознавая это, легче двигаться дальше.

Что можно есть во вторую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В остальные субботы и воскресенья поста и в дни некоторых особо чтимых святых, например, сорока Севастийских мучеников - 22 марта, и святителя Григория Двоеслова - 25 марта, разрешается растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Третья неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота третьей седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота.
Каждый из нас должен понимать всю важность этой молитвенной памяти. Что мы здесь выступаем в роли некой опоры. Мы молим об успокоении души, отпущении грехов и если мы делаем это действительно от чистого сердца, то даём невероятную поддержу своим близким.

Неделя Крестопоклонная

В воскресенье третьей седмицы (недели) Великого Поста на в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, которому поклоняются верующие на протяжении всей последующей недели до пятницы.

Когда совершаются поклоны, поётся:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Раньше Великий пост был тесно связан не только с Пасхой, но и с Таинством Крещения.
Считалось, что время Великого поста для людей, называемых оглашенными (то есть готовыми к принятию святого Крещения) – особый подготовительный период, к которому они походят с особым вниманием и трепетом.

Для нас это прежде воспоминание о крестных страданиях Христа Спасителя нашего, о том что Он пошёл на это ради нас.
Крест – это наша опора, наше укрепление в вере.

Вот что говорит об этом в одной из своих проповедей Митрополит Антоний Сурожский:

«Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все».

Что можно есть в третью неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Четвёртая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота четвёртой седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота. Специально отведенное время для молитвы за души умерших Важно хранить и чтить память. В это время мы должны постараться отложить наши земные суетные заботы и уделить своё время нашим почившим близким.

В воскресение четвёртой седмицы (недели) совершается память преподобного Иоанна Лествечника .

Преподобный Иоанн – великий подвижник, который своей жизнью, своим подвигом явил нам пример высочайшей кротости, покаяния и смирения. Он вёл отшельническую жизнь, 40 лет преподобный провёл в подвиге безмолвия и молитвы.
Преподобный Иоанн автор духовного творения «Лествица». Это наставления и руководство к жизни духовной. В книге путь христианина представлен как неспешное восхождение по лестнице (лествице).

Вот что пишет преподобный о покаянии:

«Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом.»

Что можно есть в четвёртую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. 7 апреля в честь празднования Благовещения Пресвятой Богородицы разрешается рыба. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Пятая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота пятой седмицы (недели) – день Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы .
Существует несколько вариантов установления этого празднования.
По молитвам к Пресвятой Богородице удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке.
И в то же время, это празднование тесно связано с Благовещением Пресвятой Богородицы, поскольку до того, как праздник был установлен 7 апреля, его переносили на 5 субботу Великого поста.

В среду вечером (на утрене четверга) на богослужении совершается так называемое , во время службы перечитывают полностью Великий покаянный канон Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египесткой, как пример сугубого покаяния и исправления собственной жизни.

Что касается полного чтения канона, то оно закрепилось за этим днём не случайно, а в память о землетрясении, которое произошло приблизительно между IV-V веками на Востоке. С течением времени трагедия забылась, а традиция чтения Великого покаянного канона осталась.

В воскресенье четвёртой седмицы (недели) церковь чтит память преподобной Марии Египетской.

Преподобная Мария тоже известна своим подвигом подвижнической жизни. Она показала пример усиленной борьбы и покаяния, которые способны возвести человека даже из полного духовного краха, бездны.

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Шестая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Седмица Ваий (вайя в переводе с греч. – ветка) – название отсылает нас к главному событию этой недели – Входу Господню в Иерусалим, также этот праздник именуется Неделей цветоносной или Вербным Воскресением . В этот день по традиции приятно освящать пальмовые ветви, которые у нас заменяются веточками вербы.
На богослужениях этой седмицы, уже на­чи­ная с по­не­дель­ни­ка звучат стихиры и тропари по­свя­щённые этому празднику.

Субботу шестой седмицы (недели) называют Лазаревой , так как в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.
Воспоминание этого события очень важно и показательно для всех людей. Христос воскресил праведного Лазаря для того, чтобы свидетельствовать всем о возможности всеобщего воскресения в день Страшного Суда. И что невозможно сотворить человеку – возможно Богу.
Накануне в пятницу совершается ве­ли­кое по­ве­че­рие.
В день Ла­за­ре­вой субботы служится Литургия святителя Иоан­на Зла­то­уста.

Эти празднества – Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим подводят нас к особому периоду – Страстной седмицы, который уже не является частью Великого поста, а вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова.

Что можно есть на пятой неделе Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения, также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни). 9 апреля в честь праздника Входа Господня в Иерусалим на трапезе разрешается рыба. В Лазареву Субботу разрешается икра.

Седьмая неделя Великого поста

Страстная седмица (неделя) – особый период в жизни Церкви и каждого верующего человека, который приближает нас к Великому дню Христова Воскресения.

Особенности этой недели:

Эта неделя посвящена воспоминанием последних дней земной жизни Иисуса Христа. Все службы Страстной седмицы символизируют духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом.
Эта неделя является уникальной ещё и по своему богослужебному строю. Каждый день не похож на другой.
На Богослужениях поётся ряд песнопений, которые можно услышать только в этот период.

Особенно принято выделять три дня на Страстной седмице – Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Это своего рода кульминация этой недели.

Великий Четверг (Четверток) :

Утром служится Литургия Василия Великого, за которой причащаются все православные христиане, вспоминая Тайную вечерю, на которой было совершенно первое Причастие.
Вечером совершается утреня Великой Пятницы – длительное богослужение, на котором читаются 12 Евангелий о страданиях Христа.
Помимо событий Тайной Вечери, в этот день также вспоминается страшная ночь в Гефсиманском саду в ожидании смерти, предательство Иуды и предание Господа на смерть.

Великая Пятница (Пяток):

В этот день мы вспоминаем погребение Христа Спасителя, его положение во Гроб.
В этот день Литургии не положено.
Днём в храмах, как правило, совершается вынос Плащаницы, а вечером Чин погребения. Читается канон, в котором оплакивается умерший Спаситель. Это момент высочайшего душевного напряжения.

Великая суббота:

Это последний день перед Пасхой.
В первой половине дня служится Божественная литургия Василия Великого. Во время богослужения Совершается Великий вход и малый вход перед Плащаницей, и здесь мы вспоминаем схождение Христа во ад и победу Его над адом и смертью.

Именно поэтому этот день еще называется днем тишины: земля замирает в ожидании чуда Воскресения.

В прошлые века именно в этот день совершалось крещение оглашенных (готовящихся к Крещению), в связи с этим в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: . Эти отрывки говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской песни поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
По окончании Литургии в храмах освящают пасху, куличи и яйца.

Вечером начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. По её окончании священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут её на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Что можно есть на страстной седмице?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В Великий Четверток (Страстной Четверг) разрешается растительное масло. Великий Пяток (Страстную Пятницу) - рекомендуется проводить без пищи. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, не все могут провести день вообще без пищи, и как-то совсем минимально, но подкрепляют свои силы в Великую пятницу.

Пост – с одной стороны время нелёгкое, но оно может стать для нас началом каких-то важных перемен.
Это период внутреннего обновления, когда мы можем потрудиться над собой, попытаться размягчить наши сердца. Главное, чтобы то, что мы делаем, шло нам на пользу, а не во вред. И пусть для каждого из нас этот трудоёмкий период принесёт добрые плоды.

Что едят в первую неделю Великого поста? Как ее провести, что можно есть, а что нельзя, какое должно быть меню? Все это следует расписать по дням, чтобы воздержание в еде не превратилось в обычную голодовку или диету.

11 марта 2019 года начинается Великий Пост, который длится 7 недель, до 27 апреля. Одним из условий воздержания в это время является строгое ограничение в еде животного происхождения.

Пройти этот путь можно при условии знаний правил ограничения в еде. Начать надо с подготовки, узнав, как поститься в первую неделю поста.

В чем смысл Великого Поста

Главное назначение поста - духовное возрастание, во время которого православные люди стараются максимально приблизиться к Творцу, наполниться Его силой любви.

Во время Великого поста, усмиряя и очищая свою плоть, верующие проводят время в воспоминаниях великой жертвы Христа, который отдал Свою земную жизнь, чтобы очистить человечество от грехов и болезней.

Это благословенное время, когда православные могут духовно сосредоточиться на великой миссии Христа, дарованной человечеству благодати спасения через веру в Иисуса.

Спаситель сказал, что верующие в Него есть храм Бога Живого (1 Кор.3:17). Очищение нашего тела - подготовка к празднованию Пасхи, когда совершилось чудо из чудес. Христос воскрес после физической смерти, даровав нам надежду на вечную Жизнь.

Важно . На протяжении всего воздержания в течение 48 дней не рекомендуется употребление в пищу продуктов животного происхождения. Ограничено употребление растительных масел.

В отдельные дни разрешены рыбные и морские продукты:

  • раки;
  • омары;
  • кальмары;
  • креветки;
  • мидии и другие.

Питание первой седмицы состоит из сухоядения, перечень продуктов максимально ограничен, но при правильно составленном меню можно достойно прожить в воздержании 7 дней.

1-я неделя воздержания - основные правила

Питание первой недели Великого Поста ограничено до минимализма, Выполнение строгих правил под силу только православным, проходившим этот путь не один раз.

По строгим канонам Церкви, в эту неделю принимать пищу рекомендуется только по вечерам, один раз в день, в выходные дни - дважды. Такой режим воздержания могут выдержать особо стойкие христиане.

Православные, которые решили впервые совершить подвиг воздержания, следует составить меню, чтобы определить для себя, как поститься в эти дни.

Продукты для первого и второго дня Великого Поста подбираются с учетом того, что это время сухоядения. То есть приема пищи без термической обработки.

Для поста следует заготовить свежие, сушенные и квашеные овощи, фрукты, мед, сухарики, грибы, ягоды.

Понедельник

Принятие пищи в первый день поста ограничено до минимума. Если позволяет сила веры и здоровье, то в течение дня не готовится никакая еда, в этот день установлено сухоядение.

Готовясь к посту, православные заранее сушат сухарики, фрукты, заготавливают соки и настои.

Выдержать строгое воздержание первого дня поможет дробное питание, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода.


Бутерброд с авокадо

В это благодатное время человек должен концентрироваться на духовной пище, а не на желудке.

  • Начать день можно с сухарика с медом и чашечки морса.
  • На второй завтрак подойдет салат из капусты с морковкой, луком и небольшой , посыпанный семенами кунжута.
  • Перекус перед обедом орешками и несколькими штуками чернослива и кураги придаст силы прожить этот день.
  • В обед голод можно утолить , перемешанным с кусочками авокадо, приправленным соевым соусом и молотым льном.
  • Перед ужином можно скушать , который даст ощущение сытости.
  • Завершает дневной рацион прием сока, настоя с несколькими сухариками или хлебом с медом.

Вторник

Второй день великого говенья в первую неделю воздержания перед Пасхой также находится под великим запретом.

Регулярно постящиеся православные продолжают употреблять только по вечерам хлеб, или воду.

Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник.


Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом.

  • Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком.
  • Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго.
  • В обеденный перерыв можно приготовить питательный яблок, моркови с добавлением клюквы.
  • Небольшой бутерброд с огурцом и помидором, посыпанным кунжутом станет прекрасным перекусом перед ужином.
  • — перемолотые сухофрукты в виде кураги, чернослива, изюма, залитые любым несладким соком, станут чудесной добавкой к вечернему напитку.

Важно! Закончив дневную трапезу, не следует забывать:

  • перед сном поблагодарить Спасителя за дарованную пищу;
  • попросить прощения за грехи явные и неявные, совершенные в течение дня;
  • молить о благословении на сон грядущий.

Среда

Многих верующих волнует вопрос: сколько раз в день можно кушать в 1-ю неделю поста.

Для стойких в вере православных, монахов и священнослужителей первая неделя является одной из «голодных», когда пища принимается один раз вечером в виде хлеба и воды.


Остальным людям не стоит сразу нагружать свой организм такими ограничениями. Предложенное ниже меню поможет прожить среду в поклонении Богу и сухоядении.

  • На завтрак третьего дня первой недели Великого Поста рекомендуем приготовить напиток в виде настоя или с хлебцами, приправленными медом.
  • Морковь, потертая и смешанная с изюмом, поможет прожить день до обеда.
  • со свежей клюквой, бутерброды из хлеба с шампиньонами позволят насытиться в обед.
  • Горсть орехов, смешанная с кусочками апельсина - сытный полдник во время воздержания от скоромной пищи.
  • Хлебцы, намазанные перемолотым бананом с медом и маком, помогут в воздержании в третий день поста.

Четверг

В рацион первой недели поста для поддержания иммунной системы вводится зелень в виде зеленного лука и свежих трав. Их предварительно можно или купить в магазине.

Сухоядение продолжается в четвертый день Великого Поста. Пища в эти дни не поддается термической обработке: она не варится. не жарится, не запекается и не парится.


Засахаренные финики

Основными продуктами для питания во время говенья остаются овощи, фрукты и хлебные изделия без добавления масла и яиц.

  • Прочитав утренние молитвы, четвертые сутки воздержания перед Пасхой можно начать с , приправленного соком апельсина, с добавлением молотого льна. В качестве напитка можно использовать воду или морс.
  • Несколько грецких орехов, измельченных с медом, можно рекомендовать на второй завтрак.
  • Сочная репа, потертая на крупной терке морковь, кусочки кислых яблок с добавлением тыквенных семечек и семян кунжута вполне подойдут на обед. Его можно разнообразить кусочком хлеба, посыпанного льном.
  • Несколько штук засахаренных с чашечкой настоя трав помогут не голодать до вечерней трапезы.
  • Растертый до состояния кашицы банан, завернутый в лист лаваша, превращается в пикантные роллы. Если вы разрежете его на кусочки, то получите постный ужин. Он вполне соответствует требованиям сухоядения.

Пятница

Пятый день первой недели Великого поста относится к строгому ограничению всех продуктов.

Пятница - день распятия Христа.

В этот день следует прием пищи ограничить до минимума. При остром голоде делать перекусы хлебом с капустным салатом или другими овощами, отказавшись от фруктов и ягод.

Важно! Миряне, имеющие хронические заболевания, дети в возрасте до 12 лет, беременные женщины и люди старческого возраста освобождаются от строгости первой недели.

Этот вопрос следует обговорить со своим духовником.

Суббота

С достоинством пройдя первый этап поста в строгом воздержании, на утро субботнего дня можно приготовить смузи из ягод. Ягоды можно брать .

  • Для приготовления витаминного коктейля достаточно в блендере смешать 250 г любых ягод и 2 ст.л. воды. Фруктовое смузи даст хороший заряд на весь день.
  • Второй завтрак дополнит витаминный запас утреннего блюда салатом из груши с апельсином, приправленного медом и орешками.
  • Яркий с ингредиентами станет украшением обеденного стола.


Ягодный смузи

Для следует приготовить измельченные до состояния корейской соломки такие овощи: морковь, репу, тыкву в соотношении по весу 1:3:2. Для вкуса добавляется соль, черный перец, сок лимона, много зелени. Тщательно вымешав приготовленную смесь, можно приступать к обеду с кусочком хлеба или сухарика.

Станет достойной наградой за выдержанную в говенье неделю.

В пят-ни-цу по-сле за-ам-вон-ной мо-лит-вы (по окон-ча-нии Ли-тур-гии) со-вер-ша-ет-ся мо-леб-ный ка-нон прп. и освя-ще-ние (ва-ре-ной пше-ни-цы на ме-ду или рис с изю-мом). Свя-за-но это со сле-ду-ю-щим слу-ча-ем. В 362 го-ду им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник на пер-вой сед-ми-це Ве-ли-ко-го по-ста при-ка-зал тай-но окро-пить все про-дук-ты, ко-то-рые про-да-ва-лись на рын-ках, кро-вью идо-ло-жерт-вен-ных жи-вот-ных. Но свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Ти-рон явил-ся в сон-ном ви-де-нии епи-ско-пу Ев-док-сию, от-крыл ему тай-ное рас-по-ря-же-ние им-пе-ра-то-ра и по-ве-лел ни-че-го не по-ку-пать на рын-ке, а пи-тать-ся ко-ли-вом. По-это-му в пят-ни-цу на мо-леб-ном ка-ноне освя-ща-ет-ся ко-ли-во, а в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста со-вер-ша-ет-ся бла-годар-ствен-ное празд-но-ва-ние ве-ли-ко-му-че-ни-ку Фе-о-до-ру Ти-ро-ну.


Пер-вая сед-ми-ца и пер-вая Неде-ля Ве-ли-ко-го По-ста

Пер-вая сед-ми-ца от-ли-ча-ет-ся осо-бой стро-го-стью по-ста, ибо при-лич-нее все-го иметь наи-боль-шую рев-ность к по-дви-гам бла-го-че-стия при на-ча-ле по-дви-гов. Со-об-раз-но это-му, Цер-ковь на пер-вой сед-ми-це со-вер-ша-ет бо-го-слу-же-ние про-дол-жи-тель-нее, чем в сле-ду-ю-щие дни. В пер-вые два дня Че-ты-ре-де-сят-ни-цы для тех, кто мо-жет, со-всем не по-став-ля-ет-ся тра-пе-за .

С по-не-дель-ни-ка по чет-верг на ве-ли-ких по-ве-че-ри-ях чи-та-ет-ся Ве-ли-кий ка-нон свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го. В ка-ноне со-бра-ны и пред-став-ле-ны мно-го-чис-лен-ные об-ра-зы по-ста и по-ка-я-ния, при-во-дит-ся мно-же-ство при-ме-ров из Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та при-ме-ни-тель-но к нрав-ствен-но-му со-сто-я-нию ду-ши греш-ни-ка, опла-ки-ва-ю-ще-го свои гре-хи. Ка-нон на-зван ве-ли-ким, как по мно-же-ству мыс-лей и вос-по-ми-на-ний, за-клю-чен-ных в нем, так и по чис-лу со-дер-жа-щих-ся в нем тро-па-рей (око-ло 250, то-гда как в обыч-ных ка-но-нах их бы-ва-ет око-ло 30). По-ве-че-рие пер-вых че-ты-рех дней пер-вой сед-ми-цы на-зы-ва-ет-ся «Ма-лым сто-я-ни-ем» в от-ли-чие от «Ан-дре-ева или Ма-ри-и-на сто-я-ния» на 5 сед-ми-це и ве-ли-ко-го сто-я-ния в Ве-ли-кий Пя-ток.

Эти по-ве-че-рия так-же на-зы-ва-ют-ся «ме-фи-мо-на-ми» (греч. - «с на-ми»), по-то-му что на этих по-ве-че-ри-ях по-ет-ся песнь «С на-ми Бог». Внеш-нее от-ли-чие Ве-ли-ко-го ка-но-на свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го от дру-гих ка-но-нов со-сто-ит в том, что он име-ет все 9 пес-ней (вклю-чая так-же 2 песнь), и к каж-до-му тро-па-рю при-ла-га-ет-ся при-пев «По-ми-луй мя, Бо-же, по-ми-луй мя». В сре-ду и чет-верг к по-ка-ян-но-му ка-но-ну при-бав-ля-ют-ся несколь-ко тро-па-рей в честь пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской, вос-шед-шей от глу-бо-ко-го па-де-ния к вы-со-ко-му бла-го-че-стию. Впо-след-ствии к это-му ка-но-ну бы-ли при-со-еди-не-ны тро-па-ри в честь его твор-ца свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го.

В по-не-дель-ник или втор-ник пер-вой сед-ми-цы по-сле утре-ни или по-сле ча-сов свя-щен-ник в епи-тра-хи-ли чи-та-ет в церк-ви сво-им при-хо-жа-нам «Мо-лит-вы в на-ча-ле по-ста Свя-тыя Че-ты-ре-де-сят-ни-цы», из-ло-жен-ные в Треб-ни-ке.

В суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Цер-ковь тво-рит па-мять свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Ти-ро-на и вос-по-ми-на-ет чу-дес-ную по-мощь, ока-зан-ную им кон-стан-ти-но-поль-ским хри-сти-а-нам в 362 го-ду при им-пе-ра-то-ре Юли-ане От-ступ-ни-ке. То-гда хри-сти-ане бы-ли со-хра-не-ны ве-ли-ко-му-че-ни-ком Фе-о-до-ром от осквер-не-ния идо-ло-жерт-вен-ной кро-вью в первую сед-ми-цу Ве-ли-ко-го По-ста: свя-той явил-ся ар-хи-епи-ско-пу Ев-док-сию и по-ве-лел хри-сти-а-нам упо-треб-лять ко-ли-во вме-сто осквер-нен-ной на тор-жи-ще пи-щи. Этим вос-по-ми-на-ни-ем Цер-ковь вну-ша-ет ве-ру-ю-щим, что пост уго-ден Бо-гу, и что по-стя-щи-е-ся на-хо-дят-ся под осо-бым по-кро-ви-тель-ством Бо-жи-им.

Служ-ба свя-то-му Фе-о-до-ру Ти-ро-ну на-чи-на-ет-ся в пят-ни-цу с ве-чер-ни, со-еди-ня-ю-щей-ся с Ли-тур-ги-ей Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. В кон-це Ли-тур-гии по за-ам-вон-ной мо-лит-ве по-ет-ся мо-леб-ный ка-нон свя-то-му Фе-о-до-ру и бла-го-слов-ля-ет-ся ко-ли-во в кон-це мо-леб-на. Мо-ле-бен со-сто-ит из чте-ния 142 псал-ма, пе-ния «Бог Гос-подь», тро-па-рей, за-тем чи-та-ет-ся ка-нон свя-то-му Фе-о-до-ру (Апо-стол и Еван-ге-лие не чи-та-ют-ся) .

На утрене в суб-бо-ту по-ет-ся ка-нон в честь свя-то-го Фе-о-до-ра, со-став-лен-ный Иоан-ном, мит-ро-по-ли-том Ев-ха-ит-ским.

На Ли-тур-гии в суб-бо-ту по-ло-же-но чи-тать два Апо-сто-ла и два Еван-ге-лия: дню и свя-то-му, а про-ки-мен по-ет-ся один, 7 гла-са: «Воз-ве-се-лит-ся пра-вед-ник о Гос-по-де».

Ес-ли в по-не-дель-ник пер-вой сед-ми-цы слу-чит-ся Сре-те-ние Гос-подне, хра-мо-вый празд-ник или Об-ре-те-ние гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля, то служ-ба им со-вер-ша-ет-ся в Про-ще-ное вос-кре-се-нье.

Ес-ли Об-ре-те-ние гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля и хра-мо-вый празд-ник слу-чит-ся в пе-ри-од от втор-ни-ка до пят-ни-цы пер-вой сед-ми-цы, то служ-ба Пред-те-чи со-вер-ша-ет-ся или в Про-ще-ное вос-кре-се-нье или в суб-бо-ту 1 сед-ми-цы по-ста, а хра-му - в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы.

Пер-вая Неде-ля Ве-ли-ко-го По-ста на-зы-ва-ет-ся так-же Неде-лей Пра-во-сла-вия по со-вер-ша-е-мо-му в этот день тор-же-ству Пра-во-сла-вия, уста-нов-лен-но-му в Гре-ции в пер-вой по-ло-вине IX ве-ка в па-мять о тор-же-стве Пра-во-слав-ной Церк-ви над все-ми ере-ся-ми, воз-му-щав-ши-ми Цер-ковь, и осо-бен-но над по-след-ней из них - ико-но-бор-че-ской, осуж-ден-ной на VII Все-лен-ском Со-бо-ре в 787 го-ду. В эту Неде-лю со-вер-ша-ет-ся осо-бое бо-го-слу-же-ние, на-зы-ва-е-мое чи-ном Пра-во-сла-вия. Этот чин со-став-лен в се-ре-дине IX ве-ка свя-тым Ме-фо-ди-ем, Пат-ри-ар-хом Кон-стан-ти-но-поль-ским.

Из Гре-ции чин Тор-же-ства Пра-во-сла-вия пе-ре-шел в Рус-скую Цер-ковь. По-бе-да Пра-во-сла-вия в са-мой Гре-че-ской Церк-ви пер-во-на-чаль-но празд-но-ва-лась в первую Неде-лю Ве-ли-ко-го По-ста. Та-ким об-ра-зом, ос-но-ва-ние празд-но-ва-ния в этот день тор-же-ства Пра-во-сла-вия име-ет глу-бо-кие ис-то-ри-че-ские кор-ни. Цер-ковь этим тор-же-ством да-ру-ет вы-со-кое уте-ше-ние про-хо-дя-щим по-двиг по-ста, яв-ляя до-ка-за-тель-ство жи-во-го об-ще-ния каж-до-го из нас по ве-ре и жиз-ни со всей Цер-ко-вью и по-ла-га-ет ос-но-ва-ние для мо-лит-вен-но-го хо-да-тай-ства за всех пе-ред Бо-гом. Тор-же-ство Пра-во-сла-вия утвер-жда-ет и укреп-ля-ет ве-ру-ю-щих в пра-вой ве-ре, непре-рыв-но и неиз-мен-но со-хра-ня-ю-щей-ся от вре-мен апо-столь-ских и име-ю-щей со-хра-нить-ся в чи-сто-те до скон-ча-ния ми-ра по обе-то-ва-нию Гос-по-да ().

При-ме-ча-ния

См. по-дроб-нее об этом: Ти-пи-кон, гл. 33.

Чин мо-леб-на на-хо-дит-ся в Ти-пи-коне и в Пост-ной Три-о-ди в ис-сле-до-ва-нии пят-ка 1 сед-ми-цы, а так-же в «Бо-го-слу-жеб-ных ука-за-ни-ях на 1951 г». Мо-лит-ва на бла-го-сло-ве-ние ко-ли-ва на-хо-дит-ся в Слу-жеб-ни-ке и в Чине бла-го-сло-ве-ния ко-ли-ва в празд-ни-ки.

В на-сто-я-щее вре-мя во мно-гих при-хо-дах цен-траль-ных и Юго-За-пад-ных об-ла-стей в пят-ни-цу (в Москве - по вос-кре-се-ни-ям) со-вер-ша-ет-ся тро-га-тель-ный цер-ков-но-бо-го-слу-жеб-ный об-ряд, на-зы-ва-е-мый пас-си-ей (стра-да-ни-ем). Этот об-ряд был вве-ден при Ки-ев-ском мит-ро-по-ли-те Пет-ре Мо-ги-ле (XVII в.). Слу-жит-ся он на по-ве-че-рии (в пят-ни-цу) или на ве-черне (в вос-кре-се-ние) в 1, 2, 3 и 4 сед-ми-цы или Неде-ли Ве-ли-ко-го По-ста, и со-сто-ит из чте-ния Еван-ге-лия и пе-ния неко-то-рых пес-но-пе-ний Страст-ной сед-ми-цы («Те-бе оде-ю-ща-го-ся све-том, яко ри-зою», «При-и-ди-те, убла-жим Иоси-фа»), ка-са-ю-щих-ся вос-по-ми-на-ния стра-стей (стра-да-ний) Хри-сто-вых, от-ку-да про-изо-шло и са-мо на-зва-ние об-ря-да. О пас-си-ях наш цер-ков-ный Ти-пи-кон ни-че-го не го-во-рит. Устав и об-ряд пас-сии по-ме-щен был впер-вые в кон-це Цвет-ной Три-о-ди, из-дан-ной в 1702 г. при ар-хи-манд-ри-те Ки-е-во-Пе-чер-ском Иоаса-фе Кро-нов-ском, где в кон-це опи-са-ния чи-на бы-ло ска-за-но: «Сия вся вос-по-ми-на-ют-ся по со-ве-ту, а не по по-ве-ле-нию, яже вся под раз-суж-де-ние Церкве свя-тыя пра-во-слав-ныя по-да-ют-ся».

«Чин мо-леб-на в Неде-лю Пра-во-сла-вия», как он со-вер-ша-ет-ся в на-сто-я-щее вре-мя, на-пе-ча-тан в «Бо-го-слу-жеб-ных ука-за-ни-ях» на 1949 год.

На вос-крес-ном бо-го-слу-же-нии от Неде-ли о Мы-та-ре и фа-ри-сее до Неде-ли Всех свя-тых еван-гель-ская сти-хи-ра утре-ни по-ет-ся (или чи-та-ет-ся) пред пер-вым ча-сом (пред нею по-ет-ся или чи-та-ет-ся «Сла-ва, и ныне»).

В Православной церкви на Руси «Чистый» — это простонародное именование первого дня Великого поста. Означает оножелание быть очищенным к началу поста. Очищение это происходит уже заранее, к вечеру предыдущего дня воскресного (Прощенного). Все храмы производят вечерню, в завершении которой вершится обычай всепрощения. Каждый прихожанин испрашивает прощение у другого. Так, православные починают пост Великий с легкой совестью, чистотой внутри себя, с вселенской любовью к окружающему миру.
В Чистый понедельник, полагается один из строжайших постов. Каждый, кто в силах, не принимает никакой еды, старательно прочитывает молитвенные слова, сражается со своей грешной сущностью. Русский люд в первый день принятия пощения сотворял очищение жилища от грязи и устраивал банный день. Другими словами, осуществлял не только моральную чистоту, но и материальную.
Русская литература не однократно обращалась к данной теме, а именно к теме «Чистого понедельника». Например у Бунина и Шмелева есть одноименные рассказы, где описываются старинные церковные традиции.

Немного из истории

Православные посвящали первые дни Великого поста, а также всю первую неделю, самоочищению, прощаясь с разгульной, сытой масленицей.
Женщины, готовя уже пищу для поста, очень тщательно отмывали всю посуду от непостной, оставшейся еды, обдавали кипяченой водой, раскаляли в печах, оттирали песочком. Случалось даже, что тарелки грязные, с жирными следами перебивали на мелкие кусочки. Делали и так: убирали, прятали куда-нибудь подальше, и ставили на стол специальную посуду для постного, такая посуда сохранялась годами для Великого поста. Вымывали даже кадку для воды, наливая туда свежей водички. То, что сохранилось от скоромного высушивали и берегли к пасхальным празднествам. Бывало, что такие остатки отдавали на корм домашним животным.
У мужчин же существовал свой вариант очистки от потребленных организмом не подобающих для пощения продуктов. Они полоскали рот водочкой. Иногда даже доходило до того, что ходили совсем пьяными.
Кое-где практиковали шуточные драки, якобы для вытрясания съеденных на масленичку блинов и лепешек.
Интересно, что накануне Чистого понедельника верующие в некоторых селениях закрывали в доме все зеркала, словно при умершем. Таким образом, показывалось особое разграничительное отношение к данному отрезку времени, как бы день этот разграничивал веселье скоромной жизни от скудости и аскетичности поста.
В быту простого православного населения все менялось с приходом первых дней поста. Люди носили темное, строгое одеяние, под запретом были веселые сборища девушек и парней, песни, пляски, шумная танцевальная музыка. Естественно, не справляли никакие свадьбы, и сами похоронные обряды проходили весьма скромно.
Было и такое: строгому воздержанию в еде подвергались даже детки, старики и больные. Старообрядцы урезали паек также и грудничкам, иными словами мамаши не давали малышам вдоволь пососать молочка. Утоляли их голод пожеванным хлебцем.
Считалось, грех совершал не младенчик, поевший грудного молока, а мама.
Попрание догматов святого поста влекло за собой, как считали, кару божью.
То же было и с брачными обязанностями. От интимной близости супругов первые дни поста должны были рождаться слабоумные и хворые отпрыски. Священнослужители строго отслеживали нарушителей и наказывали их.
Само собой непременно требовалось посещение церкви для исповедования. Именно в первые дни Великого поста это было наиболее необходимо, как и в заключительные.
В начале поста приходили очередные ежегодные земледельческие заботы: сеяние и пахота.
Женщины занимались ткачеством, мужчины запасались дровами и лесом, свивали веревки, производили ремонт всевозможных орудий сельского труда.
В дореволюционные времена и не ходили в школу, но ежедневно обязаны были присутствовать в церкви на службе в первых днях Великого поста. Жители деревень начинали свой путь в святые места.
В умах людских закрепилось понятие о святой Четырехдесятнице, как о сорока днях, равных тем дням, когда сын Божий находился в пустоши, постился и думал о предстоящей судьбе своей. Это те 40 дней, в кои сатана подвергал Иисуса соблазнам. Тем, кто следует за Христом помыслами своими, предстоит как бы сразиться с дьяволом внутри себя посредством поста и духовного совершенствования.

Подробнее о питании

Первый день Великого поста 2016, как и вся первая неделя и вся последняя — самые строгие в отношении пищи, как духовной так и физической. Нельзя кушать мясное, молочное, продукты с добавлением яиц, под запретом даже рыба, конечно же спиртное, сигареты. Как ни странно, даже жвачку не положено жевать, ведь в ней есть желатин. Не нужно есть никаких конфет, булок, майонеза.
Некоторые послабления все же есть. В выходные разрешено выпить немного вина, употребить капельку масла растительного. В Благовещение, например позволено скушать блюдо из рыбы в небольшом количестве. А на день Лазаря можно отведать икорки.
В наши дни имеются «скидки» для определенных категорий граждан: стариков, болеющих, детей, женщин в положении.
Особенно важны во время принятые первые и вторые блюда. Обязательно их надо есть горячими. Сгодятся к употреблению: сок, варенье, орехи, семечки, консервированные салаты, фрукты и овощи в любом виде, пряности, продукты из сои, крупа, хлеб, сухари, грибы, горох, фасоль.
Для тех, кто придерживается строгости, в первые дни Великого поста рекомендовано сухоядение, т.е. надо есть все сырым, не заправляя никаким маслом. Позволительно добавлять уксус, лимонный сок. А в первые дни и вовсе ничего нельзя есть.
Надо различать постное и вегетарианское. В последнем употребление яиц, молочного, сыров и сливочного масла — это нормально. В отличие от постящихся, вегетарианцы не могут кушать ничего из рыбы.
Во всю протяженность поста его строгие запреты могут иметь разные степени. Легкая предполагает отказ от мяса, далее, уже посложнее, дни с рыбой, затем — горячая пища, приправленная растительным маслом, потом — без масла, и вот — сухоядение, т.е., как говорилось уже выше, меню с холодной едой и холодным питьем. Апогеем можно считать полное голодание.

Крайне редко обычный смертный может справиться с испытанием постом. Чаще всего постятся в строгости церковные служащие. Чтобы все-таки испытать себя, приняв обет поста, поговорите с батюшкой, с доктором, выберете вариант питания, наиболее оптимальный для себя. Первый день Великого поста 2016, как и вся строгая неделя, не может быть тяжелой стрессовой ситуацией, а только действом, дарующим полет и легкость души и тела.
Нельзя превращать сотворение поста в издевательство над собой. Потому как это не главная цель. Верующие, которые постятся, вырабатывают в себе твердость характера, воздерживаясь, демонстрируют преданность Иисусу. Энергия, высвобожденная посредством строгого поста, уходит на внутреннюю рефлексию. Ведь в посте сокращается время, отведенное на прием пищи, развлечения.
Можно с уверенностью сказать, что суть пощения — путь к самосовершенствованию, а не принуждение людей к голоду. Очищение в купе с умягчением характера и просветлением духа — вот основа поста. И если вы принимаете пощение без проникновенного молитвословия в душе, это равносильно обычной диете.

Рецепты в пост

Подавляющее большинство человек полагает, что питание в пост не вкусно и лишено полезности. Однако, имеется масса разнообразных рецептов вкусных, полезных и питательных кушаний для придерживающихся рекомендаций по пощению.
Вот, к примеру, некоторые из них:

Лепешки по-мексикански
Составляющие:

  • Кукуруза, измельченная в мелкую пудру — 220г
  • Мука из пшеницы — примерно 125г
  • Масло рапсовое 5 — ложек столовых
  • Мелкая соль — на кончике ножа
  • Вода — 200г

Готовим:
Перемешать всю муку, соль с маслом, чтобы образовались крупные крошки. Затем влить подогретую воду и замешивать тесто. Месить, пока не станет однородным и не будет отлипать от пальцев. Кладем ком теста в пакетик и помещаем в холодильник минут на сорок. Такой объем теста дает возможность приготовить 14 лепешек. Отрываем кусочки и начинаем раскатывать блинчик, кладем его на сковороду и жарим. Готовые лепешки напоминают чипсы из кукурузы.

Шампиньоны оригинальные
Составляющие:

  • Шампиньоны — 250г
  • Перец сладкий — 1\2
  • Томат — 1 -2 шт.
  • Лук репчатый — 1-2 шт.
  • Зелень — петрушка, укроп
  • Соль, перец молотый — на вкус

Готовим:
Чечевица промывается и кладется в кастрюльку. Добавить воды три стакана, вскипятить все. Проваривать в течение 15 минут до смягчения чечевицы. Шампиньоны жарить вместе с томатами, перцем и луком. Снова налить воды, всыпать перец и соль, потушить хорошенько минут 15. Соединить грибы с чечевицей. Вот и все, можно есть.

Рассольник для поста
Составляющие:

  • Капуста — половинка маленького качана
  • Соленые огурчики — 2 шт.
  • Морковка — 1 шт.
  • Репчатый лук — 2 шт.
  • Картофель — 5 шт. мелких
  • Перловка — 150г
  • Укроп, соль, черный молотый перец

Готовим:
Сварить перловку. Очищенный картофель, мелко нарезать, соединить с крупой. В то время, как все это варится, поджарить лук с морковкой, мелко потереть огурцы. Затем положить в кастрюль вместе с картошкой и перловой крупой. Прибавить еще капусту, проварить 15 минут, добавить приправку и доварить 20 минут. Суп можно кушать.

Котлеты из моркови
Составляющие:

  • Морковь — 5-6 шт.
  • Манная крупа — 100г
  • Рапсовое масло — 5 ложек столовых
  • Немного соли и сахара

Готовим:
Чистим морковку, моем и натираем крупно. Далее тушить с водой, пока не станет мягкой. Сыпем манную крупу, варим все минут десять. Охлаждаем полученную смесь, кладем соль и сахар на вкус. Формируем котлеты, макаем в панировочные сухари, жарим. Вкусно и полезно!

Ассорти фруктово-овощное
Составляющие:

  • Апельсин — 1-2 шт.
  • Огурец — 1-2 шт.
  • Капуста — 200г
  • Зелень — 50г
  • Оливки — 100г
  • Любое масло растительное для заправки
  • Соль, перец по вкусу
  • Сок лимона

Готовим:
Порезать капусту, добавить соли, лимонного сока, подавить ладонями. Нарезаем апельсин и огурчик, кладем зелень с оливками, подливаем маслица и еще немного лимонного сока. Легкий салатик готов!

В старину с началом Великого поста жизнь в городах и сёлах буквально замирала - заканчивались шумные масленичные гулянья, не играли свадеб, не ходили в гости, спать ложились рано.

Это не диета!

Для православных верующих главный смысл поста состоит не в соблюдении каких-то гастрономических правил, а в очищении духа. Более того, отказ от пищи не является самоцелью. Это своего рода подпорка, необходимая для глубокого внутреннего труда. Во время поста не следует голодать. Есть нужно досыта, но не объедаться. Необходимо удовлетворять чувство голода, чтобы можно было работать духовно и физически.

Можно и нельзя

Во время поста верующие отказываются от определённых продуктов, так называемой скоромной пищи. К ней относятся мясо, яйца, молоко и молочные продукты, крепкий алкоголь.

В пост можно позволить себе зерновые продукты (хлеб, каши, изделия из круп), овощи, фрукты, ягоды, орехи, грибы, мёд, растительные масла, пряности. По определённым дням разрешается пить красное вино (не более 1 бокала) и употреблять рыбу и морепродукты.

Пост могут не соблюдать беременные женщины, кормящие мамы, больные и дети до пяти лет. Детей старше пяти можно постепенно приучать к посту, но без слишком строгих ограничений. Например, они могут воздерживаться от животной пищи не на протяжении всего поста, а лишь несколько дней.

19 - 25 февраля

1- я неделя называется Феодоровой. В это время принято вспоминать всех защитников православной веры. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью.

Чистый понедельник . Название Чистый понедельник происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. В Чистый понедельник соблюдается очень строгий пост. По возможности верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.

Согласно Церковному уставу разрешена горячая пища без масла.

Монастырский устав полагает питаться горячей пищей без масла.

Разрешена пища с растительным маслом. В этот день православные почитают святого мученика Феодора Тирона , который в ответ на принуждение римского императора принести жертву идолам продолжал исповедовать христианскую веру.

За неповиновение императору Феодора посадили в темницу и предали мукам.

Однако он не отрёкся от христианской веры и был сожжён.

Монастырский устав разрешает пищу с растительным маслом.

2 - я неделя Великого поста посвящена поминовению Григория Паламы . Святитель Палама, живший в XIV веке, отказался от придворной должности и удалился в Афонский монастырь, чтобы отдать себя служению вере и проповедям о силе поста и молитвы.

Церковный устав предписывает сухоядение. Можно есть хлеб, овощи, фрукты.

Церковь разрешает горячую пищу, варёные и печёные блюда, но без растительного масла.

Можно есть горячую пищу, но без растительного масла.

Готовьте в пароварке, запекайте, варите супы.

Устав предписывает сухо-ядение. Придётся ограничиться свежими овощами, хлебом, фруктами.

Родительская суббота - день поминовения усопших. В этот день Церковь призывает всех объединиться в поминальной молитве. Дело в том, что, согласно правилам, во время поста не полагается устраивать панихиды, сорокоусты и заупокойные службы. Но, чтобы усопшие не остались без молитвы, Церковь выделила для поминовения особенные дни. В Родительскую субботу нужно посетить храм и вместе со всеми попросить упокоения для умерших родных.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина.

День памяти Григория Паламы. Можно есть горячую пищу с растительным маслом, выпить вина.

5 - 11 марта

3- я неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В третье воскресенье поста во всех церквях из алтаря выносится украшенный цветами Крест. Святой Крест напоминает о страданиях Иисуса Христа и укрепляет верующих в продолжении поста.

Разрешена горячая пища без растительного масла. Готовьте супы, запекайте и тушите овощи.

Сухоядение . Церковь разрешает есть свежие овощи, фрукты, хлеб. Можно употреблять соленья, мочёные ягоды, фрукты и овощи, квашеную капусту.

Можно есть горячую пищу без растительного масла.

Разрешена горячая пища, можно сдобрить её растительным маслом. По традиции в этот день родственники ходили друг к другу в гости и угощались киселём - ягодным или овсяным.

Родительская суббота . Как и во вторую субботу Великого поста, полагается сходить в храм и помолиться об упокоении умерших родственников. В Родительскую субботу разрешается горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 200 г.

В этот день посещают храмы для поклонения Кресту, освящают просфиры, читают предания о житиях святых. Разрешена горячая пища с растительным маслом, вино.

12 - 18 марта

4 - я неделя Великого поста называется Неделей преподобного Иоанна Лествичника . Свои размышления о духовности Иоанн облёк в книгу, которую христиане считают надёжной лестницей к Небесным вратам. Книга так и называется - «Лествица».

Согласно уставу можно есть горячую пищу без масла: супы, тушёные овощи, компоты и кисели.

Церковный устав предписывает сухоядение. Разрешены лишь хлеб, овощи и фрукты.

Монастырский устав разрешает горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение

Родительская суббота - день поминовения усопших. Несмотря на название Родительская, субботние поминовения не должны относиться только к умершим отцу и матери. В этот день вспоминают всех ушедших.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 1 бокала (200 мл). Лучше развести вино водой.

День памяти преподобного Иоанна Лествичника. Можно есть горячую пищу с маслом.

19 - 25 марта

5 - я неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской , эту неделю также называют Похвальной, так как в субботу в Церкви читают особую молитву - Похвалу Пресвятой Богородицы. В среду на Похвальной неделе совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского - христианского проповедника. В старину девушки считали обязательным выстоять эту службу, полагая, что за рвение Андрей Критский поможет им заполучить женихов.

Церковь предписывает сухоядение. Разрешены свежие и мочёные овощи и фрукты. Можно есть соленья, хлеб и сухофрукты.

А вот от горячей пищи придётся воздержаться.

Согласно церковному уставу можно есть горячую пищу, но без растительного масла. Готовьте супы, компоты, кисели, тушите и запекайте овощи.

21 марта (среда)

По уставу можно есть горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение . Нельзя употреблять в пищу ничего, кроме хлеба, овощей, фруктов.

Похвала Пресвятой Богородицы . Этот праздник появился в IХ веке в честь избавления Константинополя от захватчиков. Когда на христианский город двинулись толпы язычников‑персов, Богородица защитила город. В благодарность во всех церквях Константинополя в честь Богородицы возносили всенощную похвальную песнь.

В этот день церковный устав разрешает горячую пищу, заправленную растительным маслом. Можно выпить немного сухого виноградного вина.

В этот день Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Мария была великой грешницей, а затем раскаялась. В этот день можно есть горячую пищу с маслом и выпить вина.

26 марта - 1 апреля

6 - я неделя Великого поста посвящена Входу Господня в Иерусалим. В народе её называют Вербной неделей. В этот день Иисус въехал в Иерусалим и явил себя в качестве Мессии, а верующие привествовали его ветвями.

Сухоядение. Хлеб,овощи, фрукты

Церковный устав разрешает есть горячую пищу без масла. Варите, тушите овощи, готовьте кисели и компоты.

28 марта (среда)

Церковь предписывает сухоядение. Можно есть лишь свежие овощи и фрукты, хлеб. Не пренебрегайте орешками, сухофруктами, соленьями.

Церковь разрешает есть горячую пищу без масла.

Устав предписывает сухоядение. В пищу можно употреблять овощи и фрукты, не прошедшие термическую обработку.

Лазарева суббота . Спустя несколько дней после кончины святого Лазаря Иисус воскресил его. Весть о чуде разнеслась по всей Иудее, и именно после этого фарисеи (в ту пору представители самого влиятельного религиозного течения) решили убить Иисуса Христа. Разрешается есть горячую пищу с маслом, рыбную икру и немного вина. В старину на Лазаря пекли хлебцы, в один из которых вкладывали грош. Кому попадётся - быть счастливым.

Вход Господень в Иерусалим . В храмах в этот день совершается обряд освящения вербы.

Разрешается есть горячую пищу, рыбные блюда и немного вина.

2 - 8 апреля

7 - я неделя Великого поста названа Страстной в память о страданиях, которые перенёс Иисус в последние дни своей земной жизни. Все дни на этой неделе называются Великими. В это время перед верующими проходит вся жизнь Христа и всё Его учение. Это самая строгая неделя поста.

Церковный устав предписывает сухоядение - разрешены свежие овощи, фрукты, соленья, хлеб.

День, когда православные вспоминают разные притчи Иисуса, обличение Им фарисеев, которые больше заботились о чистоте своих тел, нежели о душе. Рекомендуется сухоядение.

В этот день Иуда решился предать Иисуса Христа иудейским старейшинам и получил за это 30 сребреников. Монастырским уставом предписано сухоядение.

В народе Великий четверг называют Чистым. В этот день полагается убирать жилище, красить яйца и печь куличи. Церковь рекомендует сухоядение.

В этот день Иисус был предан суду, растерзан, распят и умерщвлён на кресте. Церковный устав предписывает полное воздержание от пищи.

Благовещение. В этот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с благой вестью о том, что у Марии должен родиться сын - Иисус Христос.

Обычно на Благовещение разрешено есть рыбу, но в этом году этот день приходится на Страст-ную субботу, поэтому от рыбы придётся отказаться. Зато разрешено немного красного вина.

Праздник Пасхи . Конец Великого поста, разрешается есть любую пищу.

Главные продукты

Поскольку Великий пост приходится на конец зимы и весну, стоит позаботиться о том, чтобы организм не испытывал недостатка в витаминах.

Особенно важен в этот период витамин С. Обратите внимание на квашеную капусту. По содержанию аскорбиновой кислоты она уступает только шиповнику. Чтобы восполнить недостаток витамина С, капусту нужно есть через день на протяжении всего поста.

Не забывайте и про мочёные яблоки, огурцы и помидоры - все квашеные продукты содержат большое количество пробио-тиков, которые являются пищей для полезной микрофлоры.

Во время Великого поста на вашем столе обязательно должны присутствовать бобовые и орехи. Они помогут восполнить дефицит белков, который возникает при отказе от мяса и молока.

Не стоит обходить стороной и свежие овощи - они снабдят не только витаминами, но и ценными микроэлементами, а заодно очистят кишечник от накопившегося «мусора».

Организму не обойтись без ненасыщенных жирных кислот. Часть из них можно найти в льняном масле (достаточно принимать его по 1 чайной ложке в день). А другая часть содержится в рыбе и морепродуктах. Если же в период поста вы не употребляете рыбу, принимайте биологические добавки, содержащие кислоты омега‑3.

А вот гнаться за поливитаминными комплексами во время поста не стоит. Дело в том, что закисление организма мешает усвоению витаминов, поэтому лучше принимать их после того, как организм будет очищен.

Во время поста можно есть каши, хлеб, овощи, фрукты, ягоды, орехи, мёд, сахар. В некоторые дни Великого поста разрешается добавлять в пищу растительное масло и пряности, готовить рыбные кушанья.
А вот мясо, яйца, молоко и молочные продукты к постному столу никак не подходят.
От крепкого алкоголя тоже необходимо отказаться на весь период поста. Единственное, что можно себе позволить, – немного красного вина, но только в определённые дни.