22.09.2019

Знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах. Урок на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом"


Итак, что же это такое? Как отличить его от причастного? Какими знаками препинания он выделяется на письме? На какие вопросы отвечает? Какие трудности могут возникнуть при употреблении его в речи? Эти и другие вопросы будут рассмотрены с данной статье.

Деепричастный оборот, как и причастный, является самостоятельным членом предложения. Он представляет собой деепричастие и относящиеся к нему зависимые слова . Отвечает на вопросы деепричастия: что делая? что сделав? и обозначает добавочное действие предмета/лица, совершающего основное действие (оно, как правило, определяется сказуемым). В предложении он является обособленным членом , а точнее, обособленным обстоятельством.

Подчёркивается точка-тире (штрих-точка). К нему также можно задать вопросы обстоятельства:

  • каким образом?
  • когда?
  • с какой целью?
  • почему?

Они могут быть заданы как от сказуемого, так и в некоторых случаях от причастия или причастного оборота.

Примеры

Запятые при употреблении деепричастного оборота в предложении

Деепричастный оборот, в отличие от причастного, всегда обосабливается с помощью запятых с обеих сторон, вне зависимости от его расположения по отношению к главному слову - глаголу, от которого задаётся вопрос. Для того чтобы правильно выделять данную синтаксическую конструкцию знаками препинания, нужно уметь находить её в тексте и чётко определять границы. Деепричастный оборот включает в себя все зависимые слова, относящиеся к данному деепричастию.

Например, в предложении «Соперник, опередивший меня на старте, вскоре отстал» им является выражение «опередивший меня на старте», а не просто «опередивший меня». Так как слова «на старте» также являются зависимыми от деепричастия, а не от сказуемого. А значит - они входят в состав оборота.

Когда он стоит в начале предложения, то выделяется запятой только с одной стороны - после него, а если расположен в конце, то, напротив, запятая ставится только перед ним, а в конце – знак завершения предложения.

Исключениями являются деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизма . Когда оборот является частью или целым фразеологизмом, запятые при нём не ставятся. Пример такого предложения: мать слушала её затаив дыхание. Также под это правило о постановке запятых не попадают и те случаи, когда несколько деепричастных оборотов являются однородными и соединены союзом «и». Тогда запятые при них отсутствуют. Со знаками препинания здесь все предельно понятно, но часто встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота.

Построение предложения с деепричастным оборотом. Возможные ошибки

Первое и самое основное правило уже было упомянуто выше, оно гласит, что добавочное действие должно совершаться тем же объектом, что и основное действие . Например, нельзя сказать «Подойдя к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой». Ведь здесь подлежащие - это рычание и вой, они доносились, то есть выполняли основное действие. Но вот подойти к дому они никак не могли, это сделало какое-то другое лицо.

Таким образом, это предложение можно перестроить в грамматически более правильное сложноподчинённое предложение: «Когда я/он/она подошёл/подошла к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой».

Нужно быть осторожными и при употреблении деепричастного оборота в безличных и неопределенно-личных предложениях, то есть предложениях, не содержащих подлежащего вовсе. Сказуемое же в первом случае может быть выражено инфинитивом, а во втором - глаголом третьего лица. Примером такой ошибки может послужить следующая синтаксическая конструкция: «Окончив школу, выпускников распределили работать на завод». Она построена неправильно, так как деепричастие подразумевает совершение действия самими выпускниками: они окончили школу, а глагол (сказуемое) обозначает действие, выполненное кем-либо другим, кто распределил этих выпускников.

В безличное же предложение деепричастный оборот может быть включён следующим образом: “На их прекрасные лица можно смотреть часами, не отрывая глаз”. В этом случае все грамматические нормы будут соблюдены, так как лицо, совершающее как главное, так и побочное действия, отсутствует. Можно использовать его и в определённо-личных предложениях, то есть тех, что содержат подлежащее, выраженное личным местоимением первого или второго лица (я, мы, ты, вы). Например, «Мне нужно сделать эту работу как можно скорее, используя все возможные материалы».

Это основные ошибки согласования деепричастного оборота с основой предложения. Они довольно часто могут встретиться в нашей речи, так как мы иногда не придаём этому должного значения. А зря, ведь неточное употребление деепричастного оборота ведёт к нарушению смысловой нагрузки предложения.

Тип урока: урок обобщения знаний

Цели урока:

для учителя

  • обобщить знания о причастном и деепричастном обороте: закрепить умение находить причастный и деепричастный оборот в предложении и правильно оформлять их на письме, отработать навык разграничения причастного и деепричастного оборотов, определить роль причастного и деепричастного оборотов в тексте;
  • развивать умение работать в парах и группах, формировать чувство ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе, используя содержание предлагаемых текстов;

для учащихся

  • продолжать учиться сравнивать и анализировать языковые явления, работать со схемами, составлять алгоритм действия, отрабатывая практические умения выделять причастный и деепричастный оборот;
  • уметь выстроить сотруднические отношения при работе в парах и группах, отрабатывать навыки доказательного ответа.

Методическая цель: проектирование урока с позиции требований ФГОС ООО

Средства реализации методической цели:

  • самостоятельное целеполагание
  • работа со схемами
  • смысловое чтение
  • учебное сотрудничество (работа в парах и группах)
  • использование адресных форм организации учебной деятельности
  • домашнее творческое задание
  • оценочная деятельность на критериальной основе

Лист самооценки

  1. Умение формулировать цель
  2. Умение составлять схемы, алгоритм
  3. Умение выделять причастный и деепричастный оборот
  4. Умение работать в парах

Ход урока

Доброе утро, друзья! За окном мороз и солнце, день чудесный. А какое настроение у вас? Улыбнёмся друг другу и пожелаем успешной работы.

Проверим домашнее задание (упр. 631): назовите суффиксы причастий по “цепочке”.

Поднимите сигнальные карточки:

  • Красная – SOS: было сложно
  • Зелёная – легко справился сам

I. Мотивационно-целевой этап урока

1. Ребята, вы любите сказки? Сейчас я предлагаю Вам отправиться на синтаксическое собрание и послушать Определение.

– Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми.

– Отчасти я с вами согласно, – отвечало Подлежащее. – Если мы все обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение, Вы не обратили внимание на то, что Обособленные члены – это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения. Думаю, все со мной согласятся, когда я приведу два примера: Шумели под ветром сосны, высокие и стройные. Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные.

– В таком случае нужно договориться о правилах, – предложил Синтаксис. – Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?

– С любой.

– А Вы, Существительное?

– Только позади меня; если хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины или уступки.

– У нас есть ещё Обособленные Обстоятельства, – продолжал Синтаксис. – Сказуемое, посоветуйте, какие из них могут быть обособлены и где им стоять.

– Пусть обособляются Деепричастия и Деепричастные Обороты, думаю, нужно разрешить им стоять где угодно.

Интересная сказки, не правда ли? Как вы думаете, о чём она? Кто изобразит схематически предложения Синтаксиса? (У доски работает один человек, остальные – в тетрадях)

[п.о., личное местоимение, п.о.]

[имя существительное, п.о.,]

[д.о., д.о., д.о.]

Формулировка темы и цели урока.

Установите, что объединяет выполненное вами задание и тему прошлого нашего урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её. (Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах)

Какую цель мы ставили на прошлом уроке? (Мы должны были научиться находить причастный оборот, выделять его знаками препинания на письме, употреблять в речи). А какова цель сегодняшнего урока, по-вашему? Используйте опорные слова на доске:

  • Повторить...
  • Сравнить...
  • Отрабатывать навык...
  • Закрепить...
  • Обобщить...

Цели урока:

  • продолжать учиться сравнивать и анализировать языковые явления,
  • работать со схемами,
  • составлять алгоритм действия, отрабатывая практические умения выделять причастный и деепричастный обороты, навыки доказательного ответа;
  • определять роль причастного и деепричастного оборотов в тексте;
  • учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах.

(Оцениваем себя : заполняем лист самооценки)

Цели урока мы с вами сформулировали. А как вы думаете, какие слова будут ключевыми на нашем уроке? (Причастный оборот, определяемое слово, деепричастный оборот, обособление). Проверим, насколько хорошо вы их знаете.

II. Организационно-деятельностный этап

План урока

1. Упражнение “Закончи предложение”

  • Определяемое слово – это
  • Причастный оборот – это
  • Деепричастный оборот – это
  • Обособление – это

2. Орфографическая пятиминутка: упражнение 638: по вариантам. А по каким признакам вы будете делить слова на группы? (ОГЗ, суффиксы))

Какие орфографические правила можно проиллюстрировать данными примерами?

(Самопроверка)

Вспомните, чем отличается выделение на письме причастных и деепричастных оборотов.

3. Работа с текстом

Лесной пожар

Спасаясь от огня старый ворон часто замахав крыльями перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка зашатавшаяся под тяжёлой птицей согнулась и ворон долго раскрывал крылья стараясь удержаться на ветке. Громкий треск раздавшийся из лесной чащи испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и подпрыгивая скрылся в траве.

  • Какова тема текста? (Отражена в заголовке) Основная мысль? (Пожар – это страшно).
  • А что такое пожар? (Страшное стихийное бедствие) Чем они страшны?
  • Ребята, а кто, по-вашему, является чаще всего виновником пожаров?
  • Что же делать, чтобы их было как можно меньше?

Выполняя следующее задание, вы работаете в парах: прямо на распечатанных листах выполняете задание. Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы справиться с заданием? (Вспомнить, чем отличается обособление ПО и ДО; отрабатывать умение видеть ПО и ДО и навык постановки знаков препинания при них)

Проверка. (Заполняем листы самооценки)

4. А теперь мы с вами проведём стилистический эксперимент “Какова роль причастных и деепричастных оборотов в тексте?”. Запишите текст без причастных и деепричастных оборотов, передайте только его основное содержание.

Старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка согнулась, и ворон долго раскрывал крылья. Громкий треск испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и скрылся в траве.

В какой ситуации возможно использовать текст, полученный нами экспериментально? (Если нужно сжато передать информацию)

5. Выполняя перспективное домашнее задание, вы работали в группах – составляли алгоритм “Как правильно расставить знаки препинания при причастном обороте” (упр. 637). Представьте результаты вашей работы.

III. Контрольно-регулировочный этап. Тестирование по вариантам. (На распечатанных листах)

1. Природа есть родина всех талантов, (1) начиная от росинки-солнца, (2) сверкнувшей всеми огнями, (3) кончая талантами, 4) переходящими в историю культуры.

  • 1 вариант – выпишите цифры, обозначающие запятые при причастных оборотах
  • 2 вариант – выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастных оборотах

Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики
На тропинке солнечные блики
На камнях играющего краба
На могиле тень от баобаба
Ястреба парящего над полем
Полумесяц над речным покоем
Ласточку мелькающую в жите
Берегите землю!

  • 1 вариант – найдите и выпишите определяемые слова с причастным оборотом, которые соответствуют схеме [х, п.о.]
  • 2 вариант – найдите и выпишите определяемые слова с причастным оборотом, которые соответствуют схеме [п.о. х]

Кто высунул в калитку нос?
Кто?! Злобный и рычащий пёс.
Вчера, стоявший на пути, (1)
Он не давал мне в сад войти.
Любой, привязанный к столбу, (2)
Вот так бы злился на судьбу.
Я косточек ему принёс
И был облизан. Прямо в нос.

  • 1 вариант – какой схеме соответствует обособление ПО (1): а) [сущ., п.о.], б) [м., п.о.]
  • 2 вариант – какой схеме соответствует обособление ПО (2): а) [м., п.о.], б) [сущ., п.о.]

IV. Оценочно-результативный этап

Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

  • А – задания мне были понятны, я легко справился с ними
  • В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила
  • С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны

Домашнее задание.

По выбору

  • Выпишите из стихотворений М.Ю. Лермонтова 3-4 предложения с причастными и деепричастными оборотами.
  • Составьте и запишите текст из 5-6 предложений, используя материалы упр. 634.
  • Выполните упражнение № 635 (только для тех, кто оценил себя С).

Особенность деепричастного оборота такова, что в подавляющем большинстве случаев он обособляется запятыми. Выделение знаками препинания происходит независимо от расположения оборота в предложении. Однако существуют исключения из этого правила, которые подробно описаны в данной статье.

Постановка знаков препинания при употреблении деепричастного оборота

Деепричастный оборот - это речевая конструкция, обозначающая добавочное действие и представленная деепричастием с зависимыми словами. В предложении выделяется запятыми (обособляется). Знаки препинания при деепричастном обороте используются не зависимо от позиции речевой конструкции относительно глагола-сказуемого, к которому она относится:

  • в начале предложения , он выделяется запятой только с одной стороны.

    Примеры : Придя домой , он покормил котенка. Закрыв окно , она подошла к шкафу.

  • Если деепричастный оборот находится в конце предложения , он также обособляется только с одной стороны.

    Примеры : Маша слушала музыку, убирая в комнате . Андрей ремонтировал велосипед, разговаривая с другом .

  • Если деепричастный оборот стоит в середине предложения , он выделяется запятыми с двух сторон.

    Примеры : Катя, сняв чайник с плиты , поставила его на стол. Мы, перейдя через мост , решили сделать привал.

Когда деепричастный оборот не выделяется знаками препинания?

В некоторых случаях деепричастный оборот в предложениях не обособляется:

  • Если деепричастный оборот является частью фразеологического выражения.

    Примеры : Они так испугались, что бежали сломя голову прочь. Не люблю, когда люди работают спустя рукава .

  • Если деепричастный оборот включает союзные слова: который, которая, которое, которые .

    Примеры : Саша думает над задачей, решив которую он сможет пойти гулять. Петя купил гитару, играя на которой он исполнил новые песни.

  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения с другим деепричастным оборотом или необособленным обстоятельством (наречием) и употребляется через союз и .

Тема : Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

Цели : 1) Дать понятия «деепричастный оборот» и «одиночное деепричастие».

2) Вырабатывать умение видеть в предложении деепричастный оборот и одиночное деепричастие, обособлять их на письме, конструировать предложения.

3) Создать на уроке атмосферу доброты, сотрудничества.

4) Развивать навыки коммуникативного общения.

5) Учить видеть удивительное рядом, развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование : схемы, раздаточный материал, рисунки, текст, словари.

Ход урока

1.Оргмомент .

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется с таких стихотворных строк Аллы Мережко:

Хочу идти по жизни не спеша,

Любуясь ею, ожидая чуда,

Чтоб замирала радостно душа

В мелодии, звучащей ниоткуда. (На доске)

И вам, ребята, я желаю идти по жизни и любоваться удивительным миром, ожидать чуда, открывать для себя новое, что мы сегодня и постараемся сделать. Я верю, что у нас всё получится.

2.Целеполагание .

Тема нашего урока «Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии». Глядя на тему, сформулируйте цели нашего урока.

Итак, целями нашего урока будут:

1)познакомиться с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием,2)выяснить, когда же будем обособлять на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие, а также грамотно употреблять деепричастные обороты и одиночные деепричастия в речи.

3.Актуализация знаний.

А что означает обособить на письме запятыми? (Выделить запятыми).

Посмотрите, пожалуйста, на запятые в данном четверостишии. Постановку всех запятых мы можем объяснить? (Нет, только при причастном обороте)

(Вызываю ученика, который графически выделяет причастный оборот.)

Почему обособляем причастный оборот в данном предложении?

Всегда ли обособляем причастный оборот?

Напомните, пожалуйста, основные схемы-правила, когда обособляем, когда не обособляем причастный оборот.

(Вызываю ученика, который чертит схемы-правила.)

А что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? Можем ли мы провести аналогию с причастным оборотом и ответить на вопрос: что такое деепричастный оборот?

Назовите деепричастные обороты в четверостишии. Каким членом предложения является деепричастный оборот? Почему вы сделали такой вывод?

Какими моделями словосочетаний представлены деепричастные обороты? Какой ещё моделью может быть представлен деепричастный оборот? Приведите примеры. Вывешиваю на доску схемы:

деепричастие +существительное; деепричастие +местоимение;

деепричастие +наречие.(деепричастие – главное слово)

Как вы понимаете, что такое одиночное деепричастие? Есть ли понятие одиночное причастие?

Итак, сделаем выводы. Продолжите предложения.

Деепричастный оборот – это…

Одиночное деепричастие – это…

4.Подход к теме

Можем ли мы сейчас объяснить запятые в четверостишии? Почему? (Мы ещё не знаем, при каких условиях обособляем и не обособляем деепричастный оборот и одиночное деепричастие.)

Какими способами узнаем? (Выдвижение гипотез: посмотрим в учебнике, самостоятельно постараемся узнать, спросим у учителя).

Для того чтобы вы сами могли сделать определённые выводы, я предлагаю вам материал для наблюдений.(Смотри ниже) Работать будете в парах. Анализируя примеры, сделайте выводы, когда будем ставить запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии, а когда не будем? Отразите выводы в схемах-правилах. (Обращаю внимание на доску, на которой оформлено всё, кроме схем)

Обособляем Не обособляем

Деепричастный оборот Деепричастный оборот

[ ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕ , ═] [═ ∕–∙–∙‌⁄] д.о.=фразеолог.

[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═]

[═,∕–∙–∙‌⁄]

Одиночное деепричастие Одиночное деепричастие

[ ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕ , ═]

[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═] [═ –∙––∙]

[═,∕–∙–∙‌⁄] о.д.=наречие,о.д.=сущ.с предлогом

После работы в парах вызываю ребят. Отвечают, когда обособляем, а когда нет. Затем вызываю учеников, которые чертят схемы, делают выводы. Говорю о нюансах схемы, где одиночное деепричастие не обособляется: обычно в конце предложения, можно заменить наречием, существительным с предлогом; важно, не что делает предмет, а как.

Проверим наши выводы по учебнику.

5.Первичное закрепление .

Вот теперь объясните знаки препинания в четверостишии? Как вы можете охарактеризовать обстоятельства? (Однородные.) Повторяем, какие члены предложения называют однородными.

Автор пишет, что хочет идти по жизни и любоваться жизнью. А когда человек чем-то любуется, какие чувства наполняют его душу? (Восторга, восхищения, любви, удивления)Работа со словарём. Ребята объясняют лексическое значение слова «удивляться» и подбирают синонимы.

Чему же можно удивляться? (В хорошем смысле этого слова)

Сконструируйте предложения, взяв за основу данные обороты

Море, рождая волны,…

Приоткрыв глаза,…

По схеме[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═]

Зачитывают свои предложения.

6.Закрепление .

Вы уже сами можете конструировать предложения. Отрадно, что без ошибок, но всё-таки, чтобы не допускать ошибок в употреблении деепричастных оборотов в речи, помните о …

Сравните два предложения и скажите, о чём необходимо помнить? Почему деепричастие предупреждает: «Не меряя семь раз, не режь».

Открыв окно, быстрый ветер ворвался в комнату.

Нежась на солнце, змея свивалась тройным кольцом.

Сделайте вывод. (И добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, выполняет одно лицо)

В дополнение к этому, подберите правильное продолжение к деепричастному обороту.

Удивляясь миру,

расцветает человеческая красота.

человек наполняет душу радостью жизни.

Можем ли мы данное предложение (второе) заменить синонимичной конструкцией? (Когда человек удивляется миру, он наполняет душу радостью жизни). Вспомните, как мы заменяли предложения с причастными оборотами.(сложноподчинённым предложением с придаточным определительным- понятие вводилось в 6 классе при изучении темы «Относительные местоимения».)

7.Работа по тексту .

Вы дружно работали, делали выводы, работая в парах и самостоятельно. Далее я предлагаю вам исследовать текст «Лебеди». (распечатка на парте). Первая группа – с точки зрения стиля речи, вторая группа – с точки зрения орфографии(пропущенные орфограммы);третья группа – найти деепричастные обороты и одиночные деепричастия. В ответе используйте научный стиль, можно свой ответ начинать с деепричастного оборота. (Исследуя текст с точки зрения…,….) Общее задание для трёх групп - роль деепричастных оборотов в тексте.

Ответы групп по предложенным вопросам.

Какова роль деепричастных оборотов в тексте? (Деепричастия более выразительно дописывают, дорисовывают основное действие. Показывают экспрессию движения, ярче подчёркивают динамику событий.) Работа со словарём толковым, затем со словарём антонимов: динамика-статика.

Ребята, какие чувства испытывает автор, когда наблюдает за птицами? Какие легенды о лебедях вы прочитали к уроку? Одну- две легенды слушаем. Затем прошу ребят сформулировать основную мысль легенды предложением с деепричастным оборотом.

Ребята, а в каком произведении идея любви, верности отражается так же ярко, как и в легенде. Это произведение – гимн любви, верности.(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»).С 2008 года 8 июля объявлен Всероссийским праздником семьи, любви и верности.

Ребята, что у нас может вызывать такие чувства, как в данном тексте? (Красота)Не только красота природы, человека, его поступков, но и красота слова, языка нам помогает выразить наши мысли, знания. Соприкосновение с удивительным миром делает нас духовно богаче, будит в нас прекрасное. Общаясь со мной на уроке, вы показали это. А хорошо ли поняли тему урока, проверим с помощью теста (+взаимопроверка).

8.Рефлексия.

Подумайте над всем услышанным во время урока и коротко оформите точку зрения по поводу урока.

Исследуя материал по теме, я (узнал, смог придумать…) и захотел…;

я (понял, разобрался…), теперь я….

9.Комментарий оценок.

Если вы не только поняли тему урока, но и услышали, что нас окружает удивительный мир, значит, урок не прошёл мимо вас. Нам, я думаю, стоит постараться не только видеть красоту, но и беречь её, чтобы ощущать радость жизни.

10.Домашнее задание.

Постарайтесь дома составить текст, используя в нём деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Подумайте, о чём можно рассказать, чтобы показать динамику событий. (Ответы детей.) Подсказываю рисунками с изображением дельфинов, бушующего моря и т.д.

Смотри приложение (материал для наблюдений, текст, тест)

Материал для наблюдений

Желаю успеха!

Деепричастный оборот обособляем.

1.Опрокидывая на своём пути, вихрь промчался над деревней.

2.Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

3.Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце.

Будьте внимательны!

Деепричастный оборот не обособляем.

1.Ребята работали засучив рукава.

Мчаться высунув язык, работать спустя рукава, трудиться не разгибая спины, бежать сломя голову, говорить положа руку на сердце - что это?

Обособляем одиночное деепричастие.

1.Улыбаясь, я восторженно рассказывал об отдыхе.

2.Я узнал, приглядевшись, родную тропинку.

3.Мой друг радостно осмотрелся вокруг, приземлившись.

Будьте внимательны!

Одиночное деепричастие не обособляем.

1.Он работал шутя(=наречие легко).Он говорил улыбаясь(=сущ.с предлогом с улыбкой).

Лебеди

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё (не) вида..ым мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающ..хся с далёк..го юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещё..ые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружились над заливом, потом стали садит..ся на воду.

Ещё никогда не видел я такой чудесн..й, почти сказочн..й картины. Я сидел на маленьк..м островке и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавш..м мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали поднимат..ся и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

(По И.Соколову-Микитову.)

Тест по теме «Деепричастный оборот»

1.Найдите словосочетание деепричастие +существительное

а)скользя по снегу а)вырастить дерево

б)сбросить листья б)одетые в листву

в)заросший пруд в)замирая от страха

2.Найдите предложение с деепричастным оборотом

а)Морозец ударивший ночью а)Сверкая белоснежным оперением птица

сразу всё преобразил. пересекла реку.

б)Раскинув могучие крылья б)Листки сорванные ветром порхали

птица кружилась над серединой в воздухе.

реки.

3.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а)Пройдя длинную аллею лип, а)Ветер поднимая пыль на дороге,

старик опустился на скамейку. яростно выл в трубе.

б)Дорога, извиваясь подползает б)Море, рождая волны,

ближе к песчаной полоске. украшало их бахромой пены.

4.Найдите предложение, где не обособляем деепричастный оборот или одиночное деепричастие. Знаки препинания не расставлены.

а) Улучив удобную минутку а)Он отвечал скрепя сердце.

он вышел на свежий воздух.

б) Мы смотрели выпучив глаза. б)Приоткрыв глаза я увидел цветущий

луг.

5.Найдите предложение с грамматической ошибкой.

а)Подъезжая к станции, у меня а)Поднимаясь вверх, птицы хлопают

слетела шляпа. крыльями.

б) Не замечая меня, лебеди мирно б)Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

плавали.

В предложении? В данной статье мы разберем эти вопросы, а также ответим на вопросы о том, когда необходимо обособлять подобные конструкции, а когда этого делать не стоит. Разумеется, в ходе статьи разберем и соответствующие примеры.

Вступление

Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте давно стали неотъемлемой частью изучения программы русского языка, проходить которую начинают еще в средней школе. Итак, а что же такое деепричастный оборот?

Деепричастным оборотом называется не что иное, как деепричастие, имеющее при себе зависимые слова. Таким оборотом может быть выражено и

Как известно, в русском языке имеются как самостоятельные части речи, так и служебные. Так вот, к первой группе относится как раз деепричастие, из которого составляется деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте регламентируются использованием соответствующих правил, которые мы рассмотрим в следующих пунктах.

Вообще, эта часть речи обозначает, по сути, добавочное действие. При этом оно относится к основному действию, описанному в определенном фрагменте текста. И еще: знаки препинания при причастном и деепричастном обороте ставятся одинаково.

Что сочетает в себе деепричастие?

Оно сочетает в себе признаки сразу двух частей речи: глагола и наречия.

Что в деепричастии имеется от каждой названной части речи?

От глагола деепричастию “достались” такие признаки, как вид и залог, возвратность. А от наречия деепричастие “унаследовало” неизменяемость, а также которая свойственна обстоятельству.

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Эта часть речи отвечает на следующие вопросы: “Что делая?”, “Что сделав?”

Введение в деепричастные обороты

Что такое одиночное деепричастие в русском языке, мы уже выяснили. А вот что представляет собой вся конструкция? Знаки препинания при деепричастном обороте могут расставляться в разных позициях, согласно правилам.

Конструкция представляет собой систему из одиночного деепричастия и зависимых слов, которые находятся при нем. Остальные параметры у оборота остаются теми же, что и у одиночного деепричастия. Речь идет в первую очередь о вопросах, на которые оно отвечает, а также о его роли в предложении. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом могут стоять в нескольких позициях.

Допустим, что в предложении имеется эта часть речи. Тогда в этом же предложении обязательно должно быть сказуемое, выраженное глаголом. Оно будет обозначать основное происходящее действие, в то время как деепричастие или деепричастный оборот будет это действие дополнять некоторыми, если угодно, пояснениями или уточнениями.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Сразу следует сказать, что постановка знаков препинания будет иметь некоторые нюансы. Есть некоторые алгоритмы, которые позволят разбираться в большинстве случаев. Однако порой правила становятся бессильными в случае тех предложений, когда, казалось бы, запятая должна стоять, но на самом деле ее нет. Тут помочь может только интуиция, потому что правилами такие случаи никак не объясняются. Но с этим мы разберемся позднее, а сейчас поговорим о другом.

Используя деепричастный оборот, человек должен четко осознавать, что при этом основное действие (выражающееся глаголом, роль которого - сказуемое) и добавочное действие (выражающееся нашим любимым деепричастным оборотом) имеют отношение к одному и тому же лицу.

Стоит отметить тот факт, что такие конструкции частенько имеют место в односоставных предложениях определенно-личного типа. При этом сказуемое в таком предложении может быть выражено глаголом, стоящим в повелительном наклонении. Это, кстати значит, что подлежащее в предложении будет достаточно легко найти.

Еще один нюанс: употреблять деепричастный оборот можно также в безличных предложениях. При этом он будет иметь связь с глаголом-инфинитивом.

Примеры деепричастных оборотов в предложениях

1) Тихо, едва ли не приседая до самой земли, он прошел мимо, не сводя глаз с объекта своего наблюдения.

2) Они долго ругались, пуская в ход острые слова, имеющие не самый хороший смысл, а затем она ушла, хлопнув на прощание дверью.

3) И кто бы мог подумать, что, решив, наконец-таки, привести свою комнату в порядок, он найдет то, чего ему так долго не хватало, о чем он уже почти забыл?

4) Увидев свору собак, кошка не просто вскарабкалась на дерево - она на него едва не взлетела.

5) Выпустив из-под колес клубы резко царапнула шинами асфальт и, протяжно взревев, сделала быстрый рывок вперед.

Постановка знаков препинания

Знаки препинания при деепричастном обороте ставятся в различных случаях. Их употребление регламентируется правилами и исключениями. Обычно они зависят от того, где в предложении стоит деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте могут ставиться с одной стороны (если оборот расположен в самом начале или конце предложения), с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения), а также могут вообще не ставиться (если имеет место исключение из правила).

Вообще, многие источники говорят о том, что оборот обособляется всегда, в любой позиции. Это неверно, поскольку существуют исключения, а также некоторые пункты, которые запрещают постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Их мало, бесспорно, но они все же есть. Постараемся дальше разобраться, что же это за случаи.

Когда деепричастный оборот не обособляется?

Постановка знаков препинания при деепричастном обороте не имеет места в том случае, если сам оборот сливается по смыслу с основным действием. А когда его нельзя употреблять?

Во-первых, если основное и добавочное действия относятся к разным словам. Пример: “Пробежав дистанцию быстрее всех, у финишировавшего обувь пришла в негодность”. Такое предложение, а вернее, использование в таком предложении данного деепричастного оборота станет нарушением синтаксических норм. Сравните это предложение со следующим: “Пробежав дистанцию быстрее всех, финишировавший вскоре отпраздновал свой триумф”.

Нельзя использовать деепричастие и деепричастный оборот в том случае, если в безличном предложении отсутствует инфинитив. То есть при этом конструкцию просто не к чему будет отнести. В то же время в подобном предложении может присутствовать сочетание, составленное из местоимения или существительного, играющего роль дополнения и глагола-сказуемого. Пример: “Посмотрев на то, какая погода за окном, мне сразу же погрустнело”. Это также нарушение синтаксических норм. Правильно будет в данном случае: “Посмотрев на то, какая за окном погода, я сразу же погрустнел”.

Запрещено использование конструкции, если она относится к причастиям страдательного рода. Выходит, что субъект действия, который обозначен деепричастием, и субъект действия, который выражен сказуемым, не совпадают между собой. Пример: “Мяч, улетев со стадиона, все же был пойман”. Здесь ошибка заключается в том, что один оборот относится к улетевшему мячу, а второй оборот - уже к людям, которые его поймали.

Заключение

Итак, что мы выяснили в ходе данной статьи? Во-первых, что знаки препинания в предложения с деепричастным оборотом могут ставиться по-разному, в зависимости от его нахождения в предложении. То есть они могут стоять с одной стороны (если оборот расположен в начале/конце предложения), а могут стоять сразу с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения). Во-вторых, знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте ставятся одинаково. В-третьих, постановка знаков препинания регламентируется синтаксическими нормами. В-четвертых, хотелось бы напоследок отметить сходство постановки, которую имеют знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.